Жесткий опыт или рождение новой жизни собачье сердце сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?

развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

Методы и приёмы: I . По источникам знаний

Словесные: устные (рассказ, беседа, объяснение)

с печатным словом (чтение вслух, работа с дополнительной литературой)

Презентация, фрагменты х/ф

II . По характеру познавательной деятельности учащихся

Оформление доски:

Рефлексивная установка на восприятие.

Каждый выбирает для себя-

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею,

Ни кому претензий не имею,

Пусть каждый выбирает для себя.

Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора.

А вам приходилась выбирать?

(Безусловно, продукты на завтрак, во что одеться, какой фильм посмотреть).

Но выбор может быть и серьёзным, осознанным. Это выбор пути, жизненных принципов. Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.

Постановка темы, целей урока, проблемного вопроса.

Обратимся к теме нашего урока.

Слайд №1. Жестокий опыт или рождение новой жизни?

(запись темы в тетрадь)

Проанализировав художественный текст повести, мы

продолжим развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

продолжим воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

3. Обращение к эпиграфу. Работа с цитатой.

В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая. (честная)

4. Актуализация знаний. Терминологический комментарий.

Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной.

Вспомним, что такое сатира.

Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

(Сатира - вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Работа с тетрадью:

Традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя продолжил М. Булгаков. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов идаже композиционное построение произведения.

А какова композиция повести?

( Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)

4. Аналитическая беседа.

Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь?

О старой Москве Шариков вспоминает с теплотой, желает Царствия Небесного барскому повару графов Толстых, за его доброту и щедрость. Тогда голодать не приходилось.)

Какой литературный приём использовал автор?

(антитеза, в основе которой лежит противопоставление)

Зачем он использует антитезу?

(Чтобы показать своё отношение к изменениям в стране с приходом Советской власти.)

Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик?

Зачем Шарик был нужен профессору Преображенскому?

Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

(делал операции по омоложению, гл.5, с.196)

В этот раз операция, проведённая Филиппом Филипповичем, имела совершенно неожиданный оборот. Давайте посмотрим, как происходило очеловечивание Шарика.

б) просмотр видеофильма

Это отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко считается самой удачной версией книги.

Характеристика образа главного героя.

а) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

(Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)

Помимо этого, онопостоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин…(с.194, 195)

Посмотрите, как оно ведёт себя за столом.

б) Отрывок видео (поведение за столом)

( Это грубо, нагло, невоспитанно, беспардонно. Шариков уверен, что он всё знает о жизни: знает, как вести себя за столом, знает, где можно интересно провести время.)

в) Инсценирование.

Побудем в роли актёров! (Шариков, Борменталь, Филипп Филиппович)

Б: Ну-с, что же мы с вами предпримем сегодня вечером?

Ш: (моргая глазами) В цирк пойдем, лучше всего.

Ф.Ф.: Каждый день в цирк -это довольно скучно, по-моему. Я бы на вашем

месте хоть раз в театр сходил.

Ш:В театр я не пойду. Разговаривают, разговаривают. Контрреволюция одна.

Б: Вы бы почитали что-нибудь…

Ф.Ф.: Надо будет Робинзона Крузо вам почитать.

Ш: Уж и так читаю, читаю. Эту. Как ее. Переписку Энгельса с этим. Как его -

дьявола - с Каутским. Не согласен я.

Ф.Ф. С кем? С Энгельсом или с Каутским?

Ш.: С обоими. Конгресс, немцы какие-то. Голова пухнет. Взять все, да и поделить.

Б.: Вы и способ знаете?

Ш.: Да какой тут способ, дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах заселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.

Ф.Ф.: Насчет семи комнат - это вы, конечно, на меня намекаете? Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить. А в то же

время вы наглотались зубного порошку. Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?

Учитель: а действительно, кто снабдил Шарикова этой книгой, да и не только книгой?

(Швондер – председатель домкома. Слайд №9.

Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем.)

(просмотр видео – диалога Шарикова с просьбой о паспорте)

6. Определение авторской позиции. Аналитическое чтение.

Прочтите приведённые отрывки.

1. "С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?"

3. « -Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все

Кому из героев принадлежат данные высказывания?

(Это слова профессора Преображенского.)

Определите авторскую позицию.

(Она совпадает с позицией Преображенского.Кажется, что его устами говорит сам автор.)

Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя фамилию Преображенский?

(изменять, преображать, улучшить человеческую породу).

Гоголевская традиция – говорящие имена- продолжена.

Речь Профессора Преображенского яркая, афористичная. Вот некоторые его реплики.
«На человека и на животное можно действовать только внушением". Или еще: "На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено".

(Доктор и профессор решаются на преступление: они хотят убить Шарикова. И они исполняют задуманное.Безусловно, живое существо не убито буквально, в нём убит уже мёртвый Клим Чугункин в результате очередной операции. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора.)

Выходит, профессор противоречит сам себе?

(Нет. Профессор попытался пойти против природы, когда задумал опыт по омоложению, но она всё расставила на свои места.)

И Филипп Филиппович это понимает. Он приходит к такому выводу:

(гл.8, с.232, около 3 стр до конца главы)

Обратимся к теме нашего урока:

Так кто же такой Шариков: жестокий опыт или рождение новой жизни?

Но кроме профессора пытается провести жестокий опыт и Швондер. Он оказывает идеологическое влияние на Шарикова. Профессор это замечает: « Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня,

Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?

(К сожалению, любое насилии оправдать нельзя. Придётся поставить знак равенства… Наследственность и воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру).

Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём идеологического насилия, к чему автор относится отрицательно. По сути это тот же самый опыт, который не может привести ни к чему хорошему.

Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году?

(Гениальная сатира на современность– вот основная причина трудного пути к читателям. Швондеры и им подобные остались ни с чем. Наверное, то, что интеллигенту удалось обмануть власть, оставить ее ни с чем, тоже очень не нравилось цензуре всех советских времен. В обществе, где социализм культивировался около 70 лет, такое произведение не могли опубликовать.)

7. Итог урока.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.

Отметки за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?

развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

Рефлексивная установка на восприятие.

Каждый выбирает для себя-

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею,

Ни кому претензий не имею,

Пусть каждый выбирает для себя.

Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора.

А вам приходилась выбирать?

(Безусловно, продукты на завтрак, во что одеться, какой фильм посмотреть).

Но выбор может быть и серьёзным, осознанным. Это выбор пути, жизненных принципов. Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.

Постановка темы, целей урока, проблемного вопроса.

Обратимся к теме нашего урока.

Слайд №1. Жестокий опыт или рождение новой жизни?

(запись темы в тетрадь)

Проанализировав художественный текст повести, мы

продолжим развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

продолжим воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

3. Обращение к эпиграфу. Работа с цитатой.

В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая. (честная)

4. Актуализация знаний. Терминологический комментарий.

Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной.

Вспомним, что такое сатира.

Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

(Сатира - вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Работа с тетрадью:

Традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя продолжил М. Булгаков. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов идаже композиционное построение произведения.

А какова композиция повести?

( Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)

4. Аналитическая беседа.

Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь?

О старой Москве Шариков вспоминает с теплотой, желает Царствия Небесного барскому повару графов Толстых, за его доброту и щедрость. Тогда голодать не приходилось.)

Какой литературный приём использовал автор?

(антитеза, в основе которой лежит противопоставление)

Зачем он использует антитезу?

(Чтобы показать своё отношение к изменениям в стране с приходом Советской власти.)

Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик?

Зачем Шарик был нужен профессору Преображенскому?

Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

(делал операции по омоложению, гл.5, с.196)

Цель операции - омоложение

В этот раз операция, проведённая Филиппом Филипповичем, имела совершенно неожиданный оборот. Давайте посмотрим, как происходило очеловечивание Шарика.

б) просмотр видеофильма

Это отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко считается самой удачной версией книги.

Цель операции - омоложение

Характеристика образа главного героя.

а) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

(Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)

Помимо этого, онопостоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин…(с.194, 195)

Посмотрите, как оно ведёт себя за столом.

б) Отрывок видео (поведение за столом)

( Это грубо, нагло, невоспитанно, беспардонно. Шариков уверен, что он всё знает о жизни: знает, как вести себя за столом, знает, где можно интересно провести время.)

в) Инсценирование.

Побудем в роли актёров! (Шариков, Борменталь, Филипп Филиппович)

Б: Ну-с, что же мы с вами предпримем сегодня вечером?

Ш: (моргая глазами) В цирк пойдем, лучше всего.

Ф.Ф.: Каждый день в цирк -это довольно скучно, по-моему. Я бы на вашем

месте хоть раз в театр сходил.

Ш:В театр я не пойду. Разговаривают, разговаривают. Контрреволюция одна.

Б: Вы бы почитали что-нибудь…

Ф.Ф.: Надо будет Робинзона Крузо вам почитать.

Ш: Уж и так читаю, читаю. Эту. Как ее. Переписку Энгельса с этим. Как его -

дьявола - с Каутским. Не согласен я.

Ф.Ф. С кем? С Энгельсом или с Каутским?

Ш.: С обоими. Конгресс, немцы какие-то. Голова пухнет. Взять все, да и поделить.

Б.: Вы и способ знаете?

Ш.: Да какой тут способ, дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах заселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.

Ф.Ф.: Насчет семи комнат - это вы, конечно, на меня намекаете? Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить. А в то же

время вы наглотались зубного порошку. Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?

Учитель: а действительно, кто снабдил Шарикова этой книгой, да и не только книгой?

(Швондер – председатель домкома. Слайд №9.

Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем.)

(просмотр видео – диалога Шарикова с просьбой о паспорте)

6. Определение авторской позиции. Аналитическое чтение.

Прочтите приведённые отрывки.

1."С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?"

3. « -Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все

Кому из героев принадлежат данные высказывания?

(Это слова профессора Преображенского.)

Определите авторскую позицию.

(Она совпадает с позицией Преображенского.Кажется, что его устами говорит сам автор.)

Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя фамилию Преображенский?

(изменять, преображать, улучшить человеческую породу).

Гоголевская традиция – говорящие имена- продолжена.

Речь Профессора Преображенского яркая, афористичная. Вот некоторые его реплики.
«На человека и на животное можно действовать только внушением". Или еще: "На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено".

(Доктор и профессор решаются на преступление: они хотят убить Шарикова. И они исполняют задуманное.Безусловно, живое существо не убито буквально, в нём убит уже мёртвый Клим Чугункин в результате очередной операции. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора.)

Цель операции - омоложение

Существо живо, но это уже не человек

Выходит, профессор противоречит сам себе?

(Нет. Профессор попытался пойти против природы, когда задумал опыт по омоложению, но она всё расставила на свои места.)

И Филипп Филиппович это понимает. Он приходит к такому выводу:

(гл.8, с.232, около 3 стр до конца главы)

Цель операции - омоложение

Существо живо, но это уже не человек

Обратимся к теме нашего урока:

Так кто же такой Шариков: жестокий опыт или рождение новой жизни?

Но кроме профессора пытается провести жестокий опыт и Швондер. Он оказывает идеологическое влияние на Шарикова. Профессор это замечает: « Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня,

Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?

(К сожалению, любое насилии оправдать нельзя. Придётся поставить знак равенства… Наследственность и воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру).

Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём идеологического насилия, к чему автор относится отрицательно. По сути это тот же самый опыт, который не может привести ни к чему хорошему.

Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году?

(Гениальная сатира на современность– вот основная причина трудного пути к читателям. Швондеры и им подобные остались ни с чем. Наверное, то, что интеллигенту удалось обмануть власть, оставить ее ни с чем, тоже очень не нравилось цензуре всех советских времен. В обществе, где социализм культивировался около 70 лет, такое произведение не могли опубликовать.)

7. Итог урока.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.

Отметки за урок.

В произведении "Собачье сердце" Булгаков в полной мере обличил самодовольство, невежество, наглую нахрапистость и лщущение вседозволенности Шариковых и Швондеровых.

Шариков-собака, превращенная в человека профессором Преображенским. Его очеловечение рисуется с отрицательными качествами. Шариков, пободно своему предку, Климу Чугункину, ведёт себя с отрицательной стороны. Словом, приобретает массу человеческих пороков.

Эксперимент профессора Преображенского показал, что подобного рода операции "убивают", нежели спасают человечество.

Само по себе произведение заставляет задуматься о многом. О том, что человеческое сердце страшнее даже собачьего. Поэтому нужно избавляться в обществе от таких как шариковы и швондеровы. Их имена стали нарицательными, потому что и в нашем обществе пободных людей очень много. Шарикова нельзя назвать рождением новой жизни, скорее-это жестокий опыт.

Объяснение:

Мальчик Вася был очень добрым и заботливым. В свои неполные 11 лет он уже повидал в жизни больше, чем многие взрослые. высокий, светловолосый парень с большими зелеными глазами очень любил свою семью и кота Маркиза. Жил вася с мамой, так как жили они в военное время, его отец ушел воевать. Друзей у Васи не было, и в свободное время он играл с соседской девочкой Таней. В этот ноябрьский день погода выдалась на удивление солнечное, кажется враг отступал.
Вася, как и всегда, пошел поиграть со своей подружкой, как вдруг раздался сильный грохот. Таня испугалась и заплакала. Мальчик, выбежав на улицу, вдруг увидел подступающую армию врага, которые громили и сжигали все на своем пути. Нужно было срочно звать на помощь своих солдат, которые в этот момент спасали соседнюю деревню.
Парнишка, не раздумывая, оставив Таню у себя с матерью, побежал в деревню, которая находилась в двух километрах от их городка. Тяжелый и долгий путь пришлось проделать ему, прежде в далеке он увидел привлижающийся танк. Вася испугался, не зная, вражеский он или нет. К счастью, танк оказался советским.
Танкист очень удивился, увидев маленького мальчика, и, выслушав его рассказ, немедленно собрал армию и отправился на спасение города.
Вася прослыл героем, его ставили в пример в школе. ведь благодаря нему выл спасен их город. У мальчика появилась мечта-стать танкистом.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Жестокий опыт или рождение новой жизни в повести М. А. Булгакова «Собачье. Презентация на заданную тему содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Сатира(лат.satira)-способ проявления комичес- Сатира(лат.satira)-способ проявления комичес- кого в искусстве, состоящий в уничтожающем осмея- нии явлений, которые представляются автору пороч- ными. Сила сатиры зависит от социальной значимос- ти занимаемой сатириком позиции, от эффективнос- ти сатирических методов.

Читайте также: