Заочная экскурсия это сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Жанры сочинений старшеклассника: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия, очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия. Напоминаем вам главные признаки этих жанров:

· рассказ – небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию;

· сказка – эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы;

· письмо – эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к 3 определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности;

· дневник – форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора;

· заочная экскурсия – 1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения;

· очерк – в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры;

· репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж);

· интервью – жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики;

· эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора;

· рецензия – критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нестеренко Виктория,

обучающаяся 9 класса

МБОУ СОШ № 5 х.Прогресс

Гиагинского района

Республики Адыгея

Мельникова

Елена Владимировна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ № 5

(материал можно использовать в школьном музее при проведении тематической экскурсии к 9 мая).

Много книг написано о мужестве и героизме людей, сражавшихся за нашу Родину, и о страданиях, о тяжёлых испытаниях, которые легли на плечи детей и взрослых в военные годы.

Мне было очень интересно читать книги о войне. В них, как наяву, звучат воспоминания тружеников тыла, солдат Великой Отечественной войны. Читаешь эти строки, и захватывает душу, становится даже страшно, что такое происходило 70 лет назад на нашей Родине.

С интересом я читала книги краснодарского книжного издательства, в которых много говорится о кубанцах и жителях Адыгеи (тогда ещё Адыгейской автономной области), внёсших свой вклад в Победу. Особенно меня интересовали узники концлагерей и труженики тыла.

От руководителя нашего школьного музея Мельниковой Екатерины Александровны я узнала, что 35 лет назад ветеранов ВОВ и тружеников тыла в нашем хуторе Прогресс проживало более 60 человек. На сегодняшний день остались один участник ВОВ (Кутин Александр Петрович) и одна узница концлагеря (Кашкарёва Зинаида Петровна).

В ходе исследовательской работы я познакомилась с участниками ВОВ и их родственниками. Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать войну им тяжело и больно. Ветераны как бы заново переживают то время, ведь многие из них потеряли на войне своих родных и близких.

Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы – всё это уходит в историю. Наше молодое поколение имеет возможность прикоснуться к прошлому через воспоминания живых свидетелей того страшного времени. Об этом я и хочу рассказать в своей заочной экскурсии.

Двадцать второе июня… Когда видишь листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далёкий 1941 год, самый трагический, самый героический в многовековой истории нашего Отечества.

Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных людей, героическое сопротивление и страшный плен, самоотверженный до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая Победа над страшным врагом – всё это было в 1941 году.

Тяжёлое время 1941 – 1945годов. Весь народ – и стар, и млад, встал на защиту своей Родины.

В ходе войны перед населением всей страны, а также жителями Гиагинского района вставали всё новые задачи: оказание помощи солдатам; забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей; сбор денег и вещей в фонд обороны страны…

Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы, поэтому каждый стремился работать за двоих, не взирая ни на какие трудности.

В годы войны трудящиеся Краснодарского края и Адыгейской автономной области внесли в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидов более восемнадцати миллионов рублей; тысячи пар обуви, комплектов одежды, на передний край Сталинградской битвы из Адыгейской автономной области и Краснодарского края направляли оружие, боеприпасы, хлеб для фронта.

Я горжусь тем, что мои земляки своим трудом внесли весомый вклад в Победу над врагом. В феврале 1943 году наш Гиагинский район был освобожден от немцев.

Говоря о героических поступках народа в годы ВОВ, особенно хочется вспомнить о трудовых подвигах женщин: Писаревской В., Кушнаревой З., Фроловой М.

В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашего хутора Прогресс.

В те тяжелые годы в колхозах люди работали без выходных. Им приходилось выполнять тяжёлую физическую работу. Собирали колоски, ремонтировали трактора, рядом с женщинами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры нашей бывшей школы №17. Их отправляли туда, где необходима была помощь старшим.

Война и дети… Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым сейчас уже за семьдесят. Война разом оборвала их звонкие песни, черной молнией пронеслась по улицам, летним пионерским лагерям, дворам и околицам – всюду шла война.

Воевали на фронте отцы, деды, старшие братья и сёстры. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа.

В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие принимали тысячи пионеров и школьников края. Огромное количество трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов нашей школы: Голованев Иван, Киричевский Василий, Мельников Илья). В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам-школьникам.

Дети войны… В голод и холод им приходилось вставать чуть свет, помогать своим матерям и бабушкам. Я не могу себе представить, что дети, такие же, как я, совершали такой подвиг. Откуда у них брались силы работать.

Война не обошла стороной и наш хутор Прогресс. Это были трудные годы. Почти все мужчины ушли на фронт. Многие из них не вернулись домой с полей сражения. В память о погибших воинах – земляках в Прогрессе установлен обелиск. На мемориальных плитах высечены фамилии солдат, отдавших жизнь за Победу.

В школьном музее я исследовала дневниковые записи нашего земляка, Бригидина Василия Климовича. Вот так он писал о себе:

Много интересного я прочитала о сыне полка Косинове Александре Ивановиче. о судьбе которого тоже имеются дневниковые записи. Вот выдержки из них:

Самым запоминающимся для меня материалом стал рассказ Кашкаревой Зинаиды Петровны, узницы концлагеря, о своей жизни. На фронте она не воевала, но прошла такие круги ада, что без слез об этом говорить не может:

С обеих сторон нас сопровождали немцы с собаками, пешим ходом отправились, куда – опять же мы не знали, но ходили слухи, что ведут на уничтожение.

Шли долго, в пути теряли многих своих подруг; тех, кто падал, немцы добивали, а тела отбрасывали на обочину дороги. Через каждые 10 километров конвой с собаками менялся. Семь суток мы шли без остановок, ни еды, ни воды нам не давали; мы пухли от голода, синели от изнеможения. По всем приметам мы догадывались, что на дворе – весна; нам удавалось зачерпнуть ладонью воды из лужи да смочить губы. Догнали нас до Чехословакии. На границе сменный конвой не пришел к нужному времени. Оказалось, что чехи-конвоиры забастовали.

Пока немцы отдыхали, мы сумели узнать у чехов-пограничников, что нас, действительно, гонят на уничтожение. По этой же дороге проходили все солдаты на верную гибель. Мне повезло: я с тремя подругами сбежали в лес, ели корни деревьев. Через несколько дней набрели на селение; нас приютил один дед, который и сказал, что война закончилась. Нам, без документов и без родных, ничего не оставалось, как отрабатывать за кусок хлеба у этого деда.

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома немецкого агрессора и завоевания великой Победы.

Рабочий класс, крестьянство, интеллигенция Гиагинского района также внесли свой значительный вклад в общественную борьбу с врагом.

За годы войны более пяти передовых производственных коллективов и групп трудящихся района были награждены орденами и медалями Советского Союза.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война – ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества – немецким фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и её независимости и добились Победы. Но эта Победа была завоевана ценой огромных жертв.

Сколько матерей потеряли своих сыновей! Жены не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле. То было тяжелое для нашей Родины время. Путь к Победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.

Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях , в памяти наших дедов, отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в их воспоминаниях. Война живет в памяти всего народа.

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением! Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших её людей. Бороться за мир – обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема советского народа в Великой Отечественной войне.

Всё меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Прогресс – удивительный хуторок, в котором я живу и учусь. Здесь рядом со мной живут замечательные люди: дети, внуки и правнуки ветеранов. Собирая материал для этой работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать.

Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

Я хочу показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, воспитывались лучшие качества: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.

Тематические направления и жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений

В соответствии с целями и задачами Конкурса, возрастными особенностями учащихся и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений:

· 4—5 классов – рассказ, сказка, письмо,

· 10 – 11– очерк, слово, эссе.

Специфика жанров конкурсных работ

Рассказ

1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.

2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Сказка

1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.

2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Письмо

1. Письмо – эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.

2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Письмо как эпистолярный жанр обладает присущими ему характерными признаками. Первый из этих признаков – форма непосредственного обращения автора к адресату (читателю, слушателю). Второй признак –стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления.

Возможность письма быть не просто средством общения, но и инструментом эффективного воздействия на широкий круг читателей предопределяется рядом связанных с ним обстоятельств.

Во-первых, своим письмам, как известно, их составители часто доверяют даже самые сокровенные помыслы. Поэтому они полагают, что и в письмах других людей тоже можно иногда прочитать то, что те думают на самом деле. Эта психологическая установка, помимо воли человека, закреплялась в его сознании в течение веков. И не учитывать ее журналисты не могут.

Во-вторых, в письме, как ни в каком другом материале, автор может изложить самые замысловатые извивы своей мысли, выразить любые оттенки своих чувств. А это порой бывает очень важно для достижения взаимопонимания между автором и читателем.

Заочная экскурсия

1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.

2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Очерк

1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.

2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.

3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.

И это действительно так, поскольку написать хороший очерк можно только в том случае, если уверенно владеешь разными методами отображения действительности. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, успешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана, действительно очерковой, что указывает на актуальность исследования

Очерк построен по законам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубина авторского осмысления - отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не менее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся: стиль; язык; подбор образов, сравнений и эпитетов; композиция и т.д.

Портретный очерк. Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описание обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример – портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто.

Проблемный очерк. В центре проблемного очерка социально значимые вопросы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в полемику со своими оппонентами.

В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться портретные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зрения, различные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые заметки, зарисовки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выражением определенного взгляда, одним из средств доказательства. Очерк такого типа носит полемический характер.

При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. В очерке – это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию.

Слово

1. Жанр ораторской прозы и публицистики.

2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.

В настоящем списке указаны наиболее популярные анонимные слова, так как слова, принадлежащие известным авторам, упомянуты под именами этих последних. Слова и сказания исторические и апокрифические указаны только главнейшие (исторические притом — только такие, которые встречаются как отдельные статьи). Сначала перечислены сочинения, более устойчиво надписываемые Сказаниями, затем те, которые чаще озаглавливаются Словами. Жития святых, иногда называемые сказаниями и словами, здесь не указаны. Отдельные исторические сказания весьма часто вставлялись составителями летописных сводов в их труды.

Кроме вошедших в летописи, до нас дошло в рукописных сборниках большое количество благочестивых сказаний о монастырях, об особенно чтимых иконах. Наиболее замечательные из них:

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению.

Эссе

1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.

2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. 34

3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

Поскольку 2015 год объявлен в России Годом литературы, тематика конкурса посвящена российским поэтам и писателям, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году, а также юбилеям литературных произведений. В 2015 году в России отмечается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому эта тема также включена в тематику

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции учащегося, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.

Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям :

Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой СНИЖЕНИЕ БАЛЛОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биография писателя – один из существенных разделов науки о литературе. Необходимость работы над биографией писателя обусловлена спецификой художественной литературы. Познать художника слова, его жизнь – значит одновременно познать особенности его эпохи, проникнуть в общественную психологию поколения, к которому он принадлежал. В самой жизни выдающегося человека отражаются неповторимые черты его времени.

Интересным приёмом изучения биографии является заочная экскурсия. Методика подготовки и проведения заочной экскурсии давно и широко разрабатывается методистами.

Такие выводы вытекают из опыта, описанного в статьях У. И. Тельчаровой и Н. В. Мирецкой.

Каковы же основные требования, предъявляемые к заочной экскурсии?

Заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринуждённо знакомит со сложными вопросами.

Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углублённая работа по её подготовке.

В соединении эмоциональной образности и богатства фактических знаний – ключ педагогического и психологического воздействия заочных экскурсий. Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе её развития возникает беседа, даётся простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Подготовка к заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные планы, фотографии – всё это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль подчёркиваем музыкальным лейтмотивом; иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она даётся в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

В процессе проведения заочной экскурсии необходимо органическое соединение всех её элементов (речи, зрительного ряда и звукового оформления). Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всём этом приходится помнить при проведении экскурсии.

Облик писателя, его судьба вызывают у учащихся наибольший интерес и взволнованность тогда, когда мы создаём на уроке атмосферу непосредственного контакта с художником, когда обстоятельства его жизни предстают в конкретных картинах.

В этих целях полезно проследить течение одного дня (Толстой в Ясной Поляне), провести с писателем три вечера в разном окружении, в разных ситуациях (Пушкин в Аничковом дворце, в кругу друзей и дома, за письменным столом, наедине с рукописью и книгами).

Трудность и увлекательность заочной экскурсии состоит в том, что это путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Ещё одно положительное качество заочной экскурсии – работа творческого воображения учеников. Рассказ поддерживается зрительными впечатлениями не всецело, как в кино, а только в отдельных звеньях, эпизодах. Однако сопоставления рассказа и картины (фото, рисунка и др.) как бы рождают психологическую инерцию: ученик видит картину даже тогда, когда перед ним на экране ничего нет, а звучат только слова рассказа.

Все эти соображения позволяют думать, что заочная экскурсия может стать одной из постоянных форм работы при изучении биографии писателя.

Заочную экскурсию представляется возможным проводить тогда, когда учащиеся уже знакомы в какой-то мере с творчеством и личностью писателя. Для творческого воображения нужен материал.

Каждая деталь должна быть значительной, в ней должен ощущаться подтекст.

Какие элементы заочной экскурсии представляются необходимыми?

Во-вторых, учащиеся должны понять, какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни. Окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, но и пейзажем, который особенно помогает передать настроение. Обстановка, окружение писателя, центральные события общественной жизни, круг любимых произведений искусства и авторов – всё это должно постепенно подводить к выявлению лейтмотива творчества того или иного периода. Заочная экскурсия даёт возможность ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер, его особенности, позволяет вовлечь ученика в мир писателя, приобщить его исторически, эмоционально к давнему времени. При чтении произведений общение школьников с писателем будет более глубоким, волнующим, если изучение биографии оказалось содержательным. Нельзя разрушать эмоциональный настрой после экскурсии. Но ведь материал должен закрепляться. Как же добиться этого? Учащимся предлагается к следующему занятию прочитать материал по учебнику и сравнить с тем, что они узнали на уроке. Возможно на следующем уроке задание по составлению плана ответа по данному материалу.

Важно, чтобы вопросы и задания требовали осмысления биографии писателя в целом. Ответы учеников при этом оцениваются.

Рассмотрим практическое использование заочной экскурсии на примере изучения сведений о писателе в 6 классе.

Структурными элементами данного урока являются вступительное занятие и работа над текстом (его чтение). Этот выбор целесообразен, т. к. даёт возможность реализовать поставленные задачи.

Работе с текстом предшествует слово учителя, готовящее первоначальное правильное и глубокое восприятие произведения.

Заочная экскурсия, проводимая учениками, помогает создать живой образ автора. Материал, используемый для экскурсии, обличён в яркую художественную форму, звучат выдержки из писем самого писателя, его близких. Широко использована и словесно-образная, и художественно-изобразительная наглядность (представлена репродукция прижизненного портрета И. С. Тургенева работы И. Е. Репина, словесные описания тургеневских мест Орловщины подкреплены зрительным рядом). Сочетание этих видов наглядности очень органично.

Произведение сравнительно небольшое, чтение его проходит в классе. Учащиеся могут следить за чтением по книге или же просто слушать. Подготовленные ранее учащиеся читают диалоги мальчиков по ролям. Чтение учителя, учащихся эмоционально.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1) в области знаний: дать новые сведения о биографии писателя; познакомить с содержанием произведения;

2) в области умений (навыков): развивать творческое воображение, навыки выразительного чтения эпического произведения; формировать умение высказывать своё мнение, активно слушать других учеников, работать коллективно;

3) в области ценностей: воспитывать патриотизм; пробуждать восхищение красотой русской природы.

На доске сделана запись:

Домашнее задание: прочитать рассказ;

ответить на вопросы учебника после текста рассказа.

I. Организационный момент.

ΙΙ. Изучение нового материала.

1) Вступительное занятие.

Объявление темы урока и запись её в тетради.

– Назовите произведение И. С. Тургенева, изученное в пятом классе.

– Против чего выступает И. С. Тургенев в этом рассказе?

– И. С. Тургенев тесно связан с Орлом.

Учитель читает стихотворение об Орле.

– Давайте вспомним места, связанные с именем И. С. Тургенева. Экскурсоводы, вам слово!


И. С. Тургенев. Портрет кисти И. Е. Репина

Зиму Тургеневы прожили в своей орловской городской усадьбе. С первыми жаворонками собирались в Спасское-Лутовиново. А весна не задалась. Была она недружная: снега не вдруг сходили, и дороги не сразу налаживались. Многие помещики тогда из-за бездорожья из Орла в деревню перебираться не отважились. Тургеневы – в том числе. Куда, право, тащиться – за 60 вёрст, по распутице да ещё вдобавок с младенцем на руках, которому ещё и полугода-то не минуло!


Дворянское гнездо. Орёл

Ученик. На перекрёстке когда-то тихих Борисоглебской и Садовой, а ныне улиц Тургенева и Горького, в старинном дворянском особняке располагается Государственный музей И. С. Тургенева. Впервые его двери открылись в ноябре 1918 года, когда торжественно отмечалось столетие со дня рождения знаменитого писателя-орловца.

В конце 1905 года владелица тургеневской усадьбы перевезла в Орёл вещи и книги писателя. А в глухую ночь на 19 января 1906 года большой усадебный дом в Спасском сгорел дотла…


Государственный музей И. С. Тургенева

Ученица (рассказывает о Спасском-Лутовинове, обращаясь при этом к изображению дома в Спасском.)


Спасско-Лутовиновский парк, словно песня – могучая, тысячеголосая, сложенная по замыслу неведомого нам художника. Кто он – этот человек, что строго и неуклонно прочертил прямые, как полёт стрелы, аллеи? По чьей задумке породы деревьев подобраны так, что в осеннюю пору их вершины, вспыхнувшие головокружительным разноцветьем, всё же воспринимаются как дерзко сочинённая гармония золотых берёз, зорево-багряных осин и малахитового бархата елей?

Не дошло до нас имя и звание этого мастера. Не знаем, как звались те крестьяне, что в самом начале XIX столетия в быль превращали задуманное ради украшения родной земли.

Тяжка была эта работа. Липы выбирали двадцатилетние. Выкапывали осторожно – не поранить бы корни. Везли липки в Лутовиново аж за 30 вёрст. Лошади надрывались…


Милые тургеневские липы!

На них плясали отблески потешных огней, что сверкали в парке, когда веселила своих гостей хлебосольная Варвара Петровна. Под ними вышагивал вёрсты Иван Сергеевич, раздумывая над судьбами России и своих современников. Ходили здесь Лев Толстой, Фет, Щепкин, Савина, Некрасов, Григорович, Иван Аксаков, Полонский, Гаршин, Гиляровский… Багровым заревом осветились аллеи, когда январской ночью 1906 года заполыхал и дотла сгорел Большой усадебный дом. Падали и по-солдатски умирали деревья – ровесники XIX столетия под топорами гитлеровцев в горькую осень 1941 года .

По-прежнему неувядаемо могуч и великолепен Спасский парк.

Видением Родины вставал он перед писателем на чужой земле, заставляя сильнее трепетать тоскующее сердце.


Липовая аллея в Спасском

Учитель. Отправляясь учиться в чужие края, юноша Тургенев прощался с милым Спасским. И чтобы память по себе оставить, принёс из ближнего леса облюбованный дубок и посадил его в парке, на поляне, что недалеко от центральной аллеи.

Рос тургеневский любимец неторопливо.

Сколько бурь пронеслось над Россией с тех пор, как одиноко и тяжко умиравший Тургенев хладеющей рукой выводил эти необыкновенные, пронзительные строки! Но по-прежнему несгибаемо, неколебимо стоит тургеневский дуб – величественный и могучий. Взглянешь на его непомерной силы мускулистые ветви, – и кажется, что на них, как на плечах Атланта, держится свод небесный.


Дуб, посаженный И. С. Тургеневым

Ученик. Есть на нашей земле места великой славы народной – Красная площадь, Бородинское поле, Мамаев курган… Вступаешь сюда с замирающим сердцем, обнажив голову. С нами здесь говорит сама История. Разве можно сравнить эти величавые святыни с тем лужком, что зеленеет на берегу речушки Снежеди, ничем внешне не примечательный, ничем не отличный от таких же луговых долинок, которых по всей России тьма-тьмущая?

Тут судьбы государства не решались. Не звенели мечи. Не раскатывались артиллерийские залпы. Не ликовали народные толпы.

И описал… Пропел невиданной красоты песню будущему России – смышлёным и талантливым детям народа её, природе русской.


Сохранился Бежин луг почти таким же, каким описал его Иван Сергеевич. Сталью поблёскивает Снежедь. Тяжёлые росы клонят высокую траву. Безлунные ночи так же хороши, как и в тургеневские времена.

И сегодня приходят люди к берегам Снежеди, на Бежин луг, без которого трудно представить себе Россию.

2) Чтение рассказа учителем и заранее подготовленными учениками, которые читают по ролям слова Павлуши, Илюши, Кости, Феди и Вани.

Словарная работа (сноски учебника).

3) Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Объяснение и запись домашнего задания.

Библиография

Духан С. Е. Эстетическое воспитание в школе. – М., 1962.

Изучение литературы в вечерней школе. Под ред. Т. Г. Браже. – М., 1977. – С. 98–106.

Каплан И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах. – Пособие для учителя. – М., 1969.

Качурин М. Г. Изучение личности писателя в работе над художественным текстом. – В кн.: Искусство анализа художественной литературы. – М., 1971.

Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: Пособие для учителя. – М. – Л.: Просвещение, 1965.

Методика преподавания литературы / Под ред. Рез З. Я. – М., 1985. – С. 215 – 227.

Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

Мирецкая Н. В. Путешествие в литературу // Литература в школе. – 1977. – № 1. – С. 55 – 57.

Русские писатели о литературном труде. – Л., 1954.

Тельчарова У. И. Воображаемые путешествия // Литература в школе. – 1959. – № 4. – С. 72 – 73.

Тимерманис Н. В. Урок по письмам И. С. Тургенева // Литература в школе. – 1970. – № 4.

Чирковская Т. В. Один из приёмов изучения биографии писателя в 7 классе // Литература в школе. – 1959. – № 5. – С. 23 – 27.

Эстетическое воспитание в восьмилетней школе. – М.: Учпедгиз, 1963. – С. 70 – 78.

Афонин Л. Н., Мищенко А. И. На родине Тургенева. Предисл. Громова В. А. – 2-е изд., исправл. и доп. – Тула.: Приок. кн. изд-во, 1983.

Читайте также: