Более лучшее сочинение как правильно

Обновлено: 04.07.2024

В русском языке, как известно, есть два способа образования сравнительной степени: с помощью суффиксов -ее, -ей (холоднее, веселей) и путем прибавления к форме положительной степени слова более (более холодный, более веселый) . В отношении синтетической простой формы сравнительной степени типа веселее у языковедов споров не возникает - она признается морфологической (если, конечно, вообще категория степеней сравнения причисляется к морфологическим категориям). По поводу же образований типа более холодный в специальной литературе существуют две противоположные точки зрения.

В. В. Виноградов, например, писал: "Итак, в сочетании: более + качественное прилагательное следует видеть одну составную форму. Неосновательно традиционное мнение об этой аналитической форме, будто она "выходит за обычные рамки морфологических образований, представляя синтаксическое сочетание двух неоднородных слов".

Иначе решается этот вопрос в академической "Русской грамматике". Здесь читаем: "К формам сравнительной степени не относится описательное выражение сравнения с помощью форм более или менее : более веселый, более интересный, менее веселый, менее интересный . Слова более или менее в этих сочетаниях сохраняют свое лексическое значение, и это препятствует их превращению в показатели морфологического значения и, следовательно, превращению сочетаний типа более грустный, менее веселый в аналитические формы сравнительной степени". Вопрос о грамматическом статусе аналитической (сложной) сравнительной степени до сих пор остается открытым: что же это все-таки - морфологическая форма или синтаксическая конструкция? Попытаемся сформулировать свое мнение на этот счет, для чего обратимся к так называемому "отрицательному языковому материалу", об уникальном значении которого для успешного лингвистического анализа говорит Ю. Д. Апресян, ссылаясь при этом на таких лингвистов, как Ш. Балли, А. М. Пешковский, А. Фрей, Л. В. Щерба. Об этом же, как всегда образно, пишет и Н. Д. Арутюнова: "Известно, сколь неоценимую услугу оказывают языковедам отрицательные факты. Лингвистические работы последних десятилетий пестрят звездочками. Примеры семантических и прагматических аномалий, иногда очень изощренные, теснят корректные примеры".

Неправильное употребление аналитических форм сравнительной степени достаточно широко распространено, и что любопытно отметить, выражения типа более лучше не так уж редко приходилось автору слышать даже в стенах академического Института русского языка из уст весьма и весьма почтенных языковедов-русистов. Но в этом случае речь идет не о неграмотности или об ошибках, а о своего рода игре с языком. Это, конечно, не та игра в культурологическом смысле, о которой писал И. Хёйзенга, и не та "языковая игра", о которой говорил Л. Витгенштейн. Но в то же время это и не просто ёрничество, стёб в том смысле, как об этом пишет Е. А. Земская. Перед нами - типичный пример лингвистического эксперимента, ставшего в последние годы одним из важнейших инструментов науки о языке. Н. Д. Арутюнова по этому поводу пишет: "Экспериментами над языком занимаются все: поэты, писатели, остряки и лингвисты".

Эксперимент лингвиста имеет сугубо научную цель: лингвист как бы пробует на зуб те или иные языковые факты, "выворачивает их наизнанку" для того, чтобы понять их суть. Это - разновидность лингвистической интроспекции в понимании А. Вежбицкой.

Но и самые тривиальные ошибки, так сказать, ошибки "без задней мысли" в употреблении аналитической формы сравнительной степени не редкость. В связи с этим вспоминается такой кадр из фильма С. А. Герасимова "Журналист": редактор провинциальной газеты листает рукопись местного автора, при этом с тоской повторяя: "Более лучше, более веселее. ". Вот несколько примеров подобного рода: (1) "По-моему, кооперативные банки работают более гибче " (Из телепередачи. Речь интервьюируемого директора банка). (2) "Пора уже отвыкать от консерватизма и одеваться более помоднее " (Устная речь продавца). (3) "Но Ладога расположена куда более южнее " (Из телепередачи. Речь ведущего). (4) "Не пора ли еще энергичней, куда более энергичней преодолевать наш страх?" (Из радиопередачи. Речь ведущего). (5) "Нужно как можно более глубже провести интеграцию города и села" (Речь радиодиктора).

Как видим, все эти высказывания принадлежат или представителям класса так называемых "новых русских", или работникам электронных средств массовой информации. О языковой культуре первых ходят анекдоты, да и вторая категория, увы, изысканностью слога нас в последние годы не балует. Однако встречается нечто подобное и в речи людей вполне интеллигентных и высокообразованных, например: (6) "Они делают песню более емкой, более глубокой, более . ну как бы вам сказать. содержательнее " (Из радиопередачи. Речь композитора М. Фрадкина). Марк Фрадкин, как мы видим, правильно употребил форму аналитической сравнительной степени два раза, но на третий, увы, сбился.

Проникают ошибки, подобные вышеописанным, и на страницы печатных изданий, причем весьма солидных, например: (7) "Но открытия, которые сделал для себя Василий, куда более значительнее выводов Глеба Вольнова из "Завтрашних забот", решившего делать дело и ни о чем не думать" (А. Урбан. Из предисловия к книге В. Конецкого "Завтрашние заботы").

Говоря о типах языковых неправильностей или языковых аномалий, Ю. Д. Апресян различает неправильность относительную и абсолютную. Абсолютная неправильность характеризуется, в частности, тем, что "языковые единицы неправильно скомбинированы (хотя каждая из них в отдельности и может иметь нужный смысл)". Очевидно, что "более лучше", так же как и "он пришла", "мы говорю", "будет читает", - это случаи именно абсолютной языковой аномалии, однако если ошибки последних трех типов в речи всех категорий говорящих на русском языке как на родном практически исключены, то ошибки первого типа весьма частотны. В чем тут дело?

Для каждого из приведенных выше примеров есть своя отдельная и одна общая причина неправильного употребления сложной формы сравнительной степени. Начнем с примера (7) , в котором встречается ошибочное с точки зрения литературной нормы словосочетание куда более значительнее . Но если выражение более значительнее явно "режет слух", то о словосочетании со словом куда можно, пожалуй, говорить как об относительно более приемлемом (или, точнее, относительно менее неприемлемом). Дело в том, что усилительная частица куда требует употребления после себя простой формы сравнительной степени (куда лучше) , а форма более - положительной. Их же совместное употребление создает своеобразную "синтаксическую конкуренцию" и, следовательно, некоторую свободу выбора формы прилагательного. Возможно также, что слово более как бы попадает в поле притяжения частицы куда , "притягивается" к нему и отрывается от прилагательного. В результате образуется цельная единица куда более , близкая по значению к усилительной частице куда как , после которой употребление формы простой степени сравнения вполне нормально. Можно думать, что именно эти причины, действовавшие, конечно, на бессознательном уровне, и позволили автору допустить такую форму выражения, а корректору не воспринять ее как неправильную.

Есть своя причина и для примера (6) из устной речи композитора Марка Фрадкина: в третьем употреблении форма аналитической сравнительной степени оказалась разорванной поиском наиболее подходящего прилагательного для точного выражения мысли. И пока этот поиск шел, синтаксическое влияние слова более успело "погаснуть", перестать действовать. Однако выскажем предположение, что в случае выбора рода прилагательного М. Фрадкин и в такой ситуации вряд ли допустил бы ошибку и сказал: "Он. как бы точнее выразиться. не просто умна, а гениальна".

О примерах (5) и (3) можно сказать то же, что и о примере (7) : в высказываниях возникают эфемерные новообразования как можно более и куда более . В примере (4) та же ситуация, усугубленная предшествующим употреблением словосочетания еще энергичнее . Возникает градационный ряд еще энергичнее, куда более энергичнее , в котором новообразованная форма куда более воспринимается как экспрессивный синоним интенсифицирующего наречия еще .

Иная причина для примера (2) . Сочетание более помоднее возникло в результате столкновения семантики с прагматикой. Говорящий стремился выразиться "повежливее", поэтому и использовал "смягчительную" форму сравнительной степени. В данном случае приставка по- функционально аналогична частице -с в ее "лакейски-вежливом" употреблении: "Чего изволите-с?".

И, наконец, в примере (1) говорящий мог просто воспринимать слово более как синоним наречий высокой степени типа гораздо . Как подтверждение такого восприятия формы более еще в 50-х годах можно рассматривать и тот зафиксированный И. К. Калининой факт, что при аналитической форме сравнительной степени тогда невозможным было употребление наречий типа чуть-чуть или несколько . Впрочем, в наше время запрет на такого рода сочетания по меньшей мере поколеблен.

Понятно, что все подобные объяснения появления в речи ошибок типа более лучше сами становятся возможными по одной, общей для всех этих случаев причине: в сознании носителей русского языка недостаточно закреплена "слитность" конструкции более + позитив. Она еще явно не дотягивает до морфологического уровня.

Однако есть факты, которые свидетельствуют все же о некоторой если не "слитности", то по меньшей мере целостности конструкции более + позитив. Известно, что формы синтетической сравнительной степени не от всех прилагательных обладают свойством, которое лингвисты называют "презумпцией существования качества". Чтобы пояснить это выражение, процитируем следующее высказывание Т. М. Николаевой: ". по фразам Элен красивее Мэри, Том лучше Боба, Джек умнее Билла мы не можем сказать определенно, что Мэри красива. Боб хорош, а Билл умен". То же относится к большому количеству других синтетических компаративов, в первую очередь от так называемых параметрических прилагательных: выше-ниже; шире-уже и т. п. (см. Ю. Д. Апресян).

Для аналитической формы круг подобного рода ситуаций уже. Высказывание Он более умный, чем ты мы поймем так, что и он, и ты умные. Но выражение А более высокий, чем В , так же как Л выше В можно отнести и к двум высоким, и к двум низким предметам. Однако ситуация изменяется, если мы поменяем местами составные части конструкции более + позитив. Выражение Он высок более, чем ты мы можем понять только однозначно, то есть в том смысле, что и он, и ты высокие. Конструкция позитив + более во всех случаях характеризуется "презумпцией существования качества". Невозможность свободного перемещения отдельных элементов в конструкции более + позитив без некоторой деформации значения свидетельствует о том, что в роли сказуемого эта конструкция выступает как цельное образование, однако степень этой цельности, как мы убедились раньше, еще достаточно далека от цельности морфологических форм.

Таким образом, можно сделать вывод, что в языковом сознании действуют две разнонаправленные тенденции: одна стремится расчленить аналитическую форму сравнительной степени, другая же, наоборот, слить ее в нерасторжимое целое с единым значением. О том, как отражены обе эти тенденции в грамматических исследованиях, уже говорилось.Как известно, для В. В. Виноградова возникновение описательной, аналитической формы сравнительной степени было одним из доказательств общей тенденции развития русского языка - его устремленности к аналитическому строю. Аналитические формы, значение которых "во второй половине XIX в. усилилось", выступают в дальнейшем как форпост аналитизма, его морфологический плацдарм: они "подготовляют возможность аналитического употребления степеней сравнения от имен существительных с качественным значением и от обстоятельственных наречий". Однако по крайней мере на данном участке "грамматического фронта" аналитизм еще далеко не наступил.

В правилах образования сравнительной и превосходной степени нет моментов, которые заставляют схватиться за голову. Всё-таки это не причастия и не отглагольные прилагательные. Есть стилистические тонкости, от которых зависит, как будет восприниматься наша речь.

Обращу внимание на самые интересные моменты из правил. В основном они касаются сравнительной степени. Ориентироваться буду, как обычно, на академические справочники.

1. Звонче и звончее

Возможны книжный и разговорный варианты простой формы сравнительной степени, например: бойче – бойчее, звонче – звончее, ловче – ловчее, слаще – слаже, хлёстче – хлеще .

Отсюда по принципу формальной аналогии в разговорной речи появляются ненормативные тише́е, громче́е, попозже́й. Словообразовательные возможности русского языка дают простор для фантазии. Можете в комментариях побаловаться. :)

О них ещё ниже поговорим.

3. Ранее и раньше

Ещё есть разграничение для форм на -ее и -ше. Мы знаем наречные пары более — больше, менее — меньше, далее — дальше, ранее — раньше. Так вот, варианты на -ее характерны для книжной речи, вторые (на -ше) используются в нейтральных стилях, в том числе в разговорном.

4. Самый выгоднейший

Конструкция самый + прилагательное на -ейший, -айший ещё в справочниках Розенталя признавалась устаревшей. Он приводит примеры из классической литературы XIX века: по самой выгоднейшей цене (Гоголь); самое убедительнейшее доказательство (Белинский); самый почётнейший гость (Достоевский).

Многие из форм превосходной степени с -ейш- и -айш- остаются признаком книжного стиля: величайший артист, добрейшая душа, умнейшая голова и др.

Стилистически нейтральный вариант — конструкции с самый. Самый красивый, самый умный.

5. Одни слова на -ее, другие на -е

В русском языке нет чёткого разграничения, какие прилагательные образуют степень сравнения на -ее , а какие на . Более того, слова громоздкий, дружеский, деловой, жестокий, запустелый, колкий образуют только аналитическую степень сравнения: более дружеский . Попробуйте при помощи обычного суффикса. :)

Если присмотримся, здесь или скопление согласных, которое русский язык традиционно не любит (*громоздче), или просто неблагозвучие ( *дружесче ).

В русском языке существовали формы боле, мене, ране, старе, тяжеле, доле (дольше) , но они все вышли из употребления. Есть и обратные случаи: ушли из повседневной речи словоформы жесточее, жарчее, жальчее, а также густей, простей и пустей.

Думаю, носители языка интуитивно понимают, где и какую словоформу нужно употребить. Однако гораздо проще образовывать сравнительные степени на -ее, поскольку этот суффикс не требует чередования согласных, он менее придирчив, чем -е.

6. О суффиксе -ше

Лишь несколько форм признаются допустимыми и общеупотребительными:

А также выше, тише, меньше и больше; краше, суше, глуше.

7. Плохой — хуже

А теперь внимание:

Ничего за 30 лет не изменилось, конструкции вроде более лучший или менее интереснее литературная норма не признаёт.

Если проще, то это типичный пример плеоназма — лексической избыточности. Однако он уже практически прижился, как и подниматься вверх (по лестнице).

Зачастую многие ненормативные степени сравнения отлично приживаются в художественной литературе. Да и в качестве языковой игры никто не запрещает сказать страшноватее или горбатее .

Пишите в комментариях, какие нетипичные формы степеней сравнения бытуют в вашем регионе. Всегда ли вы чувствуете, какой вариант нужно написать или произнести?

Привет! Увидела как-то, что написали: мы стали жить более лучше. И задумалась, ведь это ошибка? Это разные степени сравнения прилагательных. И правильно писать МЫ СТАЛИ ЖИТЬ ЛУЧШЕ. а в сочетании: БОЛЕЕ ЛУЧШИЙ. Люди добрые и умные, подскажите, я совсем запуталась! Права ли я?

Конечно ошибка. Чему сейчас удивляться если даже объявления пишут с ошибками. Да и даже так на слух не очень звучит

Даже говорить низзя. ))))

Кстати, БОЛЕЕ ЛУЧШИЙ ничем не лучше.

Более лучше - это сравнение двух сравнений. Второе лучше первого, а третье лучше второго. Но второе более лучше первого. Например процессор core i3 лучше пентиума 4, а core i5 лучше core i3. Но core i3 более лучше пентиума 4. То есть первое улучшение было более сильным, чем второе.

Есть хороший, а есть еще более хороший, или одним словом - лучший чем первый. В слове "лучший" уже содержится сравнение. Поэтому нельзя говорить "более лучший", это звучит как "масло масляное".


Задание 7 № 1029

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ седьмой странице

эта работа БОЛЕЕ ЛУЧШЕ

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: эта работа более лучше. Корректно: эта работа более хорошая. Изменяем то, что НАПИСАНО БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Именно так даются ответы в сборниках по подготовке к ЕГЭ.

Ответ: более хорошая.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Сочинение ЕГЭ

Чем отличается сочинение от изложения

Сочинение — это письменная работа на заданную тему, позволяющая оценить уровень знаний при изучении литературного произведения. Такие творческие задания в виде повествования, миниатюры, рассуждения, анализа предлагаются не только на уроках литературы, но и на других предметах. Автор через письменное повествование высказывает свою личную позицию, рассуждает о морально-этических качествах героев и персонажей.

Изложение — это пересказ прочитанного или услышанного текста. Ученик своими словами пересказывает то, что услышал или прочитал сам.

изложение — излагаются чужие мысли, чужой текст,

сочинение — сочиняется свой собственный текст.

Как оценивается работа на ЕГЭ

Прежде чем практиковаться в написании сочинений по русскому языку на ЕГЭ, необходимо разобраться, по каким критериям происходит оценивание работ.

  • В содержании оценивается: насколько четко сформулирована проблема, наличие комментариев, какова позиция автора текста, и высказывает ли экзаменуемый свое отношение.
  • В речевом оформлении оценка ставится за умение связно, последовательно и логично излагать свои мысли, правильно использовать речевые обороты.
  • В текстах оценивается грамотность, это – орфография, пунктуация, языковые и речевые нормы, фактологическая точность.

Как написать сочинение ЕГЭ — 8 простых лайфхаков

Как написать сочинение ЕГЭ

Есть ученики, которые любят писать сочинения, они умеют размышлять, выражать свои мысли на письме. Существует другая категория детей, не способная мыслить творчески. Для них написать сочинение – большая проблема. Но и тем, и другим необходима тщательная подготовка к ЕГЭ,

Чем раньше ученик приступит к ней, тем больше шансов получить высокий балл на экзамене. Научить ребенка, как правильно писать сочинение, в одной статье, невозможно. Этому навыку учатся на протяжении всего обучения в школе. Но некоторые советы мы все же дадим.

1. Чтобы писать сочинение — нужно писать

Системно и как минимум 1-2 часа в день. Заведите блог или дневник и пишите.

  • Прочитайте написанное
  • Уберите лишнее — то, без чего содержание текста не пострадает.
  • Дополните важными мыслями или деталями

2. Изучите то, о чем пишете

Как писать сочинение

Прочитать весь материал, разбираться в нем досконально или выучить все наизусть практически невозможно. Многие ученики имеют лишь поверхностные знания. Но, если вы готовитесь к сочинению, необходимо иметь представление о том, о чем вы будете писать. Читайте произведения, читайте комментарии, читайте сочинения других.

3. Успокойтесь

Перед тем, как писать, успокойтесь и внимательно прочитайте все предложенные темы. Через некоторое время, когда паника утихнет, вы сможете вспомнить то, что учили, и выбрать себе тему, которую сможете раскрыть.

4. Составьте план и работайте по нему

В задании к ЕГЭ сформулировано, как правильно писать сочинение. А это – уже хорошая подсказка. Включите в текст 2 примера —иллюстрации из произведения, которые наиболее важны для раскрытия темы. Поясните их значение, найдите взаимосвязь, напишите позицию автора и свое отношение, обоснуйте его. Продумайте переходы от одной мысли к другой. Это поможет глубоко раскрыть тему и не упустить важные моменты.

Схема сочинения-рассуждения

5. Начните с эпиграфа, используйте цитаты в тексте

Большим плюсом будет, если вы напишите цитату из произведения или изречение критиков, характеризующих основную идею. Наизусть запомнить все сложно, но научиться находить в тексте значимые фразы можно, если в процессе работы над произведением делать маленькие закладки. Замените пересказ текста цитатами и высказываниями критиков.

6. Сосредоточьтесь над каждым словом заданной темы

Вдумчиво прочитайте тему, остановитесь на лексическом значении каждого слова и значении всего высказывания в целом. Перед тем, как написать сочинение, соотнесите тему со своими знаниями, можете ли вы ее раскрыть в полной мере или лучше рассмотреть другой вариант.

Запишите кратко все, о чем вы хотите сказать, все слова, относящиеся к теме. Сформулируйте проблему, выберите 2-3 мысли, над которыми и будете работать.

7. Не придумывайте ничего лишнего

Опирайтесь только на текст и свои знания. Пишите то, о чем вы точно знаете, не придумывайте ничего лишнего. Высказывайте мысли простым языком. Главная цель – показать, что вы умеете писать такие тексты.

8. Соотнесите объемы всех основных частей

Больший объем текста должен приходиться на основную часть, самый короткий раздел – заключение. Вступление в 2-3 раза меньше основной части. Неправильное распределение объема может сказаться на оценке.

Посмотрите видео-разбор идеальной письменной работы ЕГЭ по литературе:

Как оформить правильно сочинение на ЕГЭ

  • Вступительная;
  • Основная;
  • Заключительная.

Эта структура не должна нарушаться, и отсутствие одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка.

Основная часть отводится анализу литературного произведения. Следует избегать пересказа сюжета и моментов, не связанных с проблемой. На ЕГЭ оценивается, насколько вы владеете темой, знаете текст, умеете аргументировано и логично излагать свои мысли.

Заключение – это подведение итога ко всему вышесказанному. Эта часть самая которая и емкая. В ней учащийся может выразить свое личное отношение, причем очень корректно и без восторженных оценок.

Примеры оформления

Мы подобрали примеры написанных работ. Ориентируйтесь на расположение всего текста на бланке. Обратите внимание, где в тексте написан комментарий и сколько абзацев он занимает. Это важно при оценивании результата.

Типичные ошибки в сочинении ЕГЭ

Рассмотрим наиболее типичные ошибки, которые допускают школьники.

Работа над текстом в неправильной последовательности

  1. Обозначаем проблему;
  2. Высказываем позицию автора, иллюстрируя ее собственными комментариями;
  3. Пишем о своем отношении, аргументируя примерами из произведения;
  4. Подводим итог.

После того, как все изложенное мы записали на черновик, переписываем в соответствии со сценарием.

Неправильно сформулированная проблема

Нередко ученики путают такие понятия как тема, проблема, идея. Напомним, что обозначает каждое из них:

  • Тема – о чем повествуется в произведении;
  • Идея – через нее автор выражает свое отношение;
  • Проблема – это вопросы, возникающие в процессе развития сюжета.

Обратите внимание: в тексте мы должны затронуть только одну проблему и дать на нее ответ. Расширение проблемы недопустимо.

Неправильное оформление в тексте комментария

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки:

  • Комментарий оформляют двумя и более абзацами. Комментарий – это одна мысль, ее формулируют одним абзацем.
  • Неправильный подбор примеров-иллюстраций. Цитаты должны соответствовать тому, о чем вы пишите.

Отсутствие обоснования собственной позиции

Ошибкой считается, если ученик высказывает свое отношение к проблеме, но не обосновывает свою позицию. Необходимо предоставить аргументы, в противном случае это будет расцениваться, как пустые слова. Где взять эти аргументы:

  • Это общепринятый факт;
  • Высказывания великий людей;
  • Факты из биографии великих людей;
  • Аргументы из литературных произведений.

Не проверяете себя — еще одна ошибка

Сочинение оценивают по ряду критериев: пунктуации, орфографии, грамматике, речевым нормам. Недопустимо, чтобы сочинение было написано по плану, и полностью была раскрыта тема, но присутствовали при этом грамматические или синтаксические ошибки.

Как подготовиться к сочинению за неделю — видео

Преподаватель и владелец частной школы г. Москва. Школа с дистанционным обучением. Психолог, репетитор. Стаж работы в дистанционном образовании - более 7 ми лет. Общий педагогический стаж - более 20 лет.

Читайте также: