Злая правда и утешающая доброта в изображении м горького по пьесе на дне сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Максим Горький тот человек, который не стеснялся описывать жизнь такой, какая она есть на самом деле. Автор делает очень большое ударение на трудности и невзгоды, которые выпали на долю многих людей. А ведь по факту они ничем ни хуже других людей. В своих творениях писатель часто описывает жизнь обыкновенных людей, у которых нет состоянии, они оказались на дне жизни.

Основная проблема, которая затрагивает Горький – это конфликт истины и лжи. Герои сами имеют способность выбирать, что же для них подходит. Они стоят на распутье, где есть только два указателя: сладкая ложь и горькая правда. Сладкая ложь дает мнимую надежду, что такая жизнь не вечна. Горькая правда открывает глаза на то, что человек сам виноват в произошедшем и привел себя в это положение неправильными действиями.

На первый взгляд может показаться, что сладкая ложь поможет человеку выбраться из тяжелого положения и поверить в благосклонность судьбы. Однако, в этом методе есть множество подводных камней. Человек склонен к тому, чтобы просто слушать приятные речи и ничего при этом не предпринимать. В таком случае он продолжает верить в то, что все само рассосется. Проходит время, а человек видит, что ничего не решается, а проблем становится только больше.

Горькая правда же очень сильно бьет с первого раза, но потом помогает пересмотреть свою жизнь, проанализировать ошибки и начать что-то делать. Сатин изначально утверждал, что без правды ничего хорошего не выйдет. Ложь в любом случае вскроется и принесет много проблем, в нашем случае и смертей.

Старик Лука появляется в жизни героев и старается помочь им чем только можно. Лука – очень хороший, добродушный и внимательный человек. Он хочет вытащить людей из этого положения. В его словах есть рациональное зерно, но ошибка героя в том, что он не объясняет им реальную причину проблем.

Анна скончалась, Пепел оказывается в ссылке, Актер вообще свел счеты с жизнью. Герои слушали сказки о лучшей жизни, но сами ничего не предпринимали для того, чтобы выбраться из своего положения. В итоге, они все больше тонули в своем болоте.

Также читают:

Картинка к сочинению Сладкая ложь или горькая правда? (по пьесе На дне)

Популярные сегодня темы

В 1699 году в Париж прибыли посольство Турции и Людовик 14 принял их особо роскошно. Однако турки, сдержанные по своей натуре, не выказали должного восхищения, а турецкий посол заявил о том

Грубым человеком быть легко. Не надо беспокоится о том, что неприятные слова ранят другого человека, даже могут повлиять на его будущую жизнь. Люди с низкой самооценкой требуют поддержки

Произведение Куприна “Куст сирени” хоть и не богат на обилие персонажей и их разно плановость, но в нём хорошо раскрываютсяих характеры, черты личности, цели и приоритеты.

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует.

Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее – в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.

Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с понятиями правды и лжи,

которые можно трактовать по-разному. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая “ложь во спасение”. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.

Кто же прав – Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся непосредственно к тексту произведения.

“Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Затхлый и душный воздух, убогая обстановка. Место действия,

лаконично обозначенное в первой же ремарке, сразу создает образ давящего на людей, невыносимого мира.

Люди живут в душной атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно. И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее. обитателя.

Именно доброго к себе отношения так не хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений.

Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное – не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.

Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что боль можно смягчить лишь утешительной ложью. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. Он сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь!

Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить, но даже с этой задачей старик не справился. Что уж говорить о “здоровых” людях!

Своими сладкими пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил им, окончательно “сзязав” руки и ноги. “Ты – надейся!

Ты – верь!” – внушал он. Но человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется опять столкнуться с горькой правдой. Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям!

Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже “во спасение”, – чистейшее проявление неуважения к человеку.

Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно.

Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих.

Пьеса была написана в конце 1901 – начале 1902 года. Данное произведение не было наваждением или порывом вдохновения, как это обычно случается у творческих людей. Напротив, она была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра, созданного для обогащения культурой всех классов общества. Горький не мог представить, что из этого получится, но воплотил желанную задумку создания пьесы о босяках, где присутствовало бы около двух десятков действующих лиц.

Судьба пьесы Горького не может быть названа окончательным и бесповоротным триумфом его творческого гения. Мнения ходили разные. Люди приходили в восторг или критиковали столь противоречивое творение. Она пережила запреты и цензуру, и до сих пор каждый понимает по-своему смысл драмы.

Смысл названия

На сегодняшний день многие литературоведы сходятся на том, что автор имел в виду то, что его герои находятся на дне жизни в социальном, финансовом и нравственном смысле. Это и есть смысл названия.

Характеры и судьбы

Почему же герой произведения оказались на дне??

Одним из героев является Актер. Дошел он до такой нищей жизни, так как начал злоупотреблять алкоголем. Васька по кличке Пепел сидел уже сидел немалый срок, отец его-вор и постоянно обитал в тюрьме, вот и сын пошел по его стопам. Бубнов потерял свою мастерскую, так как жена ему изменила, и затем скатился до такой ужасной жизни. Следующий персонаж Сатин, был раньше телеграфистом. Отсидел приличный срок, так как убил человека, который оскорбил его сестру.

И все эти нищие униженны люди ведут споры между собой. Они спорят о труде, счастье, таланте, законах. Где же пути спасения всех этих людей и смогут ли они отсюда выбраться? Люди смогут подняться на поверхность и выйти с этого дна, когда наконец-то начнут уважать себя и когда будут достойными называться людьми. Ведь звание человека нужно заслужить.

Жанр, направление, композиция

Композиция произведения линейная, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.

Суть произведения

Суть пьесы Максима Горького заключается в изображении дна и его обитателей. Показать читателям в действующих лицах пьесы маргиналов, людей, униженных жизнью и судьбой, отвергнутых обществом и разорвавших с ним связь. Несмотря на тлеющий огонёк надежды – не имеющих будущего. Они живут, спорят о любви, честности, правде, справедливости, но их слова — лишь пустой звук для этого мира и даже для их собственных судеб.

Все происходящее в пьесе носит лишь одну цель: показать столкновение философских взглядов и позиций, а также проиллюстрировать драмы отверженных людей, которым никто не протягивает руку помощи.

Главные герои и их характеристика

Обитатели дна – люди с разными жизненными принципами и убеждениями, но всех их объединяет одно условие: они погрязли в нищете, которая постепенно лишает их достоинства, надежды и веры в себя. Она растлевает их, обрекая жертв на верную смерть.

Краткое содержание

Костылев со своей супругой Василисой содержат ночлежку, которая больше похожа на пещеру. Это заведение предназначено исключительно для бедных. Однажды вечером за общим столом собираются все жители этого убогого дома: Квашня, Пепел, Сатин, Клещ с женой Анной и другие.

Василиса является любовницей вора Пепла. Но вскоре он перестает обращать на нее внимание и переключается на младшую сестру Наталью. Из-за ревности Василиса бьет ее и та вскоре попадает в больницу.

Костылевы скупают все вещи, которые им поставляет Пепел. Полиция знает об этом, но никаких мер не принимает.

В один из обычных дней в ночлежку заселяется старик по имени Лука. Ему становится жалко всех этих людей, и он начинает раздавать советы о том, как начать жизнь сначала. Но все эти наставления еще больше сбивают с толку простых людей.


Когда в доме произошла потасовка, Пепел убил хозяина и попал в тюрьму. Лука уезжает в неизвестном направлении. Наташа пропадает без вести, а все остальные жильцы возвращаются к обычной повседневной жизни.

Проводя анализ произведения, можно понять, что жизнь всех этих людей похожа на безжалостное существование. Это и является главной проблематикой повествования. Автор хотел показать своим читателям, что не нужно опускать руки, даже в самой сложной жизненной ситуации можно изменить свою жизнь, главное, этого захотеть. После краткого ознакомления с произведением становится ясно, почему пьеса называется именно так.

Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.

  1. Тема надежды тянется через всю пьесу до самой развязки. Она витает в настроении произведения, но ни разу никто не упоминает о своем намерении выбраться из ночлежки. Надежда присутствует в каждом диалоге обитателей, но лишь косвенно. Как когда-то каждый из них попал на дно, так когда-нибудь они и мечтают оттуда выбраться. В каждом теплится маленькая возможность снова вернуться к прошлой жизни, где каждый был счастлив, хоть и не ценил этого.
  2. Тема судьбы также является немало важной в пьесе. Она определяет роль злого рока и его значение для героев. Судьба может быть в произведении той движущей силой, которую нельзя было изменить, что свела всех обитателей вместе. Или тем обстоятельством, всегда подверженным измене, которое нужно было преодолеть, чтобы суметь достичь больших успехов. По жизни обитателей можно понять, что они приняли свою судьбу и пытаются изменить её лишь в противоположную сторону, считая, что падать ниже им некуда. Если же кто-то из жильцов пытается предпринять попытку изменить свое положение и выбраться со дна – претерпевает крах. Возможно, автор хотел показать таким образом, что они заслужили такую участь.
  3. Тема смысла жизни выглядит достаточно поверхностно в пьесе, но, если вдуматься, то можно понять причину такого отношения к жизни героев лачуги. Каждый считает нынешнее положение дел – дном, из которого не выбраться никуда: ни вниз, ни, тем более, наверх. Герои, несмотря на разные возрастные категории, разочарованы в жизни. Они потеряли к ней интерес, и перестали видеть какой-либо смысл в собственном существовании, что уж говорить о сочувствии друг к другу. Они не стремятся к другой участи, потому что не представляют её. Лишь алкоголь иногда придаёт существованию краски, отчего ночлежники любят выпить.
  4. Тема правды и лжи в пьесе является основной задумкой автора. Данная тема является философским вопросом в произведении Горького, о котором он размышляет устами героев. Если говорить о правде в диалогах, то, её границы стираются, ибо порой герои говорят несуразные вещи. Тем не менее, в их словах скрываются секреты и тайны, раскрываемые нам по ходу сюжета произведения. Автор поднимает данную тему в пьесе, так как рассматривает истину как способ спасения обитателей. Показать героям реальное положение дел, открыв глаза на мир и на их собственную жизнь, которую они теряют каждый день в хижине? Или скрывать правду под масками лжи, притворства, потому что им так легче? Ответ каждый выбирает самостоятельно, но автор дает понять, что ему по душе первый вариант.
  5. Тема любви и чувств затрагивает в произведении, поскольку даёт возможность понять взаимоотношения обитателей. Любовь в ночлежке, даже между супругами, абсолютно отсутствует, да и вряд ли имеет возможность там появиться. Само место словно пропитано ненавистью. Всех соединила лишь общая жилплощадь и чувство несправедливости судьбы. В воздухе витает равнодушие, как к здоровым, так и к больным людям. Лишь перебранки, словно грызутся собаки, веселят ночлежников. Вместе с интересом к жизни потеряны краски эмоций и чувства.

Творчество Максима Горького отличает многожанровость. Талантливым художником слова показывает он себя и в романах, и в повестях, и в рассказах, и в публицистике, и в драматургии.

Помощь и опора Костылевым в их грязных делиш­ках и противостоянии босякам — Медведев, их дядя, полицейский, самодовольный и глупый. Он злоупот­ребляет своим служебным положением, не пресекая преступной деятельности, а потакая ей и наживаясь на этом.

Слесарь Клещ почитал ночлежку лишь временным своим пристанищем. Он надеялся, что упорный чест­ный труд спасет его, выведет на честную, прямую, счастливую дорогу. Сначала он даже презрительно от­носился к ночлежникам, считая себя выше их, дос­тойнее, противопоставляя им себя во всем. Но планы Клеща неосуществимы. У него нет работы, продан весь инструмент, его одолевает бессилие. Вопреки своим устремлениям, Клещ вынужден стать обычным обитателем трущобы.

Опустился на самое дно жизни и Сатин, который, еще когда был мальчишкой, служил на телеграфе, в детстве он много читал, а вот теперь прозябает в пол­ной нищете, не сумев применить во взрослой жизни приобретенные умения. Они еще как-то напоминают о себе, хвалебным словцом появляясь в речи героя. Желая и в чужих, и в своих собственных глазах ка­заться выше, Сатин употребляет то замысловатые, то иностранные слова.

Проблемы

В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день.

СПАДИЛО.РУ

Вступление

Доброта – это отзывчивость, готовность помочь нуждающемуся, чувство сострадания и любви. Поддержка слабых, тех, кто не может позаботиться о себе сам в той или иной ситуации.
Жестокость – термин противоположный. Зло может быть слепым. Когда кто-то совершает его неосознанно: обижает кого-то, причиняет боль. Но хуже всего жестокость осознанная. Когда человек понимает, что делает и специально пользуется слабостью другого. Особенно, по отношению к детям и животным.

Проблема

В современном мире стало больше жестокости. Искренняя доброта, отзывчивость, милосердие сейчас большая редкость.

Тезис №1

Аргументация

Жил в одном провинциальном городе старый на вид человек. Звали Ефим, а было ему всего сорок лет. Но его считали юродивым старцем и называли Юшкой. Горожане всех возрастов издевались над мужчиной. Дети смеялись, толкали, бросали камнями и землей. Их удивляло то, что он не ругался, не пытался отлупить за хулиганские проделки. А старик думал, что дети его мучают потому, что любят, но не умеют выразить своей любви.

Взрослые, в свою очередь, вымещали на нем горе и злость. И то, что мужчина не пытался ответить, защититься от побоев, только добавляло людям жестокости. Зато в это время горожане забывали о собственных душевных страданиях, боли, обидах.

Ефим работал в кузнице за еду и небольшое жалованье, которое должно было идти на чай с сахаром, одежду. Но герой не покупал ни того, ни другого. Пил пустую воду без заварки, не ел сахара, ходил в лохмотьях.

Юшка копил деньги, чтобы помогать сироте, учить ее в пансионе. Каждое лето он ходил пешком к девочке в Москву и обратно. Люди об этом узнали, когда Ефим умер. А приемная дочь, выучившись на медика, приехала в город, где он жил.

Девушка была доброй, как ее благодетель. Стала лечить жителей, не требуя платы. Посвятила помощи людям всю жизнь.

Вывод

Конечно, правы древние индийские философы. Жестокость ведет в ад. Особенно несправедлива и страшна жестокость к добрым. Но милосердие, добро сильнее несправедливости. И рано или поздно приходит их торжество.

В рассказе Платонова зло к божьему человеку приводит к аду. Когда не стало Юшки, не на ком больше было вымещать негатив, копившийся в людях. Человеческий гнев, агрессия изливались друг на друга. Но после приезда приемной дочери Ефима Дмитриевича, в городе поселилось добро.

Тезис №2

Аргументация

Особенно доброта прозаика проявлялась в помощи литераторам. На собственные средства Андреев построил для них загородный дом.

Сложное, но прекрасное качество нашло отражение в творчестве писателя.

Но нашлись люди, которые добром, лаской, едой смогли растопить сердце дворняги. Ее взяли в дом, подарили крышу над головой. Но счастье длилось недолго. Наступила осень, новые хозяева покинули дачу, а вместе с ней и Кусаку.

Теперь после жестокого предательства собака не поверит никому. Больше никогда не будет доброй.

Вывод

В этом рассказе к беде привели не побои и обиды. Жестокость здесь приняла сначала обличье добра. Что оказалось значительно хуже. Неискренняя любовь, ласка обернулись еще большей болью, чем физические увечья.

Тезис №3

Аргументация

Милосердием, любовью ко всему живому чаще наделены люди, внешне непривлекательные. Однако, доброта ценнее красоты. К этой теме нередко обращались русские и зарубежные поэты, писатели, драматурги.

Девушка прощает жениха – Анатоля Курагина, увлекшегося юной француженкой. Не злится на отца за грубость и обиды. В последствии, стала хорошей супругой и заботливой матерью.

Княжну Марью можно сравнить с другой героиней романа – Элен Курагиной. В этой семье цинизм, меркантилизм, расчетливость – черты фамильные. Но внешне они великолепны. Пьер жестоко ошибается, выбрав Елену в жены.

Вывод

Таким образом, прав Гейне. Доброта прекраснее красоты физической. Лицо и тело стареют, дряхлеют. Но внутренний мир остается на всю жизнь.

Заключение

Доброта – важнейшее душевное свойство, без которого невозможна жизнь людей. А жестокость то, что разрушает существование и саму личность.

Смысл пьесы

Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения. Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями.

Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека. Сделать его равнодушным, ожесточённым, потерявшим какой-либо стимул к существованию. Безусловно, во многих его бедах будет виновно равнодушное общество, которое только подтолкнет падающего. Однако сломленные бедняки зачастую сами виноваты в том, что не могут подняться, ведь в их лени, порочности и безучастности ко всему сложно еще найти виноватых.

Вывод

На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.

Какие же нравственные проблемы поднимает Горький на страницах своей пьесы?

Олицетворением полной безнравственности является хозяин ночлежки, Костылёв. Этот грубый, злой, желчный человек к тому же ещё и страшный трус. Ему прекрасно известно о любовной связи жены с Васькой. Но он труслив и не может раз и навсегда, как мужчина, решить эту проблему, жёстко поговорив с Пеплом. Он даже будто бы боится застать их вместе, поскольку в этом случае ему придётся, на правах мужа, наказать обольстителя и скорее всего — драться! Но Костылёв боится отчаянного, смелого Ваську Пепла! Поэтому он делает вид, что ничего не знает о любовной связи жены с молодым вором. Костылёв — жадный человек, готов на любое преступление ради денег!

Критика

Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения.

Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы.

Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично.

Автор: Алёна Ласькова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Проявление жестокости

Самым ярким проявлением жестокости являются поступки Василисы по отношению к собственной сестре Наташе. Наташа является жительницей ночлежки, которой управляет Костылев и его жена Василиса. Героиня чувствует свою безнаказанность и вседозволенность, поэтому причиняет зло своей сестре, в особенности тогда, когда любовник Василисы Васька Пепел начинает ухаживать за Наташей.

М. Горький показывает, что жестокость порождает такую же жестокость. Костылев и Василиса начинают унижать Наташу и издеваться над ней. Васька Пепел пытается вступиться за Наташу и нечаянно убивает Костылева.

С образом Васьки Пепла связано и другое проявление жестокости. Он является вором, что подчеркивает его жестокое отношение к людям, у которых он крадет вещи. Однако причины жестокости Пепла заложены в обществе: Васька был уверен, что ему предназначен воровской путь, потому что все окружающие люди говорили ему об этом.

Жестоко поступает и Клещ. Он совершенно равнодушен к собственной жене Анне, которая находится при смерти. Клещ думает лишь о собственной жизни и даже ждет смерти жены, чтобы она не помешала ему выбраться из ночлежки.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Добро и правда – сложные философско-нравственные категории, но и в повседневной жизни люди используют эти понятия, рассуждая о добре и зле, о правде и лжи. Доброе отношение к человеку проявляется как интерес и внимание к его проблемам, как желание поддержать и помочь того, кто нуждается в помощи.

Казалось бы, добро и правда всегда сопутствуют друг другу и должны оцениваться как нечто положительное, нравственное.

1. Добрая ложь Луки и ее воздействие на ночлежников

В жизни ночлежников до прихода Луки было мало доброты, каждый день начинался с бранных слов, со злых упреков и насмешек. Но вот добрый странник уходит – и что изменилось? Вопреки ожиданию, добро не только не улучшило ситуацию, но и привело к негативным последствиям.

Умирает Анна, хотевшая пожить ещё хотя бы немного, если на том свете ей не придется мучиться. Настя больше не читает романов, а мечется в отчаянии, ей хочется уйти, даже уползти подальше отсюда, хоть на край света. Васька Пепел отправится в Сибирь, но не по своей воле, а за убийство в драке хозяина ночлежки. А Наташу, из ревности, в бессильной злобе, калечит хозяйка Василиса, бывшая любовница Пепла, подслушавшая её разговор с Васькой и Лукой.

3. В каком обществе возможен конфликт добра и правды

Этот трагический конфликт в сознании людей порожден несправедливым обществом. Да, человек свободен и сам отвечает за свою судьбу, но общество обязано обеспечить ему минимальный уровень физического и нравственного существования. Условия, в которых живут босяки, не оставляют им ни малейшего шанса реально вернуться к нормальной жизни. При иных возможностях мечты и стремления этих людей могли бы стать реальностью, а идея, поддержанная верой, превратилась бы в настоящую правду.

Читайте также: