Вся возвращенная мне жизнь имеет вложенную цель а и солженицын сочинение

Обновлено: 25.06.2024

1) вызвать интерес к личности и творчеству писателя;

2) показать необычный жизненный материал, взятый в основу повести;

3) подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Форма урока: объяснение нового с элементами беседы

Оборудование урока: интерактивная доска (портрет А.И.Солженицына), тексты произведения.

Предварительное домашнее задание:

Эпиграф: «Вся возвращенная мне жизнь…

2.Вступительное слово учителя

Но была и другая жизнь, наглухо закрытая от посторонних, правда о которой шла к человеку очень долго. Его удерживала колючая проволока, страх в душах наших отцов и дедов и чудовищно разросшаяся на всем информационном пространстве страны ложь. И совсем другие слова звучали в адрес “отца всех людей и народов”.

Стихотворение Б.Окуджавы (выразительное чтение учеником)

Ну что, генералиссимус прекрасный,

Потомки, говоришь, к тебе пристрастны!

Их не угомонить, не упросить

Одни тебя мордуют и поносят,

Другие все малюют и возносят,

И молятся, и жаждут воскресить!

Лежишь в земле на площади на Красной.

Уж не от крови ль красная она,

Которую ты пригоршнями пролил,

Когда свои усы блаженно холил,

Москву, обозревая из окна?

Ну что, генералиссимус прекрасный?

Твои клешни сегодня безопасны,

Опасен силуэт твой с низким лбом,

Я счета не веду былым потерям

Но, пусть в своем возмездье и умерен,

Я не прощаю, помня о былом.

Учитель: Так кто же он, А.И.Солженицын, человек, посмевший сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни? Наставник, диссидент, пророк или учитель? Ни одна из этих ролей ему не подходит. А.И.Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя стало известно в 60-е годы XX столетия, а потом исчезло на многие годы. Судьба распорядилась так. Что ему было суждено пройти все круги “тюремного ада”: 8 лет лагерей и 3 года ссылки, а в 1974 году жизнь приготовила ему ещё один удар – он был насильственно выслан из страны. В один из февральских дней в немецкий город Франкфурт на Майне приземляется самолёт с одним единственным пассажиром. Этим пассажиром был А.И. Солженицын, и ему было 55 лет. 20 лет тоски по родине. А в 1994 году Солженицын вернулся на родину, но сделал он это по своему: 55 дней двигался он с Дальнего Востока в Москву, пересёк полстраны, чтобы окунуться в нашу жизнь.

А.И.Солженицын — один из самых титулованных писателей современности (лауреат Нобелевской (1970) и Темплтоновских премий (1983), литературные награды Американского национального клуба искусств, премий “Золотое Клише”, “Фонд Свободы”, “Браканти”.

Он академик Российской Академии наук, кавалер ордена Св.Андрея Первозданного (который он не принял из-за несогласия с политикой президента Ельцина), а в 1994 году он сам стал учредителем собственной литературной премии в 25.000 долларов.

3.Актуализация знаний учащихся (планируется задействовать 8 учащихся. Из них: 5 учащихся среднего уровня и 3 учащихся высокого уровня развития).

На нашем сегодняшнем уроке мы с вами будем размышлять над страницами повести “Один день Ивана Денисовича”, которая стала его литературным дебютом, принесла автору мировую известность и вызвала гнев “отечественных чиновников от литературы”.

Так что же это была за жизнь, так правдиво изображенная Солженицыным?

Итак, январь, 1951 год. Внимание, заключенные! В ходе следования cледует соблюдать строгий порядок колонны. По сторонам не оглядываться, руки держать за спиной! Шаг вправо, шаг влево – считается побегом, конвой открывает огонь без предупреждения. Направляющий шагом марш.

Основные персонажи и главные герои повести (их представляют учащиеся класса:

Кравцов И.,Уксукбаев Б.,Комоцкий А.,Кольмаер Ю.,Овсянникова Н.)

К-617: Сенька Клевшин, Г-523: Я – Гопчик, М-716: Заключенный Цезарь Маркович, В-309: Коля Вдовушкин и И.Д.Шухов.

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с основными персонажами и главными её героями Иваном Денисовичем Шуховым? Есть ли среди них настоящие “политические” заключенные, изменившие Родине, или предавшие её? За что сидит сам Иван Денисович?

А теперь давайте окунемся в жизнь вот такого простого зека и вместе с ним проживем не просто день, а “счастливый день”, как считал Иван Денисович, а в конце урока ответим на вопрос, почему же Шухов считал прожитый им день счастливым?

С чего же начинается этот день? Как же чувствует себя Иван Денисович в этот день?

Как ведёт себя Иван Денисович в санчасти? Настаивает ли он на том, чтобы его освободили? Пытается ли он разжалобить Вдовушкина?

Был ли Иван Денисович из тех, кто липнет к санчасти?

К какому же выводу приходит Шухов, выходя из санчасти?

Итак, из санчасти Шухов спешит на кухню. На каком месте стоит проблема добывания пищи в лагере?

Как кормят лагерников? (добывание пищи – это своего рода искусство, которое состоит в том, чтобы достать лишнюю миску баланды и пайку хлеба, а если повезет, то и табаку).

Как решает эту проблему Шухов?

Можно ли такое поведение Шухова назвать “приспособленчеством?

Рассуждения учащихся: это приспособленчество Шухова не имеет ничего общего с униженностью, потерей человеческого достоинства. Ему очень важно сохранить это достоинство, не стать опустившимся попрошайкой, как Фетюков. А Шухов помнит слова своего первого бригадира, который говорил, что в лагере тот выживает, кто миски не лижет, к куму стучать не ходит, и на санчасть не надеется. Таким образом, вопрос о сохранении образа человеческого, становится вопросом выживания.

Другой жизненно важный вопрос – это отношение к подневольному труду. В каких условиях работают заключенные?

Как относится к работе Иван Денисович?

А ощущается ли в нем его крестьянская бережливость?

Какой мы можем сделать из этого вывод? (Труд для Шухова – это жизнь. Советская власть не развратила его, не научила халтурить. Уклад крестьянской жизни, её вековые законы оказались сильнее. А здоровый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять).

Окончен трудовой день, заключенные возвращаются в барак. Да и какова она тамошняя жизнь, каково оно теперь на воле? Как вы понимаете последнюю фразу Шухова?

(На Соцгородок не выгнали, он не заболел, перемогся, в карцер не посадили, в обед раздобыл лишнюю миску баланды. Вот почему он считается этот день счастливым. И от этих дней становится страшно!)

Так чему же нас учит Солженицын и его главный герой?

Итог урока подводят учащиеся.

4. Заключительное слово учителя

Наш сегодняшний урок — это дань памяти тем миллионам расстрелянных, не проживших и половины своей жизни, умирающим от голода и непосильного труда. Это дань памяти тем людям, которые работали за миску баланды и кусок хлеба, людям, потерявшим свои имена и взамен получившим только безликий номер.

Но это дань и всем тем Иванам, которые победили в Великой Отечественной войне, тянувшим на своих плечах строительство городов, а потом как этот зэк из песни Александра Маршала умирали безвестными в лагерных бараках и находили себе пристанище в промерзшей земле Колымы.

Поэтому так важен был для Солженицына “всего один день Ивана Денисовича”, поэтому-то, благодаря таким Иванам, выстояла Россия, и поэтому-то так уважительно этот зэк назван по имени и отчеству Иваном Денисовичем.

Домашнее задание:

написать сочинение “Размышляя над страницами повести А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Александр Исаевич СолженицынУрок-исследование в 11 классе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Александр Исаевич СолженицынУрок-исследование в 11 классе

Александр Исаевич Солженицын
Урок-исследование в 11 классе

Эта земля, трава, эта луна и глушь были всё те самые, что и в 1380году. В за.

Эта земля, трава,
эта луна и глушь были
всё те самые, что и в 1380году.
В заповеднике остановились века, и бредя по ночному Полю, всё можно было вызвать: и конские табуны, и услышать
блоковских лебедей в стороне Непрядвы.

Вопросы:Обратимся к началу рассказа. Что сулит читателю такое начало? Куда «.

Вопросы:
Обратимся к началу рассказа. Что сулит читателю такое начало?

Что меняется в настроении автора?

Вывод:Направление нашего движения – это путь в глубь истории, во времена Кули.

ЛЕТИТ, ЛЕТИТ, СТЕПНАЯ КОБЫЛИЦА…МНЁТ КОВЫЛЬ…

ЛЕТИТ, ЛЕТИТ, СТЕПНАЯ КОБЫЛИЦА…
МНЁТ КОВЫЛЬ…

АВТОРГлубокая вера в живую душу своего народаСЕРГЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ

АВТОР
Глубокая вера в живую душу своего народа
СЕРГЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Вопросы:Какие темы заданы в экспозиции? В чём причины беспамятства людей? Чер.

Вопросы:
Какие темы заданы в экспозиции?
В чём причины беспамятства людей?
Через что чувствуется личная сопричастность ко всему, что есть и было на отеческой земле?
Как автор показывает Смотрителя Поля?
Какая важная проблема затронута автором в рассказе?
Как прозвище героя Захара Дмитрича восходит к историческому истоку?

В ЧЁМ АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ?

ПАМЯТНИК-ОБЕЛИСК ДМИТРИЮ ДОНСКОМУ НА КРАСНОМ ХОЛМЕ

ПАМЯТНИК-ОБЕЛИСК
ДМИТРИЮ ДОНСКОМУ
НА КРАСНОМ ХОЛМЕ


Урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №8, Тюменской о.

Урок подготовила
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №8, Тюменской обл., г.Радужный, ХМАО-Югра,
Плискановская Лилия Николаевна

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 123 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 581 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.10.2020 72
  • PPTX 12.3 мбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Баграмова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Главные герои рассказа – яркие личности, без которых читатель не получил бы четкого представления об устройстве государства, его насущных вопросах мировоззрении самого А. И. Солженицына.

Игнатьич (рассказчик). С первых строк внимание привлекает Игнатьич, являющийся рассказчиком и несущий в себе элементы автобиографии писателя. Именно его глазами представлена Матрена, так как он становится на определенное время ее постояльцем. Он представлен неторопливым, образованным мужчиной, который согласен на все условия проживания в доме, не требуя к себе внимания. Он внимательный, чуткий, так как замечает в Матрене всю душевную красоту и проявляет к ее судьбе необыкновенную жалость и сострадание, готовность помочь.

Матрена. Женщина, которая воспринимается местными жителями как помощник, но уважения к ней не проявляет никто. Матрена лишилась близких. Она имеет тяжелый недуг. Ее жизнь давно пошла под откос. Однако женщина не умеет жаловаться на жизнь, трудится за десятерых, старается думать об окружающих людях, а не о себе.

Родственник Матрены – Фаддей. Основное его качество – жажда наживы. Человек семейный, расчетливый. Несмотря на отношения с Матреной, пытается лишить ее дома и до смерти, и после ее гибели.

Приемная дочь Матрены – Кира. Положительный образ, она старается на протяжении многих лет помогать приемной матери.

Особой корыстью, жестокостью обладают сестры Матрены, которые делят имущество и на поминках.

Темы и проблемы. Тема рассказа – несправедливость в конце жизненного пути трудолюбивых людей, которые могут гордиться внутренней душевной красотой. Однако жесткая государственная система является препятствием для нормального их существования.

Автор предлагает читателю сразу несколько проблем, которые актуальны во все времена. Проблема отрешенности и одиночества, всепоглощающей любви к близким людям. Проблема непонимания между государством и простым человеком.

Краткий анализ

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Направление – Реализм.



проблемы поднятые в матренин двор


История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Пенсия

проблемы в произведении матренин двор

А еще машина торфа…

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Второстепенные герои

Кира

Сестры Матрены

Корыстные люди. Они всего лишь раз пришли навестить Матрену. Когда женщина решила уступить свою горницу Кире, ее сестры, узнав об этом, пришли отговорить Матрену. Не достигнув желаемого, сестры Матрены поругались с ней.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части, рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части, рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Быт и одиночество

Гибель Матрены

какие проблемы в рассказе матренин двор

Популярные сочинения

Методические приемы: аналитическая беседа, сопоставление текстов.

П. Проверка домашнего задания.

Сам Иван Денисович не осознает окружающего абсурда, не отдает себе отчета в ужасе своего существования. Он покорно и терпеливо несет свой крест, как и Матрена Васильевна.

Но терпение героини сродни терпению святой.

Как раскрывается характер героини в рассказе?

Какова тема рассказа?

Словно противится разрушению дома сама природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей,с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, — похоронили.

Символический характер носит и страх Матрены перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.

Ш. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Литературное направление и жанр

Праведность

проблемы в рассказе солженицына матренин двор

Похороны и поминки

Проблематика рассказа

Эта работа Солженицына учит многому. Проведя краткий анализ произведения, читатель понимает, что автором в рассказе поднимается большое количество проблем. Вот некоторые из них:


  1. Тяжелая жизнь русской женщины.
  2. Проблема эгоизма и жадности людей.
  3. Отношения простого народа и власти.

В произведении видна вся мерзость бюрократии. Читатель наблюдает за людьми — рабочими конторы, которым абсолютно все равно на проблемы простого народа. Они позволяют относиться к своей работе халатно: могут поставить неправильно печать, даже не задумываясь, что таким образом губят простого человека. Ведь последние месяцы жизни Матрены ушли на сбор бумажек, чтобы выбить себе хоть небольшие копейки на существование.

Какими же в рассказе представлены обитатели деревни? Они думают только о своем достатке и им все равно друг на друга. У них нет понятия о нравственных ценностях. А ведь Матрена как раз и нуждалась в этом понимании, женщина не жила, она существовала, каждый день сталкиваясь с трагедий.

Юность — потеря любимого человека и боль от этой утраты, которая повлекла за собой ошибку. Потом надрывный труд, болезни и смерть. Смысл ее жизни заключался только в том, чтобы быть нужной. Деятельная любовь к своим ближним — такая тема также является одной из основных в произведении.

Развитие событий

О прошлом своего постояльца старушка не спрашивала, мужчина сам поведал ей о том, что много лет был в заключении. Сам же он также старался не бередить душу доброй женщины, думал, что в ее жизни вряд ли было что-то интересное или значимое.

Однажды в избу к учителю заявился Фаддей Григорьевич, он пришел просить за своего сына, хотел, чтобы Игнатич исправил ему плохую оценку на хорошую.

Это был рослый старик с черной бородой, густыми бровями, ему были присущи такие черты характера:

  • жадность;
  • вспыльчивость;
  • жестокость;
  • зависть.

Но Игнатич категорически отказывался помогать злостному двоечнику и хулигану, несмотря на то, что местные школы боролись за высокий процент успеваемости и тянули даже самых слабых учеников.

Уже поздно вечером Матрена рассказала своему постояльцу, что по молодости чуть не стала женой этого грубого и жестокого человека. Свадьба не состоялась лишь из-за того, что тот не вернулся с Первой мировой войны. Женщина прождала его три года, а затем приняла предложение от младшего брата Фаддея. Они переехали в эту избу, в которой она и прожила до настоящего момента. Супруг Ефим не вернулся с войны, он пропал без вести.

Летом Ефим с Матреной сыграли свадьбу, а в один из осенних дней домой вернулся Фаддей. Оказывается, он все это время находился в плену у венгров. От злости обманутый жених чуть не зарубил молодоженов топором.

Брать в жену местную бабу Фаддей не стал, нашел в соседнем селе девушку с хорошим приданым и женился на ней. Ее также звали Матреной. Глава семейства самостоятельно построил дом, жена нарожала детей.

У главной же героини наследников не было, хотя она выносила шестерых детей, но никто из них не выжил. Затем муж ушел воевать и не вернулся, а она так и осталась жить в этом доме. Единственной отрадой женщины была воспитанница Кира — младшая дочь Фаддея Григорьева. А недавно она выдала девушку замуж, выбрав ей в супруги доброго и порядочного парня, работавшего в колхозе машинистом.

Несмотря на постигшую его участь, рассказчик рад, что вернулся на Родину, в Россию. В глухой деревне надеется он позабыть о прошлом, привыкнуть к настоящему, ведь нужно жить дальше. В деревне Тальново, в доме одинокой старухи Матрены, и поселяется бедный скиталец.

Матрена бедная одинокая женщина, к тому же она болеет. Рассказчик сообщает нам, что Матрена даже поросенка не держит, что совсем уж редкость для сельских жителей. Всего-то у нее добра, что колченогая кошка. Зато Матрена всегда готова услужить всем, каждому готова помочь. Люди бессовестно ее используют, насмехаясь над ее бесхозяйственностью.

Рассказчика приняли на работу учителем. Днем он работает, а вечерами беседует с Матреной. Судьба нового в деревне человека интересует всех, и Матрену расспрашивают о нем. Рассказчик не скрывает, что сидел в тюрьме. Прошедшая жизнь Матрены поначалу не очень интересует его. Да и чем может быть примечательна жизнь простой деревенской женщины.

Но постепенно и рассказчику и читателям становится понятным, что Матрена женщина необыкновенная. Само ее нестяжательство сродни святости. Вообще, как-то умеет Солженицын показать самую суть жизни человеческой, которая не от изобилия имений зависит. Матрена предстает перед нами женщиной сильной духом. Никто из мужчин не осмелился остановить напуганного коня, а Матрене это оказалось под силу. В то же время женщина очень трогательна в своей боязни поезда. Добивается Матрена и пенсии. Ей приходится ездить в разные инстанции, расположенные в довольно отдаленных местах. Это тоже доказывает, что Матрена волевая и выдержанная. С назначением пенсии Матрене стало легче жить, в первую очередь, морально. Ей отрадно сознавать, что о ней проявило заботу государство.

В лице этой женщины я как бы вижу всех простых женщин России, родившихся вначале двадцатого века. Сколько их ушло в вечность с израненными душами. Все они пережили столько, что не описать всем книгам мира. Они оставались без женихов и мужей, отнятых войнами, хоронили детей, много и тяжко работали. Затем, в старости вынуждены были доказывать свое право на пенсию. Трагичность судьбы Матрены не чужда им. Но не все эти женщины отличались той широтой души, которая была присуща Матрене.

2 вариант

Матрена – главное действующее лицо. Сюжет рассказа развивается вокруг нее. Образ Матрены дается в восприятии рассказчика. Живет она бедно, пенсию не получает, никто ей не помогает. Много Матрене пришлось пережить в своей жизни: потеря шестерых детей в раннем возрасте, невозвращение с войны мужа, тяжелый труд в деревне, болезнь. Была она обижена на колхоз, который оставил ее без пенсии, хотя и проработала Матрена в колхозе всю свою жизнь.

Но, несмотря ни на что, Матрена не утратила человечности, ни на кого не держит зла. Героине присущи такие черты, как доброта, трудолюбие. Рассказчик отмечает ее добрую улыбку, говоря, что лекарством от всех бед для Матрены была работа. Она всегда вызывалась помочь людям. Односельчане пользуются ее бескорыстием и добротой и сами же осуждают, что она работает на других бесплатно, не склонна накапливать добро и презирают ее сердечность и простоту. Ее не ценят и даже не пытаются понять.

И погибает Матрена, помогая другим, но при этом никого не укоряя, смиренно – вызвалась помочь мужикам перетащить через железнодорожный переезд часть своего дома, горницу, что была завещана приемной дочери Кире, и попала под поезд.

С горечью автор рассказывает, как слетелись делить ее убогое наследство сестры. Эти люди не способны понять Матрену, видеть доброту и искренность. Как не способен был понять Фаддей – человек, которого она любила и которого не дождалась с фронта, вышла замуж за другого. И он не смог с этим примириться. Вместе с Матреной погиб сын Фаддея, зятю грозит заключение, а он думает о том, как спасти горницу от огня и от сестер Матрены.

К сожалению, констатирует автор, Фаддей был в деревне такой не один. Людьми движет жадность, зависть, озлобленность, материальные ценности превозносятся над человеческой душой. Матрена отличается от остальных деятельной любовью к ближним, желанием быть нужной. С ее уходом из жизни уходит что-то очень ценное и важное.

Сочинение 3

Александр Исаевич Солженицын величайший писатель двадцатого столетия. Он в свое время осмелился изложить все пороки советского режима, за что был депортирован. Всю сознательную жизнь он страдал из-за того, что отчаянно хотел рассказать правду обычным людям. Остальной мир сумел по достоинству оценить его подвиг и присудил ему Нобелевскую премию по литературе.

Солженицын старался во всех подробностях описать нелёгкую жизнь и судьбу главной героини Матрены Васильевны. Всю жизнь она помогала другим людям, причем безвозмездно. Вся деревня знала прекрасно, что если нужна помощь в хозяйстве, то можно попросить Матрену, ведь она никогда не откажет в помощи, к сожалению, многие именно, что пользовались ее безвозмездной помощью, никто по настоящему не ценил ее, как человека. Жила она довольно бедно, не смогла заработать даже на пенсию, ведь работала без документов, подтверждающих стаж работы. В любви тоже героине не везло, она из жалости вышла замуж за брата жениха, ведь на тот момент погибла их мать, ей захотелось помочь семье. Она родила много детей, но, к несчастью, никто из них не выжил, все умерли в младенчестве от болезней. В старости из богатств у Матрены Васильевны был кот и несколько горшков с фикусами.

В дальнейшем героиня трагически погибает, она попала пожалуйста колеса поезда. Самое ужасное было то, что никто не скорбил по ней, никто не плакал на похоронах, ближайшие родственники прямо на похоронах лишь обсуждали как бы поделить все то, что осталось от Матрены. Для них единственной ценностью в жизни были лишь материальные блага.

Главная проблема рассказа заключается в том, что окружающие люди полны непонимания, они черствые и хладнокровные. Им совершенно нет дела до бед Матрены. Она каждый день борется с собой, со своими ошибками прошлого. Героиня каждый день ощущала душевную боль от ошибок юности, далее пришла и физическая боль, ведь она начала часто болеть из-за плохого питания, но поговорить ей было не с кем, всем лишь нужна была от нее безвозмездная помощь.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Матренин двор Солженицына

Популярные сегодня темы

Весенний сад отличается особым весельем и красотой, все зеленеет, а с дерева на дерево перелетает стайка воробьев, которая радуются тому, что потеплело. В саду стоит забор, который отделяет его от соседней усадьбы

Картина Птичьи враги была написана в 1887 году. Художник, родившийся в семье крестьян, изобразил трех крестьянских мальчиков ранним утром. Как только солнце встало над горизонтом

Читайте также: