Все кто написали сочинение показали знание произведений русской литературы

Обновлено: 02.07.2024

На своё образование человек тратит в жизни около 15-20 лет, поэтому данная тема не могла не подняться в сочинении ЕГЭ по русскому языку, для которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Невозможно поспорить с тем, что учиться необходимо. Без этого невозможно развитие человеческой личности и всего общества в целом. Процесс обучения идёт непрерывно на протяжении всей жизни человека, поэтому выпускникам очень важно осознавать ценность приобретённых знаний.

Проблема

Значение образования в жизни человека.

Отношение автора к проблеме

В наши дни образование – это привычный и доступный процесс, но так было не всегда. На протяжении многих столетий учиться могли только богатые люди, а для простого народа знания оставались недостижимыми, они даже читать не умели. Поэтому молодому поколению необходимо ценить образование, которое даёт возможность развиваться и становиться лучше. Главное – этого захотеть и проявлять усердие.

Аргументы

  1. Учитель – ключевая фигура в процессе образования.
  2. Важно донести до ребёнка, что изучение школьных наук необходимо ему лично, а не учителю и родителям.
  3. Школьное образование – это первая ступень на пути приобретения знаний.
  4. Образование помогает человеку раскрыть все способности.
  5. Чтобы стать образованным человеком, необходимо много работать над собой.
  6. К умным и образованным людям всегда относятся с уважением.
  7. С образованным человеком интересно общаться.
  8. Образование – это владение знаниями и умение ними распоряжаться.
  9. Умный и образованный человек имеет больше возможностей для реализации собственного потенциала.
  10. В современном мире без образования прожить невозможно.

Среднее, высшее, оконченное, хорошее, отличное, законченное, незаконченное, профессиональное, государственное, платное, бесплатное, художественное, музыкальное, полученное, престижное, специальное, никудышнее, поверхностное, ускоренное, начальное, школьное, обязательное, интенсивное, систематическое, первичное, многолетнее, специализированное, дошкольное, очное, заочное, индивидуальное, групповое, дистанционное, целенаправленное, наглядное, дополнительное, полноценное, теоретическое, формальное, элементарное, традиционное, университетское, длительное, самостоятельное, качественное, успешное, последующее, повторное, всеобщее, результативное, необходимое, минимальное, духовное, социальное, значимое, серьёзное, современное, особое, реальное, основное, прилежное, усердное.

Обучение, преподавание, учёба, специальность, воспитание, образованность, грамотность, эрудиция, просвещение, воспитание, формирование, созревание, процесс, начитанность, развитость, цивилизованность, становление, просвещённость, развитие, созидание, создание, система, деятельность, становление.

Примеры из художественной литературы

Любознательность, настойчивость и храбрость помогли Филипку добиться своей цели: он стал школьником. Его судьба является подтверждением того, что мечты сбываются только у тех, кто действует. Этот рассказ учит стремиться к знаниям, быть уверенным в собственных силах и не бояться трудностей.

История Филипка очень поучительна для современных школьников, которые воспринимают образование как данное и не проявляют особого энтузиазма по отношению к учёбе. В наше время каждый может учиться, чему только захочет, именно этого не хватало мальчику из рассказа.

Это произведение написано с таким воодушевлением, потому что Л.Н. Толстой был не только писателем, а ещё и основателем школы, автором учебников, даже преподавателем. У него были собственные взгляды на устройство системы образования, где бы ребёнок мог сохранить свой познавательный интерес и увлечённость.

Большая роль в рассказе В.Г. Распутина отведена классному руководителю главного героя. Она преподавала французский язык, который тяжело давался мальчику. Он сильно отставал по предмету, поэтому Лидия Михайловна вызвалась помочь своему ученику наверстать упущенное. Ей удалось пробудить интерес мальчика к французскому языку и понять причину его плохой успеваемости. Учительница захотела помочь главному герою не только в учёбе, она пыталась спасти его от голода. Семья мальчика жила очень бедно, поэтому не могла прокормить его. Лидия Михайловна каждый день предлагала своему ученику поужинать с ней, но гордость не позволяла ему согласиться. Тогда мудрая женщина придумала игру в карты на деньги, где, поддаваясь, отдавала мальчику деньги, на которые он мог купить себе необходимые продукты.

Учительница французского языка была из числа тех педагогов, которым небезразлична судьба её учеников. Даже заходя в класс, она никогда не начинала урок до того, как не заглянет каждому в лицо. Таким образом, она пыталась понять всё ли у её учеников в порядке. Лидия Михайловна была учителем с большой буквы, для неё было гораздо важнее собственной работы благополучие главного героя. Она научила его не только французскому языку, а преподала главный жизненный урок: в любой ситуации необходимо оставаться человеком. Благодаря ей, мальчик научился верить в людей и доверять им.

В комедии Д.И. Фонвизина центральное место занимает тема воспитания и образования дворян. Эта тема раскрывается при помощи образа Митрофанушки – типичного дворянского ребёнка, которого любили и лелеяли с раннего детства. Согласно указу Петра I все дворяне обязаны были получить образование до двадцати лет, иначе они не могли приступить к службе или создать семью. Однако далеко не многие относились к образованию серьёзно, чаще оно получалось для виду.

Будущее человека зависит от того, что в него вложили в детстве. Простакова сама не обладает особым умом, поэтому не считает образование необходимостью. Она нанимает учителей для Митрофанушки просто, потому что это модно и престижно. Вот только учителя, нанятые Простаковой, не могли дать её сыну ни должного образования, ни достойного примера. Они были такими же недоучками, как и сам недоросль. Они не заставляли юношу учиться, отпускали сразу же, как только он уставал. Арифметику преподавал бывший солдат Кутейкин, который просто не смог найти другой работы. Бывший семинарист Цыфиркин заботился только о том, сколько ему заплатят. А самый лучший, по мнению Простаковой, учитель Митрофана Вральман оказался обычным кучером. Его превосходство перед остальными педагогами заключалось лишь в том, что он умел мастерски шутить и делать комплименты.

По факту недоросля учили, но очень плохо. С ним бы не справились даже талантливые учителя, а такие и подавно. Полбеды, если бы проблема состояла только в образовании, а так у него не было и должного воспитания. Митрофан никогда не видел хорошего примера, ему с раннего детства позволяли врать и грубить. В доме Простаковых всегда смеялись над добротой, а обман и лесть поощрялись.

Образование и воспитание – это самое ценное, что нужно вложить в молодое поколение. А как может научить и воспитать человек, если он сам невежественный и грубый? Так и развивается беспрерывная череда необразованных и глупых людей, которые не имеют моральных ценностей. Они получают такое же воспитание, как и сами воспитатели в своё время. Наше будущее в наших руках, всё зависит от того какими будем мы сами и какими воспитаем наших детей.


12-е задание в ЕГЭ по литературе занимает большую часть времени на экзамене. Оно проверяет эстетическое и духовное развитие ученика. Сочинение — это обязательная часть экзамена. За одно лишь сочинение учащийся может получить до 18 баллов.

Чтобы успешно написать сочинение, нужно заранее подготовиться к нему. Прежде всего ознакомьтесь с перечнем произведений, знание которых проверяется на экзамене. Список есть на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). В него входят произведения отечественной литературы, начиная с древнерусского периода и заканчивая началом XXI века.

При подготовке к 12-му заданию нужно не только ознакомиться с содержание произведений, но и систематизировать их по темам. Стоит подготовить цитаты из прозы и стихов, ознакомиться с мнениями критиков, подготовить небольшие анализы произведений и заметки по биографиям писателей. Для удобства информацию можно оформить в таблицу. На экзамене нельзя пользоваться ни текстами произведений, ни личными заметками. Поэтому всю подготовленную информацию придется запомнить. Сделать это проще, когда она упорядочена, и таблицы для этого отлично подойдут.


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия: 60


Формат: онлайн

Занятия : индивидуально


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия : 49

На экзамене ученик выбирает одну из четырех предложенных тем. В зависимости от формулировки темы сочинение должно раскрывать литературоведческое понятие, проблематику произведения, должно быть написано в виде читательского дневника или литературного обзора.

Примеры тем сочинений представлены в демоверсии экзамена по литературе. Вот некоторые из них:

    Каково символическое значение судьбы Мцыри в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова?

Задание №12 проверяет у учащихся познавательную самостоятельность. Для написания итогового задания лучше оставить как можно больше времени — не менее часа. Сочинение должно быть объемом не менее 150 слов. В противном случае его не будут даже оценивать. Лучше писать сочинения не короче 200 слов.

Обязательно тренируйтесь в написании сочинений перед экзаменом. Повторяйте информацию и перечитывайте произведения, хотя бы в кратком варианте. Это поможет лучше закрепить важные детали в памяти.

Сочинение по литературе пишется по определенной схеме, от которой нельзя отклоняться:

  • вступление,
  • аргументы (1-2),
  • заключение (выводы).

Во вступлении важно выдвинуть тезис. Лучше сформулировать его в виде вопроса. Ответ на него – это содержание основной части и заключения. Вступление представляет из себя рассуждения по теме сочинения. В нем должен содержаться ответ на вопрос, почему учащийся выбрал именно эту тему или отсылка к актуальности проблемы.

Основная часть — это аргументация и изложение ваших мыслей. Здесь пригодятся выписки, которые вы делали во время подготовки: цитаты, факты из биографий авторов, слова критиков. В зависимости от темы сочинения можно привести один или два аргумента.

Последняя часть сочинения — заключение — должна представлять из себя ответ на вопрос (тезис), прописанный во вступлении. Если заключение не соответствует тезису, лучше скорректировать все сочинение.

Эксперты оценивают сочинение по 8 критериям:

  • соответствие сочинения теме и ее раскрытие,
  • привлечение текста произведения для аргументации,
  • опора на теоретико-литературные понятия,
  • композиционная цельность и логичность,
  • соблюдение речевых норм,
  • соблюдение орфографических норм,
  • соблюдение пунктуационных норм,
  • соблюдение грамматических норм

Особенно важен первый критерий: если сочинение не соответствует теме, оно дальше не проверяется и соответствие другим требованиям не оценивается.

— Подготовка к сочинению по литературе довольна сложная. Перед началом разбора материалов экзамена учитель внимательно изучает критерии оценивания, согласно которым выставляются первичные баллы. В зависимости от уровня подготовки выпускника планируется определенное количество сочинений (включая сочинения по изучаемому материалу на уроках). Вместе с учителем ученик сверяет сочинение с критериями. Совместная работа очень важна. Только так школьник сможет переработать сочинение, учитывая все нюансы и оттачивая свое мастерство.

Прежде чем начать готовиться к ЕГЭ по литературе, необходимо изучить кодификатор и спецификацию контрольных измерительных материалов. Согласно кодификатору, выпускник должен знать теорию и историю литературы. В кодификаторе прописаны все произведения, которые выпускник должен прочитать и знать их содержание. На деле, при подготовке к экзамену потребуются не все книги из школьной программы.

Подготовка к экзамену не должна носить хаотичный или стихийный характер. Она должна быть систематической, строго выстроенной по времени и датам. Здесь важно умение выпускника планировать, ставить цели и задачи, успешно их решать. При таком подходе, как показывает практика, успех обеспечен на 100%.

Сочинение по литературе представляет собой развернутый ответ объемом не менее 200 слов. Его оценивают по пяти критериям. Первый критерий — самый главный. Если ученик написал сочинение не по теме, задание не оценивается по остальным критериям. Сочинение не может ограничиваться несколькими предложениями. Это не раскроет тему в полной мере. Сочинение должно быть логично выстроено, формулировки в тексте должны быть точными и понятными. В сочинении обязательно должна присутствовать личная позиция автора по выбранной проблеме. Не обойтись и без аргументации, и без небольших цитат. При этом лишней информации в тексте быть не должно, из-за этого эксперт может снять баллы.

На сочинение стоит отвести около двух часов. За это время можно обдумать проблему, написать текст объемом 300-400 слов и проверить его.

Что такое эффективное сочинение? Как на ОГЭ или ЕГЭ по литературе заработать максимум баллов за письменную работу: вопрос или сочинение? Почему нельзя обходиться общими фразами и речевыми клише, хотя в ЕГЭ по русскому это разрешено? Ответы на все эти вопросы - в данной статье.

1. Прямо и четко отвечайте на поставленный в сочинении вопрос.

2. Составьте краткий тезисный план.

Если вы уже знакомы с КИМом ЕГЭ по литературе, то знаете, что вам предстоит написать 4 вопроса, два из которых - вопросы-сравнения - по объему не уступают сочинению, и само сочинение. Отсюда вытекает простой вывод: если хотите успеть написать всю работу, вам придется писать сразу на чистовик. Иначе не успеть. Здесь-то и выручает тезисный план. Если его составить грамотно, он поможет избежать композиционных и логических ошибок. Запомните: в сочинении должно быть минимум 4 тезиса, подтвержденные цитатами или пересказом фрагментов. Плюс вступление и вывод.

3. Доказывайте каждый тезис в сочинении.

4. Не используйте речевые клише и общие фразы.

5. Проводите литературные и исторические параллели, давайте ссылки на другие произведения в сочинении.

Каждое произведение литературы создавалось в определенном социо-культурном контексте. Именно поэтому изучать литературу в полном отрыве от истории и не по порядку: вначале конец 19 века, затем скачок к древнерусской, а от нее к постмодерну – нельзя. Вы просто не поймете откуда что взялось, а потому не сможете объяснить этого в сочинении. Поэтому эффективная творческая работа должна пояснять (при необходимости) появление той или иной тенденции и показывать связь одного произведения с другим. Способность проводить сравнительный анализ и выявляют экзаменаторы при проверке вопросов-сравнений № 9 и 16, но и в сочинении указание на ваши знания в этой области - это только плюс. особенно выигрышно это смотрится в заключении, когда все основные мысли вроде бы сказаны и нужно избежать повторов.

6. Показывайте знания литературоведческих терминов.

Отдельным пунктом в оценке сочинения является ваше знание терминов и умение их применять. Помимо основных понятий, которые можно использовать для любого произведения: тема, идея, система образов, конфликт, композиция, средства внешнего и внутреннего психологизма, направление, протагонист и т.д. - очень желательно использовать специальные термины, характерные для произведения, которое вы анализируете. Например, хлестаковщина, немая сцена ("Ревизор" Н.В. Гоголь), говорящие фамилии, герои-маски ("Горе от ума"А.С. Грибоедов), обломовщина ("Обломов" И.А. Гончаров), микроскопический анализ, галерея помещиков ("Мертвые души" Н.В. Гоголь), внешняя бесконфликтность ("Вишневый сад" А.П. Чехов) и другие. Для того чтобы не забыть об их существовании, желательно вписывать их в тезисный план.

6. Не пытайтесь списывать с Интернета или постоянно использовать чужие мысли. Вырабатывайте свой стиль, давайте свои оценки, опираясь на качественную критику.

Подводим итоги:

Максимальный балл получает сочинение, в котором:

💥 Грамотно и исчерпывающе сформулирован ответ на поставленный в экзаменационной работе вопрос.

💥 Каждый выдвинутый вами тезис доказан пересказом фрагмента, цитатой или ссылкой на критическую литературу.

💥 Присутствуют литературные и исторические параллели, ссылки на другие произведения (аллюзии).

💥 Композиция выстроена грамотно, отсутствуют повторы, логические ошибки.

💥 Нет речевых, стилистических, логических, этических и фактических ошибок.

Мини-сочинения под заданиями 8,15 могу дать Вам до 6 баллов, а задания 9,16 с недавнего времени дают до 10. Первые из них подразумевают развернутый ответ на вопрос, вторые требуют провести сравнение эпоса и лирики. К объему они нетребовательны — главное, чтобы ответ был связный, с опорой на авторскую позицию и с подтверждением выдвигаемых тезисов.

Завершающее сочинение, которое Вы должны написать, находится под заданием 17.1 — 17.4. Темы и специфика их разнообразны — от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Эти сочинения объемные, требующие от Вас особую глубину раскрытия темы и убедительность суждений.

В данной статье мы рассмотрим порядок написания 17 задания ЕГЭ, познакомимся с критериями и посмотрим образцы сочинений на максимальный балл.

Критерии 17 задания

Писать строго по данным критериям — плохая идея. Мы советуем держать их всегда в уме, подстраивая Ваше готовое сочинение по некоторым пунктам (к примеру, лит. термины можно вводить в сочинение после его написания)*. Что касается других критериев, то без них Ваше сочинение никак не получится — потеряется целостность и логичность суждений.


Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Вступление

Вступление — это первое (если Вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед Вами стоит при написании вступления — это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.

Тезис лучше формулировать вопросом — так Вы легко перефразируете тему для своего понимания и так Вам легко будет доказывать и писать вывод.

Виды вступления

Что можно написать во вступлении?

Не пишите того, что не относится к предложенной теме!

Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене ни к чему хорошему не приведет. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если Вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда Ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.

Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю!

Основная часть

Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

Отбор материала

Что входит в этот отбор?

  • заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! );
  • заранее подготовленные цитаты из произведений;
  • знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
  • подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям;
  • биография писателей и их этапы творчества.

Все, что Вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой- в Вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.

Изложение

Изложение Ваших мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика Вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.

  • Введение
  • Доказательство
  • Микро-вывод

Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.

1.Введение

Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема уже не обозначила Вам автора и произведение), по которому Вы будете доказывать основную мысль:

введение

2. Доказательство

Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:

доказательство

цитаты

4. Микро-вывод

После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:

Микро-вывод

При написании основной части сочинения по такой схеме Вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит Вас на неверные рассуждения.

Заключение

Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.

Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы. Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.

Рекомендации

  • Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
  • Отразите свои личные мысли по выбранной теме
  • Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.

Клише

Речевые клише, отмеченные многими авторами и Вашими учителями, использовать не советуем. Лучше выработать привычку писать текст под тему, не пытаясь тему подстроить под некоторые нелепые конструкции.

Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.

2 (6)

Сочинение в ЕГЭ по литературе – обязательная составляющая экзамена, которая приносит 18 первичных баллов, что значительно отражается на итоговом результате и дальнейшем поступлении в вуз. Для успешного составления текста нужно знать структуру, критерии и, конечно, содержание произведений известных авторов.

В статье собраны фундаментальные принципы написания сочинения, которые приведут вас к успеху на ЕГЭ. Приятного чтения!

Содержание

Структура ЕГЭ по литературе в 2022 году

ЕГЭ по литературе состоит из двух частей и включает в себя 12 заданий. К первой части относятся номера 1-11, ко второй – 12. При выполнении работы школьник должен продемонстрировать знание основных литературных приемов, дать развернутые ответы на вопросы и написать сочинение по одной из нескольких заданных тем.

Распределение баллов на ЕГЭ по литературе:

Часть

Тип заданий

Количество заданий

Первичные баллы

С кратким ответом

С развернутым ответом

Сочинение по теме (высказыванию)

3 (5)

Требования к сочинению в ЕГЭ по литературе

Одно из важнейших требований – объем не менее 250 слов. Если школьник полноценно раскрывает тему с привлечением аргументации, то проблемы с масштабом текста не возникают.

В начале сочинения лучше обозначить проблемный вопрос, которого нужно будет придерживаться. В основной части необходимо периодически использовать ключевые слова, чтобы логическая цепочка отлеживалась по всему тексту.

При создании сочинения требуется не только красочно описывать свои суждения, но и применять примеры из произведений литературы, подкрепляющие изложенную тему. Если ученик сомневается, что аргумент точно будет зачтен, есть смысл написать третий тезис, взять иного героя или автора книг. За наличие нескольких аргументов баллы не понизят, наоборот, иногда это спасает.

Сдаёте ЕГЭ по литературе?

Как самостоятельно изучить необходимую информацию? К каким пособиям прибегнуть? Что в целом представляет собой ЕГЭ по литературе?

Читайте также: