1 сообщение смк усвоится когнитивной системой личности только если

Обновлено: 02.07.2024

В современном мире человек находится под влиянием большого объема информации, которая поступает извне. Каждый день нашему мозгу необходимо справляться с огромным потоком информации. Восприятие, запоминание, применение информации, это, пожалуй, сейчас главная проблема всего человечества.

С помощью слуха как органа чувств человек способен воспринимать около 13% информации.

Познание окружающего мира и самого себя с помощью центральной нервной системы и органов чувств называется когнитивной системой человека. Когнитивные процессы также называют познавательными процессами.

Когнитивные процессы бывают базовыми или низшими (ощущение и восприятие, внимание, память), высшими или сложными (ум или интеллект, мышление и речь).

Какие когнитивные процессы участвуют в ходе слушания?

Слушание ‒ процесс сконцентрированного восприятия зрительных и слуховых стимулов, приписывания им смысла.

Сначала рассмотрим данный вопрос на базовых познавательных процессах. Ощущение возникает в результате действий различных стимулов и сигналов из окружающего нас мира. Ощущение мы принимаем с помощью органов чувств, познавая, таким образом, окружающий мир и самого себя, от нашего собственного тела. Восприятие же предполагает определенную интерпретацию полученной информации, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений.

Следовательно, такой когнитивный процесс как ощущение участвует в слушании, с помощью слуха как органа чувств человека. Также и восприятие присутствует в процессе слушания. Это можно рассмотреть на примере, с помощью социальной модели. Девушка послушала новую песню её любимой исполнительницы, эта композиция была очень чувственной и задела струнки души. Таким образом, на этом примере мы видим, что девушка, услышала песню, здесь сработало ощущение, и переосмыслила её, это восприятие.

Последний вид базового познавательного процесса - память. Память позволяет шифровать получаемые из окружающей среды данные, хранить их и в дальнейшем восстанавливать. Память напрямую участвует во всех процессах восприятия информации человеком, в том числе и на слушание. Без памяти мы просто бы не запомнили эту информацию.

Далее рассмотрим высший когнитивный процесс ум или интеллект. Это совокупность способностей, позволяющих нам решать различные задачи. Этот процесс также непосредственно участвует в процессе слушания. Например, на уроке математики ученик внимательно выслушал алгоритм решения задачи и смог затем воспроизвести его на доске. В этом примере задействованы два когнитивных процесса это память и ум.

Мышление отвечает за решение проблем, рассуждение, принятие решений. С помощью мышления наш мозг упрощает поступающую информацию, группирует идеи, предметы и т.д., использует различные способы, чтобы быстрее думать и анализировать информацию. Например, в школе ученикам необходимо быстро и кратко записать лекцию учителя по истории, для этого ученики используют схемы и таблицы, для упрощенной записи информации. Таким образом, данный познавательный процесс необходим в слушании, однако порой не позволяет принять полной информации.

Последний когнитивный процесс это речь. От речи напрямую зависит само понимание информации в процессе слушания, поэтому данный процесс является самым главным.

Эмоциональный процесс - психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность ( поведение , восприятие , мышление ). Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты , эмоции , чувства и настроения . Все они похожи, поэтому можно сделать общий вывод, что эмоциональные процессы могут повлиять на речь, от которой зависит качество слушания.

Аффект – кратковременный и интенсивный эмоциональный процесс проявляется в изменении работы внутренних органов. Например, из-за волнения человек на выступлении начал заикаться, повторяться, и поэтому трудно было усвоить, о чем он говорил. Эмоции можно рассмотреть на примере тревоги, если у человека выраженная тревога, то он не сможет обдуманно говорить, отчего невозможен процесс слушания. Чувства можно отразить на примере восхищения, мужчина восхищен спектаклем в театре, поэтому он говорит своему другу о своих чувствах, об игре актеров, он цитирует монолог персонажа, этот мужчина говорит быстро, пытаясь не забыть детали, интонация его голоса меняется. В таком случае процесс слушания для его друга может быть затруднен. Настроения можно рассмотреть на примере скуки. Студент в институте рассказывает семинар, но у него плохое настроение, ему просто скучно, поэтому он говорит монотонно, безынтересно, от этого процесс слушания очень затруднен. Таким образом, эмоциональные процессы, безусловно, важны в процессе слушания, от эмоционального состояния говорящего зависит понимание и усвоение информации.

Искажениями информации в ходе слушания могут быть барьеры коммуникации, помехи, мешающие осуществлению контактов между коммуникатором и реципиентом, препятствуют пониманию, усвоению информации. В процессе слушания можно выделить такие помехи, как технические, психологические, психофизиологические, социальные, культурно-национальные. Также существуют такие помехи, которые обусловлены восприятием (языковой барьер), семантические барьеры (для каждого человека слова и символы имеют разное значение, значение символов выявляется через опыт), невербальные преграды (для слушания специфика речи, качество голоса, грамотность, интонация и т.д.), неумение слушать (необходимо внимательно слушать и воспринимать коммуникатора, вникать в состояние его души). Таким образом, искажение информации частое явление в процессе слушания, поэтому информация порой воспринимается и понимается не так как надо.

Забывание – это полна потеря или исчезновение определенной информации, своего рода возврат к прошлому, когда материал исчезает бесследно.

Сначала забывается то, что было усвоено недавно, затем процесс забывания распространяется на то, что усваивалось раньше. Причинами забывания являются: недостаточная концентрация внимания, несоблюдение законов памяти, сложность информации или её плохая структурированность, слаборазвитая природная память, утомление, старение. Лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце (эффект края). Быстрее забывается то, что недостаточно понятно, неинтересно, при утомлении.

Процесс забывания протекает неравномерно, наибольшая потеря памяти происходит сразу же после запоминания, далее происходит медленнее (через час после заучивания более 50% информации забывается). Физиологическая основа забывания — торможение временных связей. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема информации и трудности её усвоения.

В психологии есть психическое явление реминисценция – это более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально заученной информацией.

Ретроактивное забывание - выражается в том, что деятельность, следующая за заучиванием, вызывает торможение только что образованных временных связей, что снижает дальнейшее воспроизведение материала. Особенно заметно действие ретроактивного торможения тогда, когда вслед за заучиванием одного материала заучивается другой, сходный с ним материал.

Таким образом, процесс забывания можно назвать закономерным процессом, факторами которого являются время, характер деятельности, степень активности использования информации, работа защитных механизмов психики.

Для быстрого усвоения, понимания получаемой информации необходимо знать приемы эффективного слушания.

Воздействие на когнитивные процессы это убеждение через логику и аргументы.

Модели убеждения:

Матричная модель Мак-Гуайра. придает особое значение количеству этапов процесса убеждения, в котором каждый новый этап основывается на предыдущем, создавая при этом иерархию эффектов.

Выходные переменные (контролируются получателями информации):

Теория когнитивного ответа

Модель вероятности сознательной обработки информации.(Р. Петти и Дж. Качиоппо)

Два пути, ведущих к убеждению:

Центральный - требует от получателя когнитивных усилий для оценки информации.

Периферический – не связан с когнитивными усилиями

Простые ориентиры

Использование экспертного мнения

Эффект массовости

Принципы модели:

Если вероятность сознательной обработки информации высока (значимость информации) - эффективнее центральный путь

Если вероятность сознательной обработки информации низка – эффективнее периферический путь

При умеренной вероятности сознательной обработки влияют контекстуальные переменные: достоверность или привлекательность источника информации.

Переменные, повышающие вероятность обдумывания:

индивидуальная значимость медиаинформации

прямое утверждение заменяется вопросом, обращенным к адресату

использование нескольких источников аргументации вместо одного

Периферические переменные:

Привлекательность источника информации.

Мнение адресата о численности других членов аудитории, согласившихся с предлагаемой позицией.

Модель обдуманных действий и обоснованного поведения (М. Фишбейна и И. Айзена) "люди обдумывают последствия своих поступков перед выбором определенной линии поведения"

1 критерий – собственные установки

2 критерий - мнение о вероятной оценке данной линии поведения другими людьми.

3 - представления индивида о возможности контроля над соответствующим поведением

Модель автоматической активации (Р. Фазио ). поведение автоматически "включается", как только активируются соответствующие установки. Этот процесс спонтанный и не предполагает продолжительных размышлений со стороны индивида. определяет два вероятных условия, которые делают возможным автоматическое управление поведением:

1) наличие спонтанного доступа к некой установке в случае появления объекта данной установки;

2) восприятие объекта в соответствии с этой установкой (если установка позитивная, то объект воспринимается в положительном свете, и наоборот).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

image

Когнитивные функции головного мозга человека – это в психологии совокупность процессов, с помощью которых человек познает мир, самого себя и взаимодействует с окружающей реальностью. Такие способности называют высшими психологическими функциями. И это – важнейшее свойство человеческого сознания, создающее уникальность личности для человека.

Нарушения когнитивных функций – неврологический диагноз. Как правило, становится следствием поражения структур головного мозга вследствие тех или иных патологических процессов. Характерен для людей в годах, у которых возрастные изменения приводят к ослаблению взаимодействий между нейронами [1]. Однако может развиваться и у молодежи, заметно снижая качество жизни самого пациента и его близких.

Личность в когнитивной психологии - Когнитивное развитие человека

Когнитивное развитие человека

В когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Как же происходит развитие мыслительных процессов от детства до зрелого возраста? Попробуем разобраться в этом более подробно, ссылаясь на концепции Брунера, Пиаже и Валлона.

Согласно концепции Брунера (1966г.) наше познание мира носит, прежде всего, чувствительный и двигательный характер. Это значит, что ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала наши чувства, особенно через двигательную активность. Поэтому можно сказать, что сенсомоторное отображение действительности имеет решающее значение в детские годы. К этому отображению мира быстро добавляется еще один способ – иконическое отображение (когда ребенок интериоризует и откладывает в памяти образы воспринятых им реальных объектов). В течение подросткового и юношеского периодов этот мир образов постепенно уступает место понятиям – символическим отображениям предметов. Стимулов такого перехода служит в основном речь. Брюнер обращает особое внимание на то, что язык представляет собой важнейшую ступень в развитии когнитивных процессов. Так как язык это не только средство передачи культурного наследия, но и является регулятором поведения, т.к. слово может вызывать или подавлять то или иное действие.

Концепция Пиаже (1966г.) говорит о том, что развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Т.к. внешние воздействия засталяют наш организм либо видоизменять структуры активности (если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации), либо, если это понадобится вырабатывать новые структуры. Здесь имеется ввиду, что приспособление осуществляется при помощи двух механизмов. А именно:

1. ассимиляция (при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям).

2. аккомодация (при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации)

Швейцарский психолог Жан Пиаже поставил перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир. Он выделяет 3 главные стадии развития познавательных процессов:

1. Сенсомоторная стадия (становления и развития чувствительных и двигательных структур – первые два года жизни ребенка)

2. Стадия конкретных действий (слова все больше начинают означать конкретные предметы, а действия постепенно интериоризуются — от 2 до 11лет. Так развивается мышление. Вначале это мышление носи субъективный характер, на этой стадии оно эгоцентрично, но, несмотря на это оно позволяет ребенку манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать и осуществлять над ними конкретные операции. А к 10 годам ребенок приобретает способность объективно истолковывать конкретную действительность. Эта способность больше повышается в следующей стадии).

3. Стадия формальных операций (развивается абстрактное мышление, также понятийное мышление. Согласно Пиаже эта стадия достигает полного развития к 14-16 годам. Хотя во многих исследованиях было показано, что лишь часть людей примерно 25-50% действительно может мыслить абстрактно).

Также Пиаже благодаря своим исследованиям выделяет в каждой стадии свои подстадии, или выражаясь по другому – фазы.

Итак, сенсомоторная стадия включает в себя 6 постадий:

а) врожденные рефлексы (1 месяц жизни ребенка) – это рефлексы сосания, мигания, хватания вызываются внешними стимулами;

б) моторные навыки ( с 1до 4 месяцев) – здесь уже формируются условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка и окружающей среды, например, схватывание бутылочки с соской и т.д.;

в) циркулярные реакции (с 4 – 8 месяцев) – развитие координации между перцептивными системами и моторными движениями, например, хватание веревки, вызывающее сотрясение погремушки, с целью заставить ее греметь;

г) координация средств и цели (с 8 до 12 месяцев) – действия ребенка все более преднамеренны, направлены на достижение своей цели;

д) случайное открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) – потянув скатерть, можно достать лежащие на столе предметы;

Сенсомоторная стадия характеризуется функционированием наглядно-действенного мышления и становлением наглядно-образного мышления.

Когнитивный подход в психологии

Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать.

Согласно концепции Брунера наше познание мира носит прежде всего чувствительный и двигательный характер, потому что ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность. Жан Пиаже пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, который состоит из последовательных стадий, а развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится понять.

Лица с психическими расстройствами имеют определенные дисфункциональные базисные посылки, которые заставляют их искаженно воспринимать и оценивать текущие ситуации и испытывать отрицательные эмоции и неадаптивно действовать. Базисные посылки – это система глубинных представлений человека о себе и об окружающем мире, это своеобразная жизненная философия человека, в которой зафиксирован весь его жизненный опыт (здесь особую роль играют детские впечатления и воздействия семьи). Психотерапевту необходимо помочь пациенту представить его идеи в виде гипотез и совместно с пациентом осуществить поиск альтернатив.

Когнитивный подход Джорджа Келли

Также Келли различает проницаемый и непроницаемый конструкт. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон элементы применимости, еще не истолкованные в пределах его границ, он открыт для объяснения новых явлений. В свою очередь непроницаемый конструкт остается закрытым для интерпретации нового опыта. Келли предположил, что конструкты можно классифицировать:

1. Упредительные классификационные конструкты (то, что попало в одну классификацию, исключается другой, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете).

2. Констелляторные конструкты (когда явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики. Т.е. если относим человека к данной категории, то наделяем его всеми соответствующими характеристиками).

3. Предполагающие конструкты (эти конструкты могут меняться, они принимают альтернативные точки зрения и открыты для нового опыта).

Личностные конструкты это: а) всесторонние конструкты, которые включают в себя широкий спектр явлений; б) частные конструкты – включают узкий диапазон явлений и возможностей; в) основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека; г) периферические конструкты – могут меняться, не изменяя значительно основную структуру.

Каждый человек воспринимает действительность при помощи собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, то человек скорее всего сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтверждается, то конструкт скорее всего будет подвержен пересмотру или вообще может быть исключен. Каждый человек обладает такой уникальной конструктной системой (личность). Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события, абсолютно идентичные люди, будь даже они близнецами интерпретируют события по-разному. Каждый человек понимает действительность, опираясь на своего личного уникального конструкта. И люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личных конструктов , соответственно поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.

Заключение

Итак, из вышесказанного можно сделать заключение, что когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации. Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Одна из моделей, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации. Нужно понять ограничения когнитивных моделей. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, используют для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными.

Когнитивная психология это подход, подчеркивающий значение когнитивных процессов. Многим кажется неправомерным сравнение человека с машиной, но ведь это просто удобный способ описания системы.

Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать. Очевидно, что человек, как и компьютер, обрабатывает символы при решении задач и становится возможным использовать компьютер для моделирования деятельности человека.

Для объективности напоследок можно сказать, что когнитивная психология, создававшаяся как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений, находится на пути объединения разрозненных линий исследований на единой концептуальной основе.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: