Зачем человек живет на земле сочинение по мцыри

Обновлено: 04.07.2024

– Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?

Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.

– Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.

Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог. Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:

Неудивительно после всего этого, что Мцыри, вновь возвращенный в монастырь, не может жить. Теперь он отчетливо понимает разницу между жизнью тут и жизнью на воле, и смерть его – это своеобразный протест.

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод…

Сколько отчаяния и безумной жажды жизни, молодой, еще нерастраченной жизни в этих словах! Но не всякая жизнь ценна, иная жизнь хуже смерти, – об этом говорит нам Лермонтов.

Мцыри умирает, устремив свой взгляд на Кавказские горы, на свою далекую родину. Там, в ауле, где пели его сестры и точил оружие отец, где по вечерам собирались у своих домов старики, там осталась его непрожитая жизнь, его настоящая судьба. После смерти он будет освобожден из плена, и душа его полетит туда, куда так стремилась. Возможно, именно тогда начнется его настоящая жизнь, – такую надежду, отчетливо звучащую в последних строках поэмы, Лермонтов оставляет читателю.

Тем не менее, свободолюбивый герой так и не смог ужиться с кроткими монахами. Он видел сны о долгожданной воле, мечтал поскорее сбросить груз повседневности.

Именно ради свободы Мцыри предал тех, кто спас ему жизнь и решил бежать из монастыря. Несмотря на то, что герой никогда не был свободным (а, следовательно, не знал, как свободой следует распоряжаться), он рискнул жизнью, чтобы сразиться с хищником, который преградил ему дорогу.

Помимо свободы его также одно время волновал образ девушки, но она не смогла стать его фиксированной, постоянной целью. Однако тот факт, что перед смертью герой был счастлив, что прожил три счастливых дня, говорит о том, что самым главным приоритетом для юноши была именно воля. И ничто другое.

Пример Мцыри показывает, что иногда нужно быть осторожнее со своими желаниями. Ведь когда человек, наконец, достигает их, все может сложиться не по плану.

Так или иначе, жизнь героя состояла всего из нескольких дней. Годы детства в плену, а также мучения в храме он считал лишь существованием – мучительным и беспросветным, возврата к которому уже не будет. Сам же барс символизирует тот факт, что мечта человека не всегда бывает достижима – ведь, несмотря на то, что Мцыри одолел его, он получил раны, от которых, впоследствии, скончался.

Что же касается молодого человека, для него это оказалось пыткой. Своеобразной тюрьмой, в которую он был заключен против своей воли. Именно поэтому дни, которые Мцыри провел в состоянии побега, показались ему такими счастливыми.

И пусть он так и не добрался до своей Родины, он был очень рад, что, никто больше не будет посягать на его личное пространство и ограничивать в действиях.

Тот факт, что во время побега главного героя, идет сильный дождь, обозначает, что в жизни не все так просто, иногда она является вечной борьбой, в которой человек далеко не всегда побеждает. Иногда мир оказывается сильнее. Ведь существуют те обстоятельства, над которыми люди не властны.

Но три дня воли действительно могут быть дороже, чем целая жизнь в заточении.

2 вариант

Мцыри — это юноша, которого будучи ребенком приняли в монастырь. Он не является монахом, а просто живет при организации. Мцыри ничего не знает о своем прошлом. В монастыре ему одиноко, так как здесь никто не может понять его. У юноши появляется цель в жизни — познать себя, найти свою родину, найти близких по духу себе людей.

Молодого человека просто захватывает эта идея. Он решается на отважный поступок — сбежать из монастыря, чтобы увидеть настоящую жизнь. Жизнь Мцыри приобрела авантюрную направленность. Он, живший ранее в тишине и спокойствии, оказывается в новом, диком для него мире. Юноше ничего не знакомо, но он чувствует себя намного лучше, чем раньше.

Всякая ли жизненная цель может быть исполнена? Над этой проблемой также размышляет автор. Герой поставил себе глобальную задачу и решился на ее исполнение. Но может ли мальчик, который ничего совсем не знает и ничего не видел, добиться этого? Можно ли противостоять всему миру без поддержки? Автор приходит к выводу, что нельзя. Никто не мог поддержать героя на его жизненном пути. Однако сначала Мцыри не сдавался. Он бродил по склонам Грузии, чтобы найти хотя бы одну зацепку о своем происхождении. Но затем появились трудности, а апогей — сражение с барсом. Юноше удалось одолеть дикого зверя, но спустя некоторое время он понял, что не сможет один противостоять целому миру. Герой вернулся не с чем в монастырь. Но после нравственного поражения, в его жизни появился новый смысл — учиться жить в храме и находить общий язык с окружающими.

Так, автор показал читателям, как происходит смена жизненных ориентиров у человека. Стремления в жизни могут поменяться из-за глобальных трудностей или осознания, что предыдущие жизненные цели несовместимы с реальной жизнью. Так было и у героя. Его смысл жизнь — найти свою родину и предков — оказался невозможным из-за политической обстановки. Кавказские войны, в результате которых пострадало и много детей, разрушили все связи Мцыри с неизвестной ему родиной, лишили его родителей и семьи.

Писатель приводит читателя к мысли о том, что теперь смыслом жизни Мцыри должна стать возможность отпустить прошлое и жить настоящим.

Сочинение для 8 класса

Главный герой ещё в раннем детстве попал в монастырь. Он воспринимает свою жизнь как заточение в тюрьме, он чувствует себя здесь чужим. Смирение и покорность монахов противоестественны вольной натуре Мцыри, поэтому он ставит перед собой цель сбежать из этого места. Молодой послушник не видит себя среди старцев и молитв в мире раболепства и святости. Его душа требует свободы, и в этом он видит смысл своей жизни.

Три дня Мцыри проводит за стенами монастыря. И это время стоит, по его мнению, двух тихих жизней в уединении. Герой считает, что жизнь – это не просто существование, она состоит из тревог и битв, наслаждений и сражений. Его тянет к вольному и гордому народу горцев, он любуется непокорностью природы. За те дни, что провёл на свободе, Мцыри прожил целую жизнь. Он нисколько не жалеет о случившемся, ведь побег стал самым ярким воспоминанием в его жизни.

Однако недостаток опыта и знаний приводит к тому, что герой сбивается с пути. Уставший, он чувствует глубокое разочарование из-за того, что не смог достичь своей цели. На него нападает дикий барс, и в этом неравном бою Мцыри получает тяжёлые раны. Но даже в этот трудный момент он не бежит от опасности и демонстрирует силу духа. После долгих блужданий Мцыри выходит к ненавистному монастырю. Мысль о том, что он умрёт в неволе, не оставляет его. Даже перед лицом приближающейся смерти он проявляет стойкость и просит оставить его в саду, откуда видны Кавказские горы.

Таким образом, Лермонтов подводит читателей к мысли о том, что смысл жизни заключается не в смиренном существовании и покорности. Мцыри противится той жизни, которую выбрали для него другие. Он стремится найти своё место в жизни любой ценой. Именно это стремление обрести внутреннюю свободу и должно быть целью человека.

Также читают:

Картинка к сочинению В чем смысл жизни Мцыри

Популярные сегодня темы

Главным героем в произведении бывший смелый офицер по имени Сильвио. Многим он кажется угрюмым и старым, но ему всего тридцать с небольшим лет. Он очень любит стрелять, это его любимое хобби.

Александр Волков написал интересную сказку, которая увлекла как детей, так и взрослых, когда началась Вторая мировая война. В центе сюжета история маленькой девочки по имени Элли.

Чехов Антон Павлович – знаменитый писатель России. Каждый знает его биографию, его творчество изучают и взрослые и дети. Но знают ли его как человека? Как человека необычного, интересного. Познакомимся с некоторыми фактами из жизни.

Вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Судьба с детства обрекла его на
унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не
смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой \"пройти
в родимую страну\".

. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит. Когда юноша должен
принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Убежав во время грозы из монастыря, Мцыри
впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в
каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Он сохраняет в памяти \"пышные поля,
холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом\", \"горные хребты, причудливые, как мечты\".

Вырвавшись на волю, Мцыри вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы,
он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных
скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса,
он видит зубцы далеких гор и бледную полосу \"меж темным небом и землей\". Ему чудится, что его \"прилежный
взор\" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный
и одинокий, в рассказе-исповеди раскрывает свою \"душу\".

Его желание узнать, \"для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы\", обусловлено страстным порывом к
свободе. Короткие дни для побега - это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти
дни он называет блаженством.

Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри.

«Душой дитя, судьбой монах\", он был одержим \"пламенной страстью\" к свободе, жаждой жизни.

Подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность
своего положения, герой не променял ее на \"рай и вечность\". Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес
могучую страсть к свободе, к борьбе.

Жить для Мцыри - это свобода, а не томление в стенах монастыря, ибо глоток сводоы, который он вдохнул во время побега, быд для него дороже всех дней, которые он провел или провел бы в будущем в стенах монастыря. Недаром в своей последней исповеди Мцыри выражает мечту о свободе, о вольной жизни: "Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если мог". Когда, сбежав, он глотнул таки свободы, потом снова оказавшись в неволе, уже не смог жить по старому и умер от тоски.

Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?

Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.

– Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.

Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог.
Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:

Для Мцыри (героя Лермонтова) вся жизнь, я думаю, что это – свобода. Для него она главная.

С самого раннего детства он попал почти в плен – в монастырь. Там еще строже. Там нет вокруг заключенных или пленников, которые тоже стремятся вырваться обратно на волю.

Не с кем строить планы побега, не с кем поговорить о том, что для тебя важно. И нет, с другой стороны, врагов. Кротких монахов трудно ненавидеть!

С ними свободолюбивый Мцыри не мог побеседовать о свободе, ведь они просто его не понимали. Монахи сами отказываются от воли, сами приходят

Совсем другое дело юный Мцыри.

В поэме показано, как он всегда любовался дикой природой. Смотрел с восхищение на высокие горы, на вольные облака, вдыхал запахи свободы. Он мечтал о ней и видел сны.

У него был вариант смириться, забыть о своей мечте, но для него это было абсолютно не возможно.

Ради этой свободы он сбежал из монастыря, он предал людей, которые спасли ему жизнь и, в принципе, желали ему всегда только добра. Он рискнул своей жизнью… Хотя и не умел пользоваться этой свободой.

Да, в стремлении к ней он заблудился в лесу, изголодал, был ранен

хищником. Его взволновал образ прекрасной девушки, но красавица не стала его целью. И в итоге, к сожалению, он так обессилил, что его опять спасали те же монахи. Неудачно на этот раз.

Но перед смертью он был счастлив из-за тех недолгих вольных дней.

Вот поэтому я считаю, что главным в жизни, дороже самой жизни для Мцыри была воля. Не любовь (она лишь начала зарождаться в его сердце), не богатство (совсем нет), не безопасность, не известность, не Родина… Мцыри очень романтичный герой, но не в розовом свете влюбленности, а в свете любви к свободе.

Настоящий герой! Вот только он был немого не готов к тому, чтобы перенести эту самую волю. Однако он так долго к ней стремился, так ждал, что она стала его страстью – ослепила.

Вот он и не видел опасности… Так с любой мечтой нужно быть очень аккуратным.

Сочинение Смысл жизни Мцыри

С начала произведения Мцыри обращается к старику, который прожил много лет и видел много он чего и ведь молодой человек, тоже мог познать всю эту жизнь, но не дано, он узник, его судьба предрешена.

В его словах – обида, горечь к тому, кто и неосознанно, но лишает его жизни, и это понимание дается герою не просто. Ведь его мысли происходят тогда, когда он при смерти и ему уже не доведется изведать, что такое жизнь.

Но что значит она для самого молодого человека?

И для того, чтобы дать ответ на данный вопрос, нужно рассмотреть сначала, как составлено данное произведение. Оно поделено на две разные части. Первая часть занимает только лишь страницу, рассказывая о судьбе данного персонажа и монастыре.

Вторая часть насыщена событиями того, как он сбегает из данного места пребывания.

Тем самым автор выделяет главную идею: жизнь молодого человека в монастыре не считается вовсе, это просто физиологическое бытие. Об этом не надо много рассказывать, поскольку оно не имеет красок, оно не интересно. Молодой человек и сам осознает, что не живет, а существует.

В монастыре люди не имеют каких-либо целей, грез, здесь нет каких либо чувств, здесь нет даже солнышка и тепла. Потому Мцыри бежит оттуда, бежит, желая найти для себя свое “я”.

Истинная жизнь молодого человека закончилась тогда, когда он, будучи совсем крохотным, попал из родного места в монастырь, и затем, снова началась, когда сбежал с него. Всего три дня. Три дня свободы, и об этом говорится в произведении. Быть на свободе, вот его мечта, вот его желание!

Он хочет вернуться к себе на родину, он хочет дышать свободно и привольно – вот эта его настоящая жизнь!

Но эта жизнь не может быть без рисков и здесь происходит вечная борьба, – это проявляется тогда, когда молодой человек выходит из стен монастыря. Он бежит из того места, где так долго пробыл, бежит, к свободе своей и это делает тогда, когда идет сильный дождь. Дождь с грозой.

Тем не менее, свободолюбивый герой так и не смог ужиться с кроткими монахами. Он видел сны о долгожданной воле, мечтал поскорее сбросить груз повседневности.

Именно ради свободы Мцыри предал тех, кто спас ему жизнь и решил бежать из монастыря. Несмотря на то, что герой никогда не был свободным (а, следовательно, не знал, как свободой следует распоряжаться), он рискнул жизнью, чтобы сразиться с хищником, который преградил ему дорогу.

Помимо свободы его также одно время волновал образ девушки, но она не смогла стать его фиксированной, постоянной целью. Однако тот факт, что перед смертью герой был счастлив, что прожил три счастливых дня, говорит о том, что самым главным приоритетом для юноши была именно воля. И ничто другое.

Пример Мцыри показывает, что иногда нужно быть осторожнее со своими желаниями. Ведь когда человек, наконец, достигает их, все может сложиться не по плану.

Так или иначе, жизнь героя состояла всего из нескольких дней. Годы детства в плену, а также мучения в храме он считал лишь существованием – мучительным и беспросветным, возврата к которому уже не будет. Сам же барс символизирует тот факт, что мечта человека не всегда бывает достижима – ведь, несмотря на то, что Мцыри одолел его, он получил раны, от которых, впоследствии, скончался.

Что же касается молодого человека, для него это оказалось пыткой. Своеобразной тюрьмой, в которую он был заключен против своей воли. Именно поэтому дни, которые Мцыри провел в состоянии побега, показались ему такими счастливыми.

И пусть он так и не добрался до своей Родины, он был очень рад, что, никто больше не будет посягать на его личное пространство и ограничивать в действиях.

Тот факт, что во время побега главного героя, идет сильный дождь, обозначает, что в жизни не все так просто, иногда она является вечной борьбой, в которой человек далеко не всегда побеждает. Иногда мир оказывается сильнее. Ведь существуют те обстоятельства, над которыми люди не властны.

Но три дня воли действительно могут быть дороже, чем целая жизнь в заточении.

2 вариант

Мцыри — это юноша, которого будучи ребенком приняли в монастырь. Он не является монахом, а просто живет при организации. Мцыри ничего не знает о своем прошлом. В монастыре ему одиноко, так как здесь никто не может понять его. У юноши появляется цель в жизни — познать себя, найти свою родину, найти близких по духу себе людей.

Молодого человека просто захватывает эта идея. Он решается на отважный поступок — сбежать из монастыря, чтобы увидеть настоящую жизнь. Жизнь Мцыри приобрела авантюрную направленность. Он, живший ранее в тишине и спокойствии, оказывается в новом, диком для него мире. Юноше ничего не знакомо, но он чувствует себя намного лучше, чем раньше.

Всякая ли жизненная цель может быть исполнена? Над этой проблемой также размышляет автор. Герой поставил себе глобальную задачу и решился на ее исполнение. Но может ли мальчик, который ничего совсем не знает и ничего не видел, добиться этого? Можно ли противостоять всему миру без поддержки? Автор приходит к выводу, что нельзя. Никто не мог поддержать героя на его жизненном пути. Однако сначала Мцыри не сдавался. Он бродил по склонам Грузии, чтобы найти хотя бы одну зацепку о своем происхождении. Но затем появились трудности, а апогей — сражение с барсом. Юноше удалось одолеть дикого зверя, но спустя некоторое время он понял, что не сможет один противостоять целому миру. Герой вернулся не с чем в монастырь. Но после нравственного поражения, в его жизни появился новый смысл — учиться жить в храме и находить общий язык с окружающими.

Так, автор показал читателям, как происходит смена жизненных ориентиров у человека. Стремления в жизни могут поменяться из-за глобальных трудностей или осознания, что предыдущие жизненные цели несовместимы с реальной жизнью. Так было и у героя. Его смысл жизнь — найти свою родину и предков — оказался невозможным из-за политической обстановки. Кавказские войны, в результате которых пострадало и много детей, разрушили все связи Мцыри с неизвестной ему родиной, лишили его родителей и семьи.

Писатель приводит читателя к мысли о том, что теперь смыслом жизни Мцыри должна стать возможность отпустить прошлое и жить настоящим.

Сочинение для 8 класса

Главный герой ещё в раннем детстве попал в монастырь. Он воспринимает свою жизнь как заточение в тюрьме, он чувствует себя здесь чужим. Смирение и покорность монахов противоестественны вольной натуре Мцыри, поэтому он ставит перед собой цель сбежать из этого места. Молодой послушник не видит себя среди старцев и молитв в мире раболепства и святости. Его душа требует свободы, и в этом он видит смысл своей жизни.

Три дня Мцыри проводит за стенами монастыря. И это время стоит, по его мнению, двух тихих жизней в уединении. Герой считает, что жизнь – это не просто существование, она состоит из тревог и битв, наслаждений и сражений. Его тянет к вольному и гордому народу горцев, он любуется непокорностью природы. За те дни, что провёл на свободе, Мцыри прожил целую жизнь. Он нисколько не жалеет о случившемся, ведь побег стал самым ярким воспоминанием в его жизни.

Однако недостаток опыта и знаний приводит к тому, что герой сбивается с пути. Уставший, он чувствует глубокое разочарование из-за того, что не смог достичь своей цели. На него нападает дикий барс, и в этом неравном бою Мцыри получает тяжёлые раны. Но даже в этот трудный момент он не бежит от опасности и демонстрирует силу духа. После долгих блужданий Мцыри выходит к ненавистному монастырю. Мысль о том, что он умрёт в неволе, не оставляет его. Даже перед лицом приближающейся смерти он проявляет стойкость и просит оставить его в саду, откуда видны Кавказские горы.

Таким образом, Лермонтов подводит читателей к мысли о том, что смысл жизни заключается не в смиренном существовании и покорности. Мцыри противится той жизни, которую выбрали для него другие. Он стремится найти своё место в жизни любой ценой. Именно это стремление обрести внутреннюю свободу и должно быть целью человека.

Читайте также: