Железников чучело сочинение дружба

Обновлено: 30.06.2024

Создавая данное произведение Владимир Железников хотел обратить внимание общественности на то, какие могут быть жестокие дети.

Сюжет истории таков: главная героиня Лена Бессольцева переходит в новую школу. Однако, одноклассники не так уж радостно принимают девочку. Первое время они хорошо вели себя с Леной, но только на первый взгляд. За спиной дети показывали, кто здесь хозяин и чьим правилам стоит следовать.

Здесь Владимир Железников открыто презирает родителей и учителей, которые ни в коем образом не смогли воспитать мораль в детях и защитить несчастную девушки. Ведь в рассказе открыто показано, что взрослые поддерживали жестокость со стороны детей. Эта проблема остаётся актуально и по сей день. Жестокость детей не знает границ, если их не учить ума да разуму.

Один раз весь класс сбежал с уроков, чтобы сходить в кино. Диме невольно пришлось вернуться в класс, потому что забыл копилку. В тот момент его ловит учительница и устраивает допрос, на котором мальчик во всём признаётся. Классу не понравилась, что Дима их сдал. Они решают наказать предателя, Лена, как настоящая подруга вступается, обращая весь гнев бессовестных детей, которые не представляют, что существует какие — то моральные качества и ценности.

Учительница по имени Маргарита Ивановна не принимала никакого участия, что крайне не педагогично с неё стороны. Нельзя было поощрять заводил. Подобное безразличие может привести к трагедии.

Не выдержав такой ненависти Лена умоляет своего деда уехать из этого ужасного города, что они и сделали. Только потом дети понимают, что поступили неправильно и их мучает совесть.

Важно понимать, что именно взрослые могут предотвратить подобное насилие и вырастить действительно достоин.

Характеристика Лены и Сомова


Но наряду с доверчивостью и наивностью в девочке проявляются и другие, достойные восхищения качества. Доброта и сострадание заставляют ее взять на себя вину мальчика, которым она втайне восхищается. До последнего момента она верит в его благородство, но Димка оказывается недостаточно храбрым.

Лена мужественно встречает травлю одноклассников, дает им отпор, как может — не унижается и не заискивает. Храбро хватает горящее пугало и распугивает преследователей. Прощает Сомова, когда он приходит к ней с повинной. Из благородства не выдает его, даже когда Димка присоединяется к травле. Лена — человек с большой буквы, невероятно сильная духом, благородная и великодушная девочка, которая не отказывается от своих принципов даже под страхом издевок и унижений. Благодаря этой истории ее характер закаляется, она становится еще более сильной и уверенной.

Несмотря на его предательство, он вовсе не жестокий мальчик. Лена, как лучик солнца, подсвечивает в нем его лучшие качества — поэтому она и нравится Диме, ведь самый главный его страх — признаться самому себе, что он трус. Сомов борется со своей трусостью, но, к сожалению, не всегда успешно. Он мечется между чувствами к Лене и страхом наказания, боится потерять авторитет в классе, на протяжении всего фильма совершая противоречивые поступки.

В конце Сомов все же признается в содеянном одноклассникам, тем самым снимая с Лены обвинения. Этот поступок позволяет надеяться, что в будущем Дима станет более смелым, и хорошие качества победят в нем трусость и слабость.

Советы педагогам

Недаром сочинение по книге пишут в том возрасте, когда школьники вступают на путь взросления, когда общение со сверстниками выходит на первый план и у детей начинают формироваться важные нравственные ценности. Анализируя поступки и личности героев, школьники учатся работать с текстом, рассуждать и выражать свои мысли на письме.

В статье Википедии, посвященной книге, есть любопытный факт: оказывается, Железников написал свою повесть на основе реальной истории, произошедшей с его племянницей. Девочка отказалась врать учительнице вместе со всеми, за что класс объявил ей бойкот, который длился полгода.

Чтобы сделать урок более интересным, можно также посмотреть одноименный фильм 1983 года, главные роли в котором исполнили Кристина Орбакайте (Лена), Юрий Никулин (Николай Николаевич Бессольцев) и Дмитрий Егоров (Димка Сомов). После просмотра можно обсудить с детьми героев, попросить сделать анализ проблем, поднятых в произведении.

Другие персонажи

Помимо Лены и Димы, в повести есть еще несколько центральных персонажей, важных для раскрытия морали и основных проблем произведения:

Остальные персонажи являются второстепенными, но для полноты картины можно дать и их краткое описание:

  • Валька. Корыстный и расчетливый мальчик, который любит деньги, поэтому продает собак по рублю.
  • Рыжий. Грубый и невоспитанный, действует как большинство.
  • Попов. Безвольный мальчик, влюбленный в Шмакову.
  • Васильев. Скромный, но благородный мальчик — единственный, кто не травит Лену.

Вариант 3

Главной героиней повести является девочка по имени Лена, которая сталкивается с травлей со стороны своих одноклассников, приехав жить к своему дедушке.

Лена приходит в класс. Сначала она думает, что все веселиться и смеются вместе с ней, но потом узнает страшную правду, что все это время с нее издевались. К тому же ее предает единственный человек, которого она считала другом – мальчик Димка.

Ленка обладает доброй, чистой детской, и потому наивной душой. Поэтому ее ранимая натура не может мириться с этим.

По-всякому Лена пытается наладить свои отношения с одноклассниками. Одноклассники в произведении представлены типичными агрессорами. Они жестоки, несмотря на свой юный возраст. Они обзывают девочку и насмехаются над ней из-за ее дедушки, который ведет аскетический образ жизни и собирает картины какого-то своего родственника. Глупые дети не могут понять, что девочка не имеет никакой вины, что ее дед такой. Железняков делает акцент, что в жестоком отношении виноваты не сами дети, в родители и учителя, которые не совершают никаких действий, чтобы защитить девочку или наказать обидчиков.

Учительница, озабоченная скорой свадьбой и отъездом в другой город, абсолютно не обращает внимания ни на какие проблемы в школе, в своем классе. Страшно, что в некоторых ситуациях, взрослые поддерживали издевательства над Леной Бессольцевой.

В этом произведении Владимира поднимается глобальный вопрос социальной ответственности за поведение своих детей, а также того, как издевательства в школе сказываются на неокрепшей психике. Взрослые не должны быть безразличны к тому, как ведут себя их дети и как кто-то относится к ним. Автор хочет донести до читателя мысль, что дети – это еще далеко не сознательные личности и потому ответственность за их поведение и действия лежит на их родителях, взрослых, которые их окружают, воспитателях. Только они имеют власть предотвратить жестокость и травлю с их стороны.

Другие сочинения: ← Отцы и дети в романе Преступление и наказание Достоевского↑ ДругиеМакар Девушкин образ и характеристика в романе Бедные люди →

Дружба – взаимоотношения, построенные на уважении, на желании разделить не только радости, но и горести, на готовности прийти на помощь в любую минуту. Быть настоящим другом – значит, поддерживать друга во всем. Если человек готов проводить с другом время только в периоды благополучия, то такого друга нельзя назвать настоящим, это псевдодруг, который не способен помочь человеку, когда тот оказывается в сложной ситуации. Настоящим называется тот, кто никогда не бросит своего друга в беде, а поддержит его и поможет ему. Настоящая дружба связана с осознанием того, что друг тебе всегда поможет и не оставит в сложной ситуации и что ты поступишь по отношению к нему точно так же. Настоящие друзья часто жертвуют своими интересами во благо дружбы.

О том, кто такой настоящий друг, рассуждает в своем тексте В.К. Железников. Рассказчик случайным образом только познакомился с девочкой-первоклассницей и ее братом, мальчиком Сережей, но уже проявил себя как настоящий друг. Во-первых, он, увидев девочку, сидящую в полном одиночестве в школьном классе, не ушел, а спросил, что у нее произошло. Рассказчик не оставил девочку в беде, а помог ей понять, что буквы нельзя выучить за один день. Он помог ей и тем, что объяснил это и ее младшему брату, для которого было важно, чтобы сестра научилась писать: он хотел написать родителям письмо. Рассказчик и здесь поддержал ребят: он пообещал прийти к ним и помочь им написать письмо. Во-вторых, рассказчик, видя, что мальчишка во дворе хотел поиздеваться над Сережей и ее сестрой, заступился за него: он назвал свое имя, подтвердив слова Сережи, который назвал рассказчика своим другом. Автор показывает, что незнакомый человек поддержал Сережу и его сестру и помог им, проявив качества настоящего друга.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что настоящий друг – это тот, кто готов быть рядом со своим другом и в счастливые моменты жизни, и в несчастье. Только тот, кто готов поддерживать своего друга в любые моменты, готов протягивать ему руку помощи в трудной жизненной ситуации, является настоящим другом.

Обратимся к тексту В.Осеевой, героиня которого – Динка – оказалась настоящим другом, не способным на обман. Когда девочка осознала, что к одному из своих друзей испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга, Андрея. Динка была убеждена, что Хохолок обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. Девочка понимала, что для Андрея эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и испытывала от этого огромные душевные муки. Но, несмотря на это, она не стала обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Динка оказалась очень честным и порядочным человеком.
Но, к сожалению, не всегда друзья поступают так, как это сделала героиня текста В.Осеевой. Когда-то у меня был друг, которому я очень доверял. В то время я увлекался игрой на гитаре. Мне казалось, что я очень хорошо играю, и мой друг всегда меня хвалил, слушая мои песни. Но однажды я узнал, что на самом деле другу не нравилось моё исполнение. Но он скрывал это от меня. Может быть, он это делал из лучших побуждений, но наша дружба после случившегося прекратилась. Я не смог простить ему обман и лицемерие. Всё-таки я предпочитаю знать правду, пускай, не очень приятную, но правду.
Таким образом, чтобы сохранить дружбу, нужно быть честным и искренним по отношению друг к другу.(264 слова)

Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Я считаю, что настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.
Обратимся к тексту В.Осеевой, героиня которого – Динка – оказалась настоящим другом, не способным на обман. Когда девочка осознала, что к одному из своих друзей испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга, Андрея. Динка была убеждена, что Хохолок обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. Девочка понимала, что для Андрея эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и испытывала от этого огромные душевные муки. Но, несмотря на это, она не стала обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Динка оказалась очень честным и порядочным человеком.
Но, к сожалению, не всегда друзья поступают так, как это сделала героиня текста В.Осеевой. Когда-то у меня был друг, которому я очень доверял. В то время я увлекался игрой на гитаре. Мне казалось, что я очень хорошо играю, и мой друг всегда меня хвалил, слушая мои песни. Но однажды я узнал, что на самом деле другу не нравилось моё исполнение. Но он скрывал это от меня. Может быть, он это делал из лучших побуждений, но наша дружба после случившегося прекратилась. Я не смог простить ему обман и лицемерие. Всё-таки я предпочитаю знать правду, пускай, не очень приятную, но правду.
Таким образом, чтобы сохранить дружбу, нужно быть честным и искренним по отношению друг к другу. (264 слова) источник

ЕГЭ 2018. Как написать сочинение – рассуждение Смелость и Трусость по произведению Владимира Железникова “Чучело9quot;?
О чем писать в сочинении Смелость и Трусость по произведению Чучело?
Повесть Железникова “Чучело9quot; это почти целиком история смелости и трусости, верности и предательства, лицемерия и подлости и вместе с тем честности и справедливости.
Один из главных героев повести Димка Сомов, был умным и в тоже время слабохарактерным мальчиком,хотя до поры до времени прятал свою слабохарактерность под внешней независимостью. Но как только начинались какие-то серьезные события, Димка трусил и убегал от ответственности. Он испугался брата Вальки, он испугался учительницы, он испугался своих ребят, и мало того, чтон боялся всех и все, он при этом охотно взваливал вину на плечи девочки, главной героини Ленки Бессольцевой.
А как раз Ленка была очень смелой девочкой, которую травили и обижали просто так, от обычной детской жестокости, когда не любят всех, кто хоть как-то выбивается из общей компании. Между тем Ленке всегда было жаль трусоватого Диму и она, чтобы не видеть его страх, а чужой страх может выглядеть ужасающе и быть крайне неприятным человеку смелому, часто брала на себя вину Димы и покрывала и оправдывала его поступки. Только в конце повести она поняла, что в этом мальчике нет ничего такого, за что его можно было не только любить, но даже уважать.
И запоздалое раскаяние уже ничего не значило для Ленки.
Смелость не берется в человеке неизвестно откуда, она возникает от ощущения своей правоты, а вот трусость как раз появляется тогда, когда человек неуверен в том, что поступает правильно.
Отношения в классе, в который попала Лена Бессольцева были далеки от идеальных. О дружбе между учениками не было и речи. Каждый думал только о своей выгоде, о том, как бы предстать перед другими в образе крутого героя. Поэтому неудивительно, что Ленку, которая была внучкой известного в городе коллекционера-заплаточника Николая Николаевича, стали травить. Она была слишком независимой, слишком отличалась от других и плюс ко всему она была очень смелой девочкой. Потому что несмотря на всю травлю, не боялась пойти против класса, не боялась высказать свое мнение. Смелости ей придавало ощущение собственной правоты. она даже несколько раз брала на себя чужую вину.
Зато среди остальных учеников смелых людей не было. Все смотрели друг на друга и поступали так, чтобы не казаться белой вороной. Это самая настоящая трусость, обезличивание самого себя в угоду толпе. Особо отличился Дима, который сперва очень понравился Лене. Он проявил себя не только трусом, но и предателем, позволяя травить Лену, хотя отлично знал, что травят ее за то, что совершил он.
Конечно кончилось все справедливо. Трусость была наказана, все постыдные тайны класса раскрыты и многие дети испытали угрызения совести, которые позволяют надеяться, что в будущем они все-таки станут настоящими людьми и никому не позволят собой помыкать.
Ибо трусость -это когда человек позволяет вершить над собой несправедливость, а настоящая смелость – это способность взять чужую вину на себя, вину слабого человека.
Сочинение-рассуждение на тему предательство, проблема предательства

15.3. Сочинение-рассуждение на тему Дружба, предательство ОГЭ

Сочинение на тему предательство

Жанр и направление

Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.

Композиция и конфликт

Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой.

  1. В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия – знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия.
  2. Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом.
  3. Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой.

Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт.

Сочинение на тему фильм чучело

Смысл названия

Суть: о чём повесть?

В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.

С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это.

Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене.

Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.

Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.

Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

Сюжет

В небольшой провинциальный городок к Николаю Николаевичу Бессольцеву приехала его внучка, Лена. Добрая, открытая, доверчивая девочка сразу же вызвала у своих новых одноклассников отторжение – уж слишком странной, непохожей на других она оказалась. Все решили, что она под стать своему нелепому деду, которого местные жители за глаза называли Заплаточником. Старик Бессольцев вечно хотел в своем старом пальто, на котором не было живого места от многочисленных заплаток. Однако для него было важно другое – все свои деньги Николай Николаевич тратил на коллекционирование картин местного крепостного художника, своего далекого предка.

В силу своего характера Лена не могла постоять за себя перед сверстниками, и вскоре в классе за ней закрепилось прозвище – Чучело. Лишь один человек – красавец и отличник Дима Сомов – относился к Лене совсем иначе, чем другие, и девочка искренне считала его своим верным другом.

Классная руководительница Маргарита Ивановна, все мысли которой были заняты предстоящей свадьбой, предложила ребятам на осенние каникулы поехать в Москву. Все радостно согласились, и принялись копить деньги на поездку. Когда необходимая сумма была собрана, ребята решили отметить это событие походом в кино, сбежав с уроков. Однако это стало их роковой ошибкой – Маргарита Ивановна не простила ребятам такой подлости, и весь класс был наказан, оставшись дома.

В том, что классная руководительница узнала о массовом прогуле, был виновен Дима Сомов, однако Лена, желая спасти друга, взяла его вину на себя. Тогда Железная Кнопка подговорила весь класс объявить ей бойкот. Лена была уверена, что Дима вскоре сам во всем признается ребятам, но он был слишком трусливым, чтобы сделать это. О поступке Димы знала и Шмакова – главная кокетка в классе, однако она хотела понаблюдать за его душевными страданиями, и после обернуть все в свою пользу.

Ребята настолько озверели, что принялись нещадно издеваться над Леной. Они затравливали ее на улицах, ночью пугали медвежьей головой через окно дома, и даже подожгли чучело, на которое надели украденное платье Лены. Этого девочка уже не смогла снести. Нарядившись в полуистлевшее платье и побрившись наголо, она пришла на день рождения Димы Сомова, и открыто сказал одноклассникам все, что о них думает. В тот же вечер ребята узнали всю правду и о том, кто был истинным виновником срыва долгожданной поездки, и объявили Сомову бойкот.

Узнав о трагедии внучки, Николай Бессольцев решил переехать. Он подарил родному городу уникальную коллекцию картин, а школе оставил один портрет, на котором была изображена девушка – точная копия его Лены. Одноклассники были подавлены – они чувствовали непосильный груз вины перед Чучелом.

Главные герои и их характеристика

Главные герои

Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) – добрый, замкнутый старик, коллекционер старинных картин.

Лена Бессольцева – внучка Николая Николаевича, открытая, добрая, наивная девочка двенадцати лет.

Дима Сомов – красивый, умный мальчик, оказавшийся трусом и предателем.

Железная Кнопка (Миронова) – принципиальная девочка с волевым характером.

Шмакова – главная красавица в классе, кокетка, хитрая и подлая.

Маргарита Ивановна – молодая учительница, справедливая, добрая, но эгоистичная, поверхностная.

Читайте также: