Зависть сестра соревнования сочинение

Обновлено: 14.05.2024

Думается, эти слова созвучны высказыванию немецкого педагога Дистервега (последователя Песталоцци) в том, что рассмотрение одного предмета с десяти разных сторон приносит больше пользы, чем изучение десяти предметов с одной стороны.

– определять тему и проблематику текста и формулировать их;

– выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;

– комментировать поставленную проблему;

– определять позицию автора и формулировать ее;

– излагать собственную позицию с привлечением нескольких (2) аргументов.

Про зависть

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете – значит не нашли себя.

Обратимся к словарю В.И. Даля:



Подумаем о том, что такое зависть, прочитав высказывания выдающихся людей.

1. Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон)

2. Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций)


3. Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)

4. Зависть – подруга пустых душ. (Пиндар)

5. Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)

6. Зависть – враг счастливых. (Эпиктет)

7. Не завидуй тому, кто силен и богат,
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.

Определяем и комментируем тему,
проблематику, идею текста

Что волнует автора? Какова проблематика текста?

1. Почему всегда существует опасная близость зависти для любого человека? Зависть присуща всем людям или только некоторым?

2. В чем разрушающая сила этого чувства для завистника? Когда оно овладевает человеком?

3. Можно ли избежать зависти, есть ли средство от этого ужасного чувства?

Прокомментируем некоторые из проблем. Какой из комментариев в большей степени соответствует содержанию текста?

1. Зависть. Она не носит доспехов, не бряцает оружием, казалось бы, не угрожает человеку напрямую. Она тихо и нежно подкрадывается к нам, заключая в жесткие объятия, и мучает жертву, сгорающую от угрызений этого чувства. Зависть разъела душу Каина, который позавидовал богоугодной жертве Авеля и. убил брата.

Об этом страшном чувстве с полемической заостренностью размышляет Д.С. Лихачев, предлагая воображаемому собеседнику исследовать собственную жизнь, чтобы понять всеобъемлющий характер зависти.

2. Я не завидую никому, потому что хорошо учусь, у меня нормальные отношения с родителями и друзьями, но. у Валерки появился ноутбук! Господи! Маленькая компактная книжица, которую можно взять с собой: всегда в курсе, что нужно – под рукой. Я даже перестал спать от переживаний и гнетущей, обжигающей зависти.

Если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься: что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую те таланты, что дарованы мне, верю ли я в себя, обладая самоуважением (не напыщенной гордостью и высокомерием), могу ли свободно и независимо сотрудничать с успешными окружающими, чтобы не стать себе самому чужим (как говорит автор)?

Как можно охарактеризовать идею текста?

Главная мысль проблемного очерка выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда не будете завидовать.

Беседа по вопросам

1. В каком стиле написан текст? Назовите особенности этого стиля в тексте.

2. Каков жанр? Докажите.

3. Что можно сказать о типе речи? Определите его признаки.

4. Какова роль вступления в форме риторических вопросов?

5. Каков способ связи предложений в тексте: связь цепная или параллельная?

6. Какие средства межфразовых связей можно определить в тексте?

7. Какие предложения доминируют в тексте: простые или сложные, полные или неполные? Почему автор предпочитает именно такие синтаксические конструкции?

8. Охарактеризуйте лексику: книжная или разговорная? Приведите примеры. Есть ли в тексте эмоционально окрашенные слова?

9. Какие части речи доминируют в тексте? Помогают ли они выразить авторскую позицию?

10. Какие языковые средства наиболее ярко выражают позицию автора?

11. Дайте характеристику вступления и заключения.

Помогает ли такая композиция понять авторскую позицию?


Определяем позицию автора

1. Прежде всего: почему автор избирает именно публицистический стиль речи? С какой целью?

Известно, что важнейшая функция публицистического стиля – воздействующая: текст написан таким стилем, который вызывает определенную реакцию у адресата. Этому соответствует жанр проблемного очерка, где главное – отношение к данному вопросу. Проблемный очерк строится по типу рассуждения.

2. Выражению авторской позиции служит лексика: книжная лексика сочетается с разговорной, оценочной: ужасное чувство, близость зависти, болезненное чувство, обжигающая опасность зависти. Из средств связи наиболее частотен лексический повтор.

3. В соответствии с задачей убеждения, воздействия авторская позиция проявляется в синтаксисе: сочетание неполных предложений со специфическими экспрессивными конструкциями придает очерку интонации живой разговорной речи: А если гимнастика? А если рекордсмен. Среди способов связи предложений в тексте доминирует параллельная связь.

Рассуждения автора, диалог с воображаемым собеседником (аудиторией) логичны и убедительны благодаря простым синтаксическим конструкциям – сложноподчиненные и бессоюзные предложения в сочетании с разговорными конструкциями.

4. Задаче воздействия и убеждения служит морфология: использование в основном глаголов в форме 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, выражающих прямое побуждение к действию, желание помочь, дать совет.

5. Особенно следует остановиться на роли абзацного членения текста. Известно, что абзац имеет отношение ко всему тексту и выполняет разные функции:

– абзац оформляет начало новой мысли, показывая лексическую завершенность предыдущего фрагмента;

– абзац выполняет экспрессивно-выделительную функцию;

– абзац участвует в ритмическом членении текста, которое тесно связано со смысловым ритмом (динамические зачины в тексте Д.С. Лихачева как будто предупреждают о важном, а ровный, четкий ритм, создаваемый строфой-абзацем, иллюстрирует смысловое единство каждой микротемы и всего текста в целом. Дробное членение прозаических строф в финале резко выделяет каждое предложение, представляя его как самостоятельное, важное в смысловом отношении для выражения позиции автора);

6. Известно, что восприятие текста, как правило, субъективно, а потому и аргументация проблемы (проблематики) тоже субъективна и многоаспектна.

Действительно, зависть – вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество:


– зависть всегда мотивировала захват чужих земель, под каким бы предлогом ни велись завоевательные войны;

– одержимый завистью, Сальери совершает преступление, так как жажда первенства сильнее: ему и Моцарту не жить вместе на земле;

– зависть рождает раздражение; недовольство у Швабрина против Гринева: почему этот деревенский мужлан оказался счастливее меня, столичного аристократа?;

– зависть и презрение не дают покоя Долохову, бедному, но гордому, а потому он всячески унижает Пьера Безухова и слишком жесток с низшими и французами на войне;


– зависть выявляет подлые и низменные качества Грушницкого, который готов совершить откровенное убийство Печорина, не зарядив его пистолет;

– зависть, как лакмусовая бумажка, выводит наружу все тайное у Молчалина и Германна, мечтающих о богатстве, славе, почете любой ценой.

Безусловно, примеров (как литературных, так и жизненных) много, однако надо помнить, что все это люди (или герои) мелкие, ограниченные духовно и душевно, зависимые. По словам Г.Гегеля, свободный человек не бывает завистливым, и охотно признает великое и возвышенное, и радуется, что оно есть.

1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове / Э.Борохов. М.: АСТ, 2000.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. СПб.: Динамит, 1996.

3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном // Д.С. Лихачев. М.: Детская литература, 1990.

4. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 307–308.

5. Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. С. 373.

6. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.
М.: Вербум-М, 2004.

Рекламный агент из вашей компании нашел сразу нескольких крупных заказчиков и получил очень большие комиссионные. Эта неприятная новость тут же стряхивает с вас апатию. Вы хватаетесь за телефон, вы с утроенной энергией носитесь по городу, вы готовы сделать все возможное и невозможное, чтобы добиться как минимум такого же результата.

Большинство людей ограничивается пассивной завистью к тем, кто имеет больше.

Меньшинство относится к типу Активных Завистников. Одни из них завидуют соседу или сослуживцу и поэтому бросают всю свою энергию на подъем по служебной лестнице. Другие полны зависти к людям, которые не обременены заботами о хлебе насущном, и ставят цель заработать как можно больше денег.

Желая избавиться от раздражающего чувства зависти, они рвутся вперед, стараясь покинуть ряды тех,кто завидует , и стать теми, кому завидуют .

Зависть рождает конкуренцию между сотрудниками в частных компаниях и государственных организациях. Если бы не этот постоянный стимул, зачем бы мы добровольно задерживались на работе, старались попасться на глаза начальству и надеялись, что наше рабочее усердие, наши результаты и инициативы выделят нас из общей массы работников?

Страх

Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять.

Предположим, вы — начальник отдела. Вас вполне устраивают эта должность, зарплата, ваши карьерные желания удовлетворены.

Но однажды вы сделаете неприятное открытие: на ваше насиженное место явно нацелился новый и энергичный

сотрудник. И, чтобы сохранить свою должность, вам придется немедленно активизироваться. Ведь тот, кто бежит, наверняка столкнет с дороги того, кто остановился.

Страх увольнения, недовольства начальства, выговоров и вызовов на ковер, страх не пройти аттестацию, не получить премию или бонус — все это сильные и постоянно действующие стимулы для преодоления лени.

И это касается не только рядовых сотрудников и младших начальников. Увольняют и президентов компаний, поскольку они тоже относятся к категории наемных работников, да и владельцы компаний завтра могут последовать за уволенными — если не будут денно и нощно заниматься своим бизнесом.

Роскошь расслабиться могут позволить себе только прирожденные лентяи, философы и люди, которые заработали намного больше, чем в состоянии потратить.

Как только мы получаем свои первые серьезные деньги, как только приобретаем более или менее дорогую недвижимость, как только поднимаемся на одну-две ступенью! по иерархической лестнице или создаем бизнес, наше спокойствие пропадает навсегда.

У нас появляются соперники и конкуренты, которые рассматривают наши должности и компании как помехи или объекты для захвата. Мы начинаем беспокоиться за свои инвестиции, нас тревожат инфляция, безопасность нашего дома, квартиры, вещей, доходность бизнеса и ситуация на фондовом рынке.

И это беспокойство поддерживает нашу спортивную форму и не позволяет лени нас обездвижить.

Деньги

Деньги — вот что мне надо, вернее — то, что на них можно купить. Сколько бы денег у меня ни было, мне все равно будет мало. Перебиваться на гроши? Я намерен заниматься этим милым делом как можно реже. Человек жив все-таки хлебом. Чем больше денег, тем полнее жизнь.

Человеку свойственно расслабляться, если его не держат в узде соображения личной выгоды или невыгоды.

Деньги являются не просто долгосрочным, а жизнеобразующим стимулом. Ведь деньги удовлетворяют наши основные потребности, обеспечивают исполнение большинства желаний, даруют здоровье, покой и иногда и любовь, что бы на этот счет ни думали ханжи и романтики. Понятно, что нам требуются не столько деньги, сколько возможность с их помощью разрешать неразрешимые для безденежных проблемы, приобретать то, что хочется, жить там, где мечтается, быть максимально независимым от людей и обстоятельств.

Деньги — сильнейший мотиватор. Необходимость зарабатывать деньги для семьи, на пенсию, медицинскую страховку, приличную еду и одежду, на билеты в кино или театр, на тысячи других вещей и услуг буквально заталкивает нас в бизнес и в карьерную гонку.

Если вы получаете большой — с вашей точки зрения — доход, то деньги перестают быть самостоятельной движущей силой.

Они лишь результат, мерило успешности других целей — вывести компанию на первое место в своей отрасли, опередить или поглотить конкурентов, открыть представительство в другой стране, запустить новую линию продуктов, снять фильм, написать картину, выиграть международный турнир по теннису и т. д.

Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

образовательные: научить учащих

формулировать основную проблему текста и комментировать её;

определять позицию автора и отражать её в сочинении;

излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов

развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определенную тему;

воспитать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала.

раздаточный материал (текст, памятка по написанию части С),

I. Повторение понятий тема и основная мысль текста.

II. Отбор материала по теме сочинения.

III. Работа над структурой сочинения.

IV. Подведение итогов

I. - Здравствуйте, ребята. Сегодня вы будете готовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему. Запишите число и тему.

Обратимся к отрывку из “Песни о зависти” питерского барда Александра Розенбаума.:

Я вышел на тропу войны,
Врага известно имя – зависть.
Ползёт по душам, мысли травит,
Переиначивает сны.
Друзья, погубленные ей,
Не приходя в себя, скончались,
А зависть празднует ночами
Победы подлости своей.

- Какова тема данного отрывка? Основная мысль? Вспомните определение темы и основной мысли произведения?

- Тема – это то, о чем говорится в произведении. Основная мысль – это то, к чему призывает нас автор, что хочет донести до читателя.

Тема данного отрывка – зависть. Автор говорит о том, что зависть – губительное чувство, которое разрушает человека.

- О зависти мы узнаем не только из художественных произведений. В афоризмах – в кратких высказываниях великих людей- содержатся определенные взгляды на зависть. . Обратимся к у высказываниям. Внимательно прочитайте эти высказывания.

Если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже. Эзоп

Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем. Франсуа Ларошфуко

Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим. Шарль Монтескьё

Зависть – признание себя побежденным. Александр Скрябин

И з всех страстей зависть — самая отвратительная. Под именем зависти шествует ненависть, предательство, интриги. (К.Гель

Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан )

-Какие высказывания вам понравились? Почему?

Запишите понравившееся высказывание.

- Заглянем в словарь : В “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова даётся такое определение зависти: “Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого”.

- А в “Толковом словаре живого великорусского языка” В. И. Даля предлагается другое определение: “Зависть – свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; нежелание добра другому, а одному лишь себе”.

-Как вы относитесь к этим высказываниям? Правы ли эти великие люди?

Вывод (делают учащиеся): Зависть — одно из самых сильных человеческих чувств. Зависть — это чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует

-Встречали ли вы в жизни людей, которым зависть помогла достичь успеха?

Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду . Александр Пушкин

Когда зависть неизбежна, её следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим . Бертран Рассел

Как вы поняли, в истории человечества сложились два противоположных отношения к зависти. Психологи выделяют два вида зависти: чёрную и белую.

- Попробуем охарактеризовать каждую из них. Сначала найдём объект зависти.

- Зависть чёрная. Она смущает не только отдельные личности, но и целые общества, провоцируя драки, склоки. Чёрная зависть – удел неудачника. Она разъедает душу. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу, это переходит в навязчивую идею.

- Зависть белая. “Да, я позавидовал! Но я решил, что тоже так могу! Я приложил труд и добился успеха. Я не пожелал человеку зла, но обратил свою энергию в русло созидания!” Именно такой “завистник” нередко добивается успеха.

- А как формулирует понятие зависти академик Д.С.Лихачёв, один из самых образованных людей нашей страны? Всю свою долгую жизнь учёный занимался изучением культуры и русской литературы, а в последние годы — вопросами этики, духовности народа, особенностями его менталитета.

(Чтение текста учителем).

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поёмёте, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные , индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете — значит не нашли себя.

III этап – «Формулирование проблемы текста

Выберите высказывание, которое могло бы послужить формулировкой проблемы текста:

 Зависть…Что это такое? Почему существует опасная близость зависти для любого человека? Над этими вопросами размышляет Д.С.Лихачёв в своём тексте.

 В своём тексте Д.С.Лихачёв рассматривает проблему зависти как самого опасного человеческого чувства.

 Может ли человек жить, работать, заниматься любимым делом и никому не завидовать? Над этим вопросом размышляет Лихачёв в Письмах о добром и прекрасном.

- Найдите формулировку проблемы без грамматических ошибок. (на экране)

1. Автор рассматривает проблему того, что зависть неистребима.

2. В тексте излагается проблема зависти.

3. Д.Лихачев анализирует проблему о живучести зависти.

4. В тексте поднимается проблема зависти.

5. Проблема о том, что зависть неискоренима, волнует Лихачева.

- Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.

- Какие вопросы можно осветить в комментарии?

 Почему автор предпочёл именно эту проблему?

 Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?

 К какой категории относится избранная автором проблем

 Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?

 Как характеризует автора выбор данной проблемы?

- Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва.

1. К какой категории можно отнести проблему? (Памятка ) - нравственная

2. Дадим определение проблемы . (Памятка ) – важная, острая, злободневная, актуальная, серьёзная, сложная, опасная.

3. Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьёзная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.

4. К чему может привести зависть? Чем опасны завистливые люди? - Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие;

Завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче.

- Всё! Мы проблему прокомментировали. Теперь формулировку проблемы соедините с комментарием, напишите свои варианты по К1 и К2.

Не забудьте о том, что в комментарии не должно быть:

- пересказа исходного текста или любой его части;

- рассуждений по поводу нескольких проблем;

(Учащиеся зачитывают образцы).

-Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

Обратим внимание на оценочную лексику. ( ПРедл. 8,9,10)

Лексические повторы и однокоренные слова позволяют увидеть авторское отношение к проблеме.

На ряд аргументов (пр. 11,12,13)

Действительно, зависть — вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество

Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается…

Также можно привести пример…

Сложно не согласиться с Лихачёвым, но можно привести достаточно много доказательств, что не все люди завистливы. Например,…

- Давайте проследим, когда же появилась зависть? Возьмем греческую мифологию .

Зависть · дочь океаниды Стикс и Палланта - сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру - крылатую и ясноокую Победу.

Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд.

Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположенна в долине, куда на проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.

Зависть улыбается только когда видит чужие несчастья и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя.

-Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (Каин и Авель).

Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не было оценено по достоинству.

На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей.

В христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей.

Зависть - страшное, всепоглощающее, всепожирающее, испепеляющее чувство, которое в первую очередь уничтожает личность самого завистника, который, переходя от зависти к ненависти, теряет контроль над своими поступками и, в конце концов, самоуважение.

- В каких же произведениях мы можем найти примеры зависти?

- Вы помните, что свое мнение нужно формулировать этически корректно.

- А вам я хочу выразить свои пожелания словами Омара Хайяма :

Не завидуй тому, кто силён и богат,

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

VII этап – вывод.

Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. Это может быть:

VIII этап – Рефлексия.

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Слайд №1 Второе марта.

(Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту в формате ЕГЭ ч. С )

Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

образовательные: научить учащих

формулировать основную проблему текста и комментировать её;

определять позицию автора и отражать её в сочинении;

излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов

развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определенную тему;

воспитать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала.

Оборудование:

раздаточный материал (текст, памятка по написанию части С),

I. Повторение понятий тема и основная мысль текста.

II. Отбор материала по теме сочинения.

III. Работа над структурой сочинения.

IV. Подведение итогов

I. - Здравствуйте, ребята. Сегодня вы будете готовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему. Запишите число и тему.

Обратимся к отрывку из “Песни о зависти” питерского барда Александра Розенбаума.:

Слайд №2

Я вышел на тропу войны,
Врага известно имя – зависть.
Ползёт по душам, мысли травит,
Переиначивает сны.
Друзья, погубленные ей,
Не приходя в себя, скончались,
А зависть празднует ночами
Победы подлости своей.

- Какова тема данного отрывка? Основная мысль? Вспомните определение темы и основной мысли произведения?

- Тема – это то, о чем говорится в произведении. Основная мысль – это то, к чему призывает нас автор, что хочет донести до читателя.

Тема данного отрывка – зависть. Автор говорит о том, что зависть – губительное чувство, которое разрушает человека.

- О зависти мы узнаем не только из художественных произведений. В афоризмах – в кратких высказываниях великих людей- содержатся определенные взгляды на зависть. . Обратимся к у высказываниям. Внимательно прочитайте эти высказывания.

Слайд №3

Если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже. Эзоп

Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем. Франсуа Ларошфуко

Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим. Шарль Монтескьё

Зависть – признание себя побежденным. Александр Скрябин

И з всех страстей зависть — самая отвратительная. Под именем зависти шествует ненависть, предательство, интриги. (К.Гель

Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)

-Какие высказывания вам понравились? Почему?

Запишите понравившееся высказывание.

Слайд №4

-Заглянем в словарь : В “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова даётся такое определение зависти: “Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого”.

- А в “Толковом словаре живого великорусского языка” В. И. Даля предлагается другое определение: “Зависть – свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; нежелание добра другому, а одному лишь себе”.

-Как вы относитесь к этим высказываниям? Правы ли эти великие люди?

Вывод (делают учащиеся): Зависть — одно из самых сильных человеческих чувств. Зависть — это чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует

Слайд №5

-Встречали ли вы в жизни людей, которым зависть помогла достичь успеха?

Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду. Александр Пушкин

Когда зависть неизбежна, её следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим. Бертран Рассел

Как вы поняли, в истории человечества сложились два противоположных отношения к зависти. Психологи выделяют два вида зависти: чёрную и белую.

- Попробуем охарактеризовать каждую из них. Сначала найдём объект зависти.

- Зависть чёрная. Она смущает не только отдельные личности, но и целые общества, провоцируя драки, склоки. Чёрная зависть – удел неудачника. Она разъедает душу. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу, это переходит в навязчивую идею.

- Зависть белая. “Да, я позавидовал! Но я решил, что тоже так могу! Я приложил труд и добился успеха. Я не пожелал человеку зла, но обратил свою энергию в русло созидания!” Именно такой “завистник” нередко добивается успеха.

Слайд №6

- А как формулирует понятие зависти академик Д.С.Лихачёв, один из самых образованных людей нашей страны? Всю свою долгую жизнь учёный занимался изучением культуры и русской литературы, а в последние годы — вопросами этики, духовности народа, особенностями его менталитета.

(Чтение текста учителем).

Про зависть

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поёмёте, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете — значит не нашли себя.

III этап – «Формулирование проблемы текста

Слайд №7

Выберите высказывание, которое могло бы послужить формулировкой проблемы текста:

Зависть…Что это такое? Почему существует опасная близость зависти для любого человека? Над этими вопросами размышляет Д.С.Лихачёв в своём тексте.

В своём тексте Д.С.Лихачёв рассматривает проблему зависти как самого опасного человеческого чувства.

Может ли человек жить, работать, заниматься любимым делом и никому не завидовать? Над этим вопросом размышляет Лихачёв в Письмах о добром и прекрасном.

- Найдите формулировку проблемы без грамматических ошибок. (на экране)

1. Автор рассматривает проблему того, что зависть неистребима.

2. В тексте излагается проблема зависти.

3. Д.Лихачев анализирует проблему о живучести зависти.

4. В тексте поднимается проблема зависти.

5. Проблема о том, что зависть неискоренима, волнует Лихачева.

- Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.

Слайд №9

- Какие вопросы можно осветить в комментарии?

 Почему автор предпочёл именно эту проблему?

 Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?

 К какой категории относится избранная автором проблем

 Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?

 Как характеризует автора выбор данной проблемы?

- Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва.

1. К какой категории можно отнести проблему? (Памятка ) - нравственная

2. Дадим определение проблемы. (Памятка ) – важная, острая, злободневная, актуальная, серьёзная, сложная, опасная.

3. Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьёзная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.

4. К чему может привести зависть? Чем опасны завистливые люди? - Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие;

Завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче.

Слайд №10

- Всё! Мы проблему прокомментировали. Теперь формулировку проблемы соедините с комментарием, напишите свои варианты по К1 и К2.

Не забудьте о том, что в комментарии не должно быть:

- пересказа исходного текста или любой его части;

- рассуждений по поводу нескольких проблем;

(Учащиеся зачитывают образцы).

-Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

Обратим внимание на оценочную лексику. ( ПРедл. 8,9,10)

-Проанализируем лексику

Лексические повторы и однокоренные слова позволяют увидеть авторское отношение к проблеме.

На ряд аргументов (пр. 11,12,13)

Действительно, зависть — вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество

Я помню, как…

Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается…

Также можно привести пример…

Сложно не согласиться с Лихачёвым, но можно привести достаточно много доказательств, что не все люди завистливы. Например,…

- Давайте проследим, когда же появилась зависть? Возьмем греческую мифологию.

Зависть · дочь океаниды Стикс и Палланта - сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру - крылатую и ясноокую Победу.

Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд.

Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположенна в долине, куда на проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.

Зависть улыбается только когда видит чужие несчастья и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя.

-Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (Каин и Авель).

Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не было оценено по достоинству.

На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей.

В христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей.

Зависть - страшное, всепоглощающее, всепожирающее, испепеляющее чувство, которое в первую очередь уничтожает личность самого завистника, который, переходя от зависти к ненависти, теряет контроль над своими поступками и, в конце концов, самоуважение.

- В каких же произведениях мы можем найти примеры зависти?

- Вы помните, что свое мнение нужно формулировать этически корректно.

- А вам я хочу выразить свои пожелания словами Омара Хайяма:

Не завидуй тому, кто силён и богат,

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

VII этап – вывод.

Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. Это может быть:

VIII этап – Рефлексия.

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложение

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Жил в IV веке до новой эры древний философ Зенон. Известен он тем, что создал целое направление в древней философии, получившей название стоицизма. Вспомнил я про него в связи с его мудрыми мыслями и высказываниями, пережившими многие века и дошедшими до нас. Вот например:

Отмечу еще, что в католицизме страсть рассматривали, как эмоцию нравственно нейтральную, а в православии приравнивали к пороку.

Сегодня я предлагаю поговорить о зависти.

В зависти последовательно проявляются :

Сравнение себя с другим

Восприятие чьего-либо превосходства

Переживания досады, огорчения, унижения по этому поводу

Неприязненное отношение к тому, кто превосходит

Желание причинить ему вред или лишить предмета превосходства

Интересно, что на эту тему есть много высказываний известных всему миру людей, по разному описывающих свое отношение к зависти.

Вот математик Г. Лейбниц говорил так:

А вот еще более древний, чем Зенон, историк Геродот считал так:

«Лучше быть предметом зависти, чем сострадания

Еще дальше пошел наш родной А.С. Пушкин:

Очень оригинально мыслил английский философ, ученый, писатель, нобелевский лауреат по литературе Бертран Рассел:

Была у него и еще одна фраза:

А как думаете вы? Напишите в комментариях

Николай, ну, про зависть всё понятно.
А как назвать чувство "Ой, я тоже так хочу", но без всяких отрицательных эмоций? ;)))))
Они говорят, что зависть белая существует, другие её отрицают .
А ты.

Зависть - это индивидуальное желание справедливости.

Врачи, запрещающие вам пить, курить и развратничать, делают это из зависти.

В парке развлечений дети, у которых есть настоящие папы, с завистью наблюдают за детьми, которых воскресные папы, без ограничения в финансах катают на дорогих аттракционах.

- Отдыхать на курорте надо так, чтобы таможенники умирали от зависти, сличая ваше фото в паспорте с тем, что получилось на обратном пути.

Всем своим недругам и завистникам я посылаю лучи любви и всепрощения, пусть они спалят вас дотла, суки.

Моя жена говорит мне, что я так и не вырос. Но это она от зависти - ведь я главного монстра на шестом уровне мочу всего за полторы минуты!

Парикмахерша, подстригая постоянную клиентку, жалуется ей на жизнь:
— Муж уже достал: утром ему дай, днем дай, вечером дай! . .
Клиентка, с некоторой завистью в голосе:
— Счастливая ты, Люба .
— Какая счастливая?! Он на пузырь просит!

Народ у нас замечательный — добрый, хлебосольный, отзывчивый. А вот людишки подкачали — злые, жадные, завистливые.

Читайте также: