Житие протопопа аввакума сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Первая русская автобиография и первое литературное произведение на русском языке. Духовный предводитель церковного раскола пишет проповедь верным, отповедь никонианам и историю гонений за веру — и создаёт шедевр русской психологической прозы, живой, страстной и смешной.

комментарии: Варвара Бабицкая

О чём эта книга?

Это автобиография Аввакума Петрова, главной фигуры русского старообрядчества, диссидента и вдохновителя церковного раскола XVII века. Протопоп необычайно живо и подробно по меркам своего времени рассказывает о своей жизни, о гонениях за веру, перенесённых им самим и его сподвижниками, о чудесах, которые совершал сам и которым был свидетелем, бранит патриарха Никона, его церковную реформу и исправленные им по греческому образцу церковные книги, отстаивает двуперстное крестное знамение и другие важные догматы старого обряда. Аввакум пишет свою книгу в продолжение религиозно-политической полемики — и попутно открывает для русской литературы жанр автобиографии, прокладывая дорогу психологизму, юмору и бытописательству.

Когда она написана?

Как она написана?

Вспомните протопопа Аввакума, что скуфьёй крыс пугал в подземелье, человек был, не кисель с размазнёй

Как она была опубликована?


Ещё 6 важнейших текстов древнерусской литературы

Что было дальше?

Почему Аввакум так грубо нарушает литературные нормы?

Хронология

в истории
в книге
в истории

Галилео Галилей опубликовал трактат о законах движения и трения, в котором были заложены основы современной механики.

в книге
в истории
14 июня
в книге
в истории
в книге
в книге
в истории
16 декабря
в книге
август

Иван Неронов арестован за сопротивление троеперстному знамению и другим нововведениям Никона. Аввакум за гневную проповедь в Казанском соборе посажен на цепь на Патриаршем дворе, затем заключён в Андроньев монастырь и сослан в Сибирь.

в истории
в книге

В Москве проходит собор об исправлении церковных книг. 2 августа происходит полное солнечное затмение, в Москве страшная эпидемия чумы, которые воспринимаются как дурные знамения. Бунт против Никона, начало раскола.

в истории
2 сентября

Исаак Ньютон получает спектр солнечного света при помощи оптической призмы. Роберт Гук изобретает спиртовой уровень и винтовые зубчатые колёса.

в книге

Арестованы виднейшие старообрядцы. Московский собор утверждает реформы Никона и анафемствует старообрядцев. Никон низведён с патриаршества. Расстрижение Аввакума.

в истории

Ахенский мир: к Франции присоединена Фландрия. Испания признала независимость Португалии. Союз Англии, Голландии и Швеции.

в книге

Начало Соловецкого сидения — осады Соловецкого монастыря, чьи насельники не принимают реформы и очень успешно обороняются.

в истории
в книге

В день Богоявления, во время крещенского водосвятия, в присутствии царя Феодора Алексеевича старообрядцы бросают в толпу свитки с карикатурами и хулой на царя и церковных иерархов, мажут дёгтем соборные церкви Кремля.

в истории

Ассамблея французского духовенства принимает декларацию о полной независимости французской церкви от Рима и подчинении её королю.

в книге

В чём вообще была суть конфликта между староверами и никонианами?

Патриарх Никон затеял церковную реформу, чтобы объединиться с единоверцами — восточными православными церквями — перед лицом католической угрозы. Реформа, однако, расколола Русскую православную церковь.

Русские священные книги и обряды пришли из греческой церкви ещё в пору принятия Русью христианства, и с тех пор русская церковь существовала обособленно, причём с течением веков возникло множество разночтений в текстах в результате ошибок переписчиков. Кроме того, русские епархии были разобщены между собой. После объединения Московского государства возникла необходимость унифицировать церковную жизнь. Стоглавый собор 1551 года закрепил сложившуюся на Руси церковную практику.

Мы уроди Христа ради! Вы славни, мы же безчестни! Вы силны, мы же немощни!

Аввакум

В 1666–1667 годах состоялся Большой Московский собор, на котором были преданы анафеме древние богослужебные чины и все их сторонники, получившие название старообрядцев, — так начался раскол Русской церкви. Апогеем сопротивления никонианской реформе стало так называемое Соловецкое сидение с 1668 по 1676 год, когда мятежный Соловецкий монастырь был наконец взят стрельцами. После этого протест со стороны старообрядцев выражался уже в форме мученичества — массовых самосожжений.

Как получилось, что Аввакума казнили по политическому обвинению?

Это было уже прямо политическое дело. Собор 1682 года передал вопрос старообрядчества в руки светских властей. После непродолжительного расследования в отношении Аввакума и других пустозерских узников в Пустозерск был направлен приказ о казни бывшего протопопа Аввакума, монаха Епифания, бывшего священника Лазаря и бывшего дьякона Фёдора. В Страстную пятницу 14 апреля 1682 года Аввакума и его соузников сожгли на площади в срубе.

С тех самых пор Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. Официально он был канонизирован старообрядцами Белокриницкого согласия Православная старообрядческая церковь, которая ведёт начало от греческого митрополита Амвросия. Он перешёл в старообрядчество в 1848 году и основал свою иерархию. Белокриницкая иерархия получила название по селу Белая Криница, которое было одним из центров поселения староверов. ⁠ на Освящённом соборе в 1917 году.

Восток Пустозерского уезда (из атласа Российской империи, 1745 год). В земляной тюрьме Пустозерска Аввакум провёл последние 15 лет жизни

Нельзя сказать, что житийный канон был абсолютно неизменен: исследователи выделяют, например, такие разновидности, как жития-новеллы (которые группировались в патериках Собрание житий святых и их изречений (от греческого πατερικόν — отеческая книга). Обычно в патерике рассказывается о жизни Святых Отцов, живших в одном монастыре или одной области. Самые известные древнерусские патерики — Киево-Печерский и Иосифо-Волоцкий. ⁠ ) и жития-повести. Тем не менее житие как жанр предполагает наличие определённых конструктивных элементов, и Аввакум имел их в виду, сочиняя собственное.


Ещё 6 важнейших текстов древнерусской литературы

Смешное житие — это вообще нормально?

Стань среди Москвы, прекрестися знамением Спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось!

Аввакум

Всяк правоверный много не рассуждай, пойди в огонь. Бог благословит, и наше благословение да есть с тобою во веки!

Аввакум

Почему прихожане протопопа Аввакума всё время его били?

Протопоп Аввакум вошёл в историю как главный противник церковной реформы Никона (1650-е годы); первый и основной идеолог старообрядчества на Руси. Этот священнослужитель был образованным человеком, который написал ряд полемических произведений на богословскую и нравственную тему.

Главный исторический процесс, активным участником которого стал Аввакум, – это церковная реформа патриарха Никона. Причиной проведения данной реформы была давно назревшая необходимость привести церковные книги и обряды Северо-Восточной Руси в соответствие с византийскими первоисточниками. За долгие годы переписывания книг и вольного толкования обрядов накопился целый ряд особенностей, которые уже даже можно было квалифицировать как ересь.

Однако из-за того, что реформа Никона проводилась не плавно и постепенно, а в сжатые сроки, силовыми методами, она встретила непонимание и сопротивление значительной части народа, и привела в итоге к расколу в церкви. Идейным вдохновителем всех, кто отвергал нововведения и упорно держался старых порядков, стал Аввакум.

Протопоп Аввакум

До реформы он был протопопом города Юрьева-Подольского, входил во влиятельный Кружок ревнителей благочестия, был другом и соратником будущего патриарха Никона (также входившего в это общество).

Но когда Никон затеял реформу, пути бывших друзей резко разошлись. Протопоп Аввакум, который был умелым и пламенным оратором, убеждал народ не принимать греческих образцов церковных обрядов, богослужения, твёрдо держаться тех книг и правил, которые достались от предков.

Следствием его активной деятельности стало неприятие многими людьми никонианской реформы, их открытое неподчинение указаниям из Москвы. За это Аввакум был сослан, а затем заточён в ужасную земляную тюрьму, напоминавшую могилу.

Противники протопопа долго ждали, что он не выдержит тяжких испытаний и публично раскается в своих заблуждениях. Это могло бы вернуть значительную часть старообрядцев в лоно официальной государственной церкви. Но Аввакум был непреклонен в своём отрицании реформы Никона, вследствие чего его в итоге казнили.

Никон

Другим важным моментом была литературная деятельность протопопа Аввакума. Авторитет этого незаурядного человека среди верующих был очень высок. Его рукописные произведения быстро распространялись по всей стране. Причиной литературной деятельности Аввакума было его желание убедительно доказать людям, почему нельзя принимать реформу Никона и следует держаться старых заповедей.

Протопоп создал яркие и талантливые произведения, в которых прославляются истинная вера и высокие нравственные качества человека. Аввакум считается родоначальником нового типа литературы – образной, эмоциональной, исповедального типа. Его высказывания об отношениях людей друг к другу, о любви к ближнему актуальны и в наше время.

Первое время работа на Московском Печатном дворе велась без определенного плана. Правили и печатали книги, в которых была нужда, на которые был спрос. Но с воцарением Алексея Михайловича книжная справа получила смысл церковной реформы.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Никон не мог не увидеть поспешности своего выступления, но не в его духе было ослабить престиж своей власти. И он решил беспощадно подавить оппозицию в самом зародыше. Но струна была перетянута и оборвалась. С этой как бы мелочи началась катастрофа. Родилась драма раскола. Никон оказался не мудрецом, а слепцом. Сами оппозиционеры не знали, к чему это приведет. Но подсознательно воля их определилась, и они пошли на разрыв с церковной властью.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Эта вездесущая бытовая стихия объясняется не только особенностями личной писательской манеры Аввакума, но и самой идеологией раскола. Для старообрядцев острие никоновской реформы было направлено против всего национального, коренного, традиционного; все, несогласное с греческим чином, объявлялось еретическим и нечестивым. Именно здесь следует видеть причину аввакумовской апологии русского быта.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Повествование Аввакума динамично, как и сама его жизнь. Движение сюжета определяется внешними импульсами, возникающими из стремления автора изобразить свою деятельность, борьбу, быт. Преодолевая житийный схематизм, охватывая все большее и большее количество объектов действительности, Аввакум порой превращает автобиографию в историю первых лет раскола вообще.

Огромен пространственный охват жизнеописания. Течение повествования в значительной мере обуславливается сменой воспоминаний автора о реальных переменах мест и обстоятельств в его жизни, описание которых начинает играть важную литературную роль в составе автобиографии. Пейзаж ценен для Аввакума не столько сам по себе, сколько как объект со

Протопоп Аввакум как вождь и вдохновитель старообрядчества, фанатически отстаивавший свои убеждения и погибший за них на костре, талантливый писатель и публицист. Раскол в русской церкви и его сущность. "Житие протопопа Аввакума им самим написанное".

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.07.2012
Размер файла 25,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Деятельность Аввакума была направлена на защиту старого, отжившего. Однако большое дарование, литературное новаторство делают творчество Аввакума выдающимся явлением древней русской литературы.

1. Раскол в русской церкви и его сущность

В XVII в. церковь оставалась единственным институтом феодального государства, нарушавшим принцип централизации. Этому способствовало установление в 1589 г. патриаршества. Патриарх подчинял себе все церковные организации и оказывал большое влияние на царя. Государство стремилось подчинить себе церковь, и первым шагом к этому было создание в 1649 г. Монастырского приказа, изымавшего из ведения церкви судопроизводство над людьми, живущими в церковных владениях.

Реформа вызвала появление мощного антифеодального, антиправительственного движения - раскола, или старообрядчества. В момент своего возникновения это движение носило демократический размах, который придавало ему активное участие крестьянства и посадского населения. Неприятием Никоновой реформы народные массы выражали протест против феодальной эксплуатации, освященной церковью.

Активное участие в движении приняло и сельское духовенство, страдавшее от постоянных притеснений светских и духовных властей. Примкнула к расколу и часть родовитого боярства (боярыня Ф.П. Морозова, ее сестра Е.П. Урусова, князья Хованский, Мышецкий, Потемкин, Соковнин), видевшая в реформе средство усиления царской власти.

Выражая социальный протест в религиозной форме, раскольники, однако, видели свой идеал в уходящей в безвозвратное прошлое жизни. Они выступали активными борцами против всего нового и постепенно превращались в оплот реакции (конец XVII - начало XVIII в.), старавшейся повернуть колесо истории вспять и воспрепятствовать европеизации жизни России.

Противоречивая сущность раскола сказалась на деятельности идеолога старообрядчества протопопа Аввакума (1621-1682) - талантливейшего писателя второй половины XVII в. Литературное наследие Аввакума привлекало и привлекает к себе внимание русских и зарубежных ученых.

2. Личность протопопа Аввакума

Связь с внешним миром Аввакум поддерживает через свою же стражу - стрельцов, которые, по-видимому, сочувственно относились к охраняемым узникам, а возможно, даже разделяли их убеждения.

аввакум старообрядчество церковь раскол

На страницах жития во весь свой гигантский рост встает образ незаурядного русского человека, необычайно стойкого, мужественного и бескомпромиссного. Характер Аввакума раскрывается в житии как в семейно-бытовом плане, так и в плане его общественных связей.

4. Жанр и стиль жития

Тесное переплетение личного и общественного превращает житие из автобиографического повествования в широкую картину социальной и общественно-политической жизни своего времени. Житие вбирает в себя и этнографические описания далекого сибирского края, его рек, флоры и фауны.

В стиле жития протопоп использует форму сказа - неторопливого рассказа от первого лица, обращенного к старцу Епифанию, но в то же время подразумевающего и более широкую аудиторию своих единомышленников. Но, как отметил В.В. Виноградов, в стиле жития сказовая форма сочетается с проповедью, и это обусловило тесное переплетение церковно-книжных элементов языка с разговорно-просторечными и даже диалектными.

Для стиля Аввакума характерно отсутствие спокойного эпического повествования. Его житие состоит из ряда искусно нарисованных правдивых драматических сцен, построенных всегда на острых конфликтах: социального, религиозного или этического порядка. Эти драматические сцены соединены между собой лирическими и публицистическими отступлениями. Аввакум либо скорбит, либо негодует, либо иронизирует над противниками и самим собой, либо горячо сочувствует единомышленникам и печалится об их судьбе.

Заключение

Во второй половине XVII столетия создается и развивается новая демократическая литература. В русле демократической литературы развивалось и творчество протопопа Аввакума, отразившее рост самосознания личности и утвердившее ее неповторимую индивидуальную ценность.

Особенности стиля жития и других сочинений Аввакума позволяют говорить о неповторимой творческой индивидуальности этого талантливейшего писателя второй половины XVII в., ярко отразившего характерные черты переходной эпохи.

Литература

1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. - М., 1978.

2. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума: Творческая история произведения. - Л., 1974.

3. Елеонская А.С., Орлов О.В., Сидорова Ю.Н. и др. История русской литературы XVII-XVIII веков. - М., 1979.

4. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Под общ. ред. Н.К. Гудзия. - М., 1960.

Читайте также: