Жизнь без нравственного усилия есть сон сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Человеку, по мнению драматурга, только кажется, что ее воля и желание способны что-то изменить в ее жизни. На самом деле она абсолютно беспомощна перед волей Бога Поэтому и сама жизнь человека, ярко доказала история Сехисмундо, призрачное, иллюзорное, вроде театра или сна, а не реальности. А потому единственное, что остается человеку, — это принять заранее определенную долю и обуздать свою мятежную натуру.

Очевидно, для Кальдерона важно было показать, что модель жизни как сна помогла его главному герою морально очиститься. Осознав, что все цели, которых можно достичь путем насилия, призрачные, Сехисмундо наконец понял и ненужность насилия. Это способствовало тому, что он сумел простить отцу. Сделав это, принц удивительным образом достиг власти и славы, о скудности которых недавно размышлял. Так автор вполне в духе христианского вероучения подводит читателя к мысли, что Бог вознаграждает праведников именно потому, что они не требуют награды. А вот на примере Басилио, который решил перемудриты Божье провидение, Кальдерон доказывает невозможность избежать того, что предусмотрено небесами.

Произведение Кальдерона насквозь аллегорическое. Поэтому отношения между Сехисмундо и Басилио можно рассматривать и как модель взаимодействия между Богом (эту роль выполняет в драме Басилио) и человеком (Сехисмундо). При этом человек (Сехисмундо) доказывает в этих отношениях свое право на некоторую коррекцию Божьего замысла в рамках морали.

В драме автор применяет тонкую иронию. Это еще один распространенный барочный прием. Ведь к пагубным последствиям может привести не только животная сущность человека. Вспомним первое появление Сехисмундо во дворце, когда он выбросил из окна слугу, угрожал Астольфо, чуть не изнасиловал Росаура. Так, в рациональных расчетах тоже случаются ошибки, что доказывает погрешность в гороскопе, через который Басилио едва не погубил родного сына. Ослепленный своей верой в знамение, король просто забывает, что по христианскому вероучению миром правят не звезды, а Божье провидение.

Никто не может судьбы отвратят

Ибо все, как определено, так и течет;

То, чему быть, того нам не пройдут,

И будет происходить должно.

Кальдерон предложил если не программа формирования идеального монарха, то хотя поучительную картину его самовоспитания и развития.

Как видим, в этом жанре главными героями становятся философские идеи, а персонажи их только озвучивают. Эти идеи воплощены через уподобление Кальдероном иллюзии и реальности, столкновение сознания и подсознания. Через образ сна автор охватывает целый ряд различных тем — относительности земных ценностей, быстротечности времени, свободной воли, милосердия, чести, вассального и родительского долга, вины и искупления, которые тесно переплетены в произведении.

"Жизнь без нравственного усилия есть сон". Эти слова, произнесенные Львом Толстым много лет назад, ничуть не утратили своего значения и в наши дни.

Жизнь человеку дается один раз. Этот бесценный талисман дарит Всевышний каждому, и наше право распоряжаться этим талисманом: или отдать его на обличение, или, может, вместе с ним нести в люди светлый луч счастья и радости.

Моральные усилия необходимы человеку в процессе борьбы за себя, за становление себя как разносторонней и гармонично развитой личности. Стремясь утвердить человеческую сущность, человек совершенствует свои качества.

Глубокий смысл изречения: "Человек — это звучит гордо!" — Понимается только благодаря формированию общественного самостоятельности человека-личности, которая знает, что она в действительности делает в мире и которая отвечает за свои дела. Отвечает, руководствуясь высшими нравственными идеалами и принципами. Они предполагают не только доброту и трудолюбие, честность и порядочность, но и выработку потребности и умение отстаивать свои взгляды, убеждения, свою честь, достоинство.

Из маленьких уголков состоит наша большая Родина, и все ручейки впадают в большую реку: поэтому сделать "маленькое дело" — значит помочь своей великой Родине.

Жизнь — университет, который никогда не заканчивается, но надо иметь уверенность в том, что вы сможете перейти успешно от курса к курсу. Поэтому его надо прожить с пользой и для себя, и для других.

Правду говорят: с годами мы мудрее, а если да, то непременно прибегаем к воспоминаниям, начинаем критично и придирчиво оценивать свой жизненный достояние — говорим о потерян "золотое время", не всегда рационально потрачены силы. Есть в этом львиная доля истины, которой немногим удалось избежать. Среди этих потерь является менее ценными, которые при желании можно наверстать, но есть и такие, которые нельзя вернуть. Поэтому надо думать, прежде чем что-то сделать. В народе говорят

Некоторые поступки поражают, как мечом,

а язык мудрых — лечит.

Подумай, прежде чем что-то говорить. Необдуманные слова могут ранить других, разрушить дружеские отношения. Часто, когда обида незначительна, было бы мудро проявить осмотрительность в словах, избегая взрыва эмоций. Глупый тот, кто быстро обижается, ибо это может привести к опрометчивым слов или действий. Наши чувства — это конь, вдруг, иногда по непонятным причинам, выходит из-под контроля всадника, встает на дыбы и мчится во весь опор. Наверное, каждый человек чувствовал в своей жизни унизительные для нее моменты, когда личные чувства выходят из-под контроля, заставляют прибегать к нелепых поступков. Как потом бывает стыдно и неудобно. Правда, есть настолько духовно невоспитанные люди, что, совершив тот или иной гадкий учиок, они не раскаиваются. То есть, "оставив прямой путь, они заблудились".

Только открытая, никем и ничем не скованная душа может творить Величество. Жить среди людей и не отдавать жар своего сердца тем, кто рядом с тобой, — не есть реальность. Нужно уметь чувствовать чужую боль, пренебрегать собственным спокойствием ради другого человека. Ибо пока племя, населяющей землю и зовется человечеством, не осознает себя как единое целое — не будет ему добра. Для того, чтобы человек смог стать на путь истинный,: надо придерживаться определенных принципов человеческого общения. Каждый человек должен думать, как помочь другим. Потому жадный человек обычно жадная не только на деньги. Почти не встретишь хорошую, открытую человека, который во всем не скупа, только в денежных делах прожорливая. А щедрый человек может отдать последнее. Всегда поделится и хлебом, и словом добрым. Эти люди живут по принципу: "не проглочу глоток, если жаждущий его желает".

Хлеб во все века был важным атрибутом, сопровождавший важнейшие события в жизни человека. Что бы ты ни задумал, о чем бы не мечтал — всему мера хлеб. В нем — основа нашего благополучия, он — залог наших радостей и надежд. Хлеб — это честь; хлеб — это рука помощи, хлеб — сила и могущество, хлеб — это святыня. Мы должны беречь хлеб, каждый его кусочек.

Надо творить добро незаметно, не ради признания и наград. Человек должен

верить в добро, заложенное в ней, в то, что живет ради лучшего, высокого, светлого ради того, чтобы помочь жизни на земле.

"Будьте друг к другу сочувственными, прощайте друг другу".

Добрую противостоит зло. Между этими категориями со времени основания мира идет, борьба. Добро и зло — понятия философские, и они всегда рядом: где есть добро — там всегда присутствует зло; где есть зло — рядом с ним постоянно добро. И между этими спутниками — непримиримая борьба. К сожалению, в этой борьбе иногда сильным оказывается зло, потому что оно активнее. Но надо творить добро. Ведь добро — это особый, не изученный пока вид энергии, не исчезает из мира, а накапливается.

"Не будь побежден злом, а побеждай зло добром".

Доброта — признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие — большую доброту, а слабый человек бывает доброй на словах и, как правило, бездеятельным в поступках. Добро требует ежечасной, повседневной терпеливой работы души, добротворчости.

"Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему". Никому не отвечайте злом за зло, но беспокойтесь за всех людей. Потому идея не в мечтах, а в действиях.

Раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке

Хочу поделиться с вами предисловием из книги, изданной в начале активной фазы "перестройки", под занавес Великого Проекта. Еще буквально 6 лет и мы растопчем все эти слова в грязи, мы начнем их стыдиться, мы предадим жертвы наших предков, предадим самих себя и весь мир, с надеждой глядящий на нас, Великих строителей нового мира и жалких же его предателей. Все это мы, и пусть нам будет стыдно, но в стыде своем мы не опустим руки, мы будем страстно рваться к искуплению, понимая, что только героическая победа искупит наш позор!

Название: Азбука для несовершеннолетних: Сборник
Автор: Автор неизвестен
Издательский дом: Молодая гвардия
Год издания: 1985

Наиболее благоприятные возможности для формирования человеческой личности созданы в условиях развитого социализма, где воспитание нового человека является целью общества, условием развертывания отношений коммунистического типа. При этом сам человек ставится в позицию социальной ответственности – ответственности за себя, свое будущее и за других людей, за дела общества.

Решение насущных проблем социалистического строительства, борьбы за мир, сохранение жизни, окружающей среды, экономное расходование природных ресурсов и душевных сил людей особенно повышает роль нравственной ответственности каждого человека, актуализируя потребность в самореализации, самоосуществлении.

Эта потребность в самоосуществлении составляет, по мысли К. Маркса, сущностную характеристику человека, который с детских лет стремится реализовать себя, осуществить себя как личность.

Не могу я жить в покое,
Если вся душа в огне,
Не могу я жить без боя.
И без бури, в полусне.
Под ярмом постыдной лени.
Не влачить нам жалкий век,
В дерзновенье и стремленье.
Полновластен человек.

Конечно, есть еще люди, которые живут не задумываясь, следуя сиюминутным желаниям, ситуативным обстоятельствам. Но в таком случае перед нами не человек как личность, а человекообразное существо, безынициативное, инфантильное, которое легко может превратиться в нравственного урода.

Разумеется на пути саморазвития, самовоспитания себя как личности молодые люди испытывают потребность в разумном совете, дружеской помощи. Такую помощь и советы они получают не только от близких, более опытных людей, но и из книг. К сожалению, большинство книг, брошюр об особенностях развития потребностей и мотивов, морально-волевых качеств личности и нравственных принципов, убеждений и пр. адресуется их авторами – педагогами, психологами, социологами – либо своим коллегам, либо учителям и родителям. Между тем такие сведения очень нужны самому растущему человеку, определяющему свой жизненный путь, выбирающему нравственный идеал.

Хочу надеяться, что данная книга, адресованная самим молодым людям, станет для многих добрым советчиком.

М. КОНДАКОВ, президент Академии педагогических наук СССР"

Это "злая" советская пропаганда, направленная на молодые, неокрепшие умы! То, от чего мы так стремглав бежали и уже почти прибежали на порог социального ада. Разве может не подняться "ярость благородная" от осознания всего этого? Разве может не появиться стремление к искуплению? Я верю, что люди у нас еще достаточно живы, чтобы не быть настолько равнодушными. А если так, то

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обоснование выбора темы для классного часа

Цель мероприятия

Помочь учащимся сформулировать, осмыслить и понять нравственное понятие СОВЕСТЬ; развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя истинные ценности, умение анализировать свои поступки и поступки других с точки зрения морали.

Подготовительная работа

Познакомить учащихся с темой будущего классного часа, обсудить форму и время проведения. Подбор стихотворений по данной теме.

Подготовить кабинет для проведения классного часа.

Форма проведения – КРУГЛЫЙ СТОЛ

(возможна беседа или диспут)

Оформление кабинета.

Выставка рисунков учащихся.

Оформленные иллюстрации по теме с изображением жизненной ситуации.

Наглядно оформленные Законы совести.

Плакаты с высказываниями:

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!

– Я недавно сделал открытие:

Открыл я недавно словарь –

Это нравственная категория,

– Но как же быть, когда идёт игра,

Партнёры лгут, блефует кто как может,

И для победы правды и добра

Тебе солгать необходимо тоже –

И как же быть тогда?

1. – Я понимаю…Я только говорю, что совесть –

Это нравственная категория…

– Но как же быть, когда идёт борьба

За идеал и лучшие надежды?

Ну, а в борьбе нельзя без топора,

А где топор – там щепки неизбежны.

И как же быть тогда?

– Да-да, конечно… Я только говорю, что совесть –

Это нравственная категория…

– Но если все охвачены одним

Безумием – не на день, а на годы?

Идёт потоп – и он неудержим

И увлекает целые народы!

Так что же может сделать слабый человек

В кошмаре, чей предел непредсказуем?

Что может он, когда безумен век?

И кто повинен в том, что век безумен?

– Я не знаю…Я только знаю, что совесть –

Это нравственная категория,

Отличать дурное от доброго!

Учитель: Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь (Б. Окуджава).

- Совесть, благородство и достоинство…Такие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов – основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века.

Так что же такое совесть?

(выступления учащихся)

(Смотри приложение № 1)

Учитель:

- А теперь заглянем в словарь. СОВЕСТЬ – понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение. Совесть – выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

ДОСТОИНСТВО – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

БЛАГОРОДСТВО – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

У каждого человека своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всём. Каждый из нас самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий.

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться (Н. Рыленков).

Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать злым или добрым. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. А между ними и нашей совестью существует прочная причинно-следственная связь.

Кровью сталь багрима,

Не дверью, что прочней щита,

Лишь чистой совестью хранима

Доброта (Л. Татьяничева.)

Учитель:

Ученик:

- В наши дни многим людям вокруг живется плохо. По всем окраинам нашей большой страны прокатились жестокие войны, многие люди погибли, многие остались инвалидами, многие потеряли родных. Иные потеряли работу. Многие не доедают, некоторые не имеют жилья. Иные болеют и ищут деньги на лечение. Все они нуждаются в помощи. И милосердный человек всегда стремится оказать помощь таким людям. Он не проходит мимо просящего на улице, он накормит голодного, даст пить жаждущему, посетит больного, утешит печального, оденет нуждающегося. Таким образом, милосердным можно назвать такого человека, который совершает добрые дела.

Милосердие есть плод настоящей любви, связанный с ней как теплота с огнем. Как огонь теплоту, так и любовь милость издает.

Учитель:

- До седин людям свойственно стремиться к самопознанию и самосовершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и так будет всегда.

Что об этом говорят классики и что они нам советуют?

(учащиеся читают высказывания выдающихся людей, написанные на плакатах, и объясняют их смысл – смотри выше)

Учитель:

- Я хочу познакомить вас с двумя реальными случаями из нашей жизни. Послушайте их, а затем ответьте на вопрос: правильно ли поступили герои данных историй? Эти истории по-разному иллюстрируют проявление этого морального качества – совести.

Текст № 1.

…Восемь новеньких учебников географии лежали на столе.

Ольга Петровна сказала:

- Распределите сами как хотите. Устраивайте снова лотерею или придумайте что-нибудь другое.

Встала Нина Овчаренко, тряхнув золотистой чёлкой:

- По-моему, эти книги надо раздать тем, кто прошлый раз получил меньше всего новых учебников. Вот Люба, она такая невезучая, у неё все учебники оказались старые, кроме английского, а их всем дали.

- Ну и неправильно! – закричал с места Саша Пономарёв. – У Алёшки все новые, ему отец достал. И многим родители купили. Нет, не надо лотерею.

Ольга Петровна с недоумением наморщила лоб:

- Ничего не понимаю. Ты что, действительно вытащила этот билет?

Глаза Лены наполнились слезами.

- Конечно, я самая первая вытащила, - еле слышно прошептала она.

Восемь человек окружили её стол, лена была девятой.

- Вышло недоразуменее. Вероятно, вы случайно вместо восьми бумажек с выигрышем сделали девять. И Лене не хватило книги. Как нам теперь быть?

- Нет, мы сделали ровно восемь, - уверенно заявил Саша.

Гена Варыгин, самый маленький в классе и вечно рвущийся в драку, быстро выбежал из класса. В коридоре заливался звонок. Гена чувствовал себя необыкновенно ловким и смекалистым. И вдруг за его спиной Сергей Енютин пропел:

- Ты трюхнулся, где я возьму?

- А я у тебя видел, новенькая такая десяточка.

Гена вспомнил, что действительно мать утром дала 10 рублей на хлеб.

- А что я матери скажу? – угрюмо спросил он Сергея.

- А ты уж придумай, ты же у нас такой сообразительный. Вон как ловко к столу, и билет в кармане. А Ольга-то тебя в любимчиках держит.

Гена, не глядя на Сергея, сунул руку в карман и достал деньги.

- Другое дело, - дурашливо прогнусавил Сергей. Его нагловатые глаза с откровенной издёвкой смотрели на Гену. Снова прозвенел звонок. На уроке безнадёжные, путаные мысли мучили мальчика.

В комнате сидел угрюмый Сергей со своим отцом, который сердито посмотрел на Гену и спросил, кивнув на сына:

- Зачем дал ему деньги? Полдня добивался, откуда деньги, а вот зачем он ему дал, так и не узнал.

- Сейчас узнаем, - спокойно пообещала завуч и повернулась к Гене: - Так как было дело?

А в коридоре шумела обычная школьная жизнь…

( Учащиеся рассуждают на поставленные выше вопросы.)

Текст № 2.

…Авария произошла в начале второй смены. Виктор увидел, как к цистерне с ацетоном катится вагонетка, - и тут же стремительный бросок Николая, пытавшегося её остановить. Он успел положить под колёса брусок, вагонетка упала, придавив Николая к стене. Взрыв был предотвращён. Николай получил открытый перелом бедра, ему нужна срочная операция.

Страшная мысль пронзила Виктора. Ведь это ему вчера мастер велел закрепить вагонетку, а он ничего не сделал, соврал, что поставил её на тормоз. И теперь самый близкий друг в больнице, и врачи говорят, что он может лишиться ноги. Виктор физически ощутил острую боль вины. Зачем он пил в тот день? Но ведь раньше ничего не случалось. Чувство вины очень медленно начало переплавляться в какое-то новое чувство. Он не мог понять своего состояния. Раньше он ничего не замечал, а теперь впервые заметил, что зимний лес красив, а снег – какой он белый!

Сейчас Виктор словно выбрался из-под какой-то тяжести. Дал слово6 если Николай выздоровеет, то он начнёт новую жизнь. Хирург говорил, что нельзя жить без чувства ответственности за то, что ты делаешь, как сохраняешь то, что сделано до тебя, за то, что передашь своим детям.

(Учащиеся отвечают на поставленные выше вопросы.)

Учитель:

Ученик: Свет изначально праведнее мглы.

Пускай сегодня больно нам и жёстко –

Повыперли, как рёбра у подростка.

Не в том резон, что умолкает медь,

Когда приходит истина

Как трудно вновь учиться быть и сметь,

Над истиной потей,

Пойми, что нет всему единой меры

Во избежанье худшей из потерь –

Потери век (В. Кирюшин).

Учитель:

(Учащиеся высказывают своё мнение.)

Учитель: Мы все несём одну большую ношу,

Взбираясь потихоньку в гору с ней,

И если я свой край нелёгкий брошу,

То всем немножко станет тяжелей (П. Сергеев).

- Совесть – это своего рода внутренний стержень, который не позволяет нам отклониться в сторону зла, стрелка компаса, указывающая верный путь. Ежедневно. Ежечасно. Ежесекундно.

Вот, например, в стихотворении современного поэта Юрия Корса есть такие строки:

В метро, где немеют плечи,

Где лиц багровеет медь,

Насколько всё-таки легче

Стоять, чем сидеть.

Толкаться и отжимать.

Насколько всё-таки проще

Места не занимать…

--- Давайте рассмотрим ваши рисунки и иллюстрации по нашей теме и ответим на вопрос: где герои поступили правильно, а где неправильно? (см. Приложение № 2)

(учащиеся рассматривают рисунки и рассуждают)

Ученики читают стихотворение Б. Окуджавы:

Чувство собственного достоинства –

Вот загадочный инструмент:

Созидается он столетьями,

А утрачивается в момент

Под гармошку ли, под бомбёжку ли,

Под красивую ль болтовню,

Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства –

Вот загадочная стезя,

На которой разбиться запросто,

Но обратно свернуть нельзя,

Потому что без промедления,

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой.

Учитель: Возможно, кто-то из вас хочет высказаться. Пожалуйста.

(возможные выступления учащихся)

Учитель:

(выступления учащихся)

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Учитель:

… И тот, кто веком этим умудрён,

И тот, кто в нём не понял и полслова, -

Мы станем ждать на стыке двух времён

Великого, высокого, земного…

А в январе всё так же будет снег,

На все снега январские похожий…

Учитель:

- Да, у каждого из нас свой путь исканий, но чтобы этот путь был правильным, нужно соблюдать Законы совести. Каковы же они? Давайте послушаем, какие Законы нам предлагают ребята.

Ученики: (первая группа учащихся объявляет Законы совести, вторая – показывает оформленные литы законов). (см. Приложение № 3)

Будь правдив!

Цени любовь!

к окружающим тебя людям! Помни об интересах,

нуждах, потребностях ближнего!

Будь милосерден!

Береги честь!

Охраняй природу!

и сохраняй всё сотворённое ими!

Родителям почёт и уважение!

Будь патриотом!

кто находит радость в исполнении своего долга!

Помни: не тебе должны, а ты должен!

КТО? – если не ТЫ?

Учитель:

- Большое спасибо вам, ребята, за проделанную работу! Как вы думаете, должны мы следовать этим законам, стараться их соблюдать?

(рассуждения учащихся)

Ученик: Не надо бояться густого тумана,

Не надо бояться пустого кармана.

Не надо бояться быть честным и битым,

А надо бояться быть лживым и сытым.

Сумейте всем страхам в лицо рассмеяться,

Лишь собственной глупости надо бояться.

Не надо бояться тяжёлой задачи,

А надо бояться дешёвой удачи,

Не надо бояться ни горных потоков,

Ни топей болотных, ни грязных подонков.

Сумейте всем страхам в лицо рассмеяться,

Лишь собственной трусости надо бояться.

Учитель: Давайте проведем разминку для души. Чувствует ли она добро и зло? Выйдите из-за столов и встаньте кружком. Разминка пройдет в форме игры "Добро и зло" . Я буду называть различные слова. Некоторые из них вы услышите впервые. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаете руки вверх, если означает что-то плохое, недоброе - опускаете руки вниз. Начнем: МИЛОСЕРДИЕ, МАЛОДУШИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, ГОРДЫНЯ, ЧИСТОСЕРДЕЧНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, САМОЛЮБИЕ, ГНЕВ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ (дети опускаются все ниже и ниже), ПЬЯНСТВО, КУРЕНИЕ, СКВЕРНОСЛОВИЕ (дети встают на четвереньки).

Что с нами произошло? "Опустились", встали на четвереньки.

На кого мы стали похожи? На животных. Так и бывает в жизни - творя все то, из-за чего мы опустились, человек перестает быть похожим на человека.

Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми.

Помогайте мне и называйте слова, которые поднимут нас: ТЕРПЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, СМИРЕНИЕ, РАДОСТЬ, МИР. , ЛЮБОВЬ (детские руки взлетают вверх).

- Я хочу вам, ребята, пожелать быть совестливыми людьми. Я хочу, чтобы каждый из вас был Человеком в полном смысле этого слова, Человеком с большой буквы!

Читайте также: