3 значение исключительной личности в исторической концепции в скотта сообщение

Обновлено: 16.05.2024

ВАЛЬТЕР СКОТТ - СОЗДАТЕЛЬ ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА

1. Жизненный путь В. Скотта.

2. Жанр исторического романа, его признаки и особенности.

1. Жизненный путь Вальтера Скотта

ВАЛЬТЕР СКОТТ (1771-1832) - один из английских писателей - романистов, который вместе с Байроном оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, в частности на развитие жанра исторического романа.

В. Скотта рано научили читать, приобщили к популярной в то время художественной и поучительно-морализаторском литературы. Больше всего он полюбил поэзию. У него была удивительная память, что позже пригодилось ему в писательской деятельности.

В школе ему повезло на хороших учителей. Легко владел языками, читал европейскими и латынью. Но не очень хорошо запоминал имена, даты и другие исторические формальности. Чтобы преодолеть этот недостаток собственной памяти, изучал историю как цепь выразительных, захватывающих сцен и эпизодов.

Важным для юного В. Скотта стал 1792 год: он выдержал экзамен на звание адвоката в Эдинбургском университете, по окончании которого занимался адвокатурой, овладевая специальностью на практике под руководством отца.

Юноша очень рано вошел в кружок литераторов Эдинбурга. Встреча с великим шотландским поэтом Г. Бернсом в доме проф. Фергюсона (1786 г.) оказала огромное влияние на него. Поэзия Бернса была спутницей всей жизни Скотта. Он шел путем своего предшественника, прославив богатство людей труда и выражая презрение к богачам.

В течение пяти лет влюблен В. Скотт ухаживал за Вільяміни. Только летом 1795 г. он решил признаться девушке о своих чувствах в письмах. Юноша был уверен во взаимности. Но вскоре она вышла замуж за другого - богатого банкира Уильяма Форбса. Состоялся разговор между молодыми людьми, во время которой Скотт сказал, что женится раньше, чем выйдет замуж. Но женился только через год. 24 декабря 1796 года он обвенчался с Маргарет Карпентер, в 1801 г. у них родился сын, а в 1803 г. - дочь. В личной жизни будущий писатель был примерным семьянином, хорошим и добрым отцом.

Как не странно, но В. Скотт не порывал связей с супругами Форбс. Не один раз мужчина Вільяміни приходил на помощь художнику в минуты его затруднительного материального положения. Он поддерживал Хорошие отношения с Форбсом и после смерти Вільяміни (1810).

Потерпев в конце 20-х годов финансового краха, В.Скотт, благодаря своей феноменальной работоспособности, за несколько лет заработал столько, что почти полностью рассчитался с долгами. В течение 1830-1831 Он трижды потерпел апоплексического удара.

Умер писатель от инфаркта в зените славы 21 сентября 1832 г.

2. Жанр исторического романа, его признаки и особенности

Исторический роман В. Скотта стал не только продолжением литературных традиций, а неизвестным до того художественным синтезом искусства и исторической науки, что открыло новый этап в развитии английской и мировой литературы.

Особенности исторического романа В. Скотта

• Сочетание правдивого изображения прошлой жизни и интересной динамичной интриги, движущими силами которой были большие человеческие страсти - зависть, ревность, мстительность, жадность и любовь к своего края, рода, семьи и др.

• Описание, повествование, диалог - 3 компоненты романа - которые в своеобраВНОм соотношении объединены в единое целое.

Описания В. Скотта выполняли роль не только экспозиции, но и исторического комментария к событиям и персонажам; розповідна линия в романах создала историческую перспективу развития событий, писатель призвал своего читателя к новой роли - не только участника событий, но и постороннего человека, которая на все смотрела со стороны; диалоги отличились історизмом, особенностями поэтики. Отстранение автора от рассказа дало возможность персонажу самостоятельно передвигаться, мыслить и говорить.

• В романах В. Скота сочетаются романтические приключения, высокие чувства и низость отдельных героев, которые руководствовались в своих поступках часто противоположными мотивами.

• Всех героев разделены на несколько групп:

- реальные исторические персонажи - не стояли в центре повествования;

- люди из народа - принимали активное участие в развертывании сюжета, создали обобщающий образ - народ, который включил в себя различные социальные группы;

- молодой человек - с ней связана фабула - не имела слишком выразительных индивидуальных черт, но отметилась порядочностью, честностью, смелостью и здравым смыслом.

• Воспитание героя путем тяжелых переживаний, страданий, проверки на мужество в приключениях и путешествиях, полных испытаний и угроз.

• В романе ощутимый тесная связь исторической жизни с личным, исторического события с судьбой героя; но центральное место в произведении заняло изображение истории, ее движения и развития, понимания писателем исторического процесса.

• Писатель далек от иллюзий. Введен в рассказ авторский текст подводил читателя к правильных суждений об этой эпохе.

Эти слова написаны В. Скоттом в 1820 г. в предисловии к новому изданию романа Х. Уолпола. К этому времени он сам далеко превзошел мастерство своего предшественника в умении создавать иллюзию прошлого, и не просто иллюзию, как это было в Уолпола, а воспроизводить настоящий колорит эпохи.

Английский писатель также считал себя во многом обязанным Марии Эджворт, чьи романы о Ирландию подсказали ему тему и ее решения на материале его родины - Шотландии.

Таким был личный опыт прозаика: характер исторического мышления в литературе, когда он взялся за создание исторического романа.

В. Скотт дошел до исторического романа, детально обдумав его эстетику, оттолкнулся от хорошо известных и популярных в то время готического и антикварного романов. Готический роман воспитывал у читателя интерес к месту действия, а следовательно, научил художника соотносить события с конкретным национальным подоплекой. В готическом романе усиленный драматизм сюжета, характер получил право на самостоятельность поведения и размышлений, потому что он тоже содержал в себе часть драматизма исторического времени. Антикварный роман научил В. Скотта внимательно относиться к местному колориту, реконструировать прошлое профессионально и без ошибок, воспроизводя не только правдивость материального мира эпохи, но, главным образом, своеобразие ее духовного лица.

За тематикой и проблематикой все прозаические произведения В. Скотта можно разделить на Следующие группы:

Очень важную роль в романе играют второстепенные фигуры, прежде всего шотландцы, показаны с искренней симпатией соотечественника и одновременно с объективностью художника. Такие, например, образы вождя горного плана Возраст Ян Вора и его сестры Флоры.

В этом романе автор обратился к истории так называемых якобинских восстаний XVIII в. Он рассказывал о событиях первого великого восстания горцев, которое подготовили и осуществили сторонники Стюартов еще в 1715 г., то есть за 30 лет до полного уничтожения кланов. Писатель подробно объяснил, что якобити (сторонники короля Якова II) получили поражение, потому что лондонское буржуаВНО-аристократическое руководство владело крупными экономическими, политическими и военными преимуществами.

Название произведение получило по прозвищу шотландского национального героя Роберта Макгрегора. Роб Рой - Робин Гуд. Он грабил богатых, чтобы помочь бедным. В его образе соединились романтические и реалистические черты: он благородный, преданный друзьям, наделенный богатырской силой. Роб Рой прекрасно ориентировался в делах и вместе с восставшими горцами представлял собой грозную силу, с которой не могли не считаться чиновники и финансисты из Глазго.

Заслужила внимание история Роб Роя. Честно и скромно герой жил со своей семьей, занимаясь продажей скота. Но в трудный год он не сумел выкрутиться из затруднительного положения. Однажды за его отсутствия люди шотландского вельможи герцога Монроза ограбили дом и хозяйство Роб Роя, обесчестили жену, потому что он задолжал большую сумму денег. Вернувшись домой, герой увидел остатки своего семейного очага. Тогда и решил стать разбойником и податься в горы.

События произведения происходили во Франции XV в. В центре повествования - чужак, который видел французское жизни эпохи Людовика XI беспристрастными, заинтересованными глазами. Квентин Дорвард - шотландский воин, который бежал от преследований своих кровных врагов и поступил на службу к королю Франции, принимал участие в сложных перипетиях политической жизни страны, часто непроизвольно. Парень из шотландского клана наблюдал важные события истории соседнего государства, когда один из самых умных и найдалекоглядніших мужей государства вел ожесточенную борьбу против произвола крупных феодалов, своих непокорных вассалов. Автор создал портрет короля - политика мудрого и безжалостного, для которого коварство, использование злых и добрых качеств людей - нормальные средства ведения политической игры во имя высших целей. В романе описано множество приключений и романтическая любовная история, которая закончилась для ее героев, несмотря на все испытания и преграды, браком.

Основные черты художественного метода В. Скотта

• создание жанра исторического романа;

• романтические картины феодального средневековья и далекого прошлого родной Шотландии определили колорит его романов;

• фабула произведений имела авантюрно-мелодраматический характер;

• использование фантастики, которая связана с народными поверьями;

• создание значительных народных характеров;

• введение приема сочетание описания частной жизни с историческими событиями;

• подчеркивание зависимости судьбы отдельного человека от хода развития истории;

• использование реалистических черт.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких литературных жанров в своем творчестве обращался В. Скотт?

2. В чем заключается новаторство писателя?

3. Какие своеобразные особенности исторического романа В. Скотта?

4. На какие тематические группы можно разделить все исторические романы прозаика?

Тема средневекового рыцарства в западной литературе19 века становится актуальной по очень разным политическим, социокультурным и историческим причинам. Этой тенденции сопутствовал ряд исторических событий, который заставил западную интеллигенцию пересмотреть свои взгляды на государственный строй, на жизненные ценности вообще.
Во-первых, одной из важнейших предпосылок этого ретроспективного взгляда на действительность глазами современников можно считать войну за независимость в Америке 1775–1783 гг. и, главное, Великую французскую революцию 1789–1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического миросозерцания. На короткое время революция создала иллюзию всеобщего освобождения от многовекового рабства в плену внешних обстоятельств, человек почувствовал себя всесильным.
Во-вторых, эстетические истоки романтической литературы – это прежде всего сентиментализм, создавший апологию индивидуального чувства, и различные варианты предромантизма: пейзажная медитативная поэзия, готический роман и подражания средневековым поэтическим памятникам.

1. Историческое событие в романе или способы введения в роман реалий эпохи.

2. Система социальных связей и ее отражение в системе образов.

Итак, события разворачиваются в эпоху средних веков в пространстве средневековых зданий – замки, темницы замков, средневековые города.

конфликт между политическими лагерями, исторический кризис, переломная эпоха в истории страны.

Скотта интересует конкретный исторический момент, специфика определенной эпохи, отсюда - локализация сюжета в историческом времени;
- противопоставление полярных локусов, символизирующих оппозицию порядка и хаоса (например, город-лес)

Композиционно-речевые формы и система точек зрения
- подчеркивается дистанция между прошлым и настоящим; следовательно, существенны различия между точками зрения повествователя и персонажа;
- характерно большое количество комментариев, описаний быта, нравов, обычаев эпохи, данных непосредственно в тексте романа (многочисленные лирические отступления, дающие характеристику описываемого времени, приведенные баллады, фольклорные песни, эпиграфы к главам)

- обязательное присутствие исторических персонажей (Ричард Львиное Сердце, принц Джон, еврей Исаак, также имеющий своего реального прототипа)

Рассматривая романы Скотта, убеждаешься в изменении способа построения художественного мира, поэтики романов 1810-х гг. по сравнению с 1820-ми, которое связано с напряженными поисками средств поэтического преломления истории и жанрового пересоздания исторического романа. При этом эволюция связана прежде всего с изминением характера художественной политизации истории и проистекающего отсюда способа ее реализации в сюжете и структуре произведения.

Скотта 1820-х гг. больше интересует индивидуально-характерная особость человека в системе многообразных (социально-бытовых, религиозных, нравственных, политических и т.д.), но в конечном счете конкретно-исторических детерминант, т. е. характерологическое преломление исторических обстоятельств. Этим объясняются поэтические сдвиги в поздних романах Скотта, в которых осуществляется больший романный синтез героя и истории, характеризующиеся значительными приобретениями и неизбежными потерями, связанными с изменившейся сюжетно-жанровой спецификой создания исторического характера и трансформировавшимся эпическим началом.

Л-ра: Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIХ-ХХ веков. – Пермь, 1990. – 27-39.


Белинский назвал Вальтера Скотта историком в великом, высшем смысле этого слова. Однако несмотря на обширную литературу о В. Скотте на русском и иностранном языках немногие оценили в увлекательном романисте замечательного историка-новатора, оказавшего большое влияние на историческую науку.

Ещё не создано ни одного фундаментального исследования, достойно оценивающего заслуги В. Скотта как историка. Работы на эту тему, изредка появлявшиеся на Западе, нельзя признать удовлетворительными ила хотя бы приблизительно разрешающими проблему 1 .

К сожалению, в силу своего конспективного характера работа эта не даёт развёрнутого анализа исторических взглядов писателя, хотя и содержит много принципиальных положений, стимулирующих дальнейшее изучение В. Скотта как историка.

Об огромном влиянии В. Скотта на континенте говорит известный современный историограф Пирдон, причём он отмечает, что это влияние не только не уменьшается, но увеличивается с течением времени 5 .

Немецкий историограф Фитер в главе, посвященной романтической историографии, рассматривает В. Скотта как родоначальника живописательного направления в исторической науке, преодолевшего безжизненные исторические схемы Вольтера. Он также подчеркивает влияние В. Скотта на виднейших историков XIX в. — Маколея, Ранко, Тьерри 6 .

Шотландский историк Ланге говорит, что романы В. Скотта были единственным руководящим лучом в его работе над историей Шотландии. Он считает, что в истории этой страны было легко разбираться только там, где она освещена В. Скоттом.

Но В. Скотт не является художником ординарного типа. Исторический роман, который он создал, представляет собой, по словам Белинского, ту точку, в которой наука как бы сливается с искусством. И прав Пирдон, который говорит, что соприкосновение В. Скотта с наукой настолько тесное, что его нельзя оставить в стороне от общего потока исторической мысли и что его произведения — не только исторические романы, а самая история и их надо рассматривать как документы, хотя представленные в необычайной форме 7 .

В. Скотт всю свою жизнь посвятил изучению истории, которую он исследовал методами учёного, археолога, источниковеда, фольклориста, этнографа, экономиста и т. д. Скотт состоял постоянным членом исторического общества (Bannatyneclub), организованного для издания старинных документов. Он приминал деятельное участие в работе этого общества, издавал старин ные рукописи, снабжая их историческими комментариями, представляющими большую научную ценность. То удивительное вживание в прошлое, которое мы встречаем в романах В. Скотта, отнюдь не является случайной удачей хорошего художника. Его романы базировались на весьма основательном историческом фундаменте и явились результатом кропотливого исторического исследования.

Что касается романов В. Скотта, посвященных английскому и французскому средневековью, то хотя у него и были предшественники-историки, однако он в этой области является новатором, имеющим свою собственную точку зрения на средние века, делающим своеобразные исторические открытия относительно значения тех или иных исторических явлений.

Действительно, исторический роман В. Скотта и вся система его исторических взглядов явились непосредственным результатом, с одной стороны, мирового, с другой стороны, национального, английского и шотландского общественного опыта. Англия не случайно явилась родиной первого подлинно исторического романа. Ни в одной стране интерес к истории не был так силён, как в Англии, где не знали того резко отрицательного отношения к средневековью, какое мы встречаем во Франции в XVIII столетии.

Первоначальное накопление, эпоха гражданских войн, переворот в земледелии, промышленный переворот, вытеснение доисторических форм в Шотландии и Ирландии, победа прогрессивных форм — всё это происходило на глазах современников, приковывало интерес к истории, будило дух исследования.

После французской революции 1789 г. история Англия приобрела особый, всемирноисторический смысл, характер всемирнотипичного, поскольку история показывает повторяемость явлений, казавшихся ранее только национальными, английскими.

Можно говорить о ряде причин, которые определили своеобразные пути английской исторической мысли, о чём часто забывают современные историографы, переоценивающие влияние французского просвещения на английскую общественную мысль.

Таково было состояние исторической мысли в Англии в эпоху, предшествующую и отчасти современную В. Скотту. Средоточием английской исторической мысли являлась Шотландия. Эта небольшая горная страна была родиной многих замечательных людей, имена которых вошли в историю человечества. Шотландцами были три первых великих английских историка — Юн, Фергюсон и Робертсон; шотландцами были крупнейшие экономисты европейского и мирового масштаба — Адам Смит, Джемс Стюарт, Фергюсон и др. Можно было бы говорить о Вернее, Карлейле и др., прославивших свою родину.

И самый факт, что родиной В. Скотта была Шотландия, говорит о многом. Это страна, где каждый клочок земли является историческим памятником и свидетельствует о памятных событиях прошлого. В конце XVIII в. Шотландия представляла собой любопытный уголок. Здесь можно было столкнуться с пережитками старины, которые постоянно напоминали о себе и вызывали живой интерес.

Так, наряду с развитыми современными отношениями в Южной Шотландии, в Северной Шотландии сохранялись родовые отношения, а в той и другой одновременно были ещё сильны феодальные традиции.

История Шотландии, этой обетованной страны современных романов, по выражению Маркса, исключительно драматична и богата событиями. Это беспрерывная борьба за независимость, в которой шотландцы проявляли поистине замечательную сопротивляемость. Шотландцы сохранили предания о тех далёких временах, когда вся Британия находилась под властью Рима и лишь горцы оказали столь мужественное сопротивление, что нога римлян не коснулась каледонской земли. Потом потянулись годы упорной борьбы за национальную независимость. И было что-то глубоко трагическое в этом упорном сопротивлении неумолимому ходу истории, ибо поглощение этой небольшой страны более цивилизованной Англией было неизбежно.

Шотландский народ прославился беспримерным мужеством и безграничной любовью к родине и свободе. И это вполне понятно, так как в этой стране на протяжении столетий остро стоял национальный вопрос и каждый клочок земли был полит народной кровью.

В конце XVIII в. в Шотландии наблюдалось оживление исторической и экономической мысли. Социальная ломка, происходившая в этой стране, сложный переплёт родовых, феодальных и буржуазных форм вызывали необходимость развития общественно-исторических наук. Эдинбург Юма, Фергюсона, Робертсона, Стюарта был той средой, в которой протекала юность В. Скотта. И историческая концепция В. Скотта сложилась под непосредственным воздействием знаменитой школы шотландских историков. Об этом свидетельствуют воспоминания, письма, да и всё творчество В. Скотта. От шотландских историков и экономистов он унаследовал интерес к материальной стороне человеческой жизни, интерес к социальным отношениям в обществе, уважение к факту, к документу. Но Скотт взглянул на историю сквозь призму современных ему исторических событий, и при этом он обладал несравненно большим запасом исторических сведений, нежели его предшественники. Исторические взгляды В. Скотта можно рассматривать как промежуточное звано между исторической школой английских историков XVIII в. — Юма, Гиббона, Робертсона (сюда с полным правом можно присоединить и Фергюсона и Смита) — и французскими историками эпохи Реставрации и английскими историками либеральной школы — Галламом, Маколеем.

Стихийно-материалистическое отношение к истории, сознательный объективизм и новое отношение к народу — вот что прежде всего характеризует историческую концепцию В. Скотта. Это в свою очередь определило понимание прогрессивного характера исторического процесса, чувство исторической стабиальности, а также уменье разобраться в исторических конфликтах прошлого.

Правда, все эти положения не были систематизированы и сформулированы самим В. Скоттам. Но на основании всего созданного им можно говорить о его философии истории.

Яркой особенностью исторической концепции В. Скотта является её стихийно-материалистический характер — следствие объективного подхода к истории и интереса к первичному историческому факту, которым отличается всё его творчество. Сын известного адвоката и сам юрист по профессии, В. Скотт, изучая право, знакомится с самыми прозаическими материальными сторонами человеческой жизни — отношениями собственности, отношениями труда и капитала, семейными отношениями и пр.

Понимание силы материального начала в жизни людей пронизывает все произведения В. Скотта. За политической, социальной и религиозной борьбой выступает у него материальная сторона жизни.

Прослеживая историю шотландской реформации, Скотт показал, как перераспределение благ между участниками движения изменяет его состав и цели, как шотландская знать, ранее возглавлявшая борьбу против католической церкви и абсолютизма, становится в ряды противников реформации, после того, как монастырские владения отходят в её пользу.

И долгорунная овца — символ первоначального накопления, символ нового, буржуазного землепользования — то и дело появляется у В. Скотта.

В. Скотт понимал прогрессивный характер человеческой истории, и необратимость исторического процесса была для него очевидна. Многие писатели ошибочно считают В. Скотта консерватором, ограниченным в своих воззрениях представлениями прошлых эпох. Автор исторического романа, непревзойдённого по глубине проникновения в прошлое, В. Скотт всей своей философией истории отвергает атакой взгляд. Любовь к истории своего народа сочеталась у него со здравым, критическим отношением к прошлому.

Своеобразный торизм В. Скотта, его якобитские симпатии и привязанность к последним клансменам — всё то, что навеяно национальными шотландскими связями писателя, отнюдь не мешало ему признать историческую правомерность падения Стюартов и победы Ганноверской династии, и неизбежность гибели шотландского клана. Понимание поступательного характера исторического процесса отчётливо выступает во всех более или менее значительных романах В. Скотта.

Историческая концепция В. Скотта покоится на глубоко демократическом основании. Этот демократизм выражается не только в благожелательном и гуманном отношении к народу. В. Скотт воспринимал историю прежде всего как историю народа и очень часто с точки зрения народа. Детство, проведённое из-за болезни на ферме, среди простых людей, прогулки в глубь Шотландии во время адвокатской деятельности, встречи с пастухами, фермерами, охотниками, соприкосновение с жизнью народа и его поэзией (В. Скотт ещё в детстве собрал около 10 томов народных баллад) — всё это послужило причиной того, что история была прочувствована, пережита и осознана им через народные представления задолго до изучения шотландских и европейских историков. В своей автобиографии Скотт писал, что исторические сведения, имевшие, конечно, большое влияние на образование его будущих стремлений и вкусов, он заимствовал из старых песен и преданий, составлявших иногда главное развлечение провинциального семейства.

Этим объясняется то глубокое понимание народа, которое делает его романы подлинно историческими. С другой стороны, сознательное отношение к народу явилось результатом изучения опыта пуританского движения, а также современных В. Скотту событий: революции 1789 г. и национально-освободительного движения в странах Европы и Нового Света.

Революционность и новаторская роль исторической концепции становятся очевидными при сравнении произведений В. Скотта с историческими работами XVIII в. Юма, Робертсона, Вольтера, которые уделяли большое внимание истории династий, или с историческими драмами Гёте, Шиллера и даже Шекспира, у которого народ выступает лишь как эпизодический герой. М. Лунин, обративший впервые внимание на эту особенность В. Скотта и сравнивший его с Юмом, его предшественником, писал: «Читайте прославленную историю Д. Юма и что вы увидите?

В этом преувеличенном отзыве о В. Скотте больше правды, чем в вульгарно-социологических толкованиях, которые дезориентируют читателя, классифицируя В. Скотта как феодала, погрязшего в сословных предрассудках, и пр.

Только благодаря широкому, общему пониманию исторического процесса, явившемуся результатом скрупулёзного изучения прошлого, В. Скотту удалось дать образцы исторического анализа, разработать в своих романах такие участки истории, которые до него не были исследованы.

Немногие, восхищаясь сильными самобытными характерами, романтическими приключениями и чудесными описаниями Шотландии, сумели понять, что всё это почти списано с натуры и является ценным историческим документом, документом невоспроизводимым, как невоспроизводим и шотландский клан, огнём и мечом уничтоженный в XVIII столетии. В. Скотт первый увидел в клане совершенно особую общественную организацию со своими особыми хозяйственными принципами, своими особыми правовыми и моральными нормами; Энгельс писал, что до 60-х годов прошлого столетия никто не занимался изучением доисторической основы нашей писанной истории; в художественной литературе этот период был известен по произведениям Гомера и раннесредневековому эпосу (Эдда, сага о Волсунгах и др.).

И хотя к концу XVIII в. клан как самостоятельная историческая организация был уничтожен, в сознании современников он ещё долго продолжал жить, и на каждом шагу в Шотландии можно было встретить пережитки клана.

Так, В. Скотт уже в начале XIX в. в рыбацких посёлках Северной Шотландии встречал семьи с явно выраженным преобладанием материнского права, которое в незапамятные времена господствовало в Шотландии 35 . Наблюдение это очень ценно, так как имеется весьма ограниченный современный материал для изучения матриархата.

Тянулись годы. Положение горцев становилось всё тяжелее. Не раз издавались специальные указы, стимулирующие истребление горцев. Ни защиты, ни покровительства не ведали кланы, испытывая от закона одни несправедливости. В. Скотт показывает, что чем ближе к современности, тем суровее становились меры, принимаемые против шотландского клана.

Без сознательного стремления опорочить современную цивилизацию В. Скотт, однако, как историк, не мог не показать, какими трагедиями сопровождалось столкновение буржуазных отношений со старыми, родовыми формами в Шотландии, как мучительно переживали люди разорение своих родных гнёзд и как упорно держались в них старые представления.

Много пало славных горцев в этой неравной борьбе, но те, кто остался в живых, поражали неукротимостью духа, презрением к смерти, ненавистью к мелкому торгашескому духу, царившему среди жителей равнин. Эта вечная борьба ожесточала, озлобляла горцев, превращая их в грозную силу, мстящую за отнятые земли, разорённые хижины, попранную свободу. Скотт подчёркивал, что столкновение с цивилизацией затронуло моральную целостность кланового человека.

Историческая закономерность исчезновения клановой системы была очевидна для Скотта.

На страницах своих романов В. Скотт запечатлел тот кризис, который переживало клановое хозяйство на рубеже XVII и XVIII столетий, не будучи в состоянии даже прокормить своих членов. И в то же время В. Скотт подчёркивал живучесть клановых обычаев и первобытной, клановой морали и упорное стремление горцев отстоять себя в неравной, суровой борьбе против цивилизации, которая грозила раздавить их.

Сопротивлению горцев, горстки людей, с неслыханным мужеством отстаивавших свои права, посвятил В. Скотт самые патетические страницы своих романов. Имела ли эта патетика какое-то объективное историческое основание или в этом выразились узость и провинциализм В. Скотта? Несомненно, изучая патриархальный строй, В. Скотту не мог не признать известные исторические преимущества, которыми обладал клан, не маг не признать какой-то правды, которая была на его стороне.

Здесь выразилась подлинно народная клановая мудрость первобытного человека, не заражённого цинизмом и двоедушием современности.

Достоинства шотландцев, воспетые В. Скоттом, отмечал Энгельс в письме к Бернштейну. Правда, достоинства людей патриархального общества были задолго до В. Скотта оценены просветителями. Мнения Монтескье, Вольтера и тем более Руссо сходились в том, что нравственный идеал следует искать в прошлом, и они преувеличивали достоинства и идеализировали первобытные черты, подлинным знанием которых они не всегда обладали.

В. Скотт видел причины, лишившие клан исторической сопротивляемости, в слабости социальных связей и в низком уровне хозяйства.

Можно умножить количество примеров, которые подтверждают уменье В. Скотта самостоятельно анализировать и осмысливать историческое явление, схватить в нём самое существенное, непреходящее.

4 Thierry A. Dix ans d’etudes historiques. Preface, p. 9 — 101 Paris. 1846.

7 Peardon. Op. cit. p. 142 — 143.

10 Белинский В. Соч. Т. II, стр. 9, 264. 1907.

11 Белинский В. Соч. Т. II, стр. 128. СПБ. 1911.

13 Там же, стр. 570.

18 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVII, стр. 797 — 802.

22 Лунин М. Указ. соч., стр. 16.

24 The Waverley Novels by sir Walter Scott. Vol. V., n. 1 — 2. The antiquary. Edinburg. 1878.

25 Scott W. Old mortality in collection of British authors. Vol. XLVII, p. 342. Leipz. 1846.

32 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI. Ч. 1-я, стр. 112.

34 К Маркс и Ф. Энгельс. Соч. У. XVI. Ч. 1-я, стр. 109.

39 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVII, стр. 801.

42 Лунин М. Указ. соч., стр. 15 — 16.

43 W. Scott. Ivanhoe. Edinburg, p. XIV, v. 1 — 2. 1863.

46 W. Scott. Ivanhoe. Edinburg, p. XIV, v. 1 — 2. 1863.

47 Hugot. Oeuvres. T; I, p. 568. Bruxelles. 1842.

48 К. Маркс. Избр. произведения. Т. I, стр. 358 — 359. Л. 1940.

Читайте также: