Ю а зайцев киремет сочинение по картине на чувашском

Обновлено: 05.07.2024

Есть в Чебоксарах в Калининском районе города улица Юрия Зайцева, всего на этой улице 25 домов.

Все ли знают, кто такой Юрий Зайцев?

Зайцев Юрий (Гурий) Антонович (1890-1972) - художник и фотограф, заслуженный художник Чувашской Республики.
В некоторых источниках указывается фамилия Плотников, в других Йеркин. И только прочитав воспоминания художника, которые были опубликованы в книге Н.А.Ургалкиной, поняла: Плотников был по отцу, а Йеркин по деду.

Зайцевым стал, взяв фамилию жены. Почему менял фамилии – загадка.

Родился в состоятельной крестьянской семье. С детства любил что-то мастерить, лепить, а потом и рисовать, отец, видя увлечение сына, снисходительно относился к этому, но и в чем-то помогал: выделил уголок в доме.

И тут тот случай в жизни, который изменит жизнь Зайцева, когда отец отдал в подручные к подрядчику по расписыванию церкви, где впервые столкнулся с живописью.

Деревня Ирх-Сирмы-Кошки, где родился художник, находилась от Мариинского Посада в двадцати километрах. Уже тогда Мариинский Посад являлся купеческим городком, откуда вывозился хлеб, лес. В этом городе отец устроил Зайцева к местному художнику Комиссарову, у него же познакомился с художниками Мавриным, Львовым.

Потом в Мариинском Посаде в 1999 году откроется художественная галерея им. Ю.А.Зайцева. Здание, которое занимает художественная галерея, раньше принадлежало лесной школе.

Первый раз Зайцев Ю.А. не попал в армию по призыву в 1912 году, потому что имел белый билет.

До 28 лет Юрий Зайцев познавал живопись, расписывая церкви по деревням.

В 28 лет он решается уехать в Москву, где устраивается маляром-отделочником в студию художника Богданова, у которого берет уроки рисунка, живописи.
Затем уезжает в Петербург с целью поступить учиться в школу художеств, но это ему не удается.

Устраивается на работу по росписям собора Александро-Невского монастыря. Здесь он наблюдает, как художники не перерисовывают, а создают свои композиции. Но с началом первой мировой войной работы были приостановлены и Зайцев уезжает на юг, опасаясь призыва в армию.

В 1915 году нанимается в Баку к художнику Б.Телингатеру на отделку особняка нефтепромышленника Тагиева.

В 1916 году по совету знакомого прапорщика едет в Екатеринославль (Днепропетровск) с тем, чтобы его зачислили не в действующую армию, а в запас, так как имел белый билет.

После революции с женой переезжают в Курскую область: пишет лозунги, декорации для клуба, расписывает церкви.

Устраниться от армии не получается: участвует в гражданской войне в качестве заместителя заведующего клубом полка и только в 1922 году демобилизуется из Красной Армии.

После гражданской войны в 1922 году в Лубнах организовал артель по ремонту квартир, домов, изготовление вывесок, писание плакатов, портретов вождей революции.

Все это время продолжает учиться живописи, в этом ему помогает художник Фомин, Зайцеву к этому времени уже 38 лет.
Зайцев Ю.А. много рисует, так и не получив художественного образования…

Первая его выставка произошла в 1925 году, в Москве в рамках художников-реалистов.

С 1928 года Зайцев Ю.А. живет в Чувашии. На родине изучал чувашское народное искусство, отображая сюжеты в живописи.

В 1928 году была организована газетой "Канаш" к своему 10-летию выставка художника. Были представлены не только картины, но и фотографии Зайцева.

Делает монтаж фотографий с заставками фрагментов чувашского орнамента в виде геометрических элементов.

Две фотографии, связанные с художником-фотографом Ю.А.Зайцевым.

Первыйснимок. Раскулачивание Ю.А. Зайцева. Чебоксары. 1929-30-е годы. Ю.А. Зайцев стоит в первом ряду с ружьём и с собаками.

Этот же дом - идет подготовка к строительству Чебоксарской ГЭС - снос старой части города.

В 1933 году его вновь приглашают в Чувашию, где готовится празднование 15-летия республики.
Зайцев ездит по районам и очень много рисует. До 1936 года было написано около 200 работ.

В 1935 году несколько месяцев вместе с чувашскими писателями был в командировке в Алма-Ате, где создал 115 работ. Может быть, эта командировка спасла его от ареста, но все равно, пока его не было в Чувашии, его исключают из Союза художников, правда, в 1940 году - восстановливают. Картины, высланные в Москву на выставку, были то ли потеряны, то ли уничтожены.

В 1945 году Зайцев был арестован за антисоветскую агитацию и осужден на пять лет с поражением в правах на три года. Сидел с художниками в ресторане гостинице "Волга", пьяным сказал, что Сталин хуже, чем Ленин. Этого было достаточно для доноса, в результате чего получил 58 статью и сидел за это в Алатырской колонии.

На снимках, которые остались, видно, как приближены они к живописи и графике.

И только в 1965 году состоялась выставка произведений Юрия Антоновича Зайцева, посвященная его 75-летию. После этой выставки был награжден Почетной грамотой Верховного Совета ЧАССР и присвоение звания заслуженного художника Чувашской АССР.
Последняя его выставка состоялась в 1970 году, как бы подводя итоги его творческого пути, т. к. в 25 декабря 1972 года Ю.А.Зайцев скончался.
При жизни Юрия Антоновича Зайцева с его участием было более 32 выставок и 11-персональных выставок.

По книге Ургалкина Н.А. Ю.А. Зайцев. Жизнь и творчество.
Чувашское книжное издательство, Чебоксары,1976.

7747467647647 Язычество у чувашей - культ киреметь Народознание Провинция ЧУВАШИЯ

К тому же чувашская языческая религия, сохранившаяся в той или иной степени, чаще на уровне индивидуальной обрядности в среде самого народа, не может оставаться без должного внимания. Цель изучения данной темы была ссужена до обычно-правовых традиций в дохристианских религиозных верованиях чувашского народа на примере культа киреметь.

7678958758 Язычество у чувашей - культ киреметь Народознание Провинция ЧУВАШИЯ

Из высказываний К. Фукс и Я. Марра можно сделать следующий вывод: чуваши, являясь глубоко верующими, старались придерживаться всех канонов религиозно-правового поведения, не выполнением которого, по их мнению, наказывалось Тора (Тура) или же киреметь. Тем самым религия выступает в роли и судьи и закона.

По определению А. Альквиста, В.А. Сбоева и Н.И. Золотницкого, киреметь есть высшее существо в царстве злых божеств и состав­ляет оппозицию божеству Тура. По мнению К.С. Мильковича, X. Паасонсна, Т.С. Пассек и Б.А. Латынина, данное божество злое, коварное и гневное, как объяснял В.А. Сбоев, киреметь по про­исхождению был добрым, но сделался злым из-за стечения раз­личных обстоятельств. В марийской мифологии он – божество зла, брат и противник демиурга Кугу-юма.

Видимо, близок к истине М. Васильев: марийцы с принятием христианства испытали сильное влияние русских и на многие свои верования, в том числе и на киреметей, стали смотреть глазами русских, т.е. как на злых божеств. Аналогично обстоит дело у удмуртов. Здесь он выступа­ет как источник зла и противостоит своему добродетельному бра­ту Инмару. И чуваши, и марийцы, и удмурты молятся киреметь, приносят ему жертвы, стараются ублажить. Если Тура просят, то киреметь следует угождать. В этом главное отличие в ритуаль­ном обращении к главным божествам.

В принципе, киреметь амбивалентен, т.е. добрый и злой одно­временно. Соответственно, он в одном лице бывает и свирепым, и смирным1. Тем самым киреметь может и защищать, и наказывать. Все зависело от поведения самого человека, которое должно было соответствовать нормам общественного поведения.

4747477473552 Язычество у чувашей - культ киреметь Народознание Провинция ЧУВАШИЯ

Одним из наиболее тяжких преступлений в среде чувашского народа считалось воровство у самой киреметь или же нанесение ему, какого-то ни было урона.

Как бы не нуждался чуваш в деньгах, он скорее решался умереть с голоду, чем воспользоваться жертвой киремети. Если крестьянам в поле попадались гусь, утка, либо курица, они не только не забирали этих домашних птиц себе, но и обходили данное место за две версты.

4366575477 Язычество у чувашей - культ киреметь Народознание Провинция ЧУВАШИЯ

К примеру, в 1910 г. крестьянин д. Вотлан Ядринского уезда Порфирий Ятманов арендовал около д. Тенеево землю, на которой в прошлом совершались жертвоприношения киреметь. Земля эта принадлежала крестьянам д. Куганары Ядринского уезда. Весной при попытке распахать арендованную землю жители д. Озерное Тенеево, боясь мести киреметь, вышли с дубинками и не допустили Ятманова.

Между тем, арендатор рассчитывал на получение от этой земли зерновых культур в 10 десятин, а также на находку старинных монет, оставленных в жертву киреметь2. Так же крестьяне не рубили старые деревья, потому что в прежние времена возле них совершали жертвоприношения3. Считалось, что если кто-либо срубил жертвенное дерево, то умирал срубивший или его родственник [4] .

Как уже упоминалось ранее, одной из основных функций киреметь, является наказание за нарушение принятых в общине правил поведения. К примеру, хотелось бы отметить, что в 1884 г. в чувашской деревне Синьялы Норусовского прихода Ядринского уезда случилось 8 пожаров один за другим, пострадала почти вся деревня. Распространился слух, что накануне каждого пожара сзади сгоревших зданий появлялась какая-то женщина, которая определенно что-то высматривала. Эту женщину видели многие жители деревни.

Появлялась она перед закатом солнца, потом куда-то исчезала. Чтобы выяснить все обстоятельства дела, крестьяне пригласили трех авторитетных йомзей. Те потребовали чашку с водой, посмотрели в нее и объявили:

6363636 Язычество у чувашей - культ киреметь Народознание Провинция ЧУВАШИЯ

В среде чувашского народа так же налагался запрет на сквернословие и ругательство, за что киреметь так же наказывал.

Если чуваши ссорились во время жертвоприношения, то, согласно их традиционным верованиям, должен был умереть человек3. Если чуваши ругались на киремети, то Богу, по словам крестьянина д. Юськасы Цивильского уезда Василия Разумова. нужно было принести в жертву барана, а киремети гуся4.

Так же в качестве одного из защитников незаслуженного обиженных выступает Хаяр киреметь, который поражает всех, кто находится поблизости этой киреметь, в том числе и обидчика. При этом у пораженного этой киреметью поднимается жар, он находится в состоянии между жизнью и смертью. А для того, чтобы избавиться от болезни вызванной киреметью, необходимо принести в жертву либо черную лошадь, либо черного быка, либо черную овцу4.

Еще одной из функций киреметь, направленной на правовое регулирования общественной жизни является оформление клятвенных заверений и испытаний.

Подводя итоги нужно отметить, что культ киремети играл существенное значение в жизни чуваш-язычников. Киреметь, внушая страх, приобрел и некоторые сакральные функции, которые утверждали его на второе по значимости место после Турặ. Внушая страх, он регулировал процесс выполнения норм обычного права, карая за непослушание и недостойное поведение, защищая обиженных и наказывая виновных.

Вера людей была основана на справедливости киреметь, а решение киреметь они уже пытались узнать по-своему, проводя обвиняемого через испытания, которые непременно были связаны с употреблением специально приготовленной пищи.

В древней Руси как и в наше время существовало много народностей , и у каждого народа ( национальности ) существовали свои обычаи , традиции , ну и соответственно Вера .

Особенно много культов и поклонений существовало до крещения Руси , в эпоху повального язычества , жертвоприношений и других по крайней мере “странных” верований .

После крещения Руси большинство приняло “христианство” , но у некоторых народов сохранился древний культ , который берёт своё начало с “шаманских” времён .

Главную роль в таких обрядах играли особые священные места , где произносили молитвы духам , приносили подаяния ( иногда бывали случаи жертвоприношений ) . Эти места были названы Керемети ( или Киреметь , смысл слова не меняется ) .

Киреметь у Чувашей

Так что такое “Кереметь” ( Киреметь , Керемет , Киремет ) ? У этого слова по крайней мере три значения : 1 . “Священная роща” ( как впоследствии прозвали такое место миссионеры-исследователи ) , где произносятся молитвы : во благо здоровья , большого урожая , и других просьб у высших сил , обычно располагается на возвышенности , рядом с родником , либо со старым деревом , в очень многих случаях – это очень древний дуб ;

2 . Так назывались добрые и злые духи ;

3. Жертва , или подношение духам , богам , умершим родственникам ( чаще всего монетка – медная или серебряная , номинал её зависел от благосостояния просившего , часть туши убитого там же животного и др. ) .

“Керемети” были у : Чувашей , Марийцев , Удмуртов , Мордвы ( мы далее в статье постараемся описать устройство , обряд молитв и приношений этого священного ритуала ) . Эти священные для этих народностей места , играли равносильную роль , как например у татар – мечети , а у христиан – церкви .

Кереметь располагалась на западе ( олицетворял закат жизни , мир умерших ) селения , сначала строилась ограда прямоугольной формы ( согласно четырём сторонам света ) с воротами на запад ( обычно ворот для входа было либо три , либо один ) .

В центре строили святилище-постройку , обязательно на восточной стороне располагалось изображение бога в виде скульптуры из дерева или камня . Посреди постройки длинный столб ( ось всего мира , рядом старое дерево , и обязательно источник с водой ) с кругом на верхнем конце ( олицетворяло Солнце ) .

Каждая деревня или село ( в Чувашии очень много таких мест ) могло иметь несколько таких “священных рощ” , но лишь одно главное , на которое собирались в большие праздники даже жители соседних деревень .

По очень большим праздникам ( несколько раз в году ) , или в дни поминовения умерших родственников , все жители деревни собирались около Киремети , и возносили молитвы Духам предков , в некоторых случаях приносили в жертву животное , или закапывали около священного дерева в землю монетку .

Существовала и Главная Кереметь народности , в Чувашии она находилась в Биляре ( Валем Хузя ) . На неё приходили , да и в настоящее время приходят Чуваши со всей России .

Значение Керемети трудно переоценить , времена были очень тяжёлые , и люди с помощью таких ритуалов верили в чудо , и после таких обрядов уходили с “лёгким сердцем” , переложив все свои беды на Богов и Духов , и ожидая от них помощи .

Если жителя деревни , или его близких одолела болезнь , дохла скотина , или засуха губила урожай , он шёл на Киреметь , и в молитвах просил Духов сжалится над ним и помочь в его бедах .

Вера в спасение во многих случаях уберегала его от всего плохого , ведь самовнушение – большая сила .

Что касается коллекции монет , которая скопилась за несколько веков на священной Киремети , то выкапывать их конечно большой Грех , хотя они пролили бы свет на историю населявшего эту местность народа , его давность пребывания в тех краях и др.

В настоящий момент некоторые кладоискатели выкапывают монетные подаяния Древним Духам , но принесут ли им богатства эти монеты , добытые “варварским” путём в святыне древних жителей десятков поколений , покажет будущее .


С ним я познакомился четыре года назад, на поприще охранника. Я был его сменщиком. При заступлении на пост в первый раз он, делая несколько наигранный важный вид, поинтересовался моей профессиональной подготовкой.

– Окончил колледж безопасности на отлично. Учился на охранника 6 разряда. – как по-уставному (с интонацией уставного доклада) ответил я ему в такт, театрально протягивая удостоверение. Работа охранника для меня внове (я 25 лет проработал научным сотрудником) и поэтому в этой сфере для меня, новичка, все было дистанцированно-серьезно.

Повертывая в руках документ, он выдержал некоторую паузу и многозначительно (наигранно-театрально) сказал:

- Мы школ безопасности не кончали. Накинули на себя форму и ходим себе гоголем…

Чӑтаҫҫӗ-ха чӑвашсем,

Вӗҫнех ҫитмен-ха вӗсем.

Ӗҫкӗ-ҫикӗ тунӑ чух,

Ӗҫсе-ҫисе ларнӑ чух,

Юррисене юрлаҫҫӗ,

Куҫҫулӗпе кулаҫҫӗ.

Чӑваш! Сана ун чухне,

Чуну ҫӗкленнӗ чухне

Мӗн пит асна килет-ши?

Мӗн пит чунна хӗсет-ши?

Савӑнӑҫ-и, куҫҫуль-и

Сан куҫӑнта куҫ тулли?

(Терпят еще чуваши, / Не дошли еще до точки. / Во время празднества, / Во время честного пира, / Песни свои поют, / Смеются сквозь слезы. / Чуваш! Тебе тогда, / В моменты душевного подъема / Что больше всего вспоминается? / Что более всего гнетет твою душу? /Радостью, слезами / Полны твои глаза?)

М.П. ПЕТРОВ-ТИНЕХПИ КАК ИЕЗУИТ

Литература

1 Юман М. Суйласа илнисем. Шупашкар, 1997. 322 с.

8 Петров М.П. Николай Иванович Ильминский. Казань, 1916.

9 Отчеты о деятельности Общества изучения местного края за 1921-22 гг.// Отчеты ОИМК за 1921-1923 годы. Чебоксары, 1924. С. 3.

В своей статье мы, как думается, достаточно дали понять, что это за тип, который озадачил видавшего виды А.В. Жиркевича (тогда ему было 60 лет, а окончил он, подчеркиваем, Петербургскую военно-юридическую академию). Тип сознания и практического действия, явленный И.Я. Яковлевым и его учениками, наукой еще не описан и совершенно не осмыслен. Мы делаем первый шаг в этом направлении.

I. Стремление к подражанию соседям, более богатым и многочисленным, - мимесис.

17 Из заявления И.Е. Ефимова-Тхти в Госиздат Чувашской Республики: «Помимо указанных выше ко мне неблагосклонностей со стороны некоторых чувашских литературных работников тут есть еще одно обстоятельство, на которое, по-моему, тоже надо обратить внимание. Дело в том, что эти мои рукописи были даны на рецензию бывшему попу – М.П. Петрову, хитрость, тонкость и лукавство этого преосвященнейшего отца ни в коей степени не уступает питомцам и выходцам из католических иезуитских школ, основанных Лойолой. Звание, почетное звание члена ордена иезуитов смело можно преподнести М.П. Петрову.

Читайте также: