Вокально инструментальное сочинение траурного характера

Обновлено: 03.07.2024

Тестовые задания по музыке для 5 класса.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Музыка это -

а) пространственное искусство;

+б) временное искусство;

в) прозрачное искусство.

2. Что роднит литературу с музыкой? Бывает ласковой, угрожающей, взволнованной:

3. Кто из этих композиторов русский:

4. В какую группу симфонического оркестра входит скрипка:

а) медные духовые;

5. Родина оперы:

6. На что опираются большинство композиторов при создании своих произведений:

а) на музыку других композиторов;

б) на старинные придания;

+в) на литературу.

7. Австрийский композитор-песенник:

8. Самый распространенный жанр музыкального творчества:

9. Как называется небольшое музыкальное произведение для голоса в сопровождении фортепиано или гитары:

тест 10. Жанр вокально-инструментальной музыки:

б) Н. А. Римский-Корсаков;

в) М.П. Мусоргский.

12. В творчестве какого композитора переплетаются: живопись, музыка, поэзия:

+а) программные произведения;

б) литературные произведения;

в) произведения изобразительного искусства.

14. Песня, исполняемая только на гласном звуке:

в) цыганская песня.

16. Какое историческое событие стало основой для создания кантаты С. Прокофьева и одноименного фильма С. Эзенштейна:

а) Куликовская битва;

+б) Невская битва;

в) Бородинское сражение.

18. Польский композитор, пианист, подаривший нам ноктюрны, вальсы, мазурки:

19. Произведение траурного характера для хора с оркестром называется:

тест-20. Жанр, зародившийся в Италии, в котором театральные актеры стали петь. В его основе происходит соединение музыки и действие:

22. Вокальная музыка - это:

а) музыка, исполняемая голосом без слов;

б) музыка, исполняемая на инструменте;

+в) музыка, исполняемая голосом.

23. Опера-былина, написанная Н. А. Римским-Корсаковым, в основе которой, сюжет легла былина об отважно путешественнике и гусляре:

25. Как называется балет, написанный великим русским композитором П. И. Чайковским, в основе которого легла сказка Э. Т. А. Гофмана:

26. М.И. Глинка – это:

+а) русский композитор, основоположник русской музыки;

б) норвежский композитор;

в) создатель жанра балет.

28. Вид древнерусского церковного пения?

+а) знаменный распев;

б) гвардейский распев;

в) церемониальный распев.

29. Как называлась кантата, написанная С. Прокофьевым на исторический сюжет про князя:

а) Князь Владимир;

+б) Александр Невский;

тест_30. Картина из трех частей называется:

31. Низкий женский голос называется:

а) название музыкального инструмента;

б) название оперы;

+ в) оркестровое вступление.

34. Русский композитор-песенник с тяжелой с тяжелой судьбой. Даже вдали от Родины, он передавал свою любовь к ней через музыку:

36. Инструмент, который сравнивают со звучанием человеческого голоса, и часто его звучание похоже на плач. Этот инструмент раньше был любимым у бродячих музыкантов:

38. Руководитель оркестра:

39. Оркестр состоит из 4 групп: струнные, медные духовые, ударные и …:

а) оловянные духовые;

б) стеклянные духовые;

+в) деревянные духовые.

тест*40. Великий композитор, который написал 9 симфоний. К концу жизни оглох:

41. Этот величественный инструмент можно встретить в храмах и соборах:

в) ударная установка.

42. Пение без музыкального сопровождения называется:

43. Музыкальное произведение, созданное И. С. Бахом, в котором одна и та же тема повторяется в разных голосах:

45. Это произведение обычно в трех частях с глубоким содержанием. Части этого произведения обычно разные по характеру:

46. Основоположник импрессионизма в музыке, французский композитор. Его творчество основывалось на творчестве русского композитора Н. Римского-Корсакова:

47. Произведение С. Прокофьева, в котором нет реальных пейзажей, а только что-то абстрактное, похожее на ломаные линии:

49. В какую группу оркестра входит барабан:

тест№ 50. Что является главным в песне:

+а) слова и мелодия;

в) мелодия и исполнитель.

51. Что не относится к русскому народному фольклору:

52. Песня без слов – это…:

а) песня без сопровождения;

+б) небольшая инструментальная пьеса лирического характера;

в) песня на воде.

54. Жанр вокальной музыки:

55. Жанр симфонической, инструментальной музыки:

(лат., от requies - покой, отдых). Заупокойная обедня римско-католической церкви, а также музыка к ней.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

лат. requiem , от requies , покой, спокойствие. Музыкальная пьеса, исполняемая на католических похоронах.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

реквиема, м. В католической церкви – заупокойная служба. || Музыкальное произведение траурного характера. Реквием Моцарта. [ По первому слову латин. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой ].

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Полезное

Смотреть что такое "РЕКВИЕМ" в других словарях:

РЕКВИЕМ — Моцарта. Реквием Верди. Немецкий реквием Брамса. Военный реквием Бриттена. Каждый, наверное, не раз слышал эти слова, но не задумывался над тем, что же они означают. По латыни requiem aeternam вечный покой. Эти слова начало католической… … Музыкальный словарь

РЕКВИЕМ — (requiem, винительный падеж от латинского requies покой, отдых; начальное слово текста Requiem aeternam dona eis, Domine Вечный покой даруй им, Господи ), траурная заупокойная месса. В музыке 18 20 вв. близок оратории (реквиемы В.А. Моцарта, О.А … Современная энциклопедия

РЕКВИЕМ — РЕКВИЕМ, реквиема, муж. В католической церкви заупокойная служба по умершем. || Музыкальное произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза. (По первому слову лат. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой).… … Толковый словарь Ушакова

Реквием — (requiem, винительный падеж от латинского requies покой, отдых; начальное слово текста “Requiem aeternam dona eis, Domine” “Вечный покой даруй им, Господи”), траурная заупокойная месса. В музыке 18 20 вв. близок оратории (реквиемы В.А. Моцарта, О … Иллюстрированный энциклопедический словарь

реквием — богослужение, месса Словарь русских синонимов. реквием сущ., кол во синонимов: 3 • богослужение (21) • … Словарь синонимов

РЕКВИЕМ — (по начальному слову лат. текста Requiem aeternam dona eis Domine Вечный покой даруй им, Господи ), заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди); с 17… … Большой Энциклопедический словарь

РЕКВИЕМ — [рэ ], а, муж. 1. У католиков: богослужение по умершему. Служить р. 2. Траурное вокальное или вокально инструментальное музыкальное произведение. Р. Моцарта. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Реквием — Реквием. (missa pro defunctis, Seelenmesse) католическая обедня поумершим: музыкальное сочинение для солистов, хора, оркестра или органа.Делится на следующие части: 1) Requiem aeternam, 2) Dies irae, 3)Domine, 4) Sanctus, 5) Anus Dei. Кроме того… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Реквием — (нем. requiem) – заупокойная месса. Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты канонического текста, или на тексты нерелигиозного содержания. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 21 реквием

Название музыкального произведения.

РЕ́КВИЕМ, реквиема, муж. В католической церкви - заупокойная служба по умершем.

|| Музыкальное произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза. (По первому слову лат. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой).

РЕ́КВИЕМ [рэ ], -а, муж.

1. У католиков: богослужение по умершему. Служить р.

2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. Р. Моцарта.

1) Заупокойное католическое богослужение.

2) Музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.

Ах, Марина, давно уже время, да и труд не такой уж ахти, твой заброшенный прах в реквиеме из Елабуги перенести (Пастернак).

От латинского requiem (← requies ‘покой’, ‘успокоение’), начального слова латинского песнопения: requiem aeternam dona eis ‘покой вечный дай им’. В русском языке - с начала XIX в.

РЕ́КВИЕМ 1́ , -а, м

Богослужение в католической церкви, заупокойная служба.

Поминальная служба в костеле, реквием, закончилась в три часа пополудни.

РЕ́КВИЕМ 2́ , -а, м

Вокально-инструментальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, состоящее из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров, предназначенное для заупокойной литургии, исполняемое в сопровождении органа и оркестра.

К XVIII веку реквием устоялся как жанр и превратился в крупное циклическое произведение скорбно-трагического характера.

РЕ́КВИЕМ -а; м. [от первого слова латинского текста: reguiem aeternam dona eis - покой вечный дай им]

1. В католической церкви: заупокойное богослужение.

2. Музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера.

РЕКВИЕМ (по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis - Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди); с 17 в. реквиемы создаются и на немецкие тексты из лютеранской Библии (Г. Щютц, И. Брамс), в 20 в. - на неканонические тексты (Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский).

1. Заупокойное католическое богослужение.

2. Музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера.

Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза.

[От первого слова латинского текста реквиема: requiem aeternam dona eis - покой вечный дай им]

РЕ́КВИЕМ (от нач. слова католич. молитвы Requiem aeternam dona eis Domine - покой вечный даруй им, Господи) - траурная заупокойная месса в католич. богослужении. Основные части мессы присутствуют в Р., за исключением Gloria и Credo. Добавляются: в начале Requiem, перед Sanctus - Absolve Domine (Прости, Господи), секвенция Dies irae (День гнева, Судный день) с Lacrimosa dies (Слезный день) и др., в конце - причащение Lux aeterna (Свет вечный) и Libera me (Избавь меня). Первые многоголосные Р. 15 в. исполнялись а капелла (И. Окегем), с 17 в. - хором, солистами и оркестром. Популярнейший Р. принадлежит В. А. Моцарту (закончен Ф. Зюсмайером; рус. премьеры состоялись в 1805 в Санкт-Петербурге и, вероятно, в 1802 в Москве); упоминается в трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери". Первым среди рус. композиторов к Р. обратился О. А. Козловский (1798), позднее Р. сочинил И. Я. Афанасьев. В Requiem canticles (Заупокойные песнопения) И. Ф. Стравинского нек-рые традиционные для Р. части опущены. А. Г. Шнитке, В. П. Артемов, А. Г. Попов, В. Ю. Поляков использовали в Р. полный католич. текст.

РЕКВИЕМ (requiem, винительный падеж от латинского requies - покой, отдых; начальное слово текста "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), траурная заупокойная месса. В музыке 18 - 20 вв. близок оратории (реквиемы В.А. Моцарта, О.А. Козловского, Г. Берлиоза, Г. Форе, Дж. Верди, И.Ф. Стравинского, А.Г. Шнитке, "Немецкий реквием" И. Брамса, "Военный реквием" Б. Бриттена на неканонический текст).

Реквием, а, м.

1. Заупокойное католическое богослужение; траурное музыкальное произведение.

2. Конец, крушение (переносн.).

► Пушечные выстрелы 14/26 декабря были его [императора Александра I] печальным и своеобразным реквиемом. // Герцен. Исторические очерки //.*

- жанры духовной музыки в творчестве музыка Баха, Моцарта, Перголези, Орфа.

Одноголосие – мелодия, исполняемая в унисон несколькими голосами или инструментами.

Многоголосие – музыка, где одновременно сочетается нескольких мелодических линий.

Полифония – вид многоголосия с одновременным звучанием нескольких мелодий.

Месса – многоголосное хоровое произведение для церковной службы в сопровождении органа или оркестра.

Токката – виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа в быстром темпе и в чётком ритме.

Фуга – музыкальное произведение с последовательным голосоведением, повторяющим какую-либо тему.

Кантата – крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.

Реквием – оркестрово-хоровое произведение траурного характера.

Орган – это духовой клавишный музыкальный инструмент, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Клавир – это название всех струнных клавишных инструментов (клавикордов, клавесина, рояля, пианино).

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в Лейпциге.

Он вырос в большой семье, где был младшим среди восьми детей. В роду его было много музыкантов. Когда Себастьяну исполнилось десять лет, старший брат начал учить его играть на органе и клавире. Большая часть музыки Баха – духовная, значительную часть жизни композитор проработал в церкви Святого Фомы.

Орган — это духовой клавишный музыкальный инструмент, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Клавир - –это название всех струнных клавишных инструментов (клавикорда, клавесина, рояля, пианино).

Вспомним, что музыка бывает одноголосной и многоголосной.

Одноголосие - - музыка, для которой характерно наличие только мелодического голоса (без сопровождения и подголосков); мелодия, исполняемая в унисон несколькими голосами или инструментами.

Многоголосие - музыка, где одновременно сочетается нескольких мелодических линий.

Иоганн Себастьян Бах написал более 1000 многоголосных произведений. Его называют мастером полифонии.

Полифония — это вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.

Бах писал как духовную музыку, то есть музыку, связанную с религиозными текстами и обрядами, так и светскую, не относящуюся к религии.

Он попробовал себя во всех существующих в его время жанрах, кроме оперы.

Бах писал и инструментальную музыку, и вокально-инструментальные произведения.

Месса — это многоголосное хоровое произведение для церковной службы, исполняемое в сопровождении органа или оркестра.

Значительное место в творчестве композитора занимали токкаты и фуги.

Токката – это виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа, выдержанная в быстром темпе и в чётком ритме.

Фуга – это музыкальное произведение, основанное на последовательном вступлении нескольких голосов, повторяющих какую-либо тему.

Кантата – это крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.

Ещё один жанр концертной духовной музыки – реквием. Реквием – это оркестрово-хоровое произведение траурного характера.

Один из самых известных реквиемов написал Вольфганг Амадей Моцарт.

В 1847 году была издана книга Carmina Burana", найденная в бенедиктинском монастыре. Прошло много лет, и в 1934 году с этой книгой случайно познакомился Карл Орф. Название "с магической силой приковало мое внимание", - вспоминал Орф. На первой странице книги была помещена миниатюра с изображением колеса Фортуны, в центре его - богиня удачи, а по краям 4 человеческие фигуры с латинскими надписями. Человек наверху со скипетром, увенчаемый короной, - "царствую"; справа, спешащий за упавшей короной, - "царствовал"; простертый внизу - "есмь без царства"; слева, взбирающийся вверх - "буду царствовать". В средневековом сбонике "Кармина Бурана" более 250 текстов. Их авторами явились ваганты, писавшие на различных языках. Использование средневековой латыни К. Орф рассматривал как средство "вызывать души старых миров", по словам композитора.

Её написал немецкий композитор Карл Орф.

В 1847 году была издана книга Carmina Burana - название книги, найденной в бенедиктинском монастыре и изданной в 1847 году.

Орф познакомился с ней случайно в 1934 году. По его словам навзание книги "с магической силой приковало его внимание".

В книге было изображение колеса Фортуны, в центре - богиня удачи, а по краям 4 человеческие фигуры с латинскими надписями:"царствую"; "царствовал"; "есмь без царства" и "буду царствовать". . Использование латыни, по словам композитора, средство "вызывать души старых миров", по словам композитора.

Сегодня мы познакомились с творчеством великих композиторов:

Иоганна Себастьяна Баха, Джованни Баттиста Перголези, Вольфганга Амадея Моцарта и Карла Орфа.

Прослушали фрагменты их крупных произведений в различных жанрах: мессу, токкату и фугу, реквием, кантаты.

Узнали, что музыка может быть одноголосной и многоголосной.

А также то, что музыка бывает духовная, имеющая отношение к религии, и светской.

Сегодня мы познакомились с творчеством великих композиторов:

Иоганна Себастьяна Баха, Джованни Баттиста Перголези, Вольфганга Амадея Моцарта и Карла Орфа.

Прослушали фрагменты их крупных произведений в различных жанрах: мессу, токкату и фугу, реквием, кантаты.

Узнали, что музыка может быть одноголосной и многоголосной.

А также то, что музыка бывает духовная, имеющая отношение к религии, и светской.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Вычеркните лишний в цепочке инструмент.

Варианты ответа: пианино; саксофон; орган; рояль

Вопрос основан на общей эрудиции учеников, а также определениях клавикорда и органа. Орган – это духовой клавишный музыкальный инструмент, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух. Клавир – это название всех струнных клавишных инструментов (клавикордов, клавесина, рояля, пианино). Исходя из описаний инструментов лишним является саксофон, так как он не клавишный инструмент.

№ 2. Какой жанр не характерен для творчества Баха? Выберите правильный ответ.

Варианты ответа: месса; токката; фуга; опера

Ответ на вопрос звучал на уроке. Кроме того, на уроке ученикам были предложены для прослушивания фрагменты из мессы и токкаты Иоганна Себастьяна Баха.

Читайте также: