Врач составивший самое обширное сочинение в древнем мире по родовспоможению гинекологии и детским

Обновлено: 18.05.2024

1. Нравственная позиция древнеиндийского врача Чарака может быть оценена на основе понимания соотношения классовой и общечеловеческой морали на ранних этапах развития общества. В данном примере прослеживается избирательное отношение к оказанию медицинской помощи в зависимости от социальных и нравственных характеристик человека.

Э т а ло н ответа к задаче №2

1. Законодательство Хаммурапи – типичный пример становления классовой морали в сфере врачевания и формирования медицины рабовладельцев и медицины рабов.

Э т а ло н ответа к задаче №3

1. Данный пример конкретизирует, распространенную в странах Древнего Мира, позицию утилитаризма, признающую пользу или выгоду критерием нравственности.

2. За каждый проступок людей казнили, поэтому по разрешению императора разрешалось производить вскрытия. Кроме материала для исследований врачам, публичные вскрытия играли роль устрашения населения и предотвращения преступлений.

Э т а ло н ответа к задаче №4

2. В Древнем Египте.

Э т а ло н ответа к задаче №5

1. Оценка ситуации, описанной Геродотом, может быть дана, исходя из традиций оказания помощи в странах Древнего Востока, а так же с учетом взаимодействия элементов народной медицины с профессиональной.

2. Врачи в странах Древнего Востока были недоступны малоимущим. Лечение было платным.

Перечень практических умений по изучаемой теме.

– Дать этическую, деонтологическую и технологическую оценку состояния медицины эпохи рабовладения.

Рекомендации по выполнению НИРС.

1.Медицина Месопотамии, Индии, Египта, Китая.

2. История арабской, скифской и византийской медицины.

3.Тибетская медицина в лечебном питании.

4. Народная медицина Хорезма.

8. Рекомендованная литература по теме занятия.

Занятие № 3

« Медицина в рабовладельческом обществе.

2. Формы работы:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.

1. В чём особенности развития медицины в Древней Греции?

2. Какие вы знаете врачебные школы? Назовите где они находились?

3. Гиппократ и его вклад в развитие мировой медицины?

5. История Клятвы Гиппократа?

6. Коротко расскажите о развитии медицины Древнего Рима в различные периоды истории:

б) период республики?

в) период империи?

Знать:

– Основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в изучаемых странах мира.

– Отличительные черты развития врачевания и медицины в изучаемый период.

– Открытия в области медицины произошедшие в изучаемый период.

Уметь:

– Пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

– Анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе развития врачевания и медицины.

– Понимать логику и закономерности развития медицины в изучаемый период времени.

Навыки:

– Ведения научной дискуссии по вопросам изучаемого материала.

– Сравнительного анализа прогресса врачевания в зависимости от особенностей исторической эпохи и развития общественно-экономической формации.

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

01. Военная медицина зародилась:

1) в Древней Греции

2) в Древнем Риме

3) в Месопотамии

4) в Древнем Китае

02. врачебная школа, к которой принадлежал Гиппократ:

04. Врач, составивший самое обширное сочинение в Древнем мире по родовспоможению, гинекологии и детским болезням:

4) Соран из Эфеса

05. Основатель древнегреческой Сицилийской врачебной школы:

06. Бог-целитель древнегреческого пантеона:

07. Святилище в честь бога врачевания в Древней Греции:

08. Военные учреждения для раненых и больных в древнем Риме назывались:

09. Солдаты, входившие в санитарные команды римских легионов, предназначенные для выноса раненых с поля боя:

2) Диоскорид Педаний

3) Плиний Старший

4) Тит Лукреций Кар

12. Родной город Клавдия Галена:

13. Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера считают

4) законы Хаммурапи

14. Четыре признака воспаления были описаны

15. На территорию Асклепионов не разрешалось входить

1) здоровым людям

2) безнадежным больным

16. Определение основных типов темперамента человека описал

17. Первыми врачами в Древнем Риме были:

18. В Римской Империи государственные власти в городах утверждали оплачиваемые должности врачей

19. Должность архиатра впервые была введена

20. По представлению древних греков в организме человека текут:

1) пневма, кровь, флегма, прана

2) слизь, пневма, желчь

3) кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь

4) воздух, вода, кровь, слизь, желчь

21. Самое популярное лечебное средство в Древнем Риме царского периода, по свидетельству Катона:

22. Врачами-отпущенниками в Древнем Риме были

1) выпускники медицинской школы

2) врачи-рабы отпущенные хозяином

3) жрецы Эскулапа

4) врачи греческого происхождения

23. Основателем описательной анатомии в александрийской школе (и в древней Греции в целом) считается


вопрос 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ответ 2 4 1 4 1 2 1 3 4 1 2 1 1 2 2 3 1 4 4 3
вопрос 21 22 23
ответ 2 2 2

5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

За д а ч а №1

1. Оцените моральную позицию Гиппократа в отношении оказания медицинской помощи противнику.

2. Какая была первая заповедь Гиппократа для врачевания больного?

За д а ч а №2

1. Дайте оценку врачебной морали античного общества.

2. Кем были первые врачи Древнего Рима?

За д а ч а №3

Одна из наиболее известных теорий медицины Античности считала первоосновой живого организма жидкость, существующую в нем в четырех качествах: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Здоровье и болезнь организма рассматривались в зависимости от количественного и качественного соотношения этих жидкостей. Нормальный состав жидкостей и их пропорциональное соотношение – краза – основа здоровья. Неправильное смешение жидкостей, нарушение пропорции в их соотношении – дискразия – причина болезней организма.

В медицине Древнего Рима имелось два направления: материалистический и идеалистический.

Мировоззрение древних римлян в значительной степени испытывало влияние древнегреческий философии. Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами-материалистами Левкиппом, Демокритом и Эпикурои, вошло в философию древнего Рима и нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма – поэта Тита Лукреция Кара. Его поэма “De retum natura” в шести книгах явилась энциклопедией того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии и истории.

“Ею восхищались Цицерон и Вергилий, на нее раздраженно набрасывались отцы церкви, справедливо подозревая в Лукреции страшную для себя опасность. Эта поэма определила многие черты мировоззрения Ньютона и Ломоносова, приводила в восторг Герцена, глубоко интересовала молодого Маркса…” – писал в 1947 г. в предисловии к русскому изданию поэмы С. И. Вавилов.

В поэме “О природе вещей” Лукреций подходит к вопросам медицины и естествознания с точки зрения атомистического учения. В популярной форме он говорит о сложном строении живых организмов из мельчайших движущихся частиц – атомов, высказывает мысль о постепенном развитии растительного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы. В шестой книге поэмы Лукреций излагает общие положения о заразных болезнях, разбирая причины их возникновения:

Ну, а теперь, отчего происходят болезни, откуда Может внезапно прийти и повеять поветрием смертным Мора нежданного мощь, и людей и стада поражая, Как указал я уже, из которых одни животворны, Но и немало таких, что приводят к болезни и смерти, К нам долетая. Когда они вместе сойдутся случайно И небеса возмутят, зараженным становится воздух. Весь этот гибельный мор. Все повальные эти болезни Или приходят извне и, подобно туманам и тучам,
Сверху чрез небо идут, иль из самой земли возникают, Вместе сбираясь, когда загнивает промокшая почва… Новая эта беда иль зараза, явившись внезапно, Может иль на воду пасть, иль на самых хлебах оседает, Или на пище другой для людей и на пастьбах скотины, Иль продолжает висеть, оставаясь в воздухе самом; Мы же, вдыхая в себя этот гибельно смешанный воздух, Необходимо должны вдохнуть и болезнь и заразу.

Говоря о “гибельно смешанном воздухе”, который при вдыхании несет в организм человека семена “болезни и смерти”, Лукреций дает представление о миазматической концепции возникновения болезни (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространение заразы через воду, пищу и другие предметы, он намечает первые, пока еще неясные контуры контагиозной концепции передачи заразного начала. Она найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в трудах выдающегося итальянского ученого эпохи возрождения – Джироламо Фракасторо, и в частности в его трактате “О контагии, контагиозных болезнях и лечении”.

Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на Аслепиада из Вифинии – видного римского врача, грека по рождению. Развитие материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Успеху и славе Асклепида способствовало его простое и согласное с природой правило “Tuto, celeriter et incunde curare” (лечить безопасно, быстро и приятно). Такая система выгодно отличалась от методов врачевания “живодера” Архагата, греческого врача предыдущего столетия.

По представлениям Асклепиада, болезнь являлась результатом “застоя частиц” в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям большое значение имели правильные потоотделение и дыхание кожных покровов. Поэтому лечение Асклепиада было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошадях, путешествовать в кибитке и на корабле – словом, находиться в постоянном движении. Парализованных, он советовал носить на коврах и раскачивать. Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально. Медикаменты назначались крайне редко.

Асклепиад был твердо убежден, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому, потому что никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая.

Система Асклепида оказала большое влияние на дальнейшее развитие древнеримской медицины.

Систематическое описание лекарственных средств, известных со времен императоров Клавдия и Нерона, дал римский врач, родом из Киликии – Диоскорид. Его трактат “De materia medica” (О лекарственных средствах), первоначально составленный на греческом языке и известный в Европе в арабском переводе, вплоть до XVI в. пользовался широким признанием и сыграл значительную роль в разработке растений.

Из методической школы, основанной Асклепидом, вышел один из выдающихся представителей медицины Древнего мира – Соран из Эфеса. Он составил самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням раннего детского возраста. Соран учился в Александрии и, по всей вероятности, испытал большое влияние известного в этой области медицины врача александрийской школы Адриана.

Соран описал операцию эмбриотомии, приемы предупреждения разрыва промежности при родах, перевязку пуповины, поворот плода на ножку и головку, разнообразные приемы исследования: простукивание, прощупывание, выслушивание звуков в области расположения плода, исследование пульса, мокроты, мочи.

В процессе родовспоможения он старался максимально отойти от грубых и насильственных приемов, уделял большое внимание лечению женских болезней и уходу за детьми в раннем возрасте: диетике младенцев, правилам кормления и ухода.

В последующие эпохи сочинения Сорана из Эфеса получили широкое распространение в странах Европы и вплоть до XVIII в. считались основным источником знаний по родовспоможению, гинекологии, гинекологии и лечению болезней раннего детского возраста.

Обширную информацию о римской медицине до Галена дает энциклопедический труд Авла Корнелия Цельса, родившегося на рубеже I в. до н. э. Будучи широко образованным человеком и богатым рабовладельцем, он привлек большой штат переводчиков и создал обширный энциклопедический свод, в который входило более 20 книг по различным отраслям знаний: философии, риторике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу. Значительная часть этого выдающегося труда погибла. До нас дошли только книги VI – XIII под общим названием “De medicina”. В них изложены известные в то время знания по диетике, гигиене, патологии, терапии и хирургии.

При создании своего многотомного руководства Цельс подробно проанализировал и обобщил многочисленные труды греческих, александрийских и индийских врачей. Так, приведенное им описание четырех признаков воспаления (покраснение, припухлость, боль, жар), по всей вероятности, заимствовано из древнеиндийских рукописей. Благодаря Цельсу мы знаем о работах выдающихся врачей Древнего мира, сочинения которых не сохранились.

Особое место Цельс уделил хирургии. Без его энциклопедического свода наши знания о деятельности хирургов александрийской школы были бы значительно беднее. Цельс сам занимался врачебной практикой: он лечил рабов, считая их лечение более выгодным, чем потеря обученного и знающего свое дело специалиста.

Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной медицинской терминологии. Язык его сочинений – классический. По мнению Плиния Старшего, это – золотая латынь в отличие от варварской латыни средних веков.

Плиний Старший – видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Из многочисленных трудов Плиния сохранились лишь “Historia naturalis” (Естественная история) в 37 книгах. В ней обобщены знания того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, минералогии. Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII – XXVII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII – XXXII.

Наряду со строго научными знаниями Плиний изложил и представления парадосографов и даже народные поверья. Это соответствует традиции книжного энциклопедического знания, характерного для поздней античности. Так, в книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы: о рождениях двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в “четвертом колене”. Плиний пересказал также суеверия и предрассудки того времени: описал птицу-феникс и гиппокентавра, которого, как он утверждает, видел сам в бальзамированном виде.

Книжное энциклопедическое знание, широко распространенное в Римской империи в I – II вв. н. э., постепенно уступило место компилярным трудам. Это свидетельствует о снижении уровня научных знаний и постепенном нарастании теологической направленности.

Обложка

Ключевые слова

Полный текст

Имя Сорана Эфесского (98–138 гг. н. э.) стоит особняком среди знаменитых врачей античности. Исследователь трудов этого образованнейшего врача и настоящего эрудита историк медицины O. Temkin указывал, что в Соране сочеталась медицинская гениальность и трезвый, критический ум [9].

Труды Сорана были переведены в сокращенном виде на латинский язык. С распространением арабского влияния, начиная с XI в., Соран отошел на второй план, а Гален стал единым авторитетом для схоластической медицины.

Соран Эфесский, в отличие от своих современников и в противоположность представлениям современной медицины, считал беременность разновидностью болезни и отмечал, что сохранение постоянного девства как мужчинами, так и женщинами гораздо полезнее для здоровья. Но Соран оговаривал, что половое сношение и беременность необходимы для продолжения рода. За это он удостоился похвалы от сурового ригориста и моралиста Тертуллиана, а также от Блаженного Августина (354–430 гг. н. э.), христианского богослова и философа, который, как и Тертуллиан, большое значение придавал вопросу полового воздержания.

Соран пытался составить учение о внутри­утробном развитии зародыша в соответствии с концепцией своей школы и общими представлениями, характерными для античности. В частности, он описывал оболочки плода, а также кровоснабжение плода, пуповину и мочевой проток (урахус). Он считал, что эмбрион развивается из семени, которое задерживает в себе матка.

Соран писал и о недоношенных детях, в частности, родившихся на седьмом месяце беременности, считая их жизнеспособными и пригодными к вскармливанию.

Соран советовал производить перевязку пуповины через некоторое время после рождения ребенка. Оставляемый со стороны ребенка кусок пуповины должен быть длиною в четыре поперечных пальца. Отделять пуповину лучше всего острым железным ножом, а не тупыми орудиями (ноготь, щепка, камыш, ракушка, сухая корка хлеба, нитка), полемизируя с традициями повитух своего времени. Соран называл пуповину источником жизни для ребенка и поэтому требовал крайне осторожного с ней обращения; также он предостерегал повитуху от сильного растяжения и сжатия пуповины, так как ее разрывы могут вызывать реакцию со стороны всего организма. Он описывал следующий прием перевязки пуповины: конец оставшегося со стороны ребенка куска пуповины плотно сжимают между пальцами с целью удаления ее содержимого. Далее края разрыва пуповины обертывают мягкой шерстью или бумагой. Соран справедливо считал, что прижигание конца пуповины для предупреждения опасных для жизни ребенка кровотечений очень болезненно и способно вызывать сильные воспаления. При неотделившемся детском месте пуповину перевязывают в двух местах, а затем перерезывают посередине.

Первый уход за кожей новорожденного. Соран отрицательно относился к традиции германцев, скифов и некоторых греков погружать только что родившегося ребенка в холодную воду, чтобы убедиться в выносливости его организма, замечая, что при этом у чувствительных детей легко появляются судороги и апоплексии 5. Также он выступил против существовавших тогда способов вытирания кожи чистым вином или смесью его с поваренной солью, детской мочой, порошком мирта 6 и чернильных орешков 7, что вызывает сильное раздражение, а вино опьяняюще воздействует на ребенка. По его мнению, кожу ребенка надо посыпать тонким слоем соли, тщательно избегая попадания ее в глаза и рот. Этот обычай был распространен с глубокой древности в культуре Средиземноморья. По окончании присыпок кожу обмывают теплой водой. Носовое отверстие, полость рта и ушные отверстия освобождают от находящейся в них слизи при помощи пальца. При смазывании век маслом удаляют находящуюся на них густую жидкость. Аккуратно остриженным ногтем мизинца разглаживают отверстие заднего прохода, разрывая возможное сращение его тонкой перепонкой. На пуповину накладывают пропитанную маслом ветошь, причем ею надо два раза осторожно обвить отрезанный конец, оставить его на середине живота и укрепить сверху слегка давящей повязкой.

Соран Эфесский подробно останавливается на такой сугубо женской теме, как способы пеленания ребенка. При этом он рассматривает все знакомые ему подходы с трезвостью античного врача-рационалиста, критикуя так называемый фессалийский 8 способ пеленания, при котором под все тело ребенка и по бокам кладутся деревянные шины с последующим обвиванием кусками материи и свивальниками. Соран расценивает этот способ как крайне грубый и бесчеловечный, который не должен иметь практического применения. Его основной принцип пеленания состоит в приведении всех частей тела в их естественное положение. По Сорану, пеленание следует производить таким образом: ребенка кладут в положение на спину на кусок мягкой материи, затем его тело обертывают посредством свивальников (свое­образных бинтов) из мягкой шерстяной материи, так как льняная ткань от действия влаги сбивается, становится жесткой и вызывает раздражение нежной кожи ребенка. Ширина свивальников составляет три поперечных пальца для конечностей и четыре — для туловища. Обертывание начинают с кисти ручки. Более широким свивальником пеленают грудь, сильнее стягивая, особенно у девочек, места в области сосков, при обертывании нижних конечностей бинт туже накладывают на подошвах, пятках, коленях с целью расправления выдающихся частей. После обертывания отдельных участков широким свивальником пеленают все тело ребенка от верхней части груди до конца ножек, причем ручки тщательно притягивают к туловищу и тем постепенно преодолевают их наклонность быть в согнутом положении. По мнению Сорана, основательное пеленание ручек предупреждает вывихи и повреждения глаз, наносимых ребенком самому себе. При бинтовании всего туловища кладут куски мягкой материи между внутренними частями ножек, колен и на внутренней поверхности локтей во избежание последствий сильного давления этих выдающихся мест. Головка должна быть покрыта круговой повязкой из мягкой материи. Под все тело ребенка затем подкладывают кусок льняной или шерстяной материи и, наконец, снова обертывают все тело, за исключением головки, широким свивальником (в пять поперечных пальцев). Вместо одного куска материи можно употребить два, из которых нижний должен служить для принятия кала и мочи.

Детская постель и спальня. Соран считал, что жесткая постель, используемая фракийцами и македонянами, с твердой подкладкой для уплощения затылка вредна, так как способна вызывать ссадины на коже, даже нарывы и обезображивать естественную форму детской головки. С другой стороны, слишком мягкая постель может стать причиной искривления затылка и позвоночника. Ребенок должен лежать на подушке или матрасе, набитых мочалом, мягкой травой, с соответствующим размеру тела желобом для того, чтобы предупредить скатывание. Головку следует класть всегда выше туловища. Подстилку необходимо чаще менять во избежание охлаждения ребенка и вредного влияния на него дурного запаха. В детской комнате должны отсутствовать всякие запахи и слишком яркий свет.

Пеленание прекращают постепенно: сначала можно освободить одну ручку, через несколько дней — другую; то же делать и с нижними конечностями. Освобождение левой ручки раньше правой может, по мнению Сорана, сделать ребенка левшой.

Кормление ребенка. По мнению Сорана, в течение первых двух дней жизни ребенку можно не давать никакой пищи, так как его организм нуждается в полном покое после перенесенных им при родах потрясений. Недопустимо применение каких бы то ни было трудноперевариваемых веществ. Единственным для прикармливания способом Соран признает хорошо сваренный мед, как средство, очищающее желудочно-кишечный канал. Кроме того, он считал, что мед усиливает у ребенка стремление к принятию естественной для него пищи. По истечении нескольких дней после рождения начинают кормить ребенка грудью, но не матери, а другой какой-либо здоровой женщины, так как тогда существовало мнение, что первые двадцать дней материнское молоко густое, творожистой консистенции, терпкое на вкус и поэтому непригодно для вскармливания. Сама мать лишь в том случае должна кормить собственного ребенка, если нет подходящей кормилицы.

Выбор кормилицы. Этому вопросу Соран уделяет пристальное внимание. Возраст кормилицы он определяет от 20 до 40 лет, она должна быть ранее рожавшей 2–3 раза, с развитой грудью без уплотнений и не слишком обильным молоком. Он перечисляет личные качества хорошей кормилицы: благоразумие, терпение, кротость, опрятность. Кормилица должна обладать крепким здоровьем и иметь цветущий вид, для того чтобы без последствий для ребенка переносить причиняемые кормлением беспокойства и изнурения вследствие неправильности сна; нездоровая кормилица дает вредное молоко. Соски кормилицы должны быть не крепкие, но и не слабые, чтобы обеспечивать ребенка достаточным питанием. Кормилица, как считает Соран, не должна иметь половых сношений с мужчиной, так как при этом качество молока значительно ухудшается. При этом она не должна употреблять вино, так как, переходя в молоко, вино делает ребенка сонливым, тупым, у него иногда появляются апоплексия, конвульсии, дрожание конечностей.

Образ жизни кормилицы. Соран считал, что забота о правильном образе жизни кормящей грудью необходима для предупреждения порчи молока или уменьшения его количества. Кормилица, по его мнению, должна избегать бездействия и неподвижности, так как молоко при подобных условиях становится очень густым и неудобоваримым. Необходимы умеренные гимнастические упражнения, но не тяжелые (атлетические). Он называл также способы увеличения количества молока и улучшения его качества. При исчезновении молока в силу общей слабости организма кормилице предписывают гимнастические упражнения, прогулки, растирания всего тела, груди, глубокие вдыхания, пение, искусственное высасывание из грудей молока, улучшение питания, положительные эмоции.

Мнение Сорана о том, что мать не должна кормить своего ребенка, а нанимать кормилицу, ошибочно. Безусловно, эти советы касались состоятельных граждан. Все рекомендации, адресованные кормилице, с успехом могут быть перенесены на мать.

Обмывания и растирания (массаж) тела ребенка. Соран подробно описывает купание и растирание ребенка. Купать ребенка следует ежедневно (если нет большого загрязнения или сыпи), занимается этим кормилица. После ванны делают массаж (растирание). После вытирания полотенцем тело ребенка смазывают теплым оливковым маслом и производят растирания для приведения различных частей в нормальное состояние. Положив ребенка спинкой вверх, ладонью правой руки растирают спинку по направлению от левой ягодицы к правому плечу и от правой ягодицы к левому. Потом растирают ножки и все тело. В целом описания Сорана во многом соответствуют современным приемам массажа ребенка грудного возраста, за исключением чрезмерного усердия при искривлениях и врожденных аномалиях.

Отпадение пуповины. С целью успешного заживления пупочной ранки Соран рекомендовал использовать прокаленный и промытый свинцовый порошок, но лучше всего положить на область пупка кусок кости в форме шарика, давление его способствует нормальному западению пупочной ямки.

Способы обучения ребенка сидению и хождению. Здорового ребенка, как считал Соран, следует приучать двигаться сначала в колыбели, затем в коляске; месяца через четыре, держа его на руках, совершают прогулки пешком. Начинающего сидеть ребенка необходимо окружать мягкой одеждой или одеялом, чтобы предотвратить искривление позвоночника. В начале хождения Соран рекомендовал использовать особый стул с колесами. Соран полагал, что качания и ношения на плечах особенно вредны в отношении мальчиков, так как при этом возможно придавливание яичек с уходом их в брюшную полость или даже травмирование.

Отнятие ребенка от груди. Кормление грудью должно продолжаться до тех пор, пока ребенок в достаточной степени не окрепнет. Слишком продолжительное кормление грудью не менее опасно, так как детский организм истощается и делается чувствительным к вредным воздействиям. Прикармливание следует начинать не раньше шести месяцев: прежде всего молоком, медом и вообще сладким, позже супами из круп, жидкой кашкой, яйцами всмятку. Переход на более твердую пищу допускается на втором году жизни или в конце. Одновременно совершается постепенное отнятие его от груди, лучше весной. Смазывание сосков горькими, с резким запахом веществами вредно, так как может вызывать расстройство кишечника. При заболевании ребенка во время отнятия от груди кормление грудью нужно продлить до выздоровления.

Соран не оставил без внимания и тему прорезывания зубов. Он считал, что с пяти месяцев жизни ребенку следует производить систематические растирания десен с целью их подготовки к выходу зубов. Для большего размягчения десен и освобождения полости рта от обильно скопляющейся в ней слюны полезно давать ребенку в руки большой кусок свиного сала. Во время выхода зубов кормилица должна получать более жидкую пищу и пить больше воды. Чтобы не усилить раздражения десны, лучше всего сцеживать в рот ребенка молоко, не давая ему самому сосать.

При молочнице (II, XXIV) в случае неглубоких поражений Соран рекомендовал мед, при более обширных — отвар из чечевицы и гранатовой кожуры, а также средство anthera, которое он не описывал, или отвар розы, кипариса, плодов тамариска. Также он приводит пропись сложного средства из лепестков роз, меда, шафрана, мирры, коры ладанного дерева, которое обладает антисептическими и противовоспалительными свойствами, для лечения дифтерии. Он предостерегал от грубых действий срывания корок пальцем, обмотанным шерстью, смоченной оливковым маслом или медом.

Сириазис (II, XXVII) — лихорадка с западением родничка, лечение — прикладывание желтка с розовым маслом на большой родничок. Для лечения поносов (О приливе к кишкам (II, XXVIII)) он рекомендовал особое питание и режим кормилицы.

Таким образом, рассмотренные главы трактата Сорана Эфесского, специально посвященные уходу за грудными детьми, дают основание сделать заключение, что Соран имел собственный практический опыт, был тонким и внимательным наблюдателем. Он самостоятелен в своих суждениях, по ряду положений он критически оценивает рекомендации своих современников врачей, а также некоторые распространенные в медицине отдельных народов приемы ухода за детьми. Подробно для того времени он изложил основные положения гигиенического ухода за ребенком от рождения до отнятия от груди (перевязка пуповины, одежда, уход, пеленание и др.), правила вскармливания и симптомы ряда заболеваний новорожденных.

По мнению опытного педиатра И.В. Троицкого, из общей суммы (127) советов и рекомендаций Сорана, жившего во II в., почти половина, а именно 62, оставались верными, и под ними мог подписаться врач конца XIX в. Во времена Сорана педиатрии еще не существовало, даже не была осознана необходимость такой области знаний, а во времена И.В. Троицкого педиатрия уже стала научной дисциплиной, были разработаны научные методы, усилия многих врачей были сосредоточены на изучении анатомо-физиологических особенностей организма ребенка разного возраста, этиологии, патогенеза детских заболеваний.

Медицина Александрии (элинистический период).

Александрия сохранила известное значение в качестве медицинского центра. Так, несомненно влияние александрийской школы на виднейшего представителя медицины в Риме — Галена. Врачи александрийской школы своими исследованиями способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии. Слабой, отрицательной стороной александрийской школы бы­ла идеалистическая направленность в их философских воззрениях, вслед­ствие чего Герофил и Эразистрат в ряде вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в сторону платоновского идеа­лизма.

Появление кровотечений при ранениях артерий Эразистрат объяснял тем, что при этом сначала со свистом выходит пневма, и дабы не образо­валось пустое пространство, она тотчас же замещается кровью из сосед­них вен, сообщающихся с артериями посредством особых соединительных веточек, которые в норме - закрыты, а при патологических процессах откры­ваются. Деятельность мускулов, их сокращение и расслабление Эразистрат ставил в зависимость от наполнения их воздухом или от освобождения их от воздуха. Главной причиной болезней Эразистрат считал плетору, появ­ляющуюся в результате излишества в пище и несварения ее. Избыточная или непереваренная пища засо­ряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы и т. п.

Медицина Древнего Рима (Схема №8).

Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Брита­нии на севере до Египта на юге. В Древнеримском государстве рабовладельческая формация по­лучила полное и завершенное развитие.

В Риме в условиях обшир­ного государства медицина по­лучила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладель­ческих государствах с их более низким уровнем производитель­ных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Вы­сокий уровень развития госу­дарственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитар­ным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболева­ний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба. Были созданы военные госпитали (валетудинарии, буквально — здравницы), выделены лагерные врачи, врачи легионов и т. п.


До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслу­живавших мирные нужды крупных городов римского государства и, преж­де всего самого Рима.

Большое число рабов позволяло осуществлять строительство крупных сооружений по городскому благоустройству и сани­тарии: водопроводов, канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима остаются и крупные бани-термы (с III ве­ка до н. э. и позднее); некоторые из них были рассчитаны на тысячи ку­пающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических упражнений и состязаний, для отдыха и принятия пищи, для народных собраний и пр.

В законах римлян имелись постановления санитарного характера: запрещение хоронить внутри города, предписание пользоваться для питья водой не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой во­дой с Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением санитарных меро­приятий входило в обязанность специальных городских чиновников (не врачей) — эдилов.

В императорском Риме была введена должность архиатров — главных врачей, наблюдавших за другими врачами. Впоследствии архиатры были введены в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а позднее при возник­ших объединениях ремесленников.

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы - снача­ла рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и ино­странцы: преимущественно греки или выходцы из стран Востока - Малой Азии, Египта и др. Положение врачей в Риме отличалось от их положе­ния в Древней Греции. В Греции врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и лечащего его врача; государство привлека­ло врачей к работе во время эпидемий или войн. В Риме были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела. В Риме меди­цина получила большие возможности для своего развития и в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями. Храмовая медицина в Риме играла незначительную роль.

Философские учения древних римлян были тесно связаны с их политическими и естественнонаучными воззрениями.

Асклепиад (128—56 г. до н. э.) в основу своих медицинских воз­зрений положил философское учение Эпикура и Лукреция. Асклепиад происходил из греческого города Прузы в Малой Азии.

Аскле­пиад поселился в Риме, где занимался вра­чебной деятельностью. По учению Аскле­пиада, человеческий организм состоит из атомов. Они образуются из воздуха в легких и из пищи в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по организму, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях атомы движутся по невиди­мым канальцам (порам). Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно, то че­ловек здоров. Причину болезни Аскле­пиад видел в нарушении правильного расположения атомов, в смешении жидких и газообразных атомов и в наруше­нии движения атомов, их застое, кото­рый приводит к изменению плотных ча­стей. Ближайшей причиной нарушения движения атомов в порах и расположе­ния их в тканях Асклепиад считал излишнее сужение или расслабление пор. Состояние пор зависит от вредно­стей климата, местности и образа жизни человека — вредностей питания, недо­статка движения.

Целью лечения Асклепиад считал восстановление правильного движе­ния и расположения атомов и рекомендовал разумное питание и возможно большее пребывание на воздухе, поскольку из пищи и воздуха образуются атомы, составляющие тело, а также физические упражнения, чтобы спо­собствовать движению атомов по порам и тканям. Видя ближайшую при­чину болезни в твердых частях, в тканях органов, Асклепиад рекомендовал освобождать поры, засоренные и суженные вследствие неправильного смешения атомов.

Цельс собрал и сохранил для последующих поколений много произве­дений древней медицины, оригиналы которых впоследствии погибли, и эти произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила, Эразистрата и дру­гих врачей и ученых Александрийской школы.

Крупнейший врач Рима Галеноказал большое влияние на развитие медицины. В средние века вплоть до XV—XVI вв. в медицине господствовал галенизм — искаженное схоластиками и церковниками уче­ние Галена.

Гален (131—201 н. э.) родился в Пергаме (Малая Азия). С 17 лет на родине начал учиться медицине, в последующие годы много путеше­ствовал, посетил Кипр, Лемнос, Палестину и центр медицинской науки того времени Алек­сандрию. По возвращении в Пергам Гален был там врачом гладиаторов. В 164 г. Гален отпра­вился в Рим, где и провел более 30 лет.

Освоив знания и опыт лучших врачей свое­го времени, накопив большой личный опыт врачевания, Гален написал много трудов по ме­дицине, в которых собрал и расположил в си­стематическом порядке добытые до него меди­цинские знания по анатомии, физиологии, пато­логии, фармакологии, терапии, гигиене, акушер­ству и др. Сочинения Галена передали потомству наследие древнего мира в области медицины.

В области лечебной медицины Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекар­ственных растений. В честь этого и в средние века, и в наше время такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов.

Кроме лечебной деятельности, Гален много занимался исследованиями, чем значительно расширил и углубил познания в области анатомии и фи­зиологии. Анатомические знания того времени получались преимуществен­но во время вскрытия животных при жертвоприношениях, так как вслед­ствие предрассудков народных масс и религиозных запретов не разреша­лось производить вскрытие трупов людей.

В Риме Гален изучал анатомию человека на раненых гладиаторах, на телах мертвых младенцев, выброшенных на улицу, на людях, брошенных, на съедение диким зверям, на казненных преступниках и на трупах во время войны. Часть своих анатомических сведений Гален почерпнул, вскрывая трупы животных, преимущественно обезьян. Гален описал мно­гие кости, дал им названия и подробно изучил мышцы. Менее точны све­дения Галена в отношении внутренних органов. Своими исследованиями он установил, что стенки желудка, кишок, артерий, матки и других орга­нов не однородны, а состоят из нескольких слоев, что в мышце имеются соединительнотканные волокна и разветвления нервов, а не одно мышечное вещество. Наблюдая органы невооруженным глазом, он приблизился к по­ниманию их строения из тканей. Он различал, хотя и нечетко, артерии и вены, частично проследил даже путь движения крови в организме. Гален уточнил сведения о строении головного мозга и нервной системы: им опи­саны мозговые оболочки, желудочки мозга, мозжечок, черепно-мозговые и спинномозговые нервы. Гален различал семь пар черепно-мозговых нервов, он считал источником всех нервов.

Значительны заслуги Галена в области физиологии.

Изучая сокращение мышц, Гален установил связь сокращения произвольных мышц с нервами. Он описал механизм внешнего дыхания, понял роль ак­тивных движений грудной клетки и пассивный характер движения легких в акте дыхания. В этом Галену помогли наблюдения за дыханием у ранен­ных в грудную полость и у животных, которым Гален вырезал часть ребра.

Идеалистические основы мировоззрения Галена давили на фактиче­ский материал, полученный им в исследованиях. Гален нередко верно опи­сывал то, что видел, но под влиянием своей теории давал фактам неверное объяснение. Описывая сердце, Гален не считал его мышечным органом, так как оно не подчинено воле человека, как прочие мышцы. Полагая, что левое сердце содержит легкую пневму, Гален этим объяснил то обстоятель­ство, что стенки левого сердца толще и крепче стенок правого сердца, дабы равной тяжестью обоих желудочков удерживать сердце в вертикаль­ном положении и уравнивать незначительный вес пневмы и разжиженной ею крови в левом сердце с большим весом крови в правом. Вены содержат густую кровь и имеют порозные тонкие стенки для того, чтобы кровь лег­ко могла проникать через них и питать ткани тела. Артерии же содержат кровь более жидкую, смешанную с летучей пневмой, и потому, думал Гален, имеют более плотные стенки, дабы чрезвычайно тонкая пневма не улету­чивалась.

Читайте также: