Землетрясения цунами наводнения извержения вулканов приносят убытки егэ сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Комментарий проблемы публицистического текста Часть С merelenko-su.uCoz.ru." — Транскрипт:

2 Вы выделили одну из проблем исходного текста. Теперь ее надо прокомментировать. Обратите внимание на то, что, определяя проблему, мы начинаем анализировать текст, то есть, подбираем материал для комментария.

3 Что такое комментарий проблемы? Это толкование, разъяснение текста в соответствии с выделенной проблемой. Это вторичный текст, логизированная модель исходного текста, объясняющая его смысл.

4 Вы объясняете, как автор раскрывает проблему, на какие моменты он обращает внимание, что делает, чтобы мы поняли значимость этой проблемы и согласились с ним.

5 Вы демонстрируете умения: Видеть развитие авторской мысли. Давать самостоятельно сформулированные пояснительные замечания, которые объясняют смысл исходного текста. Выделять главное в каждой микротеме, исключать второстепенное. Обобщать и упрощать.

6 В комментарии не должно быть Общих рассуждений о тексте (мы истолковываем проблему!) Комментария другой проблемы Того, о чем не говорит автор. Обильного цитирования (достаточно 1 цитаты в одно небольшое предложение). Пересказа авторского текста

7 Определите количество микротем в тексте

8 Выдели микротему, главное оставь, а остальное – упрости. Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем потому, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слез переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем их всех, а вот они… Мы часто переживаем потому, что не понимают нас, но уверены что сами понимаем окружающих.

9 Выделите микротему, главное оставь, а остальное – упрости. Но пока мы уверены в этом, пока себя судим менее строго, чем других, как раз и рождается непонимание. Может быть, стоит начать именно с себя, с размышления над тем, чего нам самим не хватает? Возможно, в этом и состоит первый шаг к пониманию. Возможно, первый шаг к пониманию состоит в размышлении над тем, чего недостает нам самим.

10 Выделите микротему, главное оставь, а остальное – упрости. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение, по точному замечанию одного из писателей, нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем все богатство жизни, ее ситуаций, ее поворотов, чтобы увидеть мысленным взором потаенные уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. Для понимания мира и человека необходимо воображение.

11 Выделите микротему, главное оставь, а остальное – упрости. Но чтобы понять человека, одного воображения мало, нужно еще и пристальное внимание к людям, стремление всмотреться, вслушаться с доброжелательным сочувствием, с сердечным участием. Нужно сострадание, которое побуждает нас прислушиваться не только к словам, но и к интонации, вглядываться не только в явное, но и в незаметное. При таком отношении разность взглядов и чувств никогда не переходит в непонимание. Кроме воображения, для понимания нужно внимание к людям и сострадание к ним.

12 Виды построения текста Параллельная (веерная) связь Цепная связь

13 Сопоставьте логическую схему текста и комментарий Пушкин – знамя русской культуры Пушкин создал идеал нации Пушкин во всем создал творческое напряжение Пушкин создал идеал лучших человеческих чувств Пушкин – это наше все

15 Клише Свои рассуждения автор начинает с… Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает нам о том, что… Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает… Автор обращает наше внимание на то, что… Особенно убедительным в рассуждениях автора оказывается… Очень логично автор переходит к мысли о том, что… Автор исследует, отмечает…. Автор рассказывает нам о ….

16 Сформулируйте проблему, позицию автора и постройте комментарий. Относиться к музыке как к развлечению – это огромное заблуждение. Музыка делает людей лучше Музыка высекает огонь из сердец Музыка приносит людям утешение Музыка – могучее средство духовного обогащения Музыка пробуждает чувства добрые

17 Прочитайте текст. Выделите микротемы. (1) Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, не умеем мы пока регулировать стихию. (2) За что и приходится платить. (3) Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей. (4) Гроза. (5) Одно из величественных атмосферных явлений. (6) Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток сотни тысяч ампер. (7) Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8) Ни один! (9) Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты

21 Сформулируйте проблему В чем причина того, что силы природы наносят вред человеку? Человек и силы природы. В чем причина их вражды? Проблема виновности человека перед природой.

23 Сопоставь логическую схему текста и комментарий к проблеме. Людей всегда мучают сожаления Самое сильное сожаление о стремительности времени Из-за стремительности времени не удается увидеть мир НО Это не страшно, если будешь видеть необыкновенное рядом с собой

(1)Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в ко­торых люди не виноваты, – не умеем мы пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.

Г. Черников чётко даёт нам понять, что во многих бедах, связанных с покорённой природой, виноват сам человек, а вернее, его разгильдяйство, халатность. И это, действительно, так! Вспомним наводнение в Крымске, когда погибло 172 человека, многие были ранены. Тысячи людей остались без крова. Да, это была стихия, но многих жертв удалось бы избежать, если бы власти прислушались к мнению учёных, говоривших о необходимости строительства защитной дамбы, если бы система оповещения сработала должным образом.

Какие же выводы можно сделать из размышлений Г. Черникова, наших наблюдений? Да, есть в природе силы, пока неподвластные нам. Но если мы научились управлять какими-то явлениями природы, изобрели что-то на благо человечества, должны управлять этим разумно, отвечать за свои дела и поступки, быть рачительными, умными, предусмотрительными хозяевами, а не разгильдяями.

Г. Смирнов. Земной шар живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью… Проблема взаимоотношения планеты и человека.

(1)Земной шар живёт своей собственной, непредсказуе­мой жизнью. (2)Сложные процессы протекают на его по­верхности. (3)Содрогается Земля под воздействием зем­летрясений. (4)Гибнут люди, населённые пункты. (5)Тайфу­ны проносятся над городами, разрушая здания, вывора­чивая вековые деревья. (6)Град, ливни обрушиваются на землю, наводнения поглощают не только посевы, но и то, что было создано людьми.

(7)А где-то в другом месте катастрофические засухи ведут к голоду целые народы. (8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении лю­дей, её населяющих. (9)Что заставляет её, прекрасную нашу планету, стано­виться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, заме­чая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, револю­циями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости?

(12)Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в соци­альной сфере человечества? (13)Может быть, она мстит людям? (14)Особенно ярко проявилась эта фатальная зависимость в 2001 году, когда социальные взрывы с участием тысяч и тысяч людей буквально пере­межаются с катастрофическими взрывами в природных условиях Земли. (15)Войны на Балканах, чеченские события, палестино-израильский кон­фликт, афганские распри, африканские столкновения – с одной стороны. (16)И одновременно непрерывные землетрясения, наводнения, тайфуны, извер­жения – с другой.

(17)Великий ученый В. Вернадский предложил свою нашумевшую гипотезу ноо­сферы, созданной интеллектом, трудом, энергетикой бесконечной смены че­ловеческих поколений. (18)Может быть, острые конфликты, возникающие среди огромных человеческих коллективов, вызывают дисбаланс в энергетиче­ском поле планеты?

Человек и Земля, наша чудесная, голубая планета… Она может быть доброй и ласковой к людям, но может быть злой и беспощадной. Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой? Вот та проблема, над которой призывает нас задуматься Г. Смирнов.

Я готова подписаться под каждым выводом, каждой мыслью глубокой и тревожной статьи

Г. Смирнова. Мы не думаем, какие раны наносим планете своим потребительским отношением к ней, что оставим после себя. Всё чаще звучат слова об экологической катастрофе. Вспомним последствия страшного землетрясения в Японии в 2011 году, они могли бы быть намного меньше, если бы человек разумнее обустроил атомную электростанцию. Много раньше была Чернобыльская катастрофа.

Проблема, поднятая Г. Смирновым, кажется мне очень актуальной: мы слишком бездумно относимся ко всему живому на Земле. Надо помнить, что уничтожая природу, мы уничтожаем наше будущее и будущее наших детей. Человек должен заботиться о природе, своём родном доме, в котором он, человек, не царь, не гость, а умный и заботливый хозяин на долгие тысячелетия.

По Г. Смирнову. Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев…

(4)Пеевская мысль заставила меня задуматься о месте и роли XX века в череде столетий. (5)И здесь меня ждало удивительное открытие. (6)Оказывается, в сфере духа у каждого века европейской истории есть своё предназначение. (7)Так, в XVI веке – веке Реформации – протестантское богословие восторжествовало над авторитетом католического духовенства. (8)ВXVII – веке Философии – богословов сменили светские философы, а схоластов – математи­ки. (9)ВXVIII – так называемом веке Просве­щения – доминировали энциклопедисты и издатели, пропагандировавшие культ Разума, а в науке центр тяжести сместился с математики на астрономию и механику. (10)На долю же XIX века выпала миссия стать веком изобретательства и инженерии. (11)То, о чём в XVIII веке только думали, в XIX воплотили в изобретение, в конструкцию, в действующую модель, в подтверждающий опыт.

(12)Если понять, что XIX век завершился не в ночь на 1901 год, а в день окончания Первой мировой войны, становится ясно: все упомянутые Пеевым технические достижения принадлежат XIX веку. (13)Даже атомное ядро Резерфорд расщепил в последнем году Первой мировой, то есть в XIX веке!

(14)Уникально же пеевское поколение потому, что оно – дитя XX века – века Технологий, века массового производства, века внедрения в жизнь изобретений, сделанных в XIX веке, осуществления мечтаний евро­пейского человечества, лелеемых со времён Реформации.

(15)Но вдумайтесь, в чём состоят эти сокровенные мечтания? (16)Только в том, чтобы быстрее ездить и быстрее переговариваться! (17)И ради этого сомнительного удовольствия западная цивилизация готова поставить на грань экологической катастрофы всю планету! (18)Закономерный итог пятисотлетнего торжества Разума над Верой, Головы над Сердцем, Материи над Духом!

(19) Л. Толстой считал, что каждый человек, исполнив своё земное предназначение к пятидесяти годам, рождается для новой, духовной жизни. (20)То же самое, похоже, справедливо и для цивилизаций. (21)Если это так, то в XXI веке человечеству предстоит мучительный отказ от фиктивных ценностей материальной жизни и трудное обретение ценностей Духа.

Какую важную проблему пытался поднять С. Смирнов, рассуждая над развитием цивилизаций? Над чем заставляет нас задуматься? Может быть, над местом двадцатого века в истории развития общества? Или над тем, что нёс каждый век человечеству? Да, эти вопросы он поднимает в своих размышлениях, но я позволю себе предположить, что ему, современному человеку, гораздо важнее понять, ради чего человечество стремилось из века в век, особенно в ХХ столетии, внедрять в жизнь изобретения, не поставит ли стремление быстрее ездить, быстрее переговариваться нашу цивилизацию на грань экологической катастрофы?

Так к какому выводу приходим мы, думая над проблемой всепланетной, всевселенской экологической катастрофы? Развитие прогресса не остановить, но нельзя жертвовать духовностью ему в угоду!


Единый Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.

Если вы в этом году заканчиваете 11 класс и поступаете в ВУЗ, тогда пришла пора хорошенько приготовиться к ЕГЭ. На данной специальной странице для школьников 11 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ЕГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ЕГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ЕГЭ / ГИА. Все задания и тесты ЕГЭ были взяты с официального сайта ФИПИ.

Задание ЕГЭ по Русскому Языку. 11 класс.

(1)Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в ко­торых люди не виноваты, – не умеем мы пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.

В каких(-ом) предложениях(-и) автор, используя иронию, воспроизводит высказывание(-я), противоречащее(-ие) его позиции?

Определите стиль и тип речи текста.

1)
разговорный стиль; рассуждение

2)
официально-деловой стиль; описание

3)
публицистический стиль; рассуждение

4)
художественный стиль; повествование и рассуждение

В каком предложении используется в усечённом виде известный фразеологизм-поговорка?

Из предложений 13 – 15 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Из первого абзаца выпишите все относительные местоимения.

Из первого абзаца выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Во втором абзаце найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

Во втором абзаце найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В последнем абзаце найдите сложное предложение, в котором используется и бессоюзная, и союзная связь обоих видов – сочинительная и подчинительная. Напишите номер этого предложения.

Во втором абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в третьем абзаце текста. (Цифры пишите в порядке возрастания.)

Онлайн-книги

Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту
Задачи: развивать умение учащихся комментировать проблему исходного текста;
научить школьников приемам свертывания информации при построении логической схемы текста.

Ход урока

1.
— Мы научились формулировать проблему исходного текста. Следующий этап работы над сочинением-рассуждением – комментирование проблемы, поднятой автором данного текста.
— Что такое комментарий?
1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту.
2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-н.)
— Что значит прокомментировать?
Вывод: для того чтобы прокомментировать текст, необходимо понимать взаимосвязь всех его частей (в данном случае абзацев) и объяснить результаты вашего исследования уже не себе, а другим.

2.Работа над логической схемой текста.

— Что такое абзац? (Микротекст, связанный с общей темой текста. Он продолжает информацию предыдущего, добавляет что-то новое.)

— Выделяя главную мысль каждого микротекста, можно проследить, как исследуется проблема.
В этом вам поможет логическая схема текста. Создавая логическую схему, надо помнить, что главная мысль может развиваться двумя способами:

А р г у м е н т ы

-Охарактеризуйте каждый из этих способов.
(1 – параллельный способ развития мысли, 2- последовательное развитие мысли)

-Чем логическая схема отличается от плана? (Это фрагменты сжатой информации)
— Наша задача – научиться сжимать информацию, данную в тексте, с тем чтобы использовать её в логической схеме, а затем в комментарии к проблеме.


1. Какова основная проблема текста?
2. Какие доводы приводит автор, чтобы доказать свою точку зре­ния? Какие выводы он делает?
3. Каким образом помогает вам в работе схема?
4. В каких (-ом) предложениях (-и) автор, используя иронию, воспроизводит высказывание (-я), противоречащее (-ие) его позиции?
1) 1-3; 2) 11, 12; 3) 14; 4) 28.
5. Определите стиль и тип речи автора:
1) разговорный стиль, рассуждение;
2) официально-деловой стиль, описание;
3) публицистический стиль, рассуждение с элементами описания;
4) художественный стиль, повествование и рассуждение.
6. Устно составьте комментарий к поставленной автором проблеме.


— Что нужно добавить к логической схеме, чтобы получился комментарий, а не сжатый пересказ текста?
— Используя данные формулировки, мы получим текстовый комментарий:

5. Практическая работа
Задание. Составьте логическую схему текста, свернув исходную информацию. Воспользуйтесь общими правилами свёртывания информации.

  1. Сокращайте текст без потери смысла — вот единственная рекомендация, которой следует придерживаться при свертывании информации для учебного курса.
  1. Важно помнить о том, для кого создается текст, и какие цели он преследует.
  1. Сокращая текст, важно продолжать писать его как живой человек. Не стоит переходить на телеграфный стиль, жертвуя человеческим отношением ради уменьшения количества слов.
  1. Привести к потере смысла при свертывании информации может упрощение. Текст должен быть написан просто, но не слишком просто.

— Научившись свёртывать информацию, вы легко построите логическую схему текста, а затем, воспользовавшись ею, напишете комментарий к проблеме данного текста.

Д/З. Написать комментарий к проблеме данного текста, воспользовавшись составленной логической схемой.



По Г. Черникову. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения…


(1)Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, – не умеем мы пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.

По К. Бальмонту. Три года тому назад я уехал из Москвы….

Предлагаемый вам текст принадлежит перу известного русского поэта К. Бальмонта (1867 – 1942). В 1920 году Бальмонт уехал из России. Умер на чужбине, во Франции.

(1)Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

(2)Я уехал на полгода и не вернулся. (3)Зачем бы я вернулся? (4)Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу, в теперешней Москве нельзя, чтобы снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? (5)Нет, я этого не хочу.

(6)Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. (7)И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. (8)Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство. (9)Я поэт. (10)Я не связан. (11)Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. (12)Там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. (13)Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. (14)Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

Н.В. Гоголь. Надобно сказать, что у нас на Руси если….

Г. Смирнов. Земной шар живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью


(1)Земной шар живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью. (2)Сложные процессы протекают на его поверхности. (3)Содрогается Земля под воздействием землетрясений. (4)Гибнут люди, населённые пункты. (5)Тайфуны проносятся над городами, разрушая здания, выворачивая вековые деревья. (6)Град, ливни обрушиваются на землю, наводнения поглощают не только посевы, но и то, что было создано людьми.

(7)А где-то в другом месте катастрофические засухи ведут к голоду целые народы. (8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, её населяющих. (9)Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости?

(12)Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в социальной сфере человечества? (13)Может быть, она мстит людям? (14)Особенно ярко проявилась эта фатальная зависимость в 2001 году, когда социальные взрывы с участием тысяч и тысяч людей буквально перемежаются с катастрофическими взрывами в природных условиях Земли. (15)Войны на Балканах, чеченские события, палестино-израильский конфликт, афганские распри, африканские столкновения – с одной стороны. (16)И одновременно непрерывные землетрясения, наводнения, тайфуны, извержения – с другой.

(17)Великий ученый В. Вернадский предложил свою нашумевшую гипотезу ноосферы, созданной интеллектом, трудом, энергетикой бесконечной смены человеческих поколений. (18)Может быть, острые конфликты, возникающие среди огромных человеческих коллективов, вызывают дисбаланс в энергетическом поле планеты?

В. Розов. Люди хотят быть счастливыми…

(1)Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3)(Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

По Ф. Искандеру. Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город


(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

Читайте также: