Высшее образование в беларуси сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Зададимся вопросом: насколько важно иметь высшее образование сегодня?

20 лет назад люди, имеющие высшее образование высоко ценились обществом и были востребованы работодателями. В то время только богатые и умные могли быть высоко образованы.

В наше время всё изменилось, лишь самый ленивый не имеет высшего образования. Поступить в ВУЗ на платную основу может абсолютно любой человек.

Почти каждый считает, что заветный диплом об окончании поможет устроиться на хорошую работу. На самом деле всё обстоит по-другому.

На данный момент на рынке труда нехватка рабочей силы, в тот момент, как почти все имеют дипломы юристов, экономистов и педагогов. И, к сожалению, большинство работает не по своей специальности.

Так для чего нам сегодня стоит получить высшее образование?

Чтобы работать не на той должности, которая Вам по душе, а на той, что востребована?

Мы опросили двух девушек. Одна получает высшее образование в БГУ, а вторая, проучившись 1 год в ГрГУ решила пуститься в свободное плавание, без диплома о заветном образовании. Обе девушки попросили о конфиденциальности.

Каждой из девушек мы задали 2 вопроса: Важно ли высшее образование? И почему его не стоит получать?

Екатерина,20 лет, студентка БГУ: Каждый получает то, что хочет. Если студент имеет желание лишь заплатить вместо добросовестной учёбы , а затем говорит, что университет ему ничего не дал — это его право. Мне процесс обучения даёт то, за чем я и пришла: способность глубоко мыслить и учиться любознательности. Я не вижу причин его не получать, учитывая, что в наше время существует огромное количество возможностей. Учеба в университете не сложна, освоить программы обучения под силу почти каждому. В нашем мире время учебы в ВУЗе пролетит незаметно, и останется в памяти, как нечто беззаботное и веселое, несмотря на мелкие провалы и неприятности в виде сессии.

Вывод однозначен, продолжать можно бесконечно. Это наверняка проблемы белорусского высшего образования, которые необходимо срочно решать. В противном случае произойдёт деградация отечественной системы образования.

Рисунок1-3.jpg

51 учреждение высшего образования (университеты, академии, институты), в том числе 9 частной формы собственности.

15 профилей образования – от технических и естественных наук до актерского искусства.

382 специальности высшего образования первой ступени и 331 специальность высшего образования второй ступени.

Фундаментальный характер университетского образования

267976-P55YEV-465.jpg

В Республике Беларусь можно получить глубокие, фундаментальные знания по всем направлениям, но больше всего страна известна своими сильными научными школами в области физико-математических и естественных наук.

Оптимальное соотношение цены и качества образования

O6PHHI0-1.jpg

Обучение на контрактной основе в белорусских учреждениях высшего образования гораздо дешевле, чем в университетах США, Канады и Великобритании, а по уровню подготовки белорусские университеты составляют достойную конкуренцию западным образовательным организациям.

Возможность обучения на английском языке

253706-P47570-813-1.jpg

В настоящее время 29 учреждений высшего образования осуществляют реализацию образовательных программ высшего образования на английском языке по 73 специальностям.

Легкая адаптация для иностранцев

IMG_0036.jpg

Беларусь – многонациональная страна, здесь легко смогут адаптироваться представители самых разных стран и культур. Учреждения высшего образования гордятся многолетним опытом обучения и условиями для адаптации иностранцев: действуют программы кураторства первокурсников, развит институт студенческих землячеств.

Возможность получить двойные дипломы

111111.jpg

Дипломы белорусских учреждений высшего образования признают в ряде государств мира. Также белорусские учреждения высшего образования реализуют совместные программы с зарубежными университетами, выдавая выпускникам двойные дипломы.

Возможность заниматься спортом

44444444.jpg

Белорусские университеты имеют собственную спортивную инфраструктуру и готовы предложить своим студентам отличные возможности для занятий спортом.

При учреждениях высшего образования создаются спортивные команды, побеждающие на престижных соревнованиях, в том числе на международных универсиадах.

Увлекательная студенческая жизнь

6.jpg

Студентам всегда есть чем заняться после учебы. Они участвуют в спортивных соревнованиях, конкурсах, студенческих праздниках, фестивалях.

Возможность изучения русского и белорусского языков

627-1.jpg

Белорусские учреждения высшего образования предлагают разные программы по изучению русского и белорусского языков – курсы, летние школы, обучение в дистанционном режиме.

Богатая культура Беларуси

maxresdefault.jpg

Самобытная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Современная культурная жизнь страны динамична и разнообразна. В Беларуси проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.

Белорусские учреждения высшего образования в мировых рейтингах

7.jpg

Белорусские учреждения высшего образования – постоянные участники мировых образовательных рейтингов.

Возможность обучения на бюджетной основе

5.jpg

Иностранные граждане могут поступать в учреждения высшего образования для обучения за счет средств бюджета или на платной основе – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь:

1. Поступление граждан Российской Федерации, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана:

Гражданам Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан предоставлена возможность поступать в белорусские учреждения образования на конкурсной основе как гражданам Республики Беларусь по результатам вступительных испытаний в форме централизованного тестирования (данные граждане могут поступать в университеты и на условиях, предусмотренных для иностранных граждан и лиц без гражданства).

2. Поступление граждан Украины

Также учреждения высшего образования имеют право допускать граждан Донецкой и Луганской областей к участию в конкурсе на вакантные места для получения образования за счет средств бюджета в рамках дополнительного набора, а также на вакантные места на условиях оплаты, предоставляемых гражданам Республики Беларусь, без предоставления всего пакета документов, требуемых от абитуриентов.

Условия проведения собеседования с гражданами Луганской и Донецкой областей устанавливаются приемной комиссией учреждения высшего образования.

Прекрасная природа и безопасная среда

1393921948_StrustaLakePanorama_edited-1.jpg

Природа Беларуси уникальна. Здесь можно встретить много редких видов растений и животных. В республике реализуются крупные природоохранные проекты, созданы государственные заповедники и заказники.

Беларусь является страной с очень высоким уровнем безопасности. По состоянию на начало 2018 г. по величине индекса безопасности республика занимает 15 место в мире и 8 место в Европе.

Система образования в республике Беларусь - предмет небезосновательной национальной гордости. Правительство страны выбрало эффективную стратегию развития системы обучения. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • почти 100-процентный уровень грамотности взрослого населения.
  • 98% работающего населения имеет базовое, среднее или профессиональное образование.

По числу студентов с высшим образованием Беларусь на равных с самыми развитыми странами мира.

Система образования в РБ финансируется из госбюджета. За последние десять лет в Республике Беларусь построено свыше 300 зданий для университетов, школ, детских садов. Огромный вклад внесен в выпуск современных учебников и методических пособий, а технологические новинки в образовательных заведениях стали привычным явлением, а не диковинкой.

При этом система образования в Беларуси до сих пор находится в процессе реформирования. Цели реорганизации:

  • обеспечение всем гражданам равного доступа к образованию;
  • улучшение качества обучения;
  • повышение квалификации преподавателей;
  • интеграция национальной системы образования в мировую;
  • увеличение финансирования отрасли образования.

Дошкольное

Дети в дошкольном учреждении Беларуси

Благодаря политике государства система дошкольного образования в Беларуси успешно функционирует и постоянно совершенствуется. Уровень подготовительного обучения самый высокий в СНГ. В стране существуют государственные и частные дошкольные учреждения. В образовании активно внедряются новые технологии, учитывающие индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.

В детских садах развивают наблюдательность и любознательность малышей, учат правильно говорить и выражать свои мысли, знакомят с культурой общения, формируют умение налаживать контакт с ровесниками и взрослыми. Воспитатели помогают освоить ориентацию во времени и пространстве, закладывают основы позитивного отношения к окружающему миру, порядку, труду и прививают любовь к родине.

В детских садах Республики Беларусь работают грамотные психологи и квалифицированные доктора, которые внимательно следят за психическим и физическим здоровьем каждого ребенка.

Частные детские садики предлагают дополнительные уроки музыки и иностранного языка.

Школьное

Занятия в Белорусской школе

Система школьного образования в Беларуси делится на три этапа:

  • начальный: 1-4 классы;
  • базовый: 5-9 классы;
  • средний: 9-11 классы.

Первые две ступени обязательны. Основная цель начального образования – привитие неугасающего интереса к получению новых знаний. Обучение проходит на двух языках – русском и белорусском, но есть и школы, где преподавание ведется исключительно на родном языке. С третьего класса в школьную программу вводится иностранный язык – английский, французский или немецкий.

Основная нагрузка начинается в пятом классе. Добавляются новые дисциплины – физика, геометрия, химия, алгебра. Изучение иностранных языков проходит на продвинутом уровне. Педагоги помогают ученикам раскрыть свои способности и показывают сферы их возможного применения.

Большое внимание в белорусской системе образования уделяется физической подготовке детей. Школьные стадионы соответствуют международным нормам безопасности и санитарии.

В старших классах учеников готовят к поступлению в вузы, программы строятся в зависимости от выбранного направления обучения.

В некоторых городах Беларуси старшеклассники в учебно-производственных комбинатах могут получить рабочую специальность (повар, парикмахер, озеленитель и др.) без отрыва от школьного обучения.

Высшее

Студенты белорусского вуза на лекции

Система высшего образования в Беларуси представлена следующими типами учреждений:

  • Классический университет - готовит научных работников высшей квалификации. В программу включены фундаментальные теоретические исследования различных направлений.
  • Профильный университет - выпускает специалистов по одному или двум направлениям. В таких учреждениях можно получить диплом архитектора, дизайнера, агронома, маркетолога или финансиста.
  • Институт - проводит узкопрофильное обучение и готовит переводчиков, политологов, психологов, программистов.
  • Высший колледж - здесь можно получить лишь степень бакалавра.

В некоторых университетах, например Брестском, можно освоить две специальности одновременно.

Форма обучения в вузах очная и заочная, развивается также практика удаленного образования. Срок учебы составляет пять лет. Лекции читаются на русском и белорусском языках. Помимо государственных высших учебных заведений существуют и частные, качество образования в которых строго контролируется правительством.

На данный момент учреждения высшего образования выдают дипломы со степенью бакалавра и магистра. Дипломы докторов наук не предусмотрены.

Система образования Республики Беларусь обеспечивает получение образования на уровнях основного , дополнительного и специального образования .

Основное образование включает уровни дошкольного , общего среднего , профессионально-технического , среднего специального , высшего и послевузовского образования .

Дополнительное образование делится на дополнительное образование детей и молодежи и дополнительное образование взрослых .

В системе образования Республики Беларусь функционируют примерно 8,5 тысяч учреждений образования , в которых обучается около 3 млн. белорусских граждан . Ежегодно растет количество приезжающих на обучение иностранных граждан.

Высшее образование в Республике Беларусь

Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют государственные ( 42 ) и частные ( 9 ) учреждения высшегообразования различных типов: классические университеты , профильные университеты и академии , институты .

Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования , включающим 382 специальности высшего образования первой ступени (бакалавриат) и 331 специальность высшего образования второй ступени (магистратура).

  • Педагогика.
  • Педагогика. Профессиональное образование.
  • Искусство и дизайн.
  • Гуманитарные науки.
  • Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства.
  • Естественные науки.
  • Экологические науки.
  • Техника и технологии.
  • Архитектура и строительство.
  • Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство.
  • Здравоохранение.
  • Социальная защита.
  • Физическая культура. Туризм и гостеприимство.
  • Общественное питание. Бытовое обслуживание.
  • Службы безопасности.

Высшее образование в Республике Беларусь может быть получено в очной (дневной, вечерней) и заочной , в том числе дистанционной , формах. Наиболее распространенная и востребованная – дневная форма обучения, по которой обучается около 2/3 студентов.

Основным языком обучения в белорусских учреждениях образования является русский язык , который иностранные граждане могут освоить на подготовительных отделениях университетов или языковых курсах. Ряд университетов предлагает обучение на английском языке как на первой (бакалавриат), так и на второй (магистратура) ступенях высшего образования.

Учебный год в учреждениях высшего образования делится на два семестра. Первый семестр длится с 1 сентября по 31 января , второй – с 10 февраля по 30 июня . В конце каждого семестра студенты проходят текущую аттестацию (зачеты и экзамены).



Система образования Республики Беларусь находится в постоянном совершенствовании. С распада СССР школьное образование перешло сначала на 11-ти, затем 12-ти летнее. В 2009 году Министерство образования решило вновь вернуться к одиннадцатилетнему образованию в школе. С 2002 года в Беларуси введена 10-ти бальная система оценки знаний на всех уровнях образовательной системы. Правительство уделяет особое внимание социальному, идеологическому воспитанию подрастающего поколения, развитию его интеллектуального уровня.

Школьное образование в Беларуси

Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:

  • общее начальное образование (1 – 4 классы);
  • общее базовое образование (5 – 9 классы);
  • общее среднее образование (10-11 классы).

Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.

В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.

Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:

  • английский (около 72% учащихся);
  • немецкий (20 %);
  • французский (6%);
  • испанский (1,9%).

Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.


Старшеклассники на уроке

Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю. Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.

Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.


В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.

Учителя в Белоруси

Работа учителей Республики Беларусь основана на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:

  • учителя без категории;
  • учителя второй квалификационной категории;
  • учителя первой квалификационной категории;
  • учителя высшей квалификационной категории.

Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию. В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям. В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.

Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.

Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями. Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно обследуют жилищные условия учеников, ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями. Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения. В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.


Дежурство по столовой

Экзамены

Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору. По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам), белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося). Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).

Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ). Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование. В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале. Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.

Образование после школы

Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего и общего базового образования. 119 профессиональных лицеев, 15 профессионально-технических училищ, 61 профессионально-технический колледж, 15 профессионально-технических училищ обеспечивают освоение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, присвоение квалификаций рабочих и служащих.

Высшее образование в Республики Беларусь обеспечивают 45 государственных высших учебных заведений, 10 учебных заведений частной формы собственности.

В Беларуси обязательно лицензирование образовательной деятельности всех высших учебных заведений независимо от формы собственности. Национальная высшая школа производит подготовку специалистов по 365 специальностям, более чем по 2000 специализациям, что практически удовлетворяет все потребности народного хозяйства.

Существуют бюджетное и платное обучение. Для зачисления на платное отделение соблюдаются те же правила при прохождении централизованного тестирования, что и на бюджетное, в том числе, и минимальные проходные баллы. Стоимость платного обучения для граждан Республики Беларусь приблизительно в два раза меньше, чем для иностранных граждан. Стоимость на высокотехнологичные и медицинские специальности выше других и может составлять до 3000-4000 USD в год. Некоторые учреждения образования предоставляют скидки на оплату в зависимости от показателей успеваемости студента. Высшие учебные заведения в большинстве имеют благоустроенные общежития гостиничного типа, в 2014 году на чемпионате мира по хоккею гостей столицы принимала современная студенческая деревня.


Студенческая деревня в Минске

Структура высшего образования включает две ступени. Первая ступень обеспечивает получение квалификации высшего образования и дает право занимать соответствующие должности. Вторая ступень (магистратура) подготавливает специалистов в сфере науки, высшего и среднего специального образования, органов государственного управления, на руководящие должности во все отрасли экономики.

Читайте также: