Выразительность это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать сочинение
Обновлено: 03.07.2024
Читатель. Писатель. Художественный текст.
Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.
Примеры: лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка.
Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств.
Примеры : лексические явления, изобразительно-выразительные средства
Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.
Примеры : лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
Е. В. Джанджакова
При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано).
Примеры : лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений.
Примеры : изобразительно-выразительные средства языка.
Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.
Примеры : использование эпитетов.
Антонимы – слова с противоположным значением. (Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок)
Многозначность – наличие у одного и того же слова несколько связанных между собой значений.
Синонимы – слова, близкие или тождественные по значению, различающиеся или оттенками лексического значения, или стилистической окраской.
Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Экспрессивная лексика – слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность.
Вставные конструкции – слова, словосочетания и предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие предложение в целом или отдельное слово в нём, иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого. Выделяются скобками или тире.
Троп – слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-то отношении.
Виды тропов
Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение
Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны
Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии
Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой
Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними
Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе
Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами
Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
Несколько метафор, связанных между собой по смыслу
В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть
Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
Пуще всего береги копейку
Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит
Художественное, образное определение
Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным
Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия
И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала.
Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение
Тёмные, душные, скучные комнаты
Обратный порядок слов
Досадно было, боя ждали
Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения
Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза
Вопрос, не требующий ответа
Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
Обращение к неодушевлённому предмету
Ах ты, степь моя, привольная!
Сознательно выраженная не до конца мысль
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону врем умереть.
Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности
Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.
Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Функциональная характеристика языковых средств выразительности
Назначение в тексте
Для усиления предшествующего слова
Как выразительное средство создания контраста
Для создания впечатления быстрой смены картин
Выражают отношение говорящего к высказыванию
Выражение эмоциональной оценки сообщаемого
Указание на экспрессивный характер высказывания
Указание на последовательность изложения
Указание на способ оформления мысли
Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам
Служат собственно вопросом
Подчёркивают нужную мысль
Являются эмоциональным откликом на ситуацию
Выражение сильного чувства, волнения
Выражение отношения автора
Выражение эмоциональной прерывистости речи
Дополнительное пояснение, уточнение
С целью преувеличения какого-либо явления
Произвести впечатление по нарастающей
Деепричастие и деепричастные обороты
Для выражения краткости, динамичности
В качестве средства выразительности
Для создания местного колорита
Для передачи особенностей речи жителей определённой местности
Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо
Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков
Для создания образности и компактности в плане языковых средств
Особая выразительность и эмоциональность речи
Предельно краткое выражение мысли
Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения
Для усиления выразительности речи
Для создания оттенка необычности, новизны
С целью экономии языковых средств
С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках
С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия
Показ динамики действия
Зарисовка общей картины как единого целого
Создание гаммы красок, звуков
Создание ряда эпитетов
Создание ритмического рисунка
Создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии
Для создания образности, выразительности
Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений
Для выражения волеизъявления говорящего
Для обозначения большого числа предметов, явлений
Для усиления признака, степени качества или действия
Для указания на длительность действия
Для подчёркивания каких-либо деталей
Для создания экспрессивной окраски
Для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность
Придают характер разговорности, непринуждённости
В качестве показателя образованности в определённой сфере
Дословная передача чужого высказывания
Средство характеристики говорящего
Средство создания художественного образа
Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности
Для привлечения внимания читателя
Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи
С целью указания смысловых оттенков
Для характеристики экспрессии или эмоций
Сделать речь точной, яркой, художественной
Чтобы избежать повторений
Как отражение высокого художественного мастерства
Сложные синтаксические конструкции
Как характеристика авторского стиля
Для создания художественной выразительности
Стилистически окрашенные слова
Для выражения отношения к предметам, поступкам
Для выражения различных чувств
В качестве комического средства при неуместности
Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова
Для придания высказыванию выразительности
Для создания образности
В целях дословной передачи чужих слов
В качестве достоверности
Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности
Все сочинения взяты с портала "Сдам ГИА" Расположены в алфавитном порядке по фамилии автора высказывания. После высказывания есть ссылка на текст, по которому было написано сочинение.
Абзацное членение текста — это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту М. П. Лоскутова.
Вводная часть представлена предложениями №1—4 и представляют собой отдельный абзац, в котором дается первоначальное описание собаки и отношение к ней героя. Благодаря этому мы имеем возможность позна-комиться с действующим лицом произведения и определить тему текста.
В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М. П. Лоскутов объединяет этот рассказ в отдельный абзац (предложения 23—31).
С помощью имен прилагательных в тексте создаются неповторимые образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании девчонки: худая, с тонкими руками и ногами (предложение №10), длинные мокрые волосы (предло-жение №11), тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, большой рот (предложение №12). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живой, легко представляемый портрет героини.
Прилагательные в предложении №6 передают заинтересованность героя, его увлеченность коллекционированием камней, именно поэтому камни такие необычные, красивые (Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая слёзка) — и читатель ясно представляет себе этот камешек, похожий на слезку, он словно видит этот камень наяву и восхищается его красотой вместе с героем.
Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам В.В.Виноградова о роли прилагательных в создании выразительности нашей речи.
СОЧИНЕНИЕ
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
Неслучайно речь тети Груни такова. Близость к народу, его нрав-ственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова.
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как простыми словами передаются переживания героев, как слово помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание А. М. Горького верно.
Проанализируем грамматический строй языка в тексте Юрия Грибова. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных пред-ложений, сложных синтаксических конструкций. Так, предложение №2 (Я шёл медленно, рассматривая перелески, деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова) осложнено обособленным обстоятельством, однородными дополнениями и однородными сказуемыми.
Попробуем разобраться в сути сказанного, воспользовавшись текстом Юрия Домбровского. Убедимся на примерах, что лексические средства языка помогают нам ярко, точно, образно и эмоционально передавать наши мысли.
Таким образом, нам удалось доказать мысль В. Г. Короленко о том, что для выражения своих мыслей и переживаний у нас есть огромный арсенал разнообразных языковых средств.
Так, например, в предложении №45 (Я уже не испытывал ужаса, но всякий раз, когда невидимый шептал мне на ухо, у меня холодел позвоночник, а от рыдающего голоса сжималось сердце) рассказывается о впе-чатлениях, которые испытывал Сережа от необычного эха — многогранность его ощущений передана в сложной синтаксической конструкции с разными видами связи: сочинительной и подчинительной.
Таким образом, приведенные примеры позволяют утверждать, что права была С.И. Львова, утверждая, что язык мало знать, нужно уметь правильно им пользоваться.
В тексте используется диалог. В разговоре мальчики часто употребляют вопросительные предложения. Они выражают стремление собеседника получить информацию по интересующему вопросу. Так, из предложения 2 мы узнаем, что мальчишкам интересно, почему рассказчик общается с девочкой Витькой.
Таким образом, анализ текста еще раз подтверждает, что речь — это не просто владение языком, а владение мастерское, умелое.
Для подтверждения его слов обратимся к тексту современного детского писателя Владимира Железнякова. Обратим внимание на использование диалога в тексте. Диалог — это способ передачи устной речи на письме. Действительно, предложения в диалоге отличаются односложностью, в устной речи много назывных предложений. Примерами могут стать предложения №5, 20, 22. Если сравнить рядом стоящие предложения, которые не используются для передачи устной речи, то структура их будет отличной от диалога. В предложении №18 (Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко!) автор рисует картину радостной встречи Валерки с собакой, используя сложную синтаксическую конструкцию с разными видами связи: бессоюзной и союзной сочинительной.
Что же такое языковая единица? Итак, единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Именно о них идет речь в словах Панова: это звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.
Попробуем доказать объективность этого высказывания на примере текста Юрия Сергеева.
СОЧИНЕНИЕ
Таким образом, проанализировав примеры из текста Т. Н. Тесс, мы с уверенностью может утверждать, что в русском языке достаточно слов, выражений и средств, чтобы запечатлеть наш мир во всем его многообразии.
Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в словосочетании проявляется способность слова взаимодействовать с другими словами.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь.
Не вызывает сомнения, что лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические — придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Попробуем доказать этот тезис на материале прочитанного текста.
Но наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятым, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика. Именно об этом говорил Степанов во второй части своего высказывания. Подтверждение находим в тексте Горького.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь, о чем и говорил Г. Степанов.
Словарь любого языка — это его лексика. Человек употребляет в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Автор в своем произведении умело использует лексические средства выразительности. Например, в предложении №33 привлекают внимание эпитеты: добрые слова, золотой огонь, молочные облачка дыма. Этот троп помогает автору избежать повторов, украсить и разнообразить текст.
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждений говорящего или пишущего, ход его мыслей. Рассмотрим предложения №12, №18 с точки зрения грамматики. В них использованы обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Данная конструкция помогает автору сделать речь более динамичной и выразительной, нежели синонимичное сложноподчиненное предложение. Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выражать свои мысли.
Итак, словарный запас и знание грамматики помогают правильно и ярко оформлять свою речь, поэтому можно утверждать правомерность упомянутого суждения лингвиста Г. Степанова.
А вот создать полную картину описания дома помогает грамматический строй того же второго предложения. По структуре это предложение сложное бессоюзное, значит, грамматические основы в нем равнозначны, а это позволяет сделать вывод, что для автора очень важна каждая деталь в описании дома. Этим целям служат использованные однородные члены предложения — они конкретизируют образ.
Таким образом, прав был Г. Степанов, утверждая, что лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, тесно связаны друг с другом.
Каждое слово имеет ту или иную форму, то есть определенную совокупность признаков. В форме слова заключаются различные грамматические признаки частей речи. Форму слова можно изменить. Однако есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Для образования формы слова служит окончание и формообразующие суффиксы, изменяющие только грамматическое значение слова. С помощью формы слова можно выражать и различные оттенки чувств и мыслей, отношение к ним говорящего. Приведем примеры из текста К. Симонова.
По традиции прямая речь определяется как способ передачи чужой речи, при котором она вводится в текст словами автора и воспроизводит высказывание или мысль от того лица, которому оно принадлежит, с сохранением лексико−фразеологических, грамматических и интонационных особенностей его собственной речи.
В речи мальчика присущая ей детская непосредственность передается с помощью повторов, инверсии — предложения №21—22 (Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что).
Таким образом, нам удалось доказать примерами, что прямая речь является важным средством характеристики литературного персонажа, о чем говорилось в приведенном выше высказывании.
Суффиксы оценки служат для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Так, предложения №14 – 15 приведенного текста Шолохова (Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька) передают особенную речевую манеру героя: в его речи часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: папанька, сынок, подчеркивающие, с какой теплотой Андрей Соколов относится к Ванюше и к самому факту усыновления мальчика.
В предложении 41 ребенок сравнивается с травинкой. Опять же перед нами существительное, образованное с помощью суффикса субъективной оценки, подчеркивающее жалость героя к маленькому существу, на долю которого выпали недетские испытания.
Таким образом, мы нашли подтверждения, что суффиксы оценки имен существительных служат для выражения авторского отношения к описываемому явлению или предмету.
Эти примеры доказывают, что все слова в русском языке не уходят в небытие, а живут, волнуют, дышат…
Таким образом, предложенное для анализа высказывание русского поэта, публициста А.С. Хомякова справедливо.
Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное предложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.
Перед нами текст в художественном стиле с элементами разговорной речи. Богатство языка произведения раскрывается в употреблении художественных средств, которые использует автор. Это метафоры, сравнения, эпитеты, риторические восклицания и другие.
Богатство языка характеризует не только каждого отдельного человека, но и народ в целом. Чем развитее носитель языка, тем богаче его речь. Неслучайно, некоторые племена Африки, находящиеся на первобытной ступени развития, обходятся несколькими десятками звуков. В толковом словаре русского языка более двухсот тысяч слов. И этим богатством нужно умело пользоваться.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Работа над сочинением на лингвистическую тему
Цели урока: 1) выработка навыка написания комментария цитаты во вступлении; 2) отработка умения находить примеры в тексте и пояснять их; 3) повторение средств выразительности речи; 4) повторение некоторых тематических блоков сочинений на лингвистическую тему.
Примеры на тему… 21. Летели вниз камни, листы железа, стекла, птичьи гнезда. 24. Ветер раскачивал поломанные оконные рамы, завывал в трубах, стучал ржавым железом. 28. Худой, черный, в порванных штанишках, он пробирался к поляне… 47. Только когда я взял его на руки, он вдруг уронил свое ведрышко, обнял меня и заплакал.
Примеры на тему… 5.Потягиваясь, мальчик выходил на балкон и, подняв голову, смотрел вверх. 17. Обняв сына, они смотрели, как, сверкая синевой оперения, ласточки слетаются на ночлег. 32. Укрывшись под деревом, я ждал конца налета.
Тематические подгруппы 1.Связь грамматики и лексики в русском языке. Лексика и фразеология 2.Фонетика. Культура речи 3.Состав слова. Словообразование. Культура речи 4. Морфология 5.Синтаксис. 6.Пунктуация 7.Функции языка 8. О чтении, писателе и читателе. Культура речи 9.Культура речи 10.Богатство русского языка 11.Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности.
Читайте также: