Александрия египетская сообщение по истории

Обновлено: 18.05.2024

Александрия Египетская (греч. ̓Αλεξάνδρεια, араб./тур. Искандеры, Скандеры) - центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет [1], крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в западной части дельты Нила. В 1990-е годы площадь города составляла ок. 65 кв. км. (без пригородов), население - ок. 3,6 млн. человек.

Александрия была основана Александром Великим в 331-332 году до н. э. после завоевания им Египта и названна в его честь. История ее появления изложена в многочисленных и часто противоречивых свидетельствах из разных античных источников.

По одной из легенд Александр начертил план нового города, насыпав основные линии зерном, поскольку у него под рукой не оказалось мела. Некоторые авторы упоминают стаи птиц, которые слетелись к ногам великого полководца и склевали зерно. Спутники Александра истолковали это как хороший знак: новый город будет процветать и кормить многие народы. По сведениям Псевдо-Каллисфена, на территории будущего города располагалось 16 египетских деревень, из которых значительным было лишь поселение Ракоте или Ракоти (коптско-саидский rakote, бохайрский rako+ - "основанное богом Ра"), где уже при фараонах Саисской династии (VII-VI вв. до Р. Х.) селились греки. Впоследствии это имя носил один из кварталов (греч. ῾Ρακῶτις), а египтяне называли так сам город.

Александрия стала форпостом, выполнявшим функции связующего звена между отдельными частями державы Александра. После смерти Александра (тело которого, по одной из легенд, было перевезено в Александрию) город стал столицей эллинистического государства Птолемеев в 305-330 годах до Р. Х. и вскоре превратился в крупнейший религиозный, культурный и экономический центр Средиземноморья. Алексндрия поддерживала тесные связи с Малой Азией, Палестиной, Аравией, Грецией, островами Эгейского моря, Карфагеном, Сицилией и Римом. Она стала полиэтничным торговым центром и средоточием чудес света.

Религиозная жизнь города в эллинистическую и раннехристианскую эпохи была очень пестрой: здесь процветали местные культы Сараписа и Исиды, многочисленные египетские языческие боги были отождествлены с греческими. Через Александрию восточные культы стали распространяться по Средиземноморью. Являясь практически единственным крупным городом в Египте, Александрия была оторвана от жизни долины Нила. Формально город обладал самоуправлением, которое осуществляли основанный Александром и вскоре упраздненный совет (буле) и организованное по афинскому образцу народное собрание (экклесия); главным должностным лицом являлся гимнасиарх, выступавший в качестве представителя народа. Однако реально столица Птолемеев не обладала автономией от царской власти, устроенной по образцу восточных монархий.

Достаточно замкнутая, несмотря на эллинизацию, иудейская община, преуспевавшая в экономическом плане, оказывала существенное влияние на ход политических дел в Александрии. К началу римского господства в Египте в 30 году до Р. Х. александрийские евреи являлись крупнейшей общиной диаспоры, составляя около трети почти миллионного населения города и располагая не менее чем 13 синагогами. Среди александрийцев были распространены антиримские настроения, и евреи, сотрудничавшие с римлянами и получившие от них привилегии, стали предметом ненависти плебса. В 38 году произошло наиболее крупное этническое столкновение, вызванное требованиями евреев предоставить им полные права гражданства. При попустительстве римского наместника еврейский квартал был разгромлен. Погромы александрийских евреев при Траяне и при Адриане изменили общее положение общины в Александрии, значительно ее ослабив. Последнее гонение имело место в 215 году, после чего большинство евреев окончательно покинуло город.

В I веке до Р. Х. Александрия стала ареной гражданских войн в поздней Римской республике. В 47 году до Р. Х. здесь был убит Гней Помпей, бежавший от Цезаря; последний вернул власть египетской царице Клеопатре VII, одержав победу в Александрийской гавани (именно тогда устроенный Цезарем пожар флота перекинулся на городские кварталы, погубив знаменитую библиотеку). В 31 году до Р. Х. потерпевшие поражение от Октавиана в морском сражении у мыса Акций Марк Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, и 4 августа 30 года до Р. Х. в Александрию вошли римские войска. Египет был объявлен римской провинцией, что считается завершением эллинистической эпохи. В римское время Александрия, уступавшая по значению только самому Риму, играла важную роль как морские ворота Египта - хлебной житницы Римской империи. Императоры заботились о процветании города, где тем не менее всегда господствовал оппозиционный дух. Посетивший город император Каракалла (211-217), раздраженный намеками жителей на убийство им собственного брата, устроил в городе массовые казни и ввел легионы. С III века начинается постепенный упадок Александрии. После смерти императора Декия в 251 году александрийцы выдвинули своего кандидата на римский престол - Емилиана. В 270 году император Аврелиан за поддержку жителями Александрии пальмирской царицы Зиновии велел срыть городские стены. В IV веке Александрия, бывшая крупнейшим городом Восточной Римской империи, стала ареной борьбы между православными и арианами. Позднее в результате соперничества Александрии с быстро растущей новой столицей - (Константинополь=Константинополем)) - в ней еще более возросли антиимперские настроения, что способствовало поддержке ереси монофизитства со стороны значительной части населения Александрии.

В 641 году после 14-месячной осады Александрию захватили арабы во главе с военачальником Амром. С VII века стала сворачиваться внешняя торговля города, кроме связей с Индией, поддерживавшихся венецианскими купцами. После основания Каира в 969 году Александрия окончательно утратила ведущую роль в Восточном Средиземноморье.

В 1517 году город был взят турками. К концу XVIII века он насчитывал около 6 тыс. челеловек. В 1798 году Александрия была завоевана французами. Лишь в начале XIX века при Мухаммеде Али наметилось возрождение города. Мухаммед Али вновь соединил Александрию с Нилом при помощи канала Махмудия и построил там свою резиденцию. В 1882 году в Александрии вспыхнуло восстание под предводительством Араби-паши против засилья европейцев, в ответ на которое английские войска подвергли город бомбардировке и захватили его. Так Александрия превратилась в британский колониальный порт. В 1946 году английские войска были выведены из ставшего независимым Египта.

Топография и археология

План Александрии, разработанный архитектором Дейнократом по системе Гипподама, был основан на прямоугольной сети улиц. 2 осевые и очень широкие (более 30 м.) улицы с колоннадами по сторонам перекрещивались с многочисленными мелкими улицами. Древний город был окружен стенами. О размерах Александрии позволяют судить сведения Страбона, посетившего Египет в 25-24 году до Р. Х. вместе с префектом Египта Элием Галлом [3]: 30 стадиев (5,3 км) в длину, от 7 до 8 стадиев (1,2-1,4 км) в ширину. Город делился на 5 районов (климатов), обозначавшихся первыми 5 буквами греческого алфавита: Α, Β, Γ, Ϫ, Ε. При императоре Адриане (117-138) город увеличился еще на один район, названный в честь императора - Адрианов. Описание Александрии римского времени, сделанное после 117 и до 272 года, сохранилось в хронике Михаила Сирийца XII века. Сообщая, что в городе насчитывалось, без учета пригородов, 2478 храмов, 47 790 (по др. версии, 24 296) домов и 1561 терм, этот источник называет Александрию величайшим городом мира. Действительно, во времена империи она уступала по величине только Риму.

Прямо против города лежал остров Фарос, на северной оконечности которого в III веке до Р. Х. был построен знаменитый маяк из белого мрамора высотой 110 м, одно из семи чудес света; он рухнул в 326 году [4], в XV веке на его развалинах был построен форт Каитбай. Остров соединял с городом мол Гептастадий, по сторонам которого были главные гавани: Большой порт на северо-востоке и порт Евноста на юго-западе. С востока город соединялся каналом с Нильской дельтой, а через нее - с остальным Египтом. Вне городской стены располагался некрополь, впоследствии превращенный в христианское кладбище. В северо-восточной части Александрии предположительно находился еврейский квартал, который был отделен стеной от ипподрома. В царском квартале, по-видимому, находились дворцы Птолемеев, окруженные садами, гробницы Александра Великого и Птолемеев, Мусейон с библиотекой. В городе были большой театр, храм Посейдона, Тимонейон, построенный Марком Аврелием, Кесарион (Цезариум), рыночная площадь - форум, гимнасий, Акрополь со зданием Сарапеума (построен в конце IV века до Р. Х.), еще одна большая библиотека, ипподром, суд и множество роскошных зданий, храмов и статуй. К началу IV века в Александрии уже насчитывалось 7 или более христианских церквей.

За исключением немногих зон археологических раскопок, попытки локализации и атрибуции общественных зданий и храмов остаются гипотетическими. Польские археологи в Ком эль-Дикка, в самом центре города, раскопали важную часть римского и византийского города: небольшой квартал позднеримского времени с жилыми домами, термы, возможно, III века по Р. Х., 2 общественных здания (одно из которых определили как одеон, а другое являлось, по-видимому, местопребыванием римского консула после 200 года). В этом же квартале найдены мозаичные полы, множество граффити и изображений игр на ипподроме и прочее.

Значительная часть города, описанного Страбоном, исчезла при Диоклетиане (284-305) в результате разрушений и нового строительства. Однако основная планировка античного города сохранялась и на протяжении христианских и мусульманских периодов. Александрия оставалась величайшим городом Восточной Римской (Византийской) империи. Восторженное описание ее имеется у Аммиана Марцеллина [5]. Однако на протяжении византийского периода происходило неуклонное возвышение Константинополя и начался постепенный упадок Александрии: были перестроены крепостные стены, в результате чего площадь города сократилась (не стало восточных кварталов). В конце IV века, когда при святом императоре Феодосии I в империи окончательно восторжествовало Христианство, в Александрии истребили значительную часть статуй, разрушили театр, храмы Диониса и Сарапеум. В 415 году был разгромлен еврейский квартал. В 536 году Александрия пережила крупный пожар. Завоевание Египта арабами в 651 году привело к эвакуации из города большинства греческого населения и резко подорвало ее торговое значение. В 973 году столица Египта была перенесена в Фустат (ныне Каир), что привело к дальнейшему упадку Александрии. Обмелевшие гавани, система искусственных каналов и искусственных озер, связывавшая город с Нилом и внутренним Египтом, были заброшены. В середине XIX - начале XX века город пережил новый расцвет и активное строительство сильно повредило археологическим изысканиям: ни от одного из великих городов древности не сохранилось так мало, как от Александрии.

Катакомбы и некрополи

Археологическими раскопками обнаружены скальные гробницы Анфуши (II в. до Р. Х.) у Западного порта; некрополь в районе Мустафы-паши (I в. до Р. Х.); катакомбы Ком эш-Шаукафа (кон. I-II вв.), крупнейшие в Египте, сохранившие росписи и рельефы. Христианские некрополи обнаружены за городом между Шатба и Хадра, поблизости от Сарапеума и между Абаттуаром и Декхела. В 1820-1821 годах были найдены христианские катакомбы близ Габбариса.

В 1858 году близ колонны Помпея найдены катакомбы в Кармузе, которые получили название катакомб Вешера. В 1864 году там были открыты росписи [6]. Катакомбы состояли из 2 помещений. С юга располагался зал с апсидой в западной части и галереями с локулами в восточной. В северо-восточном углу зала в христианское время был устроен баптистерий. На севере помещалась камера с 3 аркосолиями. В апсиде зала и аркосолиях камеры имелись росписи. В апсиде был изображен Христос на троне между апостолами Петром и Андреем (Чудо умножения хлебов и рыб), Брак в Кане Галилейской. По сторонам от фриза апсиды представлены Иоанн, Марк, Варфоломей, Иаков и другие апостолы. В аркосолиях камеры были представлены Воскресение Христово, иллюстрация к Пс. 91, 13, Вознесение Господне. Кроме того, были изображения апостолов, пророков, мучеников, креста с греческой надписью, Космы и Дамиана. По поводу датировки росписей существуют различные мнения: фриз в апсиде камеры Дж. де Росси датировал серединой IV века, О. Вульф - не ранее конца IV века, Й. Вильперт - V-VI веками.

В 1876 году недалеко от Кармуза найдены христианские катакомбы, названные Капеллой Руфини. В 1887 году христианские погребения обнаружены в катакомбах Мустафы-паши, а в 1897 году - в катакомбах Абу-эль-Ашем.

Церкви

В христианское время некоторые античные храмы были превращены в церкви или разрушены, а на их месте возводились церкви. Главным покровителем церковного строительства в Александрии был патриарх Феофил I (384/385-412). На развалинах Сарапеума, разрушенного в 391 году, он возвел мартирий и храм Иоанна Предтечи. Там же была выстроена церковь, носившая имя Феодосия II. На острове Фарос Феофилом была возведена церковь архангела Рафаила.

Памятники искусства и художественные ремесла

Памятников античного периода в Александрии сохранилось немного: Колонна Помпея из красного гранита, возведенная в Сарапеуме в честь взятия Александрии Диоклетианом, цистерны из известняка, остатки гробниц некрополя, декоративные мозаики полов, рельефы.

На протяжении византийского периода Александрия была центром производства драгоценной порфировой скульптуры, предназначенной прежде всего для статуй императоров и правителей, которые хранятся во многих музеях мира, например бюст императора Максимина Дайи (нач. IV в.) из Каирского музея. В 1893 году Г. Ботти обнаружил в раскопках квартала Лаббане стенку порфирового саркофага IV века. Порфир доставлялся из Александрии в Константинополь для декорации дворцов и храмов - так, в 532-537 годах был привезен порфир для 8 колонн в угловых экседрах собора Святой Софии.

Из Александрии происходит ряд замечательных памятников византийской эпохи: надгробные стелы VI века с греческими надписями и изображением святого Мины между верблюдами, рельеф из монастыря святой Феклы начала V века (Музей Александрии), мраморные капители колонн, деревянные резные рельефы, хранящиеся в различных музеях.

В Александрии процветало ремесло резьбы по слоновой кости, ювелирное и текстильное производство, переписывание книг и иллюстрирование рукописей. Здесь была создана знаменитая иллюстрированная мировая хроника на папирусе раннего V века, фрагменты которой хранятся в ГМИИ имени А. С. Пушкина и в собрании папирусов Венской Национальной библиотеки.

Христианство в Александрии

Именно в Александрии в I веке нашей эры началась христианизация Египта, здесь по преданию проповедовал святой апостол Марк. С первых лет Христианства епископ Александрии пользовался особым уважением, со временем восприняв титулы патриарха и папы и сделавшись главой одного из древних Патриархатов - Александрийской Православной Церкви. С появлением монофизитства Александрийская Церковь подверглась тяжелой смуте и большинство верующих отпали от Православия, чем было положено начало Коптской Церкви. Подробнее об истории и нынешнем состоянии Христианства в Александрии см. статьи Александрийская Православная Церковь, Коптская Церковь.

Святые

Православные монастыри

Православные храмы


  • Благовещения Пресвятой Богородицы, кафедральный патриарший собор

Литература

Археология

Использованные материалы

[1] На начало XXI века.

[2] Иосиф Флавий, Иудейская война, II 18. 7; Иуд. древн., XIV, 117; Филон, Против Флакка, 55.

[3] Геогр. XVII 1. 1-19.

[4] Так по статье Православной Энциклопедии. По другим данным - рухнул в XIV веке от сильного землетрясения.

[5] История, XXII, 15-16.

[6] Вместе с планом катакомб опубликованные Дж. де Росси в 1865 году.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Александрия. Египет.

Египет – страна с древнейшей историей. Здесь в 4 тысячелетии до нашей эры зародилась одна из первых цивилизаций, оставившая после себя множество свидетельств. Египетские пирамиды и сфинкс известны во всем мире. Однако был в истории Египта и другой период, когда завоеванные Александром Македонским, египетские земли вошли в состав его великой империи. Главным свидетельством тех далеких времен является замечательный город Александрия.

Александрия не является типично египетским городом. Она раскинулась на берегу Средиземного моря в 225 км от Каира. Здесь проживает более 4 миллионов человек. Александрия является крупным портовым, промышленным и торговым центром.

Основал Алексанрию в 332 г. до нашей эры сам великий царь Александр. Строительство города началось на косе, которая разделяет Средиземное море и озеро Мареотис. Выгодное местоположение способствовало быстрому росту и процветанию нового города. При династии Птолемеев Александрия стала столицей Египта и была великим центром эллинской культуры. Здесь жили и работали знаменитые скульпторы, ученые и писатели того времени.

В ту великую эпоху были основаны Александрийский музей и знаменитая Александрийская библиотека, которая содержала около полумиллиона свитков. Среди свитков были работы Евклида, Страбона, Софокла, Эсхила, Еврипида и других великих людей.

В 280 году до н. э. Состратом Книдским был создан Александрийский маяк – одно из 7 чудес античного мира. Маяк имел высоту около 120 м. Он был выстроен из известняка и мрамора. Венчала маяк статуя Посейдона семиметровой высоты. Сильнейшее землетрясение 1326 года стерло великолепный маяк с лица земли.

В богатой части Александрии были возведены дворцы Птолемеев, окруженные великолепными парками и садами.

Колонна Помпея – одна из сохранившихся достопримечательностей Александрии. Она была воздвигнута крестоносцами из красного гранита, сохранившегося от разрушенного храма Сераписа. Рядом с колонной сохранилась огромная скульптура из красного гранита, изображающая жука-скоробея.

В Александрии сохранились гробницы царей династии Птолемеев, относящиеся ко 2 веку до н. э. Серия гробниц была открыта случайно в 1900 году. Гробницы залегают в скальной породе на глубине около 30 м и представляют собой смешение греческой и египетской стилистики.

Сэкономь на путешествии в Александрию!

Общая информация

Значительная часть древней Александрии теперь лежит на дне гавани. Подводные раскопки выявили много археологических находок в Восточной гавани. К сожалению, Фаросский маяк рухнул во время сильнейшего цунами в 365 г. н. э.

Город расположен посреди широкой бухты, обрамленной колониальными зданиями, которые раскрываются во всей своей красоте на закате. Мириады рыбацких лодок покачиваются на воде и доставляют свой улов в рестораны на набережной Корниш (Corniche). Западный конец бухты упирается в мыс, где некогда стоял Фаросский маяк.

В наши дни на этом месте находится форт Кейтбей (Qaytbay; ежедневно 9.00-16.00, летом до 18.00) XV в., откуда открывается прекрасный вид на город, Восточную гавань и соседнюю маленькую рыбацкую гавань. Западнее расположен дворец Рас аль-Тин (Ras al-Tin), построенный для Мохаммеда Али в 1834 г.

Обратный путь по набережной к центру города будет приятной прогулкой. По пути стоит заглянуть в мечеть Абу аль-Аббаса аль-Мурси (Abu al-Abbas al-Mursi; женщинам разрешено посещать только заднюю часть мечети), перестроенную в 1943 г.

Здесь находится гробница шейха Абу аль-Аббаса XIII в. Мечеть отличается изысканной мавританской резьбой по камню, элегантными куполами и минаретом.

Возле железнодорожного вокзала находятся раскопки в Ком аль-Дикка (Кот al-Dikkah; ежедневно 9.00-17.00), где сотрудники польской миссии обнаружили римский жилой квартал, купальни и небольшой театр II в. с красивым мозаичным полом. Здесь также выставлены некоторые статуи, поднятые на поверхность в Восточной гавани.

Прогулка или короткая поездка на такси на юго-запад приведет вас к впечатляющим катакомбам Ком ас-Шукафа (Кот as-Shuqafah; ежедневно 9.00-17.00). Гробницы, датируемые начиная со II в. н. э., украшены типичным александрийским сочетанием античных и египетских мотивов.

В нескольких минутах прогулки на северо-восток стоит колонна Помпея (Al-Amud as-Sawari). Изготовленная из красного гранита 30-метровая колонна была воздвигнута в честь императора Диоклетиана, а не римского полководца, именем которого она названа. Это почти все, что осталось от Ракотиса, духовного центра древней Александрии.

В центре Александрии нет пляжа, но курорт Мунтазах (Muntazah) в 8 км к востоку предлагает песчаный пляж, море и отели. Во дворце Мунтазах, построенном в XIX в., теперь находятся модный отель и казино, окруженные прекрасным садом.

История

Александрия была основана Александром Македонским в 332-331 гг. до н. э. на побережье Средиземного моря на месте маленькой деревни Ракода, на косе, между Средиземным морем и озером Мареотис (Мариут). Благодаря торговле, которой чрезвычайно благоприятствовало необыкновенно выгодное положение города, Александрия быстро росла и возвышалась. Во времена Птолемеев (305-30 гг. до н. э.) она стала столицей Египта и центром эллинистической культуры, средоточием знаменитых ученых и писателей целой эпохи (александрийской) и оживленнейшим торговым центром древнего мира. Здесь же находились Александрийский мусейон, один из главных центров науки и культуры древности (нач. III в. до н. э. — 272-273 гг. н. э.), и Александрийская библиотека (около 500 тыс. свитков, среди которых — рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др.), созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского (библиотека сгорела во времена Цезаря). Страбон, Евклид, другие ученые и философы черпали здесь вдохновение для своих трудов. Клеопатра, последняя царица из династии Птолемеев, околдовала здесь своей красотой Цезаря, а затем его преемника Марка Антония.

В составе Римской империи (с 30 г. до н. э.) и Византии (с конца IV в. н. э.) Александрия продолжала оставаться крупным культурно-экономическим центром. В I в. н. э. Александрия была вторым по величине (после Рима) городом Римской империи с населением около 1 млн. человек. Александрия была одним из главных центров раннего христианства, а затем стала центром христианского богословия и местом пребывания патриарха. Именно отсюда в I в. н. э. началась христианизация Египта, но одновременно и гонения на христиан при императоре Диоклетиане, который в 295 г. повелел разрушить город. С этого времени начался упадок Александрии, который ускорился с возвышением Константинополя.

Александрия продолжала быть и первым торговым городом Византийской империи, но 14-месячная осада и взятие ее арабами под предводительством Амру в декабре 641 г. нанесли решительный удар ее торговле, оставив за Александрией только торговлю с Индией, которая велась по старому пути через Красное море. После основания Каира (969 г.) упадок Александрии усиливается, а с открытием морского пути вокруг мыса Доброй Надежды от Александрии отошла и торговля с Индией.

Во время турецкого завоевания Египта в 1517 г. Александрия была сильно разрушена, и в 1777 г. насчитывала не более 6 тыс. жителей. В 1798 г. Александрия была взята Наполеоном Бонапартом. Возрождение Александрии относится к началу XIX в. При Мухаммеде Али в Александрии были сооружены новая верфь, канал Махмудие (1820 г.). В 1856 г. она была соединена железной дорогой с Каиром.

Во время англо-египетской войны в 1882 г. городом овладел Ораби-паша (Араби-паша). 11 июля 1882 г. Александрия подверглась варварской бомбардировке с британских кораблей, а 15 июля десант овладел городом. После оккупации Египта Великобританией Александрия была превращена в колониальный порт, откуда вывозился египетский хлопок. В городе были сосредоточены иностранные банки, компании, агентства. Порт использовался как стоянка английских военных судов. В первой половине XX в. Александрия стала одним из центров национально-освободительного движения в Египте. А в 1920-х гг. Александрия стала еще и прибежищем европейских диссидентов, авангардистов и свободомыслящих, черпавших в ней свои творческие силы.

Второй по величине город Египта, Александрия, имеет скорее средиземноморские, чем восточные черты. Дух и культура города отличны от остальной страны, хотя он и находится всего лишь в 225 км от Каира.

Город, основанный в 332 г. до н.э. Александром Македонским, в греко-римский период истории Египта был столицей страны и крупным торговым и культурным центром, средоточием духовной жизни эллинского мира. Страбон, Евклид, другие ученые и философы черпали здесь вдохновение для своих трудов. Клеопатра, последняя царица из династии Птолемеев, околдовала здесь своей красотой Цезаря, а затем его преемника Марка Антония.

Александрийская библиотека, созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского, насчитывала до миллиона томов. Она сгорела во времена Цезаря. Фаросский маяк, одно из семи чудес света, рухнул в XIV в. от сильного землетрясения. Отсюда в I в. н.э. началась христианизация Египта, но одновременно и гонения на христиан при императоре Диоклетиане, который в 295 г. повелел разрушить город. Основание и расцвет Каира отняли у Александрии ее былое значение. Только в XIX в. при Мухаммеде Али город пережил свою вторую весну.

Александрия… Куда ни взглянешь — повсюду видишь следы истории.

В том самом месте, где когда-то возвышался Фаросский маяк, расположился над восточной гаванью форт Кайт-Бей. Из развалин маяка в XV в. султан Ашраф построил мусульманскую крепость с круглыми башнями и выходящими на море бойницами. На другом берегу гавани во II в. до н.э. в греко-египетском стиле построены скальные гробницы Анфуши. Окраска стен подземного комплекса имитирует мрамор, алебастр и дерево.

В Греко-римском музее представлено 40 000 экспонатов, в том числе выдающаяся коллекция монет, охватывающая период с IV в. до н.э. по IV в. н.э. Статуи, саркофаги, глиняные сосуды, папирусы и живописные работы позволяют наблюдать различие и смешение стилей искусства Древнего Египта, периода Птолемеев, римлян и греков. Фигуры из мрамора и дерева олицетворяют самые важные божества Александрии. Зал с мумией крокодила и остатками святилища Себека (бог-крокодил) напоминает о поклонении этим божественным рептилиям в Файюме. Известный русский художник Иван Билибин, живший в 20-е гг. в эмиграции в Египте, очень любил этот музей и проводил в нем долгие часы.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В 50 аквариумах Гидробиологического музея, расположенного около форта Кайт-Бей, живут рыбы, моллюски и кораллы, выловленные в Ниле, Средиземном и Красном морях. Самой большой достопримечательностью музея стал скелет 17-метрового кита, выброшенного в 1936 г. на берег восточнее Александрии.

Город растянулся на 20 км вдоль Средиземного моря. Извилистая набережная начинается от Восточной бухты и проходит через центр города. Зимой здесь солнце блестит на белом песке и яхты бороздят море, летом отдыхающие загорают на многочисленных пляжах. Самые знаменитые из них — Монтаза и Маамура в восточной части города. Недалеко от них расположен городок Абу-Кир. Он знаменит тем, что двести лет назад в его бухте произошло сражение между эскадрами Наполеона и Нельсона. Абу-Кир славится также своими рыбными ресторанами.

Читайте также: