Жизненный путь человека сочинение судьба человека

Обновлено: 30.06.2024

Главный герой – Андрей Соколов, уроженец Воронежской губернии, обычный работяга.

В мирное время он работал на заводе, потом шофёром. Имел семью, дом – всё, что нужно для счастья. Соколов любил свою жену и детей, видел в них смысл жизни. Но семейную идиллию разрушила неожиданно нагрянувшая война. Она разлучила Андрея с самым важным, что было у него.

На фронте на героя выпало много тяжелых, мучительных испытаний. Он был дважды ранен. При попытке доставить снаряды для артиллерийской части попал в тыл вражеской армии и был взят в плен. Героя довели до Познани, расположили в лагере, где обязали рыть могилы для погибших солдат. Но даже в плену Андрей не падал духом. Он вел себя мужественно и достойно. Характер настоящего русского мужчины позволил ему вытерпеть все испытания, не сломаться. Однажды, роя могилу, Андрею удалось сбежать, но, к сожалению, безуспешно. Его нашли сыскные собаки в поле. За побег герой был жестоко наказан: избит, искусан псами и переведен в изолятор лагеря на месяц. Но даже в таких страшных ситуациях Соколов смог выжить, не потерять человечности.

Героя долгое время водили по Германии: он трудился в нечеловеческих условиях на силикатном заводе в Саксонии, на угольной шахте в Рурской области, на земляных работах в Баварии и в бесконечном множестве других мест. Военнопленных ужасно кормили, постоянно избивали. Уже к осени 1942 года Соколов похудел более чем на 36 килограмм.

После окончания войны жизнь главного героя не стала легче. Он потерял семью: при бомбежке авиазавода бомба попала в дом Соколовых, а жена и дочки в этот момент были дома, сын Анатолий в последний день войны погиб от вражеской пули. Андрей Соколов, потерявший смысл жизни, вернулся в Россию, поехал в Урюпинск к демобилизованному приятелю, где и поселился, нашел работу и хоть как-то начал жить по-человечески. Наконец, в жизни героя начала прорисовываться белая полоса: судьба послала мужчине маленького сироту, оборвыша Ванюшку, который во время войны так же потерял всех близких.

Эти слова старинной казачьей песни служат одним из эпиграфов к первой книге романа М. А. Шолохова "Тихий Дон". Взяты они не случайно. Именно эти строки служат ключом к пониманию как всего произведения в целом, так и той глубоко народной в своей основе авторской концепции бытия мира и человека, которая воплощена в нем. Роман Шолохова — о великой трагедии, которая постигла донское казачество в годы революции и гражданской войны.

Уже в самом названии романа-эпопеи заложен глубокий символический смысл. Дон — река равнинная, спокойная, но в непогоду он становится буен и опасен, как море, как океан. В старинных казачьих песнях о батюшке "тихом Доне", который то "чистехонек", то "мутен" бежит, сосредоточено главное противоречие, присущее казачьему племени, соединившее в одних и тех же людях несовместимое: самую мирную и созидательную профессию землепашца с воинской доблестью, с постоянной готовностью к войне, а значит, смерти и разрушению. Эти противоречия приобретают особую остроту в переломные моменты истории, в горькое время, когда Дон становится местом братоубийственной войны и разделяет уже не берега, а людей, принося в казацкие курени страшные вести.

Драматичность судеб донского казачества, оказавшегося на изломе истории, ярко и впечатляюще показана М. Шолоховым на примере семьи Мелеховых, прежде всего, на примере главного героя романа — Григория Мелехова.

"Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону. С юга — меловая хребтина горы. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу". Перед нами разворачивается эпическое, насыщенное красками, запахами и звуками родной земли живописное полотно из жизни донского казачества. С огромной любовью рисует Шолохов широкие донские степи и вольную казацкую реку, описывает хуторские обычаи и нравы, показывает любовь казаков к труду и воинской службе, воссоздает их яркую, самобытную речь.

М. Шолохов поэтизирует мирный труд как источник нравственного здоровья, красоты и человеческого обаяния. Сцены, посвященные описанию мирной жизни, традиционного быта казаков, их хозяйственных забот, праздников, свадеб, игрищ, лихих скачек, выписаны им с особой любовью.

Для писателя главную ценность представляет человек, который в слитости с естественным миром природы ведет размеренный образ жизни, терпеливо и достойно вынося ее тяготы, человек, родственно близкий к окружающим, таким же, как и он, и в этой родственности, естественности и целесообразности ощущающий свою целостность и гармоничность связей с миром. Но традиционный жизненный уклад казаков рушится под ударами надвигающихся исторических катаклизмов.

Революция и гражданская война несут в этот замкнутый мир крутые перемены. Главному герою Шолохова, этому чистому и цельному человеку, суждено пройти "по мукам".

Вначале перед нами обыкновенный хуторской парень, с привычным кругом хозяйственных работ, занятий, развлечений. Он живет, подчиняясь веками сложившимся законам и традициям. Он — типичный представитель казачества, веками живущего на Донской земле. Живет естественно, как трава в степи, следуя устоявшимся традициям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Подчиняясь традициям и воле отца, он женится на Наталье, создает семью, готовится к службе. В жизни Григория все происходит как будто без его участия, невольно, как невольно он рассекает во время косьбы утенка и содрогается от содеянного. Смерть человека, убитого им лицом к лицу, и опыт войны в целом переворачивают жизнь Григория, заставляют задуматься, прислушаться к себе, присмотреться к людям. Так начинается его сознательная жизнь, которая, к сожалению, оказалась трагической, исполненной горя, утрат, нелегких испытаний и постоянного поиска правды.

"Взрослая" жизнь постоянно ставит героя перед выбором, сделать который оказывается необыкновенно сложно и который не всегда оказывается верным. Большевик Гранжа, с которым Григорий встретился в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. "Автономист" Ефим Изварин и Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений героя. Трагически погибший Подтелков оттолкнул Мелехова, расстреляв безоружных пленных, поверивших обещаниям большевика. Григория ошеломили бессмысленность этого убийства и бездушие, с которым оно было совершено. Григорий — воин, ему самому не раз приходилось проливать чужую кровь, но поступок Подтелкова нарушает не только законы человечности, но и законы войны. Мелехов же соблюдал своеобразный кодекс чести: "Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти — надо человечью правду блюсти".

Григорий не может равнодушно наблюдать за происходящим, честный "до донышка", он не может не видеть обмана: уже после года власти красных нет обещанного равенства: "Взводный в хромовых сапогах, а "Ванек" в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому на ботинки кожи не хватает". Григорий делает неутешительные выводы: "уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже".

Гражданская война бросает Григория Мелехова то в конницу Буденного, то в белый стан, но это уже не бездумное подчинение укладу или року, а сознательный поиск им своего места в жизни, своего пути. В душе Григория идет постоянная мучительная борьба: "Трудно нащупывалась тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем". Но чем дольше длится этот поиск, тем яснее и ярче перед ним открывается настоящая правда: главные жизненные ценности — родной дом, мирный труд на родной земле. Пусть вокруг война, кровь, разруха и безысходность, но "когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выйдет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за чепиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе".

Но бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит арестом, тюрьмой и расстрелом. Продразверстка добытого тяжелым трудом хлеба поселила в умах многих казаков желание "перевоевать" и вместо власти Советов поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. Узнав о бунте казачества в верховьях Дона против Красной Армии, Мелехов выступает на стороне бунтовщиков. Теперь Григорий борется за то, что ему по-настоящему дорого: "Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!" Григорий, скрывающийся от преследования коммунистов, попадает в банду Фомина. Но вскоре понимает, что у бандитов нет будущего. Ему, как и большинству казаков, ясно: "Сеять надо, а не воевать". Григорий всей душой тянется к мирному труду. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге к счастливой, свободной, как им казалось, жизни. Все, что любил, ценил и чем дорожил в своей жизни Григорий, погибло.

На своем нелегком жизненном пути Григорию пришлось пережить многое, совершить тяжелые ошибки; утратить многое из того, что нам нравилось вначале в веселом, сильном, зверовато-красивом парне. Но Григорий Мелехов никогда не кривил душой, честно и бескомпромиссно искал свою правду, искренне стремился разобраться в происходящих событиях. Куда прислониться, с кем пойти? — этот нелегкий вопрос решал в те грозные годы не только Мелехов, но и все честное казачество.

Григорий прошел "по мукам", прошел через несправедливость, утраты, разочарования, и сама душа его выжжена, как черная после палов степь. Но все-таки остается последняя, очень важная ниточка, связывающая Григория с жизнью, — его родной дом. Дон, родная земля, ждущая хозяина, маленький сынишка — его будущее, его след на земле, то, ради чего действительно стоит жить, то, во что испокон веков верили и к чему стремились донские казаки, в чем они видели настоящую правду, в чем заключалась для них главная мудрость жизни.

Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа – Андрее Соколове.

Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства. В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны,

он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого “словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской”. Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он “сгорбился”, положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека
Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем “фунт лиха”, сражался в Гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив.

жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен.

Но самое страшное ждало героя впереди он попадает в фашистский плен.
Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который был готов, спасая свою шкуру, выдать командира.

С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.
Андрею все же удается бежать и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой.

Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила?” Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…”
После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со “светлыми, как небушко, глазами”. И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала.

Этот человек побеждает горе, продолжает жить. “И хотелось бы думать, – пишет Шолохов, – что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.
Рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека” проникнут глубокой, светлой верой в человека, в его нравственную силу.
Название рассказа символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.
Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

Кадр из фильма

Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса.

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?

Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!

Главный герой книги — Андрей Соколов. Отправившись на войну и потеряв семью, он смог выстоять. Что помогло ему не сломаться? Несомненно, любовь к Родине и жизни.

Обычный работяга Андрей Соколов работал шофером и мечтал всю жизнь трудиться на благо страны. Но война нарушила его планы. С сердечным трепетом герой вспоминает детей, дом, свою жену Ирину и их последнюю встречу. Во время расставания Андрей оттолкнул жену, о чем позже вспоминал:

В один миг рабочий стал солдатом, готовым защищать Родину. Оглушенный разрывом снаряда, Соколов оказался в плену. Шолохов описывает, как стойко выносили мучения и лишения русские солдаты в концлагере, и главный герой не стал исключением. Чего стоит сцена его допроса комендантом лагеря Мюллером. В тот момент Андрей мысленно готовился к смерти:

Голодный и слабый, он сумел отказаться от подачек коменданта, проявив выдержку и стойкость. Настолько велика в нем была любовь к Родине, что он отказался пить за победу вражеского оружия, чем вызвал уважение Мюллера и получил право на жизнь.

Вернувшись домой, Соколов не почувствовал облегчения. Потеряв семью и дом, узнав о гибели сына на фронте, он потерял интерес к жизни и стал выпивать. Но и это герой преодолел, продолжил работать и встретил маленького сироту Ванюшу.

Эта встреча стала наградой для обоих. Взяв Ванюшу к себе, Андрей говорил:

Писатель показал, какой огромной ценой была завоевана победа во Второй мировой войне и кто был ее настоящим героем. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу человека.

В конце Шолохов пишет, что рядом с человеком несгибаемой воли вырастет достойный патриот своей страны, который все выдержит и не сломается. В одном из самых коротких повествований автора герой сам рассказывает о себе, вызывая особое доверие у читателя.

Читайте также: