Замысел и творческая история поэмы демон сочинение

Обновлено: 07.07.2024

А поскольку много раз это произведение было изменено, то неизменным остается только первая фраза, которая и осталась до сих пор. Главным героем этого произведения стал Демон. Многие думают, что это уродливое и очень страшное чудовище, но на самом деле это совсем не так. Это самое существо показано в различных библейских книгах. А вот этот демон наоборот может даже испытывать положительные эмоции. У него даже проскальзывают глубокие чувства.

Автор старается рассказать как можно больше про нашего главного героя. Оказывается, он совсем не испытывает чувства одиночества. И это ясно из самого начала произведения. Частенько его посещают различные терзания. Он вдруг начинает ненавидеть окружающий мир, в котором живет. Немного позже ненависть сменяется на чувство любви. А все, потому что он однажды увидел одну очень красивую девушку грузинской внешности и влюбился в нее сразу же. Вот только жить им вместе не суждено, а все, потому что если он вдруг притронется к ней, то она сразу же погибнет. Кроме этого у нее есть молодой и любимый человек, в которого она влюблена, и он любит ее и совсем скоро они собираются пожениться.

В этом случае он решает просто разделаться с этим самым женихом своей любимой. Но поскольку он не может сам его убить, то делает это при помощи разбойников, разумом которых завладел.

После этого он решил являться к ней, а поскольку по-настоящему это невозможно, то он решил являться к ней во сне. Здесь он показывался ей очень красивым мужчиной, в которого могла влюбиться любая девушка. Но девушка не повелась на эту уловку. И единственным выходом из этой ситуации она нашла в монастыре. Но для начала нужно было получить благословение от отца. Она рассказала ему все и думала, что при помощи молитв можно избавиться от демона. Теперь за нее встает ангел, который будет защищать ее не только днем, но и ночью. Но на этом демон не остановился и решил до последнего сражаться за сердце девушки. После этого девушка разрешила демону себя поцеловать и после этого он умер.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания поэмы Демон

Популярные сегодня темы

В рассказе А.П. Чехова Толстый и тонкий рассматривается часто встречающаяся в русской литература тема маленького человека. Но если, например, в повести Гоголя Шинель этот человечек рассматривается с состраданием,

Первый опыт написания исторической поэмы от автора представлен в виде трех песен, состоящих из

Люди каждый день общаются между собой. Это так просто, но при этом очень сложно. Никогда не стоит забывать про силу слова. Никто из нас не захочет оставить о себе плохого впечатления или оскорбить любимого человека

Все мы в большей или меньшей степени живем в мире фантазии. Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым становясь романтиком. Мы называем романтическими величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистую, поэтическую любовь.

Лермонтов – один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе, Лермонтов использовал литературный опыт и многих других русских и западноевропейских писателей – своих современников и предшественников. При этом все унаследованное и традиционное он органически освоил и творчески переработал, создав в результате оригинальное, неповторимое поэтическое искусство. Он является ярким представителем русского романтизма в литературе.

На основе его творчества появились в России новые произведения искусства: художественные, музыкальные. После знакомства с ними возрос мой интерес к Лермонтову, его творческому наследию, поэтому объектом исследования является романтизм в русском искусстве первой половины 19 века.

Замысел и творческая история.

Печальный демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей 1

1 Лермонтов М.Ю .Стихотворения. Поэмы. Маскарад - М: Дрофа: Вече, 2002.- с.228. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Написав еще несколько строк, Лермонтов в скобках обозначил дальнейший план:

- Демон узнает, что ангел любит одну смертную, обольстил ее, рассказывая, что бог несправедлив, но она скоро умирает и делается духом ада.

Уже в этом первом опыте отчетливо выражен богоборческий характер поэмы, отрицание божественной власти. Вслед за тем, в той же тетрадке, следует продолжение.

. А. П. Шан-Гирей рассказывал: "Один из членов царской фамилии пожелал прочесть "Демона", ходившего в то время по рукам в списках более или менее искаженных. Лермонтов принялся за эту поэму в четвертый раз, обделал ее окончательно, отдал переписать каллиграфически и, по одобрении к печати цензурой, препроводил по назначению. Через несколько дней он получил ее обратно, и это единственный экземпляр полный и после которого "Демон" не переделывался".

Небесное странничество Демона среди стройных хоров светил и бесприютное скитание на земле Печорина, не находящего конечной цели пути,— два варианта, две основные, взаимоотражающие друг друга бытийные формы, в которых находит воплощение мотив странничества у Лермонтова.

Социально – философская сущность поэмы

2 А.И. Ревякин. История русской литературы 19в. (1пол).Москва).- М.: Просвещение.- С. 318

Но прежде чем Лермонтов пришел к этому философскому аспекту истолкования противоположности мечты и действительности, необходимо было самой действительности утвердиться в сознании поэта как величине, эстетически равноправной с миром мечты. Основная мысль этого произведения — утверждение равноправия мира мечты и мира действительности. Какой бы низменной ни была реальная жизнь, эти два мира связаны самым теснейшим образом, являются лишь противоположными сторонами единого в своей сущности бытия человеческого общества.

. вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной. Без упованья и любви! 3

Немногие понимают, что образ демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души, для которой это являлось живым переживанием, а не фантазией. Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения. Как сказал Александр Блок о Врубеле: "Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно. Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением. "

3 Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад - М: Дрофа: Вече, 2002.- с.260. . – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Жизнью вечно молодою,
Прохладой, солнцем и весною
Природа тешится шутя,
Как беззаботное дитя. 4

4 Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад - М: Дрофа: Вече, 2002.- с.260. . – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Особенности сюжета и композиции.

Сравнение Тамары с ангелом — здесь не просто дань романтической традиции, но существенно важная деталь для характеристики героини.

Земля цветет и зеленеет;

И голосов нестройный гул

Теряется, и караваны

Идут, звеня издалека,

И, низвергаясь сквозь туманы,

Блестит и пенится река. 5

5 Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад - М: Дрофа: Вече, 2002.- с.260. . – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

И когда охваченная любовью душа Тамары просветляется мыслью, освещается познаньем — она более, чем кто-либо из героев поэмы, приближается к той внутренней гармонии, о которой мечтал поэт.

История и жанр

В произведении Демон Лермонтов находил один изъян за другим, неоднократно переделывая и переписывая. Сначала это была просто поэма с любовным и психологическим содержанием. Но уже после первого изменения у нее появляется автобиографическое значение. Автор проводит прямую параллель между событиями в тексте и собственным чувством к Варваре Лопухиной.

Основная идея и смысл в произведении Демон

Каждое последующее изменение поэмы становилось то мягким, то жестким. Это обуславливалось переменой чувств и колебаний в отношениях с любимой женщиной. Всего было 7 редакций произведения. В первых критики отмечали неполное раскрытие персонажей. В последних Демой отождествляется с самим Михаилом Юрьевичем, у него появляются монологи, собственная авторская диалектика.

Сюжет заимствован из библейской мифологии, где падший ангел приходит на землю. Здесь также наблюдаются некие обращения к грузинскому фольклору. Не обошлось и без точных и четких описаний быта. Именно детальная проработка всего происходящего, начиная от мелких черт и заканчивая психологическими характерами персонажей, сделали поэму достойным экземпляром отечественной классической литературы.

  • главный герой-бунтарь;
  • противостояние Бога и Демона;
  • внутренние терзания: персонаж, с одной стороны, понимает, что совершает плохие поступки, но с другой, не может отказаться от своей гордыни, привычки;
  • фольклорные мотивы.

Краткое содержание

 Содержание, диалектика и проблематика произведения

В роскошном грузинском доме князя Гудала вовсю идут предсвадебные хлопоты. Девушка необыкновенной красоты — Тамара — готовится выйти замуж. Почти все уже готово к проведению мероприятия. Остается только дождаться молодого мужчину, спешащего к возлюбленной.

В это же время над вершинами Кавказа пролетает Демон. Он заприметил красавицу и хотел ее соблазнить. Раньше ему все доставалось быстро и по первому желанию, поэтому с сопротивлением он встречается впервые. Хотя ему впоследствии удается его преодолеть, добиться того, на что рассчитывал.

Жених вместе со своими верными друзьями и подарками отправляется большим караваном к невесте. На радость Демону, в ущелье их настигают разбойники, желающие обогатиться нечестным путем. Судьба молодых обрывается. Свадьба оборачивается горестью похорон.

Демон после похорон является Тамаре. Он хочет ею завладеть. Но девушка непреклонна. Чтобы защититься от искусителя, она уходит в монастырь, где на ее защиту встает Ангел-хранитель. Какое-то время ей удается спасаться от падшего, но он выбирает удачный момент, пробирается к красавице и добивается своего.

Кульминация романтической поэмы вовсе не так печальна, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то что соблазненная Демоном красавица погибает, Ангел все-таки спасает ее душу. Он переносит Тамару в рай, где ее дух наконец-то обретает спокойствие и гармонию.

Персонажи произведения

Как и все романтические поэмы, данная не отличается обилием главных героев. Сюжетный замысел в том, чтобы создать конфликт между парой персонажей. Поэтому список ограничивается только двумя основными участниками:

Главные персонажи и их подробное описание

Краткий пересказ произведения Лермонтова

Демон встречает удивительную девушку. Она красива нарядами, внешностью. Но и душа у нее полна доброты. В отличие от большинства людей, Тамаре удается сопротивляться искушению, хоть и с большим трудом. Такая сказочная дева вносит изменения и в характер главного героя.

Демону хочется заполучить Тамару. И когда сделать это искренними и добрыми поступками не удается, он переходит к привычным методам. Беззащитная девушка молит его остановиться, с ним говорит посланник Бога, прося прекратить, однако Падший не уступает.

Идея и проблематика

В поэме Михаилу Юрьевичу удается лаконично рассмотреть несколько проблем. Талант автора позволяет раскрыть их смысл полностью, не используя много персонажей. Среди двух главных героев рассматривается проблематика:

Критики о произведении Демон

  • Любовь. Лермонтов старается показать, что такое чувство на всех влияет по-разному. Тамара любит своего жениха, а также Бога, которому остается верной до последнего момента. Молодой мужчина спешит на свадьбу. Съедаемый ревностью, он торопится и принимает решение сократить путь ценой своей безопасности. Результатом становится смерть. А Демону встречаются давно забытые ощущения, он боится и плачет.
  • Борьба. Автор демонстрирует, как целомудренная девушка борется против Падшего Ангела, как сопротивляется ему. В то же время в душе Демона наблюдаются терзания. Ему хочется стать лучше после встречи с красавицей, но перебороть собственную гордыню он неспособен, хотя и пытался.
  • Одиночество. Эта проблема полностью принадлежит характеристике Демона в поэме Лермонтова. Он вынужден тысячелетиями летать над Кавказом, перебиваясь лишь редкими контактами с людьми, преимущественно в губительных и смертоносных целях. А вечерняя церковная песня становится чуть ли не переломным моментом. Существо, творившее зло, плачет и думает о том, чтобы обратиться к Всевышнему за прощением.
  • Вера. Главная героиня чиста в своей вере, и всякий стих, посвященный ей, пронизан искренностью. Демон в попытках соблазнить Тамару говорит ей о Боге, о том, что он занят небесными делами и никогда не станет участвовать в жизни людей. Но девушка остается непреклонной, что и позволяет ей избежать мук ада.

Идею произведения нельзя назвать однозначной. И противостояние Демона с Ангелом здесь выбрано не случайно. Лермонтов хочет показать читателю вовсе не постоянный конфликт двух сторон, а то, что внутри каждого человека живет добро и зло. И он самостоятельно принимает решение, какой поступок ему совершить и какую часть личности развивать. Также автор наглядно демонстрирует все модели поведения и их последствия, в зависимости от выбора.

Поэма “Демон” имеет сложную творческую историю. Более десяти лет своей короткой жизни Лермонтов работал над этим произведением. Первоначальный замысел поэмы относится к 1829 году, когда юному поэту еще не было пятнадцати лет, но и сравнительно незадолго до смерти Лермонтов продолжал вносить отдельные поправки в текст поэмы. Поэт несколько раз прерывал свою работу, а затем снова возвращался к ней.

Появлялись новые редакции и варианты, тема расширялась и углублялась, получая все новые оттенки, шлифовался стих, выковывались образы. Произведение

вырастало вместе с творческой и идейной эволюцией его автора. Такая упорная работа свидетельствует о том, что тема поэмы глубоко волновала Лермонтова в течение всей его жизни.

Поэт стремился художественными средствами, разрешить наиболее важные проблемы своего времени. Вот почему прежде всего необходимо проследить, как работал Лермонтов над поэмой “Демон”. Изучение творческой истории произведения даст возможность в дальнейшем глубже понять его смысл.

Как правило, литературное произведение начинает свою жизнь в обществе с момента его опубликования. Этим логически завершается творческий

процесс. И Лермонтов в 1839 году одно время вел переговоры о публикации поэмы “Демон” в журнале “Отечественные записки”.

Однако ни тогда, ни позднее при жизни Лермонтова поэма не могла быть опубликована по целому ряду причин.

Прошло много лет. Уже давно погиб на дуэли Лермонтов, а его любимое детище, поэма “Демон”, все еще не появлялось в печати: оно было под цензурным запретом. Лишь в 1856 году дальний родственник поэта А. И. Философов решил напечатать поэму за границей. Но к этому времени появилось новое затруднение – поэма жила во многих десятках списков, которые распространялись повсюду.

Ее переписывали от руки, передавали знакомым и друзьям, увозили в провинцию; там вновь переписывали и, перечитывая, восторгались могучей силой лермонтовской поэзии. Поэма жила в народе.

Когда Философов и друзья Лермонтова решили напечатать поэму, то возникли затруднения: по какому тексту производить набор? В руках Философова было несколько списков поэмы “Демон”, причем в каждом из них было немало разночтений.

По одному из таких списков, с приведением некоторых вариантов, видимо, из другого списка, поэма “Демон” была напечатана в 1856 году в Карлсруэ.

За границей в 1856-1857 годах на русском языке вышло еще три издания поэмы. Наконец, лишь в 1860 году царская цензура разрешила напечатать в России полностью “Демона”. Однако и после этого издания цензурные притеснения не прекращались.

Поэма формально была допущена к печати, но различные вымарки и произвольные поправки еще несколько десятилетий искажали текст поэмы.

Царская цензура, вплоть до начала XX века, несколько раз запрещала обращение в народных библиотеках и училищах книг Лермонтова, где была напечатана поэма. Наряду с цензурными искажениями продолжали увеличиваться и искажения по вине редакторов изданий. Это происходило потому, что отсутствие автографа давало возможность каждому редактору выбирать для печати тот список поэмы, который казался ему наиболее интересным. Так, например, в 1891 году П. Висковатов опубликовал даже такой текст, в котором были следы подделки.

Начались ожесточенные споры о тексте поэмы “Демон”. Эти споры в конце XIX века настолько обострились, что дело приняло скандальный характер. Потребовалось экстренное заседание в Российской Академии Наук, чтобы хотя формально положить конец спорам.

Но и после решения Академии вопрос о тексте поэмы не стал более ясным, а споры не прекратились.

Тщательное изучение творческой истории поэмы, истории ее печатанья и текста даст нам возможность решить очень важный практический вопрос: как лучше печатать поэму “Демон”? Какой текст должен быть признан наиболее авторитетным?

Ответ на эти вопросы можно дать только в результате всестороннего изучения поэмы Лермонтова.

Мы уже упоминали, что поэма “Демон” впервые полностью вышла в свет в Карлсруэ (1856 год). Это издание было организовано дальним родственником поэта А. И. Философовым. В 1857 году Философов вторично издал поэму там же, в Карлсруэ. Однако издание 1857 года имело значительные текстологические отличия.

К сожалению, редактор не сделал примечания, которое могло бы объяснить, на основании чего были произведены изменения в тексте, а текст, с которого производился набор, был утерян.

В конце 80-х – начале 90-х годов XIX века, когда разгорелись споры о тексте “Демона”, было предпринято несколько попыток отыскать список, по которому печатались издания 1856-1857 годов. Большую переписку с родственниками и знакомыми Фило-софова по этому вопросу вел первый биограф Лермонтова проф. П. Висковатов. Однако все усилия были тщетны.

На первом листе рукой писаря сделана надпись: “”Демон”. Восточная повесть”. Никаких признаков, могущих служить доказательством того, что список был в руках поэта, нет.

Напротив, судя по тому, что некоторые орфографические и смысловые ошибки исправлялись позднее, можно с уверенностью сказать, что автором список не просматривался.

Рукою Философова как на титульном листе, так и на полях по тексту поэмы сделаны примечания текстологического содержания и приведены некоторые варианты. Всего таких примечаний и вариантов 37. Написаны они черными чернилами, как и сам текст.

Рукою Философова сделано исправление и тех орфографических ошибок, которые допустил писарь. Все примечания затем пронумерованы красными чернилами и выписаны четко, видимо, писарем, под теми же номерами на 6 листах, которые сшиты и приложены к поэме. На них продолжена нумерация всей тетради (с 28 по 33).

Вся эта обработка списка, надо полагать, проводилась перед сдачей в набор. Некоторые листы носят следы типографской краски. Сличение этого списка с изданием поэмы 1856 года убеждает в их полном соответствии друг другу, исключая, однако, одну весьма существенную деталь, которая будет рассмотрена нами дальше.

В вопросе изучения творческой истории того или иного произведения обычно существенную помощь могут оказать письма автора и мемуары лиц, близко стоявших к нему. Но в данном случае исследователь находится в тяжелом положении. До нас дошло вообще очень мало писем Лермонтова, а непосредственных упоминаний о “Демоне” в них нет.

Письма поэта могут дать лишь вспомогательный материал.

Что касается мемуаров, то и здесь дело обстоит не лучше. Все они писались значительно позднее и, как правило, людьми, которые могли сообщить лишь внешние события жизни поэта. С творческой работой Лермонтова они были знакомы очень мало.

Даже близкий друг и родственник Лермонтова А. П. Шан-Гирей, на глазах которого свершилось много событий жизни поэта, в своих воспоминаниях крайне беспомощно осветил вопросы творческого характера.

Есть еще одна группа источников, которые крайне необходимы при исследовании творческой истории поэмы. Это биографические работы о Лермонтове. Они помогают понять взаимосвязь “Демона” со всем творчеством поэта.

Однако среди огромного количества литературы о Лермонтове лишь немногие работы отвечают современным требованиям. До сих пор нет полной научной биографии Лермонтова. Вышедшая еще в 1891 году биография поэта, написанная П. А. Висковатовым, во многом сейчас устарела. В 1945 году вышел первый том интересного труда Н. Л. Бродского (“М.

Ю. Лермонтов. Биография”, Москва). Но в этом томе жизнь поэта освещена лишь до 1832 года.

Таким образом, не имея полной научной биографии, исследователь должен привлекать к работе большое количество статей различных авторов, посвященных отдельным вопросам жизни поэта.

Подводя итоги обзору источников, необходимо отметить, что утрата большинства автографов Лермонтова, скудость эпистолярного наследства и мемуарной литературы, а также отсутствие полной научной биографии в значительной степени осложняет работу.

Читайте также: