Всадники остановили своих коней сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

Формирование языковой компетенции, расширение представлений учащихся о языковых особенностях романа “Мастер и Маргарита”, закрепление навыков комплексного анализа текста, формирование коммуникативной компетенции, формирование правильной и эффективной речи, обучение умению решать тесты в формате заданий ЕГЭ по русскому языку, развитие интереса к самостоятельному составлению тестов по русскому языку на материале литературных произведений, воспитание вдумчивого, внимательного читателя.

  • выписать слова, интересные с точки зрения фонетики и орфоэпии;
  • выписать слова, интересные с точки зрения лексики;
  • выписать по 2 словосочетания на каждый вид связи;
  • на основе собранного материла составить тесты по русскому языку в формате заданий ЕГЭ. На урок будут выбраны самые содержательные из них;
  • индивидуальные задания: проанализировать лексику романа, синтаксис, художественно-изобразительные средства.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Постановка задачи урока.

-Двенадцать лет были отданы М.Булгаковым работе над “Мастером и Маргаритой”. Шесть редакций текста насчитывают ныне литературоведы. И это обязывает пристальней вглядеться в “закатный роман”, в его героев, вдуматься в его содержание. Вслед за Н.В. Гоголем автор “Мастера и Маргариты” мог бы повторить: “Они (произведения) писаны долго, в обдумывании многих из них прошли годы, а потому не угодно ли читателям моим тоже подумать о них на досуге и всмотреться пристальней”. На уроках литературы мы с вами пристально всматривались в форму, композицию, содержание романа, искали символы, знаки, которые помогли бы нам увидеть в поступках героев то, что до нас никто не заметил, услышать то, что никто ещё не услышал, мы сочувствовали героям, обвиняли и оправдывали их. Нам стало казаться, что булгаковский текст живёт, дышит, наполненный какими-то тайнами. О языковых особенностях текста романа мы и будем сегодня вести речь, посмотрим на роман через “лингвистический микроскоп”. Другая задача - использовать текст романа для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Вы провели огромную работу, проанализировав каждую главу романа, можно сказать, “пропустили текст романа через лингвистическое сито”. Составлено 24 тестовые работы, выписано и объяснено грамматически и семантически более 100 слов.

II. Из текста романа были выбраны интересные с точки зрения орфоэпии слова. Прочитайте их и расставьте правильное ударение. Объясните постановку ударения.

  • ЕГИПТЯНИН
  • АФИНЯНИН
  • ГАЛИЛЕЯНИН
  • РИМЛЯНИН
  • СЕЛЯНИН
  • РЕГЕНТ
  • МЕССИЯ
  • МАНИЯ
  • КУЛИНАРИЯ
  • ПСИХИАТРИЯ
  • ВИТИЯ
  • КАТАЛОГ
  • ПСИХОЛОГ
  • СИММЕТРИЯ
  • АССИМЕТРИЯ
  • ГОМЕОПАТИЯ
  • БЮРОКРАТИЯ
  • ДРЕМОТА
  • ИСПОВЕДАНИЕ
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ

(Работа ведётся на интерактивной доске (инструмент “Умное перо”))

Учащиеся объясняют правила постановки ударения в данных словах, подбирают аналогичные примеры.

-Лексико-семантическое поле романа “Мастер и Маргарита” выстроено Булгаковым с большей детальностью, поскольку предмет повествования составляет не только жизнь Москвы, но и Ершалаима. В состав лексико-семантического поля входят следующие смысловые группы: “архитектура будущего”, “науки” (гуманитарные и технические), “средства передвижения”, “новые виды энергии”, “стихии”, “новые способы общения между людьми”, “быт”, “образование”, “общественное устройство”.

При изображении города в целом автор использует слова, содержащие в своих значениях семы “необычность”, “монументальность”, “значительность размеров”, “древность”, которые в последующих описаниях реализуются с помощью гипербол, эпитетов “огромный, многообразный, разный, разнообразный”.

Точный подбор слов помогает читателю определить тему и основную мысль текста. В тексте преобладает стилистически нейтральная лексика и слова, вышедшие из активного употребления (“флибустьер”, “галстух”), за исключением эпизодов, где представлена диалогическая речь с экспрессивной окраской (“сволочь”, “вранье” и т.д.), что создаёт впечатление особой простоты, прозрачности, говорит о тонком языковом чутье автора.

В Ершалаимских главах много заимствованных слов (например, таких, как “игемон”, “легион”, “легионер”, “прокуратор”, “кесарь”), что придает большую достоверность повествованию. Автор мало использует библейскую лексику, тем самым проводя параллель между Иешуа и Иисусом. Многие предложения из романа стали фразеологизмами, крылатыми выражениями, например, всем известные “рукописи не горят”, “осетрина второй свежести”. Интересной была работа по разгадке некоторых сложносокращённых слов, терминов, символов. К примеру, Моссолит - мастера советской литературы? мастера социалистической литературы? массовая литература? массовая советская литература?

IV. – Наиболее часто встречающиеся в ваших работах слова, словосочетания, предложения, грамматические задания послужили основой тестовой работы.

V. Многие из вас сами составили тесты в формате ЕГЭ, используя текст романа. И это отрадно: человек, который сам составляет тесты, не боится их решать. Все задачи составлены грамотно, с учётом критериев ЕГЭ. Предлагаю вашему вниманию тесты, составленные вашими одноклассниками.

Самостоятельное решение тестовых задач на бумажных носителях. Проверка по ключам на интерактивной доске. (Приложение №2)

VI. Диктант.

Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышления. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

-Что было дальше? (Ответы учащихся)

-Посмотрите, пожалуйста, этот фрагмент из фильма “Мастер и Маргарита”.

-Всё ли в этом фрагменте соответствует тексту романа?

VII. Самопроверка диктанта по розданным листам с текстом и грамматическими заданиями в формате части В ЕГЭ.

Самостоятельная работа. Лингвистический анализ текста.

1) Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. 2) Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём белую фигуру сидящего человека. 3) Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышление. 4) Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

5) Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. 6) Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжёлым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит тёмная, громадная остроухая собака и так же, как её хозяин, беспокойно глядит на луну.

7) У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая чёрно-красная лужа.

8) Всадники остановили своих коней.

9) –Ваш роман прочитали,- заговорил Воланд, поворачиваясь к Мастеру,- и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. 10) Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. 11) Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. 12) Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. 13) Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нём не виновата. 14) Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. 15) Ну что ж, тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит.

  1. Укажите способ образования слова безрадостной (предложение 1). (приставочно-суффиксальный)
  2. Из предложения 6 выпишите все союзы (что, и, так же, как)
  3. Укажите тип связи в словосочетании двинулись шагом (примыкание).
  4. Среди предложений 5-14 найдите односоставное неопределённо-личное предложение, напишите номер этого предложения. (9).
  5. Среди предложений 2-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, напишите номер этого предложения. (4)
  6. Среди предложений 5-15 найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, напишите номер этого предложения. (7)
  7. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью местоимения, напишите номер этого предложения. (4)
  8. Среди предложений 3-8 найдите пример субстантивации (переход слова из одной части речи в другую). Выпишите это слово. (сидящий)
  9. Определите, какие средства выразительности использованы в следующих примерах:
    а) безрадостной вершине
    б) луна заливала площадку
    в) луна. светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь
    г) верного сторожа
    д) должен разделить участь
    е) простирается лужа

1) метафора
2) гиперболизация
3) эпитет
4) сравнение
5) фразеологизм
6) олицетворение

10. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в данном отрывке?

11. Какова основная мысль данного отрывка?

VIII. Проверка работы по ключам на интерактивной доске. Обмен мнениями.

IX. Подготовка к сочинению в формате части С ЕГЭ. Коллективная устная работа.

(Следует учесть, что к этому уроку учащиеся уже были знакомы со структурой сочинения по требованиям к части С, каждый элемент плана был тщательно проработан, учащиеся не раз писали классные и домашние сочинения в формате части С ЕГЭ)

1. В каком предложении содержится основная мысль данного текста?

( “Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кто любит”.)

2. Какие проблемы поднимает автор в данном тексте? (Проблемы долга, совести, нравственного выбора, ответственности человека за свои поступки).

3. Почему автор обратился к этим проблемам? Актуальны ли эти проблемы в наше время? Какая из этих проблем является основной в контексте всего произведения?

4. Как автор относится к этим проблемам? Определите авторскую позицию.

5. Вы согласны с автором?

  1. Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь. (И.Кант)
  2. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (М.Ганди)
  3. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть. (Сенека)
  4. Именно из благотворения не по склонности, а из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность характера. (Гален)
  5. Наши характеры образуют наши нравы. (Плутарх)
  6. Сострадание есть горе о чужом несчастье. (Конфуций)
  7. Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают. (В.Сухомлинский)
  8. Если хочешь жить для себя, живи для других. (И.Кант)

X. Домашнее задание. Сочинение- рассуждение в формате части С ЕГЭ.

-Итак, от вас требуется:

1) выявить и сформулировать основную проблему текста;

2) прокомментировать сформулированную проблему;

3) сформулировать позицию автора по выделенной проблеме;

4) сформулировать и аргументировать свою позицию по выделенной проблеме (не менее 3 аргументов);

5) не забыть “открыть” и “закрыть” своё сочинение при помощи вступления и заключения.

XI.Обобщение материала урока учащимися. Подведение итогов урока учителем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ «Лицей-интернат (школа для

Гисматуллина Гузалия Миннисламовна,

учитель русского языка и литературы,

Тема: На урок – с М.Булгаковым. C лайд

Тип урока: урок закрепления умений и навыков. Лабораторная работа. Слайд

применение лингвистических знаний при работе с языковым материалом, развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами. Слайд №3

образовательные: краткая биографическая справка о творческом пути М.Булгакова, закрепление понятий стиль и тип речи, понятия выразительные средства в речи;

развивающие: продолжить работу по развитию навыков анализа текста, подготовка к написанию домашнего сочинения;

воспитательные: развитие нравственных качеств личности.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Приветствие. Вступительное слово учителя.

Я рада приветствовать сегодня не только вас ребята, но и гостей. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех потерявшей, все забывшей, -

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь предсмертной боли.

1940. Фонтанный Дом.

К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей Л. Е. Булгаковой, которая к прошению этому присоединяется.

«Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы слов или начала слов,- вспоминала Елена Сергеевна Булгакова. –

Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня.

Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете, куда держите путь?

(Самостоятельное решение тестовых задач на бумажных носителях. Проверка по ключам на экране).

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

бОров 2) стОрицей 3) рЕгент 4) скалЯсь

А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

в тысяча пятисот семьдесят первом году 2) разросся

3)чрезвычайно обременяю 4) затерло в толпе

А3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, теперь уже одетого во фрак и стоящего у стенки кровати.

Кот, отставив от глаз бинокль, тихонько подпихнул своего короля в спину.

Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио.

Вследствие этого и результаты для обоих сторон бывают всегда одинаковы.

Прочитайте текст и выполните задания А4 – А9

(1)…(2) Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый – прозрачно-фиолетовый, второй – рубиновый, третий – хрустальный. (3) Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши. (4) В розовой стене оказался пролом, и в нем на эстраде кипятился человек в красном с ласточкиным хвостом фраке. (5) Перед ним гремел нестерпимо джаз. (6)…

Директор увидел Маргариту, он согнулся перед нею так, что руками коснулся пола, потом выпрямился и пронзительно вскричал:

А4. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и черные плечи фрачников.

В воздухе на площадке уже стоял гул, из покинутых Маргаритой бальных зал, как море, слышалась музыка.

В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны. А с другой – стена японских махровых камелий.

Голова Маргариты начала кружиться от запаха вина, и она уже хотела уходить, как кот устроил в бассейне номер, задержавший Маргариту.

А5. Какое из приведенных ниже слов (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

лишь только 2)таким образом 3)несмотря на это 4)вдруг

А 6. Укажите верную характеристику 3 предложения.

сложное бессоюзное 2)ссп 3)ссп 4)простое, осложненное

Резко 2)искренне 3)остро 4)пронизывающе

А8. В каком слове нет суффикса –н- ?

Весенний 2)законный 3)бесчисленный 4)оглушительно

А 9. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Лицо Воланда было скоше(1)о на одну сторону, правый угол рта оття(2)т книзу, на высоком облысевшем лбу были прореза(3)ы глубокие параллельные острые бровям морщины.

1) 1,3 2) 2,3 3)1,2,3 4)1,2

А10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

к_ролева, б_ссейн, _ркестр

др_жащее, ш_фёр, в к_стрюле

м_ссир, подп_хнул, ал_ барды

к_льнули, к_залось, уб_юкивало

А11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

р_стерянно, не _трываясь, п_явился

ра_махивающий, бе_надёжное, бе_пристрастен

пр_анализировать, _тставив, раз_млеете

пр_имущества, пр_чинила, пр_вратила

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Кот (1) отставив от глаз бинокль (2) тихонько подпихнул своего короля в спину. Тот (3) в отчаянии (4) закрыл лицо руками.

1 2. 2, 3 3. 1, 2, 3, 4 4. 1,2

А13.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Они пошли между колоннами (1) и (2) наконец (3) выбрались в какой-то другой зал (4) в котором почему-то сильно пахло лимоном (5) где слышались какие-то шорохи (6) и где что-то задело Маргариту по голове

4,5 2. 1, 4, 5, 6 3. 2, 3, 4 4. 1, 2, 3, 4, 5, 6

А14. Укажите предложение, в котором не нужно ставить запятые.

Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и чёрные плечи дачников.

И заметьте ни один не заболел и ни один не отказался.

Она уж и сжигала его в печи и топила в реке но ничего не помогает.

Он несколько раз попадался ей в театрах Москвы и в ресторанах.

А15. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Был еще один стол с какой-то золотой чашей и другим канделябром, ветви которого были сделаны в виде змей.

Первое, что поразило Маргариту, это тьма, в которую она попала.

Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами.

Улетая, Маргарита видела только, что виртуоз – джазбандист, борясь с полонезом, который дул Маргарите в спину, бьет по головам джазбандистов своей тарелкой и те приседают в комическом ужасе.

III. Работа с текстом.

1.Самостоятельная работа. Лингвистический анализ текста.

1) Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. 2) Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. 3) Возможно, этот сидящий был глух или слишком погружен в размышление. 4) Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

5) Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. 6) Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как её хозяин, беспокойно глядит на луну.

7) У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа.

8) Всадники остановили своих коней.

9) – Ваш роман прочитали, - заговорил Воланд, поворачиваясь к Мастеру, - и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. 10) Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. 11) Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. 12) Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. 13) Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. 14) Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. 15) Ну что ж, тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит.

Укажите способ образования слова безрадостный (предложение 1). (приставочно-суффиксальный)

Из предложения 6 выпишите все союзы. (что, и, так же как)

Укажите тип связи в словосочетании двинулись шагом. (примыкание)

Среди предложений 5-14 найдите односоставное неопределенно-личное предложение, напишите номер этого предложения. (9)

Среди предложений 2-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, напишите номер этого предложения. (4)

Среди предложений 5-15 найдите ССП с общим второстепенным членом, напишите номер этого предложения. (7)

Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью местоимения, напишите номер этого предложения. (4)

Среди предложений 3-8 найдите пример субстантивации (переход слова из одной части речи в другую). Выпишите это слово. (сидящий)

Проверка работы по ключам. Обмен мнениями.

Физкультминутка. Дети выполняют зарядку для глаз: посмотреть направо, посмотреть налево, вверх, вниз, посмотреть на пальчик, а затем в окно на деревья, закрыть глаза, и, наконец, открыть.

1 V . Подготовка к сочинению в формате части С ЕГЭ. Коллективная устная работа.

Вот такие проблемы волную ваших сверстников при подготовке именно к части С ЕГЭ.

- Эти проблемы волнуют вас?

! Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было и остается сложной задачей для большинства выпускников. Пусть продолжение сегодняшнего урока будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Определение темы текста. Слайд

- Как вы считаете, о чем данный текст. Определите его тему. В каком предложении содержится основная мысль данного текста? ( Ну что ж, тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит).

2. Формулировка проблемы. Слайд

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема?

Справка: (ПРОБЛЕМА – это основной вопрос, который рассматривает автор в этом тексте.

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту.

- Какие проблемы поднимает автор в данном тексте? (Проблемы долга, совести, нравственного выбора, ответственности человека за свои поступки).

Шаг Б Составление комментария проблемы.

- Давайте вспомним, что такое комментарий.

Слайд Справка (Это не пересказ текста!)

Толкование, пояснительные замечания С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ!

Сделать это можно, ответив на следующие вопросы:

1. На какие стороны проблемы обращает наше внимание писатель?

2. Что особенно его волнует и тревожит, что он подчеркивает, выделяет?

Комментарий обязательно должен опираться на текст.

* Запишите это положение в тетрадь.

Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

-К какой категории относится проблема?

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

Нравственная проблема - Проблема вечна,)

-Почему эта проблема важна для автора? (Она пережита самим автором.)

4. Формулировка авторской позиции

-Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Слайд Справка /Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

Средства выражения позиции автора

1. Слова-маркеры (главное, надо, нужно, самое важное)

2. Оценочная лексика (отличный, прекрасный, отвратительный, безобразный)

3. Средства выразительности

4. Вводные слова (к сожалению, к несчастью, ко всеобщей радости)

5. Побудительные предложения

-Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

! автора мы можем увидеть через выразительные средства

-Какие способы используются в нашем тексте?

-Какова же авторская позиция?

-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо?

-Согласны ли вы с мнением автора? (Учащиеся дают свой ответ)

5. Аргументация собственного мнения. Слайд

Это самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить свое понимание позиции автора и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающие справедливость мнения автора и вашего мнения.

Предлагаю вам подборку высказываний по данной теме, которые можно использовать как иллюстрации к аргументам

Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь. (И.Кант)

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (М.Ганди)

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть. (Сенека)

Именно из благотворения не по склонности, а из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность характера. (Гален)

Наши характеры образуют наши нравы. (Плутарх)

Сострадание есть горе о чужом несчастье. (Конфуций)

Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают. (В.Сухомлинский)

Если хочешь жить для себя, живи для других. (И.Кант)

Критерии оценивания сочинения

К1 Формулировка проблем исходного текста 1

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 2

К3 Отражение позиции автора исходного текста 1

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме 3

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2

К6 Точность и выразительность речи 2

К11 Соблюдение этических норм 1

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 1

* Вспомним, что для этого мы сделали. Слайд

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Определите тему текста.

3. Сформулируйте одну из проблем .

4. Прокомментируйте найденную в тексте проблему.

5. Покажите позицию автора текста.

6. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Свой ответ аргументируйте.

? Есть ли ко мне вопросы по данному плану?

+

6 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 6

+

Ответ

+

1.Некрасов "Русские женщины" ( о любви к мужьям жён декабристов ,последовавших за мужьями в сибирскую ссылку)

2.А.Алексин "В тылу как в тылу" ( о семье - матери и сына - в тылу во время войны.Сын едет на могилу матери ,помнит её,вспоминая о трагических событиях

Ответ

+

1. В сцене московского Варьете, когда конферансье Жоржу Бенгальскому за вранье отрывают голову, в зале раздается один женский голос: "Ради бога, не мучьте его!". Воланд делает вывод: "Ну что же, . они — люди как люди. Любят деньги. Ну что ж, . и милосердие иногда стучится в их сердца. ". И голова конферансье водворяется на место. 2. "Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость - самый тяжкий порок, то собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит".(про Понтия Пилата и его собаку) 3. Воланд был спиною к закату.

Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиной на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый. — Ба! — воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего. — Менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем незваный, но предвиденный гость? — Я к тебе, дух зла и повелитель теней, — ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда. — Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? — заговорил Воланд сурово. — Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, — ответил дерзко вошедший. — Но тебе придется примириться с этим, — возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, — не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она — в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп. — Я не буду с тобой спорить, старый софист, — ответил Левий Матвей. — Ты не можешь со мной спорить по той причине, о которой я уже упомянул, — ты глуп, — ответил Воланд и спросил: — Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился? — Он прислал меня. — Что же он велел передать тебе, раб? — Я не раб, — все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, — я его ученик. — Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Воланд, — но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак. — Он прочитал сочинение мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла? — Мне ничего не трудно сделать, — ответил Воланд, — и тебе это хорошо известно. — Он и добавил: — А что же вы не берете его к себе, в свет? — Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий. — Передай, что будет сделано, — ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: — И покинь меня немедленно. — Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, — в первый раз моляще обратился Левий к Воланду. — Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи. Левий Матвей после этого исчез, а Воланд подозвал к себе Азазелло и приказал ему: — Лети к ним и все устрой. Азазелло покинул террасу, и Воланд остался один.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе. Представлены в 4 вариантах, содержат фрагменты текстов из произведения Булгакова М.А. "Мастер и Маргарита" и вопросы для развернутого ответа.

Все еще скалясь, прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце, неуклонно подымающееся вверх над конными статуями гипподрома, лежащего далеко внизу направо, и вдруг в какой-то тошной муке подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: "Повесить его". Изгнать и конвой, уйти из колоннады внутрь дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной воды, жалобным голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию. И мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.
Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном Ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать.
-- Левий Матвей? -- хриплым голосом спросил больной и закрыл глаза.
-- Да, Левий Матвей, -- донесся до него высокий, мучающий его голос.
-- А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре?
Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:
-- Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
-- Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: "О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде. Мой ум не служит мне больше. " И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. "Яду мне, яду!"
И вновь он услышал голос:
-- Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал слова.
Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что тот сторонится от солнца.
Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.
Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал, а только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова.
-- Ну вот, все и кончилось, -- говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, -- и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется, -- арестант повернулся, прищурился на солнце, -- позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.
Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол.
-- Беда в том, -- продолжал никем не останавливаемый связанный, -- что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, -- и тут говорящий позволил себе улыбнуться.
Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить. Приходилось верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного. И этого секретарь представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора.
Тогда раздался сорванный, хрипловатый голос прокуратора, по-латыни сказавшего:
-- Развяжите ему руки.

Что заставило прокуратора, несмотря на возникшую симпатию, принять решение о казни Иешуа?

В каких произведениях русской литературы звучат библейские мотивы и в чем их можно сопоставить с произведением М. Булгакова?

Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на луну:
-- Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу.
И, вообразите, внезапно заговорила она:
-- Нравятся ли вам мои цветы?
Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:
-- Нет.
Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?
-- Ничего я не говорю, -- воскликнул Иван и добавил: -- Умоляю, дальше!
И гость продолжал:
-- Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так:
-- Вы вообще не любите цветов?
В голосе ее была, как мне показалось, враждебность. Я шел с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стесненным.
-- Нет, я люблю цветы, только не такие, -- сказал я.
-- А какие?
-- Я розы люблю.
Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках.
Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.
-- Дальше, -- сказал Иван, -- и не пропускайте, пожалуйста, ничего.
-- Дальше? -- переспросил гость, -- что же, дальше вы могли бы и сами угадать. -- Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: -- Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там тогда. с этой, как ее.
-- С кем? -- спросил Бездомный.
-- С этой. ну. этой, ну. -- ответил гость и защелкал пальцами.
-- Вы были женаты?
-- Ну да, вот же я и щелкаю. на этой. Вареньке, Манечке. нет, Вареньке. еще платье полосатое. музей. впрочем, я не помню.
Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.
Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже, через час, когда мы оказались, не замечая города, у кремлевской стены на набережной.
Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились.

Какую роль в судьбе главных героев романа сыграла их встреча в московском переулке?

Иван опустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.
Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошел в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.
Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шепотом осведомился: "Можно присесть?" -- и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.
-- Как же вы сюда попали? -- повинуясь сухому грозящему пальцу, шепотом спросил Иван, -- ведь балконные-то решетки на замках?
-- Решетки-то на замках, -- подтвердил гость, -- но Прасковья Федоровна -- милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у нее месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.
-- Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? -- заинтересовался Иван.
-- Нет, -- твердо ответил гость, -- я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. -- И после паузы он добавил: -- Итак, сидим?
-- Сидим, -- ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.
-- Да. -- тут гость вдруг встревожился, -- но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?
-- Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, -- мужественно признался преображенный поэт.
-- Основание? -- строго спросил гость.
-- Да, признаться, без основания, -- сконфузившись, ответил Иван.
-- Безобразие, -- осудил гость Ивана и добавил: -- А кроме того, что это вы так выражаетась: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь все-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками. Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.
Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:
-- Профессия?
-- Поэт, -- почему-то неохотно признался Иван.
Пришедший огорчился.
-- Ох, как мне не везет! -- воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: -- А как ваша фамилия?
-- Бездомный.
-- Эх, эх. -- сказал гость, морщась.
-- А вам, что же, мои стихи не нравятся? -- с любопытством спросил Иван.
-- Ужасно не нравятся.
-- А вы какие читали?
-- Никаких я ваших стихов не читал! -- нервно воскликнул посетитель.
-- А как же вы говорите?
-- Ну, что ж тут такого, -- ответил гость, -- как будто я других не читал? Впрочем. разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
-- Чудовищны! -- вдруг смело и откровенно произнес Иван.
-- Не пишите больше! -- попросил пришедший умоляюще.
-- Обещаю и клянусь! -- торжественно произнес Иван.
Клятву скрепили рукопожатием…

Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с произведением М. Булгакова?

Всадники остановили своих коней.

—Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, — что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

—Что он говорит? — спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось дымкой сострадания.

—Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

—Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? — спросила Маргарита.

—Повторяется история с Фридой? — сказал Воланд, — но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.

—Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту и говорил:

—Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: — Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

—Свободен! Свободен! Он ждет тебя!

В каких произведениях русской литературы герои испытывают раскаяние за совершенные ими поступки и в чем их сходство с персонажем Булгакова?

Читайте также: