Методика сочинение е и афанасьевой н л васильевой на тему я будущий пятиклассник

Обновлено: 30.06.2024

Significant reasons for students ' anxiety about the transition to the fifth grade

Abstract: The article presents an analysis of the problem of school anxiety and its causes at the turn of primary and secondary school. The results of semantic content analysis of 243 essays "I am a future fifth grader" of students of different types of schools are disclosed. Based on the ranking, the most significant causes of anxiety for fourth graders regarding the transition to the fifth grade are identified. It is established that to a greater extent (I - V rank places) the causes of anxiety of future fifth graders are new teachers, an increase in workload, a change in the composition of the class, a new space, relationships with high school students. The specificity in the significance of the causes of anxiety about the upcoming transition to the fifth grade in fourth-graders from different types of schools is revealed.
Keywords: anxiety, school anxiety, causes of anxiety, fourth grader, secondary school

Одной из важнейших ценностей в современном мире является здоровье подрастающего поколения, его сохранение и укрепление. Негативное влияние на психическое и соматическое здоровье ребенка оказывают разные факторы, одним из которых выступает повышенная тревожность как проявление эмоционального неблагополучия и дискомфорта. По свидетельству многочисленных психолого-педагогических исследований распространенной разновидностью тревожности у обучающихся является школьная тревожность (А.М. Прихожан, Н.В. Литвиненко, А.К. Бикметова А.В. Микляева, П.В. Румянцева и другие). Для построения и реализации эффективной системы профилактики и нивелирования школьной тревожности необходимо ориентироваться в наиболее значимых ее причинах на различных этапах школьного обучения. Особое внимание следует уделить причинам школьной тревожности детей на рубеже начальной и средней школы для предупреждения трудностей в адаптации к новым образовательным условиям в пятом классе. В большинстве работ причины школьной тревожности трактуются с точки зрения самих исследователей, основанной на теоретическом анализе, наблюдении и тестовых методиках. Целью нашей работы являлось изучение причин школьной тревожности четвероклассников, связанной с переходом на новую образовательную ступень, с позиции самих детей, а также определение наиболее значимых из них.

В современных психолого-педагогических исследованиях школьная тревожность определяется как разновидность (специфический вид) тревожности, выражающаяся в оценке ситуаций, связанных со школьной жизнью, как несущих угрозу, опасных [1; 2; 3]. Психологическим проявлением школьной тревожности, как отмечает А.М. Прихожан, выступают повышенное волнение, беспокойство, ожидание негативного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей и одноклассников [1]. Также как и все остальные выделяемые виды тревожности (самооценочная, межличностная, магическая и другие), школьная тревожность может быть разной степени интенсивности: низкой, оптимальной (нормальной), повышенной, высокой и очень высокой. Исследователями доказано, что высокий уровень школьной тревожности не только дезорганизует учебную деятельность, значительно снижает академическую успеваемость, но и может приводить к трудностям коммуникации, социальной изоляции, а также выступает предиктором развития серьезных тревожных расстройств и соматических заболеваний [1; 4; 5, 6, 7]. Значимость и актуальность своевременного выявления высокой школьной тревожности, ее предупреждения и нивелирования не вызывает сомнений.

В целом, анализ психолого-педагогических публикаций позволяет констатировать разнообразие причин школьной тревожности на рубеже начальной и основной школы с точки зрения исследователей:

  • нарушения межличностных коммуникаций внутри классного коллектива; фрустрация потребности ребенка в защищенности со стороны педагога [4];
  • незнание требований будущих педагогов, опасения неблагоприятных контактов со старшеклассниками [10];
  • трудности в освоении школьной программы, существенные учебные нагрузки, завышенные требования со стороны учителей и (или) родителей [13].

В работе Т.Н. Князевой констатируется, что для четвероклассников с высоким уровнем учебно-познавательной мотивации основной причиной школьной тревожности выступает возможная потеря академической успешности в средней школе [11]. Следует отметить отсутствие исследований причин школьной тревожности относительно предстоящего перехода в пятый класс с позиции самих обучающихся, а также ранжирования значимости для детей этих причин. Данный факт обусловил выбор темы нашей работы.

Первоначальный перечень категорий анализа сочинений (причин школьной тревожности) был составлен на основе обзора публикаций [1; 4; 9; 10; 11 и других], в процессе непосредственного выполнения контент-анализа он был скорректирован и проранжирован в зависимости от частоты упоминаний в текстах.

В качестве основных наиболее часто встречающихся индикаторов тревожности четвероклассников в текстах сочинений были выделены следующие глаголы: волнуюсь, переживаю, боюсь, тревожусь, опасаюсь, нервничаю, беспокоюсь. В отдельных работах были зафиксированы глаголы: паникую, комплексую, психую, которые в контексте сочинений также свидетельствовали об изучаемой нами тревожности.

Индикаторами степени тревожности детей относительно перехода в пятый класс нами были выделены наречия. Об умеренной тревожности свидетельствуют такие наречия, как: чуть-чуть, немного, слегка и т.д. Для высокой степени тревожности характерны наречия: очень, сильно, ужасно, страшно и т.д. В единичных сочинениях на тревожность указывали фразы: не дает покоя мысль о том, что; страшно думать и другие.

В целом, один и более индикаторов школьной тревожности, связанной с переходом в пятый класс, были зафиксированы в 53% детских сочинений (в работах 129 человек). Высокая степень тревожности, вызываемая одной или несколькими причинами, была выявлена в 36,6% работах (у 89 человек). Таким образом, можно констатировать, что больше половины четвероклассников испытывают волнения, относительно смены образовательной ступени, при этом около трети – в сильной степени, что в свою очередь еще раз подтверждает важность затронутой в нашей работе проблемы.

В итоге семантического контент-анализа был сформирован рейтинг значимых для четвероклассников причин тревожности относительно перехода в основную школу. Представим полученный перечень причин школьной тревожности в порядке их ранговых мест (табл.1).

Таблица 1. Значимые для четвероклассников причины тревожности относительно перехода в основную школу

Причины школьной тревожности

Число упоминаний в сочинениях

изменение состава класса

взаимоотношения со старшеклассниками

новый классный руководитель

увеличение темпа работы

Значимой причиной тревожности для 29,6% четвероклассников (V рейтинг в перечне) являются перспективные взаимодействия со старшеклассниками при переходе в пятый класс. Основываясь на опыте в рамках экспериментальной работы, отметим, что снизить тревожность выпускников начальной школы относительно будущих контактов со старшеклассниками можно средствами разновозрастной проектной деятельности, коллективных творческих дел, комплекса упражнений, формирующих у четвероклассников уверенность в межличностных взаимодействиях, по оптимизации вербального и невербального общения [12,15]. В целом, названные пять причин являются наиболее значимыми для четвероклассников, в своих сочинениях их называют около трети школьников.

Также в детских работах в качестве причин тревожности относительно предстоящего перехода в пятый класс названы: новые предметы (непонятные, незнакомые и вероятно сложные), прогнозируемое снижение успеваемости, новый классный руководитель и увеличение темпа работы на уроках. Последнее место в рейтинге причин изучаемой тревожности занимает смена школы, что актуально для сравнительно небольшой группы четвероклассников, планирующих переход в другое образовательное учреждение.

Подводя итоги проведенной работы, отметим, что предстоящий переход в пятый класс в целом и отдельные связанные с ним обстоятельства уже в середине четвертого класса являются причиной школьной тревожности для более чем половины обучающихся. Установлено, что наиболее значимой причиной данной тревожности являются будущие незнакомые для четвероклассников педагоги среднего звена. Выявлено, что тип образовательного учреждения определяет специфику в значимости причин тревожности относительно предстоящего перехода в пятый класс: в частности, в школе с углубленным изучением отдельных предметов одной из наиболее существенных причин изучаемой тревожности является изменение состава, смена класса. В своей статье мы не только отразили перечень причин, вызывающих у четвероклассников тревожность относительно предстоящей смены образовательной ступени, но и кратко обозначили некоторые способы профилактики и нивелирования рассматриваемой тревожности, основываясь на опыте экспериментальной работы. Считаем, что представленный рейтинг значимых причин школьной тревожности относительно перехода в пятый класс может быть ориентиром для планирования психолого-педагогической поддержки будущих пятиклассников и решения проблемы преемственности начальной и средней школы.

← Предыдущая статьяМетодика развития координационных способностей борцов греко-римского стиля 12–13 лет с использованием специальных средств

(авторы Е.И. Афанасьева и Н.Л. Васильева)

Процедура обработки сочинений:

а) Оценка интеллектуального уровня работы (оценка вербального мышления)

Высокий уровень - раскрытие главной мысли сочинения как отражение существенных признаков ситуации, понимание причинно-следственных связей, т.е. закономерностей реальности.

Средний уровень - наличие главной мысли в сочинении, ее минимальное раскрытие.

Низкий уровень - имеется правильная структура фраз, каждое предложение содержит мысль.

Еще более низкий уровень является показанием для индивидуального обследования, требуется уточнение уровня общего интеллектуального развития.

Наличие большого числа ошибок может являться показанием для консультации логопеда или отражением низкого усвоения специальных школьных навыков (грамотность). Однако главная мысль в сочинении есть. Прослеживается ее развитие. Уровень грамотности на оценку не влияет.

Низкий уровень - не освоен стандарт выражения мыслей.

Средний уровень - удовлетворительное владение речью как инструментом мышления.

Высокий уровень - наличие композиции (вступление, основная часть, заключение).

Очень высокий уровень - наличие композиции, полное освоение стандарта мыслительной деятельности, и на его основе - своеобразие выражения. Иногда встречается уже в 3-4 классах.

в) Уровень волевой регуляции. Отражает наличие готовности к самостоятельной организации деятельности, объем необходимой помощи.

Определяется с учетом трех показателей:

1. Объем сочинения (среднее количество слов в сочинении-70).

2. Аккуратность оформления.

3. Аккуратность речи (как отражение интеллектуального волевого усилия - проявляется в грамотности и правильном построении фраз).

Высокий уровень - есть все три показателя.

Средний уровень - два из трех показателей.

Низкий уровень - один или не одного показателя.

г) Эмоциональный фон . Определяется по содержанию сочинения. Эмоциональное отношение к школе проявляется в виде доверия, открытости либо недоверия, закрытости.

- сочинение содержит личностно значимое содержание, отражает личностный смысл - есть положительный эмоциональный фон, доверие к школе.

- сочинение формально, либо нейтрально, либо проявляются негативные эмоции - нет положительного эмоционального фона, нет полного доверия к школе.

д) Личностно-социальное развити е. Отражает социальное развитие личности ребенка, освоение им разнообразных сфер социальной жизни, в т. ч. сферы

отношений, а также переживаний. Сокращенно назван освоением социального пространства - ОСП.

Определяется по наличию социальных интересов, а также их направленности. Направленность интереса может быть:

- на освоение социального пространства, различных областей деятельности людей, на ролевые отношения, связанные с деятельностью, на взаимоотношения со сверстниками, а также на социально-значимые качества личности, в том числе и свои;

- на микросоциальные отношения (фиксация на семейных отношениях в отличие от интереса к более широкому социальному окружению).

Имеются иногда эмоциональные проблемы, препятствующие освоению социального пространства.

- нет ОСП - либо игровой уровень, либо явная фиксация на какой-то проблеме.

- ОСП не выражено - интерес к освоению социального пространства не выражен.

- есть ОСП - выражен интерес к освоению социального пространства.

1. Использование для оценки групповой готовности- готовности класса в целом (по различным параметрам) и, следовательно, корректировки педагогических подходов. Например, если в результате обследования выявится низкий уровень доверия детей к школе - это может стать поводом для обсуждения в педагогическом коллективе. Возможно, требуется временное смещение фокуса внимания педагогов с учебных проблем на организацию взаимодействия, развитие взаимопонимания между учащимися и педагогами, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности образовательного процесса в целом.

Низкий общий уровень показателей качеств субъекта учебной деятельности при удовлетворительном интеллектуальном уровне сочинений, возможно, говорит о низком качестве обучения в школе. Это требует дополнительных усилий со стороны администрации для повышения пед. мастерства учителей начальных классов.

Другие параметры меньше подвержены влиянию педагогического процесса. Однако если выявляется выраженное общее западение по какому-либо признаку, то это требует совместного обсуждения и осмысления психологом и администрацией школы.

2. Использование для оценки индивидуальной готовности детей к переходу в среднюю школу и обучению в среднем звене.

Так же интерпретируются показатели ОСП. Наличие его однозначно говорит о благополучном социальном развитии. Невыраженность ОСП, однако, не является свидетельством неблагоприятного развития. (В частности, на выполнение задания написать сочинение могут оказывать влияние ситуативные факторы).

Если интеллектуальный уровень высокий, то игровая направленность является показанием для включения в группу личностного развития коммуникативной компетентности.

Дети с выраженными эмоциональными проблемами, отраженными в сочинении, нуждаются в дополнительном психологическом или медико-психологическом консультировании.

Представленная схема обследования может быть основанием для обоснованных программ помощи различным группам детей в соответствии с их основными психологическими особенностями. Представленная структура психологических качеств, характеризующих детей, позволяет предположительно очертить зону реальной помощи для конкретного ребенка.

Тест школьной тревожности Филлипса

1.(д) Трудно ли тебе держаться на одном уровне со своим классом?

2.(2) Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3.(д.3) Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4.(х.4) Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5.(с) Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6.(д) Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7.(х.2) Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8.(3) Случается ли с тобой, что ты не решаешься высказаться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9.(4) Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10.(с) Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11.(д) Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12.(х.2) Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13.(3) Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14.(4) Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15.(с) Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь делать ты?

16.(х.2) Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17.(д.3) Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18.(4) Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19.(д) Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20.(с) Похож ли ты на своих одноклассников?

21.(х.2) Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?

22.(з) Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23.(Х.4) Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопросы учителя?

24.(с) Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25.(д) Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26.(х.2) Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27.(1) Боишься ли ты временами вступать в спор?

28.(х.4) Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.(д) Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30.(с) Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым уважением?

31.(1.с) Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32.(д) Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33.(с) Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращает на тебя внимание?

34.(1) Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35.(д) Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои учителя?

36.(с) Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как мамы других твоих одноклассников?

37.(1) Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38.(д) Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39.(с) Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40.(1) Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41.(д) Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42.(с) Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43.(д) Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44.(с) Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45.(1) Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46.(х) Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47.(х) Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48.(х) Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе.

49.(х) Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50.(х) Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51.(х) Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52.(х) Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53.(х) Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54.(х) Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55.(х) Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56.(х) Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57.(х) Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58.(х) Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем

На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Методика "Сочинение"

Методика "Сочинение"
Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Интерпретация:

  • Оценка интеллектуального развития (способность вербального мышления).

Высокий уровень – раскрытие главной мысли, отражение существенных признаков ситуации, понимание причинно-следственных связей закономерности реальности.
Средний уровень – наличие главной мысли и ее минимальное раскрытие.
Низкий уровень – имеется правильная структура фраз, каждое предложение содержит мысль.
Очень низкий уровень – нет главной мысли в предложениях.
Примечание : уровень грамотности на оценку не влияет, но может являться показателем для консультации логопеда или отражением низкого усвоения специальных школьных навыков (грамотности).

  • Выраженность качеств субьекта учебной деятельности.

Это освоение и присвоение способов и форм познавательной деятельности, принятых в обществе. Формируется опосредованность мыслительных операций принятыми в обществе стандартами, инструментарием мыслительного процесса.
Очень высокий уровень – наличие композиции, полное освоение стандарта мыслительной деятельности. И на его основе – своеобразие выражения.
Высокий уровень – наличие композиции (вступление, основная часть, заключение)
Средний уровень – удовлетворительное владение речью, как инструментом мышления.
Низкий уровень – не освоен стандарт выражения мыслей.

Это наличие готовности к самостоятельной организации деятельности, объем необходимой помощи. Определяется с учетом 3 показателей:

  • объем сочинения (среднее количество слов – 70);
  • аккуратность оформления;
  • аккуратность речи ( как отражение интеллектуального волевого усилия – проявляется в грамотности и правильном построении фраз)

Высокий уровень – есть все три показателя.
Средний уровень – 2 показателя.
Низкий уровень – 1 или ни одного показателя.

Определяется по содержанию сочинения. Эмоциональное отношение к школе проявляется в виде доверия, открытости, либо недоверия.
Положительный фон – есть личностно значимое содержание, отражает личностный смысл.
Нет доверия к школе – сочинение формально или нейтрально, проявляются негативные эмоции.
5.Личностно – социальное развитие.
Это освоение социальных сфер жизни, отношений, переживаний, освоение социального пространства (ОСП). Определяется по наличию социальных интересов, их направленности:

  • игровой;
  • на освоение социального пространства, различных областей деятельности людей, на ролевые отношения, связанные с деятельностью, на взаимоотношения со сверстниками, на социально-значимые качества личности и свои тоже;
  • на микросоциальные отношения (фиксация на семейных отношениях в отличие от интереса к более широкому социальному окружению)

Выявляется наличие эмоциональных проблем, препятствующих освоению социума.
Есть ОСП – выражен интерес к освоению социального пространства.
Нет ОСП – либо игровой уровень, либо явная фиксация на какой – то проблеме.
Примечание: ОСП может проявляться в освоении различных сфер деятельности, познании различных сторон общественной жизни.

Методика сочинения Е.И.Афанасьева. Высокий уровень: 5 человек Дети раскрывают главную мысль сочинения, как отражения существенных признаков ситуации, понимание причинно-следственных связей, т.е. закономерностей реальности. Четко прослеживается композиция (вступление, основная часть. заключение). Наличие композиции, полное освоение стандарта мыслительной деятельности и на его основе своеобразие выражения. Сочинение содержит личностно-значимое содержание, отражает личностный смысл – есть положительный эмоциональный фон, доверие к школе. Средний уровень: 5 человек Наличие главной мысли в сочинении и ее минимальное раскрытие. Удовлетворительное владение речью, как инструментом мышления. Аккуратность оформления. Аккуратность речи. Низкий уровень: 17 человек.

Адаптация в 5 классе

Читайте также: