Вот и святки прошли пушкин стоял у окна сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Цели : совершенствовать умения воспринимать текст на слух, пересказывать его, строить высказывания, передающие отношение к литературным фактам, художественным произведениям, творчеству писателей и поэтов.

I. Организационный момент.

II. Словарно-семантическая работа.

Напутствие – слова пожелания отправляющемуся в путь.

Отнюдь – совсем, никоим образом (употребляется перед отрицанием).

Пристрастие – 1) сильная склонность; 2) несправедливое, предвзятое отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, необъективное предпочтение кого-нибудь или чего-нибудь.

А потом – и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма… И это уже навсегда.

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а впервые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

Помню, лет шестьдесят тому назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов, которого я встретил под Новый год у критика В. В. Стасова, спросил меня:

– Любите ли вы Пушкина?

Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:

– Я больше люблю Лермонтова!

Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:

– Милый, любите Пушкина!

Лермонтов рано овладевает нашим воображением и навсегда удерживает в душе у нас свое особенное место. Но постичь величавую простоту пушкинского стиля не так-то просто.

Разумеется, рано или поздно Пушкин открылся бы мне во всей своей глубине и блеске и без отеческого наставления А. К. Лядова. И все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет:

– Милые, любите Пушкина!

V. Творческое задание.

– Изложите коротко данный текст, сосредоточив внимание на элементе сочинения:

– Каков мой Пушкин?

– Что дало мне знакомство с творчеством Пушкина?

– Любимые строки поэта.

– Любимое произведение Пушкина. и т. д.

VI. Повторное чтение текста учителем.

VII. Самостоятельная работа учащихся над изложением с элементами сочинения.

1. Читая первый раз текст, составьте его план и сформулируйте основную мысль.

2. Читая текст второй раз, проверьте, правильно ли вы соста­вили план. Обдумайте, как в предельно сжатой форме пере­дать содержание каждой микротемы.

Напишите письменное изложение, передавая содержание каждого абзаца в форме одного предложения.

Составьте и напишите заключительную часть текста, фор­мулируя в ней выводы из сказанного в тексте.

Многие полагают, что бескорыстная любовь к прекрасному есть то, что кардинально отличает человека разумного от жи­вотных, заставляет его творить, производить искусство. Ду­маю, что это ошибка. Я постараюсь доказать, что прав и приве­ду несколько примеров из жизни птиц и животных.

Наши ближайшие животные родственники — обезьяны, ра­зумеется, тоже небезразличны к прекрасному. Если дать стае обезьян полоски ткани или зеркало, это немедленно найдёт своё применение — в особенности у самок. Самки начинают ак­тивно разглядывать себя в зеркало, корчить рожи. А лоскутки ткани тут же оказываются у них на плечах, на шее. Цирковые дрессировщики рассказывают, что обезьяны, привыкшие вы­ступать в одежде, вскоре начинают придавать одежде большое значение: они радуются обновкам, ревниво следят за тем, во что одеты другие обезьяны, любят хвастаться обновками перед другими обезьянами, которые завистливо трогают новую одеж­ду своей подружки.

А вот ещё один факт из жизни обезьян. Молодые шимпанзе часто пытаются выяснить, сколько шума можно произвести, колотя дубиной, топая ногами, хлопая в ладоши. Повзрослев, эти опыты они превращают в продолжительные групповые кон­церты. Одна за другой обезьяны принимаются топать, визжать, срывать листья, лупить по полым пням и стволам деревьев. Та­кие коллективные представления могут продолжаться по пол­часа, а то и дольше.

Исследователи обезьян, живущих на воле, описывают танец дождя у шимпанзе. Когда случается сезон дождей и на землю проливаются первые капли, у шимпанзе начинается странный обряд. Шимпанзе-зрители — это, как правило, самки и детёны­ши — рассаживаются вокруг полянки на деревьях. А самцы со­бираются в кружок и начинают топать ногами, гукать и разма­хивать ветками. Представление продолжается около часа, по­сле чего все расходятся.

Вообще птичьи концерты нас давно не удивляют! Всем нам хорошо известны так называемые вороньи переклички. К вече­ру вороны собираются на каком-нибудь дереве и начинают еже­вечерний концерт. Сначала каркает одна ворона. После некото­рого обдумывания первого выступления подаёт голос другая, затем, после паузы, третья. Выступления длятся примерно час-полтора. Но песни поют не только птицы, но и некоторые животные. Собравшись вместе, хором поют белки, бурундуки и волки. Гиббоны вечерами исполняют хоровые песни. Причём исследователи отмечают радостный, мажорный лад их песен. Частенько поют дуэтом супружеские пары обезьян.

12 . Сжатое изложение.

1 . При первом чтении определите стиль и тип речи текста и соотнесите его содержание с данным пла­ном:

Солнце — источник жизни на Земле.

Люди и животные приспособились к тому, что Земля не­равномерно обогревается солнечными лучами.

Несмотря ни на что, растения на Земле существуют по­всюду.

Фотосинтез — главный механизм выживания растений и основа всего живого на Земле.

Существуют другие способы выживания растений:

2. При втором чтении сформулируйте подпункты пятого
пункта плана и озаглавьте текст.

Ещё раз вдумчиво прочитайте текст, закройте книгу и на­пишите сжатое изложение по скорректированному вами пла­ну. Используйте приём обобщения как способ сжатия текста.

Закончите текст выводами, самостоятельно сформулиро­ванными вами.

Но Земля, как известно,— шар, к тому же крутящийся, по­этому солнечным теплом обогревается крайне неравномерно: в разных местах планеты температура воздуха колеблется от плюс 60 до минус 90 градусов, то есть с амплитудой в 150 гра­дусов! Жить при таких крайних температурных показателях почти невозможно. Но люди придумали для защиты всевоз­можные приспособления: от элементарных крыш и стен до обогревателей и кондиционеров. К тому же, вольные в выборе места обитания, они просто избегают поселяться у полюсов и в знойных пустынях. То же и братья наши меньшие, обеспечен­ные средствами передвижения в виде лап и крыльев, хвоста и плавников. Они могут уйти от грозящей опасности, на время или навсегда обосноваться в более подходящих местах.

А как же растения? Ведь они совсем не могут существовать в темноте, солнечный свет для них в буквальном смысле - жизнь. Но в естественных условиях растения, корнем привя­занные к своему клочку земли, целиком предоставлены господ­ствующим там силам стихии. Разбросала же их природа повсю­ду, не оставив незаселённым ни один уголок планеты, в том числе и такие её места, где, казалось бы, никакая жизнь невоз­можна. И поразительно: зелёные землепроходцы с их хрупким строением успешно осваивают прокалённые зноем тропические пустыни и ледяные пространства Севера, живут под водой и возле огнедышащих вулканов, в душном полумраке пещер и на продуваемых всеми ветрами горных вершинах. Растения суще­ствуют повсюду, несмотря ни на что!

Но чтобы жить в любых условиях обитания, в том числе экс­тремальных, растения пользуются и другими механизмами, то гениально простыми, то изощрённо сложными. Один из них мы каждую зиму наблюдаем собственными глазами: совершенно голые деревья среди зимней стужи и снежного покрова. Если бы деревья заблаговременно не сбрасывали зелень листвы и не укрывались бы снежным одеялом, то неизбежно погибли бы от морозов.

Заглянем на скалы и каменистые россыпи, где повсюду рас­цветает куропаточья трава. Крупные белые цветки с яр­ко-жёлтой серединкой не так просты, как кажутся: это своего рода миниатюрные гелиостанции. Конструкция лепестков та­кова, что падающие на цветок солнечные лучи собираются в его центре, где находятся тычинки и пестики. Температура там поднимается градусов на восемь выше окружающей, что и даёт возможность растению выживать среди камней.

Даже на Антарктиде, всепланетном холодильнике, где зи­мой столбик термометра опускается почти до минус 90 граду­сов, растения приспособились к жизни, используя для этого другие механизмы. Это прежде всего выносливейшие из вынос­ливых загадочные содружества микроскопических водорослей и низших грибов—лишайники. Они способны выдерживать кратковременное понижение температуры до минус 200 граду­сов! Просто при крайне неблагоприятных условиях жизнь ли­шайников совершенно замирает, они впадают в своеобразную спячку, сохраняя силы, тепло и энергию. Однако они способны вновь всего за несколько минут вернуться в активное состоя­ние.

13. Сжатое изложение.

1. Дважды прослушайте сказку-притчу Евгения Пермяка. О чём она рассказывает?

2. Напишите сжатое изложение, передавая содержание тек­ста в обобщённом виде. Начните свой текст словами: В сказ­ке-притче Евгения Пермяка в аллегорической форме говорится о том, .

Как Огонь Воду замуж взял

Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную кра­савицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться.

Только как Огню Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и её не высушить?

Спрашивать стал. И у всех один ответ:

— Да что ты задумал, рыжий? Какая она тебе пара? Ты что?
Зачем тебе холодная Вода, бездетная семья?

Затосковал Огонь, загоревал. По лесам, по деревням пожара­ми загулял. Так и носится, только рыжая грива по ветру разве­вается.

Гулял Огонь, горевал Огонь да встретился с толковым масте­ровым человеком. Иваном его звали.

В ноги ему пал Огонь. Низким дымом стелется. Из послед­них сил синими языками тлеет.

Ты мастеровой человек, ты всё можешь. Хочу разбой бро­сить, хочу я своим домом жить. Воду замуж взять хочу. Да так, чтобы она меня не погасила и я её не высушил.

Не горюй, Огонь. Сосватаю. Поженю.

Сказал так мастеровой человек и терем строить стал. По­строил терем и велел свадьбу играть, гостей звать.

Пришла с жениховой стороны огневая родня: тетка Молния да двоюродный брат Вулкан. Не было больше у него родных на белом свете.

С невестиной стороны пришёл старший братец Густой Ту­ман, средний брат Косой Дождь и младшая сестричка Воды — Ясноглазая Роса.

Пришли они и заспорили.

—Неслыханное дело ты, Иван, задумал, — говорит Вулкан и пламенем попыхивает. — Не бывало ещё такого, чтобы наш огневой род из водяной породы невесту выбирал.

А мастеровой человек отвечает на это:

—Как же не бывало! Косой Дождь с огневой Молнией в од­ной туче живут и друг на дружку не жалуются.

Это всё так, — молвил Густой Туман, — только по себе знаю: где Огонь, где тепло, там я редеть начинаю.

И я, и я от тепла высыхаю, — пожаловалась Роса. — Бо­юсь, как бы Огонь мою сестру Воду не высушил.

Тут Иван твёрдо сказал:

—Я такой терем построил, что они будут в нём жить да радоваться. На то я и мастеровой человек.

Поверили. Свадьбу стали играть.

Пошла плясать Молния с Косым Дождём. Закурился Вул­кан, засверкал ярким пламенем, в ясных глазах Росы огневы­ми бликами заиграл. Густой Туман набражничался, на покой в овраг уполз.

Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. А мастеро­вой человек жениха с невестой в терем ввёл. Показал каждому свои хоромы, поздравил молодых и пожелал им нескончаемой жизни да сына-богатыря.

Много ли, мало ли прошло времени, только родила мать Во­да от отца Огня сына-богатыря.

Хорошим сын богатырём вырос. Горяч, как родимый ба­тюшка Огонь. А облик дядин — густ и белёс, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силён, как Вулкан, как тетушка Молния.

Вся родня в нём своего кровного узнаёт. Даже Дождь с Ро­сой в нём себя видят, когда тот стынет и капельками на землю оседает.

Хорошее имя дали сыну-богатырю: Пар.

На телегу сядет Пар-богатырь — телега его силой покатится да ещё сто других телег поездом повезёт.

На корабль ступит Пар-чудодей — убирай паруса. Без ветра корабль катится, волну рассекает, паровой голос подаёт, кора­бельщиков своим теплом греет.

На завод пожалует — колёса завертит. Где сто человек рабо­тали — одного хватает. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткёт, людей и кладь возит — народу помогает, мать, отца радует.

И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном кот­ле-тереме. Ни она его не гасит, ни он её высушить не может.

Счастливо живут. Нескончаемо. Широко.

Год от году растёт сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти замуж заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил.

14. Сжатое изложение.

1. Прослушав текст первый раз, выпи­сывайте ключевые слова. Старайтесь также понять, к како­му стилю и типу речи относится текст и какова его струк­турная особенность. Затем решите, из скольких частей со­стоит текст и составьте его план.

2. При втором прослушивании, проверяйте, правильно ли вы составили план, уточняйте список ключевых слов и обдумы­вайте, какая информация является основной, а какая — вто­ростепенной.

3. Напишите сжатое изложение, используя прием исключения примеров, деталей, содержащихся в тексте, а также прием обобщения информации, содержащейся в каждой части текста.

Красавец и умница

Как вы думаете, о ком пойдет речь в тексте с таким заголовком? Думаю, никогда не догадаетесь! Мы будем говорить о … шакале. Слово это в приложении к человеку оскорбительное. В африканских деревнях шакалов тоже не любят: украдет все, что плохо лежит. Но каков он в дикой природе? Давайте присмотримся к этому не очень приятному на первый взгляд существу и разберемся, почему оно вызывает невольное уважение и даже восторг, если на него взглянуть беспристрастно.

Вот он стоит в стороне от дороги. Ну разве не красавец? Похож одновременно на нестарого волка и на лисицу. Большие уши – торчком. Внимательные глаза. Для лисицы он слишком поджарый – стоит на тонких длинных ногах. Но мордочка лисья, лукавая. И хвост тоже лисий – пушистый, с черным концом. Подборист, строен, можно сказать, изящен. Окраска рыжая…

Но больше удивляет его поразительная способность к выживанию в любых условиях! Судите сами. Шакал вынослив – при жаре по нескольку дней обходится без воды и, где бы ни оказался, везде найдет, что положить на острый зубок. Он очень хороший охотник: у него абсолютное чутье, великолепный слух, а зрение такое, что это животное одновременно издалека может увидеть добычу и проследить за всем, что указывает ему место поживы, например, за высоким полетом птиц - падальщиков, которые парят над местом гибели какого-либо животного. Все хищные звери и птицы – охотники первоклассные, но шакал превосходит всех в ловкости, сообразительности, храбрости и хитрости. Охотясь, шакал будто бы прикидывает свои силы и выбирает себе жертву по силам. Вообще шакал всеяден и ловит он все, что в силах поймать: на мелководье охотится за рыбой, хватает лягушек и головастиков, ловит ящериц и даже ядовитых змей, опустошает птичьи гнезда, на лету ловит жуков и бабочек, ест саранчу, выковыривает земляных червей, сует в норы удлиненную морду – добирается до полевок. Мышей, кузнечиков и жуков на земле шакал ловит так же, как ловит их наша лисица, — дугой подпрыгивает и накрывает добычу. Его жертвами часто становятся зайцы, крысы, ежи. Проследив внимательно, где опустилась птица в траву, он так искусно и тихо крадётся к этому месту, что иногда успевает сцапать пти­цу на взлёте. Оголодав, он слизывает термитов, жуёт траву, ест грибы, ягоды и плоды, обнаружив страусиные яйца, шакал ухитряется разбить их прочную, как фаянсовая тарелка, скор­лупку. Иногда шакал прикидывается мёртвым, привлекая к се­бе внимание намеченной жертвы, сам же ловко увернётся от каждого, кто может на него покуситься.

Шакал прекрасно чувствует, с кем и как надо себя вести. Особенно поражает его отношение с царём зверей. Вот шакал услышал ночью — охотятся львы. И сейчас же в ту сторону! Прибегает, когда сильные звери уже пируют. Шакал хорошо понимает: силой тут ничего не добьёшься, но ловкостью и хитростью можно. Вообще львы к шакалам относятся снисходительно и, как утверждают учёные, наблюдающие за жизнью животных, даже готовы им что-то по мелочи уступить из еды. Но шакал терпеливо ждёт своего часа, зная, что львы ленивы и благодушны. Наевшись, они любят сладко поспать. В это время львы никому не страшны. Шакалы же вьются около сытого льва, как будто прибежали навестить доброго дядюшку. Но как только шакал почувствует, что повелитель саванны болен и слаб, лежит исхудавший, беспомощный, в ожидании смерти, то непременно воспользуется этим. Ничего странного в этом нет — у дикой природы свои правила и законы.

Шакалы — прекрасные семьянины. Воспитанием малышей занимаются оба родителя: кормящая самка остаётся в норе, са­мец же неутомимо носит семейству еду. Если один из родите­лей погибает — потомство обречено. Но есть поразительный ме­ханизм выживания, позволяющий пережить это трудное время малышам. Вблизи родителей держатся молодые шакалы из предыдущего выводка. Они уже умело охотятся и вместе с от­цом носят в норы еду, следят за младшими братьями, когда те беспечно ещё играют возле жилища. Установлено, что если па­ра шакалов растит потомство без помощи старших детей, из выводка до самостоятельной жизни из четырех-пяти малышей доживает только один, а при помощи старших братьев — три, а то и четыре.

Да, на сцене дикой природы шакал не очень заметный ге­рой. Но для нас этот зверь своим обликом, образом жизни и по­ведением чрезвычайно интересен. А в сложном узоре жизни он играет роль санитара — предупреждает болезни, стимулирует появление на свет потомства у самых сильных, самых приспо­собленных к жизни.

15 . Сжатое изложение. 1 . Прослушивая текст в первый раз, за­писывайте ключевые слова.

При втором прослушивании составьте план текста, отра­зив в нём основную информацию.

Обдумайте, какую информацию можно считать второсте­пенной и почему.

Опираясь на ключевые слова и план текста, напишите сжатое изложение, передавая в нём только главную ин­формацию.

Вот и Святки прошли. Пушкин стоял у окна неодетый, он чистил щёточкой зубы и глядел на сугробы, на отягчённые сне­гом деревья. Нет, никто не приедет! Няня вчера говорила, что кот замывал гостей, а никто не приехал. И Святки прошли.

И в ту же минуту Пушкин услышал весёлый перекат бубен­цов. Было всего около восьми утра: если и впрямь это гость, то издалёка! И вдруг увидал, как несётся дикая тройка, ворота распахиваются, сани на двор: барин, слуга — без ямщика! Что-то мелькнуло родное, и Пушкин порывисто выскочил на крыльцо. Разгорячённые кони протащили возок мимо подъез­да — прямо в сугроб, а оттуда бежал уже, путаясь в шубе, уто­пая в снегу. Милый, нежданный Пущин! Александр едва не со­скочил к нему в снег. Он вовсе не чувствовал холода и стоял, переступая от нетерпения с ноги на ногу, в длинной ночной ру­башке, с приветливо поднятыми вверх руками. Пущин его це­ловал и обнимал и, опахнув своей тёплою шубой, потащил ско­рей в дом. Няня так и застала их в комнате. И впрямь, как со­роки, они стрекотали: междометиями, возгласами; волнение, радость прерывали их голоса. Она поняла только одно, что кто-то, должно быть, очень желанный, и кинулась сама обни­мать незнакомого гостя.

Но под конец такая понятная грусть овладела обоими. Пуш­кин так живо представил себе, как опять останется один. Если бы никто из друзей и не приехал, его одиночество не стало бы столь явным. А лошади у крыльца уже потряхивали бубенца­ми. Видно, пришел час расставанья. Пущин глядел на смуглое милое лицо опального друга и чувствовал, как ему больно было покинуть его.

Так после этих снежных Михайловских святок судьба пода­рила Пушкину свидание с другом.

( По И. А. Новикову)

16. Сжатое изложение. 1. Прослушайте текст и объясните, мож­но ли в качестве заголовка использовать последнюю фразу и почему.

2 . Второй раз прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Используйте следующие приемы сокращения: исключение (изъять диалог), обобщение (передать содержание текста в обобщённой форме), упрощение (упростить и сократить последний абзац, где подведены итоги и выражена идея текста).

— Так что же, здоров?

— А как лебедь, здоров, милая барыня! Сейчас они выйдут.

Прасковья Александровна, сама не зная чему, засмеялась.

— Ты плохо глядишь за ним, няня. Смотри увезу!

— А уж это как его барская воля… А только что думаю: никуда они от меня всурьез не уедут. — И няня подробно стала рассказывать и про горчицу и про скипидар.

Пушкин и впрямь чувствовал себя совершенно здоровым и бодрым.

— Это была не столько простуда, — сказал он, войдя и здороваясь, — сколько… Не знаю, как вам объяснить. — И он засмеялся. — Простите меня, но вчера я гадал, и мне вышла дорога.

— Ну, дорога одна: прямо ко мне! — рассмеялась и Осипова. — У вас вон на стеклах мороженое, а у меня кофе со сливками… И мне вам есть что рассказать!

Дорогою снег ложился на полость, фыркали кони; Прасковья Александровна выразительно полною ручкой, затянутой в замшу, жестикулировала:

— Вот это единственно верно! — соглашался вдруг Пушкин и ловил на лету ее руку.

— Единственно верно! А знаете, чем это все завершилось?

— На вас получаются мои письма.

— Ну да! И он имел наглость… — Тут голос Прасковьи Александровны дрогнул, и она не могла ничего больше сказать.

— Я все понимаю. Да я бы…

— Я так и сделала! — горячо вскричала она. — Я сказала, что больше его не задерживаю!

Пушкин снова поймал и, на сей раз горячо и серьезно, сжал ее руку.

Прасковья Александровна в своем возбуждении в эту минуту была совсем хороша; и у нее самой хорошо на душе. Так бы вот ехать и ехать, и мчаться, и вдыхать эту снежную пыль, и ощущать дорогое рукопожатие…

— Выкрала вам медведя из берлоги! — весело воскликнула она, вступая в гостиную. — Вот, получайте! А где ж самовар? А пирожки? Да дайте… в буфете… там клюква! Клюкву в сахаре кто же не любит? Александр Сергеевич, правда?

Глава двенадцатая Свидание с другом

Святки проходят, прошли. Лев так и не приехал. И ни Плетнев. И ни Дельвиг… Няня, работа и Оленька. Ночью далекое завыванье волков. Утром холодная ванна и зимняя ясность морозного дня. Но комнату няня топит тепло.

Пушкин стоял у окна неодетый, он чистил щеточкой зубы и глядел на сугробы, на отягченные снегом деревья, Белобокие пестрые сороки резво скакали по веткам, стряхивая снежный убор, стрекоча, пророча гостей. Нет, никто не приедет! Няня вчера говорила, что кот замывал тоже гостей, а никто не приехал. И святки прошли…

И в ту же минуту Пушкин услышал веселый глухой перекат бубенцов. Было всего около восьми утра: если в впрямь это гость, то издалека! Ночью был ветер и вьюга, двор не расчищен… И вдруг увидал, как несется дикая тройка, ворота распахиваются, сани на двор: барин, слуга — без ямщика! Что-то мелькнуло родное, и Пушкин порывисто выскочил вон на крыльцо. Разгоряченные кони протащили возок мимо подъезда — прямо в сугроб, а оттуда бежал уже, путаясь в шубе, утопая в снегу, милый, милый, нежданный никак Пущин! Александр едва не соскочил к нему в снег. Он вовсе не чувствовал холода в стоял, переступая от нетерпения с ноги на ногу, в длинной ночной рубашке, с приветственно поднятыми вверх руками; зубы его были черны от тертого мелкого угля.

— Дорогой… Сумасшедший. Здравствуй. Простудишься.

Пущин его целовал и обнимал и, опахнув своей теплою шубой, потащил скорей в дом. Няня так и застала их в комнате. И впрямь, как сороки, они стрекотали: междометиями, возгласами; волнение, радость прерывали их голоса. Она поняла только одно, что кто-то, должно быть, очень желанный, и кинулась сама обнимать незнакомого гостя: шуба еще на плечах, и снег не растаял. Пущин тотчас догадался, что няня, и через нее ощутил с особою пронзительной ясностью деревенские дни своего ссыльного друга, на глазах его дрогнули слезы.

Полог кровати откинут, постель еще в беспорядке; в беспорядке и письменный стол: всюду раскиданы исписанные листы бумаги, обгрызенные и обожженные перья, — совсем как в Лицее… И некуда шубу повесить, и где же умыться?

Пришел наконец и Алексей, поджидавший, пока ямщик подбежит: его выкинуло вон из саней на ухабе в лесу.

— Он знает тебя наизусть! — И был горд за слугу, а Алексей, не раздумывая, принялся целовать любимого Пушкина.

Разговор загорался почти только одними вопросами. Не верилось, что опять они вместе, и порою казалось, что их комнаты рядом, как было в Лицее.

— Твой номер четырнадцать, а где ж мой, тринадцать? Но как ты выскочил? Согрелся ли, друг? Помнишь, как ты мне писал:

С пришельцем обнимися,

Но доброго певца

Встречать не суетися

С парадного крыльца…

А сам на крыльцо неодетый… Милый, ну что, как живешь?

— Нет, как ты попал ко мне: какими судьбами?

Как в праздник, вместо обычного чая Арина Родионовна вскипятила им кофе. Пушкин не был завзятым курильщиком, но тут сразу затеплили трубки.

— В столицу, к родителям, а в Пскове проведать сестру…

— Ну, знаю, знаю, какая сестра!

— И уж конечно, пролил слезу? Вот так же и Льва ко мне не пустили! А царь, говорят, ужасно перепугался, когда в списке приехавших в Петербург увидел фамилию Пушкина, — а это всего только Левка!

— А вот ты не знаешь, как в двадцатом году и я твою фамилию видел. Я ехал с сестрой по Белорусскому тракту из Бессарабии…

— Скучища в дороге ужасная, жарко, одно развлечение — поглядеть станционную книгу. И, что бы ты думал: вижу что Пушкин, накануне как раз, проехал в Екатеринослав! Я ничего ведь не знал про тебя…

— Как меня выставили из Петербурга?

— Ну да. А только подумай: проезжай ты сутками позже, мы непременно бы встретились!

— А что говорят обо мне в Петербурге, в Москве?

— Ты говоришь как настоящий надворный судья! — заметил чуть раздосадованный Пушкин.

Пущин был молод и крепок. Здоровье дышало на ясном его, простом и серьезном в эту минуту лице. При всей его мягкости то, во что верил, произносил он с убежденною твердостью. И снова, как это часто бывало, Пушкин — сам по себе вовсе другой: порывистый и изменчивый, страстный — не покоряясь доводам друга, сердечно, тепло им залюбовался.

Цели : совершенствовать умения воспринимать текст на слух, пересказывать его, строить высказывания, передающие отношение к литературным фактам, художественным произведениям, творчеству писателей и поэтов.

I. Организационный момент.

II. Словарно-семантическая работа.

Напутствие – слова пожелания отправляющемуся в путь.

Отнюдь – совсем, никоим образом (употребляется перед отрицанием).

Пристрастие – 1) сильная склонность; 2) несправедливое, предвзятое отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, необъективное предпочтение кого-нибудь или чего-нибудь.

А потом – и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма… И это уже навсегда.

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а впервые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

Помню, лет шестьдесят тому назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов, которого я встретил под Новый год у критика В. В. Стасова, спросил меня:

– Любите ли вы Пушкина?

Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:

– Я больше люблю Лермонтова!

Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:

– Милый, любите Пушкина!

Лермонтов рано овладевает нашим воображением и навсегда удерживает в душе у нас свое особенное место. Но постичь величавую простоту пушкинского стиля не так-то просто.

Разумеется, рано или поздно Пушкин открылся бы мне во всей своей глубине и блеске и без отеческого наставления А. К. Лядова. И все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет:

– Милые, любите Пушкина!

V. Творческое задание.

– Изложите коротко данный текст, сосредоточив внимание на элементе сочинения:

– Каков мой Пушкин?

– Что дало мне знакомство с творчеством Пушкина?

– Любимые строки поэта.

– Любимое произведение Пушкина. и т. д.

VI. Повторное чтение текста учителем.

VII. Самостоятельная работа учащихся над изложением с элементами сочинения.

Читайте также: