Впечатления о балете лебединое озеро сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Свой театральный сезон 2014 года я завершила в декабре просмотром балета "Жизель", а открыла сезон 2015 года в январе балетом "Лебединое озеро". Если при просмотре балета "Жизель" пришлось таки всплакнуть: поклонник Жизели. лесничий Ганс, погибает в озере ни за что, ни про что, а обманщик граф Альберт сухим выходит из этого озера, навсегда оставив Жизель в загробном мире.

То на балете "Лебединое озеро" сидела с сухими глазами.
Этот балет вживую смотрела давно, а по телевизору много - много раз и то, когда нас "постигала очередная утрата". Поэтому сюжет знала поверхностно. И вот, наконец, я решила просто обновить память, сходила на этот балет.
Поделюсь впечатлением.

Впечатление первое.
Сюжет поразил. Принц Зигфрид нахлестался спиртного на бале-маскараде до чертиков и в ночи попёрся на озеро стрелять лебедей. Но, по пьяной лавочке, знакомится с красивой белой птичкой, начинает за ней волочиться и, даже, влюбляется. О чем сообщает своей матери. Однако, та женщина разумная, и пытается вразумить сынка, организовав бал, на который приглашает красавиц-невест из плоти и крови. Но принц уже того, крыша съехала. Не ведётся даже на красавицу-брюнетку, которую ему подсунули вместо блондинки-птички. (Мой сосед сказал, что, видимо, принц считает, что на фоне блондинки он сам себе кажется не таким уж дебилом).
Короче, заканчивается всё действо тем, что Зигфрид таки сбегает на озеро, где, после схватки с черным колдуном, воссоединяется со своей возлюбленной.
Хеппи-энд. Зоофилия в красивом обрамлении в сопровождении шикарной музыки.
Впечатление второе.
Танцевали красиво. Я не балетная, мне все, кто умеет двигаться под музыку красиво, нравятся. Костюмы тоже шикарные. Правда принц был маленько замороженный. Совсем без эмоций. Видимо, сказалось количество выпитого. Вошел в роль.

Впечатление третье.
Оркестр замечательный. Музыка вне критики. Чайковский - гений. Жалко мужика. Напоили холодной водой с палочкой холеры. Сгубили. А мог бы много ещё чего сочинить. А мы бы наслаждались.


. Искусство - это целое лукошко впечатлений. Не сидите дома. Много теряете.

Перед тем как пойти в Мариинку, я в инете посмотрела краткое содержание балета "Лебединое озеро". Нужно же быть в курсе!
Вот коротко.

Большой балет в 4-х действиях "Лебединое озеро". Либретто предположительно составлено самим П.И.Чайковским, возможно при участии В.П.Бегичева и В.Ф.Гельцера.
Сюжет: В четырех актах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, добрую фею с короной на голове. Покоренный ее красотой и потрясенный ее рассказом о преследованиях Мачехи-Совы, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Мачехе-Сове, олицетворяющей в балете образ фатума (корона спасала Одетту от ее преследований). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.
Классический балет выстроен по этому сценарию.

Так, так. Смотрела одно (1), а читала сценарий о другом (2).
Это в в балете Одетта оживает, они с прЫнцем обнимаютса и целуются))) (1)
Ужас ужасный! Как представлю мужика, который с птицей любовь крутит..)))))))

А в классике Злой Волшебник превратил свою дочь (Черного Лебедя) в Одетту и прЫнц с "плохой" девочкой чуть было не остался, попавшись на эту удочку. Потом всё же прЫнц одумался и они вместе с Одеттой утонули в озере.(2)

Вообще я и раньше слышала.что много разных концовок есть у этого балета, но уже подзабыла.

Я тоже видела балет только с такой концовкой. С большим трудом вразумила сестру в том, что она что-то не то смотрела. Оказывается несколько вариантов балета имеют право за жизнь! Не знала.
В итоге победило благоразумие.

Во ещё вспомнила - как молодая была, не образованная.
. В студенческие годы пошли с группой на "Лебединое озеро" в Кировский. театр оперы и балета.
Посмотрели, прослезились, а потом я, желая показать "иногородним" подружкам свою столичную образованность, стала громко, пока стояли в очереди за плащами, возмущаться - выкинули, мол, паразиты, из балета "танец умирающего лебедя"!
Типа, деньги уплОчены, а программу сократили! И, что интересно, никто из окружающей меня публики не пресёк поток моих возмущений и не объяснил куда делась эта партия из нашего балета. ))))))))))))))))))

Уже дома мне сказали что этот умирающий лебедь вообще не имеет отношение к балету. Типа Сен-Санс, а мы смотрели и слушали великого ЧАЙКОВСКОГО .

Сюжеты, сценарии и то, как каждый человек прочитывает эти сценарии - интересная тема. Вот простой пример -


Летом на даче я перечитала одну книжку, всем известную и знакомую. (под рукой больше ничего не было). В детстве эта книга мне очень нравилась.
Сюжет в двух словах:
Вдовец, состоящий на государственной службе воспитывает двоих детей. Один детёныш мелкий, безпроблемный.
Второй несколько старше, но, в начале периода полового созревания, когда тянет не пойми куда и для чего. И водит дружбу он с малопривлекательным шкетом. Вовсе не из его социального окружения. Этот шкет в определённый момент берёт своего кореша из благополучной семьи, разводит его на азартную игру и раздевает начисто. Получается для пацана астрономический долг. Нужно отдавать, а денег нет и не предвидится. Тогда- то и попадает он практически в рабство к своему приятелю. А тот, будучи в родстве с антиправительственно настроенными элементами, которые ведут террористическую деятельность, начинает его использовать в деле доставки боеприпасов боевикам.
Вот примерно такой сюжет.
Книжку-то опознали?

Сегодня я расскажу о том, как мне посчастливилось один раз побывать в театре, где показывают балет и оперу.

Этот день запомнился мне навсегда. Помню, как мама предложила мне посетить вместе с ней этот театр. Я долго сопротивлялась, не хотела ехать. Так как мы живем в маленьком городке, театра оперы и балета у нас нет. Но маме очень захотелось показать мне что это такое. И поэтому она предложила поехать в ближайший город, в котором есть и театры, концертные залы, и музеи. Я не понимала, зачем мне смотреть на балерин или слушать непонятное пение странных людей. В общем, мама меня уговорила и сказала, что я такое будут помнить всю жизнь. Так и получилось.

Мы приехали в этот город и на такси подьехали к театру. Это было красивое здание, в которое было даже как-то страшно заходить. Люди, которые находились возле дверей и на улице, были очень красиво одеты. Мы с мамой были одеты намного проще. Я была очень удивлена, увидев красивых женщин в вечерних платьях и с прическами.

Когда мы прошли в театр, мама предложила мне сходить в кафетерий. Я не отказалась. Там мама выпила кофе с коньяком, а я чай с пироженкой.

Конечно, в целом это было незабываемо. Мне очень понравилась атмосфера, которая стоит в театре. Все так и произошло, как предупреждала меня мама. Я не забуду этот день никогда в своей жизни!

6 класс. Русский язык

Сочинение Впервые в театре оперы и балета (6 класс)

Моя мама очень любит театр, а я видел его только издали, когда мы проезжали мимо. Меня всегда поражала архитектура и объемы здания, увенчанного барельефами и скульптурами. Я всегда представлял себе сказочный дворец, в котором живет прекрасная принцесса.

И вот мы входим в театр. В нишах фойе я вижу скульптурные бюсты композиторов, писателей, декоративные вазы. Кресла в зрительном зале мягкие, обитые бархатом. А в центре потолка – огромная хрустальная люстра. Это настоящий дворец!

Заиграла музыка, и я окунулся в мир волшебства. Музыка звучала совсем рядом, настоящая, живая! Она вызвала у меня какое-то волнение в сердце. Потом на сцену выпорхнули артисты в красивых ярких костюмах.

А вот и Щелкунчик! Я сразу узнал его! Вот он превратился в прекрасного принца, а елка стала огромных размеров. А это фея Драже танцует свой прекрасный танец. А Маша становится самой настоящей принцессой.

В антракте мы пошли в буфет, где я выпил чай и съел самые вкусные пирожные в мире. Потом немного прогулялись по фойе, и мама показала мне портрет Чайковского, немного рассказала об этом композиторе.

А дальше было продолжение прекрасной сказки. Позже я смотрел мультфильм по мотивам этого балета, но впечатление было уже не таким праздничным, а музыка не такой прекрасной, как в настоящем балете.

Некоторые мои друзья с насмешкой говорят о театре и о балете, в частности. Они считают, что лучше посмотреть интересный боевик или фантастический фильм. Но сами ни разу не были в театре. Я постараюсь их уговорить пойти вместе со мной на какой-то спектакль, что бы они сами поняли, как это чудесно.

2 вариант

В театре я был достаточно давно. Примерно в третьем или четвёртом классе. Мы всем классом ездили в театр. Да не то, что классом, школой! Нам сказали одеться подобающе театру, а точнее нам сказали определённый образ.

Помню, как я первый раз я зашёл в театр. Это было огромное помещение, украшенное красивым орнаментом и разным историческими штучками. Я посетил это место в первый раз в жизни. И был крайне удивлён масштабами всего происходящего.

Когда мы все зашли в театр, нам сразу же объяснили правила поведения, как мы должно себя вести в таких культурных и в какой-то мере исторических местах. Нам естественно говорили, что мы не должны бегать, громко кричать и во время спектакля вести себя спокойно.

Точно не помню, на какой мы спектакль пошли, но мне было крайне интересно. Здание с наружи было очень огромным, оно было просто неимоверного масштаба. Иногда можно и вовсе подумать, что это какой-то дворец из фильма. В основном театр посещают крайне образованные и умные люди, а так же очень много бабушек и дедушек.

Женщины были одеты в красивые платья, а мужчины все были в красивых костюмах.

В холе был маленький магазинчик с сувенирами, а так же кафе с едой. Во время сеанса в театре нужно было выключить телефон, естественно нельзя разговаривать, что бы другим не испортить вечер и чтобы другие поняли сценарий и саму суть спектакля. Кстати иногда понять не просто о чём происходит действие в самой сценке.

Ведь нужно уметь вникать в саму суть действий героев. Нужно проникать в душу героя и проживать с ним тот или иной момент. Само представление было для меня необычайно красиво, а так как я в первый раз был в таком заведении, мне казалась это просто очень необычным.










Кукольный спектакль

Автор: Аня, 4 класс

Нас с классом повели вместо уроков в кукольный театр на представление. Всем понравилось предложение день не учиться. Наши мальчики плохо себя вели и кричали, пока не началось выступление, а потом началось представление, и все притихли, потому что на сцене происходило что-то очень красивое. Куклы были одновременно сказочными и натуральными, как будто они живые. Спустя несколько минут с начала спектакля я совсем забыла, что это куклы, которыми двигают актёры, стало казаться, что они ожили и сами играют. Время пролетело так быстро, что мы не успели опомниться. Было жаль уходить, когда прекрасная сказка закончилась. Всем моим одноклассникам очень понравилось, и мы попросили нашу учительницу ещё раз вместо уроков сходить уже на другое представление.

Сочинение на тему “Поход в театр”

Сегодня можно с грустью констатировать, что театр постепенно теряет привлекательность для молодежи и даже взрослых людей.

Кинематографические технологии зашли настолько далеко, что современное кино – это уже не только прекрасная игра актеров, но и огромное количество спецэффектов. В театре их не играть, а потому люди к нему относятся с меньшим интересом.

И совершают большую ошибку, поскольку игра актеров – это самое главное, а спецэффекты – лишь приятное дополнение, без которого вполне можно обойтись.

Вариант 1

Как-то мы с родителями собрались в театр. Этот поход организовал папа, он всегда был к театру неравнодушен. Мы долго спорили кто что оденет, во сколько надо подъехать, что с собой брать и так далее. Эти сборы нас немного вымотали. но папа рассказывал, что театр-это его мечта, в детстве он не пропускал ни одного спектакля. мама с ним была согласна и мы пошли.

В фойе было ослепительно ярко и очень красиво, нас окружали очень нарядные мужчины и их спутницы, все были в предвкушении чего-то необычного и улыбались. В театре я был впервые, и меня здесь всё удивляло. Но всё же было всё так замечательно.

Прозвенел звонок, потом ещё. Начался спектакль. Зал затих и я слышал тиканье маминых часиков. актёры были такими важными и галантными, они смешили публику, говорили разные реплики и зал хохотал. Это была комедия. Папа сиял от радости. Мама тоже улыбалась и иногда посматривала на меня.

Мне понравился спектакль, этот уютный и великолепный зал, мягкие сидения и публика. А игра актёров, их мастерство было на высшем уровне. Когда комедия закончилась, все поднялись и дружно зааплодировали труппе. Спектакль удался! Вечером мы ещё долго его обсуждали и уснули только после полуночи, радостные и одухотворённые.

Вариант 2

Лично я смог сформулировать ответ на вопрос, от чего театр становится менее популярным и в чем именно заключается заблуждение людей, которые отказываются его посещать, только тогда, когда сам его посетил. Решение о посещении театра было принято мной не спонтанно, я долго думал перед его принятием.

Я понимал, что театр становится менее посещаемым местом, но в то же время я слышал восторженные отзывы о посещении театра от людей, которые пользуются у меня авторитетом. Я всегда допускаю, что массы могут ошибаться, а отдельные люди быть правы, поэтому решил самостоятельно узнать, что же такое театр.

И я не пожалел о том, что все-таки решился посетить его. Я принял решение пойти на один из вечерних сеансов местного театра, где как раз проходил спектакль по известной повести Ивана Нечуя-Левицкого под названием “Кайдашева семья”. Вряд ли стоит пересказывать содержание этой замечательной повести, все и так с ним прекрасно знакомы.

При посещении театра главное заключается не в самом содержании, а в наблюдении за игрой актеров. Игра эта просто не имела себе равных. Нигде и никогда раньше я не видел таких искренних и природных актеров. Это даже сложно назвать актерской игрой, ведь передо мной просто ожили визуальные картины, изображенные в этой прекрасной повести.

Я увидел не только сложные и запутанные отношения между людьми, роли которых исполняли актеры, но и уклад жизни тогдашних украинцев и украинского общества. Все это было очень интересно, познавательно и даже увлекательно.

После окончания спектакля мне, честно говоря, не хотелось покидать зал и стены театра, я бы с радостью наблюдал за продолжающейся историей Кайдашевой семье еще очень долго.

Теперь, когда я побывал в театре впервые, я могу с уверенностью порекомендовать посетить его всем другим людям. И уж точно я могу сказать, что театр нельзя сравнивать ни с кино, ни с чем-то еще, ведь это совсем другой вид отличного проведения времени. Я очень рад, что решился на поход в театр. Думается, что посещу я его еще очень много раз.

Вариант 3

В прошлую пятницу мы с классом посетили областной академический украинский музыкально-драматический театр. Когда подходишь к светлому, недавно отреставрированному торжественному зданию театра, сразу понимаешь, как подходит ему это гордое длинное название.

Театр начинается с вешалки, то есть с гардероба. В храме искусства не принято разгуливать в верхней одежде, и поэтому мы послушно, не толкаясь, сдаем свои куртки, шапки и шарфы в гардероб. Затем можно привести себя в порядок у огромного, в полстены зеркала — места хватит всем.

Мы в театре. Богатый торжественный интерьер поселяет в душе ожидание чего-то необычного. Даже самые шумные ребята тихонько, не повышая голоса, делятся впечатлениями. Не спеша мы проходим в зал, рассаживаемся на свои места.

Первый раз в театре

Первый раз я попал в оперный театр в семь лет. Меня привела туда бабушка, решив, что ее внуку пора познакомиться с этим особенным видом человеческой культуры.

Едва мы переступили порог здания, как я замер от восторга: передо мной простирался огромный холл с величественными колоннами, лепными украшениями и красными ковровыми дорожками. В голову сразу же пришли мысли о королевском дворце. Еще больше мне понравился зрительный зал, а особенно – роскошные люстры на цепях и оркестровая яма.

Но вот прозвенел третий звонок, погас

свет и началось действо. Хочу сразу сказать, что опера “Иоланта” произвела на меня сильное впечатление. Это же надо, без микрофона – и так громко петь!

Даже громче оркестра, а ведь там звучит одновременно около тридцати инструментов!

Кроме того, увлекательным оказался сам сюжет: слепая девушка живет, даже не подозревая о своем недуге. Правда, в конце концов она узнает, что все остальные люди зрячие, но не отчаивается, а вскоре излечивается.

Вернулись мы домой очень довольные и весь вечер делились с родственниками впечатлениями. С этого дня я навсегда полюбил оперный театр.

Театр имени Федора Волкова



Основатель театра — Федор Волков — создавал новые театральные формы. Фото: Елена ВАХРУШЕВА
Адрес: Ярославль, пл. Волкова, 1

Цена билетов: от 300 руб.

История

Старейший русский драматический театр страны на берегу Волги своим рождением обязан актеру и режиссеру Федору Григорьевичу Волкову. Ему тогда был всего 21 год.

Первыми гастролями Театра имени Федора Волкова стала поездка в Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны.

Репертуар

Видео: Официальный канал Театра Волкова в Ярославле

Интересные факты

На сцене Ярославского театра гастролировали в разное время Айра Олдридж, братья Адельгейм, Вера Комиссаржевская. В 1890-х годах здесь несколько раз выступал Константин Станиславский.

Прекрасный спектакль! Дебютанты Лири Вакабаяси и Тумен Санчат были на высоте!Очень приятно смотреть на исполнителей мужских партий (принца Зигфрида, шута, Ротбарта): легкие, прыгучие, очень изящные! И оформление, и костюмы, и особенно артисты нашего театра - все на очень высоком уровне! Приход сюда - всегда праздник! Огромное спасибо за доставленное удовольствие!

Зрительница (18 января 2021)

Вчера был великолепный балет с участием любимых солистов. Очень хотела увидеть в партии Одетта-Одиллия именно Дарью Бадыкову (Демченко). С первых минут я была поражена ее красотой, темпераментом и аристократичностью. Было видно, как она была вдохновлена этой партией. Её безупречная техника очень узнаваема. Внутренний огонь ее души очень ей помог. Ах, какие фуэте она крутила. Огромная благодарность за удовольствие, которое было получено мной. Как были прекрасны белые лебеди. Их отточенные движения, синхронность - это просто нечто невообразимое. Наслаждаться этой красотой можно и в партере и на балконе. Всегда с трепетом слушаю соло первой скрипки Ольги Лушниковой. Мое отдельное браво ей и оркестру. Открытием для меня стала Татьяна Боргер и ее танец тройки белых лебедей. Па де труа с участием Валерии Клюевой, Екатерины и Туман Санчат - великолепны. Очень и очень понравились испанские страсти с участием Ольги Поповой, Алексея Шакуро и непревзойденного Зураба Микеладзе. Ну, а Екатерина Хомкина-Сафронова блистательна в любой партии. Её невозможно спутать и не узнать. На такой венгерской невесте стоит жениться))). Улыбка и зажигательный танец польской невесты не может не нравится. Виктория Дедюлькина на сцене всегда обаятельна. Обожаю ее за открытость зрителям. Всегда жду в роли злого гения - Заза Гоголадзе. Обожаю его прыжки (Гранд жете). Благодарю всю труппу яркий балет.

Лебединое озеро в Челябинске с премьерами Большого театра - Юлией Степановой (Одетта-Одилия) и Денисом Родькиным (Зигфрид).
Вот в таком звездном составе мы увидели балет 25 ноября 2020!
И выражаю глубокую признательность руководству театра за такой неожиданный подарок!
Сразу скажу, что до этого видела по записям только Дениса, так как он ученик Николая Максимовича Цискаридзе, о котором кажется знаю уже почти всё (по крайней мере о том, о чем он сам рассказывает). Про Юлю ничего не знала и не видела.
Кажется, я открыла для себя балерину, на которую хочется смотреть и восхищаться! Какие у нее потрясающие руки! Как у Плисецкой - живые, говорящие! Очень рада, что руководство театра сделало нам такой подарок - в лице Дениса и Юлии!!
Дениса "живьём" тоже видела впервые. Не ожидала, что он такой высокий! Настоящий принц).
Техника и актерская игра - есть всё сразу. Держи меня, моё мироздание! Уже даже не знаю что сказать от избытка чувств и благодарности за то, что я вчера видела и чувствовала на балете!

Ротбарт - Зураб Микеладзе. Потрясающий! Один из самых эмоциональных танцоров нашей челябинской труппы!
Не перестаю удивляться его способности проживать образ, который он воплощает на сцене, так глубоко, что кажется лучше сделать уже нереально.
Низкий поклон!
И урра! Сегодня селфи с Зурабом и не только!

А Валерий Целищев создал потрясающий образ шута! Столько неожиданного юмора внёс в спектакль, что этот персонаж для меня открылся с новой стороны! А как требовательно он четырежды пытался вручить розу балерине, обыграно великолепно!! Браво!
Вообще всегда обращала внимание на шута в Лебедином. Его партия одна из самых сложных , интересных и виртуозных.
И сегодня неожиданный шут в лице Валерия просто восхитил!
Огромное спасибо за полученное удовольствие!
И вообще у меня радость бьёт через край - селфи с Денисом Родькиным, с Валерием Целищевым, с Зурабом Микеладзе!
Уррраа!!

Валерия Дедюлькина, Кубаныч Шамакеев и еще многие и многие были также восхитительны!

И Ещё хочу выразить глубочайшие слова благодарности художественному руководителю балета народному артисту Юрию Клевцову, благодаря которому у нас именно такие сейчас балеты, на которые хочется и хочется ходить!!
И конечно же талантливому художнику Дмитрию Чербаджи, создающему изумительные костюмы и великолепную осязаемую атмосферу каждого спектакля!
Спасибо всем, кто причастен к созданию наших балетов - не устану это повторять!

Кристина Г. (26 ноября 2020)

Хочу поблагодарить Театр, за прекрасное открытие фестиваля балетом "Лебединое озеро". Денис Родькин и Юлия Степанова - это подарок зрителям. Вся труппа вчера танцевала выше всяких похвал. Браво Валерию Целищеву, Зурабу Микеладзе, Виктории Дедюлькиной, Алёне Филатовой, Дарье Демченко, Ольге Дырда. Поход в Театр всегда праздник для души, а особенно, когда на сцене такая сказка. Отдельное спасибо кордебалету, ваши эмоции бесценны.

Кристина (25 сентября 2020)

Посчастливилось видеть этот балет много раз, и каждый раз открываю для себя что-то новое. Прекрасная Одетта - Екатерина Хомкина /Сафронова/, покорила мое сердце давно. Ее прекрасный лебедь, а именно отточенные движения влюбляет в себя с первых секунд. Сегодня были великолепны все. Все, кто любит классический балет должны его увидеть.

Ходили на "Лебединое Озеро" с дочерью. Это восторг! Думаю, то, что 7-летняя девочка весь спектакль сидела, затаив дыхание, уже говорит о многом.
Екатерина Хомкина-Сафронова в роли Одетты-Оделии просто поразила меня в самое сердце. Она не только потрясающая балерина, но и очень талантливая актриса. Одетта-принцесса, Одетта-лебедь и Оделия - как будто 3 разных человека: принцесса - красивая, утончённая, лебедь - нежная, страдающая, ранимая, ощущение, что на сцене настоящая птица, Оделия - коварная, развязная, напористая. Её преображения пробирают просто до мурашек.
Также очень понравились Ротбард в исполнении Зазы Гогаладзе, Шут в исполнении Ивана Троилова и Русская невеста в исполнении Валерии Клюевой.
Отдельно хочется отметить музыку. Я очень люблю "Лебединое озеро" и поэтому немножко боялась разочароваться. Боялась я зря, оркестр был на высоте!
Мы с дочкой получили огромное удовольствие! Спасибо Вам за чудесно проведённый вечер и бурю положительных эмоций!

П.Чайковский "Лебединое озеро" П.Чайковский "Лебединое озеро" П.Чайковский "Лебединое озеро"

URAL1

Министерство культуры Челябинской области
Культура и искусство Южного Урала

Нацпроект


Портал Культура РФ

Сцена из балета

Сцена из балета “Лебединое озеро”. Красноярский театр оперы и балета

“Лебединое озеро”. Балет-симфония

Первая премьера “Лебединого озера”

В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов.

И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха. Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности

В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.

Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.

В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе

Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.

Главные персонажи балета

Главные персонажи балета “Лебединое озеро”

Расцвет

Мариус Петипа и Лев Иванов

Мариус Петипа и Лев Иванов

Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.

Александр Горский

Александр Горский

Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.

Классическая версия балета

Классическая версия балета “Лебединое озеро” состоит из двух действий и четырех картин

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

Зигфрид, Одетта, кордебалет


“Лебединое озеро”. Большой театр, 1961 год

Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.

Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.

Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.

Одетта. Художник - Валерий Косоруков

Одетта. Художник – Валерий Косоруков

В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.

Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

Танцы лебедей и вариация Одетты

Одетта, кордебалет

Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.

“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты

При этом каждый танец может существовать сам по себе.

Лебеди маленькие и большие

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год

Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.

Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.

Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Сцена из балета П. И. Чайковского

Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров

Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.

Одетта

Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год

Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.

В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.

“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III

Зигфрид и Одиллия

Одиллия - Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 г.

Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год

Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.

Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.

“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де

Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.

Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.

Структура па-де-де

Структура па-де-де

32 фуэте Одиллии

Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.

В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.

“Лебединое озеро”. Балет-символ

Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.

Редактор Анастасия Троянова
Дизайнер Денис Запорожан
Иллюстратор Лера Базанкова
Анимация Алексей Дроздов
Программист Андрей Богачёв
Руководитель Александр Вершинин
Арт-директор Антон Степанов

Читайте также: