Вспомните сочинение написанные в форме рондо какую роль играет повтор в мелодии рефрена

Обновлено: 17.05.2024

Цель урока : получить представление о форме рондо и ее использовании в различных видах искусства.

1. Формировать умение работать со схемами;

2. Развивать навык сопоставления;

3. Научить выделять главное в поиске примеров формы рондо в различных видах искусства

1. Дать представление о форме рондо;

2. Рассмотреть понятия рефрена и эпизода;

3. Познакомить со схемой рондо;

4. Обобщене знаний, полученных при изучении нового материала с привлечением интерактивных методов обучения как фактора повышения мотивации учащихся;

5. Проследить, каким образом воплощена форма рондо в других видах искусства

1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

2. Реализация творческого потенциала.

Тип урока : получение новых знаний.

1. Дети получат представление о музыкальной форме рондо;

2. Научатся работать со схемами;

3. Смогут, анализируя,искать примеры аналогичной формы в других видах искусства;

4. Смогут сочинять пьесы в форме рондо. ;

Материалы и оборудование: ноутбук, фортепиано, карточки для схем, клавиры Сонат Гайдна, распечатанные фрагменты стихотворения, карандаши, бумага.

Ход урока

1. 1. Повторение пройденного материала.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках мы познакомились с простыми формами и одной сложной. Перечислите их (период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная, вариации). А теперь давайте составим эти формы из ваших сочиненных периодов.

Дети: ученики поочередно проигрывают свои сочинения и выкладывают схему данной формы из заготовленных карточек.

2. Объяснение нового материала.

«Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Старик-король, укрывшись в башне-келье,-

О нём нам страшно и шепнуть,-

Решил на наше скромное веселье

Сегодня издали взглянуть.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Народ поёт, смеётся, веселится…

Король чурается людей.

Вельмож, народа, бога он боится,

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Давайте то, что повторяется в этом отрывке, обозначим буквой А, а то, что изменяется - В и С (читается ещё раз стихотворение). Выкладываем буквы с карточками. Получилась схема формы рондо :

А теперь давайте вспомним содержание сказки Колобок. А потом попробуем составить схему этой сказки, из начальных букв персонажей. колобок – К, заяц – З, волк – В, медведь – М, лиса – Л. Напишите полученную схему в тетради. Проверяем и исправляем ошибки. Вспоминается последовательность событий, о которых повествуется в сказке.

К З К В К М К ЛК

Обратите внимание на схему, которая у нас в результате получилась. Что вы можете о ней сказать?

И если бы персонажи пели песенки, то вы бы услышали, что песенка Колобка повторяется. Такое же строение будет иметь и музыкальная форма рондо. ( Записать определение: Рондо – это форма, основанная на чередовании основной темы- рефрена с другими темами - эпизодами).

Дети:отвечают, а затем выгладывают схемы из карточек.

Преподаватель: А теперь давайте сочиним свою форму рондо. Мой период будет рефреном, а ваши-эпизодами. Каждый исполняет на фортепиано свой сочиненный период. И сразу же составляем схему формы. Сколько частей у нас получится?

Дети: играют по очереди свои периоды и затем выгладывают схему из карточек.

Преподаватель: Молодцы, ребята. Сколько частей у нас получилось?

Преподаватель: Правильно. Справились с заданием.

3. Закрепление нового материала

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1) Какая тема является носителем основного образа?

2) Назовите схему формы рондо.

3) Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?

4) Как называется темы, которые чередуются с главной?

5) Наименьшее количество повторов и почему?

6) С какой формой можно сравнить форму рондо? (с трехчастной и куплетной).В чем отличие?

-Молодцы. Вы хорошо справились с заданием

5. Домашнее задание:

сочинить пьесу в форме рондо, можно с использованием знакомых мелодий. Составить схему и записать.

Подведение итогов урока. В первый год обучения музыкальной литературе делается акцент на роль элементов музыкальной речи и музыкальные формы в создании музыкального образа. Главная цель обучения – привить любовь к классической музыке, научить е понимать, правильно слушать, анализировать, говорить о музыке словами. Урок получился интересный и насыщенный. Классическая музыка чередовалась с стихотворениями, сказками и сочинениями. Учащиеся работали активно, с желанием, проявляли инициативу и любопытство.

1. Книга о музыке. Популярные очерки. Сост: Головинский Г., Ройтерштейн. - М., 1988.

2. Михеева Л. Музыкальный словарь в картинках. - М., 1988.

3. Музыка. Книга для шестого класса. Сост. Алиев Ю., Гембицкая Е., Левандовская Л. - М., 1986.

4. Прохорова И. А. Музыкальная литература зарубежных стран. - М., 1986.

5. Рыцарева М. Г. Музыка и я. /Популярная энциклопедия для детей. М., 1998.

У М. И. Глинки быстрая хвастливая скороговорка, спетая басом (самым низким мужским голосом), создает комическое впечатление.

Как меняется состояние Фарлафа на протяжении действия? Как в музыке переданы разные чувства Фарлафа?

При встрече с Наиной Фарлаф сильно испуган. Когда она обещает ему помочь, он преображается, начинает торжествовать. Речь (пение) из испуганной и трусливой становится хвастливой и очень быстрой, суетливой.

Что отличает тему Фарлафа от темы Руслана?

Тема Руслана исполняется баритоном, а тема Фарлафа — басом.

Тема Руслана состоит из трех разделов. Каждый из них характеризует разные стороны егохарактера: задумчивость в первой части, храбрость и решительность— во второй и нежные чувства к Людмиле — в третьей.

Характер Фарлафа более простой и грубый. Мы видим две главные черты этого персонажа: трусость и хвастовство. Тема Фарлафа написана в форме рондо с повторяющимися фразами.

Музыкальная форма: Рондо

С понятием форма мы встречаемся в повседневной жизни: форма одежды - рабочая, спортивная, школьная; геометрические формы - круг, квадрат, прямоугольник и т. д.

Знаем все мы: форма - это
Очертание предмета.
По ней мы сразу узнаём:
Лётчика, шахтёра,
Врача и полотёра,
Повара, железнодорожника,
Пожарного и дворника.

Если есть щитки и шлем,
Хоккеиста видно всем.
Бескозырка, брюки клёш,
Воротник, рубашка,
А под ней тельняшка.
Все тогда издалека
Распознают моряка.

Форма учит нас порядку,
В ней мы делаем зарядку.
Форма музыке нужна,
С ней она всегда стройна,
В ней ведут себя достойно
Содержание и форма.

Композитора можно сравнить с архитектором. Прежде чем построить здание, архитектор создаёт его план - форму - конструкцию. Композитор тоже выстраивает план будущего музыкального произведения. Для этого каждый композитор использует свои приёмы построения музыкальных произведений.

С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.

Форма рондо - музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.

В рондо есть наиболее важная тема, которая называется РЕФРЕН – она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ.

Название достаточно красноречиво поясняет музыку. Эта комическая сцена полна присущей Бетховену энергии, волевой устремлённости, динамики. Именно таков характер темы рефрена, не оставляющей сомнений в том, что ярость героя – шутливая.

Сегодня рондо часто звучит в концертах и исполняется как именитыми музыкантами, так и начинающими.

Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире.

Турция (называвшаяся тогда Османской империей) и Австрия (Osterreich, Восточная империя - именно так переводится с немецкого языка название страны) были давними и злейшими врагами, и воевали с перерывами с начала XVI века по конец XVIII века. Однако, несмотря на такую постоянную вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к турецкой культуре вообще, и к турецкой музыке в частности.

Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет. Охрану делегации Османской империи несли янычары - турецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены.

Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрийцы надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых из Турции инструментах.

И никакие последующие австро-турецкие войны не смогли уничтожить любовь австрийцев к турецкой музыке. Дошло даже до того, что в 1741 году австрийское правительство обратилось к правительству турецкому с просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для императорского придворного оркестра. Инструменты были присланы.

Это очень живая, бодрая, весёлая музыка, под неё можно делать всё что угодно, но вот чтобы ходить строем и маршировать по плацу - она для этого не подходит. И действительно, турецкие янычары никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после боя, чтобы отпраздновать победу, а также во время торжественных мероприятий.

… Крикун надменный,
В пирах никем непобеждённый,
Но воин скромный средь мечей…

Так характеризует Фарлафа Пушкин.

Фарлаф…
Со страха скорчась, обмирал
И, верной смерти ожидая,
Коня ещё быстрее гнал.
Так точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса.

Большая ария Фарлафа написана в форме рондо (отсюда и идёт её название): основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.

Какими же выразительными средствами нарисовал Глинка музыкальный портрет Фарлафа?

Вопросы:

Презентация

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

последняя симфония людвига ван бетховена. она включает в себя часть ode an die freude, поэмы фридриха шиллера, текст которой исполняется солистами и хором в последней части. это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами.

+

Написав : Уильям Шекспір , Композитор : Жерар Пресгурвик

Песни : Нино Рота

Другие вопросы по Музыке

Категория

Категория

Категория

Категория

Категория

Категория

Читайте также: