Впервые за всю службу в армии за месяцы фронта столкнулись сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок применения и закрепления умений и навыков написания сочинения в формате ЕГЭ.

Обучающие: продолжить обучать умению анализировать содержание исходного текста, развивать речевые навыки учащихся; учить строить высказывания в публицистическом стиле на основе произведения художественной литературы; подготовить к написанию сочинения- рассуждения.

Развивающие цели: 1) стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся; 2)формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, создавать систему аргументов; 3) Развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие цели: 1) Способствовать духовному становлению личности, формирование патриотизма, совершенному владению речью.

Организация начала занятия.

Мотивация и принятие учебной цели.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Включение учащихся в активную деятельность.

Презентация о В. Кондратьеве, подготовленная учащимися.

Актуализация знаний, мотивация, знакомство с категорией нравственных понятий. Анализ читательского восприятия, оценочные вопросы, вовлечение в работу эмоциональной сферы.

Чтение и знакомство с текстом по повести Вячеслава Кондратьева "Сашка".

Развитие умения сотрудничать в группе; развитие речевых навыков при построении устных и письменных высказываний.

Анализ отрывка, работа над проблемой текста.

Работа с текстом.

Мобилизация учащихся на рефлексию степени усвоения и понимания материала, связь нового с уже известным, критический анализ и синтез, умение вести дискуссию.

Работа с текстом. Комментарий и аргументы. Определение авторской и собственной позиции.

Выведение знаний на уровень понимания и применения.

Развитие навыков связных высказываний.

Подготовка учащихся к концу занятия.

Оценка успешности достижения цели.

I . Организация начала урока:

О чем говорит автор? (Ответы ребят)

Постановка проблемы

Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фрон тового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они вошли в конце 50-х, в период "оттепели", а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда ему было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбой отпущено не так уж и много, а расска зать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не рас скажет.

Слово учителя

III. Работа с определениями «Разум и чувства".

Разум - 1. ум, способность понимания и осмысления; 2. способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания; ум, интеллект (в противоположность чувству).

Чувство - 1. способность ощущать, испытывать, воспринимать внешнее воздействие; 2. эмоция, переживание; 3. состояние, в котором человек способен осознавать, воспринимать окружающее; 4. осознанное отношение к чему-нибудь; 5. то же, что любовь.

(В повести "Сашка" с понятием "разум" можно связать первое значение: иногда Сашку захлёстывают чувства, но им нельзя подчиняться, всё нужно делать разумно, как это было с Зиной. С понятием "чувство" связаны несколько значений: первое, второе и пятое. Не стоило рисковать, поддаваясь чувству, и ползти за валенками для ротного. Чувство, в смысле переживание, испытывает Сашка, ведя немца на расстрел. Чувство любви испытывает Сашка к Зине, Паше, Родине).

Учащиеся читают отрывок

2.Работа с текстом. Прочитайте текст (Приложение 1).

-Ребята, о чём говорится в тексте?

-Что можно отметить в герое, когда тот ведет пленного немца?

-Что в этом эпизоде является настоящим испытанием для Сашки?

- Так какова же проблема данного текста?

Формулируем проблему. ( Проблема нравственного выбора человека в страшных условиях войны; Проблема отношения к пленным во время войны; Проблема гуманизма в условиях военного времени; Почему война является преступлением против человечности? Можно ли на войне остаться человеком?)

Комментируем проблему и приводим два аргумента для доказательства:

Война разрушает систему представлений человека о добре и зле, о том, что правильно и что неправильно. Она может ожесточить сердце, а может и нет.

Устные ответы на вопросы:

Может ли на войне человек остаться верным себе? Именно эта проблема находится в центре внимания русского писателя В. Л. Кондратьева.


На данном примере мы видим, что солдат осознавал возможность неблагоприятных последствий, но оставался верен своему убеждению. Далее В. Л. Кондратьев для того, чтобы показать, что комбат не только понимает чувства Сашки, но и поддерживает это решение, отмечает его реакцию на поступок солдата: "И верно, раздул капитан ноздри своего чуть кривоватого с горбинкой носа, но не закричал, не затопал, к кобуре руку не потянул, а глядел на Сашку хоть и сурово, но без злобы, очень серьезно и вроде раздумчиво. ".

Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, может ли человек остаться верным своим убеждениям вопреки приказу.

Позиция автора ясна. В. Л. Кондратьев считает, что человек может остаться верным себе даже на войне. В любой ситуации не следует отходить от собственных правил и убеждений, сохраняя в душе человечность.

Я согласна с мнением автора и считаю, что даже в самых тяжёлых ситуациях человек не должен сомневаться в принятых решениях. Для подтверждения своей позиции приведу пример из читательского опыта.

В произведении М. А. Шолохова "Судьба человека" рассказывается история советского солдата Андрея Соколова. Когда мужчина находился в плену у немцев, его позвал к себе начальник лагеря. Тогда это означало верную смерть. Так и было бы, если бы не сила воли Соколова. Начальник лагеря предложил мужчине выпить за победу Германии, но Андрей отказался. Соколов согласился выпить лишь за собственную смерть, но даже при этом он не закусывал. Голодному пленному было трудно отказаться от еды, но сохранить достоинство и гордость для него было важнее. Начальник лагеря был удивлён таким мужественным поведением, за что наградил Соколова целой булкой хлеба и куском сала. На этом примере мы видим, что даже в военное время важно сохранять верность самому себе, несмотря ни на какие обстоятельства.

В заключение хотелось бы отметить, что военное время — непростое испытание для каждого человека. Однако его стоит пройти достойно, хотя, несомненно, сделать это крайне трудно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Нет ничего страшнее войны. Она ломает и коверкает человеческие судьбы. Война проверяете людей на прочность. На войне жизнь течет по-другому: быстрее и стремительнее, она увлекает человека от одного кровавого водоворота к другому. На войне у человека почти нет выбора, а если и есть, то выбор этот сопряжен с риском для жизни своей или другого.

Фронт— это другая жизнь. Там все по-другому. Встречи мимолетны, потому что в любой момент можно расстаться навсегда.

На войне характер человека раскрывается более полно. Один поступок может раскрыть всю человеческую натуру, что невозможно при нормальных обстоятельствах и при многолетней дружбе. В экстремальных условиях человек ведет себя совсем иначе. Об этом — повесть В. Кондратьева «Сашка"

В своем произведении Кондратьев показывает нам движение жизни, которое подчиняет себе человека и несет его за собой. Несмотря на то, что есть возможность выбора, человек все равно подчинен этому потоку, называемому военной действительностью.

Если на минуту представить, что и Сашку, и тяжелораненого солдата, которого он перевязал, пощадила война, то стал бы главный герой вспоминать об этом? Вряд ли, ведь Сашка сделал то, что должен был, сделать. Для него в этом поступке нет ничего особенного.
Но для того раненого солдата это значит много, он вряд ли забудет человека, который спас ему жизнь, хотя он даже имени его не знает. Но дело не в этом, а в том, что этот поступок раскрыл для раненого натуру Сашки, самое главное.

Все незначительное в повседневной жизни для солдата становится значимым. В этих мелочах заключена его жизнь. Даже смерть становится неотъемлемой и какой-то привычной частью военной жизни. События, разворачивающиеся на Овсяниковом поле, как в зеркале отражают судьбу большого мира, судьбу народа в период потрясений. В малом видится большое — такова особенность повести Кондратьева.

Солдаты чувствуют свою вину за то, что те, кого они должны защищать, т. е. женщины, вынуждены выполнять всю тяжелую мужскую работу, за то, что война идет не так, как представлялась вначале.

Учиться воевать тоже надо уметь, об этом говорит Кондратьев в своей повести. Уметь воевать — это не только способность преодолевать свой страх и не теряться в трудную минуту, но и уметь вести войну так, чтобы она была с минимальными потерями. Но мы учимся воевать, и за учебу эту заплачено немало жизней. Когда-нибудь мы научимся, ведь человек в любых условиях должен стремиться оставаться человеком.

Повесть Кондратьева — светлая повесть, в ней звучит вера в человечность, несмотря на то, что изображен в ней жуткий оскал войны. История жизни Сашки — это история человека, который, жертвуя собой и своей жизнью, продлевает жизнь другим, нам, мне, детям будущего, моим детям.

Из истории создания повести


Основная мысль произведения

Раскрывая характер героя, автор обращает внимание читателя на несколько эпизодов из жизни Сашки. Совершенно буднично он совершает свои поступки:

  • добывает валенки для ротного (не для себя!), у которого пимы так прохудились, что уже и не высушишь;
  • берет в плен немца, которого застрелить так и не поднялась рука;
  • принимает на себя чужую вину и избавляет от трибунала молоденького лейтенанта;
  • встречается с медсестрой Зиной и уходит с ее дороги, узнав, что у нее любовь с другим.



Главные герои

Обычный сержант Сашка.

Пленение немца

Вот оно – одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка – анализ произведения тому доказательство – смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.

Жанр, тема и проблематика

Проблематика нравственного выбора в трудных условиях выносится в центр произведения. Основной персонаж проходит через множество испытаний и является показателем настоящего облика человека. Важный момент в рассказе — взятие в плен немецкого солдата. В бою единственной целью Сашки является победа в военной схватке, но немного позже на него восходит озарение — перед ним такой же человек, но преследующий идеи фашизма.


В повести рассматриваются следующий проблемы:

  • Нехватка продуктов питания;
  • Моральная ответственность;
  • Значимость жизни человека;
  • Человеческая судьба.

Персонажи встречаются лицом к лицу с недостатком продуктов. Немного позже Сашка не решается убивать немецкого солдата, которого взял в плен, потому что считает низким поступком отнять жизнь у беззащитного. Автор подчеркивает главное: каждый герой может стать создателем своей судьбы.

Разбор и характеристика главных персонажей, сюжетной линии, а также жанра и проблематики помогает для написания сочинения с анализом произведения. Это будет полезно для учеников 11-ых классов, так как произведения Кондратьева, тема мести и великодушия довольно часто попадаются на ЕГЭ. Повесть помогает воссоздать образ солдат того времени, показать их тяжелую жизнь, заботы и переживания.

Защита лейтенанта

В штабе батальона

Это сюжет первой части повести и ее краткое содержание.

Испытание любовью

На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.

Глава 1.

Сашка заступил в очередной ночной наряд.

Вспомнил, как днём увидел убитого немца на пригорке. А у того хорошие валенки. Не самому Сашке они были нужны, а ротному, у которого они уж очень плохие. Но что-то остановило Сашку. Решил утром доползти до немца.

За два месяца на фронте не видел Сашка вблизи живого немца, только танки.

Глава 2.

Сашку ранило. Бойцы многие ему завидовали: отвевался, повезло, легко отделался, ведь в руку только ранило. Идя в санчасть, он по дороге услышал стон раненого в грудь солдата. Оставив его на месте, побежал в санчасть, где ему обработали рану. Затем с солдатами вернулся за раненым, довольный, что сдержал слово, данное тому, пошёл в тыл. Прошёл мимо места, где передал пленного немца начальству.

Глава 3.

Наконец она женщина пустила переночевать, даже накормила немного, хотя и у самой дети полуголодные.

Дошли до Лужкова, где располагался госпиталь. Они помылись, их перевязали и отправили в Москву долечиваться.

Доехал Сашка до Москвы.

«Ну, а о женщинах и девушках и говорить не приходится — стучат каблучками туфелек, кто в юбке и кофточке, кто в платьице пестром, и кажутся они Сашке нарядными, праздничными, будто из мира совсем другого, для него почти забытого, а теперь каким-то чудом вернувшегося.

И шёл Сашка по Москве с высоко поднятой головой, не стесняясь своей одежды, небритого лица.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Так какой же он, Сашка Кондратьева?

Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.

Композиция

Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.

Для названия повести автор намеренно выбрал самое распространенное мужское имя, придав ему сниженно-бытовую форму. Благодаря этому ходу герой с первых страниц становится близким и понятным читателю.

Читайте также: