За то что вы открыли передо мной то прекрасное чем должен жить человек сочинение

Обновлено: 30.06.2024

1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

(2)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (3)Она собирала в корзину еловые шишки. (4)– Как тебя зовут, девочка? — спросил Григ.

(5)– Дагни Педерсен, — вполголоса ответила девочка.

(6)– Вот беда! — сказал Григ. (7)– Мне нечего тебе подарить. (8)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

(9)– У меня есть старая мамина кукла, — ответила девочка.

(10)– Когда-то она закрывала глаза. (11)Вот так!

(12)Девочка медленно закрыла глаза. (13)Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.

(14)– Слушай, Дагни, — сказал Григ, — я придумал. (15)Я подарю тебе одну интересную вещь. (16)Но только не сейчас, а лет через десять.

(20)Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца.

(21)Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.

(22)Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. (23)Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами.

(24)«Ты как солнце, — говорит ей Григ. (25)– Как нежный ветер и раннее утро. (26)У тебя на сердце расцвёл белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны. (27)Я видел жизнь.

(28)Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.

(30)В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

(31)Был тёплый июнь, стояли белые ночи, и в городском парке под открытым небом проходили концерты.

(32)Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом.

(33)Несмотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. (34)Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.

(35)Дагни впервые слушала симфоническую музыку. (36)Она произвела на неё странное действие. (37)Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

(38)Потом она вздрогнула и подняла глаза. (39)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.

(40)– Сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

(41)Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь. (42)Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слёзы, но это не помогло. (43)Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями. (44)Сначала она ничего не слышала. (45)Внутри у неё шумела буря. (46)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

(47)Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. (48)Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

(49)Это был её лес, её родина! (50)Её горы, песни рожков, шум её моря!

(51)Так, значит, это был он! (52)Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. (53)Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!

(54)Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

(55)Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. (56)К тому времени музыка заполнила всё пространство между землёй и облаками, повисшими над городом.

(57)Музыка уже не пела. (58)Она звала. (59)Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

(60)Музыка стихла. (61)Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка.


Оборудование: текст произведения, иллюстрации, картинки с изображением еловых шишек, аудиофайл с музыкой Э.Грига, портреты писателя и композитора, шкатулка, презентация к уроку, компьютер, экран, портреты К. Паустовского и Э. Грига, костюмы героев, записи на доске.

*провести исследовательскую работу над произведением;

* учить выделять главное в содержании и делать выводы;

*расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;

*формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;

* воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки

Планируемые достижения на уроке:

умение анализировать прочитанное;

умение анализировать эмоциональное состояние героев;

воспитание любви к музыке.

Этапы урока и примерное время их реализации:

1.Беседа. Вспомним изученное.(2 минуты)

3.Обратимся к произведению. Взаимопроверка д/з. План рассказа.

5.Исследовательская работа над частями рассказа. Работа по группам.

7.Итоги урока.(3 минуты)

8.Задание на дом.(2 минуты)

10.Оценки за урок (2 минуты)

I. Организационный момент.

Много есть в году различных праздников:

Именины, день рождения, Новый год.

И у нас сегодня с вами праздник,

К нам пожаловали гости на урок!

- Ребята, поприветствуйте наших гостей!

Возьмитесь за руки, мысленно пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

У вас прекрасное настроение - начинаем урок.

Поправки учителя:

Это слова Дагни Педерсон.

Я предлагаю вам работу по следующему плану:

1.Беседа. Вспомним изученное

Какова тема рассказа?

3.Обратимся к произведению. Взаимопроверка д/з. План рассказа.

5.Исследовательская работа по группам(3).Вопросы для групп.

7.Работа со второй и третьей частью рассказа.

10.Что же находится в шкатулке?

12.Задание на дом.

14.Оценки за урок

III. Работа над произведением.

Целеполагание:

Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?

- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну, а пока это секрет.

Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.

- Какой рассказ мы читали?

("Корзина с еловыми шишками")

- Кто написал этот рассказ?

(Константин Георгиевич Паустовский)

-Какова тема рассказа?

(Паустовский в рассказе “Корзина с еловыми шишками” описывает историю создания одного из произведений Грига)

Давайте вспомним все слова, названия, встречающиеся нам в тексте.

1. Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

2.Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

Слово учителя

В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

(о композиторе Эдварде Григе)

- И я снова предоставляю слово группам

(Рассказ детей о Григе)

* Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

*А ещё у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э.Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К.Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э.Грига и мАстерски сумел показать нам.

Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.(4)

Вы дома озаглавили части этого рассказа.

* Возьмите тетрадь своего соседа справа и проверьте выполнение д/з

(обмен тетрадями, проверка)

Работаем над 1 частью рассказа.

-Как вы ее озаглавили? (по одному человеку от группы)

1. Встреча. 1 Встреча

2. В доме композитора. 2 Рождение музыки

3. Дагни в гостях. 3. В гостях у тетушки

4. На концерте. 4 Благодарность Дагни

- Сейчас ребята из групп напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.

(Инсценирование. В это время звучит музыка Э.Грига. "Песня Сольвейг" )

А сейчас мы проведем исследовательскую работу по группам. Каждой группе дано несколько вопросов творческого характера. Каждый из членов группы может выбрать себе вопрос и дать на него ответ. Максимальное количество времени, отведенного для подготовки 2 минуты.

1 группа: карточка с заданием

1. Какой стала Дагни? Опишите её. Устное словесное рисование.

2. Куда её отправил отец?

3.Куда любила ходить Дагни?

4.Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?

- Какой же подарок решил сделать композитор девочке? (исследовательская работа по группам)

1.Рассказать, как Дагни слушала музыку.

2. Почему он решил сделать ей подарок?

(у нее доброе сердце; умеет думать о других)

3. Почему он не захотел сделать его сразу?

(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)

1.Рассказать, как звучала музыка? Перечитайте отрывок из рассказа.

2.Приготовьте рассказ о том, как звучала музыка, подтвердив свой ответ словами из текста.

3.Как называют этот приём в литературе?

( Ребята работают в группах, приглушённо звучит музыка Э.Грига)

( Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо…)

(Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая.)

Работа под музыку Трек 2 (Сольвейг.Флейта)

Вопросы всему классу:

*А разве может быть музыка живой? (Ответы детей)

Учитель: Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!

* Что представляла Дагни, слушая музыку?

( Представляла встречу с Э.Григом и жалела, что не может поблагодарить его за подарок. Она только теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ.)

Вывод: Грига покорила девочка – он решил написать для нее музыку.

IV. Физкультминутка.

V. Продолжим работу над произведением.

Переходим ко второй части.

- Как вы ее озаглавили? (по 1 человеку от группы)

- Что украшало дом композитора?

- Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?

- Найдите в тексте, как он рассуждает.

1 абзац – читает ………….

В Бергене все было по-старому.

Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?

-Учитель: Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте. (Вывешивается список слов).

*это были синицы на дереве

*загулявшие матросы из порта

*прачка из соседнего дома

*снег, слетавший с нависшего неба

*Золушка в заштопанном платье.

Вывод: (последний абзац)

Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.

Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

Переходим к 3 части. Как вы озаглавили самую маленькую часть рассказа?

- Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?

В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.

Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?

-Какой исследовательский вывод следует из этой части?

(Дагни уехала из дома)

- Переходим к заключительной, четвертой части. Как мы ее озаглавили?

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро".

Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

- Какие картины предстали перед глазами Дагни?

(поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)

-А какую картину нарисовало ваше воображение?

Какой же подарок был сделан Григом Дагни?

Проведем следующую исследовательскую работу

- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?

- О чем думала Дагни, выходя из парка? ( последний абзац)

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.

Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Вывод: не всегда подарок представляет из себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно.

(Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!)

VI. Учитель: А теперь можно заглянуть в шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке? (по 1 человеку от группы)

Без каждого из вас наш сегодняшний исследовательский урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным!

VII. Итог урока.

Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ

- Так чему же учит это произведение?

(надо жить, принося радость другим людям)

Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. К.Паустовский и Э.Григ – великие мастера: один словом другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Люди всех времен будут признательны им за это.

VIII. Д/З

Дагни поняла, чем должен жить человек, а вы?

Прочитайте текст еще раз и ответьте письменно на вопрос.

IV. Рефлексия.

- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: коричневые, желтые, зеленые.

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите коричневую шишку к елке (самую спелую).

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, ведь это значит, что вам надо немного созреть.

X. Оценки за урок.

Я благодарю вас всех за работу на уроке!

В конце урока я хочу обратиться к таким словам

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.

- Автор этих стихов Т. Кузовлева даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Она говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь писатель Константин Георгиевич Паустовский и знаменитый норвежский композитор Эдвард Григ

Посмотрите , правильно ли я написал сочинение 15.2 1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

(2)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (3)Она собирала в корзину еловые шишки. (4)– Как тебя зовут, девочка? — спросил Григ.

(5)– Дагни Педерсен, — вполголоса ответила девочка.

(6)– Вот беда! — сказал Григ. (7)– Мне нечего тебе подарить. (8)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

(9)– У меня есть старая мамина кукла, — ответила девочка.

(10)– Когда-то она закрывала глаза. (11)Вот так!

(12)Девочка медленно закрыла глаза. (13)Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.

(14)– Слушай, Дагни, — сказал Григ, — я придумал. (15)Я подарю тебе одну интересную вещь. (16)Но только не сейчас, а лет через десять.

(20)Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца.

(21)Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.

(22)Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. (23)Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами.

(24)«Ты как солнце, — говорит ей Григ. (25)– Как нежный ветер и раннее утро. (26)У тебя на сердце расцвёл белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны. (27)Я видел жизнь.

(28)Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.

(30)В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

(31)Был тёплый июнь, стояли белые ночи, и в городском парке под открытым небом проходили концерты.

(32)Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом.

(33)Несмотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. (34)Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.

(35)Дагни впервые слушала симфоническую музыку. (36)Она произвела на неё странное действие. (37)Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

(38)Потом она вздрогнула и подняла глаза. (39)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.

(40)– Сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

(41)Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь. (42)Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слёзы, но это не помогло. (43)Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями. (44)Сначала она ничего не слышала. (45)Внутри у неё шумела буря. (46)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

(49)Это был её лес, её родина! (50)Её горы, песни рожков, шум её моря!

(51)Так, значит, это был он! (52)Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. (53)Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!

(54)Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

(55)Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. (56)К тому времени музыка заполнила всё пространство между землёй и облаками, повисшими над городом.

(57)Музыка уже не пела. (58)Она звала. (59)Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

(60)Музыка стихла. (61)Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка.

Давайте посмотрим на финал текста :За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек. Давайте порассуждаем над этим финалом.

Автор написал историю о гармоничном человеке, чувствующем окружающий мир. В рассказе описана красота Норвегии, поскольку там удивительная природа, несмотря на холодный климат.

Краткое содержание

Эдвард Григ — знаменитый музыкант из Норвегии. Как-то осенью он бродил по лесу, где повстречал маленькую девочку с огромной корзиной, наполненной еловыми шишками. Это была дочка лесника, ее звали Дагни Педерсен. Девочка понравилась музыканту, он захотел порадовать ее, только ничего не нашлось под рукой. Тогда Григ пообещал ей в будущем сделать более ценный подарок.


Дочка лесника запомнила эти слова и встречу. Когда она стала совершеннолетней, отец отправил ее к тетке Магде. Эта женщина была портнихой в театре, а ее муж Нильс работал парикмахером. Семья жила в подвале театра, поэтому Дагни могла посещать представления ежедневно.

Девушка была романтичной и впечатлительной натурой, поэтому после спектаклей долго ворочалась, сон пропадал, порой она даже плакала. Тетя успокаивала ее, говорила, что не нужно верить всему, что творится на сцене. Только ее супруг считал по-другому.

Однажды девушка вместе с тетей и дядей пошла на музыкальный концерт. Дагни нарядилась в самое красивое черное платье. Его героине принесла Магда из костюмерной. Девушка в обновке выглядела прекрасно. Она впервые побывала на таком концерте и услышала прекрасную симфонию. Вдруг со сцены прозвучало имя главной героини — ведущий объявил об исполнении музыкальной пьесы Эдварда Грига, которую тот посвятил дочери лесника Дагни Педерсен. Звуки были прекрасны, девушка растрогалась до слез.

После концерта Дагни опечалилась, ведь музыкант умер, поэтому у нее не было возможности поблагодарить его за этот бесценный подарок. Но музыка не оставляла места для печали, поэтому вскоре девушка рассмеялась. Она ощутила красоту природы.

Главные герои и план пересказа

  1. Эдвард Григ — музыкант из Норвегии. Он сильно любил окружающий мир, был чувственной натурой, поэтому замечал красоту вокруг.
  2. Дагни Педерсен — дочка лесника. Милая, красивая, добрая и романтичная особа.
  3. Магда — тетя девочки. Работает портнихой. Добрая и заботливая женщина.
  4. Нильс — супруг Магды. Парикмахер. Как и Дагни, он очень романтичен и впечатлителен.

Персонажи произведения помогают лучше раскрыть образ главной героини. Очень краткое содержание рассказа можно сделать по следующему плану:

  1. Прогулка по лесу.
  2. Встреча композитора и девочки.
  3. Обещание.
  4. Жизнь у тети и дяди.
  5. Театральные представления.
  6. Музыкальный концерт.
  7. Самый лучший и незабываемый подарок в жизни.

Основная мысль

Автор хотел научить своих читателей любить природу, видеть ее красоту. Он считал, что природный мир нельзя ничем заменить, поэтому его нужно ценить.

Паустовский в своем рассказе передал, что жизнь — это самый лучший и удивительный подарок. Нужно видеть красоту вокруг, любить мир, природу, музыку, ценить все, что людям дается. Книга учит, что в повседневности всегда есть место чудесам.

Писатель на примере героев показал, что композитор не ошибся с выбором подарка, он преподнес сюрприз, который был оценен по достоинству. Девушка оказалась чувственной натурой, поэтому разделила чувства музыканта.

Любовь к жизни и природе — самое важное, что есть на планете. С помощью своих персонажей Паустовский показал, как прекрасна жизнь. Корзина с шишками в рассказе символизирует взаимодействие окружающего мира и человека.

Литературоведческий анализ художественного произведения

Тема произведения:

раскрытие общечеловеческих ценностей жизни.

Идея произведения:

счастлив тот человек, который отдаёт всё на благо другим.

Сюжет произведения:

Средства художественной изобразительности:

  • Олицетворение – эхо подхватило; швырнуло звук; живёт и ждёт эхо; зима закутала; пароходы приходили, дремали, посапывая.
  • Эпитеты:
  • весёлое эхо,
  • грибной воздух,
  • осенний наряд.
  • Метафоры – зелёные пряди.
  • Приём сравнения – В горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо.
  • Приём контраста – медь и золото листьев, и заржавленный пароход.

Конспект урока по изучению данного произведения

Задачи урока:

Познавательные –

систематизировать знания учащихся об авторе рассказа; расширить представление детей о Норвегии начала 20 века, о герое повествования, композиторе Э. Григе; эмоционально настроить детей на восприятие рассказа.

Информационные –

учить читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивая её; обращаться к различным словарям, справочникам, находить в них нужные сведения.

Коммуникативные –

понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач, умело пользоваться средствами языка; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Организационный момент.

Стадия вызова.
Цель:заинтересовать учащихся новым исследованием.
Под музыку мальчик (в образе композитора) и девочка ведут диалог.

— Какая красивая музыка!

— Вас зовут Эдвард Григ?

— Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?

— В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди. Эта страна расположена на Скандинавском полуострове, за полярным кругом, в зоне сурового арктического климата.

— Что это за страна? (Норвегия)

Можете ли по заглавию догадаться, о чём или о ком пойдём речь в этом произведении? (
Мнения детей)
— Действительно, можно предположить, что рассказ посвящён природе, людям, но более определённо трудно сказать по названию. Однако в книге есть иллюстрации к этому рассказу. Может быть, они помогут нам предположить, о чём мы будем читать?

Кого вы видите на рисунках? Как вы считаете, они наши соотечественники или нет? Почему вы так решили?

А как вы думаете, люди, изображённые на иллюстрации, живущие в Норвегии, они наши современники или жили раньше, когда нас с вами не было?

— Вы, верно, определили: события, описанные Паустовским, произошли около 90 лет назад, когда ещё не было не только вас, но и ваших мам и пап.

— Теперь вы догадались, когда и где происходит действие рассказа, и я открою вам ещё один секрет: этот седой старик, которого вы видите на картинке, всемирно известный композитор Эдвард Григ. Послушайте фрагмент его музыки.

Что вы чувствовали, слушая музыку Грига?

Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины народной жизни, ожившие народные легенды и сказки – вот душа музыки этого композитора.

Учитель продолжает рассказ на фоне тихого звучания музыки.

— Родился Григ около 150 лет назад в городе Бергене. И хоть он впоследствии много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, каждый раз он стремился вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. Итак, и в этот раз (учитель берёт книгу и начинает читать)

композитор Э. Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Чтение рассказа учителем или заранее подготовленными учащимися

Стадия осмысления.
Цель:сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией; формировать умение анализировать и интерпретировать произведение; формировать умение контроля над своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).
Появляется девочка с корзинкой еловых шишек.

Ну, конечно, вы узнали эту девочку? А что у неё в корзинке? Она так тяжела! В корзине у Дагни еловые шишки!

А зачем девочке понадобились шишки? (
Шишками можно топить печь, делать различные игрушки).
У:

Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек. Дагни – дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.

Приглашение к анализу текста

У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? (
с описания осеннего горного леса
) Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

зелёные пряди мха

грибной воздух лес весёлое эхо

Почему автор так поэтично описывает осень в лесу?

— Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

О каком подарке идёт речь в диалоге?

— Какой предстала Дагни перед композитором?

Дагни маленькая, трудолюбивая, доверчивая, отзывчивая. Она мила, красива, чутка, нежно думает о дедушке.

Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок? Паустовский прямо об этом не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

— Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный — духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить позже.

Перенесёмся в дом композитора. Расскажите, каким он был?

Пометьте в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки

Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье. Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

Какое настроение композитора в момент творчества?

Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.

Во 2 части есть строки, которые выражают главное настроение мелодии, сочинённой Григом для Дагни. Зачитайте эти строки.

Я увидел жизнь. Чтобы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.

В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? Кем были родственники девушки?

Как слушала музыку Дагни? Какие мысли и чувства вдруг охватили её? Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками. Что она думала о композиторе?

Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

Это слёзы благодарности. Григ уже умер, и Дагни жаль, что она не сможет ему выразить благодарность за эту чудесную музыку.

Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги. Он может расцвести в душе каждого из вас.

  • Запишите существительное – музыка.
  • На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это существительное и раскрывающих тему.
  • На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия.
  • Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию.
  • Запишите синоним к этому слову.

Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку?

Произведение, которое мы с вами изучили современно и актуально. Все чувства и поступки для нас важны. Есть талантливые люди, которые помогают раскрыть и понять книгу душевных отношений.

— Какое открытие сегодня вы сделали на уроке? Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие? Чему каждый из вас сегодня научился? О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?

Отзывы о книге

На деле многие люди только варварски используют природный мир. Флору и фауну уничтожают. Человек собственноручно разрушает свой дом. С детского возраста необходимо приучать любить природу, жизнь, других людей. Я бы посоветовал читать побольше такой литературы, особенно с иллюстрациями. Там наглядно можно увидеть природный мир и урон, который ему наносится.

Главные герои

Рассказ представляет собой вымышленную, но правдоподобную историю. Ее главные герои — добрые, тонко чувствующие и романтичные люди:

  1. Эдвард Григ — известный норвежский композитор, который во время прогулки по лесу познакомился с маленькой девочкой, собиравшей шишки. На восемнадцатилетие музыкант пообещал сделать ей необычный подарок — написать прекрасную музыку.
  2. Дочь лесника Дагни Педерсен. В начале рассказа это маленькая, отзывчивая, добрая, доверчивая и нетерпеливая девочка. Со временем она становится девушкой, которая ценит и тонко чувствует прекрасное.
  3. Тетя Магда — заботливая, разговорчивая женщина, работающая театральной портнихой.
  4. Дядя Нильс — парикмахер в театре. Добрый и веселый фантазер.

Действующие лица — это мечтательные, впечатлительные и эмоциональные люди. Они способны почувствовать музыку и оценить ее красоту.

Основная мысль

История о девочке, собиравшей еловые шишки, — произведение, которое учит ценить и понимать красоту окружающего мира и волшебную силу музыки.

Основная идея этого трогательного произведения заключается в добрых мыслях, безграничной вере в человеческое добро и красоте, которую нужно ценить. Автор считает, что каждый человек может сделать окружающий мир лучше, красивее и добрее. Иллюстрацией этому является жизнь великого композитора Эдварда Грига, подарившего миру замечательные произведения.

Отзывы читателей

Рассказ вызывает восхищение и волнение, его невозможно читать без слез. Это трогательная история о маленькой девочке, которая тонко чувствует и понимает музыку и искусство. Ей посчастливилось получить самый дорогой подарок от известного композитора — его музыку.

Константин Паустовский — автор, чье произведение открывает детям дверь в мир прекрасного. С первых строк сказка заинтересовывает, а яркие описания побуждают читать ее на одном дыхании. Советую прочитать сказку не только детям, но и родителям.

Повествование похоже на волшебную сказку о чуде, которое произошло с дочерью простого лесника. История заставляет поверить, что мир музыки может изменить жизнь человека, понимающего и ценящего красоту.
Наталья, Вологда

План рассказа

Для подготовки к ответу на уроке необходимо подготовить план произведения. Он должен быть подробным, поскольку рассказ объемный и содержит большое количество описаний, метафор и сравнений. Написать сочинение довольно просто по следующему плану:

  1. Встреча с Дагни в лесу.
  2. Обещание Эдварда Грига.
  3. Как композитор писал музыку.
  4. Поездка девочки в Христианию.
  5. Концерт симфонической музыки.
  6. Неожиданный подарок композитора.
  7. Жизнь прекрасна и удивительна.

Чтобы ответ был исчерпывающим, необходимо полностью ознакомиться с содержанием сказки. Пересказ можно дополнить рисунком к произведению.

Краткое содержание

Наслаждаясь красотой природы, композитор повстречал маленькую девочку, которая собирала еловые шишки. Григ узнал, что она дочь лесника и ее зовут Дагни Педерсен.

Композитору очень захотелось подарить малышке что-нибудь на память, но в карманах не оказалось ничего подходящего. Тогда он пообещал Дагни сделать подарок позже. Композитор объяснил, что девочка еще мала и многого не понимает, поэтому его подарок она сможет оценить, когда станет взрослой. Уже тогда композитор задумал посвятить Дагни музыкальную пьесу.

В Бергене Григ начинает работать над музыкальным произведением. Чтобы музыка получилась чистой, он оставляет в комнате только рояль. Целый месяц композитор создавал пьесу, представляя, как Дагни становится молодой красивой девушкой, мечтающей о счастливой и беззаботной жизни.

Прошло время. После окончания школы девочка поехала навестить свою тетю Магду, которая проживала в Христиании и служила в театре портнихой. Вместе со своим мужем, театральным парикмахером, она занимала небольшую комнатку на верхнем этаже театра.

У Дагни появляется возможность посещать спектакли и концерты, после них девушка испытывала сильное волнение, долго не могла уснуть и часто плакала. Однажды тетушка пригласила ее в городской парк на концерт симфонической музыки.

Услышанное поразило Дагни до глубины души. В ее воображении стали появляться картинки, напоминающие волшебные сны. Затем произошло волнующее событие, изменившее жизнь юной девушки. Со сцены зазвучала музыка, которую композитор посвятил Дагни по случаю ее восемнадцатилетия.

Это был подарок, который музыкант обещал маленькой Дагни десять лет назад. Мелодия вернула девушку в родные края. Она снова увидела море, горы и сказочный лес, в котором встретила музыканта, сделавшего ей великолепный подарок.

Новый день девушка встретила на морском побережье, стоя перед алым рассветом. Дядюшка, наблюдавший за ней со стороны, успокоился за нее и понял, что она очень любит жизнь и не проведет ее даром.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 9 г.Нерчинск

Открытый урок литературного чтения в 3 классе

hello_html_m65a353c1.jpg

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Аладьева Ольга Владимировна

Дата: 15.03.17

Нерчинск – 2017 год

Пояснительная записка

Образовательная область:

Тип урока: урок – исследование

Оборудование: текст произведения, иллюстрации, картинки с изображением еловых шишек, аудиофайл с музыкой Э.Грига, портреты писателя и композитора, шкатулка, презентация к уроку, компьютер, экран, портреты

К.Г. Паустовского и Э. Грига, костюмы героев, записи на доске.

*провести исследовательскую работу над произведением;

* учить выделять главное в содержании и делать выводы;

*расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству

*формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;

* воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки

Планируемые достижения на уроке:

умение анализировать прочитанное;

умение анализировать эмоциональное состояние героев;

воспитание любви к музыке.

I . Организационный момент.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

II. Релаксация (звучит музыка Э.Грига)

Регулятивны е : обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание выявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

– Прекрасная музыка, не так ли? Знакома ли вам она? Кто её автор? (ответы детей)

– Эдвард Григ – норвежский композитор.

– Норвегия находится на востоке и северо-востоке Скандинавского полуострова. Это горная страна, знаменитая своими лесами, реками, озёрами. Жил композитор в “Трольхаугене” – прекрасной загородной вилле под Бергеном. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением ,как за рубежом, так и в родной стране.

– Как странно: урок литературного чтения, а мы с вами говорим о композиторе и его музыке.

-Как вы думаете. Почему?

-Как вы понимаете это выражение?

( Когда талантливый человек хочет поделиться своими открытиями с другими людьми, он старается передать их словами, или его музыкой, или картиной. Люди начинают видеть и чувствовать мир по-новому, и тогда они сами становятся лучше .)

Когда человек желает поделиться своими мыслями с другими людьми, то он может передать это с помощью музыки - У нас на уроке сегодня есть уникальная возможность согласиться с этим предположением или нет.

Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- постановка учебной задачи

Я знаю, что вы умеете думать, исследовать , делать открытия, важные умозаключения.

В честь настоящих исследователей, активно ищущих ответ на поставленные вопросы, будут зажигаться сердца.

Какие источники нам могут помочь в исследовании на уроке? музыка Грига и литературное произведение

Построим план исследования.

1.Знакомство с произведением

- ориентация в учебном задании;

-умение читатьс различной интонацией;

- постановка целей, определение задач.

Познавательные:

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Обратите внимание на экран. Что объединяет все художественные произведения? (Произведения Паустовского)

Откройте учебник, прочитайте название произведения. (Корзина с еловыми шишками)

Можете ли вы что-то предположить по названию произведения?

IV. Восприятие темы.

1.Первичное восприятие рассказа

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения заданий; установление причинно-следственных связей; поиск и выделение необходимой информации

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- знание основных моральных норм работы в паре и группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать и слышать друг друга

Чтение 1 части учителем.

1часть и Вопросы после прочтения:

- Что в разговоре Дагни и Грига самое главное? (Григ решил сделать девочке подарок).

- Как вы думаете, какой подарок хотел подарить композитор? (музыкальное произведение)

- О каком подарке подумала Дагни? (о кукле, о конфетах предполагают)

- Ребята, а какие подарки вы перечислили? (материальные)

- Подарки бывают материальные и нематериальные (духовные)?

- К материальным подаркам мы отнесем все, что вы уже перечислили кукол, конфеты, игрушки и т.д. Т.е. все, что можно купить за деньги, или сделать из каких либо материалов самим. Эти подарки могут сломаться и тогда мы о них забываем.

- А что мы отнесем к духовным подаркам? (Все то что дарит нам хорошее настроение: музыка, стихи, улыбка, нежный взгляд, эти подарки останутся с нами на всегда, эти подарки всегда актуальны, они находятся вне времени мы помним о них всегда)

- Почему Григу захотелось сделать Дагни? (Она понравилась композитору, тем, что она милая, красивая, чуткая: думает о дедушке, у неё доброе, отзывчивое сердце)

А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей.

- Сколько лет будет девочке, когда она получит подарок? (она будет достаточно взрослая, 18 лет)

Вывод: есть духовные подарки, о которых мы будем помнить всегда, в том числе и музыка.

Чтение 2 части учителем с предварительным заданием-вопросом:

- Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни? О чём была написана музыка Грига?

Беседа после чтения:

Кого видел Григ, когда писал музыку? (Он видел как навстречу ему бежит девушка…).

- Кто был её первым слушателем? (синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка).

- Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто её слушал? синицы волновались, снег останавливался, матросы слушали всхлипывая, прачка качала головой и вытирала слезы, сверчок вылезал подглядывал за Григом).

- А почему Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов? (потому что это истинные слушатели им не важно модно это или нет, а важно то какие чувства она вызывает)

Сделайте вывод: Музыка передаёт чувства

Как вы считаете, получит ли Дагни обещанный ей подарок?

Интересно, как же это произойдет. Продолжим чтение, чтобы узнать об этом.

ЧТЕНИЕ 3 ЧАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Что мы узнали о Дагни?

Чтение 4 части учителем

Какое же чудо произошло в жизни Дагни?

Что подарил Григ Дагни? (музыку)

- Для чего Григ подарил девочке музыку? (Чтобы поделиться с ней своими чувствами, радостью, восторгом. Просто подарит ей хорошее настроение)

- Оценит ли этот подарок Дагни? (да, так у неё доброе чуткое сердце)

Вывод: музыку может прочитать тот, у кого доброе и чуткое сердце.

Вернёмся к началу урока. Какое предположение мы выдвигали?

Когда человек желает поделиться своими мыслями с другими людьми, то он может передать это с помощью музыки. Подтвердилось ли оно?

(Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!)

- составление последовательности действий.

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение слушать и слышать друг друга

VII . Итог урока.

- Так чему же учит это произведение?

(надо жить, принося радость другим людям)

Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. К.Паустовский и Э.Григ – великие мастера: один словом другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь писатель Константин Георгиевич Паустовский и знаменитый норвежский композитор Эдвард Григ.

(У каждого учащегося модель следа человека). Пишут слово-тайну (жизнь, счастье, музыка, подарок, волшебник и т.д.)

Перечитать рассказ Паустовского

Нарисовать иллюстрацию к рассказу , что вы представляете когда слышите музыку Грига.

Читайте также: