Почему русский серебряный век так связан с темой смерти сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Для этого периода русской культуры характерны мистические образы и настроения упадничества.

Конец 19-го века ознаменовался радикальными переменами в сознании людей. Биологическая теория Чарльза Дарвина и философские труды Фридриха Ницше поставили под сомнение существование бога. Выставка импрессионистов во Франции в 1874 году перевернула представления масс о том, как должно выглядеть искусство. Научный прогресс также изменил окружающую людей реальность.

Стало очевидно, что литература, которая всегда откликалась на происходящие в мире явления, примет другую форму и уже никогда не будет прежней. Так и произошло.

В Российской империи период литературных экспериментов, начавшихся в конце 19-го столетия, называют Серебряным веком. Эта эпоха ознаменовалась уходом от старых традиций. Само название Серебряный век противопоставляется классическому Золотому веку. Серебряный век отличается от Золотого настроениями упадничества и мистикой в текстах писателей, декадансом, делением на поэтические группы.

scale_1200(2).jpg

Также русский Серебряный век стал реакцией на происходившие в стране потрясения 20-го столетия: поражение в Русско-японской войне, Первая русская революция, вызванная Кровавым воскресеньем, Первая мировая война, два переворота 1917 года и Гражданская война. Все эти события нашли отражение в минорном звучании стихотворений большинства поэтов того периода.

Когда началась Первая мировая, поэт Александр Блок написал строки, отразившие трагедию всего поколения Серебряного века:

Время экспериментов

Серебряный век стал эпохой формирования поэтических направлений. Определенный стиль собирал вокруг себя поэтов, создававших творческие объединения. У каждого литературного течения были свои особенности и отличия.

Символизм можно назвать первым направлением художественной литературы русского Серебряного века, зародившимся в 1890-е годы. Поэты-символисты создавали мистические и абстрактные образы в своих текстах. Это связано с активным распространением сект в Российской империи на рубеже столетий; многие творцы вдохновлялись, посещая подобные места. Также символизм можно назвать наиболее декадентским направлением в русской литературе. Настроения упадничества и предчувствия скорой катастрофы наиболее ярко отражены в текстах поэтов-символистов. Как отмечают многие литературоведы, символизм стал вершиной русской поэзии с точки зрения музыкальности звучания произведений. Чёткая композиция, плавный ритм и контрастные цвета — вот залог той самой музыкальности стихотворений, которую выделяют филологи. В 1910-е годы из-за творческого застоя происходит кризис символизма, появляются новые поэтические течения, становящиеся популярными. Однако основные поэты-символисты продолжали развиваться в рамках родного для себя стиля.

18457.jpg

Писатели-символисты Андрей Белый, Леонид Андреев и Фёдор Сологуб не стали столь же известными массам, как Александр Блок, однако их проза ещё современниками оценивалась высоко.

Николай Гумилёв, основавший акмеизм, вернул в поэзию чёткость образов, отсылки к древним эпохам, простоту языка и любовь к жизни. Гумилёв прожил удивительную жизнь: поэт принимал участие в африканских экспедициях, добровольно отправился на фронт Первой мировой войны, где за успешные боевые и разведывательные действия получил несколько наград, был расстрелян чекистами за подозрения в сговоре против советской власти. [Сборник: Николай Гумилев]

5112.jpg

scale_120012.jpg

Движение авангардистов под названием футуризм привлекло молодых поэтов, вдохновившихся творчеством Маринетти. Основные черты этого стиля заключаются в окончательном уходе от старых литературных традиций, экспериментах с русским языком и формой стихотворений.

boris-pasternak-70967666.jpg

Борис Пастернак стал одним из крупнейших русских поэтов Серебряного века. Творческий путь Пастернака уникален тем, что он смог эволюционировать из футуриста в символиста. [Сборник: Борис Пастернак]

В центре внимания автора различное восприятие темы смерти русскими философами и писателями начала ХХ века. Одни из них воспевали героическую смерть на поле боя, другие относились к ней как к абсурду. Подробно рассматривается отношение к этой теме Л. Андреева и М. Горького.

В русской философии тема смерти нашла глубокое осмысление, эта тема рассматривается в контексте нравственной философии. Русская литература начала XX века была воплощением философской рефлексии авторов над судьбой человека и мира. Размышления о смерти героев служат, как правило, выражением человеческой идентичности. Эти мысли связаны с темой смысла жизни, судьбы.

С точки зрения В. Соловьева, неприятие и преодоление смерти - существенное содержание нравственной жизни.

З. Гиппиус пишет о страхе смерти:

[i] Гиппиус З. Стихотворения. //Человек. 1991. №6. С.187.

[ii] Горький М. Жизнь Матвея Кожемякина//Собр. соч.: в 30 т. М.: Худ. литература. Т.9. С.469.

[iv] Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения /сост. С.С.Хоружего. М.:Ренессанс, 1992. Т.1. 325 с.

[vi] Цит. по: Русская литература о жизни смерти. XX век Веч. Иванов. Рубрику введет Вадим Рабинович.// Человек. 1992. №2. С. 188.

[viii] Фетисов В.П. Философия морали/В.П.Фетисов Воронеж: Квадрат, 1995. С.90.

[ix] Горький М. Указ соч. Т.6. С.326.

[x] Горький М. Забытые рассказы 1893-1918 /ред. С.Д. Балухатова . Л. :Худ. литература, 1940. С.271.

[xi] Ницше Ф. Так говорил Заратустра /сост. К.А. Свасьяна//Собр.соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т.2. С.52

[xii] Горький М. Собака //Собр. соч.: в 30т. Т.5. С.468.

[xiv] М. Горький и русская журналистика начала XX века: Неизданная переписка /отв. ред. Зильберштейн И.С. М.: Наука, 1988. С.712.

[xvi] Горький М. Егор Булычев и другие/ Собр. соч.: в 18 т. Т.17. С.371.

[xvii] Андреев Л. Из глубины веков/ Творчество Леонида Андреева. Исследования и материалы. - Курск: Курский государственный педагогический институт., 1983. - С.118.

[xviii] Андреев Л.Рассказы /сост. и предисл. Михайлова О.Н. М.:Советская Россия.1977. С.360.

[xix] Андреев,Л. Повести и рассказы. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. С.536.

[xxi] Цит. по: Андреев В. Детство. Повесть (О Л.Н. Андрееве). М.:Советский писатель, 1966. С.224.

[xxiii] Андреев Л. Из глубины веков / Творчество Леонида Андреева. Исследования и материалы. Курск: Курский государственный педагогический ин-т, 1983. С.121.

[xxiv] Горький М. Избранные произведения. Рассказы и повести. М.: Художественная литература.1976. С.127.

[xxvi] Бунин И. Окаянные дни/Свободы вечное преддверье. Ленинград: Художественная литература. 1990. С.281.

[xxvii] Бердяев Н. Самопознание. М.: Континент. 1990. С.283.

[xxviii] Цит. по: Чернова А. Все краски мира, кроме желтого. М.: Искусство. 1987. С.97.

[xxix] Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь. 1993. С.254.

Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

Серебряным веком условно называют период, в течение которого активно развивалась русская поэзия. В эти временные рамки появилось большое количество поэтов и поэтических течений в поисках новых поэтических форм и эстетических идеалов.

Название эпохи сформировалось по аналогии с Золотым веком и стало распространенным во второй половине ХХ века. Период характеризуется неоднородностью, рядом литературных стилей, которые обладают специфическими особенностями или фундаментальными духовно-эстетическими принципами. Понятие данного времени характерно для среды русской эмиграции и соотнесено с Золотым веком, ретроспективно оценивая прошедший период в качестве расцвета культуры в России после него.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Периодизация

У эпохи Серебряного века отсутствуют четкие рамки. Это связано с наличием разных подходов для исследований. Общепринятым началом периода считаются 1890-е годы. Историки и литераторы со всего мира выдвигают несколько основных гипотез конца Серебряного века:

  • 1917 год;
  • 1921 год;
  • промежуток между 1920-1930 гг.

По поводу окончания ведется множество споров. Несмотря на глубину проводимых исследований, конкретные хронологические рамки невозможно назвать по сей день.

Литературные направления

В Серебряном веке присутствуют разные литературные направления. Такие черты присуще любому периоду развития русской культуры. Ключевые жанры, характерные для эпохи, отожествляются с художественными методами. Общие фундаментальные духовно-эстетические принципы присутствуют в каждом течении. Писатели, представленные в период Серебряного века, объединены в группировки и школы с собственными программно-эстетическими установками. В развитии литературного процесса можно отметить тенденцию к развитию с четкой закономерностью.

Реализм

Реализм — литературное направление или жанр в искусстве, цель которого выражается в правдивом воспроизведении реальности в присущих ей чертах.

Расцвет реализма отмечен периодом времени между господством романтизма и символизма. В понимании философии реализмом является доктрина, которая предполагает существование предметов видимого мира, независимо от восприятия и познания его человеком.

Основные черты направления:

  • исторически определенное общество, события, эпоха;
  • приближенная к реальности жизнь показана в произведении;
  • закономерности жизни, определенные причинно-следственными связями, занимают центральные роли;
  • литература в реализме является средством познания себя и окружающего мира;
  • демонстрация того, как общество влияет на духовность людей, формирует характер человека;
  • типизация характера для типической обстановки;
  • взаимодействие характеров и обстоятельств;
  • описание глубоких конфликтов, отражение жизни в условиях драматических столкновений;
  • развитие определяет действительность, обсуждение не только уже сложившихся форм социального взаимодействия и типов характеров, но и обнаружение зарождающихся.

Модернизм

Модернизм положил начало эпохе Серебряного века. Писатели модернистского жанра путем разных способов самовыражения расширяли рамки реалистичного видения жизни. Авторы великих произведений отстаивали право на свободу литературы, сопротивлялись нравственным установкам и общественному строю. В числе главных идейных вдохновителей направления Ф. Ницше. Возникло множество литературных течений таких, как символизм, акмеизм, футуризм. Жанры модернизма соответствовали друг другу, происходили один из другого.

Символизм

Символизм, как направление, возник по итогам кризиса всей европейской культуры. Характерной особенностью представителей течения является способ выражения идей с помощью символов. Авторы познавали тайны человеческой души, подсознания, пребывали в поисках духовной свободы. Писатели по-разному отражали символизм в своих произведениях. Первыми символистами Серебряного века считаются:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • К. Бальмонт;
  • З. Гиппиус;
  • Д. Мережковский.
  • А. Белый;
  • В. Иванов;
  • С. Соловьев;
  • А. Блок.

Писатели старшего поколения воспринимали символизм в эстетическом плане. Более молодое поколение авторов принимало направление в качестве философии жизни. Для модернистов символ находился за гранью человеческого понимания. По мнению символистов, на постижение прекрасного мира искусства не оказывают влияние рассудок и рационализм. Авторы старались концентрировать свое внимание на мистической стороне произведений.

Основные признаки символизма:

Эстетика символизма — это эстетика намека. Авторы отстраняются от мира вещей, не выражают конкретное мнение, а формулируют ассоциации, связанные с определенными вещами. Согласно Ш. Бодлеру, символизм служит единственным возможным способом отражения действительности.

Имажинизм

Имажинизм — культурное направление, характерное для Серебряного века, целью которого служит создание образа.

Основоположниками имажинизма являются А. Мариенгоф и В. Шершеневич, которые использовали метафору в качестве основного выразительного средства и создавали в произведениях целые метафорические цепи. В некоторых чертах направление схоже с футуризмом.

Особенностью творчества писателей является стремление к созданию нового поэтического языка и отстранение от клишированных фраз. Движение имажинизма отличается организованностью. Его участники проводили время на литературных вечерах и встречах, публиковали множество сборников. Наряду с такой сплоченностью, авторы не сходились в творческих взглядах.

К примеру, в поэзии Анатолия Мариенгофа или Владимира Шерневича наблюдаются упаднические настроения, личные переживания, пессимизм. В круг писателей входил Сергей Есенин, который использовал тему родины в качестве основы всего творческого процесса. Подобные примеры подтверждают факт разнородности поэтов течения имажинизма, особенно относительно принципов создания художественных произведений. Имеющиеся разногласия послужили причиной раскола литературного направления на две группы, которые с течением времени вовсе прекратили свое существование.

Акмеизм

Акмеизм пришел на смену символизму. Основоположниками направления являются Н. Гумилев и С. Городецкий. Авторы придерживались ясного взгляда на жизнь и некого культа реальности. В произведениях просматривается уход от символизма в пользу конкретных образов. Наряду с этим шедевры проникнуты тоской и декадентскими мотивами. Кроме создателей жанра, к акмеистам можно отнести:

  • О. Мандельштама;
  • А. Ахматову;
  • М. Кузмина;
  • М. Зенкевича;
  • В. Ходасевича.

Акмеизм является самым загадочным явлением Серебряного века. Направление берет начало в 1911 году. Некоторые историки придерживаются теории о полном отсутствии акмеизма. Сторонники подобного мнения считают, что направление является специфической формой символизма. Несмотря на очевидные сходства, у этих жанров есть существенные отличия. Акмеизм представляет собой новое, более свежее течение и начинается в то время, когда такое понятие, как символизм, изжило себя, что послужило причиной для раскола в обществе его последователей.

Различия между символизмом и акмеизмом:

  • произведения авторов-акмеистов отличаются более простой манерой изложения мыслей, отсутствием глубокого сакрального смысла;
  • на второй планы отошли темы религии и мистики;
  • для символизма характерна идея непостижимой тайны, которую авторы-акмеисты рассматривают, как загадочное явление, над которым следует задуматься, чтобы в конечном итоге найти ответ.

Следует отметить, что течение акмеизма просуществовало недолгое время. В первые годы был опубликован манифест акмеизма, не особо соответствующий действительности. Данные противоречия вызывали множество негативных отзывов критиков относительно произведений писателей-акмеистов. С началом войны в 1914 году направление забылось, так и не успев достигнуть высшей точки развития.

Футуризм

  • В. Хлебников;
  • В. Маяковский;
  • В. Каменский;
  • А. Крученых.

В жанре эгофутуризма писали такие авторы, как:

  • И. Северянин;
  • В. Шершеневич;
  • Р. Ивнев.

Среди основных признаков и особенностей футуризма можно отметить:

  • ориентация на разные культурные типы, поэт в роли разрушителя и творца одновременно;
  • авангардное явление со стремлением эпатировать общественность;
  • многие писатели-футуристы ранее увлекались живописью и ориентировались на это направление искусства при формулировке смысловых посылов;
  • уход от традиционного искусства;
  • большое внимание уделялось конкретике слова, которое видоизменялось, чтобы задеть читателя.

Футуризм развивался во многом под влиянием итальянских авторов. Большое значение для направления имел манифест Филиппо Томазо Маринетти, датированный 1910 годом.

Писатели-футуристы создавали принципиально новые формы искусства. Основные мотивы творчества авторов:

Футуристы в творчестве старались привлечь большое внимание к своей персоне. Для этого писатели применяли разные средства, включая странный стиль в одежде, рисунки на лицах, плакаты и скандирование собственных произведений. Общество отвечало неоднозначно. Некоторые восхищались смелыми авторами, а кто-то относился к подобным проявлениям культуры настороженно или агрессивно.

Декаданс Серебряного века

Многие писатели Серебряного века отличались особым умонастроением, связанным с окончанием эпохи, процессом исчезновения четких ориентиров и норм морали, ощущением завершения периода, для которого было характерно традиционное искусство, начала всеобщего упадка и деградации.

Признаки декаданса:

Особенности направления:

  • замена мистики мистификацией;
  • трансформация религиозных переживаний в эстетику;
  • нетрадиционные методы изучения мира;
  • гипертрофический интерес к сатанинским, магическим, колдовским, оккультным вещам;
  • грех понимается в качестве очевидного проявления человеческих качеств.

К разным формам декадентства относятся индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм, которые призваны подчеркнуть особый эмоционально-психологический характер авторов. В произведениях отмечается кризисность сознания, общее неблагополучие, размытые ориентиры и отсутствие связи с действительностью.

Наиболее остро декадентское настроение проявляется на рубеже 1910 года. Писатели в своем творчестве отстранялись от общечеловеческих императивов, ставили под сомнения общепризнанные правила, включая религию. В какой-то степени радикальная и смелая культурная революция в Серебряном веке послужила духовной основой для социальной революции.

Поэты Серебряного века

Наиболее ярко тенденции Серебряного века прослеживаются в произведениях великих поэтов. Несмотря на объединение особенным духом эпохи, каждый автор обладал индивидуальностью и специфическим стилем.

Анна Андреевна Ахматова

В произведениях знаменитой поэтессы часто просматривается тематика любви, которая проявлялась во всем: к семье, к родине. Несмотря на реальную возможность эмигрировать из страны, Анна Ахматова предпочла остаться в России и вселять в людей своим творчеством надежду на лучшее.

Николай Степанович Гумилев

Николай Гумилев создал школу акмеизма. Великий писатель известен талантливой прозой, работал переводчиком и литературным критиком. Автору всегда было присуще бесстрашие. Даже в самых безнадежных ситуациях Николай Степанович мог одерживать победу. Литераторы отмечают, что часто фигура писателя представлялась в довольно комичном свете, однако такие обстоятельства положительно сказывались на его творчестве.

Марина Ивановна Цветаева

Владимир Владимирович Маяковский

Владимир Маяковский считается одним из самых авторитетных писателей ХХ века. Автор проявил талант не только в литературе, но и в кино, драматургии, сценарном мастерстве. Некоторое время писатель трудился художником и редактором журналов. Творчество Маяковского относят к направлению футуризма. Являясь сложной фигурой, автор обладал специфическим стилем. Так как произведения поэта насильственно заставляли читать, у интеллигенции к нему сформировалась стойкая неприязнь.

Детство, проведенное в деревенской местности Грузии, коренным образом повлияло на дальнейшее становление личности писателя и его манеру преподносить себя обществу. Тюремное заключение послужило причиной отстранения от политики и погружению в искусство. В художественной академии Маяковский знакомиться с Д. Бурлюком, что полностью меняет его жизнь. Поэт-оратор в своем творчестве старался донести до читателя новые истины и свои идеи.

Осип Эмильевич Мандельштам

В творчестве поэта нередко просматриваются отсылки к другим классическим произведениям жанра. Благодаря тонкой манере письма, истинный смысл произведений дано понять только начитанному и умному человеку. Излишняя экзальтация чужда творениям Мандельштама. Основным мотивом творчества являются размышления о Боге и вечном, которые тесно переплетались с проблемой одиночества.

Сергей Александрович Есенин

Русский поэт представляет новокрестьянскую поэзию и лирику, а в поздний творческий период — имажинизм. Есенин обладал уникальным качеством окружить свою личность завесой тайны. По этой причине о жизни и творчестве писателя по сей день спорят многие литературоведы. В раннем творчестве поэта наблюдается поэтическая зрелость. Но обман заключался в том, что при сборке последнего сборника автор включил в него стихотворения, написанные в то время, когда Есенин уже был опытным поэтом.

Образ простого парня позволил писателю быстро завоевать популярность в поэтических кругах. Народные стихотворения основаны на фольклоре, которым интересовался автор. В 1917 году писатель резко меняет направление творчества и входит в круг имажинистов.

Анатолий Борисович Мариенгоф

Анатолий Мариенгоф известен, как русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист. Автор увлекался творчеством с самого детства, так как был начитанным ребенком и тяготел к русской классической литературе. Вдохновением послужило направление символизма и творчество А.А. Блока. Расцвет литературной карьеры писателя отмечен знакомством с Сергеем Есениным. Дружба повлияла на жизнь обоих поэтов.

Художественные стили Серебряного века

Эпоха характеризуется расцветом театрального искусства. Русское искусство прославляют имена К. Станиславского, Ф. Шаляпина, М. Ермолаевой. Новаторство и глубинный смысл музыкальных произведений А. Скрябина и С. Рахманинова определяют развитие мировой культуры на десятки лет вперед. В изобразительном искусстве появляются новые направления.

В эпоху Серебряного века возникает модернизм, как результат изысканий новых методик познания мира. Часть русской интеллигенции придерживались мнения о стремлении искусства к обострению чувств и страстей, а художественный образ приобретал характер символа сложных ассоциаций. Такие настроения послужили основой для символизма, как художественного течения в русской поэзии. Его черты характерны для творчества В. Брюсова, А. Блока, А. Белого. Произведениям авторов присущи образы маски, тайны, иллюзорного и хаотичного понимания окружающего мира.

Окончание Серебряного века

Начало Серебряного века отмечено в 1890-х годах. Принято считать, что конец эпохи соответствует первому десятилетию ХХ века. Однако в ученых кругах на этот счет по сей день ведутся споры. Часть исследователей полагает, что концом Серебряного века необходимо принимать за 1917 год, а их оппоненты уверены в окончании эпохи в 1921 году. Первая гипотеза объясняется фактом начала Гражданской войны в 1917 году, что послужило причиной для прекращения существования Серебряного века русской литературы. Вместе с тем следует отметить, что в 20-е годы продолжали творчество писатели, которые считаются создателями этого явления. Есть и третья теория, исходя из которой, конец эпохи приходится на даты с 1920 по 1930-е годы. События отмечены самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературным творчеством со стороны правительства.

Результаты влияния эпохи Серебряного века

Судьба многих гениев Серебряного века сложилась трагическим образом. Особенности настроений в гражданском обществе и зарождение новых стилей кардинально изменили направления творчества великих писателей. Талантливые представители эпохи пронесли любовь к Родине, незыблемую веру в величество России через время перипетий революций, войны, эмиграцию, ошибки и заблуждения. Богатый и многообразный период российской истории культуры определяется разнообразием творческих индивидуальностей, что делает его особенно увлекательным с одной стороны и трудным – с другой. Литературе Серебряного века присущи такие черты, как любовь к малой Родине, характеристика стародавних народных обычаев и традиций морали, широкий спектр применения религиозной символики.

В произведениях великих писателей того времени прослеживаются оттенки христианских мотивов и языческих верований. Народные сюжеты и образы использовались в творчестве многих авторов. Черты отрицания обрела наскучившая обществу городская культура, сопоставимая с культом приборов и железа. Серебряный век подарил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд мирового культурного достояния.

Александр Блок

Едва ли в истории отечественной литературы найдется столь яркий, загадочный и непостижимый период. Целая эпоха, продлившаяся три-четыре десятилетия, оставила след кометы на небосклоне не только русской, но и мировой литературы.

Автор Карина Ивашко

Вопрос о хронологии до сих пор является спорным. Одни исследователи связывают “кончину” Серебряного века со смертью Александра Блока и расстрелом Николая Гумилева в 1921 году. Другие – с эмиграцией из России поэтов и писателей той поры. Третьи – с самоубийством Владимира Маяковского и концом свободы творчества в стране. Так или иначе, Серебряный век – это личности. И хотя художественные течения вырастали как грибы – символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, каждый был не только ярким представителем своей эстетической платформы, но и отдельной фигурой, творцом новой эпохи.

Музей-мастерская скульптора Анны Голубкиной

Старшие символисты – Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб… Валерий Брюсов и Константин Бальмонт… Младосимволисты – Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов… Акмеисты — Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам… Футуристы и кубофутуристы – Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский… Новокрестьянские поэты Николай Клюев и Сергей Есенин, примыкавший еще и к имажинистам. Или Марина Цветаева, стоявшая особняком, но тоже дитя своей эпохи… Сколько громких имен и какое многообразие мысли, интонации, самовыражения! Несмотря на порой диаметрально противоположные взгляды на искусство, их объединило время и судьба – судьба поэтов Серебряного века. Ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Владимир Крижевский комментирует это так:

“Это общее движение, на мой взгляд, было предчувствием тех огромных перемен, которые произошли в 1914-18 годах во всей Европе и России в частности. Невиданные перемены, как говорил Блок, и неслыханные мятежи… Мне кажется, что все сместилось именно поэтому. Потому что связь между состоянием общества и искусством существует, несомненно, и отрицать это было бы просто смешно”.

Поэтесса Анна Ахматова

Предчувствие перемен на рубеже веков ощущалось в воздухе. И писатели, поэты первыми это зафиксировали. Уловили дух Серебряного века, который распространился не только на гуманитарную сферу, но и на научно-техническую и любую другую. Профессор, преподаватель Литературного института имени Горького Владимир Смирнов убежден, что сама эта метафора – Серебряный век – очень содержательна по отношению к тому, что в европейской и мировой культуре называли “золотым” и “серебряным”. Современники чувствовали рубежность времени, смену эпох, слышали скрип огромных сдвигов – тектонических, и отреагировали невероятно мощно, выразив все в своем творчестве, говорит Владимир Смирнов:

“Это же был взрыв небывалый! Вместе со всеми остальными взрывами. И если говорить о русской культуре этой поры, она несет на себе этот трагический крест времени. И они поняли тогда, что это не просто грядет какая-то смена социальная, политическая, религиозная, нравственная, экономическая, социальная, — какая хотите. Они понимали, что меняется координата времен. Вот у Блока есть такие строки: “Когда измучила тревога, и он в тоске оторопел, он разучился славить Бога и песни грешные запел”. Вот здесь сказалась такая двуликость обаяния искусства: и его величие, и его печали и беды”.

Однако выразить то, что происходило, словами, было довольно трудно. И Блок с его предсказаниями в поэме “Возмездие” действительно сделал это лучше всех, сходятся специалисты. Говорит Владимир Смирнов:

“Блок – это центральная фигура. Это связано не только с символизмом – он в известном смысле выполнил миссию Пушкина. Рядом с ним трудно кого-либо в этом отношении поставить. И не только как в чистом виде лирика. Какова его публицистика, какова его критическая проза, каков он сам как человек! Блок – величайший поэт не только России, но и Европы, мира. “Если сейчас бы на землю прилетели марсиане, — сказал однажды Гумилев, — и спросили меня, что есть человек, я бы указал им только на одного Александра Блока”. Вот где смысл и значение”.

В тех странах, где не гибли люди в войнах, продолжает Владимир Смирнов, Серебряный век продержался довольно долго. Но с началом Второй мировой войны с ним было покончено не только в России, где его как будто закрыли в 1917 году, но и во Франции и других государствах Европы. Война уничтожила Серебряный век, потому что пришла культура, которая, по словам собеседника “Голоса России”, формулируется в коротком афоризме “пушечное мясо”, когда людей превратили в придаток артиллерии и авиации. Тогда уже пошел другой отсчет. И Серебряный век – его изысканная культура – прекратил свое существование.

Читайте также: