Волшебное озеро лядов сочинение

Обновлено: 30.06.2024

«Вот как было у меня с озером,— рассказывал Лядов.— Знал я одно такое,— ну, простое лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, свето-теней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности! Начал я искать описания вот такого подходящего мне озера в русских народных сказках. Искал, искал, чтобы опереться. Но не любят русские сказки останавливать действие и ход сказа на описаниях явлений природы вот так, как нужно было мне для музыки: движения будто нет, а мысль — все время, и порой будто совсем уходит. Все останавливается,

Форма в целом является как бы развернутым кадансом с переходами от тоники (раздел А ) к тональностям преобладающей субдоминантовой группы в разделе В (IV, II н.), двойной доминанты в разделе С и доминанты (на доминантовом органном пункте) в разделе B1 с конечным утверждением тоники в разделе А1. Тем самым образуется замкнутый тональный круг, полный устремленности в своем логическом развитии.

Мелодия в виде широкой напевной кантилены, в этом произведении Лядова почти отсутствует. Лишь отдельные краткие и мимолетные мелодические интонации слышатся в зыбких колебаниях гармоний.

Виолончельная, покачивающаяся тема активизирует ранее едва заметное движение.

Второй мотив (флейты в быстрых терциях, перебрасываемых из одной октавы в другую) является скорее красочным приемом, как бы отображая блики внезапно засверкавшие на воде:

Центральный раздел пьесы (С) наиболее оживлен по модуляционно-гармоническому развитию. В нем более ясно даны подъемы и спады, нарастания и угасания звучности. Затем музыка возвращается к знакомому материалу (B1), однако в варьировании его каждый раз звучат новые краски, встречаются и новые последовательности.

На ветках

Приведенная мелодия очень выразительна, в ней слышатся томление, душевная тоска… По сюжету предполагавшейся оперы, это русалки вышли ночью на берег озера[8] залитые лунным светом, они покачиваются на ветвях склоненных деревьев. Но вот исчезли фантастические образы.

света, видимого в его далеком неясном мерцании. Последний аккорд картины замирает в прозрачной глубине…



Приведенный доминантовый аккорд с секстой, переходящей затем в повышенную квинту, повторяется довольно часто (особенно на грани секвенционных звеньев. Подобного рода альтерационные видоизменения доминанты, однако, далеки от нивелирования функциональных тяготений в гармониях позднего Скрябина.

Тембровая характерность различных инструментов деревянной группы используется Лядовым или для нанесения ярких бликов (см. пример 29), или для выделения мелодических подголосков (см. примеры 28, 30, 32).

Опубл.: Запорожец Н. А.К. Лядов. Жизнь и творчество. М.: Музгиз, 1954. С. 137-148.

  • Размещено: 04.01.2019
  • Автор: Запорожец Н.
  • Ключевые слова: Лядов, Волшебное озеро, сказка в музыке, русалка, Римский-Корсаков
  • Размер: 19.87 Kb
  • © Запорожец Н.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Сайт "Открытый текст" функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
✉ Письмо в редакцию
🔎 Карта сайта

Данный конспект может быть использован педагогами-музыкантами.

ВложениеРазмер
maykonspekt_-skazka_lyadovfevralpubl.docx 919.17 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Конспект занятия на тему:

Автор: Чичканова Наталья Алексеевна,

педагог дополнительного образования

ст. Кавказская ,2016г.

Цель занятия: познакомить обучающегося с основами композиции музыкальной пьесы в форме периода.

1.Познакомить с творчеством А.К.Лядова.

2.Познакомиться со строением музыкального произведения в форме периода.

3.Развивать музыкальные способности.

4.Изучить этапы сочинения.

2.Анализ формы периода.

4.Работа над сочинением музыкальной пьесы – сказка.

Организационный момент. (1 мин).

Педагог: Сегодня мы познакомимся с творчеством А.К.Лядова, с его произведениями, а затем ты сам попробуешь себя в качестве композитора при сочинении музыкальной пьесы.

Основная часть (28 мин).

Композитор не писал больших многослойных произведений. Его излюбленной музыкальной формой стала небольшая инструментальная или вокальная пьеса.

Педагог: Какой ты представил себе главную героиню?

( ребёнок описывает музыку).

Педагог: опиши музыку, которую ты сейчас услышал.

(ребёнок рассказывает свои впечатления от музыки)

Педагог: Опиши героиню данной симфонической сказки

Педагог: Сегодня, прежде чем ты попробуешь сочинить свою музыкальную сказку, мы должны вспомнить такую форму как период.

Ребёнок: Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение .

Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Педагог: Ну, а теперь мы напишем музыкальный диктантдля развития твоих музыкальных способностей (проигрывает №384-мелодический диктант).

Обучающийся прослушивает и пишет в нотной тетради мелодический диктант.

Педагог: Прежде чем приступить к сочинению, мы выберем лад, в котором будет написан твоя музыкальная сказка.

Обучающийся: Я хочу, чтобы пьеса звучала в миноре.

Педагог: Мы с тобой возьмём тональность Соль минор, в котором есть знаки альтерации -си и ми бемоль, ты должен это учитывать при сочинении мелодии. В конце нашей пьесы мы проставим нотку – Соль. И ещё мы должны выбрать размер. В каком размере будет написана твоя музыкальная сказка? Я бы хотел взять размер ¾.

Педагог: Давай попробуем сначала подобрать мелодию на фортепиано и распеть её.

Обучающийся распевает и подбирает на фортепиано свою мелодию.

Педагог: Ну, а теперь мы поработаем в нотной тетради. Расчерти такты.

Обучающийся выполняет задание.

Педагог : чтобы правильно ритмически записать мелодию, нужно её прохлопать со счётом.

Обучающийся прохлопывает, то что он записывает в тетради.

Педагог: Затем оформляются штрихи.

Обучающийся проставляет легато.

Педагог на начальном этапе помогает оформить аккомпанемент левой руки. Если ребёнок обучается более двух лет, он самостоятельно проводит гармонический анализ и подбирает аккомпанемент.

Заключительная часть(1 минута).

Педагог: что тебе понравилось на сегодняшнем занятии?

Обучающийся: я познакомился с очень интересными произведениями композитора А.Лядова, также мне очень интересно было самому сочинять музыку.

Педагог: теперь ты сам сможешь поработать над следующим твоим сочинением.

деления на фон и рельеф - нет! всё фон и всё рельеф. тем самым предвосхищает совершенно иные типы тематизма, что возникнут в 20 веке.

Жанр: картинка к русской народной сказке для большого оркестра.

Состав орксстра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ксилофон, тарелки, большой барабан, струнные.

Удивительно яркая, красочная партитура открывается свистящим унисоном деревянных духовых и флажолетов струнных фортиссимо. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела.

И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем (размер в три восьмых с паузой на каждой третьей доле), а затем равномерным, все больше набирающим силу.

Тема Бабы-Яги – угловатая, причудливая, резко акцентированная тема в гротескной окраске низкого тембра фагота, который далее сменяется сумрачным звучанием бас-кларнета с дающим новую окраску английским рожком:

Вступают все новые инструменты. Взлеты пассажей струнных передают подхлестывание песта с помелом, слышится треск деревьев, хруст листьев. Ярко солирует ксилофон со своим характерным щелкающим тембром. Развитие происходит волнами, проносящимися в стремительном темпе и воспринимающимися как единый поток.

Кульминационные моменты построены на встречном движении хроматической гаммы и звукоряда тон—тон—полутон-полутон; в основе восходящего движения басов лежит цело-тонная гамма, усложненная проходящими хроматическими звуками:

Снова вступает тема Бабы-Яги.

Но вот рассеивается и затихает звучность: Баба-Яга пронеслась и исчезла. Последние восходящие аккорды флейт на фоне шелестящего тремоло скрипок истаивают на пиано-пианиссимо в высочайшем регистре.

Образец реалистического творчества позднего Лядова.

№2. Коляда-Маляда (эпический жанр). В основу этой части взято два различных колядных напева).

№5. Былина о птицах (эпический жанр). Соединение эпического начала, юмора и элемента фантастики. Темой здесь служит короткая попевка из трех звуков в объеме малой терции.

№7. Плясовая . Орнаментальное варьирование напева в народно-инструментальной импровизационной манере. Струнные играют pizzicato в подражание народным щипковым инструментам, малая флейта, вызывающая ассоциацию с народным духовым инструментом, варьирует плясовой напев, сопровождаемый бубном

№8. Хоровод . Яркая жанровая картинка народного праздничного веселья, выполняющая функцию финала. Развитие темы в этой части наиболее разнообразно и свободно. Здесь сочетаются вариационный и разработочный принципы, образуя в целом трехчастную форму. В итоге все выразительные средства: ладово-гармонические, фактурные, оркестрово-тембровые, так же как и различные приемы развития (преимущественно вариационные) — подчинены максимально яркому выявлению образного содержания и жанровых особенностей народных напевов.

Жанр: сказочная картинка

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, литавры, челеста, большой барабан, арфа, струнные.

Премьера: 1909, в одном из концертов симфонического собрания под управлением Н. Черепнина. Точная дата премьеры не установлена. Рецензия на концерт появилась 26 февраля 1909 года.

Своеобразная трехчастная форма; крайние разделы ее (особенно реприза) выдержаны в тональности Ре-бемоль мажор и содержат сходные мотивы, заменяющие собой тему. В репризе эти мотивы соединяются в довольно длинное построение, лишенное, однако, яркой экспрессии и широкого мелодического дыхания.

Первые такты — одинокий звук у струнных басов на фоне чуть слышного тремоло литавр. На него наслаивается квинта, создающая впечатление глубины. Подобно легкой ряби на неподвижной воде, начинается колышущееся движение засурдиненных скрипок. Далее возникают мельчайшие мелодические мотивы, арпеджио арфы, трели и флажолеты скрипок, хрустальные звуки временами вступающей челесты — тончайшие оркестровые краски в сочетании с пряной альтерированной гармонией. Так постепенно разворачивается тончайшая звукопись, создающая картину затерянного в лесной глуши озерного зеркала. Временами появляются более оформленные, индивидуализированные мелодические образования, но растворяются в общем колышущемся фоне. Развития как такового нет, как нет и четко выраженного тематизма. Все завершается, как и начиналось, глубоким пианиссимо струнных и тремоло литавр.

Особенно поэтичен и тонко-живописен эпизод, где арфа с челестой накладываются на дрожащую движущуюся гармонию разделенных скрипок, создавая картину ночного неба в легкой облачной дымке, сквозь которую временами проглядывают звезды:

Жанр: народное сказание для оркестра (1909)

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.

Премьера: 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.

Вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.

Характеристика этого злобного уродливого существа дана в остро ритмованной хроматической теме, пронзительно звучащей у флейты пикколо:

Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

Тема Кикиморы появляется в медленном вступлении, рисующем таинственную и волшебную обстановку детства Кикиморы. Причудливо-загадочный колорит здесь создается за-сурдиненной звучностью струнных, закрытых валторн и труб, глуховатой и темной окраской басового кларнета с фаготами Впечатление скованности и необычности усиливается харак терной гармонизацией во всем вступлении господствует тоническое трезвучие, окружаемое хроматическими гармониями, неизменно сползающими к тонике:

Этот гармонический принцип положен в основу эпизода,, рисующего хрустальчатую колыбельку: аккорды челесты, фантастично блещущие и холодные по колориту, опираются на неизменную тонику ми-минора:

Мелодия колыбельной также строится на тоническом трезвучии: ей свойственно упорное тяготение к звуку ми, подчеркиваемом двукратной интонацией соль-ми, соль-ми.

Полной статике и волшебной «оцепенелости вступления резко контрастирует основной — быстрый раздел, активный и динамический по своему характеру. Он основан на главных тематических элементах вступления. Среди мелькания острых гармоний, энергичных ритмических рисунков и эпизодических коротких мотивов выделяется тема Кикиморы, пронизывающая своими хроматическими интонациями всю музыкальную ткань.


Стройность всей композиции придают обрамляющие вступление и заключение, построенные на одном материале, но с противоположной трактовкой. Громкий, устрашающий свист (взвизгивание флейты-пикколо) вводит в действие (вступление); в конце тот же свист еле слышен, он звучит в отдалении, после чего наступает зловещая тишина.

В развитии пьесы огромная роль принадлежит тембровой игре оркестровых красок, ладогармоническому строю и динамической драматургии. Все сочинение выдержано на уровне pianissimo. Но в сфере этой динамики возникает множество оттенков — нарастания, спады, изумительные по красоте тихие кульминации. Вся эта полутоновая палитра живет, одухотворяется и создает при помощи этих тишайших звучаний с приглушенными crescendo, diminuendo необычайно интересный в своем затуманенном колорите пейзаж в стиле импрессионистско-символистских картин Борисова-Мусатова.

В тембровой, ладогармонической, мотивной драматургии пьесы — во всем этом прослеживается и достаточно четкая логика развития музыкальной формы. Она дает ясную направленность внутреннего движения и в то же время сохраняет характерную закругленность всей структуры, укладываясь в стройную концентрическую пятичастную форму А — В — С — В 1 — А 1 .

Гусли

Различные типы гусель отличались друг от друга по форме и по количеству струн, а следовательно, и по своим художественным возможностям. Крыловидные гусли имели небольшое число струн, чаще всего четыре или пять,

Три Руси и культура

Лукреций

Лукреций соединяет в себе и мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно ее любящего, и его поэма не простое переложение эпикуровской прозы в стихи: даже в самых абстрактных своих частях она согрета сильным вдохновением

Новоаттическая комедия

Ливий Андроник

ТРИЗ Альтшуллера



Идеи Генриха Альтшуллера активно используются при решении технических задач. В частности, теорией решения

Гравировка



Нанесение маркировки необходимо почти всем деталям автомобиля, инструментам — как бытовым, так и

Техника для музея



Мультимедийная техника активно используется при создании интерактивных музеев. Только в Санкт-Петербурге

Лиром Санда



Иногда кажется, что в каменном веке, когда регулирование ограничивалось распределением ролей в общине,

Профессия — парикмахер



Профессия парикмахера существует более пяти тысячелетий, и за всё это время

Купить буфет



Компактный и вместительный шкаф сочетает в себе практичность и стиль. Он одновременно экономит

Cвадебный портрет



На картине изображают особый фон в виде городских или сельских пейзажей, роскошного или, наоборот, скромного

Коктейли



На втором месте по популярности такой же коктейль с добавлением третьего ингридиента — мартини или любого другого

В чём варить кофе?



Большинство выбирает кофеварки, т.к. её отличие от кофемашины заключается в отсутствии

Дизайн рекламы



Привлекающими внимание элементами традиционно являются вывески, световые короба, объёмные надписи

Гепатит B



В настоящее время терапия сводится к сдерживанию размножения вируса. Полностью очистить организм

Антенна

Азарт и удача



Автоматы настраиваются таким образом, что периодически дают возможность сыграть бесплатно, и важно только

Кожаный рюкзак



Этот стиль вытеснил изящные женские сумочки через плечо и клэтчи и заменил их на рюкзаки, которые удобно носятся

Крыша на балкон



Крыша монтируется на каркас, устанавливаемый на балконе, либо на специальные держатели, крепящиеся

Полотенца оптом



Структура махрового полотенца напоминает структуру ковра, которым оно, по сути, и является. Поэтому махровые

Доставка пиццы



Cегодня такой обыденный заказ делают по утрам миллионы людей, чтобы позавтракать. Пиццу можно не просто заказать

Купоны Shoe Dept



С момента основания магазины Shoe Dept завоевали авторитет на рынке розничной торговли мужской, женской и детской

История игрушек



На одинаковые заготовки можно было надеть разные парики, разную одежду, раскрасить по-разному и получать не просто

Такси для вещей



Службы грузовых такси упорядочили рынок городских перевозок, который всегда был довольно значительным, но

Читайте также: