Я воин сармат сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — народ, состоявший из кочевых ираноязычных[1][2][3][4][5] племён конца раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), населявшие степные районы от водораздела Тисы и Дуная до Аральского моря (территория современной Украины, России и Казахстана).

Диодор Сицилийский сообщает о переселении скифами савроматов из Мидии к реке Танаис.[11] Плиний также сообщал, что сарматы родственны мидийцам.[12]

Во время вторжения Дария I в Скифию сарматы поддержали скифов и составляли часть войска скифских царей[21].

В V—IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надёжными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы сарматов селились на территории Европейской Скифии.

Искусство скифов

. утверждать, что "проблема происхождения скифской культуры, искусства и самих скифов может считаться в общих чертах решенной. . Скифия превращается в безлюдную пустыню в результате нашествия сарматов. Однако ко II в. до н. э. происходит возрождение государства скифов. . имела характерные общие черты в декоративно- прикладном искусстве скифских, сарматских, сако-масагетских и других кочевых племен, .

В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоёванных прежде земель и племён.

Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племён в Северное Причерноморье.

Помпоний Мела в своём описании использовал сведения римской морской экспедиции, достигшей Ютландии в 5 году н. э. Из всех германских племён только гермионы жили к востоку от Эльбы, но Помпоний не знал о их восточных соседях, по-видимому, предполагая, что они были сарматами, так как это было на границах Римской империи с нынешней Венгрией, и применял этот этноним ко всем негерманским племенам к северу от Дуная и к востоку от Эльбы.[24].

Античными авторами к сарматам причислялись[9]: аорсы, языги, сираки, аланы, роксоланы, саи[10].

Примеры похожих учебных работ

Искусство скифов

. н. э., позволил одним исследователям утверждать, что "проблема происхождения скифской культуры, искусства и самих скифов может считаться в общих чертах решенной. Установлено, что их родину следует .

История сакских племен Казахстана

. носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был воплощением . «Затем я с войском отправился против страны саков… саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. .

Путешествия древних греков (Геродот, Евдокс и др.)

. получали от египетских путешественников. Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времен, . в. до н. э. Его сочинение не сохранилось, но двумя веками . о зарождении цивилизации Древней Греции. Причем, с XII по VIII вв. до нашей .

Культура Древнего Востока

. неизученного. Цель моего реферата проинтегрировать разнообразие культур стран древнего востока, выяснить закономерность развития общества стран древнего востока, провести исследования и сделать выводы. 1. Культура Древнего Египта Древний Египет - .

Матеріальна та духовна культура скіфських племен

. риси в декоративно- прикладне мистецтво скіфських, сарматських, сако-масагетских та інших кочових племен, які населяли Велику степ. Не . час продовжує існувати без значних змін ходжалы-кедабекская культура, скіфське впливом геть яку слабко відчутно і .

Сарматы – группа ираноязычных племен, кочевавших в степях современной Украины, России и Казахстана в античную эпоху. Этот народ появился в VI веке до н. э., а в IV веке н. э. практически исчез с исторической сцены после нашествия гуннов. Он делился на несколько групп: языгов, аланов и роксоланов.

Свидетельства о сарматах

Более поздние исследователи также пытались ответить на вопрос, кто такие сарматы и откуда пришли эти кочевники. Сегодня специалисты считают, что прародиной степняков был Южный Урал. Их экспансия началась во второй половине 2 тысячелетия до н. э. Ее причиной оказалось возникновение нового вида воинов – конных лучников. После освоения стрельбы кочевники стали жутким бедствием для своих соседей.

кто такие сарматы

Беспокойный народ

Степняки регулярно воевали друг с другом. Причиной столкновений, как правило, становился голод или борьба за новые пастбища. Теория непрекращающейся войны объясняет кто такие сарматы. Народ, зародившийся в уральских степях, постепенно переместился на запад под напором агрессивных азиатских соседей. На новом месте кочевников ждал обильный и относительно свободный от конкурентов край.

Массы переселенцев повторяли подобный евразийский путь несколько тысячелетий. Кто такие сарматы? Кратко говоря, это еще одна волна подобной миграции. Судьба их была такой же, как и у их предшественников и преемников. Со временем кочевники растворились среди соседних оседлых народов и утратили собственную идентичноть. Именно поэтому сегодня сарматы – это еще одно давнее историческое явление, от которого до нашего времени сохранились лишь отрывочные сведения и требующие поиска артефакты.

Этнические особенности

Образ античных степняков во многих чертах известен нам благодаря этнографическим сведениям. Кто такие сарматы и кто их предки? Они произошли из когда-то единого индоевропейского народа. Постепенно из этой общности выделилась ираноязычная группа, а внутри нее образовалась северная скифская ветвь. К ней и принадлежали сарматы. Исходя из вышеописанного, можно объяснить какое место занимали сарматы на этнической карте Евразии. Их ближайшими родственниками были скифы. Другими индоевропейскими соседями кочевников являлись киммерийцы.

Сарматы никогда не составляли единую народность. Они были разделены на несколько племен. Их названия известны благодаря античным источникам, когда имена степняков вселяли трепет и ужас в мирных оседлых соседей. У сарматов не было письменности и поэтому у историков нет точных свидетельств, однако они уверены, что каждое племя имело собственный диалект.

Лингвистические исследования помогли в свое время определить и судьбу степного народа. Благодаря анализу разных языков удалось выяснить кто такие сарматы и кто их потомки. Речь идет о современных осетинах. Этот народ произошел от группы сарматов, которым удалось сохранить свою самобытность, переселившись на Кавказ. Их культура выжила и эволюционировала в то время, как другие родственные племена, оставшиеся в привычных степях, были либо покорены, либо растворились среди соседей. Последний удар по этой основной массе сарматов был нанесен в IV веке гуннами. Новые восточные полчища прибыли в Европу и не только стерли с лица земли прежних степняков, но и нанесли серьезный удар по Римской империи, которая в итоге развалилась.

кто такие сарматы и откуда пришли

Языги

В первой половине I века до н. э. своего расцвета достигло Дакийское царство, расположенное в современной Румынии. Именно оно вместе с римлянами сдерживало дальнейшую экспансию языгов. Имея столько настроенных против себя соседей, сарматы наконец, остановили свое движение в западном направлении.

кто такие сарматы и кто их потомки

Роксоланы

Как уже отмечалось выше, роксоланы наступали на пятки языгам, тем самым заставив их перебраться на запад. Это было еще одно сарматское племя, которое жило к северу от Танаиса (Дона). Вступив в союз с крымскими скифами, оно подчинило себе все Северное Причерноморье. Правителем роксоланов был один из немногих доподлинно известных царей сарматов Гатал. Он стал знаменит тем, что начал покорение крымских скифов, с которыми сарматы до того сохраняли союзнические отношения. Выбирая новых врагов, Гатал поддержал греческих жителей Херсона. Этот порт сильно страдал от скифов и искал у сарматов защиты. Имя Гатала упомянуто в греческом документе 179 года до н. э., в котором он согласился быть гарантом договоренности между Понтом и Херсоном.

Современной науке известно имя еще одного царя роксоланов. Вождь Тазий (Тасий) правил около 110 года до н. э., когда сарматы поменяли свою политику, заключив союз со скифами против Боспорского царства. Армия под командованием полководца Дифанта разбила кочевников. Об этой войне в своих трудах сообщал знаменитый историк Страбон.

В середине I века до н. э. началось переселение роксоланов, облегченное упадком бастарнов. Они перекочевали в степи к западу от Днепра, в очередной раз вытеснив родственных языгов с их земель. В свою очередь, роксолонам пришлось отступать под натиском аорсов и аланов. В результате эти сарматы осели в степях между дельтой Дуная и Днепром. Некоторые отряды даже добрались до Карпатских гор. Часть роксоланов повернула на юг, остановившись в Валахии. Здесь непреодолимым рубежом для кочевников стали границы Римской империи. Под напором этой группы сарматов с привычных мест снялись даки. В римских хрониках упоминается случай, когда в 62 году многотысячное войско северных соседей вторглось в имперскую провинцию Мезию. Эти даки, вытесненные роксоланами, в итоге получили разрешение на поселение в пределах римских владений. Сарматы же, не имея возможности захватить римские провинции, тем не менее постоянно тревожили их своими разрушительными набегами.

кто такие сарматы история

Экономика и образ жизни

О том, кто такие сарматы, удобно судить, взглянув на их хозяйство. Этот народ жил в степях, а значит, вел кочевой образ жизни. Основой сарматской экономики было разведение скота. Сельское хозяйство также присутствовало, но в гораздо меньших масштабах и в основном в окрестностях крупных рек.

Киммерийцы, скифы, сарматы – все эти народы своим образом жизни походили друг на друга. Вместо домов у них были шатры и повозки. Питание состояло из мяса и молока, которое давали большие стада. Популярным блюдом была конина. Маршруты сезонных миграций – еще один штрих, который наглядно показывает, кто такие сарматы. История степей Украины, России и Казахстана связана с этим народом многими археологическими памятниками. Летом сарматы жили на равнинах, а зимой перебирались на побережье Азовского моря. Их типичной одеждой были сапоги из мягкой кожи, длинные штаны и войлочные шапки.

кто такие сарматы кратко

Военные традиции

Как и любые другие кочевники, сарматы не представляли жизнь без лошадей. Эти животные не только помогали в хозяйстве, но и были нужны на войне. Мужчины учили мальчиков ездить верхов с самого раннего возраста. Из всех них растили искусных и выносливых воинов. Этот факт подтверждается тем, что во многих детских могилах археологи находили оружие. Воинские обычаи у степняков не менялись веками.

Кто такие сарматы в качестве солдат? Их арсенал состоял из изогнутого короткого лука, полного стрел колчана, железного меча, известного как акинак. Реже использовались пики, копья и боевые топоры. Также есть свидетельства античных историков о популярности у кочевников пращей и лассо. Броня включала в себя латы и шлемы из бычьей сыромятной кожи и плетеных щитов.

Киммерийцы, скифы, сарматы и другие античные степные народы использовали в бою примерно одну и ту же тактику. Атака представляла собой нападение большой группы всадников, на всем скаку обстреливавших противника из лука. Особенно искусными воинами были роксоланы. Мечи сарматов отличались гигантскими размерами. Их можно было держать только в двух руках.

киммерийцы сарматы

Общество

Античные историки и географы, пытавшиеся объяснить, кто такие сарматы, отмечали, что у этого народа не было института рабства. Все люди у них обладали личной свободой. Вождями у степняков избирались самые прославленные воины. Из-за отрывочности источников современной науке известны имена лишь нескольких подобных царей.

Социальная лестница сарматского народа, наверху которой находились правители, не всегда была одинаковой. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами курганы. Могилы – лучший источник знаний о том, кто такие сарматы и где они жили. Ранние курганы сарматов были бедными и однородными. Однако уже в конце V века до н. э. появились богатые могилы, в которых вместе с человеком хоронили золото и другую роскошь. Такие находки специалистов свидетельствуют о постепенном социальном расслоении сарматов. Могильники племенной аристократии заметно отличаются от обычных, а это значит, что даже у суровых кочевников со временем появились свои элиты.

Женщины и религия

Особенно любопытны сведения, которые греческие писатели оставили о сарматских женщинах. Так, Геродот сравнивал их с амазонками. Женщины-кочевницы охотились верхом и даже принимали участие в войнах наравне с мужчинами. Помимо этого, известно, что важную роль в сарматском обществе играла прослойка жриц. Степняки были язычниками, они поклонялись огню и солнцу. В начале нашей эры среди них распространился новый зороастрийский культ.

Сарматы верили в загробную жизнь, в связи с чем у них было множество разрозненных погребальных обрядов. Некоторые сформировались под влиянием анимизма и поклонения животным. Все эти знания современных ученых о степняках продолжают дополняться и совершенствоваться по мере появления новых археологических находок. Вопрос о том, кто такие сарматы и чем они занимались, далеко не закрыт. Специалисты и сегодня продолжают выяснять любопытные детали об античных жителях степей Казахстана, России и Украины.

киммерийцы скифы сарматы

Аланы

Вершина могущества сарматского народа аланов относится к так называемому позднесарматскому периоду в I-IV вв. В начале нашей эры они прибыли из восточных степей в Приазовье и Предкавказье. В 73-74 гг. аланы неудачно попытались завоевать Парфию и вторглись в нее, пройдя огромный путь вдоль восточного Каспийского моря. В 123 году кочевники напали уже на римские владения. Их вторжение затронуло северо-восточные азиатские провинции империи. На этот раз сарматов разбил военачальник Флавий Арриан. В 133 году набег повторился. Аланы вторглись на территорию современной Армении и Азербайджана.

Появление новых сарматов в восточноевропейских степях было вызвано очередной волной переселения множества этносов. Иранские народы отступали из азиатских степей, оказавшись на пути грозных гуннов. В IV веке из-за них произошло Великое переселение народов, которое затронуло не только аланов, но и другие многочисленные племена, в том числе и германской группы.

После наступления гуннов большая часть аланов растворилась среди них и других тюрок (хазар, волжских болгар, утигуров). Некоторые группы этих последних сарматов переселились на Кавказ. Их современные потомки – осетины, чей язык остался последним языком хоть как-то связанным с прежде широко распространенной сарматской группой.

Некоторые аланы заселили труднодоступные области Центрального Кавказа, где прежде обосновались представители кобанской археологической культуры железного века. В VI столетии они пережили нашествие алтайских тюрок и авар. Приблизительно с 650 года аланы находились в вассальной зависимости от Хазарского каганата. По их имени была названа обширная область между Дагестаном и Кубанью. Аланские князья вступали в браки с царствовавшей династией Грузии. Сарматские государства на Кавказе существовали еще несколько столетий. История аланов закончилась после татаро-монгольского нашествия в XIII веке. С тех пор их имя не встречалось в средневековых хрониках.


Великая Степь — родина и кормилица сарматов

Территории сарматских племён в период расцвета их могущества раскинулись от Средней Азии до Балкан, а некоторые из них и вовсе оказались в Галлии, Испании и даже Британии — территориях бесконечно далёких от их прародины. При этом стоит сказать, что сами сармато-аланы не были единым народом, а составляли несколько этносов, объединённых особенностями языка, духовной и материальной культурой и типом хозяйствования.

Ранние сарматы или савроматы как общность сформировались ещё в VII веке до н. э., однако период возрастания их могущества относится к эпохе Александра Великого — конец IV — начало III века до н. э. и связан с одной стороны с очередным витком Великого Переселения народов, а с другой — с периодом упадка Великой Скифии. Изменение внешнеполитического ландшафта и экономические потрясения, столь пагубно отразившиеся на судьбе скифов, открыли сарматам путь на запад, позволив занять обширные пространства от Дуная до Урала. Скифы оказались заперты в Крыму, а сарматы стали хозяевами Великой Степи.

Переселение народов: с Урала на Балканы

При всём этом воспринимать сарматов как некий политический монолит было бы совершенно неверно. Аланы, роксоланы, аорсы, уруги, языги и другие племена вели между собой постоянную борьбу за лучшие пастбища и кочевья, за контроль над торговыми и водными путями, за власть и доминирование в сарматском мире. Неудивительно, что в такой атмосфере постоянной военной опасности и боеготовности кочевникам удалось выработать и довести до совершенства нюансы стратегии и военного искусства степных народов и стать настоящей бедой для римлян на Дунае.

Любопытно, что первоначально римские власти воспринимали сарматов как своего рода противовес или буфер против даков, позволив языгам и роксоланам поселиться на Среднем и Нижнем Дунае. Но уже в конце I века н. э. сарматы совершили целую череду вторжений на территорию Мёзии и Паннонии, часто выступая союзниками и помощниками даков.

В 89 году им удалось разгромить целый легион, так что императору Домициану пришлось даже заключить мир с даками и собравшись с силами атаковать распоясавшихся сарматов. В правление Траяна римляне достигли, пожалуй, вершины своего могущества на Дунае, так что многие сарматские племена, принимавшие участие в набегах и рейдах в Паннонию и Мёзию были вынуждены отказаться от грабежей, под страхом смерти признать покровительство императора и даже поставлять в его армию свои контингенты.

Впрочем, после смерти Траяна Дунайский лимес очень скоро подвергся новым нападениям, достигших такого размаха, что императору Адриану пришлось сначала вести с сарматами кровопролитную войну, а после согласиться на выплату денежных вознаграждений, обеспечивающих мирный настрой сарматской знати. Сменившие языгов и роксоланов аланы стали ещё более свирепыми и непримиримыми врагами Рима.

Кризис III века привёл к тому, что Дунайский лимес фактически перестал существовать, а языги, роксоланы и аланы вторгались в паннонские и дакийские земли с завидной регулярностью. Только Диоклетиану, Галерию и их преемнику Константину Великому удалось ненадолго утихомирить разбушевавшихся варваров, впрочем, ненадолго. Интересно, что именно в этот период привычные племенные имена и названия исчезают из римских источников, уступая место аркарагантам-господам и лимигантам-рабам.

Это, по мнению некоторых специалистов, было лишь отражением процесса покорения роксоланами своих соседей языгов, однако ни те, ни другие не смогли сдержать наплыва готских орд и были вынуждены сделать выбор в пользу нового покровителя. В 334 году 300 000 сарматов были приняты императором Константином под свою опеку в качестве федератов и расселены по всему Дунайскому лимесу и даже в Италии.

Такое решение явно обозначило упадок военных сил римлян и сыграло с ними в будущем злую шутку. В 374 году сарматы сумели разгромить два римских легиона (вопрос об относительности понятия легион в этот период лучше оставить в стороне) и только личное вмешательство будущего императора Феодосия позволило остановить грабительские набеги.

Но звёздный час сарматской конницы пробил четыре года спустя. Тогда, в кампанию 378 года, пришедшие с востока в авангарде гуннских полчищ аланы прорвались за Дунай, где присоединились к войскам остготов и участвовали в сражении при Адрианополе. Именно внезапный удар сомкнутых порядков алано-готской кавалерии решил исход сражения и судьбу всей ойкумены. А сарматские племена бросились расселяться по Империи то в качестве захватчиков, то в качестве союзников-федератов. Так что же делало сарматов столь успешными в боях с самой развитой военной машиной того времени? Продолжение следует.









Для поиска сармато-савроматов очень интересно взглянуть на карты. И тут никакие особо древние карты с датировкой в 2 тысячи лет не нужны. Вот фрагмент карты Петра 1 от 1707 года (я её в другой заметочке всю показывал):


Где бы поискать ещё про сармато-савроматов? Да хоть бы в той же Европе, что ли. Есть там замечательный памятник не старины даже, а целой древности. И называется он колонной Трояна (датируется 2 веком н.э.). Поставили его граждане бандитского государства, известного, как Римская Империя в честь императора бандитов по имени Троян, под руководством которого было подло и варварски уничтожено и ограблено соседнее государство – Дакия. Процесс показан тщательно и красиво. Говорят, что когда-то эта колонна была цветной и выглядела вот так:


Я прям восхищаюсь тем с каким мастерством, я бы даже сказал, с упоением, римские бандиты демонстрируют свою дикость. Вот, например, на этом фрагменте они вырубают сад и это действо явно доставляет им удовольствие:

Через много лет их далёкие потомки, точнее – преемники, из Германии будут также гордо и весело фотографироваться на фоне повешенных ими русских девчонок, которым ещё и двадцать лет тогда не исполнилось – Зое Космодемьянской и Веры Волошиной… Ладно, отвлёкся.


Согласитесь – на убогих кочевников эти закованные с головы до ног воины как-то не очень похожи. Слишком серьёзно вооружены. Даже кони покрыты сплошь чешуйчатой бронёй. Скорее они напоминают средневековых рыцарей. Сходство усугубляют длинные мечи. Примерно вот такие:



Современные художники этим изображениям поверили только частично. Действительно не очень понятно, как коням ноги-то такой бронёй закрывали? Поэтому к вот таким неправильным изображениям-реконструкциям я отношусь с пониманием:

Разумеется, нельзя говорить об особенностях жизни народа и не вспомнить находки археологов. Что же они находили и находят? Любой предмет – это ведь отражение и образа жизни и связанного с ним мировоззрения. На фотографиях из свежих раскопок под селом Никольским в руках археолога золотая голова барана. Ещё там обнаружили голову коня (настоящую). Вполне нормальный набор для скотовода. Оба этих животных в наших краях очень важны. Ещё я не сильно бы удивился, если там же нашли бы изображение верблюда, например, или рыбы. Но ведь этими животными находки в захоронениях сарматов обычно не ограничиваются – много других. Котлы есть практически всегда, но котёл он и есть котёл – свидетельство обладания высокими технологиями. Наконечники всякие и из всего – тоже мало информативно. Деревянная посуда и украшения из дерева, покрытые листовым золотом или серебром. Это уже интереснее – поневоле напрашивается мысль, что эти люди раньше жили в лесистой местности и навыки работы с деревом сохранили. Ещё одна нередкая вещь – металлические зеркала. Вроде бы ничего особенного, кроме опять-таки сложной технологии, однако археологи с историками выдвигают версию, что эти зеркала могли иметь ритуальное назначение – быть символами солнца. Яркий пример творческого подхода к делу. Ещё бы доказательной базы добавить чуток.

Читайте также: