Выберите вопросы при работе с источником исторического характера хроники исторические сочинение

Обновлено: 07.07.2024

На протяжении трех лет я работаю над темой “Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории”, разработала элективный курс для 10-х классов “Герои русской истории”, элективный курс для 9-х классов “Неизвестная известная Вторая мировая и Великая Отечественная война”.

Актуальность. Интерес к этой проблеме вызван многими обстоятельствами:

  1. модернизацией процесса обучения и сменой цели образования;
  2. утверждением нового стиля педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование;
  3. расширением круга социальной информации, осваиваемой учащимися.

Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Общеизвестно, что исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого. Современный урок невозможно представить без аналитической работы с источниками. Мною выявлено сложившееся в российской школе противоречие между направленностью содержания образования на развитие у учащихся необходимых в современном мире знаний, умений и личностных качеств и недостаточной разработанностью подходов к реализации формирования коммуникативной компетенции в процессе работы над историческим текстом.

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему, которая заключается в выявлении содержательной и познавательной стороны формирования коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом.

Отсюда вытекают цели и задачи:

Цель работы: формирование практических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами.

Объектом работы является процесс работы с историческим текстом как средством формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Использование исторических источников и документов позволяет решить ряд взаимосвязанных задач:

  • разработать оптимальные пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся;
  • повысить качество обученности;
  • формировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их;
  • проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей;
  • развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения.

Исходя из задач можно выделить значимость работы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем, ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать её.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы не только учителями истории средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.

Теоретико-методологическую основу работы составили: научные труды Андреева И.,Забелина И.Е., Кобрина В.Б., Морозова Л.Е., работы Костомарова Н.И., Иоффе А.Н., Троицкого Ю.Л., Кирьянова И.К..

Принципы работы: систематичность, наглядность, дифференциация, индивидуализация. Стараюсь находить время и работаю с документами на уроках в полном объёме.

Новизна работы заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с историческим текстом, включающий словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию умений и навыков.

Условия, при которых используется данная работа: учет психологических особенностей учащихся; обеспечение совместной работы учителя, родителей; создание благоприятных условий для общего развития каждого ученика; использование современных образовательных технологий.

При отборе текстов учитываю, что они могут расширять, конкретизировать знания, но не перегружать их, быть органически связаны с программным материалом, быть доступным по содержанию и объёму, способствовать развитию приёмов мыслительной и учебной работы, познавательных способностей учеников. Исходя из этого, избираются и определённые приёмы изучения документов.

Документ включаю в объяснение нового в том случае, если он передаёт сущность событий, усиливает эмоциональность в изложении материала, повышает интерес учащихся к предмету. Например, создавая образную картину Бородинской битвы, учитель может привести два обращения к войскам накануне сражения. Обращение Наполеона: “Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она доставит нам всё нужное: удобные квартиры, скорое возвращение в отечество”. И обращение М.И. Кутузова: “Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови”. В объяснении, предшествующем изложению документа, учитель указывает источник, подчёркивая, что героизм русской армии, мужество и упорство солдат опираются на высокое понимание своего долга, что ярко показано в обращении М.И. Кутузова. Исторический документ включаю в объяснение и для конкретизации изучаемых явлений и процессов. Так, на уроке “Свержение монархии” учитель раскрывает тяжёлую экономическую ситуацию в России в феврале 1917 года. Документ “Записка председателя Государственной Думы М.В. Родзянко Николаю II об экономическом положении России” даёт конкретную картину этого явления. Он может быть зачитан в классе и использован для анализа по вопросам: какие факты свидетельствуют о тяжёлой экономической ситуации в России в феврале 1917? Чем было это обусловлено?

Работа учеников с документом постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё шире привлекаются политические, программные документы.

Использование документов делает урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.

Ориентируюсь на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения:

1) уровень – воспроизводящий, предлагаю следующие задания:

– выписать основные (ключевые) понятия, определения, выводы;
– ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста;
– заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста;
– составить простой план;
– провести тестирование.

2) уровень – преобразующий, предлагаю следующие задания:

– составить рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста,
– выделить в тексте документа основную идею, сделать вывод;
– составить развернутый план, тезисы, конспект, текстовую таблицу, схему;
– самостоятельно подготовить вопросы к документу, реферат, доклад;

3) уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаю познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовке творческих сочинений, эссе и др..

На уроках истории в старших классах использую задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умения анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Опыт показывает, что проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Подбор источников ведётся таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создаёт особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать своё собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

Значительную роль при выполнении самостоятельной работы играют памятки. Вот одна из них по работе над планом– конспектом.

1) Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развернутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).
2) Прочтите весь текст целиком.
3) Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них – основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.
4) Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана.
5) Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.

Большие возможности для использования источников, документов открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, организации учебно-поисковой деятельности, посильных научных исследований. Так, на лабораторных и практических занятиях я предлагаю учащимся следующие варианты работы с документами:

1) Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.
2) Групповая работа. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы.
3) При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая – в качестве оппонентов авторов, третья – в роли апологетов и т.п.
4) Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимися называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить, составляются вопросы.
5) Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).
6) Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.
7) Работа с карточками по заданиям.
8) Словесные опоры.

Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не “навязывает” ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служит основой для развития познавательной активности школьников.

Результативность работы

Наблюдается повышение результатов обучения и осознанности усвоения учебного материала, развитие внимания, памяти, логического мышления; повышение у учащихся интереса и желания работать над решением поставленных задач; вырабатывается умение творчески анализировать и оценивать исторические события и явления; развивается фантазия у учащихся; вырабатываются навыки письменного изложения своих мыслей, работа с документами помогает в развитии навыков совместной работы и коллективного познания учащихся; развивает у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помогает в формировании более глубокого понимания учебного материала.

Основными результатами своей деятельности по формированию практических умений учащихся на уроках истории считаю стабильные результаты по качеству знаний у учащихся за 2008 – 2009; в 11 классе успеваемость по предмету составила – 100%; качество знаний – 100%

Ежегодно учащиеся выбирают историю для сдачи ЕГЭ, принимают участие в районных олимпиадах по предмету (за последние 3 года – 3 победителя, 7 призёров).

Успешно выступают и защищают исследовательские работы (1 диплом 2-ой степени) на районных учебно-исследовательских конференциях, на малых чтениях по военно-исторической тематике “Защитники Отечества” (диплом 2 и 3 степени).

Работа с историческими источниками и документами способствует развитию самостоятельности обучающихся, она органически связана с программным материалом, помогает в формировании практических умений учащихся.

Писательское мастерство многогранно. Это соединение полета фантазии и вдохновения, окружающей действительности и прошлого. Рассказы, эссе, очерки – они могут быть навеяны повседневностью – каким-либо либо событием (историей) произошедшей с автором или близкими ему людьми, услышанным разговором и т.п.

Критика источника и исторический фактчекинг. Право на ошибку

Вообще, сегодня факчекинг – модное слово в журналистике – означает проверку достоверности фактов.

Критика источника – это скепсис и сомнение по принципу: ничего не принимать на веру. Перепроверять и еще раз перепроверять.





А теперь предположим (кстати, тема для фантастического произведения), что через 600-1000 лет некий историк имеет в своем распоряжении только эти два документа (1936-го и, соответственно, 1977-го годов). И все: больше у него никаких исторических источников нет.

И какой вывод он сможет сделать?

А вот такой: власть коммунистов достигла апогея к середине 70-х годов прошлого века, что и было закреплено в основном законе СССР.

Но мы-то с вами знаем, что это далеко не так. Власть КПСС к этому моменту, наоборот, ослабла (упадок идеологии, двойная мораль, теневая экономика, коррупция и пр.), что и привело к развалу СССР в 1991 году.

Для чего все это нужно писателю? Ведь творческий человек имеет право на вымысел. Безусловно, имеет. Как и право на ошибку.

А вот пример из произведения другого автора – Игоря Всеволодовича Можейко. Широкой читательской аудитории он известен, как Кир Булычев. Автор увлекательной детской фантастики.

Так вот, половцы совершают набег на окрестности Чернигова.



Неискушенному читателю может показаться, что все так и было. В памяти предстанут и фото времен Великой Отечественной войны: сожженные деревенские дома, пепелища и печи с трубами – все, что осталось от изб или хат.

А вот историк, археолог не только усомнятся в представленной Игорем Всеволодовичем картине XII века, но и подвергнут ее жесткой критике. Дело в том, что тогда на Руси не было русских печей с трубами – они появились позже. А в указанном столетии топили по-черному печи-каменки. Это подтверждают археологические материалы.

Итак, ошибочка вышла!

Но сделал ее маститый автор, в общем-то, в рамках погрешности. Но…

Поясним. Вы начинающий автор (может быть, уже издали несколько книг).

Но, допустим, вашу книгу все же издали. Читатель нынче тоже кое-что смыслит в истории. И поднимет вас на смех, разгонит волну в соцсетях и т.п. А это, разумеется, может дорого обойтись.

Каков вывод?

Автор (особенно начинающий), как и всякий человек, имеет право на ошибку (одну-две не более, хотя и этого нужно стараться избегать в рамках здорового перфекционизма). Но вот на систематические ошибки права он не имеет.

Как их избежать?

Семь раз проверь, один раз напиши

1. Все даты, события, факты нужно перепроверяйте по нескольким источникам (справочникам, учебным пособиям, книгам). Нужно знать, что и в учебниках бывают порой ошибки. И еще не стоит уповать на вездесущую Википедию. Она пестрит всевозможными погрешностями и неточностями, а то и откровенной дезинформацией.

Сегодня надежнейшим и авторитетнейшим компасом не только в истории, но и в других отраслях знаний является Большая российская энциклопедия. Над ней много лет работал большой коллектив ученых, все статьи рецензировались и перепроверялись по много раз.

Поэтому, оценивая ту или иную личность в истории, необходимо изучить, как можно больше диаметральных точек зрения. И на основании этого представить свое творческое видение данной личности, ее роли, значения и т.п. в контексте создаваемого исторического полотна. Желательно в сносках (примечаниях) или в самом тексте указать, что авторское видение составлено на основе противоречивых свидетельств – у одних взгляд такой-то, у других он значительно расходится с оценками первых.

Его изыскания о дохристианских верованиях славян до сих пор разбиваются о копья критиков, обоснованно доказывающих, что академик Рыбаков оказался в плену собственных фантазий.




Исторические источники и некоторые приемы работы с ними

Исторических источников великое множество – для того, чтобы их перечислить и охарактеризовать понадобится отдельная работа.

Что важно для писателя?

Выше мы уже говорили о мемуарах.

Или вот еще из Повести временных лет: история о сожжении древлянской столицы Искоростеня княгиней Ольгой, мстившей древлянам за убийство ими своего мужа князя Игоря.



Ольга раздает своим воинам кому по голубю, а кому по воробью и велит к каждой птичке привязать трутник. И поджечь.

А когда свечереет отпустить голубей и воробьев на волю.

Голуби и воробьи полетели в гнезда свои – в голубятни да под крыши. И заполыхали голубятни, а от них дома и нельзя было погасить…

Звучит довольно-таки фантастично, не правда ли?

Это расхожая легенда, известная историческим хроникам разных народов ( Именно таким способом овладевает неким городом на Сицилии Харальд Суровый; ту же самую хитрость Саксон Грамматик приписывает королю Дании Фротону I).

Наиболее благодатное поле для писательской работы – архивы. Архивные документы, как правило, объективно отражают события и факты.

Многие писатели обращались именно к этому источнику, как ключевому.

Некоторые современные авторы художественных произведений работают в академической манере – указывают в конце список архивных источников, положенных в основу книги.



Для тех, кто не в курсе: аббревиатура РГИА расшифровывается, как Российский государственный исторический архив. Ф – это фонд; Оп. – опись; Л. – лист.



В РГИА хранятся, например, материалы Капитула орденов Российской империи, где иногда подробно сообщается, кого и за что награждали.

То есть, например, детально описывается бой за какой-нибудь аул в Кавказской войне или баталии Крымской войны, Русско-японской…

Проявив художественную фантазию, можно на основании этого создать рассказ, повесть или даже роман.

В целом работа с историческими источниками – настоящий неисчерпаемый кладезь для автора при умении с ними обращаться.

Конечно же, работа в архиве, когда ты напрямую общаешься с документами прошлого, доставляет подлинное удовольствие – чувство погружения в эпоху. Но как быть, если в силу каких-то причин, ты не имеешь возможности попасть в архив.

Сегодня это в принципе не проблема. Существуют многочисленные электронные архивы.

Вы можете скачать документы, скопировать нужные фрагменты и сделать для себя подборку (дайджест) для последующей работы. Это гораздо упростит и ускорит работу. В массиве данных можете вычленить какое-либо слово, например, имя того или иного деятеля и, собрав все данные, приступить к работе над ними.

С архивами можно работать и удаленно. Сегодня, как правило, у каждого из них есть сайт с удобной навигацией и с помощью ее можно осуществить, по крайней мере, первичный поиск документов.

А когда бережным отношением к источникам можно пренебречь?

Однако и здесь нужно тонко чувствовать описываемую альтернативную реальность, создаваемые миры и т.п. И, если в их основу заложен некий исторический фундамент (пласт), его нужно, по крайней мере, понимать.

В этой статье мы поговорим о 6 задании ЕГЭ-2022 на анализ исторического источника .

☑ о важном изменении в этом задании в ЕГЭ-2022;

☑ на что нужно обратить внимание при подготовке.

Также мы подробно разберем пример выполнения этого задания.

✅ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

☑ В задании предлагается текст и 6 высказываний к нему , из которых нужно выбрать верные.

☑ Максимальный балл за это задание - 2 первичных балла .

✅ВАЖНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ЕГЭ-2022

❕ Если раньше в задании нужно было выбрать 3 верных высказывания из 6 предложенных, то теперь число верных высказываний не оговаривается.

❔ Сколько может быть верных высказываний?

✅ ПРИМЕР ЗАДАНИЯ

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.

2) Князем, который упомянут в отрывке, был Иван Калита.

3) Автор отмечает, что при князе, упомянутом в отрывке, Рязань и Тверь полностью потеряли свою независимость.

4) Князь, который упомянут в отрывке, правил в XIV в.

5) В ходе упоминаемой в тексте Куликовской битвы ордынские войска возглавлял хан Ахмат.

6) В тексте отмечается ведущая роль князя в сплочении Руси против внешней угрозы.

✅ ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ УСПЕШНО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ?

Вам потребуется:

☑ Умение определять время, исторического деятеля, о котором говорится в тексте, иногда - автора текста.

☑ Умение выделять информацию, прямо содержащуюся в историческом источнике.

☑ Знание исторической информации, связанной с рассматриваемым отрывком.

Как подготовиться к выполнению этого задания?

☑ Помните, что основа успеха - это ваши знания по истории. Знание - сила. 💪

☑ Работая с историческим источником, задавайте себе такие вопросы: "Когда он был написан?", "О каких событиях, которые мне известны, рассказывает исторический источник?", "Какие главные мысли автора этого источника?".

☑ Обратите внимание, что в текстах, предлагаемых на ЕГЭ, обязательно есть подсказки (я их называю "зацепки"), позволяющие понять, о каком времени говорится, о каком историческом деятеле. Начните прежде всего с поиска этих "зацепок".

☑ 6 задание, как и другие задания на анализ исторического источника, требуют регулярной практики. Отведите время для решения таких заданий.

✅ РАЗБОР ЗАДАНИЯ-ПРИМЕРА

Итак, разберем теперь пример задания, который я привел выше. Главный вопрос, на который нужно ответить в самом начале, - о каком князе идет речь? Ищем "зацепки".

В тексте о нем говорится немало. Сказано, что он первым поднялся на борьбу за освобождение от ордынского владычества. Также мы узнаем, что он правил 30 лет, а также что Куликовская битва и разорение Руси Тохтамышем произошли в период его правления. Если мы соберем все "зацепки" вместе, то нам не составит труда сказать, что речь идет о Дмитрии Донском . Соответственно, век, о котором говорится, - это XIV век (Дмитрий Донской правил в XIV веке).

Теперь обратимся к суждениям, предложенным в тексте задания.

1) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.

Это вопрос на знания. Такое право сбора дани на самом деле получил не Дмитрий Донской, а Иван Калита. Поэтому высказывание неверно.

2) Князем, который упомянут в отрывке, был Иван Калита.

Нет. Как мы выяснили, это Дмитрий Донской. Высказывание неверно.

3) Автор отмечает, что при князе, упомянутом в отрывке, Рязань и Тверь полностью потеряли свою независимость.

Поищем ответ в тексте. В тексте говорится, что "Рязанское и Тверское княжества еще сохраняли свое обособленное положение". Это значит, что они еще не потеряли полностью свою независимость. Следовательно, высказывание неверно.

4) Князь, который упомянут в отрывке, правил в XIV в.

Как мы уже выяснили, это верно . Дмитрий Донской правил в 1359 - 1389 гг.

5) В ходе упоминаемой в тексте Куликовской битвы ордынские войска возглавлял хан Ахмат.

Нет, это не верно . В Куликовской битве ордынские войска возглавлял Мамай.

6) В тексте отмечается ведущая роль князя в сплочении Руси против внешней угрозы.

Да, это верно . В тексте говорится, что князь первым поднялся на борьбу за освобождение от ордынского владычества, ему удалось объединить большое число русских воинов.

Материал подготовил автор канала "Люблю историю!" Олег Зеленский.

Если вам понравился материал, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Исторические источники





1. Что такое исторический источник.

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

Исторические источники - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др.

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

2. Виды исторических источников

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

Дадим краткую характеристику этим источникам.

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

Вещественные источники

К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука археология , поэтому вещественные источники иногда называют археологическими . Вещественные источники дают основной массив информации о событиях произошедших до появления письменности, дополняют письменные источники. Однако не могут позволить полностью описать историческое событие.


Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.


Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.


Устные источники


Этнографические источники


Источники нового времени

Это фотографии, аудиозаписи, кинохроника, видео, телевизионные передачи. Появились они в середине 19 -20 веке. Особенностью этого вида источников является непосредственная фиксация какого-либо события, подлинные лица исторических личностей. Так на приведенном внизу видеоотрывке из кинохроники 1917 года мы видим генерала Корнилова и сопровождающих его офицеров .

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.


Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

Художественно-изобразительные источники

Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др. Однако уровень достоверности этих источников не слишком высок - часто изображения сделаны намного позднее, чем произошедшее событие, жившая историческая личность.


3. Всем ли источникам можно верить.

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.


Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.


Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.


Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Запомните

  • Нельзя изучить историю по художественным и мультипликационным фильмам, и уж тем более комиксам.
  • Нужно критически относиться к описаниям исторических событий в литературных произведениях, картинах художников, даже если автор - современник события.
  • Не всегда исторические реконструкции могут быть правильными.
  • Не всему, что написано в газетах, популярных журналах можно верить.
  • Для того чтобы верно составить представление об историческом факте историк не может довольствоваться ОДНИМ источником.

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.

Читайте также: