Зависит ли судьба человека от его убеждений отцы и дети сочинение

Обновлено: 29.06.2024

1. Пафос разрушения и переустройства настолько неприемлем для Тургенева, что он заставляет Базарова в конце концов вчистую проиграть Кирсанову (П. Вайль, А. Генис)

2. Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком (Б. Зайцев)

1. Слово учителя .

2. Словарная работа.

- Ребята, дома вы поработали со словарями, выписали значения слова НИГИЛИЗМ. Заглянем еще в Большой энциклопедический словарь. Какое он дает определение слову НИГИЛИЗМ? (Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни).

- Что нового мы узнаем об этом слове из словаря Даля? (Нигилизм – безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать)

- Что есть общего в этих определениях? (отрицание общепринятых ценностей)

- Кто такой цивилизатор? (Тот, кто насаждает цивилизацию, культуртрегер.)

- Кто такой нигилист? (в 60-е годы 19 века в России: сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничества; человек, относящийся ко всему отрицательно, скептически)

3. Культурологическая справка

- Нигилизм – это своеобразная философия. Что же лежит в основе этой философии?

4. Взгляды Е. Базарова

- Соответствуют ли взгляды Евгения Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам? Ребята, дома вы выписывали цитаты, которые говорят нам, читателям, о политических, философских, научных, эстетических взглядах Базарова. (Учащиеся зачитывают цитаты)

Выводы учащихся : Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицания, доходящие до абсурда, всего и всех: нравственных законов, поэзии, любви, семьи – все это проявление нигилизма. Но ведь без учета опыта предыдущих поколений нельзя в точности представить себе жизненную цель, задачу.

- В романе между Базаровым и людьми старого века, которым является П.П. Кирсанов, происходит столкновение – столкновение цивилизаторского порыва с порядком культуры. Взгляды Базарова нам известны. А каких жизненных принципов придерживается аристократ (представитель высшего родового слоя дворянства) П.П. Кирсанов? Каковы его политические воззрения, отношение к дворянству, аристократии, русскому народу, природе, искусству? Сопоставим их со взглядами Базарова и сделаем вывод, кто прав.

По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято предания, не может жить без религии. В этом он видит залог спасения общества. У Базарова трезвое отношение к народу. Как истинный шестидесятник, он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает.

При этом Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, в чем признается. Они для него – грязные мужики, без которых, правда, не обойтись.

Или: Легкость, с которой Базаров отрицает традиции и устои, пугает здравомыслящего человека. К сожалению, абсурдное отрицание всего, видимо, в природе человеческой. Я вижу в нигилизме смертельную болезнь не только для общества, но и для планеты. Мне кажется, пока человек служит какой-то идее, сделал ее Богом, готов ради нее уничтожить все, разрушить – мир в опасности. Нужно не разрушать, а созидать. Поэтому мне ближе взгляды Кирсанова.

Слово учителя: Да, Базаров вызывает у читателя и ненависть, и любовь, но в нем ничего, что порождает скуку и равнодушие. Это небезупречный образ, но человечески очень интересный, как и образ Кирсанова.

6. Работа с эпиграфами.

Мнение Бориса Зайцева тоже заслуживает внимания. Он прожил долгую жизнь, видел расцвет культуры Серебряного века, затем – раскол мира, уничтожение общества, в котором он жил и творил, истребление культуры и цивилизации. Зайцев – вынужденный эмигрант. Основную часть жизни прожил за границей, знал прекрасно классическую литературу, стал биографом Тургенева.

- На чьей же стороне Тургенев?

- Могут ли убеждения человека отразиться на его судьбе? Докажите это на примере героев романа. (Да, мы это видим на примере Базарова: он, отрицая природу, отрицал сам себя, свою жизнь как часть природы, поэтому Тургенев приводит его к смерти. В этом – торжество жизни над искусственными представлениями о ней.

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" - ярчайший пример классического произведения, вобравшего многие бытийные смыслы своей эпохи и, благодаря своим богатым культурным пластам, обретшего жизнь в "большом времени". Долгое время в школьной практике он прочитывался главным образом как социально-психологический роман, в котором происходит столкновение двух поколений - дворянских либералов и демократов-разночинцев - в их идейном, нравственном споре о проблемах русской жизни 60-х гг. XIX в. В настоящее время работы А.И. Батюто, В.М. Марковича, Ю.В. Лебедева, В.А. Недзвецкого, П.Г. Пустовойта, Г.А. Тиме, введенные в школьное литературоведение, позволяют прочитывать роман на качественно новом уровне. Теперь роман "Отцы и дети" рассматривается как своеобразный культурный универсум, поэтому подход к изучению творчества И.С. Тургенева в школе требует бережного и ответственного отношения.

При подготовке урока мною были поставлены следующие цели:

- обучающая: Проанализировать эпизод спора Базарова и Павла Петровича;

выяснить, что может привести к конфликту между людьми; выявить сильные и слабые стороны конфликта; показать полемический характер романа, его художественные особенности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное);

- развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память и мышление;

- воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку, русской литературе; приобщить через роман к культурному наследию русского народа.

Тип урока: урок-семинар (закрепление изученного материала).

Группа учащихся заранее получила индивидуальное задание (культурологическая справка о нигилизме; эстетические, политические взгляды Базарова и Кирсанова, их отношение к русскому народу). Ребята справились с заданием хорошо. Они работали самостоятельно, используя различные источники: вспомогательную литературу, Интернет, статьи из журналов.

Для включения учащихся в активную деятельность предлагались словарная работа, проблемные вопросы, работа с эпиграфами.

Заранее продуманная структура урока удалась. Информативность для данного класса оказалась достаточной. Уроку удалось придать развивающий характер: учащиеся усвоили особенности творческого метода Тургенева - полемичность сюжетного действия, психологизм. Научились находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

На уроке реализованы и сквозные линии курса: формирование умения анализировать художественные произведения; проводилась работа по овладению умениями и навыками различных видов устной речи.

Цель: дать понятие о нигилизме, познакомиться с характеристиками определения нигилизма, данными в разных источниках разного времени; сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова; показать, как влияют убеждения человека на его судьбу; проанализировать последствия нигилизма, подвести к мысли о разрушительном воздействии нигилизма на характер личности и общества; развитие навыков устной монологической речи, выразительного чтения.

Эпиграф:

1. Вступительное слово учителя.

2. Нам предстоит словарная работа.

- На что вы обратили внимание?

- Итак, нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Можно ли считать нигилизм социально позитивным явлением? Почему?

- Нигилизм – это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций. Философия нигилизма позитивной быть не может, т.к. отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира.

Давайте вспомним взгляды Базарова. Дома вы должны были заполнить таблицу, подобрав цитаты из романа (чтение цитат и их обсуждение).

Научные и философские взгляды:

- Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?

- Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, всего и всех: нравственных законов, музыки, поэзии, любви, семьи; попытка объяснить все явления действительности, даже необъяснимые, с помощью научных изысканий, материалистически.

- Какое из 3 толкований больше подходит к нигилизму Базарова?

А что же признаёт Базаров? (науку, огромную роль самовоспитания, труд, работу)

- Хорошо это или плохо относиться ко всему с критической точки зрения?

- Как называются люди, ломающие старый строй?

- Чтобы построить новое – лучше старого.

  • И что же собирается строить Базаров?
  • Ничего. Он говорит, что это не его дело. Его дело – место расчистить, и всё.
  • Что же хорошо и что плохо в программе Базарова?
  • Хорошо, что он видит недостатки современного общества. Плохо, что не знает, что строить, и не собирается строить. У него нет созидательной программы.
  • Как относится Тургенев к убеждениям Базарова? Разделяет ли он их?
  • Автор не разделяет нигилистических убеждений Базарова, наоборот, он всем ходом романа последовательно их развенчивает. С его точки зрения, нигилизм обречён, т.к. не имеет позитивной программы.
  • Тургенев по своему мировоззрению либерал, по происхождению – аристократ. Как же мог он своего противника сделать лучше и дать ему одержать победу?

По этим словам Тургенева получается, что образ Базарова - это объективная истина, хотя она противоречит симпатиям автора.

- Тургенев – великий психолог. Его Базаров, будучи циничным, бесстыдным на словах, в душе человек нравственный. В Базарове скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное счастье, и умение ценить красоту и поэзию. (В минуты отчаяния бродит по лесу, перед дуэлью замечает красоту природы; стремясь скрыть своё смущение, ведёт себя развязно; дуэль).

- Почему Базаров не отказался от участия в дуэли?

Павел Петрович угрожал в случае отказа ударить его палкой. Что ж с того? Человек, который искренне не признаёт никаких условностей, может позволить себе не заботиться об общественном мнении. Базаров гораздо моложе Павла Петровича и вряд ли позволил бы себя избить. Но он испугался другого – позора. И это доказывает, что далеко не ко всему, о чём отзывался с презрительной ухмылкой, он действительно был равнодушен.

Сам этого не осознавая, Базаров живёт по достаточно высоким нравственным принципам. Но эти принципы и нигилизм несовместимы. От чего-то придётся отказаться. Базаров как нигилист и Базаров как человек борются между собой в душе.

- Как вы думаете, отражаются ли убеждения человека на его судьбе?

- Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе. Они моделируют его судьбу. И получается, что сильный и властный человек, перед которым ещё никто не спасовал, отрицающий романтизм, настолько доверяет своим идеям, что одна только мысль об ошибке приводит его в уныние, в состояние депрессии. За это он будет страшно наказан: врачебные занятия окажутся для него роковыми, а медицина, которую он так почитал, не сможет его спасти. Логика романа заставляет нас видеть в смерти Базарова торжество сил здравого смысла, торжество жизни.

4. Последствия нигилизма.

- Можете ли вы привести примеры нигилизма в истории нашей страны?

Эти слова были написаны в 1912 году. Под ними подписи нескольких поэтов, в том числе В.Маяковского.

Авторы манифеста называли себя футуристами, от лат. futurum – будущее. Они презирали общество и его законы, старую литературу с её традициями, общепринятые правила поведения, принципы, авторитеты. Они выступали с чтением своих странных, грубых, диких стихов, появлялись перед публикой вызывающе одетые, с раскрашенными лицами, они постоянно издевались над читателями и слушателями, хамили им, показывая им, как они презирают сытый благополучный мир. Они пытались сокрушить даже язык и совершали дерзкие опыты над поэтическим словом.

Мне кажется, что эти люди похожи на нигилистов.

- О футуристах мы будем с вами подробно говорить на будущий год. Что это за направление, что оно привнесло в литературу. Но хочу отметить, что В.Маяковский примыкал к футуристам лишь в самом раннем творчестве. А позднее взгляды его не были уже такими крайними. Мало того, у него появились стихи, в которых он беседует с Пушкиным о назначении поэта и поэзии.

Похожий период в истории нашей страны был и после Великой Октябрьской социалистической революции, когда некоторые деятели искусства решили отказаться от всего предшествующего опыта и создать на голом месте новую пролетарскую культуру.

Борис Зайцев прожил долгую жизнь. Наблюдал расцвет культуры Серебряного века, а затем – раскол мира, уничтожение общества, в котором он жил и творил, истребление культуры и цивилизации. Вынужденный эмигрант, всю оставшуюся жизнь проживший за границей, прекрасный знаток классической литературы, он имел право увидеть в нигилизме Базарова воинствующий нигилизм большевика и связать все события, произошедшие через полвека, с идеями, которые проповедовал Базаров.

Проблема диалога человека и природы – проблема общечеловеческая. Она постоянно рассматривалась русской литературой как XIX, так и XX веков. Давайте сейчас прослушаем стихотворение Роберта Рождественского. Написанное с 70-годы оно, к сожалению, и сейчас остаётся актуальным.

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше – окружающей природы,
Всё больше – окружающей среды.

Да, вокруг нас всё меньше живой природы, всё больше зон, не пригодных для проживания человека: зона Чернобыля, зона Арала, зона Семипалатинска… А это результат бездумного вторжения в мир природы научно-технического прогресса.

- Итак, нигилизм – это болезнь или лекарство от болезней?

Нигилизм – очень знакомая нашей стране болезнь, которая приносила беды, страдания, смерть. Получается, что Базаров – герой всех времён и народов, рождающийся в любой стране, где нет социальной справедливости и благополучия. Нигилистическая философия несостоятельна, т.к. она, отрицая духовную жизнь, отрицает и нравственные принципы. Любовь, природа, искусство – не просто высокие слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности.

Мы должны понять, что есть на свете такие ценности, которые отрицать никак нельзя. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы…Богом ли, природой ли – как знать? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой…

- Взгляните, как прекрасна наша земля в любое время года! Воспитывайте в себе жалость к сломанному дереву, к брошенной собаке. А когда вырастете и станете рабочими, строителями, инженерами, умейте думать не только о производстве, но и о нашей земле, о природе.

В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи, основанные на любви, а непокорного, жёсткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему любят и помнят его родители.

Нужно понять: отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь как часть природы человека.

Пусть наш сегодняшний урок закончат финальные строчки романа Тургенева. Пусть прозвучат они как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь!

Задание на дом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Модель урока по литературе в 10 классе

Данный урок входит в систему уроков для учащихся 10 класса ( Русский язык и литература 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч./ под ред. В.П.Журавлева ).

Тип урока: урок-размышление.

- деятельностная : формирование у учащихся умения самостоятельно работать с текстом, с дополнительной информацией, а также умение не только выявлять проблему, но и учиться выражать свое отношение к ней, развитие навыков устной монологической речи, выразительного чтения;

Задачи урока :

Образовательные:

-обеспечить развитие умений выделять главное в художественном произведении;

-научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

-сопоставить понятие НИГИЛИЗМА и взгляды Евгения Базарова;

-подвести к мысли о разрушительном воздействии НИГИЛИЗМА на характер личности и общества.

Развивающие:

- формировать умение высказывать свои мысли связно и логично, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывая с помощью фактов;

-работать с понятиями:

-отбирать информацию для ответа.

Воспитательные:

-формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группах и парах;

-сравнивать и сопоставлять ответы одноклассников с тем, что учащийся знает;

-уважительно относиться к чужому мнению.

Сенсорные слова и выражения:

Аудиальные Визуальные Кинестетические

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Сторителлинг

Используя сторителлинг , учитель создает комфортную обстановку на уроке, интересная история способна захватить внимание учащихся.. Учитель предлагает подумать над вопросами, создавая проблемную ситуацию , в которой и заложен конфликт.

- Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? Могут ли убеждения погубить человека или, наоборот, сделать его счастливым?

( Приложение 1.)

Учащиеся обдумывают проблемные вопросы и отвечают на них. Приводят доказательства своего мнения. Никто никому не навязывает решения, услугу .

Личностные -социализация, самоопределение.

Регулятивные- осмысление услышанного и увиденного.

Коммуникативные -осознанное и произвольное построение речевого высказывания .

. Актуализация знаний.

Учитель напоминает предыдущий изученный материал, на базе которого будут усваиваться новые знания. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Вопросы:

2.вопрос. см. (Приложение 2.)

Почему и для чего им нужно изучить эту тему и разобраться в ней?

Регулятивные- подведение под понятие

Коммуникативные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью .

Целеполагание

Учащиеся, вступая в диалог с учителем, предлагают свои варианты.

-выяснить, какое влияние оказывает НИГИЛИЗМ на человека (общество);

Регулятивные- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

- умение понять свои интересы , увидеть проблему, задачу и выразить её словесно.

IV. Постановка учебной задачи .

Учащимся предложено в парах сформулировать основную учебную задачу и составить алгоритм работы:

(Приложение 3)

Познавательные- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Регулятивные- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные -осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выражение своих мыслей с достаточной полнотой.

V .Поиск информации

Учитель предлагает работу в группах по поиску информации согласно алгоритму.

Учащиеся работают в группах, осуществляя поиск информации по заданному параметру.

(Приложение4)

Познавательные- умение определять понятия и извлекать информацию ;

-умение ориентироваться в своей системе знаний;

-умение обобщать, выбирать признаки для сравнения.

Регулятивные- анализ, сравнение, выводы.

Коммуникативные- поиск необходимой информации.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Учитель предлагает приступить к проверке работы групп, получившиеся результаты озвучить.

Учащиеся представляют свои материалы. В ходе выступлений используются разнообразные умения: ораторские, познавательные, исследовательские, коммуникативные.

Коммуникативные- умение доносить свою позицию до других;

-умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Познавательные- умение извлекать информацию ;

-умение слушать, добывать новые знания.

Информация о домашнем задании.

Учитель создает оптимальные условия для развития самостоятельного мышления учащихся, сообщает о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения.

(Приложение 5)

Учащиеся внимательно слушают учителя , задают вопросы, если непонятно .

Познавательные- стимулирование учащихся к самообразованию и самосовершенствованию.

Учитель организует аналитическую деятельность учащихся, предлагая им свои рассуждения оформить в виде письменного ответа на вопрос: как нигилизм влияет на человека и общество? После чего станет понятно, что нового и ценного узнали учащиеся на уроке.

(Приложение 6)

Учащиеся отвечают письменно на вопрос, соотносят полученную (новую) информацию с предыдущей(старой ), полученные на стадии осмысления . Анализируют собственные высказывания.

Личностные- сравнивать свои оценки с оценками других;

-объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации;

-на основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей;

-уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих (ценностях разных групп).

Регулятивные- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

2. Описание главного героя(кратко) Главный герой – Евгений Воразаб. Человек дела. Добился небольших успехов в медицине. Единственная его страсть – наука. Именно ей он и посвящает большую часть своего времени. Но при всем этом он отрицает: нравственные законы, музыку, поэзию, любовь, семью… И когда анализируешь его жизненные убеждения, то больше замечаешь в нем черты знакомого всем нам литературного персонажа, который стремился к независимости, старался самостоятельно оценивать события и самостоятельно утвердиться в жизни.

ВОПРОС, заданный учащимся:

- Как вы думаете, чьи черты характера воплощены в образе нашего незнакомого героя?

(Конечно же, Евгения Базарова - фамилия читается наоборот –Воразаб- ребята догадываются, активно включаются в работу).

5. Что-то идет не так.

-И как вы думаете, кто из присутствующих на конференции смог бы опровергнуть его взгляды? Конечно же, это представители более старшего поколения, которые поочередно подходят к трибуне и каждый в своем выступлении задается вопросами:

-- Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений?

-- Могут ли убеждения погубить человека или, наоборот, сделать его счастливым?

6. Создается проблемная ситуация . Эта история смогла захватить внимание учащихся. Ребята самостоятельно обдумывают эти вопросы и отвечают на них.

Учитель напоминает предыдущий изученный материал, на базе которого будут усваиваться новые знания. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Вопросы:

2.Существует ли сегодня это общественное явление? (в наше время становится очень распространенным такое явление. Сейчас есть такие люли, как Базаров, которые не признают того, что не вписывается в их систему взглядов. Жестких, бескомпромиссных, непримиримых. В коллективах им сложно. И среди людей им сложно не проявлять характер).

Работа в парах. Учащимся предложено сформулировать основную учебную задачу и составить алгоритм работы:

4. Выяснить отношения к нигилизму в обществе на рубеже 19-20 веков.

Учитель предлагает работу в группах по поиску информации согласно алгоритму. Учащиеся в соответствии с составленным алгоритмом деятельности работают и осуществляют поиск информации по заданному параметру.

НИГИЛИЗМ – «отрицание общепринятых ценностей: идеалов. Моральных норм, культуры, форм общественной жизни. ( Большой энциклопедический словарь).

Вывод. Интересно отметить, что в разных источниках даётся свой вариант толкования этого понятия и его возникновения.

Итак, нигилизм – это убеждения или их отсутствие?

Ответы учащихся (Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций.)

Ребята вспоминают взгляды Е.Базарова (работа с текстом, чтение цитат и обсуждение).

2 группа. Работа по выявлению научных и философских взглядов:

3 группа. Работа по выявлению политических взглядов :

4 группа работает по выявлению эстетических взглядов:

Все это могут ребята выполнить как в таблице, так и в виде цитатного плана.

hello_html_5d450aaa.jpg

Отношение Кирсанова Павла Петровича к нигилизму : конечно же, отрицает, он стоит за сохранение старых порядков, а согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособление к новым условиям. Он уважает аристократов и считает, что аристократизм – это принцип, а без принципов могут жить только одни безнравственные люди. Русский народ свято чтит предания и не может жить без веры.

-Во имя чего ломают старое? Зачем? (чтобы построить новое-лучше старого, а Базаров ничего не собирается строить, ссылаясь на то, что это не его дело, а его дело – место расчистить)

-Что хорошего(+) и что плохого(-) в программе Базарова? (+ он видит недостатки современного общества, - не знает, что строить и нет никакой программы.

- Как относится И.С.Тургенев к убеждениям Базарова? (Писатель не разделяет нигилистических убеждений Базарова, нигилизм обречен, т.к. не имеет никакой программы.)

- Как вы думаете, отражаются ли убеждения человека на его судьбе? (Убеждения героя, которые он воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе. Они моделируют его судьбу. Поэтому, сильный человек, который отрицает романтизм, так сильно доверяет своим идеям, что только одна мысль об ошибке его расстраивает и вводит в состояние депрессии.)

Учитель создает оптимальные условия для развития самостоятельного мышления учащихся, сообщает о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения. Учащиеся внимательно слушают учителя, задают вопросы, если непонятно.

Задание по группам:

Учитель организует аналитическую деятельность учащихся, предлагая им свои рассуждения оформить в виде письменного(устного) ответа на вопрос: как нигилизм влияет на человека и общество? После чего станет понятно, что нового и ценного узнали учащиеся на уроке.

Учащиеся отвечают письменно на вопрос , соотносят полученную (новую) информацию с предыдущей(старой), полученные на стадии осмысления. Анализируют собственные высказывания.

Аргументированные ответы

( учащиеся по выбору отвечают на один из вопросов ):

Что вы ожидали от урока и что получилось?

Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

Была ли польза от такого рода работы?

В чем вы видите собственное приращение?

Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

Выставление оценок.

Спасибо всем за интересное обсуждение (отметить лучшие ответы, похвалить тех, кто сумел раскрыться во время занятия), но хотелось бы активности на занятии (пожелания).

Технологическая карта урока по литературе

-формирование у учащихся самостоятельно работать с текстом, с дополнительной информацией, а также умение не только выявлять проблему, но и учиться выражать свое отношение к ней.

Планируемые результаты обучения:

Предметные :

-умение выделять главное в поведении и взглядах героев (Евгения Базарова, Павла Петровича Кирсанова, Аркадия).

Личностные :

-формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи;

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости;

- формирование мотивации к самосовершенствованию.

Метапредметные:

Регулятивные :

-анализировать выбор учебной деятельности для достижения планируемого результата;

-осознавать возникающие трудности, искать причины их преодоления.

Познавательные:

-самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

Коммуникативные:

-уметь формулировать собственное мнение, позицию;

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-владеть монологическими и диалогическими формами речи;

-уметь доносить свою позицию до других.

Формы и методы работы

-индивидуальная, групповая, фронтальная.

-частично-поисковый; проблемный.

Оборудование

Сочинение 3

Другие сочинения: ← Как мечта влияет на человека?↑ 11 класс и ЕГЭВ чем разница между мечтателями и реалистами? →

Вечные проблемы в литературе

Описание второстепенных персонажей

В романе три основных четы, на основе которых можно понять, какие нравственные принципы преследовались в обществе того времени. Помимо них, есть второстепенные семьи, но тем не менее играющие важную роль в общем представлении о семейных традициях начала XIX века.

Граф Безухов

Старый граф Безухов — второстепенный персонаж в произведении. У него есть дети, но в конце жизнь он признает единственным своим наследником — Пьера. Молодой человек не знал, как ему себя вести с родителем, ведь они виделись очень мало. Благодаря своему отцу Пьер стал очень богат.

В борьбе за наследство участвовали многие, а парень был безучастен. Он единственный кто страдал от смерти человека, когда остальные жаждали только денег. Пьер любил своего родителя, сострадал ему.


Наследство повлияло на жизнь молодого человека. Он заботился о крепостных, ездил по селам и стремился улучшить условия их проживания, быт. Это был добрый и отзывчивый человек. Он испытал многие неприятности и переживания, но именно они повлияли на становление его личности.

Безухов стал таким человеком, благодаря своему отцу. Если бы не наследство, возможно благородные деяния, чувства сострадания, забота о близких и другие высокие нравственные принципы Пьера, так и не раскрылись. Ведь когда человек голоден, он не думает о чем-то великом, его не волнуют мысли о смысле жизни.

Все положительные качества граф перенес и в свою новую семью. Он женился на Наташе Ростовой, с которой у них было 4 детей. Эти люди обрели взаимопонимание и уважение. Этому учили своих детей. Они стали счастливыми, поняли смысл своего существования, который заключался в счастье и семье.

Дворяне Друбецкие

Характер, черты и манеры поведения женщины полностью передались ее единственному наследнику. Они обладали следующими чертами:

  • расчетливость;
  • хитрость;
  • практичность.

Ради достижения своих целей они могли пойти на все что угодно. Это были опасные люди, готовые на унижение, обман и интригу.

Княгиня вымаливает у других людей хорошее положение ради сына, забыв о своей гордости, а ее сын женится на некрасивой Жюли Курагиной только чтобы получить богатство и знатное положение. В этой семье ребенок берет пример с матери. Они преследуют одни цели — обогащение и высокое положение в обществе. В Борисе проявляются пороки родителей. Он мог бы изменить себя, но предпочел оставить все без изменений.

Таким образом, роль отцов в формировании молодого поколения невозможно недооценивать. Они в ответе за то, какими будут их дети, что ожидает страну в будущем. Именно вклад родителей в воспитание новых людей имеет важное значение для мира. Те, кто прививает своим детям достойные качества, учит милосердию, благородству, состраданию, добру и справедливости достойны уважения. Нельзя забывать своих корней. Именно они дают людям верное направление для счастливой жизни.

Конфликт мировоззрений


Нам казалось, что конфликт этот неизбежен. Рано или поздно он коснется всех. Сейчас считаем, что конфликт можно разрешить, главное захотеть это сделать. Иногда обида и непонимание стоят на первом месте взаимоотношений и их просто нельзя сдвинуть на второй план. Но стоит попробовать на первый план выдвинуть прощение и принятие другого, тем более что речь идет о близких и родных людях.

Подводя итог, можно сказать, что не нужно быть гордым и спесивым. Надо идти на уступки, ценить заботу, либо однажды станет слишком поздно найти точки понимания.

Сложно не согласиться с авторской подачей текста: старшие пытаются навязать своё мнение, традиции. Но у них уже был шанс изменить и создать своё общество и пора уступить молодым и дать им попытку внести что-то новое и сделать мир лучше.


Пример сочинения 2

Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых. Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием.

Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне.

Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения.

Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”.

От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

“Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав.

Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Пример сочинения 3

Базарову были ненавистны идеи дворян, он презирал их общество, был яростным борцом За новое демократическое будущее. Евгений отрицает красоту, искусство, любовь. Павел Петрович происхождением и воспитанием отличается от Базарова. Он сын генерала, блестящий офицер, светский лев. Вся жизнь его была посвящена борьбе за прекрасную женщину. С первой минуты Павел Петрович возненавидел Базарова и в спорах с ним пришел к выводу, что Евгений — гордец, нахал, циник. Истинная же причина ненависти была в том, что Базаров попросту перечеркивал его жизнь. Павел Петрович, уездный аристократ, полагал, что ведет он жизнь благоразумную и достойную. А с точки зрения Базарова, жизнь эта была пустой и никчемной. Столкновение этих героев оказалось неизбежным.

Тема романа актуальна во все времена, не изжила она себя и в наше время. Молодое поколение, шагнув на такую ступень развития, когда может самостоятельно оценивать события, происходящие вокруг, когда может делать самостоятельные выводы и когда может изменять что-то в жизни, перечеркивает и отрицает сделанное старшим поколением. Старшие теряют авторитет и власть над молодыми, но не хотят этого признавать. Конфликт вечен.

Пример сочинения 4

Конфликт Аркадия с его отцом и дядей разрешается, когда молодой человек выходит из-под влияния Базарова. Аркадий похож на отца, поэтому повторяет его жизненный сценарий и легко выбирает те же ценности – семейно-родовые отношения, дом и хозяйство, любовь как высший смысл жизни. Поэтому Базаров одинок в противостоянии поколений.

Читайте также: