Злых людей нет на свете есть только люди несчастливые сочинение мастер и маргарита

Обновлено: 02.07.2024

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман "Мастер и Маргарита" стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие "от Воланда" и Евангелие Мастера "от Иешуа". История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие "Мастера и Маргариты" разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с "точки зрения вечности" рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (". Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл"."), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он "придет во славе". Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в "Мастере и Маргарите" поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя "самого страшного порока" — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы ". ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. ". Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (от Луки, 7:50). "Прощение и вечный приют" Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно "на этом построен мир".

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе "Мастер и Маргарита", никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Автор: Самый Зелёный · Published 05.12.2018

Итоговое сочинение: Какие цели важно ставить на жизненном пути? (3 варианта)

Автор: Самый Зелёный · Published 15.10.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 04.10.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>



Полный сборник всех вариантов итоговых сочинений по Русскому языку


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения


Как раскрыть тему Добро и зло. Итоговое сочинение


Аргументы для итогового сочинения Добро и зло


Список литературы для итогового сочинения Добро и зло


Цитаты и афоризмы по сочинению Добро и зло

Данное итоговое декабрьское сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2020 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Что же такое добро? Каждый ответит на этот вопрос по-разному. Я же считаю, что добро — это бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, могучая сила, которая способна спасти мир от злобы и равнодушия. Злой человек черствеет душой. Существует мнение, что злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые. Все люди по своей природе добры, но некоторые факторы способны сделать человека злым.

Плохое окружение, одиночество, бедность и травля, могут привести к тому, что мир в глазах человека начнёт тускнеть, радость покинет жизнь человека, а он начнёт винить окружающих в своих неудачах, станет озлобленным. Основной целью Га-Ноцри, было сделать мир добрее и светлее. Булгаков на примере своего героя доказывает, что злоба неразрывно связана с несчастием. Боль, поселившаяся на душе у человека, делает его жестоким и злым.

Раскольникову необходимо было помогать матери, учиться, жить и питаться, но средств не было. На фоне этого на душе у молодого человека поселилась глубокая обида и чувство некой несправедливости. Если бы у него не возникли трудности, то тогда никакая озлобленность в отношении общества не появилась.

Таким образом, можно сделать вывод, что мы должны стремиться к счастливой и радостной жизни, ведь счастливый человек никогда не захочет сделать зло другим людям. Лишь тот, кто несчастен, распространяет несчастье и зло вокруг себя.

В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" главный герой, Родион Романович Раскольников, несчастен, беден, полон презрения к обществу и гордыни. Его душевное состояние на грани срыва. Одной из причин, почему он убивает старуху-процентщицу, являются деньги, ведь его материальное положение было бедственным. Алена Ивановна, по его мнению, всего лишь вошь, но, убив её, он сам становится "дрожащей тварью". Из-за своих несчастий, антипатии к миру Раскольников совершает убийство. Он не мог при таком внутреннем состоянии и ужасных мыслях сделать что-то доброе для общества. В качестве второго аргумента можно привести пример из произведения Энтони Бёрджесса "Заводной апельсин".

В начале романа главный герой, подросток Алекс вместе со своей командой совершает разбои и нападения на ни в чём не повинных людей. Пройдя невероятно тяжёлый путь исправления и повзрослев, он встречается с одним из своих давних приятелей из распавшейся команды, у которого уже есть жена. Алекса это удивляет, и он начинает понимать, что его юность прошла. Он думает о своём будущем сыне. Роман заканчивается на том, что Алекс отправляется на поиски своей пары. Он хочет стать счастливым, обрести любящих и любимых людей рядом. Мне кажется, что когда он найдёт свою любовь, то он уже никогда не будет "заводным апельсином".

Оба приведённых мной аргумента убеждают в правильности мысли героя романа М.А. Булгакова. Когда человек счастлив, то он не будет приносить миру зло. Всегда есть причины, или их несколько, почему люди злы по отношению к другим. Посмотрев глубже, можно увидеть, что это заставляет человека быть несчастливым. Надо стараться видеть счастье везде, быть благодарным за обыденные вещи. Главное, не дать плохим мыслям поглотить свой разум, иначе это может привести к плачевным последствиям.


В романе две противоборствующие силы воплощены в образах Иешуа Га-Ноцри и Воланда. Иешуа – бродячий философ, главный герой романа гениального Мастера. Га-Ноцри родился и рос в городе Гамала, своих родителей он не знал, был подкидышем. Нетрудно догадаться, что жизнь у сироты была тяжелой, однако до двадцатисемилетнего возраста он сумел сохранить свою душу чистой и милосердной. Он остался добрым, великодушным и сострадательным человеком. Иешуа не сделал в жизни никому ни малейшего зла. Путешествуя по различным городам, бродячий философ проповедовал свои истины. Он утверждал, что всякая власть – это насилие над человеком, однако наступит время истины и справедливости, когда все люди станут честными и добрыми, они будут желать друг другу только блага и говорить только правду, поэтому ни власть кесарей, ни какая другая власть не будет нужна. Иешуа Га-Ноцри считает всех людей такими же добрыми, как он сам, утверждает, что на свете нет злых людей, есть только несчастливые. Для него добрым является даже Марк Крысобой, жестокий палач и убийца, казнивший за свою жизнь не одного беднягу.

Философские мысли Иешуа Га-Ноцри не оставляют равнодушным ни одного человека, они способны затронуть души людей. Герой не пытается навязать свои идеи, он их высказывает, надеясь, что его мысли могут дойти до любого человека и заронить добрые семена в их душах. Для героя одинаково легко и приятно говорить правду и совершать добро. Он думает, что все окружающие с таким же легким сердцем творят благие дела, однако молодой философ ошибается: добро совершать легко только тогда, когда у тебя чистое, открытое и любящее сердце, когда над тобой не довлеют ни бремя власти, ни богатство. Для бродячего философа Иешуа, у которого нет ни дома, ни семьи, не важны ни богатства, ни почести, ни признание, ни власть, поэтому он с открытым сердцем совершает добро. Он умеет предвидеть будущее, поэтому знает, что его казнят, однако великодушно прощает и тех, кто решил его судьбу, отправив на казнь, и тех, кто воплотил в жизнь это решение.

Для Понтия Пилата совершить добрый поступок трудно. У него была большая возможность оправдать Иешуа, однако боязнь потерять жизненные блага, которые у него были: власть, богатство, роскошную жизнь, — остановила его. Он вынес свой вердикт: за подрывание власти кесаря Иешуа приговорить к смертной казни вместе с другими преступниками. Однако смерть героя нельзя считать торжеством зла над добром, это предательство добра, на сторону которого не смог перейти трусливый Понтий Пилат. Не сумев пересилить себя и поступить правильно, он закрыл дверцу добру, а открыл ее злу. Иешуа и перед смертью не отрекается от тех истин, которые он проповедовал, остается несломленным и непобежденным. Если добро – это свет, то Иешуа смог умереть, сохранив в своей душе свет. Он является носителем добра, символом человечности и нравственной стойкости.

Зло – это тьма, отсутствие света. В романе противопоставленную добру сторону воплощает образ Воланда. Он повелитель зла, князь тьмы, сатана. Герой появляется в Москве на Патриарших прудах в образе благородного и загадочного иностранца, прекрасно одетого, ухоженного, еще не старого. Берлиозу и Ивану Бездомному он представляется консультантом по черной магии, историком, приехавшим к одному известному профессору. Цель его визита, как выяснилось позже, — проверить, изменилась ли Москва и ее жители с течением времени. Писатель наделяет героя всезнанием: Воланд знает прошлое и видит будущее, легко может перемещаться во времени и пространстве, он легко читает мысли и видит человека насквозь. Воланд признается, что был на балконе Понтия Пилата при допросе Иешуа Га-Ноцри, вел дружеские беседы за завтраком с известным немецким философом Кантом. Он может творить самые настоящие чудеса. Но самое главное – Воланд понимает, что добро и зло творятся руками самого человека. Только человек волен выбирать между добром и злом, светом и тенью.

Однако герои, которые остались верны своим нравственным принципам, не продали совесть, честь, любовь, талант за деньги, получили щедрое вознаграждение от великого Воланда. Мастеру возвращают сожженный им во время болезни роман о пятом прокураторе Иудеи, всаднике Пилате Понтийском, он заслужил свет и покой. Маргарита за свою верность и преданность Мастеру получает право быть вечно рядом с ним, с тем, кого она безгранично любила и ради кого прошла через самые жестокие испытания.

Воланд – это вечно существующее зло, которое является необходимым условием для проявления добра. Если бы на свете не было черного, человек не знал бы, что такое белое, не существовало бы зла – невозможно было бы понять, что есть добро.

Таким образом, М.А. Булгаков убеждает читателей, что добро и зло – вечные спутники человеческой жизни, они существуют с тех самых пор, как появился первый человек. Эти простые на первый взгляд философские истины волновали людей и во времена Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, актуальными они остаются и в Москве тридцатых годов двадцатого века, и даже в современном для нас мире. Добро и зло живут вне времени, тысячелетиями новые поколения подчиняются их законам. Между светом и тенью настолько тонкая связь, что непонятно, где заканчивается одно и начинается другое.

Читайте также: