За год службы в батарее долговушин сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

1. (1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

— (4)Дяденька, дайте два патрона.

— (5)На что тебе патроны?

— (6)А так. на память.

— (7)На память патронов не дают.

(8)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9)Губы мальчишки презрительно кривятся:
— Ну вот! (10)Что с них толку?

— (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это — обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне. (26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

— (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (30)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(33)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдар . 2.

За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. Вначале его определили к Богачёву во взвод управления катушечным телефонистом. За Днестром, под Яссами, Богачёв всего один раз взял его с собой на передовой наблюдательный пункт, где все простреливалось из пулемётов и где не то что днём, но и ночью-то головы не поднять. Тут Долговушин по глупости постирал с себя все и остался в одной шинели, а под ней — в чем мать родила. Так он и сидел у телефона, запахнувшись, а напарник и бегал и ползал с катушкой по линии, пока его не ранило. На следующий день Богачёв выгнал Долговушина, к себе во взвод он подбирал людей, на которых мог положиться в бою, как на себя. И Долговушин попал к огневикам. Безропотный, молчаливо-старательный, все бы хорошо, только уж больно бестолков оказался.

— В армии так: не знаешь — научат, не хочешь — заставят. — И ещё сказал: — Отсюда тебе путь один: в пехоту. Так и запомни.

— Что ж пехота? И в пехоте люди живут, — уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту. С тем старшина и начал его воспитывать. Долговушину не стало житья. Вот и сейчас он тащился на НП, под самый обстрел, все ради того же воспитания.

Едва Пономарёв и Долговушин покинули НП, как попали под обстрел. Они перележали его в неглубокой воронке.

Неширокая полоса кукурузы кончилась, и они шли наизволок, отдыхая на ходу: здесь было безопасно.

До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

— Немцы! — обмер Долговушин.

— Правей, правей ползи! — закричал он Долговушину. Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже не видел, что произошло с повозочным. Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: — Правей бери, правей! Там скат!

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

− В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

(13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

(15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

(18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом. (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

(20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

(23)− Немцы! − обмер Долговушин.

(28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

(29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

(31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

(41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

(63)− Вот те и вышло правей.

(65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

(73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

[1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.

Смирнов Александр , 11 класс

У вас могло бы получиться хорошее сочинение, если бы вы не списали аргумент про Сотникова с сайта итоговых сочинений 2017 года. Так делать не нужно, этим вы настраиваете эксперта против своего сочинения, честно, даже не хочется его проверять теперь.

Вообще, Александр, меня смущают некоторые странности в вашем сочинении. Например, вы говорите о себе в женском роде:

Я согласна с писателем и считаю, что трусость лишает человека совести.

Так кто же писал это сочинение? Кто списывал, надеясь, что "прокатит"? Загадка.

Речь автора довольно грамотная, например, он использует такие выражения, как "характер приспособленца", "достояние гласности", "попустительство" и тому подобные. В тексте представлены разнообразные синтаксические конструкции, многочленные предложения с обилием оборотов. Вряд ли при таком уровне владения речевой культурой автор пропустил бы досадные ошибки, связанные с подменой лица, от которого ведется рассуждение.

Неизвестно, кто именно заработал баллы за это сочинение. Хотелось бы, чтобы этот неизвестный автор написал сам честную самостоятельную работу.

В предложенном для анализа тексте Григорий Яковлевич Бакланов задаётся вопросом: можно ли составить правильное представление о человеке с первого знакомства?

В тексте говорится, что даже после года службы в батарее Долговушина считали человеком, которому ничего нельзя доверить и часто говорили: “Этот не справится”. Однако спустя время, после одного трагичного случая, Назаров подумал, что не умеет разбираться в людях, поначалу ошибочно приняв Долговушина за плохого и лживого человека: “Я считал его человеком себе на уме, а он вон какой, оказывается”.

Эти примеры, дополняющие друг друга, позволяют понять: первое впечатление часто бывает ошибочным, так как сразу очень тяжело понять характер человека, оценить его поступки.

Однако и длительное знакомство не всегда может дать полноценное представление о нём. Так это и произошло с Долговушиным, который сам рассказал про себя не правдивую историю, выставив себя героем. Этим он смог поменять мнение других о себе, но в действительности остался тем трусом, которым был.

Григорий Бакланов считает, что с первого взгляда нельзя составить мнение о человеке. Даже через длительное время знакомства нельзя составить полноценное мнение о человеке.

Я согласна с Григорием Баклановым, что время не всегда помогает по-настоящему узнать человека, так как никогда не понятно, какие мысли могут быть у него в голове. Иногда бывает, что человек специально хочет произвести определённое впечатление.

Подтверждением мысли о том, что время не всегда помогает узнать настоящего человека, является моя бывшая подруга. Когда я с Варей только познакомилась, она была очень милая, доброжелательная. Через некоторое время мы с ней стали меньше общаться. В какой-то момент Варя стала даже злой по отношению ко мне, после чего я перестала с ней общаться. Недавно видела её в компании новых друзей, и она была с ними столь же мила, как и со мной в начале дружбы. Я знаю её уже пять лет, но так и не поняла её истинного характера.

Таким образом, иногда первое мнение о человеке бывает правдивым, а иногда и ошибочным и никогда нельзя быть уверенном, что знаешь его характер до конца.

К2-2 ( 1 комментарий без микровывода. 2 комментария нет, но есть вывод по двум комментариям, что очень странно)

К4-0 (лучше приводить аргументы из литературы/истории)

К7-2 (" не правдивую историю"- неправдивую)

К9-1 ("быть уверенном"- уверенным)


Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению. (слайд №1)

Тип урока: урок-практикум.

Цель урока: Развитие коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся. (слайд №2)

Продолжать работу по формированию умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, зрелости суждений при интерпретации текста

Способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью

В ходе комплексного анализа текста отобрать материал, необходимый для написания сочинения

Оборудование:

1.Орг. момент.

Работа проводится на индивидуальных листах

2.Актуализация знаний.

(Повторение критериев оценивания задания №27 ЕГЭ. Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) — 24 балла.) (слайды №3-5)

План сочинения ЕГЭ 2019 (слайд №6)

Комментарий (1-й пример)

Пояснения к комментарию

Комментарий (2-й пример)

Пояснение к комментарию

3. Позиция автора

4. Собственная позиция

Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)

5. Заключение

- Какие затруднения чаще всего возникают у вас при написании сочинения-рассуждения? (Формулирование проблемы)

- Давайте вспомним, что такое проблема? (слайд №7)

Проблема (синонимы: вопрос, задача) – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблема – это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст.

- Какие бывают проблемы? (Философские, политические, экологические, нравственные, социальные)

- Определите, к какому типу проблем относятся данные проблемы.

Запишите буквенный ответ.

1.В чем смысл человеческой жизни? (Ф)

2.Можно ли избежать социальной несправедливости? (С)

3.Нужно ли заботиться об окружающих людях? (Н)

4.Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? (Э)

5. В чем опасность политики национализма? (П)

- Как найти проблему в тексте? (слайд №8)

- Читаете текст внимательно и думаете, что хотел нам сказать автор? Ищете ключевые слова и предложения (их можно подчеркнуть) по выбранной вами проблеме, так как в тексте может быть несколько проблем.

Назовите способы формулирования проблемы? (слайд №9)

Проблема может быть сформулирована следующими способами:

2. в форме вопроса:

Что важнее – закон или совесть?

Может ли прогресс быть человечным?

Необходимо ли милосердие в нашей жизни?

Зачем люди помогают животным?

Какой путь выбирает каждый из нас?

Нужно ли человеку знать историю своей страны, города, села и зачем?

Что значит любить Родину?

- Вспомните речевые клише, помогающие сформулировать проблему. (слайд №10)

Данный текст посвящён проблеме…

Одной из проблем, затронутых в данном тексте, является…

Автор данного текста приглашает нас поразмышлять о…

Действительно ли …? Давайте посмотрим, как эту проблему решает автор текста…

( Нужно человеку знать историю своей страны)

Автор коснулся проблемы…, уделил внимание проблеме…, (проявления настоящей дружбы)

Автор поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил …. проблему…(сохранения исторической памяти)

- Дополните речевые клише подходящими по смыслу проблемами

Данный текст посвящён проблеме…(взаимоотношений отцов и детей)

Одной из проблем, затронутых в данном тексте, является…(проблема сохранения родного языка)

Автор данного текста приглашает нас поразмышлять о…(проблеме отношения к животным)

Действительно ли …? Давайте посмотрим, как эту проблему решает автор текста…

( Нужно человеку знать историю своей страны)

Автор коснулся проблемы…, уделил внимание проблеме…, ( проявления настоящей дружбы)

Автор поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил …. проблему…( сохранения исторической памяти)

В данном тексте автор поднимает…( проблему становления личности)

3.Работа с текстом.

- Прочитайте текст. (слайд №12)

- Какова тема текста? (Война) (слайд №13)

- На сколько микротем можно разделить весь текст? (На 3) (Деление текста на микротемы)

2) - Выявление первоначального восприятия текста. (слайд №14)

Тест по тексту:

1 . Какое высказывание НЕ соответствует содержанию текста

1) Долговушин за год службы в батарее проявил себя способным человеком

2) Долговушину не стало житья, так как старшина стал его воспитывать

3) Когда на гребень окопа вспрыгнул немецкий солдат, до укрытия оставалось совсем немного

4) Назаров, которому Долговушин сначала не понравился, подумал, что он ещё не научился разбираться в людях

2. Какие слова наиболее точно характеризуют Долговушина?

1) смелый, порядочный, ответственный

3) отзывчивый, старательный, равнодушный

4) капризный, робкий, решительный

3 . Определите стиль и тип речи текста:

1) научный; описание 3) публицистический; повествование

2) публицистический; рассуждение 4) художественный; повествование

4 . Какие вопросы автор не поднимает в тексте

Отношение человека к своему делу

Проявление трусости в экстремальных ситуациях

3) Первое впечатление о человеке

Дружеские отношения с окружающими

5. Укажите средство связи предложений №28 и №29

синоним 3) однокоренные слова

Повтор 4) местоимение

(Проверка проводится по ключу (слайд №15):

4. Работа по группам.

Задание: Выявить основную мысль каждой микротемы. Сформулировать её в виде проблемы, используя речевые клише

1 группа (Гаврилов В., Зайцев Н., Волощенко Р.)

2 группа (Салов М., Тимофеев Е., Богданов Д.)

3 группа (Зюбан А., Зюбан Д., Шатов Д.)

Проверка: (слайд №16)

1 микротема. Отношение человека к своему делу. Как относится человек к своему делу?

2 микротема. Поведение человека на войне. Как может проявить себя человек в экстремальной ситуации?

3 микротема. Первое впечатление о человеке. Какое первое впечатление может сложиться о человеке?

- Какая проблема будет основной в данном тексте? Сформулируйте основную проблему текста, используя клише (В своём тексте автор поднимает проблема поведения человека на войне)

5. Физкультминутка (слайд 17)

муж. р. – наклон вперед,

ср. р. – поворот головой

(мыло, сирень, сосед, поле, дрожь, туман, рамка, ель, дуб, верхушка)

6.Примеры-иллюстрации (слайд №18)

Примеры-иллюстрации в художественном тексте

Пояснение к примерам

В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого, что)…

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Поступок героя показывает, что…

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя

Слова (мысли) героя позволяют понять…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Симпатии автора на стороне героя, который

Эти события автор описывает, чтобы…

Смысловая связь между примерами. (слайд №19)

-Где обозначать связь между примерами?

Указание на связь примеров как зачин в комментарии:

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев…

Указание на связь примеров при переходе от первого аргумента ко второму:

Для сравнения обратимся к другому примеру…

Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

Смысловая связь между примерами

Противопоставление: Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… Сравнение, сопоставление: Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причина: Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод: Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка: Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Работа по группам.

- Подобрать по 2 примера-иллюстрации и установить смысловые отношения между ними, используя клише

1 группа (Гаврилов В., Зайцев Н., Волощенко Р.)

2 группа (Салов М., Тимофеев Е., Богданов Д.)

3 группа (Зюбан А., Зюбан Д., Шатов Д.)

7. Выявление позиции автора. Слайд №20)

- Что такое позиция автора? (Это ответ на проблемный вопрос)

В художественных текстах позиция автора часто не выражается прямо. В таких случаях авторскую идею нам помогает понять речь героя, его портрет, мысли героя, его поступки… Свое отношение к описываемому автор передает через пейзаж, интерьер. Авторское отношение помогают нам понять изобразительно-выразительные средства языка и модальный план текста в целом.

Модальный план текста.
-оценочная лексика
-риторические вопросы
-риторические восклицания
-многоточие
-порядок слов
-вводные слова
-модальные слова и частицы
-лексические повторы и т. д.

Типовые конструкции:
-отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно
-позиция автора по затронутым вопросам очевидна
-основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том
-автор, ссылаясь на… (приводя примеры) , утверждает, что
-рассуждая о… , автор сожалеет о том, что. .

- Какова позиция автора? ( Автор считает, что каждый должен воспитать в себе человека. Ведь в годы войны сложно не потерять своё истинное лицо и остаться верным себе.)

8. Собственное мнение

- Согласны ли вы с мнением автора? (Я согласен с мнением автора и тоже считаю, что каждый человек обязан в любой ситуации оставаться верным себе и своим убеждениям.). (1 мин)

9. Обоснование (аргумент). (слайд №21)

- Аргументируйте собственное мнение. Примеры из каких произведений вы могли бы привести.

В качестве подсказки я назову несколько произведений художественной литературы, а вы попытайтесь вспомнить героев.

Каждый наверняка слышал эту печальную историю о том, как пять зенитчиц во главе со старшиной Васковым пошли в лес, чтобы разведать обстановку. Что они чувствовали в тот момент, когда узнали, что рядом с ними находятся шестнадцать вооруженных врагов, которые не собираются останавливаться на своем пути? Отступать было нельзя, действовать надо было решительно, и не дать пройти им дальше. Конец был поистине трагичным, все девушки погибли, но они сделали свое дело.

hello_html_m63c6fba8.jpg

10. (слайд№22)

Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению задания №27 ЕГЭ?

11. Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (слайд№23)

Автор считает, что каждый должен воспитать в себе человека. Ведь в годы войны сложно не потерять своё истинное лицо и остаться верным себе.

— В армии так: не знаешь — научат, не хочешь — заставят. 8)— И ещё сказал: — Отсюда тебе путь один: в пехоту. 9)Так и запомни.

10)С тем старшина и начал его воспитывать. 11)Долговушину не стало житья.

12)Вот и сейчас он тащился на НП, под самый обстрел, все ради того же воспитания. 13)Пономарёв оглянулся ещё раз. 14)Немецкие танки расползлись в стороны друг от друга и по-прежнему вели огонь. 15)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. 16)Расставив короткие ноги, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

17)— Немцы! — обмер Долговушин.

19)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, как за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. 20)Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания на слова Пономарёва, кинулся бежать назад и влево.

21)— Я те побегу! — кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

22)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине.

23)— Правей, правей ползи! — закричал он Долговушину. 24)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. 25)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. 26)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал:

— Правей бери, правей! Там скат!

41) Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. 42)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. 43)Он показал пустой диск автомата. 44)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел.

45)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, — подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. 46)— Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. 47)Просто я ещё не умею разбираться в людях…

48) И поскольку в этот день ранило каптёра, Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра

Война — тяжелейшее испытание не только для страны, армии, защищающей её, но и каждого человека. Именно в таких условиях наиболее очевидно проявляются как положительные, так и негативные стороны национального характера, менталитета. Об этом размышляет известный писатель Г. Бакланов, поднимая проблему ответственности человека за свои действия во время войны.

Правомерность мнения автора, выраженного в столь ясной и убедительной форме, не вызывает сомнения. Действительно, если в литературе XIX века можно найти яркие примеры того, как солдаты враждующих армий готовы пожалеть своих пленников, то в XX веке уже совсем иначе воспринимается мера ответственности каждого за угрожающие всей жизни на земле страшные, разрушительные войны.

В заключение хочется подчеркнуть, что поднятая Г. Баклановым проблема ответственности каждого из нас за происходящее в стране и мире в эпоху непрекращающихся военных конфликтов, распространения терроризма и гонки ещё более опасного вооружения становится только актуальнее и требует постоянного внимания.

Текст Г. Бакланова:

(1)Был месяц май, уже шестой день, как кончилась война, а мы стояли в немецкой деревне: четверо разведчиков и я, старший над ними. (2)В деревне этой, непохожей на наши, было двенадцать крепких домов, под домами — аккуратно подметённые подвалы, посыпанные песком, и там — бочки холодного яблочного сидра, во дворах — куры, розовые свиньи, в стойлах тяжко вздыхали голландские коровы, а за домами, на хорошо удобренной земле, рос хлеб. (3)И мирное майское солнце освещало всё это: и хлеб на маленьких полях, и красную черепицу крыш, и розовых свиней, и добродушно раскланивающихся по утрам хозяев. (4)Они как-то сразу, без рассуждений перешли к состоянию мира, настолько просто, словно для этого всего только и требовалось снять сапоги и надеть домашние войлочные туфли, те самые домашние туфли, которые шесть лет назад они сняли, чтобы надеть сапоги. (5)0 войне они говорить не любили, только осуждающе качали головами и называли Гитлера: это он виноват во всём, пусть он за всё и отвечает. (6)А они сняли с себя сапоги. (7)На второй день мира за деревней, в хлебах, мы поймали немецкого ефрейтора.

(8)Рослый, в чёрном блестящем офицерском плаще с бархатным воротником, он стоял среди нас, и мы, взяв немца, впервые не знали, что с ним делать. (9)Глядя на него, сутуло поднявшего под плащом прямые плечи, я вдруг почувствовал условность многих человеческих понятий: позавчера он был враг, а сейчас уже не враг и даже не пленный, и в то же время было ещё непривычно его отпустить.

Читайте также: