Жанры школьных сочинений в методической литературе

Обновлено: 05.07.2024

В этом сборнике помещены образцы сочинений разных жанров, которые собирались мною после прохождения той или иной темы по русскому языку или литературе с 5 по 9 классы.

В настоящее время умение написания сочинения становится очень актуальной проблемой. Наша подрастающая молодёжь всё меньше и меньше читает художественную литературу, отдавая предпочтение компьютерным играм. Поэтому не случайно президент РФ решил вновь вернуть написание сочинения в выпускном классе.

Сочинение – это самый трудный экзамен для выпускников школ. Написание сочинения предполагает умение глубоко понимать художественный текст, логично, аргументировано, образно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Сочинение свидетельствует о зрелости суждений его автора, умении анализировать произведения литературы, проникать в замысел писателя или поэта, постигать объективный смысл написанного.

Учащиеся должны понять, что написание сочинения - это процесс, который имеет свои правила. Они должны уяснить, что есть определённая техника работы над каждым этапом написания сочинения: подбор материала и цитат, знание произведения, подготовка черновых материалов, написание начала и концовки работы…

Таким образом, задача заключается в том, чтобы овладеть литературной техникой написания сочинения. Надо весь процесс работы над сочинением разложить на ряд последовательных творческих приёмов и правил и показать образцы сочинений.

В этом сборнике собраны сочинения по русскому языку и литературе. Все сочинения – это ученические работы. Есть хорошие работы, есть слабые. Я оставила их в том варианте, в котором они были написаны, поэтому у учителей есть возможность поработать с ними, разбирая ошибки.

Я не буду расписывать , из чего состоит вся подготовка к написанию сочинения, об этом напечатано множество брошюр и методических пособий, для этого в школах проводятся уроки развития речи. Я лишь хочу дать несколько советов начинающим.

Советы начинающим писать сочинение.

1. Продумай и определи круг вопросов, затрагиваемых темой.

2. Подбери критико - литературный материал по означенным вопросам, просмотри его, сделай необходимые заметки.

3. Определи и продумай идею, которая будет развиваться в сочинении. ( Что я хочу сказать своей работой? К какому выводу должен прийти? )

4. Определи жанр сочинения. Это может быть сочинение - описание, повествование, рассуждение, дневниковые записи, письмо герою, литературный портрет, эссе…

5. Составь план, соблюдая последовательность мысли.

6. Последовательно, глубоко и доказательно раскрой тему.

7. Цитируй точно, без излишеств.

8. Пиши работу стилистически грамотно. Следи за точностью словоупотребления, красочностью речи, её грамотностью.

8 класс, русский язык

Наступили каникулы. Всей семьёй мы поехали в Москву . Самая первая наша прогулка – Третьяковская галерея. Огромные залы, множество картин.останавливаюсь перед картиной, под которой надпись: Ю. Рыкша (1937 – 1980). Удивительно, но художник родился в Уфе, а это недалеко от города, где живём мы.

На картине мы видим , как идут к белокаменной Москве дружины во главе с князем. Они идут защищать столицу. На воде мирно покачиваются суда купцов. Все ждут команды.

В центре картины – жёны воинов, сёстры, многие в слезах. Среди женщин Евдокия , жена Дмитрия, с малыми детьми у подола. И все в ожидании…

Сколько ещё на Руси будут провожать жёны своих мужей и братьев? Сколько их не вернётся с поля боя?

Уходя с выставки, думается о том, что все произведения Ю. Ракши содержат в себе глубокие философские раздумья о времени и о себе. В них представлена жизнь целого поколения.

Спор в столовой.

8 класс, русский язык

Школа. Звенит звонок с урока. В это время очень сложно пройти спокойно по коридору. Из кабинетов выбегают ребята, устраивают догонялки. Шум и суета кругом.

Продвигаемся в сторону столовой, уж больно ароматный запах идёт по всей школе. В саму столовую зайти тоже проблема: кто входит, кто вбегает, а кто и выбегает с пирожком в руках. Но вот мы в зале. Яркий солнечный свет придаёт помещению живость и красоту. Стоят рядками столы, за которыми сидят и кушают дети. Взяв порцию, мы тоже сели за стол. Непроизвольно мы взглянули на соседний стол. Вроде бы ничего интересного: парень с девушкой беседуют. Но чем больше мы присматриваемся, тем больше понимаем, что это не просто разговор, это спор. Голосов не было слышно, ребята говорили тихо. Но жесты! Они расскажут о многом.

Первым спор начал юноша. С ухмылкой на лице, наклонив голову на бок, вытянув немного вперёд руку, он что – то язвительно говорил собеседнице. Она, в свою очередь, улыбнувшись, направив руку в его сторону, что – то отвечает и на что – то указывает. Видимо, они что – то рассматривают и спорят.

Чем всё закончилось, не знаю. Мы пообедали, встали и ушли. Шли и думали: а нужен ли спор людям? Видимо нужен, ведь именно в споре рождается истина.

Сочинение – рассуждение по литературе

В чём ценность человеческой жизни.

8 класс, русский язык

Уходя, оставить свет – это больше, чем остаться.

Некоторые люди иногда забывают, что жизнь – это миг, что жить позволено один раз, что прошлое уже никогда не вернуть. Ведь это страшно – родиться, вырасти и умереть, не оставив после себя хорошего следа, светлой памяти, добрых отзывов. Тогда эта жизнь будет просто существованием.

Задумывался ли ты , что сделал вчера, сегодня, завтра? Ведь каждый день очень дорог.

Нельзя также забывать, что в любую минуту нас может не стать, мало ли что. А если мы и правда завтра умрём? Оставим ли мы после себя след? Какой? А если мы сегодня сделали большую ошибку и исправлять её не будем?

6 КЛАСС, РУССКИЙ ЯЗЫК

В стране Пунктуация неразбериха, шум , суета. В зал заседаний входят знаки препинания.

- По какому случаю собираются знаки препинания? - спросил помощник Культуры речи.

- Для решения вопроса о выборе президента, - ответил Глагол.

С разных сторон зала слышны выкрики:

-Нет должного порядка!

- Нет твёрдой сильной власти!

Знаки препинания начинают суетиться, поступать необдуманно.

- Хорошо, - произносит Главный Заседатель. – Мы даём Вам право голоса. Расскажите о себе.

И вот первый выступающий:

- Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу, за то, что много знать хочу.

- А моя завитушка похожа на крохотное ушко. Велю Вам постоять чуть – чуть и отправляться дальше в путь.

- В меня заключают цитаты, взятые из какого – либо текста.

- Я – минус в математике, но знак другой в грамматике.

- Итак, добровольцы выступили, - сказал главный Заседатель. – Пора подвести итог: можем ли мы хоть одного из выступающих предложить в президенты?

- Нельзя таких! Думают только о себе…

- Пусть дама Пунктуация встанет во главе нашего государства.

Тут и порешили все: Быть Пунктуации президентом.

С тех пор прошло много лет, а страна Пунктуации живёт и процветает. В стране мир и покой.

7 класс, русский язык

Всю ночь шёл снег, а к утру потеплело, поэтому деревья стоят белые, пушистые – как в волшебной сказке. Клёны и тополя похожи на застывшее кружево, связанное старушкой – зимой за ночь.

Ночной снег уютно укутал землю, но скотине теперь не добраться до пищи. Вот и отправились по утреннему морозцу деревенские мужики за спрятанным на полях сеном.

На улице тихо, будто снегопад засыпал все звуки. Слышен только хруст под полозьями саней.

Автору картины, видимо, очень нравится жить в сельской местности. Он с такой любовью рисует укутанные снежной шубой деревья, просторные поля, несколько изб. Здесь всегда тихо и спокойно, не то что в городе. Кругом раздолье, машин нет. Скоро проснётся ребячья ватага и с визгом будут кататься с горки, лепить снеговиков.

Дым из труб тянется к небу. Это здорово – значит в домах жарко натоплено.

На улице уже светло. Небо синеет, а это значит, что будет мороз. Скоро появится солнце и начнётся новый день.

8 класс, русский язык

Кому не знакомы летние деревенские ночи, прохладный сумрак, наполненный стрекотаньем певчих кузнечиков.

Каждый, кто побывал в летнем лесу, навсегда оставит в памяти эти ощущения. А если побывал в лесу ночью, то совсем здорово. Мурашки пробегают по всему телу, страшно, а ты всё равно идёшь, так как манит что – то необычное из чащи лесной.

Гигантские сосны, как мачты, стволами уходят ввысь, чтобы там поймать облака. Солнечные блики, лежащие на земле и на деревьях, делают лес похожим на расстеленную шкуру огромного леопарда. Жутко, но интересно.

Роща вековых дубов. Как русские богатыри встали они на защиту страны.

Глубокая ночь накрыла своей чёрной шапкой землю. Умолкли сверчки, не допев своих песен.

Лёгкий ветерок баюкает травы. Их душистый аромат поднимается вверх. А там – Млечный Путь.

Ночь медленно отступает.

Можно ли жить без Родины?

8 класс, русский язык

Познакомившись с высказыванием А. Фефелова, сразу хочется сказать, что нет, ни в коем случае. А потом понимаешь, что не прав. Ведь сколько людей уехало за границу и живут же. Значит можно.

Но автор статьи высказывается и о том, что в сознании у каждого остаются белые облака, которые отражаются в озере… Я считаю, что это настальгия по прошлому, по тому, что уже не вернуть по детству. Детство у нас ассоциируется с малой родиной, местом, где родился, где живёт твоя мама. Без этого жить невозможно.

Я думаю, что у каждого человека своё понимание Родины. И где бы мы ни жили, мы будем помнить о ней.

Я согласен с автором, что забывать прошлое, родное это ужасно.

Сочинение по картине.

9 класс. Русский язык

Представьте район Москвы, в центре которого, побелённая красной штукатуркой , расположилась церковь вознесения. Небольшая , с пристройками и куполами. Она так и манит к себе. И не важно, что вокруг грязные дороги, на которых уже подмёрзли лужи. Глаза наши притягивает именно храм.

Церковь со всех сторон окружена постройками. Видимо, размышляю я, автор хотела сказать о том, что культура никогда не исчезнет. Она всегда рядом с нами, когда бы она не была создана. Мир старой Москвы и новой не мыслят себя друг без друга. Это наша история. Радует нас эта взаимосвязь времён.

А над головой пролетают серо – фиолетовые облака. Стоит холодная осень. Уже выпал первый снег. Он накрыл своим белым покрывалом крыши домов и купола церкви. Ему нет дела , кто раньше был построен. Он просто падает и ложится…

Город строится, а церковь как стояла, так и стоять будет…

Сочинение о литературном герое.

Моё отношение к героям повести.

На уроке литературы мы прочитали удивительное произведение. Оно похоже на сказку и на житие одновременно. Читаешь его и кажется, что это было на самом деле.

Оба героя исторические лица. Они княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году.

Автор показывает Февронию исключительным человеком. Она обладает всеми качествами, необходимыми для княжеской жены:добрая, терпеливая, внимательная, настойчивая. И святая. Видимо все эти качества Февронии и заворожили Петра, грубого, ни во что не верящего. Он не встречал среди женщин своего круга такую, как Феврония. Она заинтересовала его, убедила, что им суждено быть вместе. Они и умирают вместе.

Летний сад осенью.

7 класс, русский язык

Дорогой мой друг, здравствуй!

Сегодня я хочу рассказать тебе об удивительном месте.

Каждое время года оставляет свой след в нашем парке: лето - шум густой листвы, зима – тишину дорожек, весна – весёлый звон ручьёв, а осень - осыпающееся золото.

Я люблю гулять с друзьями по осенним дорожкам парка усыпанного разноцветными листьями. Они шуршат и над головой, и под ногами. Вот круглый липовый листок , а резной – кленовый. Какие забавные у него зубчики. Собираем их и бросаем вверх – это салют осени.

Утром прохладно, но не морозно. Пахнет горькой полынью и сыростью. Небо затянуто серыми тучами. Как хорошо, что эта осень не дождливая! Я очень люблю это время года, когда дворники сгребают листья в огромные кучи. Нам с друзьями нравится прыгать в эти сугробы из листьев, пока их не сожгли.

Кусты тоже принарядились. Всюду свисают красные, жёлтые. Чёрные ягоды. Будет что поклевать птицам зимой!

Мелкие осенние цветы усыпают клумбы и горят маленькими звёздочками. А трава уже сухая и жёлтая.

Ну вот, осенний день уже клонится к закату. Тихо в саду.

Что ж, до свидания, до новых тёплых деньков!

Дом, который украшает нашу улицу.

7 класс, русский язык

Дом, в котором я живу, многоэтажный. В нём очень много квартир. Наш дом был заселён сравнительно недавно, поэтому я считаю его молодым. Но иногда возникает чувство, что мой дом стоит давно и у него есть своя история. Внешне мой дом как бы ничем и не отличается от остальных. В нём четыре подъезда, длинные пролёты лестниц, площадки между этажами и большое разнообразие различных дверей в квартиры. Быстро попасть на нужный этаж нам помогает лифт, который не устаёт бегать вверх и вниз в любое время дня и ночи. Наш дом молчалив. Только внезапное движение лифта и нарушает его спокойствие и тишину. Но на самом деле это не так. Находясь в подъезде, можно услышать звуки радио и музыку магнитофонов, мяуканье кота.

Двор перед моим домом большой и красивый. На клумбах всегда можно увидеть красивые цветы. А на лавочках возле подъезда всегда суетится детвора. Но больше всего мне нравится спортивная площадка, которая располагается здесь же, во дворе, прямо перед окнами дома. Иногда у меня создаётся впечатление, что своими большими окнами дом смотрит на наши игры и радуется. Ведь ему никогда не бывает скучно. Мне кажется, что наш дом знает все события, которые происходят не только во дворе, но и в каждой квартире. Он хранит огромное число тайн и никому их не выдаёт.

Мой дом это очень уютное место. Находясь в доме, я всегда чувствую себя защищённым и знаю, что в нём меня никто не обидит.

Моя встреча с Л. Н. Толстым.

10 класс, литература

Ещё недавно на уроках литературы мы работали над творчеством И. С. Тургенева и читали его удивительные произведения. Огромное место в них занимает пейзаж, а точнее описание природы.

Уже смертельно раненый герой вспоминает Наташу и получает успокоение. А ведь это и есть любовь, и именно она спасает человека.

Небо у Толстого – это справедливость и вечность. Бог – это небо, чистое, бездонное, всех любящее. И умирая, герой увидел новый мир, где нет эгоистичных мыслей, лжи, а есть чистота и гармония с самим собой.

Вот так произошла моя встреча с Л. Н. Толстым.

Моя встреча с Л. Н. Толстым.

10 класс, литература

Вообще - то с Толстым я лично не встречался. Мы родились в разные эпохи.

Вы любите смотреть в небо?

Я очень люблю рассматривать небо в любое время суток. Оно манит, как магнит. Ведь где – то там могут быть новые галактики, новые неоткрытые звёзды. Удивительно и интересно.

К уроку литературы я должен был подобрать материал о творчестве Л. Н. Толстого. Случайно нашёл записи самого л. Н. толстого о том, что его герои очень любили небо. Для них оно было живым миром. Это меня и заинтересовало.

Когда человек обращается к небу? Когда плохо, когда ищет успокоения. Глаза сами поднимаются вверх, моля о чём – то.

Человек влюбляется – небо чистое, расстаётся с любимым человеком – узкое, давящее. И только любовь и прощение спасают человека. Умирая, Андрей смотрит в небо и видит чистоту и гармонию.

Для меня Тургенев – это…

10 класс, литература

Сколько бы лет не прошло, а народные предания живут, их передают друг дружке, их запоминают, записывают.

Ответ на вопрос

Можно ли затмить И. С. Тургенева?

10 класс, литература

Можно ли затмить И. С. Тургенева?

Возможно Тургенев не всё понимал в действиях революционеров ( у него они нигилисты), но изображая таких людей он стремился не отстать от времени, и, видимо, не всё понимал в их программе.

Как только я проснулся, тотчас побежал к окошку. Меня поразило, что вся наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов – всё успело покрыться снегом.

А снег всё идёт. Гляжу в окно. Из дома напротив дед Петро выпустил погулять свою собачку Жучку.

Позвонил друг из соседнего дома, пригласил прогуляться. Начинаю собираться. Вновь потянуло к окну. А там три девчонки из соседней школы радуются снегу, кричат и танцуют.

Пришёл домой с улицы. Было очень здорово. Смех и гам заполняли двор. На горке было видимо невидимо детворы. А снег всё падал, белый, пушистый. Летели снежинки. Как здорово прийти с улицы домой, где на плите уже кипит чайник, а из духовки вкусно пахнет пирогом.

Стемнело. Во дворе белым – бело. Деревья укутались в пушистые шубки. Вся земля покрылась ровным снежным ковром.

Вот и вечер. Спокойной ночи, двор!

Сравнительная характеристика двух Катерин.

10 класс, литература

Писатели 19 века части писали о неравноправном положении русской женщины. Но мне по – настоящему открыли трагедию женской души Островский и Лесков в своих произведениях.

Жила – была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей, нужды не знала. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение. И звали её Катерина. И вот выдали её замуж.

Этим всё и должно было закончиться. Слишком тяжело честной, прямой и совестливой женщине нести крест попрёков и притворства. Слишком велико её желание жить открыто, по совести, в ладу с собой.

В повести Лескова показана трагическая история бунта женской души против обстановки купеческого быта.

Если у Островского любовь – это чистое. Светлое чувство, то у Лескова – это страсть, мучительная, непобедимая, всё преступившая.

Мой герой 21 века.

8 класс, русский язык

Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней.

Многих врачей сейчас можно считать героями своего века. Стойко и мужественно они выполняют интернациональный долг в Чечне, Грузии, Дагестане. Работать им приходится в тяжёлых условиях. Полевые госпитали обстреливаются душманами. Спасая солдат, врачи отдают им свою кровь, а порой и жизнь.

Всем известно имя замечательного офтальмолога С. Фёдорова. Скольким людям он вернул возможность видеть! Это замечательно, когда посла тьмы вновь сможешь видеть яркое солнце, синее небо, весь мир. Разум учёного и руки доктора способны творить чудеса.

Разве это не героизм?

8 класс, литература

Обратимся к действительности. Как вы считаете, нужны ли знания, полученные в школе? Кто – то ответит, что многое из школьной программы им в жизни не потребуется, что с этим они не встретятся, например, с математикой. Другие утверждают, что знания нужны, что это основа всего. Давайте рассмотрим это на примере.

Одна из центральных улиц города – проспект Карла Маркса. Этим летом городская администрация решила отремонтировать трамвайные пути. Отремонтировали, да только пришлось переделывать. Почему? А ответ простой: не знают люди, которые занимаются проектированием, основы всех наук – математики. Не продумало начальство, что рельсы будут под тяжестью трамваев оседать. И осталось бы всё так, и по первому снегу остановилось бы движение, но нашёлся всё – таки грамотный человек, заметил ошибку и заставил переделывать всё.

В методических работах при определении жанров сочинений и их видов нет четкости. В большинстве работ пишущие обычно называют те жанры, которые, по их мнению, традиционно наиболее распространены в школьной практике. Для иллюстрации возьмем несколько работ, созданных и учеными, и учителями-практиками.

Наиболее приемлемыми для сочинения жанрами, как считает Т. А. Калганова, являются литературно-критическая

Все они могут быть написаны как на литературную, так и на публицистическую тему. При этом она отмечает, что написать любой текст, в том числе школьное сочинение, вне жанра невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно-критической статьи, хотя многие считают его самостоятельным жанром.

В пособии под редакцией О. Ю. Богдановой “Экзамен по литературе: от выпускного – к вступительному” названы четыре разновидности сочинения, которые авторы считают самыми распространенными: публицистическая статья,

рецензия, эссе, слово. “Традиционно (и совершенно справедливо) их считают едва ли не труднейшими в практике школьных сочинений”, – высказывают мнение авторы.

В пособии С. А. Ташлыкова “Сочинение: секреты жанра”, которое, как сказано в аннотации, “…основано на личном опыте автора, ряд лет работающего в приемных комиссиях высших учебных заведений, на подготовительных курсах, а также ведущего спецкурсы по методике написания сочинения в старших классах средних школ города Иркутска”, перечислены и иные жанры: репортаж, дневник, письмо, интервью.

Петербургский учитель С. П. Белокурова считает, что к традиционным жанрам относятся литературно-критическая статья, рецензия, эссе, анализ поэтического текста, сравнительная характеристика, анализ эпизода.

Примеров множество, но мы ограничились несколькими работами последних двух десятилетий, которые свидетельствуют о том, что единую классификацию жанров сочинений создать затруднительно. К тому же в приведенных перечнях почти отсутствуют жанры, имеющие в своей основе игровую природу деятельности учеников. Более того, даже если названы жанры, которые могут быть созданы с элементами перевоплощения, то ученикам не советуют этого делать, так как это затрудняет работу с текстами и другими литературными материалами.

В данном пособии предложены сочинения, которые требуют интенсивной работы воображения и самостоятельности мышления школьников. Не стоит ограничивать учеников в поисках творческого раскрытия той или иной темы, ведь такой подход гарантирует создание оригинального произведения, а не списывание найденного в Интернете готового текста. Он как нельзя лучше удовлетворяет требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к достижению обучающимися значимых личностных, метапредметных и предметных результатов, поскольку полностью соответствует задаче воспитания личности, способной к саморазвитию, целенаправленной познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, к построению индивидуальной образовательной траектории, применению различных методов познания и т. д.

К сказанному добавим, что обучение навыкам творческой работы при создании сочинения приобретает особую актуальность в связи с введением в 2014 году промежуточной аттестации в форме сочинения. В приложении к данной работе приводятся методические рекомендации Рособрнадзора, касающиеся подготовки, особенностей формулирования тем и критериев оценивания итогового сочинения экспертами.

Всем заинтересованным лицам советуем также обратиться к пособию “Сочинение? Легко!” издательства “Просвещение” (2014), разработанному специально по этой проблеме с учетом всех установочных данных и требований к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, выдвигаемых Министерством образования и науки РФ.

Сочинение-описание: Сочинение-повествование: Сочинение-рассуждение:
передача общего впечатления от предмета (явления, лица), а затем раскрытие отдельных его признаков рассказ о каком-нибудь событии (эпизоде, случае из жизни), которое развертывается во времени самостоятельное размышление, отстаивание своей точки зрение

Однако практика показывает, что в каждом ученическом сочинении есть и описание, и повествование, и рассуждение.

Жанровые особенности определяются не только выбором темы, характером материала для сочинения, но и способом изложения, отношением автора к анализируемому событию, явлению, герою, индивидуальность, своеобразие формы сочинения зависят от одаренности автора, способа его мышления. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения (патриотический, лирический, комический, публицистический, сатирический), то есть эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.
В зависимости от этих факторов даже не самое сложное сочинение об одном литературном герое может быть написано в жанре сочинения-характеристики с элементами критического разбора, лирической исповеди, литературного портрета, очерка с суждениями о герое художественного произведения.
Аналитические варианты сочинения чаще всего оформляются в жанре небольшой литературно-критической статьи, рецензии, литературного обзора (обозрения).
Творческие сочинения на свободную тему могут быть составлены в форме рассказа, репортажа, заметки, воспоминания, литературное путешествия, публицистической статьи, дневниковые записей.

Особенности сочинений различных жанров

Рассмотрим особенности некоторых жанров сочинений, в которых школьники могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутье.

Сочинение-характеристика

Самым распространенным жанром является сочинение-характеристика. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.
Лирические отступления автора помогут сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях, представить его живым человеком.
В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения).

Сочинение — литературный портрет

Сочинение-этюд

Сочинение-эссе

Сочинение-рецензия

Сочинение-рецензия — это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).
В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.
Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.
Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).
Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.
Все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.

Сочинение-обозрение

Менее глубокий анализ возможен в сочинении-обозрении (обзор). Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. В том случае, когда ученик на основе глубокого анализа одного или двух-трех произведений выдвигает одну или несколько проблем, затронутых автором, он обращается к новому жанру — литературно-критической статье. Цель ее — обстоятельно рассмотреть, исследовать главные проблемы творчества писателя с общечеловеческих позиций, то есть в центре внимания всегда будет нравственно-эстетическая ценность произведения.

В сочинении-статье должны иметь место выводы и обобщения, сделанные в результате глубокого анализа текста, а потому именно в статье могут быть использованы самые различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.

Сочинение-очерк

Сочинение-очерк (или сочинение-рассказ) имеет одну отличительную черту — публицистичность изложения, то есть обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Сочинение-очерк — один . из трудных жанров, к которому обращаются чаще всего одаренные, творчески думающие учащиеся.
Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое или событии, явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.

Сочинение-дневник

Сочинение-письмо

Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения- письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

Сочинение-интервью

Сочинение-интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.

Сочинение-исповедь

Сочинение-исповедь (монолог) — один из самых редких жанров. Он опирается на глубокое знание текста, на неоднократное погружение в него. Пишущий сочинение на литературную тему в этом жанре ведет повествование от первого лица вслед за автором (идентичность с героем), поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения. Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь — это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.


Во всех школах сочинения проводятся как один из основных видов работ по русскому языку и литературе. Начиная с начальной школы, ученикам даются задания логически верно излагать свои мысли, рассуждать на заданную тему, описывать явления природы и людей, давать свои письменные умозаключения и даже писать небольшие эссе. Считается, что ученики должны полностью овладеть искусством написания сочинений всех типов к 9 классу. По своему содержанию сочинения делятся на два больших раздела: сочинения на литературоведческую тему и сочинение на свободную тему. Давайте рассмотрим типы школьных сочинений.

Сочинение на литературоведческую тему

Сочинения данного вида по праву считаются самыми сложными. Почему?

Во-первых, такое сочинение построено на подробнейшем анализе литературного произведения, литературного героя или сопоставления литературных героев по произведениям классиков или современников. Оно никогда не будет полноценным без знания литературно-исторических проблем, затрагиваемых в произведении. Большую роль играет знание истории, верная оценка исторической эпохи и общественно-социальных взглядов описываемого в произведении времени.

Во-вторых, проводя художественный анализ произведения, следует помнить, что мировоззрение любого писателя и его творчество не могут проявляться прямо и открыто, а проявляются несколько опосредованно, через существующие в его время эстетические и нравственные символы и идеалы.

В-третьих, в сочинениях на литературоведческую тему не следует пересказывать содержание произведения, так как сочинение — это, прежде всего, плод творческих усилий, самостоятельное произведение на материале прочитанного произведения.

Сочинение на свободную тему

Сочинение на свободную тему не намного легче литературоведческого сочинения — оно имеет свои особенности

Во-первых, пишущий на свободную тему должен обладать обширной литературной эрудицией. Тему сочинения он выбирает сам, при этом он должен умело соединить уроки истории, свои знания и свой жизненный опыт по данной теме и облечь это все в необходимую художественную форму.

Задача пишущего убедить в своей точке зрения, найти необходимые аргументы, логически изложить материал, живо и доступно высказать свою точку зрения.

Обычно при написании этих сочинений используется публицистический стиль: пафос, риторические вопросы, повторы, восклицания, призывы и т.д.

Типы школьных сочинений по жанру

Существует три обязательных типа школьных сочинений:

  • сочинение-описание природы, картины, человека и т.д. Для сочинений-описаний характерен большой выбор выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.п.
  • сочинение-повествование, в котором ученик должен логически верно изложить любой текст повествовательного характера, выдерживая нормы для всех частей: завязки, кульминации и развязки.
  • сочинение-рассуждение, считается самым сложным для написания, так как учащийся должен подобрать убедительные аргументы и сделать выводы к заданному тезису.

По жанрам написания сочинения делятся на: личный дневник, очерк, публицистическая статья, рецензия к работе, письмо, эссе.

  • Дневник — это форма литературно-бытовых записей, ведущихся от первого лица. Он всегда имеет личный характер на основе уже случившегося и пережитого. Этот жанр отличает высокая искренность, правдивость высказываний. Сочинения этого жанра можно рекомендовать учащимся, которые не могут в силу психологических причин открыто высказывать свои мысли.
  • Очерк — этот жанр — нечто среднее между повествовательным и публицистическим произведением, отличающееся малой литературной формой. Очерк, прежде всего, описывает реальные события, которые произошли с реально существующими людьми. В центре очерка всегда реально существующие социально-исторические проблемы. В очерке четко очерчена авторская позиция. Сочинения данного типа можно рекомендовать учащимся, умеющим отстаивать свою точку зрения и имеющим активную социальную позицию.
  • Публицистическая статья — это один из наиболее традиционных жанров сочинения в старших классах. Особенностью композиции сочинения данного жанра является стройная композиция:
    • вступление — одна четвертая часть текста;
    • основная часть — одна вторая от всего объема текста;
    • и заключение — одна четвертая текста.

    Все три части должны быть логически связаны между собой и иметь единую идею (основную мысль), а также ясно связанные между собой подтемы, раскрывающие и подчиняющиеся основной теме — идее.

    Во вступлении необходимо указать, почему именно эта тема заинтересовала писавшего, какие задачи он ставит перед собой в раскрытии данной темы, каково значение идеи и как она связана с темой произведения. Основная часть сочинения должна раскрывать тему на анализе прочитанного произведения или нескольких произведений, если же это сочинение на свободную тему, то оно должно опираться на жизненный опыт писавшего.

    Например: нельзя не отметить сильные стороны данного произведения, наряду с положительными сторонами следует назвать и отрицательные, откровенно слабые стороны, на основании вышеизложенного можно сделать вывод и т.д.

    Несомненно, написание сочинения — творческая работа, подходить к которой следует систематически и целенаправленно, начиная с малых форм, постепенно приучая учеников к логически верному изложению своих мыслей.

    Читайте также: