Все больше ангелов сочинение

Обновлено: 30.06.2024

2. Каковы цели и задачи урока?

3. Создание текста

4. Текстуальный комментарий-

Текстуальный комментарий
Объяснение текста, следование за
автором в раскрытии проблемы
заглавие
Языковые
особенности
текста
Узловые
моменты
деталь

5. Познакомьтесь с писателем

6. Юрий Буйда

7. Мнение критика

8. Обратите внимание на

Художественная деталь - маленькая
подробность, которая помогает
раскрыть идею автора.
Узловые моменты – главные
Языковые особенности
рассказа ?

9. Попробуем найти деталь в тексте, следуя за автором

…Вскоре он женился, обзавелся
хозяйством – корова, свиньи, куры,
индюки и кролики – и сыном Витей.
ОБЗАВЕЛСЯ СЫНОМ ВИТЕЙ?

10. Жена внука Ивана

11. Баба Стефания

В этом дощатом сарае она и прожила
несколько лет… чтобы не сердить
Иванову жену, которая говорила:
- Вы, баба Стефа, сидели б себе в
сарайке тихо, а то СОСЕДИ СКАЖУТ,
ЧТО МЫ ВАС НЕ УВАЖАЕМ.

12. Правнук Витя

Подросший правнук Витя ОДНАЖДЫ увидел
глаз в щелочке, открыл дверь и
ПОЗНАКОМИЛСЯ СО СТАРУХОЙ.
Ему понравилось таинственно сидеть… в
сарае и вполголоса беседовать с бабкой.
… ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬЮ и БОЛЬШИМ БЕЛЫМ
ЛБОМ ПОШЕДШИЙ В ОТЦА.

13. Прошло 25 лет

Виктор с женой, двумя дочками и
парализованным после инсульта отцом
жил в ТОМ ЖЕ доме, держал свиней в
ТОМ ЖЕ свинарнике, а дрова – в ТОМ
ЖЕ сарайчике, где была ДЫРОЧКА в
стене…

14. Иногда он доходил до полного отупения…

Он любил Марину (жену) и жалел ее до
боли, но сил не было, чтобы утешить
ее. В такие минуты он боялся думать о
будущем.
… он уходил в дровяник… приникал к
ДЫРОЧКЕ В СТЕНЕ, ОТКРЫТОЙ ЕМУ
КОГДА-ТО СТАРУХОЙ СТЕФАНИЕЙ…

15. РЕФЛЕКСИЯ Смысл названия?

16. Идея автора

В жизни человека все взаимосвязано:
прошлое, настоящее, будущее.
Тебя ждет ТО, чего ты не хотел
замечать в жизни других. И ДЫРОЧКА в
сарае станет единственной отдушиной.

17. Проблема

18. Алгоритм создания комментария

1. Раздели текст на абзацы
2. Составь тезисный план
3. Объедини воедино, учитывая
детали, оформляя их как частичное
цитирование
В итоге ты получишь текстуальный
комментарий.

19. Комментарий

20. Использованная литература

2 Вступление (Я прочитал текст(рассказ),в котором автор рассказывает (размышляет) о…) Проблема (Автора волнует проблема…) Комментарий (Автор размышляет, объясняет, подчеркивает, выделяет, задается вопросами, акцентирует внимание (на чем?)… Позиция автора (Я согласен с мнением автора…Автор прав, утверждая, что… Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы…) Твоя позиция (Особенно мне близка мысль автора о том, что … Аргументы (из личного опыта, из литературы) Вывод (Прочитав это произведение(текст), я впервые задумался о…Таким образом, нельзя не согласиться с автором в том…)

3 ТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ Объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы Опираясь на знание проблемы, даются различного рода интерпретации На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли она в наше время? Почему эта проблема привлекла внимание автора?

4 Текстуальный комментарий (художественный текст) Текстуальный комментарий (публицистический текст) Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений… Поступок героя свидетельствует о том, что… Автор осуждает/одобряет поступок героя… Автор сочувствует своему герою… Не случайно писатель изображает… Автор заставляет читателя задуматься (над чем)… Автор текста обращает внимание на… Автор убежден в том, что… Автор искренне восхищен, огорчен (чем)… В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

5 Раздели текст на части Составь тезисный план Отметь в каждой части детали, языковые особенности, узловые моменты

7 Баба Стефания В этом дощатом сарае она и прожила несколько лет… чтобы НЕ СЕРДИТЬ Иванову жену, которая говорила: - Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то СОСЕДИ СКАЖУТ, ЧТО МЫ ВАС НЕ УВАЖАЕМ Правнук Витя. Подросший правнук Витя ОДНАЖДЫ увидел глаз в щелочке, открыл дверь и ПОЗНАКОМИЛСЯ СО СТАРУХОЙ. Ему понравилось таинственно сидеть… в сарае и вполголоса беседовать с бабкой. … ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬЮ и БОЛЬШИМ БЕЛЫМ ЛБОМ ПОШЕДШИЙ В ОТЦА

8 Виктор с женой, двумя дочками и парализованным после инсульта отцом жил в ТОМ ЖЕ доме, держал свиней в ТОМ ЖЕ свинарнике, а дрова – в ТОМ ЖЕ сарайчике, где была ДЫРОЧКА в стене… Иногда он доходил до полного отупения Он любил Марину (жену) и жалел ее до боли, но СИЛ НЕ БЫЛО, чтобы утешить ее. В такие минуты он боялся думать о будущем. … он уходил в дровяник… приникал к ДЫРОЧКЕ В СТЕНЕ, ОТКРЫТОЙ ЕМУ КОГДА-ТО СТАРУХОЙ СТЕФАНИЕЙ…

10 В жизни человека все взаимосвязано: прошлое, настоящее, будущее. Рассказ учит….,заставляет задуматься о …. ПРОБЛЕМА: Проблема утраты семейных связей, равнодушия к судьбам самых близких людей

“После смерти сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном, мужчиной молодым, Туго соображающим и основательным”. Своеобразный оксюморон “туго соображающий и основательный” иллюстрирует отсутствие духовного начала и торжество плоти. “Туго” — значит, молчат сердце и дух, Божье откровение не коснулось “мёртвой души”, живущей по плоти и преклоняющейся перед “хозяйством — корова, свиньи, куры, индюки, кролики — и сын Витя” (!). Страшно, что Ребёнок в одном ряду с тем, чем “обзавёлся”, женившись, “основательный” внук Стефании.

“Подросший правнук Витя” Увидел глаз в щёлочке (вот и всё, что позволено старухе) и Познакомился с изгнанницей. Однако мальчик не такой, как отец: ребёнок обладает чувством духовного просветления, жаждой познания окружающего мира, он способен к жалости и вниманию. Именно ему старуха открывает Тайну хорошего в её “тюремной” жизни: через дырочку в стене сарая она любуется ангелами, летающими по небу, “и всё больше, больше их”. Так вот в чём счастье Стефании! Она, Приговорённая к жизни в сарае, забытая всеми, кроме Вити, видит ангелов, и её кроткая христианская душа готова идти домой, на небеса, к Богу. Витя Ничего не увидел, но старуха его успокоила: “Доживёшь до моих лет — и увидишь ангелов”, причём говорила “улыбаясь, весело”. Вскоре она умерла.

“Прошло двадцать пять лет”. Автор настолько лаконичен, что порой чудится чеховский “взгляд” со стороны: есть ряд деталей, самых существенных, а мы можем только домыслить, вообразить, представить. Неизвестно, что было в жизни Виктора (“победителя”), но истинны слова Н. В. Гоголя: “Страданием и горем нам определено добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах”. Жизненный “бумеранг” вернулся: Ивана (того самого, который по требованию жены перевёл Стефанию в сарайчик) парализовало после инсульта. Виктор с женой и двумя дочками жил В том же доме, держал свиней В том же свинарнике, дрова — В том же сарайчике, где была дырочка. Ю. Буйда отмечает, что “мать Давно их оставила”. Но это не всё. У Виктора в 27 лет обнаружилась язва желудка. У младшей дочери был церебральный паралич, а жена Виктора всё время “посвящала уходу за несчастной девочкой и неподвижным свёкром”. Вот это жуткое сгущение, давление на человека, “огненное испытание” выявляет “пробу” на добро или зло. Виктор и его жена не ропщут, не проклинают никого, а терпеливо несут свой крест. Кроме того, Виктор с утра до вечера “крутил баранку тяжёлого самосвала” и, чтобы сводить концы с концами, держал большое хозяйство — корова, свиньи, куры, индюки и кролики (как и отец когда-то). Ничто не изменилось! Словно какой-то заколдованный круг, из которого человек никак не выберется. Нет света в жизни, и герой, слушая ночью плач жены, в полном отупении страшно курил, боясь думать о будущем. Виктор, любя Марину, Жалел её “до боли в сердце”. Но сил для утешения нет.

Тип урока: Получение новых знаний.

Метод обучения: Проблемно поисковый.

Технология обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо

Форма обучения: сочетание индивидуальной, групповой, коллективной

1) посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа;

2) дополнить знания учащихся о писателе:

3) воспитывать чувство уважения к родным людям;

4) воспитание уважительного, доброго, милосердного отношения к человеку.

- Посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа

- Продолжить знакомство учащихся с произведениями

современной литературы, в частности, с новым автором, Ю.

- Закрепить знание литературоведческих терминов: система

образов, художественная деталь, проблема, идея,

- Формировать навыки анализа художественного текста.

- Развитие мышления, речь.

- Развитие творческих способностей.

- Развитие самодеятельности, инициативности.

- Развитие надпредметных компетенций.

2. Раздаточный материал: задания по группам.

  1. выставка книг Юрия Буйды
  2. презентация в Power Point
  3. портрет писателя, рисунки учащихся, музыка.

На доске слова Ф.М. Достоевского (Эпиграф)

Эпиграф: « Господи! Почему это зол человек…

(Ф. М. Достоевский)

1.Стефания от греч. Стефанос – венок, венец, корона, диадема.

3.Виктор( греч.) - победитель

4.Бумеранг – метательное орудие в виде изогнутой палки или серповидной планки, при искусном броске возвращающееся обратно к бросившему. Бумерангом вернуться к кому-нибудь (о чём-то опасном, нежелательном, обращающемся на самого того, от кого оно исходит)

5.1) Ангел - в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец у людям 2) ласковое обращение к кому-нибудь

Рассмотрите фотографии на слайдах. Какой общей темой они объединены?

Прочитайте высказывания (на слайде) о человеке, выберите то, что ближе. Выразительно прочитайте его .

Учитель: Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо?

Ученики вспоминают случаи, когда доброта помогала им в различных ситуациях. Например, они рассказывают о том, как взяли щенка, который был брошен на улице, и как он радовал всех в семье, как помогли своему другу, когда он был болен.

(Рассказы учеников позволяют создать естественную среду общения. Среду, способствующую эмоциональному восприятию текста.)

3. Краткая биографическая справка о писателе (выступает заранее подготовленный ученик)

(учащиеся заполняют таблицу) ( работа в парах)

4. Вступительное слово учителя перед чтением рассказа.

Читайте также: