Значение экологического образования сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Осипова Светлана Николаевна

МБДОУ №83 "Золотой петушок", г.Норильск

Мой подход к работе с детьми через экологическое воспитание.

Главным направлением в моей работе всегда было экологическое воспитание детей.

Я работаю воспитателем более 8 лет. Тема экологии, выбрана мной не случайно. Изучение экологической проблемы открывает огромные перспективы в работе с дошкольниками.

Человечество, наконец-то осознало, что оно нуждается в искусстве тонкого прикосновения к личности в педагогической технологии, которая предназначена обеспечить воздействие на ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром и природой.

Проработав много лет в детском саду, я пришла к твердому убеждению - работу по воспитанию экологической культуры у детей нужно непременно начинать с воспитания экологической культуры родителей.

На смену потребительскому взгляду на мир природы должны прийти общечеловеческие, гуманистические ценности. Только они рождают культуру диалога человека с природой, взаимодействие с ней. Эти ценности призваны привить мы, педагоги.

Мы рассматриваем иллюстрацию леса, где резвятся белки, и я рассказываю о том, что было бы с нами, если бы у нас не было леса. И когда, наутро приходят родители и говорят о том, что их дочь весь вечер рассказывает о том, что деревья живые, что у них есть руки и пальцы, что им больно, когда ломают их ветки, обрывают листья, что без деревьев не жили бы и люди, - я считаю, что у детей и родителей закладываются нравственные устои. И я думаю, что наши дети уже не смогут бездумно раздавить кузнечика, просто так отломить ветку дерева.

С детьми мы проводим различные мероприятия по сохранению природы – сажаем деревья, очищаем участки от мусора, проводим экологические праздники, в них непременно участвуют родители.

Огромный материал накоплен по опытно – экспериментальной деятельности.

Воспитание экологической культуры у детей, может давать результат только тогда, когда мы сможем осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своим трудом.

Непременно нужно создавать для детей уголки красоты родной природы, где дети могли бы остаться наедине с этой красотой, подумать, помечтать, сочинить сказку, стихотворение, что-то смастерить из природного материала. Природа должна стать незаменимым источником эмоционального развития ребенка.

Все это должно способствовать не только познанию красивого в природе, но и в самом себе; утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому. Переживания, радость и тревога за окружающую природу рождают заботу о ней.

Статья о необходимости введения экологии в программу начальной школы.

ВложениеРазмер
vazhnost_ekologicheskogo_obrazovaniya.docx 17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Важность экологического образования в современном мире.

Поскольку федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС-2) в рамках реализации основной программы начального общего образования требует организации внеурочной деятельности для учащихся начальной школы, а в нашей стране и мире все острее встает вопрос о сохранении экологической стабильности, грамотном природопользовании и охране окружающей среды, то встаёт вопрос о важности и необходимости экологического образования в начальной школе.

Экологическое образование помогает восстановить равновесие между природной и антропогенной составляющими окружающей среды, позволяет узнать больше о существующих взаимосвязях и понять их сложность и комплексность. Оно напоминает нам, что связь с природой неразрывна и необходима для жизни человечества и планеты в целом.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, в экологическом образовании у младших школьников может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности, нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям, в том числе человеку, начальный опыт защиты окружающей среды.

Для того чтобы дети прониклись важностью окружающего мира в их жизни, уже в первые минуты знакомства со своими воспитанниками педагогу необходимо постараться вовлечь их в удивительный мир природы. Рекомендуется создание соответствующей атмосферы классной комнаты: на стенах и подоконниках – комнатные растения, аквариум – удивительное природное сообщество рыбок, улиток, растений. Использование на занятиях наглядности, поделок из природных материалов увлечёт и заинтересует учащихся данной дисциплиной.

На занятиях с детьми очень важна психологически безопасная обстановка – у ребёнка не должно возникать повышенной тревожности. Психологически комфортная атмосфера занятия позволяет ребёнку быть полностью вовлечённым в решение поставленной на занятии проблемы. Это означает, что на занятиях необходимо создание такой психологически безопасной образовательной среды, при наличии которой дети будут чувствовать себя полноправными, активными членами образовательного процесса. Для этого педагог должен обладать психологическими знаниями о возможности и причинах возникновения тревожности у детей, навыками работы с эмоционально-неустойчивыми детьми, уметь снизить показатели агрессивности и тревожности всех участников учебного процесса. Уровень психологической безопасности в образовательном учреждении определяет внутреннее эмоциональное состояние педагога, а через него и эмоциональный настрой его воспитанников.

На занятиях в экологической студии, дети часто выполняют творческие задания. Не каждый ребёнок обладает достаточно развитыми креативными способностями. Здесь задача педагога заключается в помощи осознания воспитанником его творческой позиции. Учителю необходимо понимать, какой тип мышления свойственен ученику и соответственно направлять его на пути решения поставленных задач. Нужно помнить, что творческие способности необходимы человеку на протяжении всей его жизни, и приобретая эти качества в детском возрасте, в будущем он будет легче адаптироваться в сложных ситуациях и экстремальных условиях. Помогая ученику в раскрытии его творческих способностей, педагог способствует и своей самореализации, что влечёт за собой удовлетворение образовательным процессам с обеих сторон (как с позиции ученика, так и с позиции учителя).

На занятиях студии уделяется большое внимание комфортной психологической атмосфере. Ребёнок лучше усвоит предлагаемый ему материал, когда будет в нём искренне заинтересован. Здесь немаловажную роль играет доверие ученика к педагогу. В беседах о важности охраны природы, дети не редко вспоминают приобретённый опыт, и хотят поделиться им. Они стремятся быть услышанными, и не только взрослым человеком в лице педагога, но также и своими ровесниками. Педагог должен стараться выслушать каждого воспитанника, научить его не только грамотно высказывать свои мысли, но и умению слушать других.

Дети младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей не могут подолгу удерживать внимание на предмете обучения, поэтому в процессе реализации программы рекомендуется использовать частую смену деятельности, сочетать игры, беседы с освоением нового материала, чтобы не ослабить интерес школьников к предмету.

Так как дополнительное образование подразумевает использование различных форм работы учащихся (групповая, индивидуальная, в парах), то педагогу следует знать, как организовать такую работу. Умение найти индивидуальный подход к каждому ученику, представление о психологическом климате коллектива, о законах развития и существования группы, умение организовать успешный и результативный учебный процесс – всё это требует от педагога, реализующего предложенную образовательную программу, соответствующей педагогической квалификации и владения психологическими знаниями.

Для успешной реализации программы важны: надлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса, достаточная квалификация педагогов, высокий мотивационный уровень педагогов и обучающихся, сотрудничество педагогов дополнительного образования, учителей школы, учащихся и их родителей.


Для обеспечения устойчивого развития и рационального использования природных ресурсов важным слагающим является повышение уровня информированности всех групп населения, которое достигается посредством экологического образования и воспитания, формирующего в конечном счете экологическую культуру общества.

Усвоение экологических и этических норм, ценностей, профессиональных навыков достигается посредством целенаправленного основания экологического воспитания и экологической грамотности личности, которые будут способствовать формированию общества с гуманным, эмоционально-нравственным и бережным отношением к природе.

Формирование экологических знаний и культуры приобретает актуальность, поскольку неграмотность населения в экологических вопросах пагубно, угрожающим образом влияет не только на природу, на флору и фауну окружающего нас мира, но и на интеллектуально-духовную жизнь каждого из нас. Из-за экологической неграмотности, безответственного отношения к своим личным практическим действиям и поведению людей, в том числе даже и многих чиновников-специалистов (которые не получили достаточного образования в сфере экологии), мы имеем громадные потери материальных источников, столь необходимых для обеспечения нормальной жизни населения, теряем средства и опору для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и всего населения. Если этой работе не уделять достаточного внимания — у нас почти не остается шансов для создания хотя бы минимально необходимых условий морально-психологического, интеллектуального развития. Поэтому развитие экологического образования является на сегодняшний день делом общенародным и общую задачу экологического образования мы видим в снижении риска жизни для людей и в обеспечении для них безопасности, формировании у каждого человека экологического мышления, регулирующего его практические действия в повседневной жизни. Основная цель вузов — научить студента экологизироваться, расширить знания не только связанные с окружающей средой, но и правильно сформировать их воспитание, экологическую культуру по отношению к природе [6, 8].

Поэтому, как ни странно это может показаться в первый момент, экология как образ мысли и спасение человечества и природы и экология культуры тесно взаимосвязаны [7, 9].

Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования. Содержание экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

− заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;

− потребность общества в экологически грамотных гражданах;

− состояние и достижения экологической науки;

− психолого-возрастные и познавательные особенности обучающихся;

− общее состояние и тенденции развития системы образования в целом.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление [1, 2].

Экологическое образование позволяет объективно рассматривать взаимосвязи между природоохранными, социальными и экономическими проблемами с учетом общественного мнения, вовлечения неправительственных организаций в процесс принятия решений, касающихся вопросов охраны окружающей среды. Это является не только важным фактором реализации стратегии устойчивого развития, но и основой эффективной экологической политики.

В настоящее время не прослеживается взаимосвязь между темпами развития экологического образования, растущим количеством институтов, и числа выпускников с экологическим образованием на территории России и решением проблем рационального природопользования на примере восстановления нарушенных и деградированных территорий хотя бы на локальном уровне.

А мероприятия, рекомендации и комплекс мер, направленных на решение проблем в области охраны окружающей среды не отражаются в практическом применении. Территорий с экологическими проблемами в стране становится с каждым годом все больше и больше.

Слагающие показателей развития экологического образования и сложившейся современной экологической ситуации в стране не должны идти параллельно, а должны тесно пересекаться и взаимодействовать.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, подрастающее поколение, природа, решение проблем, Российская Федерация, устойчивое развитие.

Похожие статьи

Проблемы экологического образования и воспитания на.

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическая культура, важный элемент в развитии.

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация. Научные основы формирования экологического воспитания на.

экологическое образование, окружающая среда, младший.

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Педагогические аспекты экологической безопасности.

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Формирование экологической культуры и эстетического.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

устойчивое развитие, экологическое образование, Россия, дошкольное образование, образовательная область, младший возраст, дошкольный уровень, государственный уровень, Российская Федерация.

К вопросу о формировании культуры экологической.

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическая культура подрастающего поколения.

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе. Автор: Шпанёва Ирина Владимировна.

Ключевые слова: экологическая ситуация, окружающая среда, экологическая мотивация, экологическое образование.

Похожие статьи

Проблемы экологического образования и воспитания на.

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическая культура, важный элемент в развитии.

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация. Научные основы формирования экологического воспитания на.

экологическое образование, окружающая среда, младший.

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Педагогические аспекты экологической безопасности.

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Формирование экологической культуры и эстетического.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

устойчивое развитие, экологическое образование, Россия, дошкольное образование, образовательная область, младший возраст, дошкольный уровень, государственный уровень, Российская Федерация.

К вопросу о формировании культуры экологической.

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическая культура подрастающего поколения.

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе. Автор: Шпанёва Ирина Владимировна.

Ключевые слова: экологическая ситуация, окружающая среда, экологическая мотивация, экологическое образование.

По мнению ряда ученых, в настоящее время ежечасно вымирает один вид растений или животных. Подобное положение возможно лишь потому, что большинство людей не осознают непосредственной и прямой связи между существованием нескольких миллионов живых существ и благополучием существования человека.

Сформировать у широких слоев населения понимание такой связи, а следовательно, познать проблему сохранения генофонда биосферы - задача и ученых, и педагогов. Опасность обеднения генофонда еще не получила достаточного научного и экономического обоснования, поэтому проблема сохранения видов животных и растений является междисциплинарной. Для ее решения требуется объединение усилий специалистов различных дисциплин.

Нельзя забывать и чисто экологические аспекты сохранения всех видов. Чем больше разнообразие видов животных и растений, свойственных той или иной экосистеме, тем выше возможность приспособления ее к изменяющимся условиям; чем больше генофонд экосистемы, то есть больше заложенная в нее биологическая информация, тем большей прочностью и надежностью она обладает.

Богатство природного окружения является естественной основой духовного и физического здоровья человека. Разнообразный и эстетически привлекательный природный ландшафт оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Так, известно стимулирующее, успокаивающее и полезно-тормозящее воздействие ландшафта на состояние человека, благотворное влияние зеленых насаждений на его здоровье: повышение работоспособности, уменьшение утомляемости зрения вследствие восприятия эстетически привлекательных пейзажей, улучшение самочувствия вследствие вдыхания воздуха оптимального ионного состава, восприятия комфортного микроклимата, ароматов и запахов.

В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение.

«Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

  • значение экологических проблем и способов их разрешения;
  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  • стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Развитие в интеллектуальной сфере предполагает совершенствование способности к анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем. В эмоциональной сфере - восприятие прекрасного, оценка поведения людей по отношению к природной, социокультурной среде, здоровью.

Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем начала экологической культуры.

Основная воспитательная цель педагогов начальных классов - развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать локальные экологические проблемы. В процессе учебной деятельности учителя должны обеспечивать определенный уровень экологических знаний, получаемых учащимися, как на основных предметах, так и на факультативных курсах. Интеграция – основной принцип построения уроков.

Принцип целостности в организации учебно-воспитательного процесса переносится и на самого ученика. Известно, что наибольший отклик в душе ребенка находит то, что кажется ему красивым и гармоничным. В связи с этим учителя практикуют уроки на лоне природы, проводят экскурсии в лес, на луг для накопления и систематизации представлений о предметах и явлениях, наблюдаемых в природе. Так в соприкосновении с природой формируется любовь к родному краю, получают развитие познавательные интересы детей, их нравственные чувства.

Среди других форм работы можно назвать экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, работу в школьном экосаду, проведение наблюдений, постановку опытов, изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Читайте также: