Вот такое трогательное и ужасное событие произошло в жизни солдата постникова сочинение рассуждение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2.Золотарёва Лариса Анатольевна

4.7 класс, любой профиль

5.Программно-методическое обеспечение: Литература. 7 класс. Программа под редакцией Г. И. Беленького. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 2008.

а) воспитательная :

воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки, и стремление посвятить жизнь добру;

на примере данного произведения учить учащихся делать свой собственный выбор в трудных жизненных ситуациях;

б) обучающая:

совершенствовать умения работы с текстом произведения, развивать умения комментирования, определять авторскую позицию, высказывать свою точку зрения и уметь аргументировать её;

в) развивающая: обогащать лексический запас учащихся и воспитывать в них сознательное отношение к слову.

Тип урока: проблемно-тематический анализ произведения.

2. Вступительное слово учителя:

3.Аналитическая беседа по содержанию рассказа:

- А когда и где происходят эти события? (Лесков указывает почти точную дату и место)

Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе “Левша”, зима, Нева, рота Измайловского полка, дворцовый караул).

- Что мы узнали о том времени, о правлении царя Николая Первого? (Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно в армии, царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий).

- А что же за человек Постников? Что сообщает о нём автор? («Солдат Постников, из дворовых людей, был человек очень нервный и очень чувствительный).

- В какой момент это качество проявляется в герое? ( Когда услышит крик тонущего человека, герой станет перед выбором: спасти человека или остаться на посту, исполняя свой долг).

- Найдите в тексте, как автор показывает эту мучительную борьбу.

4.Учащиеся работают с текстом произведения, выписывают фразы, подтверждающие борьбу в душе солдата (запись в две колонки ).

Чувство сострадания Чувство долга

Сердце Постникова так и ноет, 1. …помнит службу, и присягу…

так и стучит, так и замирает… 2. …ни под каким предлогом не

так беспокойно с сердцем смеет покинуть своей будки.

Делается от этих стонов и воплей 3. …отлично понимал, что

3… страшно слышать, как другой оставить пост есть вина со

человек погибает, и не подать помощи… стороны часового, за которую

последует военный суд.

- Итак, мы видим, что у Постникова сердце борется с рассудком. Что же побеждает? ( В герое побеждает человек. Сострадание.)

- Что же произошло после того, как Постников вытащил утопающего на берег? ( учащиеся пересказывают 5-6 главы).

5 . Анализ особенностей композиции рассказа.

- В чём своеобразие построения рассказа? (Автор начинает свой рассказ с конца .О Постникове говорится только в 4 и 5 главах, а их в рассказе их 18).

- Зачем автор это делает? ( Автор намеренно начинает рассказ с конца, потому что последствия поступка для героя оказываются тяжкими. Такое начало рассказа заранее готовит читателей к тому, что рассказ пойдёт не столько о личности героя, сколько о действительности, его окружающей).

- О чём так волнуются воинские начальники? ( О том, чтобы это происшествие не получило огласки при дворе).

- Кто боится огласки больше всех? Почему? (Подполковник Свиньин. Он мечтает оставить свой портрет в галерее исторических лиц государства Российского).

- Почему Кокошкин принимает такое активное участие в этом деле? Он сочувствует Постникову? (Нет, им движет тщеславие: ему было приятно, что обратились именно к нему, а не к великому князю. Именно на это и рассчитывал Свиньин).

- Почему героя наказали, а обманщика-офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I? (Боялись за своё благополучие, за свою карьеру)

Вывод: в государстве, построенном на насилии и страхе, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. ( Вывод записывается в тетрадь).

- Итак, опасность, что дело дойдёт до государя, устранена. Но к чему приводит эта благополучная развязка рядового Постникова? (Его подвергают экзекуции – наказанию перед строем двумястами розог. Он попадает в лазарет).

- В лазарете Постникова посетил Свиньин. С какой целью? Он пожалел солдата? (Нет, Свиньин хотел проверить, выполнено ли его приказание в совершенстве).

6. Слово учителя: Согласитесь, это ещё раз доказывает, что свой поступок Постников совершил сознательно, зная, что будет наказан, и тем не менее помог тонущему человеку.

Мы до этого момента говорили о людях военных, которые привыкли к казарменным отношениям. Но в рассказе есть ещё одно лицо, которое проявляет интерес к этой истории, слух о которой просочился в высшее общество. О ком идёт речь? (О владыке. Он представитель церковной власти).

- Мы видим, что церковная власть, которая должна учить милосердию, состраданию, проповедующая любовь к ближнему, на самом деле оказывается ещё более бесчеловечной, чем светская власть. (Вывод записывается в тетрадь).

- Обратили ли вы внимание на то, что персонажи, принимающие участие в жизни Постникова, появляются в рассказе с указанием должности и звания? Расположите эти фамилии в том порядке, к каком они нам встречаются в произведении? ( офицер инвалидной команды; караульный офицер капитан Миллер; батальонный командир подполковник Свиньин; обер-полицмейстер генерал Кокошин; упоминается сам царь.)

8. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.


Задание 9 № 23012

Сочинение-рассуждение

Выполните одно из заданий.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.М. Шанского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для выполнения задания:

(1)В 1839 году, зимой, в Петербурге была сильная оттепель. (2)Стояла такая погода, как будто наступила нежданная весна: снег таял, с крыш падала днём капель, а лёд на реках посинел и покрылся водой. (3)На Неве, перед самым Зимним дворцом, появились глубокие полыньи.

(4)Караул возле царского дворца несла рота Измайловского полка. (5)От караульщиков не требовалось ничего, кроме строгого нахождения на постах.

(6) Однажды часовой, солдат по фамилии Постников, стоял на часах и вдруг услышал, что в находящейся недалеко полынье тонет человек и отчаянно молит о помощи.

(7) Солдат Постников с детства был очень сердобольным. (8)Он долго слушал крики и стоны утопающего и приходил от них в оцепенение. (9)В ужасе он оглядывался по сторонам и ни на набережной, ни на Неве, как назло, не усматривал ни одной живой души.

(11) Постников понимал, что спасти этого человека чрезвычайно легко. (12)Если теперь выбежать на лёд, то тонущий непременно тут же и есть. (13)Бросить ему верёвку, или протянуть шест, или подать ружьё, и несчастный спасён: тот, кто тонет, сможет схватиться рукою за любой этот предмет и выбраться. (14)Но солдат Постников помнил о присяге: он часовой, а человек на часах ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки.

(15)Сердце у Постникова было очень непокорным: оно так и ныло, так и стучало, так и замирало, когда слышало крики утопающего о помощи. (16)Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, так беспокойно с ним делалось от этих стонов. (17)Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не оказать этому погибающему помощи, когда к тому есть полная возможность, потому что будка с места не убежит и ничто вредное за короткое время отсутствия на посту не случится.

(18)Постников рассуждал так:

- (19)Покинуть пост и помочь? (20)Не увидят? (21)Ах, господи, опять стонет и просит о помощи.

(22)Солдат отлично понимал, что оставить свой пост - серьёзный проступок часового, за которым последует военный суд, а потом прохождение сквозь строй и битьё шпицрутенами. (23)Но со стороны реки опять наплывали всё ближе и ближе стоны, и уже слышно было отчаянное барахтанье утопающего.

(24)Постников ещё раз-два оглянулся по сторонам. (25)Нигде ни души, только фонари тряслись от ветра и мерцали, да по ветру, прерываясь, долетал этот крик, может быть, последний.

(26) Вот ещё послышался всплеск, ещё раздался однозвучный вопль, и в воде что-то забулькало.

(27) Постников не выдержал и принял решение ненадолго покинуть свой пост, чтобы спасти утопающего.

(28) Часовой выбежал с сильно бьющимся сердцем на лёд, потом в наплывшую воду полыньи и, скоро рассмотрев, где бьётся погибающий утопленник, протянул ему своё ружьё.

(29) Утопающий схватился за приклад, а Постников потянул его за штык и вытащил на берег.

(30) Солдат пригляделся и увидел, что спасённый им человек сильно устал, дрожал и падал. (31)Поэтому он не смог бросить его на льду, а вывел на набережную и стал осматриваться, кому бы его препоручить. (32)Пока всё это происходило, на набережной показались сани, в которых сидел офицер существовавшей тогда придворной инвалидной команды, впоследствии упразднённой.

(ЗЗ)Этот столь не вовремя для Постникова подоспевший господин был, надо полагать, человек очень легкомысленного характера, и, наверное, немножко бестолковый, и, наконец, изрядный наглец. (34)Он, соскочив с саней, начал спрашивать:

- (35)Что произошло? (36)Почему не на посту?

- (37)Человек тонул, а я решил помочь, — начал было оправдываться Постников.

(38)Смекнул или нет офицер, в чём дело, но он больше не стал расспрашивать, а тотчас же подхватил к себе в сани спасённого и покатил с ним на Морскую. (39)3десь офицер сделал приставу заявление, что привезённый им мокрый человек тонул в полынье против дворца и спасён им, господином офицером, с опасностью для собственной жизни.

40)Тот, которого спасли, от испуга и от сильных переживаний впал в беспамятство, и для него было безразлично, кто спасал его. (41)Он не помнил, как выглядел его спаситель и кто был этот человек.

(42) Рядовой Постников чистосердечно рассказал своему батальонному командиру обо всём, что произошло, когда он стоял этим ветреным днём в карауле.

(43) Разъярённый подполковник Свиньин тотчас же отправил Постникова за нарушение воинской дисциплины под арест в казарменный карцер.

(46)Вот такое трогательное и ужасное событие произошло в жизни солдата Постникова.

Произведение основано на реальных событиях. Некоторые персонажи были срисованы автором с живущих в то историческое время людей: Н. И. Миллера, Н. П. Свиньина и С. А. Кокошкина, в годы правления императора Николая Павловича действительно состоявших на государственной службе и имевших прямое отношение к описываемым в книге событиям.

Доблесть и воинские подвиги всегда были в чести на Руси. Многие сразу вспомнят имена русских богатырей или великих полководцев. Однако Николай Семенович Лесков переносит действие своего рассказа о подвиге русского солдата в мирное время. Возможно, поэтому так долго он описывает тишину и необычайное спокойствие, которые царили на улицах Петербурга в тот момент, когда солдат Постников в первый раз услышал крики о помощи, доносившиеся из иорданской полыньи.

Часовой испытывает внутренний конфликт: броситься на помощь пострадавшему, но для этого оставить пост, или остаться на посту, твердо зная, что человек погибнет в ледяной купели. Уйти часовому с поста означало не просто нарушить присягу. За такой проступок солдата ждало суровое наказание: трибунал, каторга, а то и расстрел. Такие жесткие правила были введены в армии во времена правления Николая I.

На беду, таким проезжавшим оказывается офицер придворной инвалидной команды. Постников объяснил, что этот человек тонул, офицер его посадил в свои сани и увез, а часовой, как и положено, опять стал в будку. Офицер же сказал приставу, что это он спас тонущего, чем вызывал легкое недоумение (как он мог выйти сухим из воды), поэтому стали наводить справки.

По писателю: Лесков Николай Семёнович

В итоге сложившуюся ситуацию доводят до абсурда, героизм же Постникова остается в тайне. Часовому назначают двести розог; вместо медали за спасение он получает фунт сахару и четверть фунта чаю.

Человек на часах

На уроках литературы мы проходили рассказ Николая Лескова “Человек на часах”. Я не могу сказать, что произведение мне очень понравилось – ведь в нем автор показывает плохие вещи.

Большинство героев – мелкие, трусливые, лицемерные люди. Но рассказ заставил меня о многом задуматься. В том числе, и о своем поведении, и о поведении своих знакомых, друзей и родных.

Главный герой произведения Лескова – часовой Постников. Он несет службу в дворцовом карауле. Его обязанность – стоять на часах, и ни при каких обстоятельствах не

покидать свою будку. В этом он клялся самому царю!

И вот солдат Постников оказывается перед очень трудным выбором. На его глазах в полынье тонет человек, и спасти его можно, но для этого придется покинуть будку… И нарушить клятву. Что делать в такой ситуации?

Как быть? Спасти другого и рисковать своей жизнью? Или позволить человеку утонуть, но уберечь себя от неприятностей?

Караульный все-таки выбирает первое. Он бросается на помощь утопающему и благополучно вытаскивает его на сушу. Но что же происходит

О поступке Постникова узнает его командир – подполковник Свиньин. И этот случай начальство называет “бедой” и “караулом”. Причем, не то, что чуть не утонул человек, а то, что часовой покинул будку… Все очень боятся, что о нарушении узнает царь и другие главные начальники.

Пытаются скрыть случай, и назначают Постникову двести ударов розгами, а потом тихонько запихивают его в лазарет. Вот такую награду получает главный герой за свою смелость и человечность! Да еще и рад, что отделался так легко.

А медаль за спасение получает совсем другой персонаж, присвоивший себе заслугу.

Я считаю Постникова хоть и отзывчивым человеком, но все-таки глупым и ограниченным. Он, конечно, поступил правильно, но так и не понял, в какой ужасной системе он живет. Часовой радуется розгам…

Это же каким запуганным нужно быть?

А вся система царской армии насквозь пропитана ложью, фальшью и лицемерием. Тупые офицеры не видят дальше своего носа и не ценят ничего выше, чем приказ. Это не люди, а марионетки, не способные на обычные человеческие чувства и переживания.

Автор высмеивает эту систему, а я не вижу в этом ничего смешного. И считаю, что в наше время тоже есть такие люди, как Свиньин и его сослуживцы. Для них самое главное – работа, долг, обязанности. А все остальное – не важно.

Конечно, у каждого есть какие-то обязанности, и их нужно выполнять, потому что иначе начнется бардак. Но если речь идет о человеческой жизни, то правила можно и нарушить. Это мое мнение, и я надеюсь, что все люди когда-нибудь это поймут.

Наверное, для того Лесков и писал свое произведение “Человек на часах”!

Главные герои и их характеристика

Рождаясь, человек совсем не понимает своего предназначения. Это долгая осмысленная дорога к своему счастью. Нередко у человека уходит вся жизнь на поиск смысла своего существования. Мы ищем, анализируем, сомневаемся, выбираем. От некоторых наших шагов зависит не только наша жизнь, но и окружающих.

Тема сострадания к ближнему

Военнослужащий поступил так, как велела его совесть. Да, он оставил свой пост. Однако от его выбора, действий зависела человеческая жизнь. Мог ли он поступить иначе? Стал ли он героем в глазах окружающих? Постников спас человека, но тем самым подписал себе приговор. Герой не стал равнодушно слушать стоны попавшего в беду. Оставив свой пост, он побежал на помощь. Сложная ситуация. С одной стороны, военный устав. С другой — жизнь человека. Выбор очевиден для тех, кто обладает большим искренним сердцем.

Тема произвола и несправедливости

Высшие военные чины боялись за свою дальнейшую карьеру. Геройский поступок Постникова служаки старались замять. Их абсолютно не интересовала жизнь человека. Персонажи думали только о себе. Они готовы были обвинить кого угодно, но самим остаться безнаказанными. Крайними при таком подходе к руководству всегда становились рядовые. Вся ответственность за содеянное падала на плечи простых военнослужащих.

Тема безразличия

Оценил ли поступок Постникова спасённый утопающий, ведь персонаж даже не сказал военнослужащему слов благодарности? Он просто был рад, что его отпустили. Ради этого персонажа Постников поставил крест на своей дальнейшей карьере. Однако если бы герой знал о таком исходе, он бы все равно не поменял своего решения.

Ищите нас здесь

Тема нравственности

Эта тема проходит через весь рассказ. Постников не гонится за славой. Ему не нужно, чтобы о его героическом поступке говорили все вокруг. Герой поступил по совести, он не мог по-другому. Он не считает содеянное чем-то благородным. Для Постникова очевидно, что любой честный и порядочный человек поступил бы так же. В душе героя спокойствие и умиротворение, ведь он спас жизнь утопающему.

Проблематика

Смысл

Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

Сочинение-рассуждение "Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: "Принимаю третью награду Родины". Моряки знали цену мужеству".

Последние строки текста я понимаю так: в военное время, кроме смерти и стрельбищ, люди ни чего не видели. Искусство помогало выжить им.
Во-первых, моряки понимали, что не все вернуться из боя. Но дети, выступая на крейсере, вселяли в сердца моряков надежду на лучшее: ". в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. "

Во-вторых, кисет, который взял старшина, был наградой для него. Ведь дети, у каждого из которых немало горя, нашли в себе силы и смогли внушить веру и надежду не только солдатам, но и себе: "Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. "
Таким образом, искусство помогало выжить не только защитникам Родины, но и детям, потерявшим родных на страшной и жестокой войне.
Представляя блокадный Ленинград, разрушенный бомбежками город, невольно задумываешься о том, какое горе перенесли на себе его жители. Трупы на улицах, голод, холод. А ведь многие из тех, кто смог пережить блокаду были совсем маленькими детьми, которым посчастливилось остаться в живых, в том числе и благодаря искусству.

Дети выступали на военном корабле перед моряками и дарили маленькие подарки, тем самым вселяя в сердца бойцов надежду в лучшее.
Моряки понимали, что перенесли дети в во время блокады, с какими лишениями и испытания им пришлось столкнуться. Многие моряки плакали слушая детское выступление, а к детским подаркам отнеслись как к настоящим боевым наградам.

Искусство во время войны помогало выжить всем, от детей до солдат защищающих родину.


Пример сочинения 2

Представляя блокадный Ленинград, разрушенный бомбежками город, невольно задумываешься о том, какое горе перенесли на себе его жители. Трупы на улицах, голод, холод, бомбежки.. А ведь многие из тех, кто смог пережить блокаду были совсем маленькими детьми, которым посчастливилось остаться в живых, в том числе и благодаря искусству.
Дети выступали на военном корабле перед моряками и дарили маленькие подарки, тем самым вселяя в сердца бойцов надежду в лучшее.

Моряки понимали, что перенесли дети в во время блокады, с какими лишениями и испытания им пришлось столкнуться. Многие моряки плакали слушая детское выступление, а к детским подаркам отнеслись как к настоящим боевым наградам.
Искусство во время войны помогало выжить всем, от детей до солдат защищающих родину.


Пример сочинения 3

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

(7)Через полчаса старшина вернулся.

– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

– (29)А где. (30)Тут полбуханка была!

(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

– (41)Да что с ним разговаривать!

(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

(По В.Ф. Тендрякову*)

*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

Как безнравственные поступки влияют на жизнь человека? Эту проблему ставит Владимир Фёдорович Тендряков в тексте.
Автор повествует о главном герое, который попал в запасной полк на Волге. Измученные и изголодавшие солдаты, узнав новость о том, что старшина смог достать хлеб и сахар, очень обрадовались. Забрать продукты поручили главному герою. В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе. Позже он осознает, какой безнравственный поступок совершил. Вспоминая, как раньше герой ловко находил оправдания своим действиям, мужчина понимает, что сейчас их искать нет смысла. "Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно", - рассуждает персонаж. Таким образом, автор показывает, на какие безнравственные поступки может пойти человек ради своей выгоды.
После случившегося инцидента герой решает измениться в лучшую сторону и завоевать себе самоуважение. Он лез первый под обстрел, помогал другим солдатам, делился лишним котелком супа. Люди не замечали его "подвигов", так как это считалось нормой для всех. Герой делал добрые дела безвозмездно, как и полагается альтруисту, которым он стал. Таким образом, писатель показывает, как может измениться человек, который осознал свой безнравственный поступок.
Автор, приводя противопоставляющиеся примеры, демонстрирует то, как действия против чести и совести, влияют на жизнь индивида.
В. Ф. Тендряков считает, что ничего не бывает страшнее, чем невозможность оправдать себя. Всегда нужно оставаться "человеком" по отношении к другим людям.
Я согласна с автором. Действительно, честь и совесть у человека должны стоять на первом месте . Обратимся к произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Действие Раскольникова - это настоящий пример безнравственного поступка, который меняет жизнь героя. Совершив убийство, персонаж испытывает муки совести и душевные терзания. Так, автор показывает, как влияют безнравственные поступки на жизнь индивида.
Таким образом, человек не всегда может выбрать правильное решение в сложившихся ситуациях , но никогда не поздно понять свои ошибки и извлечь из них урок, который предостережет от тяжёлых последствий в будущем.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. На Ваш вопрос можно дать лишь один ответ: безнравственные поступки влияют на человека по-разному. Проблемный вопрос должен допускать как минимум два полярных ответа. В этом тексте можно было сформулировать проблему так:

Важно ли осмысливать собственные безнравственные поступки?

Можно ли искупить вину?

Кроме этого, в формулировку нужно добавить слово "собственные", поскольку возникает двусмысленность: непонятно, кто эти поступки совершил.

K2 - Комментарий + 4 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована поверхностно: необходимо сжато указать на каждый пример и продемонстрировать, что привносит один, а что другой. Вы обошлись формальный фразой.

Примеры сильно затянули. Их нужно вводить лаконично, большее внимание уделяя пояснениям, аналитическому осмыслению поступков персонажей.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

1) Проблема и позиция автора не соотносятся как вопрос и ответ. Вопрос есть, а ответ на него Вы не дали. Посудите сами.

Как безнравственные поступки влияют на жизнь человека?
В. Ф. Тендряков считает, что ничего не бывает страшнее, чем невозможность оправдать себя. Всегда нужно оставаться "человеком" по отношении к другим людям.

Мысль автора, которую Вы обнаружили, отвечает на другой вопрос: Нужно ли проявлять человечность? Будьте внимательны.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Речь выразительная, синтаксические конструкции разнообразные. Молодец!

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе .

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе. Позже он осознает , какой безнравственный поступок совершил.
После случившегося инцидента герой решает измениться в лучшую сторону и завоевать себе самоуважение. Он лез первый под обстрел, помогал другим солдатам, делился лишним котелком супа.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Автор повествует о главном герое, который попал в запасной полк на Волге.
В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе .
В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе. Позже он осознает, какой безнравственный поступок совершил.
Вспоминая, как раньше герой ловко находил оправдания своим действиям , мужчина понимает, что сейчас их искать нет смысла

1) Некорректное употребление местоимения. При употреблении местоимения он (она, оно, они) помните, что
это местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла (хлеб осознает, искать действия). Это абсурд.

Отмечу некоторые шероховатости.

Автор, приводя противопоставляющиеся примеры, демонстрирует то, как действия против чести и совести, влияют на жизнь индивида.


Лучше: противопоставленные.
Не хватает важного для понимания мысли слова: действия, направленные против чести и совести.

Действительно, честь и совесть у человека должны стоять на первом месте .
Действие Раскольникова - это настоящий пример безнравственного поступка, который меняет жизнь героя
Совершив убийство, персонаж испытывает муки совести и душевные терзания.
Так, автор показывает, как влияют безнравственные поступки на жизнь индивида.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Итак, у Вас получилось довольно глубокое, качественное сочинение. Следует усилить работу над анализом взаимосвязи, поработать над логикой, грамматикой и речью. Удачи!

Читайте также: