Я гамлет холодеет кровь блок сочинение

Обновлено: 17.05.2024

Стихотворение можно интерпретировать по-разному, но все его интерпретации не только не противоречат между собой, а напротив друг друга дополняют, проясняя авторский замысел. Оно органично вписано в контекст романа, а сам роман занимает значимое место в мировой литературе.

В стихотворении допустимы следующие прочтения:

Во второй строфе образ ещё больше усложняется, дополняясь евангельскими мотивами. Слова героя ассоциируются с молитвой Христа в Гефсиманском саду. И Иисус Христос, и Гамлет, и Юрий Живаго, и сам Пастернак, и вся русская интеллигенция колеблются, мечутся, пытаясь понять свое место среди жизненной неопределенности.

Пастернак увидел в Гамлете духовного брата и решился доверить ему свою тревогу за послевоенные годы, за новый век. В следующей, последней строфе пастернаковский герой готов принять все испытания, вынести все жизненные лишения, какими бы тяжелыми они ни оказались.

Концовка стихотворения очень органично и естественно сочетает библейский слог и простую народную мудрость.

Ну, во первых, можно выяснить когда, зачем и при каких жизненных обстоятельствах они оба написали эти стихотворения. Сравнить. Это уже можно сказать треть анализа.

А если по тексту:

По-моему, два совершенно разных стихотворения.

Блок пишет о любви. У Пастернака любовью и не пахнет.

У Блока — противопоставление Офелии, первой любви и жизни, коварства жизни. Вспоминая замороченность Блока на Прекрасной Даме могу предположить, что Офелия=Прекрасная Дама=всё то, что она олицетворяет. Не помню точно, но что-то там было про Мировую Душу или что-то в этом роде. Такое еретически-религиозное понятие о Душе, которая женского рода.

Блок — он же символист. Значит у него нужно в стихотворении искать именно символы. Он не пишет ни о себе, ни о своей первой любви, ни о первой любви вообще — первая любовь и Офелия тут символы чего-то ещё, ещё более. гм. метафизического.

Пастернак же пишет именно о себе, по-моему, о своей жизни и своей судьбе. Образ Гамлета у Пастернака менее отвлечённый, более конкретный. Присутствует образ сцены, театра. (У Блока этого нет.) Во! Мысль пришла: Гамлет у Блока — это что-то вроде архетипа, это образ из мировой культуры — именно в этой ипостаси использует Гамлета Блок. А у Пастернака всё не так глобально. Тут Гамлет — роль, персонаж. Это не Гамлет из какого-то мирового культурного контекста, а Гамлет из пьесы.

Так вот, вернусь к театру. Пастернак сравнивает свою жизнь. даже не с театром, с актёрством, с игранием роли. Он на сцене — а жизнь в него уставилась биноклями зрителей.

Ещё можно о. В этом тоже существенное отличие стихотворений Блока и Пастернака. Для Блока Гамлет вполне приемлем, он часть мира, часть культуры. Для Пастернака — Гамлет диссонирует с миром, нельзя быть Гамлетом, не то время, не та эпоха. Тут, панимаишь , революция, 18 год, или 1905 год (не в курсе, когда стихотворение написано) — какой тут может быть Гамлет?

ПС: Сочинялось на ходу. Надеюсь, не очень сумбурно .

И ещё: если надо действительно серьёзный анализ, то можно не изобретать велосипед, а почитать критику по Блоку и Пастернаку. Какого-нить авторитетного автора. Правда придётся порыться, пролистать много ненужного, причём явно не в районной библиотеке, потому что они там таких жутких вещей не держат — по крайней мере у нас (в Риге) только в университетской, Национальной или Академической можно что-то толковое найти.

История создания

Смысл

Темы и проблемы

Между женщинами

Для глубокого анализа стихотворения обязательно надо прочитать роман, только так можно понять, что хотел передать поэт в стихах Живаго. Напомню в двух словах сюжет романа. Живаго разрывается между нежной любовью к жене и пламенной страстью к другой женщине. Каждая из них дорога по своему, от них он не может отказаться, их он не готов менять. Судьба бросает Живаго на поле гражданской войны, он проходит плен и страдания, возвращаясь в Москву уже избитым человеком и страдая от пустоты и одиночества.

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку.

Суета войны осталась позади, там же и страдания от любви к двум женщинам, подмостки – это Москва, в которую Живаго вернулся после долгих странствий, а дверной косяк – это обыденность сегодняшнего дня. Автор спрашивает у судьбы, что ждёт его впереди, закончились ли страдания или ждёт новый виток бед? Живаго устал и не готов к дальнейшей борьбе, что и отражает в строках:

Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси.

Это обращение к Богу, которого доктор просит остановить сумрак ночи, пронести мимо чашу страданий, так как его жизнь полна ими и так.

Художественные средства выразительности

Автор: Анастасия Некрасова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанр, направление, размер

Жанр произведения — философская лирика, раскрывающая глубину и эстетику творчества. Стихотворение имеет размер пятистопного хорея и перекрёстную рифму мужскую и женскую.

Живаго и Бог

Живаго не противится Богу, он любит его сложный замысел, но в этот момент жизни у Живаго нет ни физических, ни моральных сил испить из чаши. После возвращения в Москву доктор опустошён, идеалы жизни потеряны, новые цели не намечены, плюс проблемы со здоровьем.

В последнем куплете автор понимает, что судьба неотвратима, за всё надо платить и срок его платы пришёл сейчас. Конец пути близок, Живаго остался один и это надо принять как факт. Одиночество в окружении лицемеров (фарисеев)– вот что ждёт Живаго за долгий поиск, за страдания, за желания….

Образы и символы

Читайте также: