Юмор в лирических произведениях маяковского сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Владимир Маяковский появился на поэтической арене в сложный, переломный для России период: атмосфера была накалена до предела, кровавая первая русская революция и вихрь мировой войны заставили людей усомниться во всех прежних идеалах и ценностях. Люди жаждали перемен и с надеждой смотрели в будущее. В искусстве, как в зеркале, отразились все сложные общественные процессы — в этом один из секретов популярности футуризма с его откровенным отрицанием традиционной культуры, эпатажем, почти религиозным, культом техники, современной индустрии и ее сверхчеловеческой мощи. Противоречия эпохи нашли предельно концентрированное отражение в творческой индивидуальности Владимира Маяковского, который вышел навстречу " настоящему" веку с удивительной искрой дерзости, юмора, иронии и одновременно с беззащитно обнаженным сердцем. Он стал первым в истории литературы свободолюбивым поэтом, который не был в оппозиции к властям, призывая от имени народа противоборствовать законам и предрассудкам, бросая вызов тем, кто несправедливо сделал себя хозяевами жизни. Напротив, он открыто заявил, что верой и правдой, каждой строкой своей хочет служить новой власти — власти советов, власти народа. Он видел "неизбежность крушения старья" и средствами искусства предвосхищал грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества". "Рваться в завтра, вперед!" — девиз поэта.

"Мне плевать на то, что я поэт, — сказал он однажды в сердцах. — Я не поэт, а прежде всего посвятивший свое перо в услужение — заметьте, в услужение — сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее — Советскому правительству и партии".

Новое время требовало новых форм. Все привычное, устоявшееся воспринималось поэтом, как и другими футуристами, как старое, отжившее, не соответствующее историческому моменту. Маяковский утвердил совершенно новое отношение как к самой поэзии, так и ко всем элементам стиха — к рифме, к ритму, к построению строки.

езда в незнакомое.

Это "незнакомое", непознанное и становится предметом осмысления в его творчестве. И вместо спокойной, "усыпляющей" и "укачивающей" поэзии возникает новая, беспокойная, взъерошенная и будоражащая поэзия революции. "Я люблю Пушкина! — утверждал поэт. — Наверное, больше всех вас люблю его. Может, я один действительно жалею, что его нет в живых! Когда у меня голос садится, когда устанешь до полного измордования, возьмешь на ночь "Полтаву" или "Медного всадника" — утром весь встанешь промытый, и глотка свежая. И хочется писать совсем по-новому. Понимаете? По-новому! А не переписывать, не повторять слова чужого дяди! Обновлять строку, слова выворачивать с корнем, подымать стих до уровня наших дней. А время у нас посерьезней, покрупней пушкинского. Вот за что я дерусь". И Маяковский неутомимо сражается за свою боевую, политическую поэзию. Он обращается со словом и словарем как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным лекалам. У поэзии Маяковского не только своеобразный язык образов и метафор, он также широко использует звуковые и ритмические возможности слова.

Поэт решительно и бесстрашно ломает привычные стихотворные формы. Напевную, мелодичную строку рвет на клочья.

Ритм стиха вольно меняет по требованию темы, а строки выстраивает так, чтобы они, как солдаты на плацу, "подменяли ногу" на ходу, чтобы "шаг" стиха соответствовал каждый раз, при любом повороте темы, новому смысловому строю.

Так, в стихотворении "Наш марш" отчетливо слышится бой барабанов и мерный шаг марширующих колонн:

Медленна лет арба.

Сердце наш барабан.

Маяковский вводит в свои стихи приемы ораторской речи. Его строка разбита на ступеньки, что облегчает чтецу-оратору произнесение стиха вслух. Но от такого членения строка не распадается. Ее крепко связывают в одну звуковую цепь изобретательно найденные созвучия внутри слов, повторяющиеся схожие слоги. Неожиданные, никем не употреблявшиеся ранее рифмы заканчивают строки, "подтянув подпруги" стиха. Но эти рифмы — не просто оригинальное обрамление четверостишия, а отточенное оружие поэта: "Рифма — бочка. Бочка с динамитом. Строчка — фитиль. Строка додымит, взрывается строчка, — и город на воздух строфою летит", "Целься рифмой и ритмом ярись!","Дрянцо хлещите рифм концом", — призывает поэт. Он убежден, что "самые важные слова в стихе — термины, названия, понятия, имена — должны быть обязательно зарифмованы, должны стоять в конце строчки ударными словами".

В стихах Маяковского представлены необычные составные многосложные рифмы: "Носки подарены —наскипидаренный", "Молоти стих — молодости", "За мед нам — пулеметным", "Оперяться — кооперация", "Карьер с Оки — курьерский". Такие рифмы легко запоминаются, а богатство ритмов придает стиху Маяковского особую энергию. Меняет Маяковский и словарь поэзии, ведь изысканное, хрупкое слово литературно-книжного обихода непригодно для речи поэта-трибуна, для марша, для лозунга. Поэт открывает доступ в поэзию словам разговорного стиля, иногда грубоватым и режущим слух, но полным жизни, свежести и силы. Маяковский убежден, что новое слово можно сказать только по-новому, поэтому у него так много необычных неологизмов. Он с неистощимой изобретательностью открывает новые, запоминающиеся созвучия, значительно расширяет запас рифмующихся слов, по праву считая себя поэтом-словотворцем, обогащающим литературный язык и помогающим народу выражать свои новые чувства и новые мысли. Но Маяковский не уставал подчеркивать, что не игра рифм и слов, и не блеск образов являются для него решающими в поэзии.

уесть покрупнее буржуя.

Маяковский в своем творчестве — бог, который создает свой поэтический мир независимо от того, понравится ли кому-нибудь его творение. Поэту все равно, что его нарочитая грубость может шокировать кого-то, он убежден, что поэту позволено все.

Так, например, дерзким вызовом и "пощечиной общественному вкусу" звучат строки из стихотворения "Нате!":

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется — и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам,

Я — бесценных слов транжир и мот.

Маяковскому свойственно абсолютно новое видение мира, он будто выворачивает его наизнанку. Привычное в его поэзии становится странным и причудливым, мертвое — живым и наоборот.

Поэт чрезвычайно любит контрасты. Красивое у него всегда соседствует с безобразным, высокое — с низким: "Проститутки, как святыню, меня понесут и покажут Богу в свое оправдание". Мертвые предметы в его поэзии оживают и становятся более одушевленными, чем живые.

Маяковский изменил не только поэзию, но и прежнее представление о ней, сознательно стал рупором идей и настроений эпохи. Стихотворения поэта — "оружие масс", он вывел поэзию из салонов на площади и заставил ее шагать вместе с демонстрантами.

Владимир Маяковский был твердо убежден в том, что людям. нужно новое искусство, что поэзия должна стать поэзией улицы, толпы, должна выражать ее гнев, ее любовь, ее отчаяние — настоящие, простые и сильные человеческие чувства:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая —

ей нечем кричать и разговаривать.

Поэт подарил улице этот недостающий ей язык, позволил ей говорить, научил ее кричать о себе. Он сознательно принял идеи новой эпохи, потому что был уверен в их прогрессивности и гуманности, и считал, что своим пером он действенно участвует в революционном обновлении жизни, в очищении ее от грязи и мерзости.

Русской словесности Владимир Маяковский подарил новую индивидуальность поэта, преодолев, по мнению Б. Эйхенбаума, старое противоречие русской поэзии, обретя гармонию лирического и гражданского начал: "Маяковский вовсе не "гражданский" поэт в узком смысле слова: он создатель новой политической личности, нового поэтического "я", ведущего к Пушкину и Некрасову и снимающего их историческую противоположность, которая была положена в основу деления на "гражданскую" и "чистую" поэзию". Маяковский, в стихах которого бок о бок уживаются пафос и насмешка, оратория и частушка, здравица и проклятия, лирика и плакат, вывел за собой молодую поэзию Страны Советов на новые просторные пути. Его открытия восприняли и стали применять в своих стихах и другие поэты советской эпохи. Сам же Владимир Маяковский на протяжении всего творческого пути продолжал последовательно отстаивать свою дерзко-независимую позицию.

Сатира и юмор присутствуют во многих произведениях Маяковского, и сейчас нам трудно представить творчество поэта как без сатиры, так и без юмора. В начале своего творческого пути Маяковский критиковал, высмеивал, в основном, буржуев, их жизненные ценности, устоявшиеся принципы, уклады. Буржуазный мир казался ему чем-то жалким, гадким и уж никак не достойным примером для подражания.

Очень ярко это выражено в стихотворении “Нате!”, написанном в 1913году. В одном четверостишье Маяковский удивительно кратко и точно показывает натуру обывателей:

/> Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Обыватели – люди, не имеющие духовных ценностей, им присущи лишь низменные интересы. Маяковский подобрал довольно яркое сравнение – человек и моллюск. Женщины, подобно устрицам, огородились от внешнего мира своими вещами, им хорошо внутри – они чувствуют себя тепло и безопасно, а больше им ничего и не надо.
Маяковский использует в своем творчестве множество сатирических приемов. Так, ирония прослеживается даже в названиях произведений

поэта, например, ряд “гимнов”: “Гимн обеду”, “Гимн судье”, “Гимн критику”, “Гимн ученому”, “Гимн здоровью”. Всем известно, что под словом “гимн” обычно подразумевается что-то торжественное, величественное, важное. А в стихотворении под таким “торжественным” названием никакой величественностью даже и не пахнет.

Какой выразительный прием. Ирония, которую нельзя не заметить. В своих “Гимнах” Маяковский показывает людей, которые не могут, не умеют радоваться жизни и завещают это другим, они стремятся сделать мир бесцветным и унылым. Особенно яркий сатирический пафос слышится в стихотворении “Гимн обеду”.

Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция”. Теперь автор ставит в центр своих сатирических произведений других героев.

В первую очередь, врагов революции. Долгие годы эта тема оставалась важной для поэта, давая русской литературе все новые и новые произведения Маяковского. В первые годы после революции это стихи, которые писались на агитационных плакатах.

Маяковский принимал участие в их создании не только как поэт, но и как художник-оформитель – ко многим его стихам прилагались рисунки. На этом этапе для Маяковского характерно использование таких литературных приемов как гротеск, гипербола, пародия – так, некоторые надписи напоминают мотивы известных в то время песен, например, “Во Францию два гренадера”. Герои этих песен – белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи – непременно в цилиндрах и с большими, отяжелевшими животами.

К новой жизни Маяковский предъявляет высокие требования и, видимо поэтому, многие сатирические стихи поэта показывают ее пороки. Например, стихотворение “О дряни”, которое приобрело большую популярность, показывает обывательскую жизнь как нельзя лучше. Тут к Маяковскому будто бы возвращается прежний антиобывательский пафос: “Страшнее Врангеля обывательский быт”.

Вполне безобидные предметы быта, такие как самовар, домашние цветы, птица в клетке, приобретают значение символов нового мещанства и становятся зловещими. Маяковский разоблачает некоторое людское двуличье, высмеивает его. Так, например, женщина хочет купить платье с серпом и молотом не из-за советских идеалов и убеждений, а лишь для того, чтобы не показаться необразованной и темной, чтобы пощеголять на балу: “И мне с эмблемами платья.

Без серпа и молота не покажешься в свете. В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?”. Подтверждение тому, что женщина эта, равно как и ее муж, является невежей – отложенная в сторону газета, в которой опубликованы произошедшие в стране события: “На “Известиях” лежа, котенок греется”.

Зачем же покупать газету, если ее никто не читает? Да просто обыватели хотят казаться умнее, чем они есть на самом деле. В финале стихотворения разворачивается гротескное действие – оживает портрет Маркса, который выступает с довольно странным призывом: “Скорее головы канарейкам сверните, чтоб коммунизм канарейками не был побит!”.

Надо отметить, что понятен этот призыв только после прочтения всего стихотворения, в котором канарейки приобрели значение символа мещанства.
В сатирическом стихотворении 1922г. “Прозаседавшиеся” Маяковский показывает негативные черты бюрократизма, волокиты, бесконечных заседаний. В гротескной форме поэт описывает долгое и муторное хождение просителя по инстанциям. Характерно то, что в стихотворении нет строгого размера стиха, наоборот – в нем слышны живые интонации разговорной речи.

Комизм ситуации нарастает по мере развития сюжета, превращаясь постепенно в фантастическую картину раздвоившихся людей: “Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать
Надо поспеть нам.
Поневоле приходится разорваться!”
Используя гиперболу, Маяковский высмеивает разнообразие заседаний: “Заседают: – покупка склянки чернил Губкооперативом”, “Все до 22 лет на заседании комсомола”, “На заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома”. Сразу бросается в глаза нелепость, ненужность и бессмысленность заседания из-за покупки баночки чернил. Этим автор хочет показать, на какие мелочи приходится тратить служебные часы, в то время, когда они нужны для разрешения более важных проблем. Стихотворение заканчивается фразой, ставшей своего рода крылатой: “О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний.”
Вся поэзия Маяковского пронизана сатирой и юмором. Он высмеивает обывательский быт, осуждает чиновников, освещает волнующие его проблемы. Сатира становится сильным оружием, когда служит талантливому человеку, например, такому, как Маяковский.

Сатира и юмор присутствуют во многих произведениях Маяковского, и сейчас нам трудно представить творчество поэта как без сатиры, так и без юмора. В начале своего творческого пути Маяковский критиковал, высмеивал, в основном, буржуев, их жизненные ценности, устоявшиеся принципы, уклады. Буржуазный мир казался ему чем-то жалким, гадким и уж никак не достойным примером для подражания. Очень ярко это выражено в стихотворении ''Нате!'', написанном в 1913году. В одном четверостишье Маяковский удивительно кратко и точно показывает натуру обывателей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Обыватели – люди, не имеющие духовных ценностей, им присущи лишь низменные интересы. Маяковский подобрал довольно яркое сравнение – человек и моллюск. Женщины, подобно устрицам, огородились от внешнего мира своими вещами, им хорошо внутри – они чувствуют себя тепло и безопасно, а больше им ничего и не надо.

Маяковский использует в своем творчестве множество сатирических приемов. Так, ирония прослеживается даже в названиях произведений поэта, например, ряд ''гимнов'': ''Гимн обеду'', ''Гимн судье'', ''Гимн критику'', ''Гимн ученому'', ''Гимн здоровью''. Всем известно, что под словом ''гимн'' обычно подразумевается что-то торжественное, величественное, важное. А в стихотворении под таким ''торжественным'' названием никакой величественностью даже и не пахнет. Какой выразительный прием. Ирония, которую нельзя не заметить. В своих ''Гимнах'' Маяковский показывает людей, которые не могут, не умеют радоваться жизни и завещают это другим, они стремятся сделать мир бесцветным и унылым. Особенно яркий сатирический пафос слышится в стихотворении ''Гимн обеду''. Герои стихотворения – сытые люди, те самые люди, которые являются символом буржуазного мира. Очень интересный прием использовал в этом стихотворении Маяковский – тут вместо человека действует желудок:

''Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!

Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!''

В сатирическом стихотворении 1922г. ''Прозаседавшиеся'' Маяковский показывает негативные черты бюрократизма, волокиты, бесконечных заседаний. В гротескной форме поэт описывает долгое и муторное хождение просителя по инстанциям. Характерно то, что в стихотворении нет строгого размера стиха, наоборот – в нем слышны живые интонации разговорной речи. Комизм ситуации нарастает по мере развития сюжета, превращаясь постепенно в фантастическую картину раздвоившихся людей: ''Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать

Надо поспеть нам.

Поневоле приходится разорваться!''

Используя гиперболу, Маяковский высмеивает разнообразие заседаний: ''Заседают: - покупка склянки чернил Губкооперативом'', ''Все до 22 лет на заседании комсомола'', ''На заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома''. Сразу бросается в глаза нелепость, ненужность и бессмысленность заседания из-за покупки баночки чернил. Этим автор хочет показать, на какие мелочи приходится тратить служебные часы, в то время, когда они нужны для разрешения более важных проблем. Стихотворение заканчивается фразой, ставшей своего рода крылатой: ''О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний.''

Вся поэзия Маяковского пронизана сатирой и юмором. Он высмеивает обывательский быт, осуждает чиновников, освещает волнующие его проблемы. Сатира становится сильным оружием, когда служит талантливому человеку, например, такому, как Маяковский.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сатира и Юмор
в произведениях В.Маяковского

В. Маяковский
“Сатира - это взгляд
на мир через увеличительное стекло”

Сатира в поэзии Маяковского занимала важное место. Сам он называл ее
"грозным смехом".
Поэт был уверен, что его стихи помогают выжигать из жизни всяческую ерунду и дрянь.

В предисловии к первому изданию поэт определил смысл своего произведения (им являются основные темы сатиры Маяковского)

В одном четверостишье Маяковский удивительно кратко и точно показывает натуру обывателей:

…Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей…

Актуальность сатиры Маяковского в то время ощущалась, пожалуй, всеми. Он не чурался касаться самых острых и проблемных вопросов. Примечательно, что сатирическими были не только его стихи, но и драматические произведения.

Пьеса "Клоп"
В центре повествования пьесы "Клоп" - персонаж по фамилии Присыпкин. Ему не нравится эта фамилия, он хочет изящности и переименовывается в Пьера Скрипкина. Автор его характеризует как бывшего рабочего, который сегодня стал женихом. Он женится на девушке по имени Эльзевира Ренессанс. Изящества ей тоже не занимать. Она работает маникюршей.
Присыпкин тщательно готовится к предстоящему бракосочетанию. Для этого он покупает красную ветчину и красноголовые бутылки, ведь предстоит красное бракосочетание. Далее происходит целый перечень фантастических и невероятных событий, в результате которых Присыпкину удается дожить в замороженном виде до светлого будущего коммунистического общества.
В этом обществе будущего Присыпкин становится уникальным экземпляром, для которого самое место в зоологическом саду. Его туда помещают вместе с клопом, который все это время был его неизменным спутником. Теперь он экспонат, на который специально ходят поглазеть

Пьеса "Баня"
В ней поэт остро высмеивает бюрократический советский институт.
Маяковский писал, что баня моет или попросту стирает бюрократов всех мастей. Главный герой этого произведения - главный начальник по управлению согласованием. Сокращенно его должность звучит как главначпупс. Этой деталью автор едко подмечает страсть советским властей к подобным сокращениям и аббревиатурам.
Фамилия этого персонажа Победоносиков. Комсомольцы, которые окружают его, изобретают удивительную машину времени. На ней главный герой стремится уехать в светлое будущее. В так называемый коммунистический век.
Готовясь к путешествию, он даже готовит мандаты и соответствующие командировочные удостоверения, выписывает сам себе суточные. Но весь план в результате проваливается. Машина отправляется в путь, перемещаясь по пятилеткам, она носит за собой трудолюбивых и честных рабочих, выплевывая на ходу и самого Победоносикова, и подобных ему бесполезных чиновников.

Ненависть к религиозному ханжеству
Маяковский как никто другой поднимал на смех религиозное ханжество. Также важную роль в его творчестве играли всевозможные литературные пародии.
Например, в поэме "Хорошо!" он блестяще спародировал текст самого Пушкина.
У "солнца русской поэзии" мы можем прочитать нежное общение Татьяны со своей няней.
У Маяковского следим за старушкой Кусковой, которая воспылала страстью к Керенскому. Она общается с видавшим виды Милюковым, которого называет "усатый нянь". Остроумная пародия, которую представляет на наш суд Маяковский, многократно усиливает эффект сатирического разоблачения, которого он добивается всеми способами. Сатира поэта всегда остра, она безупречно жалит и всегда остается оригинальной и неповторимой.

Вся поэзия Маяковского пронизана сатирой и юмором. Он высмеивает обывательский быт, осуждает чиновников, освещает волнующие его проблемы.
Сатира становится сильным оружием, когда служит талантливому человеку, например, такому, как Маяковский.

Читайте также: