Почему кулигин не вступает в открытый конфликт с темным царством города калинова сочинение

Обновлено: 03.07.2024

В основу главного конфликта пьесы Островского ” Гроза ” положен извечный конфликт старого с новым, “века минувшего” с “веком нынешним”, “темного царства” со светлым началом. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального волжского городка Калинова с ее невежеством, грубостью, ханжеством, властью старших. “Жестокие нравы” царят в этом городе: люди перестали радоваться жизни, красоте, живут за высокими заборами, друг друга со свету сживают, торговлю друг у друга подрывают, унижают друг друга. И нет, кажется,

просвета от такой жизни. Над всем простирается “темное царство” с его бессердечием и тупостью, с его рабским преклонением перед могуществом старых, давно отживших порядков.

Кажется, что ничто уже не сможет нарушить веками сложившийся стиль и способ жизни. Но это не так. Островский потому и написал свою пьесу, что чувствовалось уже приближение перемен, что в недрах этого застоя уже зародилась искра протеста, пускай еще неосознанного, слабого, но способного пошатнуть все старые представления и жизненные установки. Героиней, которая сумела бросить вызов “самодурной силе Диких и Кабаних”, стала

Эта молодая женщина, лишенная участия, любви и сострадания, стремится вырваться из гнетущей атмосферы, стать свободной. Любовь (грешная и запретная) помогает ей обрести свободу. Но эта любовь трагична, так как рассказанная этой женщиной правда губит ее.

Обретя один раз свободу, Катерина Кабанова не может уже отказаться от нее, смириться с рабским и униженным положением в доме свекрови, вновь стать рабой. Поэтому она и совершает роковой поступок, потрясший весь город Калинов, заставивший задуматься даже таких слабых и жалких людей, как ее муж Тихон. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Вот почему эта героиня была названа критиком Добролюбовым “лучом света в темном царстве”.
Когда читаешь пьесу, невольно думаешь, неужели Катерина так одинока, неужели нет в пьесе героев, хоть как-то поддерживающих ее, сочувствующих ей? Таким героем является механик-самоучка Кулигин. Недаром автор подчеркивает некоторое сходство в характере этих персонажей: умение видеть красоту природы, восхищаться ею свойственно в равной степени им обоим. Кулигин действительно выделяется из окружающего общества.

Его взгляд на вещи явно противоречит канонам “темного царства”. Он механик-самоучка, то есть вовсе не ученый, а человек, вникающий в сущность явлений. И он не “книжный червь”. Только глубоко чувствующий человек может сказать: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”.

И потому Кулигин беспомощен.
“Луч света в темном царстве” или светлое явление, по Писареву, – человек, способный внести что-то новое в окружающий мир, в души людей, изменить их к лучшему: “Свет способен развеять тьму, оставаясь для нее неуязвимым”. Но такая личность должна обладать рядом необходимых душевных качеств: свободомыслием, решительностью, независимостью. И в этом главная беда Кулигина.

Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба”.
Отсутствие стимулов к борьбе делает этого героя беспомощным. Когда Борис спрашивает, отчего бы ему не описать стихами всю мерзость купеческой жизни, тот отвечает: “Как можно, сударь! Живого проглотят”. И это – проявление беспомощности.

Правда, он, в отличие от Фек-луши и ей подобных, все же решается критиковать “темное царство”, но уже осуждает себя с позиций той самой морали, которую насаждают ему окружающие: “Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается, да не могу, люблю разговор рассыпать!” Но ведь это явное отражение идеи “лишь бы все шито да крыто было”.
Кулигин не способен ничего изменить в окружающем его мире, но ему все же не хочется осознавать беспомощность и безнадежность своего положения, поэтому он тешит себя надеждой получить миллион за открытие вечного двигателя – извечной и невыполнимой мечты человечества.
Хотя Кулигин и является героем-резонером, высказывает мнение автора, явно осуждающего жизнь “темного царства”, но его слова неспособны что-либо изменить в жизни города Калинова (в отличие от поступка Катерины), поэтому и назвать этого все-таки положительного героя “лучом света в темном царстве” нельзя.

Главным олицетворением старых порядков, самодурства и деспотизма является купчиха Кабаниха. Ее в городе все уважают, а на деле – боятся. Она подчинила себе даже свою семью. Поэтому когда в ее дом вошла невестка со свободолюбивым характером, - она возненавидела ее. Катерина не привыкла к угнетению воли, поэтому пытается противостоять попыткам Кабанихи сделать из нее игрушку. Но молодой женщине сложно бороться, ведь у нее нет поддержки.

Неужели писатель не ввел ни одного персонажа, близкого по духу Катерине? На самом деле таковой есть – это механик Кулигин. Он, как и Катерина, видит несправедливость порядков в городе, но в отличие от нее, не вступает в открытый конфликт. Почему же так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит изучить его образ.

Кулигин – мещанин лет пятидесяти, которого уже часто называют стариком. Однако именно старик понимает, что старые порядки изжили себя. Он мечтает изменить город к лучшему и даже предлагает установить солнечные часы и громоотвод. Однако все его предложения не находят позитивного отклика у городской власти, так как они не сулят им наживы.

Кулигин умеет видеть и ценить красоту: он восхищается русской природой, особенно водами Волги. В душе он романтик, который не находит понимания у других.

Героя нельзя назвать трусом, но и смельчаком тоже. Он критикует порядки в обществе, но при этом боится, чтобы за откровенные слова его не съели живьем. Мужчина ощущает себя маленьким человеком, который хочет, но не может что-то изменить. Поэтому он и не решается вступить в открытый конфликт с ханжеским обществом. И только поступок Катерины дает ему в финале решимость высказать все Кабанихе.

Образ Кулигина – это обобщенный образ образованной, но бездеятельной части населения. Он мечтатель, но не революционер. Кулигин не может стать лучом света в темном царстве, потому что не знает, как побороть тьму. Он идеалист, не умеющий понять, что все его правильные слова не могут найти отклика в ханжеской среде. В разговоре с Диким Кулигин пытается доказать важность нововведений в городе, но даже не пытается посмотреть на вещи с точки зрения собеседника.

Герой понимает свою беспомощность и надеется только на чудо – изобрести вечный двигатель и получить за это миллион. Но это всего лишь мечты. На деле он просто смирился с законами своего города.

Кулигин похож на Катерину, но не может, в отличие от нее, вступить в открытый конфликт с обществом, в котором живет и к которому уже давно привык.

характеристика кулигина в пьесе гроза

Общая характеристика Кулигина

Кулигин – один из жителей Калинова. По возрасту ему около 50 лет. Он механик, его тонкая профессия – часовщик. Всю свою жизнь положил на изучение различных механизмов. Кулигина можно назвать поэтом в душе. Все, что он делает – он делает с любовью, самоотверженно. Он любит природу, положительно относится к чтению книг. Он способен поддержать любой разговор. Это мудрый человек и своей мудростью он с радостью делится с другими.

В следующий раз мы встречаемся с Кулигиным, когда он беседует с Борисом Григорьевичем — порядочным образованным молодым человеком и племянником Дикого. Кулигин невольно интересуется, как это Борис живет в подчинении у своего дяди – жуткого деспота и грубияна, которому и возразить невозможно на его бессмысленные упреки. Борис отвечает, что ему действительно трудно ужиться здесь, точно что лишний. Выслушав историю Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что сделать с этим ничего нельзя, так как хорошо знает общественные устои в Калиновке и видит, какие жестокие нравы в этом городе.

Краткая характеристика Кулигина

Мечтатель

островский гроза характеристика кулигина

Образ и характеристика Кулигина

Одним из многочисленных второстепенных персонажей произведения является Кулигин, представленный писателем в образе местного жителя провинциального российского городка Калиново.

Герой описывается в пьесе в качестве мужчины пятидесяти лет, имеющего мещанского происхождения, работающего простым механиком и часовщиком-самоучкой.

Отличительными особенностями Кулигина драматург изображает его высокую эрудированность, любовь к чтению, восхищение известными учеными, особенно Ломоносовым, дословное знание цитат известных людей.

Давая характеристику Кулигину, автор подчеркивает его романтичную, мечтательную натуру, а также трепетное отношение к окружающей природе, вызывающей в душе героя трепетное благоговение своей очаровательной неповторимостью и прелестью, тем самым подчеркивая собственную поэтическую душу и внутреннюю красоту неисправимого мечтателя.

Кулигин является честным человеком, не признающим лжи и предпочитающим излагать собственное мнение о людях и их поступках исключительно правдиво и прямо в глаза. Кроме того, Кулигину свойственна и человеческая смелость, поскольку в отличие от других людей не страшится ни природных явлений, ни иных людских поступков. При этом Кулигин отличается излишней разговорчивостью, которую и сам признает излишней болтовней, но не может отказаться от удовольствия лишний раз поболтать с встретившимися горожанами.

Жители города характеризуют Кулигина как доброго, хорошего, скромного человека, не позволяющего высказываться в адрес окружающих людей плохими словами и выражениями.

Ключевой характерной чертой героя является его искреннее желание стать полезным для родного города, улучшив жизнь калиновцев путем осуществления новаторских идей в виде установки солнечных часов, громоотвода, а также мечты о создании вечного двигателя. При этом Кулигин не стремится к собственному обогащению, выражая стремление трудиться на общую пользу без вознаграждения, честно исполняя свое земное предназначение в форме служения людям. Однако со стороны городского общества изобретатель не находит понимания и поддержки, поскольку местные жители не нуждаются в усовершенствовании своей размеренной жизни путем внедрения странных научных идей, непонятных им.

В образе Кулигина писатель представляет благородного представителя провинциальной интеллигенции, мечтающего внести собственную лепту в общественные улучшения, понимающего необходимость назревших перемен в темном царстве, но не имеющего среди окружения единомышленников и неспособного в одиночку противостоять старому миру.

Изобретатель

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Кулигин. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил- таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито). Перестал, что ль, дождик-то?

1-й. Кажется, перестал.

Дикой. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!

1-й (выйдя из-под сводов). Перестал!

Варвара и потом Борис.

Варвара. Кажется, он!

Борис (проходит в глубине сцены). Сс-сс!

Борис (оглядывается). Поди сюда. (Манит рукой.)

Борис (входит). Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!

Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.

Борис. Нет, я не знал.

Варвара. Она просто сама не своя сделалась!

Борис. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока его не было. Уж теперь не увидишь ее!

Ценитель красоты

кулигин гроза характеристика кратко

Дальше Кулигин говорит, что бедные люди день и ночь работают и спят по три часа, а богатые за запертыми воротами сидят дома и только ругаются между собой. Он также пытается объяснить людям, что не стоит бояться грозы, кометы или северного сияния — ими нужно восторгаться и оценивать как удивительное природное явление.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Онтонио Веселко

Лучший ответ:


Васян Коваль

В основу главного конфликта пьесы Островского “Гроза” положен извечныйконфликт старого с новым, “века минувшего” с “веком нынешним”, “темногоцарства” со светлым началом. В произведении изображена затхлая атмосферапровинциального волжского городка Калинова с ее невежеством, грубостью,ханжеством, властью старших. “Жестокие нравы” царят в этом городе: людиперестали радоваться жизни, красоте, живут за высокими заборами, другдруга со свету сживают, торговлю друг у друга подрывают, унижают другдруга. И нет, кажется, просвета от такой жизни. Над всем простирается“темное царство” с его бессердечием и тупостью, с его рабскимпреклонением перед могуществом старых, давно отживших порядков. Кажется,что ничто уже не сможет нарушить веками сложившийся стиль и способжизни. Но это не так. Островский потому и написал свою пьесу, чточувствовалось уже приближение перемен, что в недрах этого застоя ужезародилась искра протеста, пускай еще неосознанного, слабого, носпособного пошатнуть все старые представления и жизненные установки.Героиней, которая сумела бросить вызов “самодурной силе Диких иКабаних”, стала Катерина Кабанова. Эта молодая женщина, лишеннаяучастия, любви и сострадания, стремится вырваться из гнетущей атмосферы,стать свободной. Любовь (грешная и запретная) помогает ей обрестисвободу. Но эта любовь трагична, так как рассказанная этой женщинойправда губит ее. Обретя один раз свободу, Катерина Кабанова не может ужеотказаться от нее, смириться с рабским и униженным положением в домесвекрови, вновь стать рабой. Поэтому она и совершает роковой поступок,потрясший весь город Калинов, заставивший задуматься даже таких слабых ижалких людей, как ее муж Тихон. Ее смерть - вызов “темной силе”,желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья. Вот почемуэта героиня была названа критиком Добролюбовым “лучом света в темномцарстве”.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

В заключительной части статьи "Луч света в темном царстве" критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, "Гроза" есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее". Это "что-то", по мнению критика, "фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства", и "характер Катерины, рисующийся на этом фоне", от которого веет "новой жизнью", открывшейся "в самой ее гибели".

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего " внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически". Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: "Да ведь и у нас то же самое". Но разницу сама героиня определила так: "Да здесь все как будто из-под неволи!" Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее "созидающий, любящий, идеальный", поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в "золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. "

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. "В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце". В душе она строила свой идеальный мир, "посвященный добру и наслаждению", но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый "период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец", закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают "нечистые, развратные замыслы". Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, "что сохранилось от ее воспоминаний". Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: "ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле". По мнению Добролюбова, все это должно было "заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. ". Но "Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы".

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: ". дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. "

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать "беспрекословной угодницей" свекрови и "кроткою рабою" своего мужа. "Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи ". Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, "законно и свято", "при свете белого дня", "перед народом", то и жизнь для нее не имеет смысла.

"Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то "Гроза" и производит на нас впечатление освежающее. "

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье "Мотивы русской драмы" оспорил такую трактовку образа Катерины. "Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. " "Светлым явлением. ", продолжает критик, должно считать ". только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. " И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: "Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством" которое является совершенно неожиданным для нее самой".

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины" каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье "Мотивы русской драмы" он резко критикует "темное царство", выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения", которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: "Что домой, что в могилу — все равно!", прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: "человеческое достоинство", не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

В "темном царстве" российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл "самое решительное" произведение Островского "глотком свежего воздуха" и утверждал, что в нем "есть что-то освежающее и ободряющее".

Читайте также: