Является ли базаров сильной личностью сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Является ли Базаров сильной личностью?

"Отцы и дети" - это, пожалуй, одно из самых известных произведений И.С.Тургенева. После публикации романа появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. В своём произведении автор изображает человека, типичного для своей эпохи. Среди критиков очень популярны были две точки зрения на образ главного героя - Базарова. М.Антонович трактовал этого персонажа как карикатуру на современную молодёжь, однако Д.Писарев считал Базарова сильной личностью. Хочется начать с того, что, по моему мнению, Базаров - сильная и яркая личность. покоряющая своей незаурядностью. Произведение почти сразу начинается со знакомства читателей с главным героем - Евгением Васильевичем Базаровым. Он предстаёт перед нами как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Базаров называет себя нигилистом. Нигилисты отрицают современный им общественный и культурный уклад. не преклоняются перед какими-либо авторитетами и отрицают принципы. Данные убеждения соответствуют главному герою и отражают характерные черты представителей демократического общества 1860-х гг. Сила личности Базарова проявляется в его спора с Павлом Петровичем Кирсановым. Уже с первого их разговора происходит завязка внешнего конфликта романа. Между Базаровым И Павлом Петровичем разворачивается идейная полемика, они не разделяют взгляды друг друга на многие проблемы современного им общества. Базаров оказывается очень силён

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 0 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 1 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 2 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 7 из 14

1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию, сфор­му­ли­ро­ва­на соб­ствен­ная точ­ка зре­ния, но не все те­зи­сы, необ­хо­ди­мые для рас­кры­тия те­мы, на­зва­ны. Так, си­ла ха­рак­те­ра Ба­за­ро­ва рас­кры­ва­ет­ся не толь­ко в спо­соб­но­сти ге­роя про­ти­во­сто­ять ан­та­го­ни­сту Пав­лу Пет­ро­ви­чу, не толь­ко в мо­мент ожи­да­ния неот­вра­ти­мой смер­ти, но и в спо­соб­но­сти при­знать соб­ствен­ные ошиб­ки, что рас­кры­ва­ет­ся в его люб­ви к Анне Сер­ге­евне Один­цо­вой.
2. В от­ве­те ис­поль­зу­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния; ошиб­ки и неточ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
3. Текст рас­смат­ри­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся очень по­верх­ност­но, лишь как упо­ми­на­ние об от­дель­ных эпи­зо­дах, без де­та­ли­за­ции, ци­ти­ро­ва­ния, крат­ко­го пе­ре­ска­за с ком­мен­та­ри­я­ми. Это не мо­жет счи­тать­ся раз­но­сто­рон­ним и до­ста­точ­но обос­но­ван­ным при­вле­че­ни­ем тек­ста про­из­ве­де­ния.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ным за­мыс­лом, но непо­нят­на роль вступ­ле­ния, в ко­то­ром опре­де­ля­ют­ся две про­ти­во­по­лож­ные точ­ки зре­ния кри­ти­ков, фор­му­ли­ру­ет­ся мысль: "Хо­чет­ся на­чать с то­го, что. ", при­зван­ная под­дер­жать точ­ку зре­ния Пи­са­ре­ва, эта мысль раз­ви­ва­ет­ся, но. На этом и за­кан­чи­ва­ет­ся дви­же­ние мыс­ли. Ес­ли рас­суж­де­ния с че­го-то на­чи­на­ют­ся, то они долж­ны про­дол­жать­ся чем-то. Про­дол­же­ние от­сут­ству­ет. Сле­до­ва­тель­но, ча­сти со­чи­не­ния ло­ги­че­ски не свя­за­ны меж­ду со­бой. В то же вре­мя нель­зя ска­зать, что мысль по­вто­ря­ет­ся и не раз­ви­ва­ет­ся. В ос­нов­ной ча­сти со­чи­не­ния чет­ко про­сле­жи­ва­ет­ся раз­ви­тие ос­нов­ной мыс­ли, по­это­му по дан­но­му кри­те­рию вы­став­ле­но 2 бал­ла, а не 1 (хо­тя экс­перт, ори­ен­ти­ру­ясь на кри­те­рии, име­е­те пра­во по­ста­вить 1 балл).
5. В со­чи­не­нии до­пу­ще­но 3 ре­че­вые ошиб­ки.

Роман “Отцы и дети” по праву играет ведущую роль в творениях И. С. Тургенева. Это произведение создавалось в эпоху кардинальных преобразований и изменений в русском обществе. После политической реакции 50-х годов в общественной жизни происходит подъем демократического движения, принципы которого разительно меняются по сравнению с теми, которые господствовали прежде. В литературных кругах тоже заметно оживление ведущих авторов — они стремятся отразить в произведениях свое видение “нового” человека, который бы имел определенные взгляды на дальнейшее развитие общества. Показать представителя нового поколения — именно эту задачу поставил себе Тургенев. Воплотил же он свой замысел в романе “Отцы и дети”. На примере образа Базарова автор показал наиболее типичные черты разночинцев-демократов 60-х годов. Главный герой романа трагичен во всем. Придерживаясь нигилистических взглядов, Базаров в жизни обделяет себя многим. Отрицая искусство, он лишает себя возможности наслаждаться им. Базаров скептически относится к любви и романтизму, он крайне рационален и материалистичен. “Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…” “Нравится тебе женщина, — говорил он, — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась…” Базаров лишает себя возможности любить и быть любимым, создать семью и обрести личное счастье. Из-за своих критических взглядов на людей (“Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой…”) ему трудно найти интересного собеседника и получить удовольствие от общения с кем-либо. Одна из главных трагедий в жизни Базарова — это одиночество. У главного героя нет подлинного союзника, так как никто из людей, его окружающих, не способен полностью проникнуться нигилистическими идеями. Даже Аркадий, который старается внешне казаться его единомышленником, не до конца уверен в правомочности теории отрицания. Взаимоотношения Базарова с родителями тоже неудачны. Хотя главный герой и любит их, но во многом не одобряет их образ жизни, и даже осуждает. Именно поэтому создается впечатление, что Базаров и его родители “говорят на разных языках”, они не могут прочувствовать и понять друг друга. В своей любви к женщине главный герой несчастен, она у него неразделенная и трагичная. Чувство зарождается в его душе, несмотря на то что он отрицает даже возможность его существования. Базаров пытается бороться с возникшей в его душе любовью, но это бесполезно. Он, со всеми своими идеями, не выдерживает “испытания любовью”. После встречи с Одинцовой в душе и мировосприятии Базарова происходят заметные изменения, его суждения подвергаются сомнению. Он уже не тверд в своих взглядах, как прежде, он начинает колебаться. В душе Базарова зарождается трагический конфликт, который должен как-то разрешиться. Объяснение с Одинцовой — кульминационный момент для романа, это была его последняя попытка обрести счастье и «понимание. Полный крах, который происходит в мировоззрении Базарова, проявляется в его разговоре с Аркадием. Главный герой уже не ощущает себя “хозяином в мастерской природы”, а сравнивает себя с песчинкой в огромном мире. Базаров уже не считает нужным обрести свою миссию “расчищать место” для построения нового общества. “Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?” Базаров, несомненно, появился слишком рано в обществе, он не востребован своей эпохой. Этим и обусловлена его трагическая смерть в конце романа. С уходом из жизни связано разрешение конфликта в душе героя. Это смерть гиганта, который осознает свою силу, — этим еще раз подчеркивается трагичность его образа. Перед уходом из жизни в душе Базарова наступает некое примирение, он перестает скрывать свои чувства и изменения во взглядах, он показывает свое истинное отношение к людям, нежную любовь к родителям. В своем романе Тургенев подчеркивает, что право на трагедию принадлежит только сильной натуре, коей, по его мнению, является Базаров.
Автор не создает ощущение трагического конца, так как сам финал эпически спокойный, повествование идет в философском направлении. Тургенев хотел показать ценность жизни и то, что, несмотря на смерть героя, жизнь продолжается.







Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Является ли Базаров сильной личностью?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Роман “Отцы и дети” по праву играет ведущую роль в творчестве И. С. Тургенева. Это произведение создавалось в эпоху кардинальных преобразований и изменений в русском обществе. После политической реакции 50-х годов в общественной жизни происходит подъем демократического движения, принципы которого разительно меняются по сравнению с теми, которые господствовали прежде. В литературных кругах тоже заметно оживление ведущих авторов — они стремятся отразить в произведениях свое видение “нового” человека, который бы имел определенные взгляды на дальнейшее развитие общества. Показать представителя нового поколения — именно эту задачу поставил себе Тургенев. Воплотил же он свой замысел в романе “Отцы и дети”. На примере образа Базарова автор показал наиболее типичные черты разночинцев-демократов 60-х годов.

Главный герой романа трагичен во всем.

Придерживаясь нигилистических взглядов, Базаров в жизни обделяет себя многим. Отрицая искусство, он лишает себя возможности наслаждаться им.

Базаров скептически относится к любви и романтизму, он крайне рационален и материалистичен.

“Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни. ” “Нравится тебе женщина, — говорил он, — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась. ”

Базаров лишает себя возможности любить и быть любимым, создать семью и обрести личное счастье.

Из-за своих критических взглядов на людей (“Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой. ”) ему трудно найти интересного собеседника и получить удовольствие от общения с кем-либо.

Одна из главных трагедий в жизни Базарова — это одиночество. У главного героя нет подлинного союзника, так как никто из людей, его окружающих, не способен полностью проникнуться нигилистическими идеями. Даже Аркадий, который старается внешне казаться его единомышленником, не до конца уверен в правомочности теории отрицания. Взаимоотношения Базарова с родителями тоже неудачны. Хотя главный герой и любит их, но во многом не одобряет их образ жизни, и даже осуждает. Именно поэтому создается впечатление, что Базаров и его родители “говорят на разных языках”, они не могут прочувствовать и понять друг друга. В своей любви к женщине главный герой несчастен, она у него неразделенная и трагичная.

Чувство зарождается в его душе, несмотря на то что он отрицает даже возможность его существования. Базаров пытается бороться с возникшей в его душе любовью, но это бесполезно. Он, со всеми своими идеями, не выдерживает “испытания любовью”. После встречи с Одинцовой в душе и мировосприятии Базарова происходят заметные изменения, его суждения подвергаются сомнению. Он уже не тверд в своих взглядах, как прежде, он начинает колебаться. В душе Базарова зарождается трагический конфликт, который должен как-то разрешиться.

Объяснение с Одинцовой — кульминационный момент для романа, это была его последняя попытка обрести счастье и "понимание.

Полный крах, который происходит в мировоззрении Базарова, проявляется в его разговоре с Аркадием. Главный герой уже не ощущает себя “хозяином в мастерской природы”, а сравнивает себя с песчинкой в огромном мире. Базаров уже не считает нужным обрести свою миссию “расчищать место” для построения нового общества. “Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?”

Базаров, несомненно, появился слишком рано в обществе, он не востребован своей эпохой. Этим и обусловлена его трагическая смерть в конце романа.

С уходом из жизни связано разрешение конфликта в душе героя. Это смерть гиганта, который осознает свою силу, — этим еще раз подчеркивается трагичность его образа. Перед уходом из жизни в душе Базарова наступает некое примирение, он перестает скрывать свои чувства и изменения во взглядах, он показывает свое истинное отношение к людям, нежную любовь к родителям.

В своем романе Тургенев подчеркивает, что право на трагедию принадлежит только сильной натуре, коей, по его мнению, является Базаров.

Автор не создает ощущение трагического конца, так как сам финал эпически спокойный, повествование идет в философском направлении. Тургенев хотел показать ценность жизни и то, что, несмотря на смерть героя, жизнь продолжается.


Базаров не отрицает самой необходимости принципиальных убеждений. Он только не хочет слепо подчиняться общим правилам, безрассудно следовать за авторитетом. “Мне скажут дело, я соглашаюсь – вот и все”, – это замечание героя говорит о том, что он выступает не против принципиальности во взглядах и поведении вообще, а против рабского преклонения перед отжившими принципами, условностями, традициями.

Не стремясь к абстрактному идеалу, Базаров всегда остается самим собой при любом повороте событий, что также дано далеко не каждому и свидетельствует о внутренней силе и незаурядности мышления этого человека. Он естественен во всех своих проявлениях, не лицемерит, не кривит душой, не прячет “из вежливости” резкое, но справедливое слово.

Эти качества тургеневского персонажа, по-моему, не могут не импонировать читателю, потому что поклоняться общепринятым, но далеко не всегда истинно достойным авторитетам, слиться с безликой массой может каждый человек, но далеко не каждый способен сохранить свою духовную цельность, выделиться из толпы, не быть “как все”. На это способен отважиться только человек твердого характера, несгибаемой воли, критического ума. Только по-настоящему сильной личности дано жить по собственным убеждениям и нравственным законам.

Подобно всем нигилистам любой эпохи, Евгений Базаров очень одинок, не находит искренней и надежной поддержки со стороны общества. Он одинок во всем: в любви, во взглядах на жизнь, даже в своем нигилизме. Именно одиночество, прежде всего, сформировало его как сильную личность, способную выдержать любые удары судьбы.

Базаров – умный и сильный человек, он не способен притворяться и лицемерить, готов в жарком споре отстаивать свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость в обществе, он понимает, что крепостничество в России себя изжило, и необходимо что-то менять. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением говорит об аристократическом лоске Павла Петровича, и легко общается с крепостными, лечит их. Себя он считает выходцем из народа, несмотря на то, что его родители – небогатые дворяне. Евгений с гордостью заявляет: “Мой дед землю копал”, и не стесняется этого. Но в богатом аристократическом доме Кирсаоновых существуют свои “принципы”. И старикам, воспитанным на них, сложно понять молодого бунтовщика-“нигилиста” Базарова. Павел Петрович считает его “гордецом, нахалом, циником, плебеем”, Николай Петрович “побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия”, сам же Аркадий не всегда разделяет убеждения своего друга, потому что сам – романтик, любит природу, музыку. И Базаров подшучивает и иронизирует над всеми обитателями марьинской усадьбы. Однако в своих убеждениях герой не всегда последователен.

Отрицая возвышенные чувства, он сам оказывается в их сетях. Любовь к Анне Сергеевна Одинцовой заставила Базарова страдать и мучиться. Но героиня отвергла молодого “нигилиста”, хотя у них и было много общего. И после пережитого герой начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Базаров ни с одним героем в романе не находит общего языка, никто не поддерживает его убеждений. Герой остается один, для него наступает переоценка ценностей. Размышляя о краткости человеческой жизни, он теряет веру в свои силы, свое будущее.

Героя мучает вопрос: прав ли он в своих убеждениях, не ошибка ли его “нигилизм”. Я считаю, что в идейных взглядах Базарова есть положительные и отрицательные стороны. Прогрессивным является то, что герой стремится к переустройству общества. В отличие от пустых речей Павла Петровича, Базаров не просто говорит, но и действует …

Можно говорить об ошибках во взглядах Базарова, не соглашаться с некоторыми его убеждениями, но нельзя в целом не уважать этого мужественного человека, не преклоняться перед его умом, целеустремленностью, волей.

В романе Базаров постоянно помогает людям, он старается жить для других. В то же время он сильный, волевой, умеет отстаивать свои убеждения, замечательно владеет искусством спора. Я считаю, что такие люди, как Базаров, “нужны России”.


Пример сочинения 2

Евгений Базаров в произведении является представителем революционного строя. Именно данный персонаж вступает в конфликт с минувшим поколением – с дворянством, которое медленно погибало.

Базаров – это представитель нового в обществе, это воплощение социальных изменений, которые происходили во времена И. С. Тургенева.
Внутренние качества

Образ Евгения Базарова описывается автором романа двусторонне: в его образе есть и достоинства, и недостатки.

Однако следует учитывать, что в финальных главах произведения теория Базарова потерпела крах, автор показал всю ее несостоятельность. Поэтому теоретические взгляды Евгения не всегда совпадали с реальным ходом его жизни. Связано это развенчивание нигилистических пониманий с испытаниями в его жизни, главным из которых стала его любовь к Анне Одинцовой. Базаров с ужасом понимает, что, отрицая любовь, он влюбился как герой романтических произведений, которые он также не признавал.


Пример сочинения 3

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” вышел в свет в 1862 году. В этот период русской истории, когда крепостное право было уже отменено, особенно ярко обострились социальные противоречия, борьба между теряющей свои передовые позиции дворянской аристократией и новым, прогрессивным поколением разночинцев.

В “Отцах и детях” изображаются две социально различные среды, два типа мировоззрения, два поколения с противоположными представлениями и интересами. Однако не случайно ведет действие главный герой романа – демократ Евгений Базаров.
Именно он, по справедливому замечанию Д. И. Писарева, “человек сильный по уму и по характеру составляет центр всего романа”.
И. А. Гончаров пишет о том, что “во всякое время жили на свете люди, недовольные жизнью… Это всегда умные люди, и они не уживаются с теми явлениями, к которым привыкает масса”. Таким был и герой Тургенева.

Чем же примечателен для читателя и дорог автору Евгений Базаров? Попытаемся проследить направление мировоззрения героя и понять, в чем заключается сила личности этого незаурядного человека, почему его имя стоит в ряду с такими выдающимися персонажами русской литературы
XIX века, как Чацкий, Онегин, Печорин.

Тургенев вводит своего героя в “полуобломовскую” обстановку жизни “лучших представителей дворянства”, уже тем самым противопоставляя его остальным действующим лицам романа. Базаров как человек, прошедший “школу труда и лишений”, – воплощение отрицания праздной жизни. Он не мыслит своего существования без постоянной и упорной работы, которая дает ему самостоятельность, независимость, самоуважение и право осуждать сибаритствующих демагогов в лице Павла Петровича Кирсанова.

Базаров справедливо и точно называет себя “самоломанным”. Действительно, из романа мы узнаем о том, то сыну лекаря пришлось самостоятельно учиться, самому “тащить себя по жизни”. Отсюда – его отрицание бездеятельности, рутины, размеренной праздной жизни.
Даже нас, современных читателей, поражают целеустремленность и неутомимость в труде тургеневского персонажа, который “даже прогулок без цели терпеть не мог”. Базаров не признавал понятия “отдых”, считая его уделом бездельников. Уже этот жизненный принцип героя свидетельствует о силе его личности и внушает невольное уважение.

Если нелегкие условия и жизненные испытания сформировали характер Базарова, то острый, пытливый ум, бескомпромиссность взглядов, холодная практичность определили его мировоззрение. Тургенев изображает тип нигилиста – то есть человека, все отрицающего, “не принимающего ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Это натура независимая, все подвергающая суду мысли, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, особенно если они выдвинуты людьми недалекого ума.

Привыкший учиться на собственных ошибках, Базаров предпочитает все постигать самостоятельно, отвергая исторический опыт предшествующих поколений. Он убежденный материалист, признающий только то, что “можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”.

Герой чужд романтизма, малейшего проявления сентиментальности, используя эти слова чуть ли не в качестве ругательств. Полагая, что время восторженных романтиков ушло в далекое прошлое, Базаров провозглашает свой век веком холодной прозаичности, свое время – эпохой расчетливых практиков, признающих лишь прикладную науку и отрицающих ценность теоретических знаний.

Казалось бы, все сказанное свидетельствует явно не в пользу тургеневского героя, изображая его как бездушного ограниченного циника, чуждого естественных человеческих проявлений. Однако следует более глубоко вникнуть в сущность этого образа, посмотреть на его нигилизм под другим углом зрения, чтобы понять, то отнюдь не все утверждения Базарова соответствуют истинному положению вещей и раскрывают настоящую сущность его характера.

Так, Базаров не отрицает самой необходимости принципиальных убеждений. Он только не хочет слепо подчиняться общим правилам, безрассудно следовать за авторитетом. “Мне скажут дело, я соглашаюсь – вот и все”, – это замечание героя говорит о том, что он выступает не против принципиальности во взглядах и поведении вообще, а против рабского преклонения перед отжившими принципами, условностями, традициями.
Не стремясь к абстрактному идеалу, Базаров всегда остается самим собой при любом повороте событий, что также дано далеко не каждому и свидетельствует о внутренней силе и незаурядности мышления этого человека. Он естественен во всех своих проявлениях, не лицемерит, не кривит душой, не прячет “из вежливости” резкое, но справедливое слово.

Эти качества тургеневского персонажа, по-моему, не могут не импонировать читателю, потому что поклоняться общепринятым, но далеко не всегда истинно достойным авторитетам, слиться с безликой массой может каждый человек, но далеко не каждый способен сохранить свою духовную цельность, выделиться из толпы, не быть “как все”. На это способен отважиться только человек твердого характера, несгибаемой воли, критического ума. Только по-настоящему сильной личности дано жить по собственным убеждениям и нравственным законам.

Подобно всем нигилистам любой эпохи, Евгений Базаров очень одинок, не находит искренней и надежной поддержки со стороны общества. Он одинок во всем: в любви, во взглядах на жизнь, даже в своем нигилизме. Именно одиночество, прежде всего, сформировало его как сильную личность, способную выдержать любые удары судьбы.

Автор романа утверждает, что если его герой “назвался нигилистом, то надо читать – революционером”. Действительно, базаров не был чужд идей революционной демократии, и, в определенном отношении, его можно отнести к разночинцам.

Однако революционность тургеневского героя, очевидно, следует рассматривать не столько в политическом, социальном, сколько в философском, моральном аспектах. Ведь революция по своей сути – уже преклонение перед авторитетами, а Базаров отрицает подчинение любым догмам. Он не признает деления общества на классы, так как далек от социальных предрассудков и условностей.

Поэтому в основе базаровской позиции прослеживается стремление произвести “революцию в умах” – в сознании людей, разрушить косность представлений о мире и человеческих отношениях и тем самым изменить общество к лучшему.

Таким образом, Базаров – это человек, опередивший свою эпоху и потому не понятый эпохой; герой, превратившийся в бунтаря-одиночку, не найдя поддержки современников. Подобно Чацкому и Печорину, Базаров – герой будущего.

Можно говорить об ошибках во взглядах Базарова, не соглашать с некоторыми его убеждениями, но нельзя в целом не уважать этого мужественного человека, не преклоняться перед его умом, целеустремленностью, волей.

Читайте также: