Жизнь раба в древнем риме сочинение

Обновлено: 05.07.2024

История рабства в Древнем Риме восходит к тем далеким временам, когда и разницы-то, по существу, между свободными и рабами почти не существовала. Дело в том, что рабы жили в семьях, питались так же, как и их хозяева. Были, примерно, те же самые условия, более того считались, по существу, младшими и не самостоятельными членами семьи или, как говорили сами римляне, фамилии. Более того рабы даже носили имена, которые были связаны с именами их владельцев. Например, у римлянина Марка был раб Маркипр, а у римлянина Луция раб звался Луципр. С течением времени рабов делалось все больше, и римляне все больше зависели от них.

Даже самый — самый бедный римлянин обязательно имел одного, двух рабов или рабынь. Как правило, городской житель среднего достатка являлся счастливым обладателем 15 — 10 невольников. А те, кто проживали в сельской местности, как правило владели, но не меньше, чем двадцатью рабами. Вот таким вот образом развивалась рабовладение в Древнем Риме с течением времени.

Рабство в Древнем Риме

Какие были рабы в Древнем Риме

У богачей имелись совсем уж редкие невольники — учителя, врачи, танцовщицы. Они считались необыкновенно дорогими и, как бы мы сейчас сказали, престижными. Однако, где бы ни жил раб, какое бы положение он не занимал, чем бы он не занимался, все равно он оставался вещью, бесправной вещью и говорящим орудием.

Римский рабовладелец был хозяином жизни и смерти своего раба. Провинившихся сажали в тюрьмы Эргастулы. Если раб пытался бежать, его могли сечь, казнить. Как правило использовалась казнь распятие на кресте. Мучительная и позорная, которую, как правило, использовали именно в отношении рабов.

Откуда Рим брал рабов

В Риме существовало три источника пополнения рабов. Первый и основной — это военнопленные и жители завоеванных территорий. Второй источник — это дети, рожденные рабынями. Еще одним источником было долговое рабство. Однако в 326 году до н. э. произошло событие, которое его отменило.

Первоначально рабов в Риме было совсем немного, и только во II веке до н. э., в связи с блистательными военными победами, их становится все больше и больше. Соответственно, ухудшается и отношение к ним. Ведь то, чего много, не принято ценить.

Жизнь рабов

Особенно сложно жилось тем рабам, которые были заняты в сельском хозяйстве. Как правило, это были рабы, проживавшие в богатых имениях римских землевладельцев. Посудите сами, целый день они были заняты тем, что выжимали масло из оливок, делали вино, занимались прочими сельскохозяйственными работами. А что в качестве награды? Маленькая каморка, возможность жениться на рабыне, причем дети от этого брака тоже были рабами, и хозяин мог ими распоряжаться. И никакой надежды на то, чтобы когда-нибудь выкупиться на волю. Разве что управляющий, Вилик, мог подкопить денег и так таки стать вольноотпущенником. То есть римским гражданином низшего разряда. Но зато свободным.

Намного лучше, чем сельским рабам, жилось рабам городским. Они могли быть и секретарями, и врачами, и учителями в богатых домах. Более того, они могли быть отпущены на волю по завещанию своего владельца. В таком случае рабы получали частично имя своего господина. Дело в том, что раб Марка Туллия Цицерона по имени Терон, когда стал вольноотпущенником приобрел себе новое имя Марк Туллий Терон.

Рабы — гладиаторы

Самых сильных и ловких рабов забирали в школы гладиаторов. Там из них готовили будущих бойцов, которые должны будут развлекать римскую публику. После долгих и изнурительных тренировок в специальных школах гладиаторов, их выпускали на арену. Сражались гладиаторы в разных доспехах, которые, в зависимости от их вида, давали название самому гладиатору.

Были гладиаторы фракийцы, самниты или галлы. Победитель мог быть отпущен на свободу или награжден достаточно большой денежной суммой. Правда, справедливости ради, следует сказать, что редко кто из гладиаторов переживал 10 боев. Римляне не видели ничего страшного в этих кровавых зрелищах. Более того, они считали их нормальными.

Как тут не вспомнить строки из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова:

«Ликует буйный Рим… Торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он — пронзенный в грудь, — безмолвно он лежит,

Законы в отношении рабов

Существовал в Риме специальный закон, который предписывал казнить всех рабов, которые находились в доме, если в этом доме был убит рабом их господин. В I веке н. э. было казнено однажды 400 рабов. Сенат долго сомневался, ни бесчеловечно ли это, но потом постановил, зато впредь неповадно будет. В следующий раз рабы обязательно остановят своего собрата, который задумал недоброе. Существовала и пассивная форма протеста. Рабы старались не очень хорошо работать, ломали орудия труда, одним словом, всячески проявляли свою строптивость.

Так как рабы работали плохо, то Рим постоянно нуждался в притоке свежей рабочей силы. Орудия труда все время ломались, приходилось компенсировать не качеством, а количеством работающих. Таким образом, уже в III веке н. э. можно говорить о том, что Рим постепенно приходит в упадок. Но невзирая на то, что Рим пал в V веке н. э. под ударами варваров, конец его был предрешен задолго до этого срока.

Гост

ГОСТ

Жизнь рабов в Древнем Риме

Одной из темных страниц в истории Древнего Рима является рабство. Оно представляло из себя достаточно неоднозначный срез общественной жизни, который существовал на протяжение нескольких веков до нашей эры. Тем не менее, современное понимание работы происходит именно из принципов древнего рабства, а большинство профессий современности строились именно при рабовладельческом строе.

Раб являлся бесплатной рабочей силой, которой владелец был вправе распоряжаться как угодно в соответствии со своими потребностями и ценностями. К тому же, раб мог стать разменной монетой, признаком благополучия хозяев, их власти. Чем больше рабов было у господина, тем более высокое положение он занимал в обществе.

Историки сходятся во мнении, что рабами в Древнем Риме владели многие влиятельные граждане. Тем не менее, прослойка была неоднородной, и многие современники являются прямыми наследниками именно рабов. Подневольные люди имели множество обязанностей:

  • Самая грязная и неприятная работа на конюшнях и бойнях;
  • Работа в тюрьмах в качестве надзирателей, которые сами периодически подвергались пыткам и наказаниям за недостаточно хорошо исполненную работу;
  • Распорядители в покоях вельмож;
  • Воспитатели детей состоятельных римлян.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается рабов, которые имели хоть какое-то примитивное образование, то их обязывали обучаться дальше. В дальнейшем невольники становились писарями и учителями, а также переводчиками, которые были очень популярны в тот период. Это считалось более благоприятным занятием, поскольку рабы не были заняты изнуряющим физическим трудом, который мог убить многих из них. К тому же, так они напрямую взаимодействовали со многими видными деятелями и их детьми, что делало невольников вхожими в семьи господ.

В целом, рабы не имели права на гражданство, а также на имущество. Но если они исправно и добросовестно исполняли свою работу, то могли добиться расположения со стороны хозяев. Те их щедро одаривали, позволяли домашним рабам иметь наложниц (так называли сексуальных рабынь того времени). Также рабам в исключительных случаях разрешалось заводить семью.

Специфика рабства в Риме

В целом, жизнь раба не отличалась какими-либо выдающимися событиями. Она была довольно скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий и соответствующей мерой ответственности, которая не позволяла до конца осознавать, что от своей работы можно получать удовлетворение. Более одаренные рабы приобщались к ремеслам и искусству. Но все же требовались физически сильные рабы, чтобы исполнять самую тяжелую и сложную работу. Они становились оруженосцами и гладиаторами, которые выступали в боях на потеху публике.

В Риме невольников и невольниц было принято подразделять на несколько отдельных каст:

  1. Слуги, которые жили в доме и обслуживали своих хозяев;
  2. Рабы для осуществления различного рода городских работ;
  3. Привилегированные рабы, которые могли откупиться от хозяина. Также это были рабы, которые жили вместе с хозяином, занимались ремеслом, науками и искусством, учили детей хозяева грамоте и языкам;
  4. Рабы, которые становились собственностью частных лиц;
  5. Рабы, которые специально работали в рамках общественной деятельности и выполняли всю городскую работу во благо своего города.

Несмотря на то, что не всех рабов заковывали в кандалы, именно они стали символом рабства, причем не только в Риме, но и далеко за его пределами. Другой признак раба - проколотое правое ухо, куда вставлялась круглая серьга – признак невольника, принадлежащего хозяину на пожизненную службу и не имеющий права откупиться или уйти. Иногда рабами становились добровольно, ради еды и возможности иметь жилье и элементарную работу. Таких случаев было достаточно много: люди жили в бедности, часто болели и не ели по нескольку дней. Стать рабом было для них не унижением, а спасением, а если хозяин благосклонно относился к ним, то они приобретали лучшие условия жизни. К тому же, добровольные рабы имели право уйти от хозяина после 7-10 лет службы, но это было крайне редко: привыкнув к новому месту жительства и работы, невольники редко сами уходили от господ, так как не хотели возвращаться к старому укладу жизни и неизвестности.

Вы наверняка думаете, что в Риме было много рабов? На самом деле эта точка зрения была сформирована советскими историками, которые придавали рабству преувеличенное значение. На данный момент историки утверждают, что в период Ранней империи число рабов достигало от 50 до 70 млн человек, что составляет 4-8% от всего населения (как самой Италии, так и провинции).

Но всё равно положение рабов и их судьба представляют интерес для современного человека. Давайте же поговорим о том, откуда брались рабы в Риме и какая жизнь была уготована рабу.

Источники рабства в Древнем Риме

Рим много воевал, потому первым и главным источником рабства являлся плен. Первое время раб чаще всего ассоциировался с чужеземцем. Вторым источником рабов было морское разбойничество. Пираты нападали на корабли и прибрежные деревни, забирая не только добычу, но и людей. Долговое рабство стояло на третьем месте. Несмотря на то, что брать должников в рабство было запрещено, запрет этот касался только территории Италии. В провинции долговое рабство существовало в больших объёмах.

Ну и наконец четвертый источник рабства — люди, которые были рождены в семье рабов. Часто рабом становились в виду любовной связи свободного человека и раба. Рабовладелец должен был сделать свободной женщине трёхкратное предупреждение и на четвёртый раз она тоже становилась рабыней.

Рабов, полученных первым и вторым способом, ждал невольничий рынок. Там тянулась своеобразная лотерея судьбы: за лучших рабов велась торговля, рабов похуже забирали не особо состоятельные римляне. После покупки рабов могли ожидать имение, дом и амфитеатр.

Невольничий рынок

Невольничий рынок

Рабы в имениях

Состоятельные римляне владели имениями, которые находились за городом (по нашему — дача). Туда они приезжали отдохнуть на время, а большую часть проводили в Риме и других городах. В имении находилось несколько рабов, над ними назначался раб-смотритель, который отчитывался перед хозяином за выполненные работы и дисциплину.

Рабы в имениях

Рабы в имениях

С утра до вечера рабы в имении были заняты трудом: выращивали оливки и виноград, плели корзины, вили веревки, обтесывали рукоятки для лопат и мотыг. Времени на отдых практически не было.

Любой раб должен либо работать, либо спать, — говорили состоятельные римляне о своих слугах

Питались рабы крайне плохо: ели помятые оливы, пили рыбный рассол, разбавленный уксусом, вино им доставалось изредка, как и мясо. Одевались тоже не шикарно: рубаха и плащ выдавались раз в год, деревянные сандалии два раза в год. Представляете, вы работаете весь день в деревянных сандалиях? Старую одежду не выбрасывали, из неё шили лоскутные одеяла.

Провинившийся раб мог быть наказан, в крайнем случае его помещали в погреб на несколько дней. В случае серьёзной провинности рабов ссылали в каменоломни, что автоматически означало скорую смерть. Старых и безнадёжно больных рабов ссылали на остров остров Эскулапа, чтобы они там умерли свободными.

Остров Тиберина (или остров Эскулапа) в наше время

Остров Тиберина (или остров Эскулапа) в наше время

Раб в доме

Везло тем рабам, которые попадали в дом богатого римлянина. Для дома набирали пленных, не имевших физических увечий, так как раб — это лицо хозяина. Поэтому и одевали их в хорошую одежду, так как в дом приходило много гостей.

Рабыни в богатом доме

Рабыни в богатом доме

Образованные рабы становились воспитателями для детей, секретарями или библиотекарями. Некоторым рабам удавалось стать врачами, парикмахерами или поварами у хозяина. Кормили и относились к домашним рабам значительно лучше, чем к рабам в имениях, так как согласитесь, не хотелось бы ощущать, как рядом с тобой щёлкают ножницы, которые держит раб, наказанный вами с особой жестокостью.

Рабы-воины

Физически сильные рабы, имеющие опыт участия в сражениях становились воинами-актёрами. Нам они известны, как гладиаторы. Многие рабы добровольно старались попасть в школу гладиаторов, так как сражаясь на арене и завоевывая уважение публики, они могли завоевать себе свободу, символом которой являлся деревянный меч.

Рабы-гладиаторы

Рабы-гладиаторы

Нередко рабы затевали драки между собой, чтобы таким образом показать свою силу перед центурионами. В школе гладиаторов новичков ожидали суровые тренировки, но многие не справлялись с тяжёлой нагрузкой. Гладиаторские бои редко заканчивались смертью, но условия быта гладиаторов оставляли желать лучшего.

Стоит понимать, что куда бы ни попал раб, везде он являлся собственностью хозяина, по сути, являясь вещью. Исходя из документов того времени стоимость овцы или свиньи была значительно выше, чем стоимость раба. К тому же невольник мог стать предметом ставки в азартных играх или подарком.


Без раба, его труда и умения, жизнь в древней Италии замерла бы. Раб трудится в сельском хозяйстве и в ремесленных мастерских, он актер и гладиатор, учитель, врач, секретарь хозяина и его помощник в литературной и научной работе. Как разнообразны эти занятия, так и различны быт и жизнь этих людей; ошибкой было бы представлять рабскую массу как нечто единое и единообразное.

Покупка раба в древнем Риме. Современная иллюстрация.

Впрочем, из этого правила были два исключения. Во-первых, рабом можно было стать добровольно, подписав соответствующий контракт со своим будущим владельцем. Так поступали те, кто хотел наняться на должность управляющего крупным хозяйством или же личного помощника какого-нибудь нобиля. Римские богачи считали, что доверять контроль над крупными суммами и личными секретами обычному наёмному работнику слишком рискованно, поэтому на подобные посты ставили только рабов.

Общественные рабы занимались в том числе и уборкой городских туалетов. Картина современного художника.

Во-вторых, римлянин мог стать рабом по приговору суда. Такой раб относился к категории servi publici (раб, предназначенный для общественных работ). Как правило, такого осуждённого раба отправляли на каторгу, например в каменоломню или рудники. Древние римляне, привыкшие к порядку во всём, делили рабов на несколько категорий. Кроме двух упомянутых, было ещё три категории: familia rustica (домашние слуги), familia urbana (общественные рабы, выполнявшие работы для города) и servi privati (все прочие рабы, бывшие собственностью частных лиц).

Общественные рабы строят дорогу. Современная иллюстрация.

Их образ жизни сильно различался. Общественные рабы занимались тяжёлыми и грязными работами: строительством, прокладкой дорог, чисткой городской канализации и т.д. Но их труд строго регламентировался, они были обеспечены жильём и питанием, их не могли наказывать по личному произволу владельца, поскольку они принадлежали не кому-то конкретному, а городской общине. Кроме того, городские власти были заинтересованы в сохранении рабочей силы и заботились об их здоровье.

Античное земледелие на картине современного художника.

Намного хуже приходилось сельским рабам. Но и тут была огромная разница между жизнью раба, принадлежавшего обычному римскому крестьянину, и раба, трудившегося на большой латифундии. Первые не слишком отличались от обычных сельских батраков. Да, им приходилось постоянно трудиться на своего хозяина, но к ним относились вполне по-людски, и опять же, старались сохранять их здоровыми и трудоспособными.

Труд сельскохозяйственных рабов. Современная иллюстрация.

Древнеримские рабыни украшают свою хозяйку. Гравюра XIX в.

Городским рабам, даже трудившимся в больших мастерских, жить было намного легче. В кандалы их не заковывали, и жили они в казарме, но всё же не в карцере. Ещё лучше жилось тем из рабов, кому посчастливилось попасть в хозяйский дом. Лакеи, слуги, повара имели отдельное жильё для слуг в пристройке к хозяйскому дому, да и питались вполне прилично. Хуже приходилось домашним рабыням у капризных матрон. Их хозяйки часто срывали на своей прислуге злость или просто нетерпение, коля их булавками, если процесс создания особо сложной причёски или подбора украшений к ней затягивался.

Учитель в древнем Риме. Современная иллюстрация.

Особую касту составляли рабы интеллектуальных профессий, например учителя греческого языка или математики. Такой учёный человек мог стоить в десятки и сотни раз дороже обычного неграмотного раба. Им доверяли учить детей хозяев, эти дети привязывались к ним и обычно, став взрослыми, отпускали любимых учителей на свободу.

Пленницы, обращённые в рабство. Современная иллюстрация.

Такие рабы жили в хозяйском доме и пользовались определённой свободой передвижений, разумеется, при условии выполнения ими тех задач, ради которых они были куплены.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Читайте также: