Выпиши ключевые слова и словосочетания для написания изложения с элементами сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Подготовить учащихся к написанию подробного изложения доступного текста-повествования с включением элементов сочинения.

Учить получать информацию из разных источников.

Развивать умение правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом и полно и последовательно излагать свои мысли.

Развивать общеучебные умения, орфографическую зоркость, мыслительные процессы.

Воспитывать умение работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.

Расширять исторические знания детей, воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа на примере исторической личности.

Технологии: 1) групповая технология,

2)информационно-коммуникационные технологии

3) здоровье сберегающие технологии

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_zolotoy_rubl.doc 145 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Изложение с элементами сочинения

Цель уроков: обучение написанию подробного изложения исторического текста-повествования с включением элементов сочинения

Урок первый - подготовка к написанию изложения

с элементами сочинения

Подготовить учащихся к написанию подробного изложения доступного текста-повествования с включением элементов сочинения.

Учить получать информацию из разных источников.

Развивать умение правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом и полно и последовательно излагать свои мысли.

Развивать общеучебные умения, орфографическую зоркость, мыслительные процессы.

Воспитывать умение работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.

Расширять исторические знания детей, воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа на примере исторической личности.

Словарь русского языка С.И. Ожегова (по 1 экземпляру на парту), орфографический словарь (по 1 экземпляру на парту), текст изложения (на каждого ученика).

Компьютер, проектор, экран

Технологии: 1) групповая технология,

2) информационно-коммуникационные технологии

3) здоровье сберегающие технологии

Перед уроком дети разделились на четыре группы (учитель назначил четырёх капитанов, а капитаны набрали себе команды).

- Что такое текст?

- Назовите признаки текста.

Первичное знакомство с текстом

Ответ детей: Петр 1.

б) - Прочитайте название, записанное на доске… Золотой рубль. Мы вспомнили о Петре 1, прочитали название текста. Как выдумаете, о чём будет текст? Предположения детей (Что Пётр 1 нашел золотой рубль,… изобрел рубль, … ввел налог 1 рубль, …был богат, …заработал сам, …стал чеканить рубль, …платил зарплату рублем, …получил медаль – золотой рубль. Ему подарили сувенир – золотой рубль.)

в) - Теперь послушайте текст. Чтение учителем.

Осенью 1703 года лили холодные дожди. Задули ветры, погнали по Финскому заливу метровые волны. В один из таких дней подошел к Неве чужеземный корабль. Прибыли на нём купцы из страны Дании. У входа в Неву корабль бросил якорь, капитан послал в Петербург за лоцманом.

Вскоре к кораблю причалила лодка. Молодой лоцман поднялся на борт. Он осмотрел судно, встал за штурвал и искусно ввёл корабль в Неву. На прощанье довольный капитан подарил моряку золотой рубль.

В Петербурге капитану очень хотелось увидеть царя Петра I. Однажды желание его исполнилось.

Все ждали царя в огромном зале. Двери распахнулись. Капитан ахнул от удивления. Прямо к нему шёл его знакомый лоцман. Это был Петр I.

Капитан через переводчика стал приносить царю извинения и просил вернуть его несчастный рубль. Но Петр Алексеевич отказался. Сказал, что рубль этот не украл, а честным трудом заработал.

- Расскажите, какие виды работ с текстом вы знаете?

Формулирование темы и цели урока

- Сегодня мы будем готовиться к подробному написанию изложения с элементами сочинения. Как это делается, мы разберём вместе. Сегодня вы будете работать в группах. Повторное чтение текста в режиме медленного чтения

- Возьмите текст ( на партах лежат листы бумаги ). Прочитайте и во время чтения подчёркивайте те слова, значение которых вы хотели бы уточнить.

Коллективное толкование слов

- Значение каких слов вам было не понятно

и значение каких слов вы хотели бы уточнить?

Дети называют слова.

а) Толкование слов учащимися с опорой на имеющиеся знания.

б) Толкование слов по словарю Ожегова (по 1 экземпляру толкового словаря Ожегова на парте) с последующей проверкой. (Смотри слайды, подготовленные учителем. Для слайдов было выбраны те слова, которые,

по мнению учителя, у ребят могли вызвать наибольшее затруднение).

Составление плана и нахождение ключевых слов в каждой части.

- Сколько частей в тексте? Что это означает? Правильно, столько будет пунктов плана.

- Ваша задача: работая в группе, прочитать абзац, найти ключевые слова, озаглавить его.

- Что значит озаглавить?

- Что такое ключевые слова? Дети работают.

Далее выбирается лучший вариант заголовка и записывается на доске и в тетрадях; после этого идёт работа над ключевыми словами с выносом их на доску (в орфографическом режиме).

Примерная запись на доске и в тетрадях

Изл о жен и е с эл е мент ами с о ч и нен и я.
З оло той рубль.

План. Ключевые слова

1. Ч у ж е земный к о ра бл ь. купцы, из Д ан ии , як о рь, п о слал за лоцм а н о м

- Теперь попробуйте пересказать данный абзац.

С добавлением нового абзаца дети пересказывают новый абзац, затем вместе с предыдущим.

Изл о жен и е с эл е мент ами с о ч и нен и я.
З оло той рубль.

План. Ключевые слова

1. Ч у ж е земный к о ра бл ь. купцы, из Д ан ии , як о рь, п о слал за лоцм а н о м

2. П о дарок лоцм а ну. м оло дой лоцм а н, ис ку сно , вв ёл, з оло той рубль

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, по усмотрению учителя провести физминутку .

Примерная итоговая запись на доске и в тетрадях

Изл о жен и е с эл е мент ами с о ч и нен и я.
З оло той рубль.

План. Ключевые слова

1. Ч у ж е земный к о ра бл ь. купцы, из Д ан ии , як о рь, п о слал за лоцм а н о м

2. П о дарок лоцм а ну. м оло дой лоцм а н, ис ку сно , вв ёл, з оло той рубль

3. Ж е лан и е к а п и тана. в Пе т е рбург е , увид е ть, П етра I, исполн и л о сь

4. Встреч а со зн а комым ждали ц а ря, ахнул от уд и влен и я

5. Не украл , а з а р а ботал. изв и нен и я, пр о сил в е рнуть, чес т ным труд о м

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В результате работы на уроке дети подробно пересказывают исторический текст.

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Интересен ли был текст?

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Посмотрите на тему урока, записанную на доске. Всё ли мы с вами выполнили? Над чем надо еще поработать? Предположения детей о пункте 6, его нужно не пересказать, а дополнить.

- Действительно, ребята, пункт 6 – творческий. О чем можно написать в этом пункте? Предположения детей.

-Каким был человеком Пётр 1? Какими качествами личности он обладал?

Книга для чтения по истории с. 86-90. Прочитайте и выпишите из текста словосочетания характеризующие качества личности Петра 1, подчеркните орфограммы.

Урок второй - написание изложения с элементами сочинения

Написание подробного изложения доступного текста-повествования с включением элементов сочинения.

Учить получать информацию из разных источников.

Развивать умение правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом и полно и последовательно излагать свои мысли.

Развивать общеучебные умения, орфографическую зоркость, мыслительные процессы, развивать творческие способности.

Воспитывать умение работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.

Компьютер, проектор, экран

Формулирование темы и цели урока

Жужжащее чтение текста изложения

- Перед вами лежат цветные листочки. Переверните их. Что вы видите? Часть каждого предложения записано, а другую часть нужно восстановить. (У каждой группы только часть текста)

Работа над заключительным пунктом плана

а) Проверка домашнего задания

- Зачитайте, какие словосочетания вы выписали.

- Каким был человеком Пётр 1? Какими качествами личности он обладал?

б) - Как можно озаглавить следующий пункт нашего плана? Запись 6-го пункта.

- С какой фразы можно начать ответ на данный вопрос. Предложения детей.

Примерная запись на доске и в тетрадях

Изл о жен и е с эл е мент ами с о ч и нен и я.
З оло той рубль.

План. Ключевые слова

1. Ч у ж е земный к о рабль. купцы, из Д ан ии , як о рь, п о слал за лоцм а н о м

2. П о дарок лоцм а ну. м оло дой лоцм а н, ис ку сно , вв ёл, з оло той рубль

3. Ж е лан и е к а п и тана. в Пе т е рбург е , увид е ть, П етра I, исполн и л о сь

4. Встреч а со зн а комым ждали ц а ря, ахнул от уд и влен и я

5. Не украл , а з а р а ботал. изв и нен и я, пр о сил в е рнуть, чес т ным труд о м

6. Каким ч е л о век о м был

- Какие орфограммы вы знаете? Назовите слова из текста на данную орфограмму. Дети называют орфограмму и слова из текста с объяснением правописание.

Например, безударная гласная в приставке (вспоминают и объясняют написание), в корне (если проверяемая – называют проверочное слово, непроверяемая - называют орфограмму), в суффиксе (вспоминают написание, объясняют), в окончании прилагательного (объясняют). Учителю следует обратить особое внимание на правописание окончания существительного и глагола.

Повторное чтение текста учителем

Составление черновика (см. пояснительную записку)

Самостоятельная запись текста по памяти

Проверь, не пропустил ли ты буквы.

Проверь, правильно ли написал безударные гласные.

Проверь слова с орфограммами-согласными.

Сравни написание слов на доске и в тетради.

НЕ УВЕРЕН — СПРОСИ УЧИТЕЛЯ!

Для более сильных учащихся можно предложить другую форму проверки (см. Памятку 2).

Внимательно перечитай написанное от начала к концу.

Проверь от конца к началу – по предложениям.

Каждую строчку читайте по словам справа налево, т.е. вначале последнее слово на строчке, потом предпоследнее и т.д.

Памятка по подготовке к изложению с элементами сочинения

6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.

7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

8. Напиши изложение.

9. Проверь работу.

Как написать элемент сочинения

Элемент сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного вами изложения.

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Продумайте и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)

3. Подберите и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на каждый пример-аргумент)

4. Сформулируйте и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)

5. Еще раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения, исправьте допущенные ошибки.

6. Запишите элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.

Речевые клеше для элемента сочинения

Речевые клише для вступления:

  • Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я не раз задумывался о том, …

Речевые клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий / еще один пример…
  • Приведем, например, такой факт…
  • Насколько я знаю,…
  • По данным специалистов….
  • Как говорится в пословице…

Речевые клише для вывода

  • Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя из приведенных аргументов…
  • Таким образом …
  • Следовательно …

Как подготовиться к изложению.

5. Прочитай внимательно текст.

6. Определи его тему (о чём говориться в тексте).

7. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).

1) Раздели текст на части.

2) Выдели главное в каждой части.

3) Озаглавь каждую часть.

5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.

6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.

7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

8. Напиши изложение.

9. Проверь работу.

Как написать элемент сочинения

Элемент сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного вами изложения.

7. Внимательно прочитайте вопрос.

8. Продумайте и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)

9. Подберите и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на каждый пример-аргумент)

10. Сформулируйте и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)

11. Еще раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения, исправьте допущенные ошибки.

12. Запишите элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Полярное сияние, играет на небе по несколько часов,связано с Солнцем,начинают светиться разными цветами

+

ответ: cначала существительное подчёркиваем чертой одной,потом -.-.-.-. затем глагол подчёркиваем двумя чертами,затем ,потом тоже ,местоимение дальше идёт выраженное существительным,затем наречие выраженное существительным потом глагол и сущ.,затем прилагательных 2 сущ прилаг и сущ опять

Другие вопросы по Русскому языку

Категория

Раскройте скобки ,объясните правописание наречий .составьте и запишите с ними предложения. (по)видимому ,(по)просту,(по)братски,(по)рыбацки,(по)девечьи ,(во)первых,(в)двое,(как)ниб.

Категория

Категория

Составьте предложения с данными словосочетаниями. определите, в роли каких членов предложения будет выступать инфинитив. 1) решили поесть, зашли поесть, приказал поесть 2) мечта уч.

Категория

Нужно найти сложные предложения и определить тип и составить схему? заранее ! некошеная трава густо покрывала склоны и теснины, поросшие дикой яблоней и абрикосом, березовые и дубо.

Категория

Категория

Нужно составить рассказ со всеми словами которые вам даны. солова по которым надо составить рассказ: рюкзак,завтрак,фотоаппарат,вокзал,касса,шоссе,корабкаться, чувствовать,коллекци.

По изложению часто можно судить о способности ученика запоминать большой объём информации, а также о том, умеет ли он мыслить творчески, рассуждать, последовательно излагать текст итд.

Как правильно написать изложение с элементами сочинения?

"Изложение с элементами сочинения" не является "изложением" в чистом виде. Однако, и "сочинительские" моменты должны вставляться туда очень осторожно, никоим образом не нарушая структуру предложенного к изложению отрывка произведения или суть авторского замысла. Элементы сочинения, применяемые в изложении, помогают школьнику научиться рассуждать, излагать свои мысли по поводу прочитанного/услышанного, несколько "дополнять" идею автора текста. Развивать авторскую мысль, так сказать.

Если придётся писать изложение, воспринимая текст "на слух" (особенно, если он является не знакомым изначально), тут, конечно, главное - запомнить последовательность событий/описаний/диалогов, приведённых в отрывке. Выделить для себя основную мысль, охватывающую данный отрывок. Можно сделать для себя какие-то пометки, небольшой план повествования, чтобы не нарушать событийного ряда (ведь сочинительством его не восстановишь). И, по возможности, как можно более подробно запомнить различные авторские описания. То же самое касается диалогов. Если дословно запомнить не удалось, не стоит оформлять высказывания в виде диалога или прямой речи, лучше вести повествование от третьего лица т.н. "удалённого" типа (т.е. мысли и речи не приводятся дословно. Вместо "Привет!" -. "Здравствуй." Можно написать: "они поздоровались" или "они поприветствовали друг друга"). Потому что сильные отступления от авторского текста будут выглядеть весьма некорректными. Что касается поведения героев и описания их поступков - тут уже можно и порассуждать, и высказать своё мнение, и дать оценку их действиям. Автор "не обидится", ведь смысл текста никак не искажён и не изменена структура повествования. Краткую пошаговую инструкцию по написанию изложения с элементами сочинения можно найти здесь.

Читайте также: