Явления высокой поэзии определяются подчас причинами сочинение

Обновлено: 13.04.2024

Комментарий к проблеме — это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Но вы должны помнить, что в этом абзаце необходимо рассказать о том, какие автор текста приводит факты, случаи, цитаты, примеры из жизни известных личностей для того, чтобы доказать свою точку зрения по проблеме, о которой идёт речь в тексте. Подумайте, как автор доказывает свою позицию, что является его аргументами. Причём вам необходимо привести два таких примера из предложенного текста, которые убедили вас в авторской позиции.

Комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно вы поняли эту проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором, сумели проследить за ходом авторской мысли. Комментирование проблемы должно показать, насколько правильно вы поняли текст и точку зрения автора.

Таким образом, комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Но это не ваши рассуждения по проблеме текста, а авторские. Какие он приводит доказательства своей точки зрения? На какие примеры опирается, чьё мнение считает важным для рассуждения по проблеме? Чьи цитаты приводит?

Нужно ещё обязательно привести два примера из предложенного текста, которые автор приводит для доказательства своей точки зрения. Не вашей, а авторской! Свою точку зрения вы будете высказывать через один абзац, после конкретно сформулированной авторской позиции. И именно потом вы будете приводить аргументы из других произведений для доказательства вашей позиции по проблеме текста. А сейчас речь идёт об авторском взгляде на проблему.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

• На чём автор заостряет внимание? Почему?

• Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

• Какие эмоции автора выражены в тексте?

• Как выражено отношение автора к изображаемому? В чём это проявляется?

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что вы легко ориентируетесь в тексте и подтверждаете свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.

Для того чтобы правильно построить комментарий, можно воспользоваться следующими типовыми конструкциями:

• Проблема раскрывается автором на примере.

• Автор заставляет читателя задуматься. (над чем?)

• Писатель обращает внимание на.

• В размышлениях автора звучит мысль о том, что.

• Особого внимания заслуживает мысль о том, что.

• Автор разделяет мнение. (кого?)

• Не случайно автор приводит слова. (кого? с какой целью?)

• Автор доказывает, что.

• Автор убеждён в том, что.

• Автор искренне восхищён, огорчён. (чем?)

• В первую очередь автор обращает внимание на. .

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход:

• Таким образом, позиция автора заключается в том, что.

• Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу.

Комментарий нельзя подменять своими размышлениями над проблемой!

Давайте перечислим типичные ошибки при комментировании проблемы:

• комментарий не опирается на текст;

• комментарий подменяется пересказом или излишним цитированием исходного текста;

• выделена одна проблема, а комментируется другая;

Ниже приводятся вопросы, которые помогут вам в написании сочинения. Задаёте вопрос, и у вас сразу же готов определённый абзац сочинения.

• Над какими вопросами размышляет автор? Какой вопрос, какая проблема вам кажется наиболее интересной в тексте автора? Какой проблеме он уделяет больше всего внимания? (Проблема текста.)

• К какой категории можно отнести эту проблему (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая и др.)? (Проблема текста.)

• Какова степень актуальности того вопроса, проблемы, которые интересуют автора (актуальная, второстепенная, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т.д.)? Что даёт основание считать её такой? (Напомним, что текстов с неактуальными проблемами на экзамене не дают!) (Проблема текста.)

• Как именно автор обращает внимание на этот вопрос в тексте? (Комментарий.)

• О каких ситуациях, случаях рассказывает нам автор, на чём заостряет своё внимание, какие эмоции испытывает? Какой материал подбирает автор, чтобы заявить свою позицию? (Комментарий.)

• Как автор отвечает на вопрос, который звучит в тексте? (Позиция автора.)

• Как бы я ответил на этот вопрос? (Позиция ученика.)

• Какие аргументы (случаи из жизни, примеры из литературы и пр.) я могу привести в поддержку своей позиции? (Аргументация позиции ученика.)

• Что в итоге можно сказать в качестве обобщённого ответа на вопрос, поставленный в начале сочинения? (Вывод.)

Ответив на приведённые выше вопросы, вы точно сможете написать комментарий!

Примеры комментариев

Исходный текст 1

(6)У Есенина подобное пристрастие находим к берёзе. (7)И действительно, около Константинова росла (да, кажется, и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.

(8)У Блока — травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры, но в особенности туманы. (9)Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к ней вплотную. (Ю)Она течёт в берегах, поросших лесом и ольшаником. (11)Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) — появляются на дне долины белые пряди. (12)Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. (13)Река тумана превращается в озеро тумана. (14)Туман поднимается до середины холмов, своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт. (15)Великолепные шахматовские туманы!

(16)Однако пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами — это всё же мелочи по сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места. (17)Этим главным было ощущение родины. (18)Фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. (20)В детстве посеяны семена. (21)Не все прорастут, не все расцветут. (22)Биография человеческой души — это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

(23)Таким ярким цветком, который медленно, на протяжении десятилетий, расцветал и распускался в душе Блока, было чувство родины, ощущение России как Родины и полное духовное слияние с ней.

Фрагмент сочинения

При написании комментария необходимо не просто воспроизводить информацию исходного текста, а говорить о её значимости в тексте, объяснять ход мысли автора.

Текст 2

Ночь исцеления

Среди ночи Гриша проснулся от крика:

— Помогите, люди добрые!

Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его.

— Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял?

Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня. Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжёлое бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос:

— Карточки. Где карточки. В синем платочке. Люди добрые. Ребятишки. Петяня, Шурик, Таечка. Домой приду, они исть попросят. Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя.

Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

— Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка!

Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно. Гриша

не выдержал, поднялся с постели, прошёл в бабушкину комнату.

— Бабаня! — позвал он. — Проснись.

Она проснулась, заворочалась:

— Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.

— Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

— На сердце, на сердце. — послушно согласилась баба Дуня.

— Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.

Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша вернулся к себе, лёг в постель. Баба Дуня ворочалась, вздыхала: не сразу отступало то, что пришло во сне. Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. Про карточки он знал. Давно, в войну и после, на них давали хлеб. А Петяня, о котором горевала бабушка, — это отец.

Следующей ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу её понял, что она неспокойно спала.

— Не будила тебя? Ну и слава Богу.

Прошёл ещё день и ещё, а потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:

По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой, а тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец, но для него они прошли. А для бабушки — нет. И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. Все люди прожили горькое и забыли, а у неё оно снова и снова. Но как помочь?

— Потеряла. Нету карточек. — бормотала баба Дуня ещё негромко. — Карточки. Где.

Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял — топнуть. Чтобы уж наверняка.

— Хлебные. карточки. — в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

— Вот ваши карточки, бабаня. В синем платочке, да? Это ваши, вы обронили, а я поднял. Вот видите, возьмите, — настойчиво повторял он.

Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. Не сразу пришли слова, но пришли:

— Мои, мои. Платочек мой, синий. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек.

Гриша поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно, белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе.

Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчётливо понял — ни слова, ни даже намёка. Это должно остаться и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление.

Проблема. Прежде всего стоит обратить внимание на поступок Гриши, который проявляет внимание, заботу по отношению к бабушке. Изображённая автором ситуация связана с проблемой заботы о близких людях. (Всегда ли мы внимательны к нашим близким?) Кроме того, в тексте затронута проблема влияния войны на человека. (Какой след в душе человека оставляет война?) Каждая из выделенных проблем может стать основой сочинения.

Фрагмент сочинения

Всегда ли мы готовы прийти на помощь нашим близким, особенно тем, кто нуждается в нашей заботе и поддержке? Над этим вопросом размышляет писатель Борис Екимов, поднимая проблему добра и милосердия.

Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: нельзя быть равнодушным, если рядом с тобой есть люди, нуждающиеся в твоей помощи и заботе.

Главное отличие комментария от простого пересказа заключается в том, что в пересказе мы говорим о том, что делают герои, а в комментарии — что делает автор!

Прокомментировать проблему — значит проследить за ходом рассуждений, размышлений, наблюдений автора, которые привели его к соответствующему выводу (авторской позиции).

Комментарий — это ступеньки, по которым автор поднялся от вопроса к ответу на него.

. Подведём итог. Как должны выглядеть второй и третий абзацы?

Помните, что во 2-м абзаце сочинения вы должны не пересказывать текст, а выявлять то, как автор доказывает свою точку зрения на проблему в данном тексте!

• Проблема раскрывается автором на примере.

• Автор заставляет читателя задуматься. (над чем?)

• Автор обращает внимание на.

• В размышлениях автора звучит мысль о том, что.

• Особого внимания заслуживает мысль о том, что.

• Писатель разделяет мнение. (кого?)

• Не случайно автор приводит слова. (кого? с какой целью?)

• Автор доказывает, что.

• Автор убеждён в том, что.

• Автор искренне восхищён, огорчён. (чем?), отмечает, доказывает, противопоставляет, сопоставляет, ставит задачу, останавливается на, отмечает важность.

• В первую очередь.

• Далее автор акцентирует внимание на.

3-й абзац. Чётко выделить авторскую позицию и, возможно, процитировать из текста.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 287
  • КНИГИ 670 068
  • СЕРИИ 25 810
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 179

Как вольготно было мне писать перед этим о державинской Званке на берегу Волхова и о селе Аксакове на берегу Большого Бугуруслана! Это была, по выражению древних, вот именно "tabula rasa" - чистая доска. Они ведь, древние, писали острыми палочками на восковых дощечках. И вот предыдущую запись можно было легко стереть, загладить. Образовывалась "чистая дощечка", "tabula rasa", чистая страница, как еще можно было бы сказать более современным языком; что ни нацарапаешь - все твое, все как бы впервые.

Где там Волхов, где Бугуруслан? Многие ли из литераторов, а тем более московских, могут сказать про себя, что их нога ступала по руинам державинского дома, а также по тому месту, где еще в 1960 (!) году стоял крепкий, в восемнадцатом веке построенный дом Аксаковых.

Кроме того, какова была цель предыдущих очерков? Привлечь внимание людей, возбудить интерес, показать необходимость восстановления этих памятных литературных мест, дорогих (как хотелось бы верить) сердцу каждого соотечественника.

Снежный ком, хотя бы и величиной с гору, начинается с обычного снежка размером с яблоко. Бывало, в детстве скатаешь такой снежок и пустишь с крутой горы при благоприятных условиях. Благоприятными условиями были оттепель и сырой, липкий, только что выпавший снег. И вот уж вместо яблока - шапка, а там шар с тележное колесо, а там громада выше нас самих.

Нет, не сделались мои предыдущие очерки о Державине и Аксакове теми снежками, которые превращаются в снежные глыбы. Сами ли они оказались какими-то не такими, внешние ли условия были не подходящи, но ничего не налипло на мои снежки. Не возникло никакого общественного интереса, не видно продолжения темы в печати, ничего не слышно об этом хотя бы в разговорах, суждениях, никто не собирается восстанавливать державинскую Званку и аксаковский дом в Бугурусланском районе Оренбургской области.

Читательские отзывы, правда, были, и много, но ведь из читательских отзывов, согласитесь, дом, а тем более усадьбу восемнадцатого века не построишь, не возродишь.

Еще раз напомним (это важно и для теперешнего очерка), что примеры полного восстановления и возрождения разрушенного были, примеры яркие, так что не бредовая это идея - на пустом месте что-либо снова строить и возрождать. Тем более (и это надо особенно понять) что возрождать на пустом месте вовсе не означает возрождать из пустого места, из ничего. В том-то и дело, что великое разрушенное как бы продолжает существовать, оно как бы живо, бессмертно, надо только его снова материализовать, снова придать ему зримый материальный (доски, гвозди, штукатурка, кровельное железо, застекленные окна) облик.

И примеры этому были. Есть десятки примеров, когда заново восстанавливались исчезнувшие было от времени или разрушенные памятные объекты.

Дом Пушкина в Михайловском сгорел в 1919 году и построен опять в 1937 году к столетию со дня смерти великого поэта. Второй раз дом сгорел во время войны, восстановлен в 1949 году.

Горел и заново строился дом Лермонтова в Тарханах.

Полностью утрачивались и опять существуют дом Репина в Пенатах, Чехова в Мелихове, Тургенева в Спасском-Лутовинове. Да мало ли, если поискать по нашей необъятной стране.

Целиком восстановлена Триумфальная арка, ну, правда, на новом месте, уж не около Белорусского вокзала, а в конце Кутузовского проспекта.

Цель была, повторяю, возбудить интерес и привлечь внимание. И если вдруг появилась бы в центральной газете, и не просто в газете, а в "Правде", заметочка вроде нижеследующей, то вот и оправданы усилия литератора, вот и вознаграждение, вот и желаемый результат. Заметочка в "Правде" от 2 марта 1977 года, на последней странице. Рубрика "Проекты". Название заметочки "Поднимется дом с мезонином" Текст за подписью Н. Дорофеева таков:

"Во Всесоюзном производственном научно-реставрационном комбинате при Министерстве культуры СССР разработан проект восстановления усадьбы Шахматово, где прошли детские и юношеские годы поэта Александра Блока.

В одном из живописных уголков Подмосковья, близ Солнечногорска, располагалась некогда усадьба Шахматово. Сейчас на том месте, где 60 лет назад стоял дом с мезонином, разрослась роща с деревьями в обхват.

Архитекторы В. Якубеня и А. Чеховской - авторы проекта реконструкции изучали ранние стихотворения поэта, стараясь найти какие-нибудь описания усадьбы. Сначала работа не ладилась. Не хватало фотографий. Правда, были рисунки, сделанные детской рукой Блока, но они, как правило, изображали лишь часть какого-либо строения: дома, флигеля или бани. Помогла находка.

В Ленинграде, в архивах Пушкинского дома, была обнаружена семейная хроника, составленная родной сестрой матери Блока - Марией Бекетовой. Среди воспоминаний о семье Блоков - Бекетовых обнаружено детальное описание Шахматова, причем не только главного дома, но и различных служб, рассказана истории их постройки. Сохранился даже план внутреннего расположения комнат, обстановки. Упомянуто все вплоть до рисунка и цвета обоев.

Летом прошлого года рабочая группа проводила в Шахматове раскопки на месте главного дома. Обнаружены остатки изразцов, полусгнившие куски дерева, которые на первый взгляд не представляют ничего интересного. Но реконструкторы уже настолько прониклись духом Шахматова, "дома с мезонином", что распознали в этих деревянных предметах части подлинных наличников и рам.

Развернуть работы по реконструкции предполагается летом".

По времени почти совпало с заметкой личное письмо ко мне о том же самом.

"Дорогой Владимир Алексеевич!

Посылаю Вам впервые обнаруженную фотографию (1920-е годы) церкви Михаила Архангела (XVIII в.) в с. Тараканове, где венчались Ал. Блок и Люб. Дм. Менделеева и где отпевали А. Н. Бекетова. Сейчас архитекторы Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР разрабатывают проекты восстановления церкви в Тараканове и дома в Шахматове. Однако это еще не предрешает воплощения проектов, тем более - к 100-летию Ал. Блока - к 1980 году. Желательно добиться включения блоковских мест, удачно расположенных на трассе между двух столиц, в ряд так называемых объектов олимпийского показа. В церкви был бы хоть концертный зал, а в доме - музей. Так или иначе, полюбуйтесь, до чего хороша была Таракановская церковь, усадебная, по замыслу. Всего Вам доброго.

Время собирать камни. Очерки :: Солоухин Владимир Алексеевич

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА . Главная мысль текста и озаглавить :)))

У Есенина подобное пристрастие
находим к берёзе. И действительно, около Константинова росла (да, кажется,
и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.

У Блока – травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры,
но в особенности туманы. Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к
ней вплотную.Она течёт в берегах,
поросших лесом и ольшаником. Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) –
появляются на дне долины белые пряди. Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. Река
тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается до середины холмов,
своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт…Великолепные
шахматовские туманы!

Однако
пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами – это всё же мелочи по
сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места.Этим
главным было ощущение родины. Фундамент будущей духовной жизни, золотой
фонд.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА . Главная мысль текста и озаглавить :)))

главная мысль-пристрастие поэтов к своим родным местам,родине.озаглавить можно родина,в поэзии русских поэтов

Другие вопросы из категории

С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ ПОЖАЛУЙСТА
Надо составить сочленение небольшое о лете!

! Главная мысль текста и озаглавить : Явления высокой поэзии определяютсяподчас причинами внешними, случайными, быто

У Блока – травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры,
но в особенности туманы. Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к
ней вплотную.Она течёт в берегах,
поросших лесом и ольшаником. Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) –
появляются на дне долины белые пряди. Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. Река
тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается до середины холмов,
своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт…Великолепные
шахматовские туманы!

Однако
пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами – это всё же мелочи по
сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места.Этим
главным было ощущение родины. Фундамент будущей духовной жизни, золотой
фонд.

    главная мысль-пристрастие поэтов к своим родным местам,родине.озаглавить можно родина,в поэзии русских поэтов

ЕГЭ – 2010 русский язык (стр. 1 )



Явления высокой поэзии определяются подчас причинами

Явления высокой поэзии определяются подчас причинами


Как вольготно было мне писать перед этим о державинской Званке на берегу Волхова и о селе Аксакове на берегу Большого Бугуруслана! Это была, по выражению древних, вот именно 'tabula rasa' - чистая доска. Они ведь, древние, писали острыми палочками на восковых дощечках. И вот предыдущую запись можно было легко стереть, загладить. Образовывалась 'чистая дощечка', 'tabula rasa', чистая страница, как еще можно было бы сказать более современным языком; что ни нацарапаешь - все твое, все как бы впервые.

Где там Волхов, где Бугуруслан? Многие ли из литераторов, а тем более московских, могут сказать про себя, что их нога ступала по руинам державинского дома, а также по тому месту, где еще в 1960 (!) году стоял крепкий, в восемнадцатом веке построенный дом Аксаковых.

Кроме того, какова была цель предыдущих очерков? Привлечь внимание людей, возбудить интерес, показать необходимость восстановления этих памятных литературных мест, дорогих (как хотелось бы верить) сердцу каждого соотечественника.

Снежный ком, хотя бы и величиной с гору, начинается с обычного снежка размером с яблоко. Бывало, в детстве скатаешь такой снежок и пустишь с крутой горы при благоприятных условиях. Благоприятными условиями были оттепель и сырой, липкий, только что выпавший снег. И вот уж вместо яблока - шапка, а там шар с тележное колесо, а там громада выше нас самих.

Нет, не сделались мои предыдущие очерки о Державине и Аксакове теми снежками, которые превращаются в снежные глыбы. Сами ли они оказались какими-то не такими, внешние ли условия были не подходящи, но ничего не налипло на мои снежки. Не возникло никакого общественного интереса, не видно продолжения темы в печати, ничего не слышно об этом хотя бы в разговорах, суждениях, никто не собирается восстанавливать державинскую Званку и аксаковский дом в Бугурусланском районе Оренбургской области.

Читательские отзывы, правда, были, и много, но ведь из читательских отзывов, согласитесь, дом, а тем более усадьбу восемнадцатого века не построишь, не возродишь.

Еще раз напомним (это важно и для теперешнего очерка), что примеры полного восстановления и возрождения разрушенного были, примеры яркие, так что не бредовая это идея - на пустом месте что-либо снова строить и возрождать. Тем более (и это надо особенно понять) что возрождать на пустом месте вовсе не означает возрождать из пустого места, из ничего. В том-то и дело, что великое разрушенное как бы продолжает существовать, оно как бы живо, бессмертно, надо только его снова материализовать, снова придать ему зримый материальный (доски, гвозди, штукатурка, кровельное железо, застекленные окна) облик.

И примеры этому были. Есть десятки примеров, когда заново восстанавливались исчезнувшие было от времени или разрушенные памятные объекты.

Дом Пушкина в Михайловском сгорел в 1919 году и построен опять в 1937 году к столетию со дня смерти великого поэта. Второй раз дом сгорел во время войны, восстановлен в 1949 году.

Горел и заново строился дом Лермонтова в Тарханах.

Полностью утрачивались и опять существуют дом Репина в Пенатах, Чехова в Мелихове, Тургенева в Спасском-Лутовинове. Да мало ли, если поискать по нашей необъятной стране.

Целиком восстановлена Триумфальная арка, ну, правда, на новом месте, уж не около Белорусского вокзала, а в конце Кутузовского проспекта.

Цель была, повторяю, возбудить интерес и привлечь внимание. И если вдруг появилась бы в центральной газете, и не просто в газете, а в 'Правде', заметочка вроде нижеследующей, то вот и оправданы усилия литератора, вот и вознаграждение, вот и желаемый результат. Заметочка в 'Правде' от 2 марта 1977 года, на последней странице. Рубрика 'Проекты'. Название заметочки 'Поднимется дом с мезонином' Текст за подписью Н. Дорофеева таков:

'Во Всесоюзном производственном научно-реставрационном комбинате при Министерстве культуры СССР разработан проект восстановления усадьбы Шахматово, где прошли детские и юношеские годы поэта Александра Блока.

В одном из живописных уголков Подмосковья, близ Солнечногорска, располагалась некогда усадьба Шахматово. Сейчас на том месте, где 60 лет назад стоял дом с мезонином, разрослась роща с деревьями в обхват.

Архитекторы В. Якубеня и А. Чеховской - авторы проекта реконструкции изучали ранние стихотворения поэта, стараясь найти какие-нибудь описания усадьбы. Сначала работа не ладилась. Не хватало фотографий. Правда, были рисунки, сделанные детской рукой Блока, но они, как правило, изображали лишь часть какого-либо строения: дома, флигеля или бани. Помогла находка.

В Ленинграде, в архивах Пушкинского дома, была обнаружена семейная хроника, составленная родной сестрой матери Блока - Марией Бекетовой. Среди воспоминаний о семье Блоков - Бекетовых обнаружено детальное описание Шахматова, причем не только главного дома, но и различных служб, рассказана истории их постройки. Сохранился даже план внутреннего расположения комнат, обстановки. Упомянуто все вплоть до рисунка и цвета обоев.

Летом прошлого года рабочая группа проводила в Шахматове раскопки на месте главного дома. Обнаружены остатки изразцов, полусгнившие куски дерева, которые на первый взгляд не представляют ничего интересного. Но реконструкторы уже настолько прониклись духом Шахматова, 'дома с мезонином', что распознали в этих деревянных предметах части подлинных наличников и рам.

Развернуть работы по реконструкции предполагается летом'.

По времени почти совпало с заметкой личное письмо ко мне о том же самом.

'Дорогой Владимир Алексеевич!

Посылаю Вам впервые обнаруженную фотографию (1920-е годы) церкви Михаила Архангела (XVIII в.) в с. Тараканове, где венчались Ал. Блок и Люб. Дм. Менделеева и где отпевали А. Н. Бекетова. Сейчас архитекторы Всесоюзного производственного научно- реставрационного комбината Министерства культуры СССР разрабатывают проекты восстановления церкви в Тараканове и дома в Шахматове. Однако это еще не предрешает воплощения проектов, тем более - к 100 -летию Ал. Блока - к 1980 году. Желательно добиться включения блоковских мест, удачно расположенных на трассе между двух столиц, в ряд так называемых объектов олимпийского показа. В церкви был бы хоть концертный зал, а в доме - музей. Так или иначе, полюбуйтесь, до чего хороша была Таракановская церковь, усадебная, по замыслу. Всего Вам доброго.

Искренне уважающий Вас Ст. Лесневский'.

И хотя в письме проскальзывают скептические нотки ('это еще не предрешает воплощения проектов'), и хотя непонятно, почему дом великого русского поэта Блока надо включать, для того чтобы восстановить, в ряд так называемых объектов олимпийского показа, все же какое-то движение, надежды. Если бы такую-то заметочку в 'Правде' о державинском доме или о доме Аксакова!

Идет, идет движение вокруг Шахматова, возбужден интерес и привлечено внимание. С 1970 года в Шахматове в начале августа проходят ежегодные праздники поэзии. Если верить одной официальной справке, среди принявших участие в празднике поэты и писатели: Павел Антокольский, Алексей Сурков, Константин Симонов, Ираклий Андроников, Лев Ошанин, Евгений Долматовский, Маргарита Алигер, Сергей Васильев, Владимир Солоухин, Людмила Татьяничева, Александр Михайлов, Виктор Боков, Михаил Львов, Екатерина Шевелева, Римма Казакова, Лариса Васильева, Владимир Соколов, Евгений Евтушенко. На праздник приезжали: Сергей Коненков, Мариэтта Шагинян, Расул Гамзатов, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов. Праздник получил оценку со стороны местного населения, общественности, прессы, в том числе газет: 'Правда', 'Известия', 'Советская культура', 'Комсомольская правда', 'Литературная газета', 'Литературная Россия', 'Ленинское знамя' и других.

Так стоит ли зарождать новый снежный ком, не проще ли присоединиться в виде дополнительной горстки снега к тому, что уже катится, подобно лавине?

Но ком-то катится, да дело-то не делается. Напечатано в марте, что 'развернуть работы по реконструкции предполагается летом', однако я пишу эти строки поздней осенью, а в Шахматове не тронуто ни горького лопушка, ни крапивинки. Так что никакого конца этому делу пока не видно, и начнем мы сейчас, если еще раз обратиться к лаконичной, выразительной мудрости древних 'ab ovo' - начать от яйца.

Причины и следствие не всегда улавливаются нашим, пусть и аналитическим, умом. Можно, лишь с небольшой долей парадоксальности, утверждать, что если бы великий русский ученый Менделеев не купил в 1865 году именье в Боблове, то не было бы у нас поэта Блока, по крайней мере таким, каким мы его знаем. А может быть, не было бы и вообще.

Цепочка закономерностей при этом такая. Дмитрий Иванович Менделеев посоветовал своему другу - выдающемуся ботанику, профессору, ректору Петербургского университета (впоследствии) Андрею Николаевичу Бекетову приобрести по соседству с Бобловом именьице Шахматово, и Бекетов приобрел его в 1874 году. В именьице в летние месяцы размещалась большая бекетовская семья. Дочь профессора Александра Андреевна в 1880 году родила мальчика Сашу, которого в шестимесячном возрасте летом 1881 года во время буйного цветенья трав и садовых цветов привезли из Петербурга в Шахматово.

Я считаю так: в летнее тепло с его синим небом и белыми облаками, с его розовым клевером и ярко-зелеными полями ржи (шестимесячный возраст мальчика приходится на вторую половину мая), с купами столетней сирени и куртинами шиповника, в вечерние зори и душистую тишину, в гуденье

Читайте также: