Земное и небесное в художественном мире есенина сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Сочинение — Бог, природа, человек в поэзии Есенина. Русский язык и литература

Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области.

В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения, посвященные и окружающему природному миру, и величие человеческой душе, и моральной силе, и вере в Бога, и любви. Исходя из этого понятно, почему Есенин считался мастер не только счастья, но и глубокой душевной тоски.

Нередко поэт раздумывал о природе человека, о его месте в мире, о взаимосвязи Бога и появления человечества на земле. Наряду с этим Есенин на бумаге оставлял свои мысли о горестях, страхах, одиночестве, горячей любви и боле предательств. При всей разнообразности тем Сергей Есенин на протяжении всей своей жизни оставался истинным патриотом и, находясь вдали от родного края, всегда горько тосковал об Отчизне.

Знакомясь с поэтической деятельностью Есенина, невольно начинаешь испытывать гордость за все живое на Земле. Осознаешь неукротимый интерес перед тайнами будущего и благодарность за прошлое, задумываешься о происхождении людской жизни.

Поэт важную роль в своем творчестве отводит природе. Он описывает красоту Рязанского края – своей Родины. Его лирический герой разделяет с природой и минуты радости, искреннего счастья и мгновенья душевного упадка.

Для Есенина важна также тема фатализма и значение судьбы. Он в своих произведениях нередко размышляет об отведенном жизненном пути и определенных испытаниях, посланных свыше.

Анализируя всю творческую дорогу Сергея Есенина, все же можно прийти к выводу, что поэт искренне и чисто любит окружающий его мир. Он с умиротворением описывает красоту природы. Именно она вдохновляла его на создание прекрасных произведений литературы. Возможно, тема природы стала главной темой в творчестве поэта, потому что из нее вытекают все остальные.

Природа в изображение Есенина наделена неподдельной жизнью и величием. Именно она залечивает раны на душе лирического героя и разделят вместе с ним минуты счастья и побед.

Рязанский поэт призывает своих читателей осознать силу человеческого начала в себе и установить гармонию в своей душе.

Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека. Он писал о любви, жизни, родине и многом другом. Однако ключевое направление творчества С.А. Есенина — пейзажная лирика.

Сергей Александрович Есенин родился в деревне и всей душой любил родное место. С детства он восхищался красотой русской природы, которая в будущем нашла отражение в его бессмертных произведениях. Поэт восхищался как мелочами и отдельными составляющими природы, так и всей природой целиком.

Сергей Есенин сравнивал природу с людьми и даже с самим собой:

И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.

Великий русский поэт был настоящим деревенским человеком. Находясь вдали от родного дома, он всегда вспоминал милые поля, леса. Вдали от дома он писал проникновенные строки о родной природе и её красоте.

Самым популярным стихотворением Сергея Есенина о природе, вероятно, является стихотворение "Берёза". Поэт восхищался символом России — берёзой:

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Подобно своему предшественнику, Александру Сергеевичу Пушкину, Сергей Александрович Есенин очень любил осеннюю пору. Он писал о золотых листьях клёнов, которые по цвету напоминали его собственный цвет волос. Он писал о шелесте листьев под ногами и ярких красках осени.

Не меньше осени Сергей Есенин любил зиму. В его стихах было множество образов, связанных с зимой: "пушистые ветки", "белая бахрома", "новое серебро".

Сергей Александрович Есенин восхищался различными природными явлениями не меньше, чем её красотой: "распустились кисти", "горят снежинки".

Сергей Александрович Есенин — поистине великий русский поэт. Его искренность бьёт в самое сердце и проникает вглубь души. Его стихи полны любви и силы духа. Несмотря на то, что поэт создавал свои бессмертные шедевры век назад, они до сих пор кажутся очень современными и задевающими чуткие струны души.

2 вариант

Все творчество великого поэта словно пронизано темой природы. Можно сказать, что она является основной составляющей творчества. Неудивительно, ведь Есенин является представителем новокрестьянской поэзии. Любовь к родному краю была впитана им с молоком матери.

В своих творениях литератор воспевает красоту Руси во всем ее многообразии. Образы достаточно трогательны и поистине уникальны. Можно сказать, что Есенин видит красоту во всем – как в бескрайних полях, так и в дремучих лесах, как в деревнях, так и в совершенно безлюдной местности.

Поэт любит Россию такой, какая она есть – лишь потому, что он умеет видеть прекрасное буквально во всем, что видит вокруг.

Также Есенин использует весьма интересные метафоры, аллегории и специфические образы. Допустим, в одном из творений, месяц у него гуляет в голубой траве, подобно кудрявому ягненочку.

В описании природы Есенина присутствует некая упоенность – можно сказать, что поэт наслаждается красотами родного края как хорошим вином – смакуя каждый глоток, пытаясь извлечь максимальное удовольствие от вкушения купажа.

Природа у Есенина всегда живая, одухотворенная – например, ивы представляются ему в образах кротких монашек, тучи ржут, как сто кобыл и пр.

Присутствуют и моменты, когда, видя наступление осени, Есенин прощается с родной природой, которую так любит.

Природа в творениях Есенина переливается яркими красками – она улыбается, плачет, воодушевляется, обретает душевную гармонию вместе с ним самим. Можно сказать, что между литератором и природой присутствует некая незримая связь, которую чувствуют оба.

Достаточно сложно найти автора, который был бы настолько пропитан неподдельной любовью к родному краю и непреодолимым желанием воспевать красоты русской земли.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в лирике Есенина

Популярные сегодня темы

Произведение учит тому, что родителей нужно почитать всегда, а не только тогда, когда их уже не оказывается рядом. Тем не менее, многие люди и поныне расценивают родительскую любовь и заботу как нечто

Как бы то ни было, человеческая жизнь наполнена множеством различных вещей, понятий и законов, которые взаимодействуя между собой, создают полную картину мироздания

Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области.

В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения, посвященные и окружающему природному миру, и величие человеческой душе, и моральной силе, и вере в Бога, и любви. Исходя из этого понятно, почему Есенин считался мастер не только счастья, но и глубокой душевной тоски.

Нередко поэт раздумывал о природе человека, о его месте в мире, о взаимосвязи Бога и появления человечества на земле. Наряду с этим Есенин на бумаге оставлял свои мысли о горестях, страхах, одиночестве, горячей любви и боле предательств. При всей разнообразности тем Сергей Есенин на протяжении всей своей жизни оставался истинным патриотом и, находясь вдали от родного края, всегда горько тосковал об Отчизне.

Знакомясь с поэтической деятельностью Есенина, невольно начинаешь испытывать гордость за все живое на Земле. Осознаешь неукротимый интерес перед тайнами будущего и благодарность за прошлое, задумываешься о происхождении людской жизни.

Поэт важную роль в своем творчестве отводит природе. Он описывает красоту Рязанского края – своей Родины. Его лирический герой разделяет с природой и минуты радости, искреннего счастья и мгновенья душевного упадка.

Для Есенина важна также тема фатализма и значение судьбы. Он в своих произведениях нередко размышляет об отведенном жизненном пути и определенных испытаниях, посланных свыше.

Анализируя всю творческую дорогу Сергея Есенина, все же можно прийти к выводу, что поэт искренне и чисто любит окружающий его мир. Он с умиротворением описывает красоту природы. Именно она вдохновляла его на создание прекрасных произведений литературы. Возможно, тема природы стала главной темой в творчестве поэта, потому что из нее вытекают все остальные.

Природа в изображение Есенина наделена неподдельной жизнью и величием. Именно она залечивает раны на душе лирического героя и разделят вместе с ним минуты счастья и побед.

Рязанский поэт призывает своих читателей осознать силу человеческого начала в себе и установить гармонию в своей душе.

Бог, природа, человек в поэзии Есенина

Несколько интересных сочинений

В каждом народе каждого времени есть такой тип людей, которые всегда жалуются на то, какая их страна угрюмая, необразованная и не имеющая будущего, при этом ничего не делая для улучшения ситуации.

Дом – это лучшее место на Земле. У всех должно быть такое место, которое дорого душе и сердцу, в котором можно отдохнуть от дел, снять стресс, окунуться в воспоминания.

Любовь - это вечная тема, ее представление в произведениях М.Ю. Лермонтова Лермонтов является первооткрывателем новой страницы в русской литературе

Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии.

В былине Садко рассказывается о русском народе. Главный герой старинного произведения гусляр Садко. Он не только хорошо играет на инструменте, но и замечательно поёт. В своей местности Садко славится своими песнями, его талант уникален.

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман.

Если эпический сюжет раскрывается реалистическими средства­ми, то любовный - намеками, описанием череды состояний. Откры­того выявления чувств нет, любовь показана импрессионистически, что не исключает драматизма любовной линии сюжета, усиленного горькой судьбой героини, вынужденной стать эмигранткой.

Уж не сказ ли в прутике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль (Есенин 1999; 58).

Но не только это привлекает нас в стихах Есенина. Удивительно красочно и живописно поэт описывает нам богатство и красоту русской природы.

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шепот сосняка (Есенин 1999; 53).

Причем есенинские стихи есть не что иное, как признание в любви просторам России, сапфировым рекам и озерам.

Я - пастух; мои палаты -

Меж зыбистых попей,

По горам зеленым - скаты

С горком гулких дупелей (Есенин 1999; 53).

Шумит небесный кедр

Через туман и ров,

И на долину бед

Спадают шишки слов (Есенин 1999; 68).

Через все творчество Есенина проходит образ дороги, который связывает воедино все земные пространственные образы, соединяют пространство и время, образуя единый пространственно-временной мир:

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелит шаль.

Убегает лентой в даль (Есенин 1999; 69).

Лирика Сергея Есенина - это правдивый поэтический многоцветный дневник, раскрывающий глубокую душу, умеющую сострадать и радоваться, видеть чужую боль и нужду. Немногим дано так проникновенно передать психологизм ситуации.

Погасло солнце. Тихо на лужайке.

Пастух играет песню на рожке.

Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поет вихрастый гамаюн.

А эхо резвое, скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым лугам.

Любя твой день и ночи темноту,

Тебе, о родина, сложил я песню ту (Есенин 1999: 89).

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

По селу до высокой околицы

Провожали их огулом народ…

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод (Есенин 1999; 90).

В лирике Сергея Есенина прослеживается напряженное стремление обрести покой, слиться с окружающим миром, даже в самых драматических ситуациях добиться равновесия. Ведь никакой мир вокруг не заменит душевного покоя.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Лес да монастырь (Есенин 1999; 58).

Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:

Холодной скорби не измерить.

Ты на туманном берегу,

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу (Есенин 1999; 100).

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучили, и жгла (Есенин 1999; 101).

Есенин воспринимает родину в образе березы, часто сравнивая ее нежный стан с девичьим, ветви - с косами, крону - с сарафаном. Этот образ наполняет поэзию автора одухотворенностью и напевностью.

На пушистых ветках

Распустились кисти Белой бахромой (Есенин 1999; 123).

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда (Есенин 1999; 132).

Таким образом, Есенин часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. С нашей точки зрения, такому взгляду на мир нельзя научиться, с этим только родиться, считая себя составной частью великой матери - природы.

Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, выказать радость бытия. В поздней лирике картины природы полны драматизма, рокового предчувствия. В окружающем мире поэт видит предсказания своей ранней гибели. Это не просто красивые и трагические стихи. Природа весной возродится, а поэту этого не дано, и в стихах звучит легкая грусть, светлая тоска по утраченной молодости.

Нежную, яркую и напевную лирику С.А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разных периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство.

Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас… (Есенин 1999; 113).

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас (Есенин 1999; 114).

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить (Есенин 1999; 145).

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени (Есенин 1999; 234).

Не глядя на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк,

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел (Есенин 1999; 455).

Я не знал, что любовь - зараза,

Я не знал, что любовь - чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума (Есенин 1999; 456).

Я спроси сегодня у менялы,

Что дает за потумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

Я спросил сегодня у менялы

Легче ветра, тише Ванских струй,

Как назвать мне для прекрасной Лалы

Следует отметить, что в жизни, вне творчества, Есенин пережил несколько любовных трагедий и разрывов с женщинами. Но и после разрыва с ним эти женщины продолжали любить поэта, относясь к этому как к божественному подарку жизни. Они оказались правы. Мир любви Сергея Есенина стал бесценным достоянием культуры всего человечества. Сергея Александровича как истинного поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и Вселенной, человек и природы, человек и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти.

А люди разве не цветы?

О милая, почувствуй ты,

Здесь не пустынные слова (Есенин 1999; 176).

Есенин по своим убеждениям и идеям - мыслитель и революционер духа, постоянно и чутко выслушивающий настоящие раскаты новых революционных бурь и потрясений.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым (Есенин 1999; 177).

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно

Что пришлось процвесть и умереть (Есенин 1999; 178).

Правы исследователи, что лирическая система С.А. Есенина скрепляется образом лирического героя. Этот образ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста и хулигана его, как известно, не обошла.

Поэзия Есенина основана на славянской мифологии: центральным понятием поэтических воззрений славян (согласно А.Н. Афанасьеву) является образ древа - он олицетворяет собой мировую гармонию, единство всего сущего. Древо - мифологический символ, обозначающий вселенную, мировую гармонию. Но древо - это и знак человека, слитого с миром (Иванов 1990: 9).

Таким образом, высочайший лиризм, философская глубина есенинской лирики идут от великих традиций русской классической литературы.

Особенности мироощущения поэта С. Есенина

1. Источники вдохновения и образная концепция человека и мира. С.А. Есенин родился в рязанской крестьянской семье. Деревенский быт и фольклор был одним из важнейших источников его вдохновения. Но художественный мир и лирическое "я" поэта нельзя свести лишь к деревенской тематике. В своих произведениях поэт решает проблему личности и ее связи с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах образную концепцию человека и мира. Несомненно, что в ней нашли отражение и любовное отношение поэта к патриархальной Руси и фольклорные мотивы и символы, и восприятие поэтом нового времени.

2. Специфическая религиозность поэзии Есенина . Поэзии Есенина присуща специфическая религиозность. В целом ряде стихотворений перемешаны мотивы библейские, евангельские, церковно-житийные, фольклорные, а также языческие. Главными составляющими художественного мира поэта являются образы земли и неба. Художественно-философское единство двух миров можно объяснить мифом о браке земли с небом. Вот почему земные жители у Есенина свободно общаются, с небесными: Микола "с земли гуторит с Богом /В белой туче-бороде". Марфа Посадница переписывается с Всевышним, лирический герой беседует с Божьей Матерью и т.д.

В поэтическом мире Есенина есть и небесное жилище — изба на небе. Это "золоченая хата", "божий" (или "райский") терем. На небесном престоле ("златой тучке") — Саваоф, Христос и Божья Матерь (стихотворения "Микола", "Сказание о Евпатии Коловрате" и др.). В 1914 — 1919 годах обе сферы есенинского мира — земная и небесная — взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной — обожествляется. Вот почему небо в художественном мире поэта — "голубая трава", "голубая пыль", "голубой ("небесный") песок", там растут деревья, пасутся "животные" (месяц, звезды, облака, тучи и др.), а вода на земле — это небесная "синь, упавшая в реку".

Природа у Есенина — эта божественный храм: в ней "ночных небес иконостас", звезды- "лампадки небесные", "хаты — в ризах образа", деревья — "монашки", ветер — "схимник"… Жизнь природного мира разворачивается как торжественное действо, где, например, "у лесного аналоя воробей псалтырь читает". Лирический герой "чует Радуницу Божью, ему кажется, что "схимник-ветер …целует на рябиновом кусту/ Язвы красные незримому Христу" ("Осень").

3. Единство природного и человеческого мира. Мир в представлении Есенина — что-то вроде вселенской, республики, где перед вечностью все равны — люди, звери растения, воздух, вода и т. д. Есенину близок жанр пейзажной миниатюры. От непосредственного созерцания природы поэт переходит к философским размышлениям на "вечные" темы, а образы природы нередко метафорически передают душевные переживания лирического героя. Мир животных и растений у Есенина, как правило, антропоморфен, в этом мире можно "как жену чужую, целовать березку", чувствовать родственную близость к лошади, собаке или корове. Корова может "разрыдаться", собаки узнают поэта по походке ("Я московский озорной гуляка…"), он жалуется им на свои душевные драмы ("Собаке Кочалова") и сочувствует их переживаниям ("Сукин сын").

4. Отношение к патриархальной Руси. Россия для Есенина — прежде всего древняя патриархальная Русь. "Железный гость" на полях — зловещий символ вторжения цивилизации в вековой быт старой Руси, несущий гибель. ("Я последний поэт деревни…"). В одном из стихотворений цикла "Сорокоуст" используется выразительная метафора, передающая драматическую коллизию города и деревни, как ее видел в то время поэт (эта метафора стала хрестоматийной: летящий по рельсам паровоз и не поспевающий за ним жеребенок: "Милый, милый, смешной дуралей,// Ну куда он, куда он гонится? // Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?"). Хотя и "бедная, нищая Русь" вызывает боль лирического героя, но он не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину. "Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям", — пишет поэт в одном из стихотворений.

5. Противоречивое отношение к Руси советской. Первоначально поэт принял Октябрьскую революцию ("Инония", "Небесный барабанщик". "Иорданская голубица" и др.). Но так как революция большевиков была по преимуществу пролетарской и индустриальной и на деле имела мало общего с утопией "мужицкого рая", тоска по "Руси уходящей" со временем одержала верх в сознании Есенина ("Русь советская", "Русь бесприютная", "Русь уходящая", "Спит ковыль. Равнина дорогая…").

Тема Родины в лирике С.Есенина

Если крикнет рать святая:

Я скажу: «Не надо рая.

В его поэзии это видимое, все залитое березовым светом, вставшее рядом изб вдоль Оки пространство и есть огромная, без конца и края, Русь:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь слепит глаза.

Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Он безмерно счастлив, потому что весь мир — для него. Для него цветут травы, дам него смеются озорные глаза озер, и даже звезды светят для него. И невольно из сердца на волю рвутся слова:

О Русь — Малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

Лирика поэта и сегодня жива его большой любовью — любовью к Родине.

Поэт крестьянской Руси

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Теперь сплошная грусть,

Живем мы, как во тьме.

У нас нет лошади.

Но если б был ты в доме,

То было б все,

И при твоем уме —

Пост председателя

В волисполкоме.

Тогда б жилось смелей,

Никто б нас не тянул…

Как видим, крестьянская доля остается тягостной. Семья деда С. Есенина до революции считалась довольно зажиточной. Национализация собственности и колхозное строительство действительно воспринимались как самое настоящее ограбление.

Лирический герой не понимает многих перемен.

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен, —

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой тяжести полынь.

Во второй строфе произведения ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был русский человек, душой он всегда рвется домой:

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба- воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

У С. Есенина была возможность уехать из России, отрешиться от всех проблем и зажить обеспеченной и беспечной жизнью за границей. Но он предпочел умереть, так как не мог жить вдали от своих лесов и полей, от прекрасных русских березок и от всего, что зовется родиной.

I. Формирование художественного мира С. Есенина …………………..…. ……6

1.1. Жизнь и творческий путь поэта…………………………………….6

1.2.Поэтика раннего С. Есенина ………………………………………. 8

1.3 Проблематика поэзии С.Есенина. Общая характеристика …..…. 15

2.1. Тема родины в поэзии С. Есенина …………………………………20

2.2. Любовная лирика С. Есенина …………………………………….26

2.3. Философские мотивы лирики С. Есенина ………………………. 36


Введение

Формирование художественного мира С. Есенина

1.2. Поэтика раннего С. Есенина

1.2. Проблематика поэзии С.Есенина. Общая характеристика

2.1. Тема родины в поэзии С. Есенина

2.2. Любовная лирика С. Есенина


16:14 / 7 октября 2014 Жилина М.Ю.

Отказ от крестных мук, от пути Христа — условие для того, чтобы вырваться из круговорота жизни, обусловленной смертностью человека, конечностью его бытия.

Есенин остро переживает двойственность человека: для него животное начало также актуально, как и духовное. И если христианская традиция основывается на идее вознесения сына Божия (по вертикали вверх), то у Есенина направление движения меняется и здесь — по вертикали вниз.

В своей концепции мироздания-дома поэт пытается совместить языческий космоцентризм с христианским антропоцентризмом, поставив человека в центр космогонических процессов. Есенин не принимает только Христа с его жертвенностью и добровольно принятым страданием, влекущим за собой смерть:

Стремление восстановить связь между человеком и Богом пронизывает поэмы 1917-1918 гг. Пророчество явления нового мира также отсылает к мифологической традиции:

Лирический герой чувствует себя творцом, сопричастным процессу обновления мироздания, но процесс этот также течет в направлении, противоположном ходу мировой истории — это некая попытка вернуться к началу творения и воссоздать мир, где боги и люди равны. Золотое яйцо является символом тайны сотворения мира у многих народов. Оно придает форму хаосу, предшествует возникновению жизни в первоначальной пустоте. В индийской мифологии один из сюжетов повествует о том, что Брахма производит на свет золотое яйцо, из которого и прорастает мировое дерево. Повторив путь творца, лирический герой становится сопричастным процессу миротворчества.

Поэма строится на разделении двух миров — мужского и женского. Для мужчин — небо, им присущи солярные символы. Даже явление нового пророка изображается как прорыв через земное к небесному. Лирический герой может спускаться на землю, свободно перемещаться вверх и вниз по вертикали, но все же его удел — небо.

Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31.СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.212-214

Читайте также: