Юмор в произведениях гоголя сочинение

Обновлено: 06.07.2024

В этом году по всему миру отмечают 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. И только счастливым провидением звезд можно назвать то, что родился будущий великий юморист именно 1 апреля по новому стилю. В день смеха, который, что неудивительно, также отмечают по всему миру. Ведь юмор и сатира вещи интернациональные.

Сейчас произведения, созданные исключительно для смеха, прочно вошли в нашу жизнь. Один из самых популярных киножанров – комедия. На выступления различных артистов жанра стендап собираются полные залы. А короткие смешные истории – анекдоты – вообще настолько плотно вошли в наш культурный код, что вытравить их оттуда не получится и за несколько десятилетий. Да и нужно ли это?

Юмор по Гоголю

Подобный стиль в будущем позаимствует позднеимперская, советская, да и нынешняя российская политическая комедия. Карикатуры и фельетоны на ужасных заокеанских врагов выполнены в той же манере, в которой Гоголь изобличал современных ему чиновников.

Сатира на русскую действительность

В частности, оба писателя сошлись на роли творца в обществе. Гоголь, как и Пушкин, считал, что главная задача писателя – правдиво отражать действительность и ставить перед собой задачи общественно-воспитательного толка. То есть автор должен в первую очередь доносить своими произведениями что-то разумное, доброе и вечное. По мнению Николая Васильевича, главное действенное средство перевоспитания общества – это высмеивание его пороков. Поэтому в поздних произведениях Гоголь целиком перешел на общественно-политическую сатиру.

Именно поэтому и сейчас произведения Гоголя читаются так легко и смешно.

Смех и слезы

Но есть и серьезная отличительная особенность произведений Николая Васильевича от современного юмора. Все же недаром Белинский писал, что от произведений Гоголя стоит ждать и смеха, и слез. Правда, плакать хочется не от того, что очень весело, а от тяжелой реальности, которая так хорошо показана в работах писателя.

В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России.

Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:

Со всех сторон его клянут,

И только труп его увидя,

Как много сделал он поймут

И как любил он, ненавидя.

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)

Похожее

Николай Васильевич Гоголь — талантливый писатель-сатирик

Она начинается с лирического отступления о путешествиях. Здесь автор использует его любимый художественный приём — характеристика персонажа через деталь. Рассмотрим, как применяет писатель этот приём на примере помещика Плюшкина. Плюшкин — помещик, целиком утративший человеческий облик, а по существу — и рассудок. Въёхав в имение Плюшкина, автор его не узнаёт. Окна в избах были без стекол, некоторые были заткнуты тряпкой или зипуном. Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек..

Возможно это вас заинтересует:

Юмор по Гоголю

Подобный стиль в будущем позаимствует позднеимперская, советская, да и нынешняя российская политическая комедия. Карикатуры и фельетоны на ужасных заокеанских врагов выполнены в той же манере, в которой Гоголь изобличал современных ему чиновников.

Смех и слезы

Но есть и серьезная отличительная особенность произведений Николая Васильевича от современного юмора. Все же недаром Белинский писал, что от произведений Гоголя стоит ждать и смеха, и слез. Правда, плакать хочется не от того, что очень весело, а от тяжелой реальности, которая так хорошо показана в работах писателя.

Гоголь в гимназии: первая поэма и школьный театр



Иван Жерен. Портрет Николая Гоголя. 1836. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург



Эмиль Визель. Нежинская гимназия высших наук. 1830-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург

Никто не думал из нас, чтобы Гоголь мог быть когда-либо писателем даже посредственным, потому что он известен был в лицее за самого нерадивого и обыкновенного слушателя. Довольно бывало ему сказать одно слово, сделать одно движение, чтобы все в классе, как бешеные или сумасшедшие захохотали в одно горло, даже при учителе, директоре.

Николай Сушков, драматург



Федор Моллер. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1840-е. Ивановский областной художественный музей, Иваново

Аватар

Существуют различные способы юмористического повествования. Некоторые из них использует и Гоголь для создания весёлого и лёгкого настроения, так привлекающего читателей произведения.

Неожиданные поступки героев могут создавать ко­мический эффект. Смешны попытки Солохи спрятать друг от друга в мешки своих гостей: чёрта, голову, дьяка и Чуба.

Забавны несоответствия в поведении героев. Диалог Вакулы и Чуба, не узнавших друг друга во время метели, вызывает улыбку.

Чуб, думавший, что пришёл к своей хате, слышит незнакомый голос, затем делает ошибочный вывод, что кузнец явился в чужую хату на свидание к жене соседа. Чуб начинает препираться и спорить, а Вакула его колотит. Их разговор, внешне напоминающий ссору, комичен и безобиден; он заставляет читателя рассмеяться.

Вся история, изложенная Гоголем и случившаяся перед Рождеством, скорее напоминает сказку. Она пронизана волшебством, поразительным жизнелюбием и предвкушением праздника.

Автор с любовью, неизменной теплотой и доброй усмешкой повествует о приключениях своих героев и надеется вызвать у читателей такие же чувства.

Аватар

Одним из самых смешных моментов в повести – это сцена в доме Солохи, когда она прячет своих посетителей в мешки. Сначала там оказался черт, затем казак Чуб, Голова села и даже духовное лицо – дьяк. Кузнец Вакула забирает все эти мешки и выносит на дорогу. Потом их найдут девушки и уж очень смешно и неожиданно получится, что из мешков вместо гостинцев вылезут Голова, казак Чуб и дьяк. Они как будто соревнуются, прыгая в мешках.

Только в фантастическом мире кузнец Вакула смог достать черевички для Оксаны. Используя помощь черта, он попадает в Петербург и там благодаря чарам попадает на прием к царице. Очень дерзкий поступок. За такое могут посадить в тюрьму или хуже того казнить. Но волшебство помогает Вакуле и царица не только не выгнала его, а выслушала, заинтересовалась и исполнила его просьбу.

Когда кузнец держал в руках черевички, то был самым счастливым человеком в мире. Он знал, что теперь Оксана ему не откажет, ведь он доказал свою любовь и выполнил ее задачу. Фантастические приключения не прошли даром, Оксана бросилась в объятия Вакулы и призналась в любви кузнецу. Ей не нужны были больше черевички императрицы, а только любовь такого хорошего парня. Эту пару ожидает долгое и счастливое будущее. Так, волшебство помогло соединиться двум любящим людям.

Аватар

Автор в сатирической манере критикует подобные человеческие пороки.

Аватар

Н. В. Гоголь — самый яркий, выразительный писатель золотой эпохи русской литературы. Еще до изучения его творчества в Школе читаются гоголевские малороссийские почти народные сказки “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Они производят сильное впечатление на читателя. Его окружает мир легенды, мистики, что-то неземное, фантастическое, он путешествует на горбу у ведьмы, водит хороводы под Ивана Купалу с веселыми парубками и “ясноокими дивчинами”, любуется украинской природой. Герои произведения — здоровые молодые люди, честные, благородные, любящие жизнь, умеющие преодолевать любые препятствия, даже легко подчинять себе “нечистую силу”, появление которой сопровождается лукавой гоголевской усмешкой. Н. В. Гоголь показывает величие человека, веру в силу народа, в конечную победу добра над злом.

Но в своих последующих произведениях писатель выступает уже не как “добродушный юморист”, а серьезным, глубоким художником, способным решать жизненно важные вопросы. Дальнейшее развитие творчества Н. В. Гоголя идет уже в другом направлении.

“Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений отечественной литературы XIX века. Автор продолжает традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитой комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”. А. С. Пушкин вспоминал: “Как изумились мы этой книгe, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!”

В своем произведении Н. В. Гоголь показывает мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России. В изображении быта и нравов жителей уездного городишки уже нет места романтике и красоте. Жизнь человека “опутана здесь паутиной мелочных интересов, тут — царство корысти и пошлости”.

Прочитав первую страницу комедии, сразу погружаешься в размеренную, пустую жизнь чиновников: городничий постоянно берет взятки, но “ведет себя очень солидно и серьезно”, почтмейстер, “простодушный до наивности человек”, читает чужие письма у себя в конторе, Бобчинский и Добчинский разносят по всему околотку сплетни.

Этот замкнутый круг, по которому течет жизнь уездного городка, разрывает молодой человек, случайно появившийся в той местности. И его, “худенького, тоненького”, “двадцати трех лет отроду”, “без царя в голове”, принимают за ревизора. Какой переполох тут поднялся!

Каждый совал в руки мнимого чиновника из Петербурга взятку, да побольше, чтобы проверка обошла стороной его заведение. А он, на деле не имеющий ни денег, ни места, ни положения, осмелился просить руки дочери городничего.

Читатель и зритель от души смеются, следя за кокетством Марьи Антоновны и донжуанством Хлестакова. Но, когда улыбка сходит с лиц, невольно встает вопрос, что кроется за этим кокетством и ухаживаниями. А за ними — приспособленчество, ложь, грязь, деградация. Сам автор указывал, что единственным “честным, благородным лицом” в “Ревизоре” является смех, и это очень грустно, а нам, сегодняшним читателям, грустно вдвойне: пороки, изображенные великим сатириком, увы, оказались так же бессмертны, как и само творение.

У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, вкладывает в него самые сокровенные думы. Для Н. В. Гоголя это были “Мертвые души”, поэма, явившаяся, по выражению В. Г. Белинского, произведением, “беспощадно сдергивающим покровы с действительности”. Сатира и философские раздумья о судьбе России, ее народа переплетаются здесь воедино.

Итак, отправимся вслед за героем поэмы Чичиковым в NN. Сущность его затеи состояла в том, чтобы скупить несуществующие души и объявить себя миллионщиком. Он посещает различных помещиков, приобретает их умерших крестьян. Молодой интриган побывал у Собакевича, Коробочки, Плюшкина, Манилова, Ноздрева. Затейливые фамилии, предметы быта, туалета — все отображает нравы, устои, образ жизни помещиков. Мебель огромного Собакевича, будто гордясь, что принадлежит такому хозяину, повторяла его формы: необъятная, несуразная, неуклюжая. Для Коробочки характерны накопительство, стяжательство, у нее все опрятно, чисто, гладко.

Но ее “дубинноголовость” не может не вызвать иронической улыбки. Смех вызывает и Плюшкин, превративший в “прореху на человечестве”, и вдохновенное вранье Ноздрева.

По внешнему облику владетели поместий все разные, но объединяет их утраченная способность по-настоящему видеть, слышать, думать и все возрастающее стремление приобретать материальные блага, положение в обществе, чины по службе. Человек потерял человеческое лицо. А это уже — страшно.

Чичиков искал “мертвые души” среди ушедших из жизни, но не замечал, что их немало среди живых: “коптитель неба”, “увалень, байбак и лежебока” Тентетников; генерал Бетрищев, тупой, грубый солдафон, перенесший в свое имение армейские нравы; помещик Петр Петрович Петух, “барин-арбуз”, целью жизни которого явилось стремление больше и вкуснее поесть и закормить любого постороннего человека.

В “Мертвых душах” Н. В. Гоголь дерзнул “вызвать наружу все, что-ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи,— всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь”.

Писателю далеко не безразлична судьба России. В своих произведениях он, отображая разные стороны человеческого бытия, выражал мечту о будущем Руси, надежду на появление настоящих, “добродетельных” людей, способных спасти страну.

Автор взволнованно говорит о том времени, когда “предстанет несметное богатство русского духа… Подымутся русские движения. И увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов”.

Хочется разделить эту веру с Н. В. Гоголем, что когда-нибудь отношения между людьми будут строиться на глубочайшем уважении к личности, независимо от того, какое место в обществе она занимает, и что не будет среди нас “маленького человека”, “униженного и оскорбленного”.

В одной из отдаленных деревень Малороссии, в низеньком домике жили два старичка прошедшего века — Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна Товстогубиха. Ему Читать далее

Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь Читать далее

Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: "это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант Читать далее

Одна из таких закономерностей состояла в том, что гротеск начинал все более и более тяготеть к сатире. Если на первых порах обращение писателей к гротесковым Читать далее

Читайте также: