Я педагог детского театрального коллектива сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Для того, чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога – руководителя детского театра (режиссера), который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова).

Педагог детского театра помогает воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми. Его цель– не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

В примерных требованиях к содержанию и методам работы в до-

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Правильная организация театрализованной деятельности способст-вует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.

Методические рекомендации к организации театральных занятий.

Во время занятий необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

- в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в дет-

ском саду (И.Зимина):

1. Содержание и разнообразие тематики.

2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.




3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности (М.В.Ермолаева):

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у

детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей. М.В.Ермолаевой представлен комплекс занятий по развитию познавательного и аффективного воображения ребенка средствами театрализованной деятельности.

Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова).

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ.

В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная работа.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей – 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут (Э.Г.Чурилова).

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники.

Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательная мягкая обувь или чешки.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Н.Ф.Сорокина рекомендует проводить занятия ежедневно: два раза в неделю по три занятия (два утром, одно вечером), в остальные дни недели – одно утром и одно вечером продолжительностью 15 минут, начиная со второй младшей группы.

Работа идет в подгруппах, участники которых могут меняться в зависимости от содержания деятельности.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы (Э.Г.Чурилова).

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Вопросы:

1. Какими качествами должен обладать педагог, занимающийся театрализованной деятельностью с детьми?

2. На каких принципах базируется организация театральных занятий в детском саду? Ответ обоснуйте.

Задание для самостоятельной работы:

Литература

1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.-194с.

2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

4. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание. – 1980. - №10.

5. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой.-М.: Просвещение, 1986.

6. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1988. - №8.

7. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-М.:

8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

9. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. -1991. - №7.

Тема 7. Формы организации театрализованной деятельности

в детском саду. Типы занятий.

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду (Приложение 3). При этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия (Схема 6). Основная форма –занятие.

Это эссе - размышление того, кто знакомит детей с удивительным и прекрасным миром театра, а не просто педагога дополнительного образования.

Оценить 1091 0

Ивойловой Лилии Александровны,

педагога дополнительного образования

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В.О.Ключевский

Трудно сказать, когда я начала мечтать о работе в театре. С раннего детства я представляла себя артисткой, разыгрывая сценки, мечтала оказаться на сцене.

Перед окончанием средней школы передо мной, возник вопрос выбора будущей профессии. Вопрос на самом деле очень сложный, ведь он определял будущее. Для меня сложность оказалась в том, что с одной стороны я могла выбрать профессию учителя, ведь моя бабушка, мои родные – были педагогами, но с другой стороны, без творчества, без театра я свою жизнь не представляла! Я поступила в Кемеровский университет культуры и искусств на специальность режиссер любительского театра, преподаватель.

Театральное искусство – многогранно, оно позволяет развиваться эмоционально и интеллектуально, духовно и физически.

Мне важно, чтобы у моих учеников была возможность активного разностороннего проявления себя. Я считаю, что каждый ребенок талантлив. Но талантлив по-своему. И моя задача, как педагога, помочь каждому ребёнку осознать свои возможности, поверить в себя, раскрыться. При правильном подборе репертуара, работа над постановками, исполнение ролей помогает раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто. Для каждой группы, каждого ученика я стараюсь подбирать свой материал, изменять, адаптировать его в соответствии с их возрастом, возможностями и интересами. В этом мне очень помогают мои коллеги, мои наставники.

«Мы все повстречались на сцене!

И дружбу крепили под шорох кулис.

Теперь этой дружбе никто не изменит,

Педагог – профессия творческая. В ней самое страшное – это перестать искать, успокоиться. Театральный педагог – это человек, пронизанный творчеством, обладающий знаниями во многих областях, открытый для нового, фантазер и выдумщик. Если интересно педагогу, то интересно и ученику. Я стараюсь находить новое, учусь у великих мастеров сцены, знаменитых режиссеров, работающих с детьми. При этом я всегда учусь у своих студийцев, вижу в них себя, что помогает мне лучше их понять.

Все девочки мечтают стать актрисами, не стала исключением и я. Хотелось походить на всех сразу: и Мерлин Монро, и Людмилу Гурченко; быть всегда разной: веселой и задорной, мечтательной и нежной, импульсивной и загадочной; многое уметь: петь и танцевать, писать стихи и картины…

Прошло много лет, и я понимаю – моя мечта сбылась. Я и актриса, и художник, и режиссер, и постановщик…Я - Воспитатель!

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели – люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать свое сердце. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаешь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое мое слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаешь тепло своего сердца.

Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т. д. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.

Современный воспитатель – это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Воспитатель - это патриот своей Родины. Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Страна доверяет им самое дорогое – сове будущее.

Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умны, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.

Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников

Передо мной была поставлена цель воспитание творческой, любознательной, активной личности через театральную деятельность. Исходя из поставленной цели, я выделила несколько задач, которые мне предстояло решить:

  • Создание соответствующих условий для полноценного развития творческой личности;
  • Создание условий для более точного восприятия и впитывания информации за счет творческого подхода;
  • Подтолкнуть ребенка к желанию проявить себя, показать, на, что он способен, не бояться проявлять инициативу в данном виде деятельности.
  • Создание теплой и комфортной обстановки внутри коллектива.

Методика Н.С. Карпинской предпологает четыре этапа, которые ведут к выбранной цели:

  • на первом этапе дети совместно с педагогом читают выбранную сказку
  • на втором этапе ребенок пробует себя в роли всех персонажей сказки, тем самым учится демонстрировать навыки актерского мастерства;
  • на третьем этапе ребенок выполняет задания, для более углубленного закрепления выбранной сказки и для полного представления о персонажах сказки;
  • на четвертом этапе распределяются роли, и дети уже примеряют их на себя, выбирая для себя соответствующее амплуа.

Как мы выбираем произведение, конечно в первую очередь я опираюсь на программу дошкольного учреждения. Но иногда мы отходим от программы и вместе детьми придумываем свои сказки, своих персонажей. На каждое театрализованное представление у нас уходит более двух недель. Я предлагаю на выбор сказки, дети выбирают, после чего мы читаем сказку, разбирая каждый абзац, пересказываем. После с каждым ребенком проводится работа по выбору персонажа через прочтение всей сказки одним ребенком. Тем самым он примеряет на себе все роли из этой сказки. На каждом этапе большое внимание мы уделяем лицу автора, на то с каким выражением я или ребенок читает текст. Приветствуются жестикуляции, по лицу должно прослеживаться и радость и горе, и удивление и страх и.т. д. Потом мы все вместе выполняем ряд заданий (это может быть как рисование, лепка, аппликация, пластилинография, также мы вместе с детьми изображаем злого и доброго героя, слезы и смех, радость, печаль, и .т. д.). Детям очень интересно создавать сказку своими руками. Таким образом учебный процесс можно соединить с кружковой деятельностью. Таким образом, вся подготовка осуществляется как единый педагогический процесс – в основном большая часть работы приходится на кружковую деятельность, но она присутствует и в режимных моментах, что помогает более углубленно подходить к данному виду деятельности.

Например на занятиях по художественной литературе дети более отчетливо представляют о чем написано в том или ином рассказе, сказки. Также театрализованная деятельность положительно сказывается на развитие речи, обогащается словарь, ребенок учится навыкам диалогической и монологической речи, что положительно влияет на его самооценку. Знакомство с окружающим миром проходит через театрализованную деятельность более ярко и занимательно для ребенка. Его стремление познать все больше и больше помогает ему в преодолении возникающих трудностей, что положительно влияет на все умственные и психические процессы. С помощью музыкального руководителя мы разучиваем упражнения и этюды, которые помогают слышать в музыке эмоциональное состояние героев передавать его в мимике и жестах.

Главное в процессе воплощения в жизнь театрализованной постановки большое внимание уделяется не самой постановке, а детям, дети учатся импровизировать вносить что то в свое в постановку и в случае если заученный текст был забыт, ребенок может спокойно решить эту проблему путем импровизации. Эта работа была бы не так успешна без помощи родителей, они поддерживают своих детей, помогаю им преодолевать свои страхи перед выступлением. Помогают в организации спектаклей, также они могут участвовать не только в роли зрителей, но и актеров. Многие дети с моей группы совместно с родителями выступали на обще садовских утренниках. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Я уверенна, что поддержка близкого человека в лице мамы, придает ему уверенность.

Наряду с этим, отмечена положительная динамика по всем разделам общеразвивающей программы.

В результате проведенной работы:

1. Дети стали более активно демонстрировать свои таланты, не боятся фантазировать, а главное их тайные фантазии воплощаются в жизнь.

2. Дети более четко и грамотно стали излагать свои мысли, вести беседу, стала развиваться связная речь;

3. произошло обогащение словаря, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.

4. Дети научились показывать своих героев такими какими они должны быть. Показывая это в их поведении, разговоре, движениях, мимики. Научились слышать музыку и выполнять соответствующие движения, характерны выбранному герою.

5. Микроклимат в группе стал очень комфортным для пребывания ребенка. Взаимоотношения воспитателей, родителей и детей вышел на новый уровень общения. Мы очень сблизились, стали дружны.

Дата изменения: 18 сентября, 2016
Дата публикации: 18 сентября, 2016

Читайте также: